Культурно-досуговая деятельность как составная часть воспитательной работы с военнослужащими срочной службы РФ

Введение

«Культурно-досуговая работа по-прежнему будет охватывать все уровни — от подразделения до Министерства обороны… Организация эффективного досуга военнослужащих соединений и воинских частей, проведение культурно-массовых мероприятий останутся зоной прямой ответственности заместителей (помощников) командующих (командиров) по работе с личным составом».

Статс-секретарь —

заместитель министра обороны

Российской Федерации

Н. Панков

Современный этап развития Вооружённых Сил предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам военнослужащих, выдвигает новые задачи по повышению боевой готовности войск — что в современных условиях социальной трансформации и полипарадигмальности общественного сознания неотделимо от задач современной политики Президента и Правительства РФ в области гуманизации срочной военной службы.

Со времён Александра Суворова жив и передается из поколения в поколение непреложный постулат: исход любого сражения зависит от крепости духа воинов. Именно поэтому работа с людьми во все века была и остаётся востребованной. Опираясь на богатый исторический опыт, арсенал форм и методов этой работы неустанно совершенствуется, обновляется, модернизируется.

В последние годы поддержание необходимого уровня морально-психологического состояния личного состава Вооружённых Сил возлагалось на органы воспитательной работы. Естественно, что эти структуры не могли оставаться вне русла преобразований, проводимых в настоящее время в Вооружённых Силах.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только адаптации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Она является важным потенциальным инструментом гуманизации срочной армейской службы, а также смягчения связанных с воинской обязанностью фундаментальных социально-политико-правовых противоречий современного государства и общества.

13 стр., 6245 слов

Аддиктивное поведение военнослужащих в условиях военной службы, ...

... от их общего числа в Вооруженных Силах Российской Федерации. Цель исследования: Изучение предпосылок аддиктивного поведения военнослужащих срочной службы через обращение к мировоззренческим особенностям ... информации, необходимого для выбора оптимальной стратегии. Анализ работы по предупреждению пьянства и алкоголизма в Вооруженных Силах Российской Федерации показывает, что ее эффективность ...

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена следующими обстоятельствами:

— современный этап развития Вооружённых Сил предъявляет повышенные требования к профессиональным качествам военнослужащих; при этом социокультурно-смысловое пространство современного общества является полипарадигмальным, и в нем доминируют индивидуалистические мотивы; вышеуказанные обстоятельства в идеале требуют отмены призыва и перехода к профессиональной армии, а при невозможности такого перехода в ближайщее время — хотя бы фундаментальной гуманизации срочной военной службы;

— боеспособность войск в значительной степени зависит от духовно-нравственно-психологического состояния военнослужащих (на которое, в той или иной степени, влияет социально-культурная, культурно-досуговая деятельность).

— культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах в силу множества обстоятельств имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности.

Гипотеза: мы предполагаем, что активная культурно-досуговая деятельность военного культурно-досугового учреждения способна положительно повлиять на адаптацию военнослужащих срочной службы, гуманизируя психолого-социокультурное пространство их жизнедеятельности и улучшая их социально-психологическое самочувствие.

Цель: сформировать смысловой комплекс динамики влияний культурно-досуговой деятельности на адаптацию военнослужащих срочной службы в рамках конкретных микросоциальных условий — в контексте дальнейшего формулирования предложений относительно мер по совершенствованию вышеуказанных влияний.

Задачи:

1. На основе интегрального анализа научной литературы сформулировать обобщенный смысловой комплекс рассматриваемой проблематики;

2. Проанализировать сущность культурно-досуговой работы с военнослужащими срочной службы, ее влияние на их социально-психологическое самочувствие;

3. Выделить характерные отличительные особенности культурно-досуговой деятельности с военнослужащими срочной службы — как потенциального фактора гуманизации срочной военной службы и адаптации военнослужащих к ее условиям;

4. Комплексно проанализировать возможности культурно-досуговой деятельности применительно к ее потенциальной роли фактора гуманизации срочной военной службы и адаптации к ней военнослужащих — в контексте дальнейшего формулирования предложений относительно мер по совершенствованию таких возможностей.

Объект исследования: процесс влияния культурно-досуговой деятельности на социально-психологическое самочувствие военнослужащих срочной службы в рамках конкретных социально-ситуативных условий.

Предмет исследования: система мероприятий в рамках культурно-досуговой деятельности как потенциальный фактор повышения социально-психологического самочувствия военнослужащих срочной службы и их адаптации к условиям военной службы.

Методологическая основа исследований: связанное с рассматриваемой проблематикой законодательство Российской Федерации, «теория среднего уровня» Р.Мертона (требующая при применении любой теории для практических целей учета конкретных микросоциальных и ситуативных условий), концепции современного российского социокультурно-смыслового пространства Л.Г.Ионина.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Методы сбора и анализа эмпирического материала: выработка адекватной специфике данной работы и настоящей проблематике генеральной совокупности и формирование выборки по методу «основного массива»; проведение анкетирования путем самостоятельного заполнения респондентами опросника, подсчет индивидуальных и общих значений для различных индикаторов и составляющих.

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений относительно потенциальных возможностей КДД применительно к задачам гуманизации военной службы.

Практическая значимость исследования состоит в расширении когнитивно-методологического инструментария применительно к специфике задач КДД для ВСС.

Структура работы: введение, 2 главы, список литературы, приложения……….

Список литературы

1. Аврамов З.А., Еременко В.Д., Холодов О.М. Морально-психологическое обеспечение действий подразделений ВВС: Учебное пособие. — Воронеж, 2006.

2. Анашкин О., Лукъянцев С. Командир и воинский коллектив // Ориентир, 2003. — №6. — С. 53-57.

3. Арзамаскин Ю.Н., Вакаров А.Ф. морально-психологическое обеспечение боевых действий частей и соединений в вооружённых конфликтах, локальных и региональных войнах. — М.: ВУ, 2004.

4. Богатырев В., Рытенков С. Концепция и жизнь. Как повысить эффективность воспитательной работы. // Ориентир. — 2004. — №11. — С. 53-57.

5. Буранов С. Национально-психологические особенности военнослужащих // Ориентир, 2003. — №7 — С. 57-61.

6. Вайсеро К.И. Социально-культурная деятельность в Вооруженных Силах Российской Федерации: психологические основы: Монография. — М.: ВУ, 2002. — 156с.

7. Вайсеро К.И. Современный статус специалиста социально-культурной деятельности Вооруженных Сил РФ: Учебное пособие. — М.: ВУ, 2001. — 36с.

8. Военная педагогика / Под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб.: Питер, 2008.- 640 с.

9. Военная психология: Учебник для вузов / Под ред. А.Г. Маклакова. -СПб.: Питер, 2005. — 464 с.

10. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 384 с.

11. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации / под ред. И.А. Липского. — М.: Воен. ун-т, 1995.

12. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации: Учебное пособие / под ред. Н.И. Резника. — М., 2005. — 340 с.

13. Воспитательная работа: содержание, организация, методика / под общ. ред. Н.И. Резника. — М.: «Телисс», 2002. — 94 с.

14. Дворецкий М.И. Актуальные проблемы воинского воспитания: Учебно-методические пособие. — Новосибирск: НВВПОУ, 1990. — 20 с.

15. Директива министра обороны Российской Федерации 1993 года № Д-64 «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации».

16. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. — Л., 1983. — С.7- 17

17. Зеленков М.Ю. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил) (подразделение — часть): Учебное пособие. — М.: Изд-во МАИ, 2004. — 404 с.

18. Иванов В.А., Пронякин Ю.Ф., Удальцов В.Г. Воспитание подчиненных: организация и методика: Учебно-методическре пособие / под ред. А.В. черкасова. М.: ГУВР ВС РФ, 1997. — 72 с.

9 стр., 4339 слов

Объём дисциплины и виды учебной работы

... часа. Одна зачётная единица равна 36 часам.   Объём дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы Всего часов/зачётных единиц Семестры Аудиторные занятия (всего), в том числе: Лекции ... (Л) Практические занятия (ПЗ), в т.ч. зачёт Семинары (С)     Лабораторные работы (ЛР) ...

19. Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах. М., 1998. — 296 с.

20. Караяни А.Г., Сыромятников И.В. Прикладная военная психология /А.Г. Караяни, И.В. Сыомятников. — СПб: Питер, 2006. — 436 с.

21. Каменец А.В. Деятельность клубных учреждений в современных условиях: Учебное пособие. — М.: МГУК, 1997-41с.

22. Кисилева Т.Г., Красильникова Ю.Д. Межведомственные культурно-досуговые центры открытого типа // Социальная педагогика: Проблемы, поиски, решения: Проспект / ВНИК АПН СССР.- М., 1991-с.3.

23. Кисилева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. — М.: Издательство МГУК, 1995.-136с.

24. Клуб: Культура досуга. — М.: Профиздат, 1987.-184с.

25. Клюско Е.М. Центры досуга: содержание и формы деятельности // Центры досуга. — М.: НИИ культуры, 1987.-С.31-33.

26. Колношенко В.И., Хоменко В.И. Менеджмент социально-культурной деятельности: профессия и личность в условиях Вооруженных Сил РФ: Учебное пособие.- М.: ВУ, 2003.

27. Колношенко В.И. Менеджмент в массовой военной библиотеке: сущность и технология управленческой деятельности: Учебное пособие.- М.: ВУ, 2003.

28. Колношенко В.И. Менеджмент в социально-культурной сфере: Сущность и механизм функционирования: Учебное пособие.- М.: ВУ, 2000.

29. Колношенко В.И. Менеджмент в социально-культурной сфере Вооруженных Сил Российской Федерации: Альбом схем.- М.: ВУ, 2001.

30. Колношенко В.И. Клуб воинской части как культурный центр: Учебное пособие.- М.: ВУ, 2001.

31. Константинова А.И. Игровой стретчинг. — С.-Пб.: Аллегро, 1993-71с.

32. Концепция воспитания военнослужащих Вооружённых Сил Российской Федерации /Приложение №3 к приказу МО РФ 2004 года №70. — М., 2004.

33. Краткий словарь по социологии / Под общей ред.Гвишиани Д.М. Лапина Н.И.-М.: Политиздат, 1988-479с.

34. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. — М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400.

35. Культура досуга. — Киев: Высшая школа, 1990.-С.92-108.

36. Культурно-досуговая деятельность: Учебное пособие / Под ред. Жаркова А.Д., Чижикова В.М.-М.: Издательство МГУК, 1981.-48с.

37. Культурно-досуговая работа в части (на корабле)/ — «Культурно-досуговая работа в части (на корабле)».- М., 2001. — ч.2.

38. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. — 2000. — Т. — II. Вып. 1(2) — С.288.

39. Лямзин М. Индивидуально-воспитательная работа в подразделении // Ориентир, 2003. — №1. — С. 50-53.

40. Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие — СПб., 1998.

41. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.

42. Организация и методика воспитательной работы в подразделении: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НВИ, 2000. — 204 с.

13 стр., 6128 слов

6.5. Организация психиатрической помощи военнослужащим 40-й армии ...

... организации психиатрической помо­щи, в частности, позволила ускорить восстановление боеспо­собности военнослужащих с легкими формами психогенных реакций и аддиктивных расстройств, а также обеспечить ... армии в Афганистане. Однако немоти­вированность и психологическая непонятность ряда поступков военнослужащих, некритичность к совершенному, отсутствие ре­акции на воспитательную работу со всей ...

43. Осипов И.Н. Организация воспитательной работы в подразделении: Учебно-методическое пособие. — Новосибирск: НВИ. 1999. — 20 с.

44. Пепеляев А.В. Культурно-досуговая работа в войсках: Учебное пособие / под ред. А.И. Гурского. — Новосибирск: НВВКУ МО РФ, 2005. — 74 с.

45. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.

46. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.

47. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.

48. Приказ МО РФ 2004 г. №70 «Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил РФ».

49. Приказ МО РФ 2005 г. №79 «О совершенствовании воспитательной работы в ВС РФ».

50. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера. В 2 ч. / под ред. Б.П. Бархаева. Ч. 1. — М.: ВУ, 1998. — 284 с.

51. Система морально-психологического обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учебное пособие / под редакцией генерал-полковника Н.И. Резника. — 2005. — 496 с.

52. Смертин А.Ф. Основы наглядной агитации и пропоганды: Учебно-методическое пособие / под общ. ред. Н.Ф. Зубкова. — Новосибирск: НВВПОУ, 1989. — 110 с.

53. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А. А. Урбанович. — Мн.: Харвест, 2003. — С. 91 — 167

54. Справочник офицера-воспитателя. Серия «Право в Вооруженных Силах — консультант». — М.: «За права военнослужащих», 2003. — вып. 35. — 368 с.

55. Справочник офицера-воспитателя Железнодорожных войск. — М.: Альпари, 1997. — 867 с.

56. Стёпкин В.Ф. Психология воинского коллектива. Коллективные настроения. — Новосибирск: НВВПОУ, 1986. — 65 с.

57. Теория и практика воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации: Учебное пособие / под общ. ред. И.А. Алёхина. — М.: ВУ, 2003. — 377 с.

58. Теория и практика воспитания военнослужащих / под ред. Н.И. Резника. — М.: 12 ЦТ МО РФ, 2005. — 340 с.

59. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991.

60. Тютченко А.М. Научные основы оценки и формирования морально-психологического состояния военнослужащих. — М.- 2003.

61. Хоменко В.И., Наугольный А.М. Организация и руководство культурно-досуговой работой: Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2003 — 64с.

62. Черкасов Л.В. Воспитание воина: в коллективе и через коллектив. — М.: Воениздат, 1984. — 118 с.

63. Чернов С.А. Психолого-педагогические основы воспитательной работы офицера с различными категориями военнослужащих. — Новосибирск: НВИ, 2004. — 32 с.

24 стр., 11693 слов

Работа заместителя командира роты по воспитательной работе по ...

... остро стоит вопрос о роли заместителя командира роты по воспитательной работе в подготовке военнослужащих к боевым действиям. Для эффективного формирования готовности подчиненных к ... Заместитель командира роты по воспитательной работе (ЗКРВР), как наиболее близкое к военнослужащему должностное лицо органов воспитательной работы, который в подробностях знает каждого военнослужащего своей роты и умеет ...