Теории юности. Новообразования юношеского возраста. Социальная ситуация развития

Теории юности в зарубежной психологии.основании длительного (12-летнего) изучения 165 подростков Гезелл подробно описывает особенности биологического созревания, интересов и поведения детей каждого возраста. Десять лет, по Гезеллу, это з’олотой возраст, когда ребенок уравновешен, легко воспринимает жизнь, доверчив, ровен с родителями, мало заботится о внешности. В 11 лет начинается перестройка организма; ребенок становится импульсивным, появляется негативизм, частая смена настроений, ссоры со сверстниками, бунт против родителей. В 12 лет турбулентность частично проходит, отношение к миру становится более позитивным, растет автономия подростка от семьи и одновременно — влияние сверстников. Главные черты этого возраста: разумность, терпимость и юмор; подросток охотно проявляет инициативу, начинает заботиться о внешности и интересоваться представителями противоположного пола. Ведущее свойство 13-летнего — обращение внутрь, подросток становится более интровертированным; он склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике; начинает интересоваться психологией, критически относится к родителям, становится более избирательным в дружбе; соматические сдвиги усиливают и без того частые колебания настроений.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к другим людям и различиям между ними; он очарован словом «личность», любит обсуждать и сравнивать се-ся с другими, активно идентифицируется с героями кино и литературы, узнавая в них собственные черты. Сущность 15-летия, пишет Гезелл, невозможно выразить в единой формуле, так как быстро нарастают индивидуальные Советский психолог Л. С. Выготский еще в 1920-х годах отмечал, что в психологии юношеского возраста значительно больше общих теорий, чем твердо установленных фактов. В какой-то мере это справедливо и сегодня.

С известным упрощением можно выделить три главных подхода к юности, каждый из которых имеет множество вариаций. Подход, ставящий в основу биологические процессы созревания, рассматривая остальные процессы развития как производные или в связи с ними, называется биогенетическим. Подход, фиксирующий главное внимание на процессах социализацииитехзадачах,которые ставит перед соответствующим этапом жизненного пути общество, называется социогенетическим. Подход, ставящий в основу развитие собственно психических процессов и функций, называется психогенетическим.

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте учебная деятель­ность становится ведущей. Это необычайно сложная дея­тельность, которой будет отдано много ... труднее, так как учебная деятельность недостаточно сформирована в этом оценочном звене, а подростки, ориентируясь больше на мнение сверстников, не прини­мают общие критерии оценки и ...

Биогенетические теории развития главное внимание обращают на биологические детерминанты развития, из которых выводятся или с которыми соотносятся социально-психологические свойства.

Сам процесс развития трактуется главным образом как созревание, стадии которого универсальны. Типы развития и вариации возрастных процессов выводятся из генетически обусловленных конституциональных типов.

Яркий представитель этого направления — американский психолог начала XX в. С. Холл. Главным законом психологии развития он считал биогенетический «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие, онтогенез, повторяет главные стадии филогенеза. Младенчество воспроизводит животную фазу развития. Детство соответствует эпохе, когда главными занятиями древнего человека были охота и рыболовство. Период от 8 до 12 лет, который называют иногда предподростковым, соответствует концу дикости и началу цивилизации; а юность, охватывающая период с начала полового созревания (12-13 лет) до наступления взрослости (22-25 лет), эквивалентна эпохе романтизма. Это период «бури и натиска», внутренних и внешних конфликтов, в ходе которых у человека появляется «чувство индивидуальности». Хотя Холл свел воедино большой фактический материал, что способствовало дальнейшей разработке возрастной психологии, его теория сразу же подверглась критике со стороны психологов, указывавших, что внешнее сходство детской игры с поведением животных или первобытных людей не означает психологической тождественности их поведения. Поверхностные аналогии, на которых основан «закон рекапитуляции», мешают понять конкретные закономерности психического развития.

Другой вариант биогенетической концепции разрабатывался представителями немецкой «конституциональной психологии». Так, Э. Кречмер и Э. Иенш, разрабатывая главным образом проблемы типологии личности на основе некоторых биологических фактороп (тип телосложения и т. п.), предположили, что между физическим типом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то связь. Э. Кречмер считал, что всех людей можно расположить по оси, на одном полюсе которой стоит циклоидный (легко возбудимый, непосредственный, крайне неустойчивый по настроению), а на другом — шизоидный (замкнутый, неконтактный, эмоционально скованный) типы. Последователь Кречмера К. Конрад предположил, что эти характеристики применимый к возрастным стадиям: предподростковый возраст с его бурными вспышками является преимущественно «циклоидным», а юность с ее тягой’к самоанализу — «шизоидным» периодами. Насколько трудной и болезненной будет юность, зависит, с этой точки зрения, от степени совпадения биологически заданных личностных свойств и свойств соответствующей фазы развития. Юность шизоидной личности протекает сложно и болезненно, поскольку возрастные свойства ее усугубляются индивидуально-типологическими, а циклоидная личность переживает юношеские тревоги в мягкой, ослабленной форме, свойства возраста уравновешиваются ее типологическими свойствами. В отличие от Кречмера, Йенш фиксирует внимание на различиях в уровне интегрированности психических процессов личности.

В. Целлер (ФРГ) в книге «Конституция и развитие» (1952) считает связующим звеном между психическим и соматическим развитием изменения в строении тела ребенка и их осознание. Идея синхронности соматического и психического развития лежит в основе разработанных Целлером тестов определения «школьной зрелости», т. е. степени готовности ребенка к школьному обучению.

6 стр., 2923 слов

Психология юности

... или иной мерысамостоятельности регулируется прежде всего возрастом ребенка, приобретаемымиим в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностямивзаимодействия с окружающим миром. Вместе с тем ... других эмоциональных связей. Специфика чувств, возникающих междудетьми и родителями, определяется главным образом тем, что забота родителейнеобходима для поддержания самой жизни ребенка. А нужда ...

Представители биогенетического направления привлекли внимание ученых к изучению взаимозависимости физического и психического развития. Это имеет важное значение для психофизиологии. Однако попытки понять закономерности развития психики исходя только из биологических законов, естественно, не увенчались успехом. Они недооценивают роль социальных факторов развития и переоценивают его единообразие. В большинстве случаев типичный для биогенетического подхода акцент на органическом характере процесса развития сочетается с какими-то другими положениями.

Такова, например, концепция известного американского психолога А. Гезелла. Как и Холл, Гезелл ориентируется на биологическую модель развития, в которой чередуются циклы обновления, интеграции и равновесия. «Рост» и «развитие» для Гезелла синонимы, обозначающие процесс прогрессивной дифференциации и интеграции способов поведения. Признавая факт культурных влияний, Гезелл подчеркивает, что «культура модулирует и канализирует, но не порождает этапов и тенденций развития». Как ни важно обучение и приобщение индивида к культуре, влияние аккультурации никогда не может пересилить влияние созревания.

Юношеский возраст, т. е. переход от детства к взрослости, продолжается, по Гезеллу, от 11 до 21 года, из которых особенно важны первые пять лет (от 11 до 16).

На различия. Новообразования этого возраста — рост духа независимости, который делает отношения подростка в семье и в школе весьма напряженными, жажда свободы от внешнего контроля сочетается с ростом самоконтроля и началом сознательного самовоспитания. Все это повышает ранимость подростка и его восприимчивость к вредным влияниям.

В 16 лет снова наступает равновесие: мятежность уступает место жизнерадостности, значительно увеличивается внутренняя самостоятельность, эмоциональная уравновешенность, общительность, устремленность в будущее.

Таким образом, биогенетический подход перерастает у Гезеллав эклектическое описание разных аспектов развития, объединенных чисто хронологически. Но календарный возраст сам по себе не может быть основой содержательной возрастной периодизации, так как он смазывает индивидуальные различия и социальные условия воспитания.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теории стараются объяснить свойства юности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимодействия подростка с другими людьми (Не следует смешивать социогенетический подход в психологии и социологические исследования юношества, имеющие совсем другие задачи).

Социогенетическая ориентация в изучении юности связана с влиянием социальной психологии. Такова, в частности, «теория поля» К. Левина, немецкого психолога, который последние годы жизни провел в США (Подробнее о нем см.: Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Просвещение, 1968, с. 98-103; Ярошевский М. Г. История психологии. 2-е изд., перераб. М., Мысль, 1976, с. 402-407).

Левин исходит из того, что человеческое поведение есть функция, с одной стороны, личности, с другой — окружающей ее среды. Однако свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Как ребенок не существует вне семьи, школы и т. д., так и эти общественные институты не имеют существования отдельного от взаимодействующих с ними и благодаря им индивидов. Единство и взаимодействие всех личностных и средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством.

2 стр., 874 слов

Юность как психологический возраст

... - рассмотреть такие стороны юношеской психологии как: психическое развитие и формирование личности, социальную ситуацию в этот период, общение в юности. Реферат состоит из двух глав, ... своей индивидуальности, неповторимости, непохожести и уникальности. Внутренняя напряженность, свойственная этому возрасту, порождает чувство одиночества, которое усиливает потребность в общении со сверстниками ...

Важнейшими процессами переходного возраста Левин считает расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка (юноши) определяется прежде всего маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому ни к другому. Эта особенность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в его психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. Поэтому степень «подросткового поведения» никогда не бывает одинаковой.

Достоинство концепции Левина в том, что он рассматривает юность как социально-психологическое явление, связывая психическое развитие личности с изменением ее социального положения. Однако эта концепция слишком абстрактна. Ставя жизненный мир ребенка в зависимость от его непосредственного окружения, микросреды, К. Левин оставляет в тени его общесоциальные детерминанты, такие, как социальное происхождение, род занятий, общие условия развития. Кроме того, Левин не уточняет возрастных граней периода маргинальности, в частности различий между подростком и юношей, и ее индивидуально-типологических вариаций. Между тем неопределенность возрастного статуса далеко не всегда означает также неопределенность уровня притязаний и ценностных ориентации. Эмпирическая проверка теории К. Левина английским психологом Д. Бамбером показала, что понятие юношеской маргинальности слишком расплывчато и не объясняет конкретных вариаций психики и поведения подростков и юношей.

Общая черта био- и социогенетического подхода к юности состоит в том, что источники и движущие силы развития они усматривают главным образом во внепсихических факторах. В первом случае акцент делается на биологических процессах, происходящих в организме, во втором — на социальных процессах, в которых участвует или воздействию которых подвергается личность.

Психогенетический подход не отрицает значения ни того ни другого, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. В нем можно выделить три течения. Концепции, объясняющие поведение главным образом в терминах эмоций, влечений и других внерациональных компонентов психики, называют психодинамическими. Концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных способностей и интеллекта, называют когнитивистски-ми (от «когнитивный» — познавательный) или когнитивно-генетическими. Концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называются персонологическими.

Ведущим представителем психодинамической теории юности является сейчас известный американский психолог Э. Эриксон. Его философско-методологические позиции представляют собой развитие положений фрейдистского психоанализа. 3. Фрейд считал основной движущей силой развития личности биологически заданное половое влечение («либидо»), вернее, порождаемые им психосексуальные конфликты (См. подробнее: Ярошевский М. Г. История психологии, 2-е изд., перераб. М., Мы.ль, 1976, с. 357-373, 397-402; Лейбнн В. М. Психоанализ и философия неофрейдизма. М, Политиздат, 1977).

4 стр., 1649 слов

Развитие личности донаучн. период

... ­ми органами (языком и рукой); юность, помимо указанных качеств, характеризу­ется более высоким уровнем развития мышления; возмужалость — развитием воли и способностью сохранять гармонию. Соответственно ... прием, который в современной науке называется ассоциативным экспериментом. По изменению пульса этого юноши Ибн Сина, называя различные объекты, установил какие именно из этих объектов ...

Однако Эриксон в значительной мере отошел от такого упрощенного биологизма и пансексуализма. Развитие человека, по Эриксону, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных процессов: соматического развития, изучаемого биологией; развития сознательного «я», изучаемого психологией, и социального развития, изучаемого общественными науками. Основной закон развития — «эпигенетический принцип», согласно которому на каждом новом этапе развития возникают новые явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях процесса. Переход к новой фазе развития протекает в форме «нормативного кризиса», который внешне напоминает патологические явления, но на самом деле выражает нормальные трудности роста. Переход в новую фазу развития возможен только на основе разрешения основного противоречия, свойственного предыдущей фазе. Если противоречие не разрешено, это неминуемо скажется позже.

В 14 лет интроверсия сменяется экстраверсией, подросток экспансивен, энергичен, общителен, возрастает его уверенность в себе, а также интерес к… С известным упрощением можно выделить три главных подхода к юности, каждый из… Биогенетические теории развития главное внимание обращают на биологические детерминанты развития, из которых выводятся…

СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ

Традиционно сложилось так, что периоды подростничества (среднего школьного возраста) и ранней юности (старшего школьного возраста) рассматривались самостоятельно, обособленно. Совместное их рассмотрение в одной главе обусловлено тем, что границы их становятся все более и более размытыми, а типы ведущей деятельности, по существу, перекрываются. Такова жизнь, такова практика жизни подавляющего большинства подростков и юношей в нашей стране. В какой мере это оправданно с точки зрения психологической теории, должны показать специальные исследования ближайших лет. Отличия подростков и юношей от младших школьников пока еще сохранились.

Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младшего школьника связаны прежде всего с учебной деятельностью, то в психологическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающейся системе социальных взаимоотношений с окружающими. Известно, что одна из важнейших особенностей подросткового периода — бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Так, под влиянием усиленного функционирования желез внутренней секреции повышается возбудимость их нервной системы. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.д. Но этого может и не быть, если взрослые проявляют чуткость и предупредительность.

Исследования отечественных психологов показывают, что если существенные изменения в психологическом развитии младшего школьника связаны прежде всего…

6 стр., 2518 слов

Понятия человек, личность, индивид, индивидуальность.

... биологического развития человека исключается. Взаимоотношения меж индивидом в качестве продукта антропогенеза, личностью, перенявшей ... персональные проявления мышления, восприятия, памяти, способностей, ощущений, обусловленных врожденными факторами, тренировкой, развитием и ... функций, социальных правил и норм поведения, с развитием умений выстраивать взаимоотношения с другими. Сформировавшаяся личность ...

Подчеркнем, что центральным новообразованием периода ранней юности становится самоопределение — профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть в своей будущей жизни.

Заметим, что в психологии развития профессиональное самоопределение подразделяется на несколько этапов, продолжительность которых зависит от конкретных социальных условий и индивидуальных особенностей развития личности. Первый этап — детская игра, в ходе которой ребенок принимает на себя разные профессиональные роли и проигрывает отдельные элементы связанного с ними поведения. Второй — подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии. Третий этап, захватывающий весь подростковый и большую часть юношеского возраста, — предварительный выбор профессии… Четвертый — практическое принятие решения, т.е. собственно выбор профессии, включает в себя два главных компонента: 1) определение уровня квалификации будущего труда, объема и длительности подготовки к нему; 2) выбор специальности.

Социальные притязания школьника и выбор специальности зависят от объективных условий (социального положения, материального благосостояния семьи, уровня образования родителей, социальной престижности и т.п.).

Большую роль играет профориентационная работа в школе. Специалисты подчеркивают, что профессиональная ориентация детей (как сложная психологическая проблема) должна органически связываться с их жизненными перспективами и ценностными ориентациями. Наиболее важно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачного или неудачного выбора профессии, оказавшего существенное влияние на весь жизненный путь человека; ознакомить с условиями труда; учитывать, что для юношей более важен размер оплаты, а для девушек — благоприятные условия труда; учащиеся (независимо от уровня знаний) нуждаются в специальной профориентационной информации и консультации (школьная программа этих знаний не обеспечивает, и подавляющее их большинство выбирает профессию стихийно).

Квалифицированная профессиональная ориентация школьников может стать элементом свободного социального самоопределения личности в целом.

Особенности познавательной сферы юношеского возраста.

Общая характеристика юношеского возраста. Основные черты психологии старшего школьника (ранняя юность).

Формирование личной идентичности. Общение и эмоциональная жизнь. Дружба. Любовь.

Психологическая характеристика юношеского возраста

Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций. И хотя сегодня очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, именно в юности дружеские и любовные привязанности особенно актуальны, хотя они и носят, по преимуществу, романтический характер. Однако на этом этапе могут возникать определенные проблемы, от решения которых напрямую зависит полноценное и динамичное функционирование личности в дальнейшем. И если юноша не сможет справиться с этими трудностями, то, в конце концов, его уделом становиться одиночество – состояние, при котором не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Так как именно в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность человека к семейной жизни, то подробное изучение юношеского типа общения, а именно — проблем дружбы и любви — может способствовать не только нормальному функционированию личности человека, но и созданию им в дальнейшем полноценной семьи и достижению счастья в браке.

16 стр., 7890 слов

Психологические концепции возрастного развития

... развития человека как индивида и как личности. Учитывая сказанное можно сформулировать и выделить следующие основные функции психологии развития ... предмет описания и сравнения психологических концепций возрастного развития, представленных в исследованиях отечественных и ... самоопределению; ) психология зрелого возраста занимается исследованием закономерностей и механизмов развития психики индивида на ...

Дружба в юношеском возрасте.

Дружбу можно определить как «положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь».1 Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба – это в основном отношения между людьми одного и того же пола. В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями.

Мотивы, которыми руководствуются юноши при выборе друзей.

В период отрочества подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойства личности, которые делают их популярными. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств, но лишь некоторые из них становятся близкими друзьями. В юности процесс социального сравнения меняется. Теперь юноши и девушки ищут друзей по принципу подобия, замещая количество друзей качеством близкой дружбы с немногими разделяющими их взгляды и ценности сверстниками. Таким образом, у юношей развивается способность устанавливать более тесные и глубокие дружеские отношения. Таким образом, в определениях дружбы здесь преобладают два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности и 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга. Здесь следует упомянуть о возрастных предпочтениях, которые встречаются в юношеской дружбе.

Ориентация на дружбу с ровесником говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Такая дружба основывается на принципах сходства и равенства. Выбор более старшего друга, напротив, выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Ориентация на младшего встречается значительно реже. Потребность в общении с младшим, желание руководить, делиться опытом, опекать – отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Более того, юноши, имеющие младших братьев и сестер, выше, чем остальные, оценивают себя по таким значимым качествам, как смелость, доброта, ум, самостоятельность, и ожидают более высоких оценок по этим качествам от своих родителей и друзей.

Дружба с младшим воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как ее альтернатива. У тех, кто дружит с младшими, такой выбор в большинстве случаев вынужденный. Это либо результат отставания в развитии, когда о кругу своих интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо воздействие каких-либо психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, свойственно мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т.д. Перенос эмоциональной привязанности на младших является в этом случае компенсаторным.

5 стр., 2224 слов

Личность в концепции трансакционального анализа Э Берна

... у здоровых людей, можно объяснить с привлечением концепции психической ... рис.1                                    &nbsличности реагируют на разные стимулы ... детства сохраняются в последующей жизни как полные состояния Эго ...

Психологические закономерности юношеской дружбы – будь то ее идеал или реальные свойства – отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

Половозрастные различия и индивидуально-типологические особенности дружбы в юношеском возрасте.

В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определенные различия между юношами и девушками. Девушки, как правило, боле эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем юноши. Девичьи критерии дружбы гораздо тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными.

Психофизиологические и познавательные особенности ранней взрослости (молодости).

Известный швейцарский психолог Э. Клапаред еще в 20-х гг. XX в. называл взрослость “психической окаменелостью”, настаивая на прекращении развития в этом периоде.

Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под руководством Б.Г. Ананьева, убедительно показало, что понятие возрастной изменчивости психофизиологических характеристик приложимо к человеку на всем диапазоне взрослости. Позднее исследование возрастной динамики внимания, мышления и памяти было продолжено вплоть до 60 лет.

Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций:

— Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии функций — наблюдается от рождения до ранней и средней зрелости. Вторая фаза — специализация психофизиологических функций — начинает активно проявляться после 26 лет. С 30 лет специализация доминирует, что связано с приобретением жизненного опыта и профессионального мастерства. — Сложная, противоречивая структура развития психофизиологических и психологических функций взрослого человека включает совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня, отдельных функций и познавательных способностей. Выявленная закономерность относится и к нейродинамическим, психомоторным характеристикам, и к высшим психическим функциям, таким, как вербальный и невербальный интеллект, память.

— Тетерохронность (неравномерность) развития — несовпадающий темп развития и уровней достижений человека как индивида, личности и субъекта деятельности, в том числе и внутри каждой из сторон в отдельности.

Динамика познавательных функций. На протяжении периода от 17 до 50 лет обнаруживается неравномерность в развитии вербально-невербальных компонентов интеллекта, изменяется структура их соотношения.

Для ранней зрелости (от 18 до 25 лет) свойственно усиленное развитие психических функций (фронтальный прогресс).

6 стр., 2990 слов

Развитие личности в зрелости

... зрелости является осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми. Развитие Личности зрелого человека ... важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции». Проблемы профессиональной ... людей в зрелом возрасте бывает еще один, «внеплановый» кризис, приуроченный не к границе двух стабильных периодов жизни, ...

Характерны конструктивные, положительные сдвиги — “пики”, или “оптимумы”, внимания, памяти, мышления. В этом возрасте обнаруживается большее число оптимумов в развитии мышления и памяти. Достигнутый уровень развития функций сказывается на второй фазе и времени ее наступления.

Стабилизация наблюдается в микропериод 33—35 лет. До 35 лет продолжается становление целостности функциональной основы интеллектуальной деятельности человека. В период 30—33 года наблюдается высокое развитие внимания, памяти, мышления, которое снижается к 40 годам. После 35 лет уменьшается возможность новообразований под влиянием усиливающейся жесткости связей между функциями. В микропериод 41 — 50 лет отмечается статистически значимое снижение уровневой оценки мышления по сравнению с 36—40 годами.

Средний максимум творческой активности для многих специальностей наблюдается в 35 — 39 лет. Однако в таких науках, как математика, физика, химия, пик творческих достижений зафиксирован до 30—34-летнего возраста; у геологов, медиков — в 35— 39 лет, а для философии, психологии, политики — несколько позже, между 40 и 55 годами. Большое влияние на сохранность познавательных функций оказывают ценностные ориентации взрослых. Такая обобщенная личностная установка, как активное стремление к новому в самых различных областях жизнедеятельности, поиск информации, желание не останавливаться на достигнутом, положительно сказывается на уровне развития образного мышления. Установка на совершенствование своей профессиональной квалификации, систематическое обращение к специальной литературе способствуют развитию преимущественно вербально-логического мышления, а также образного и практического.

В микропериод 51—55 лет, еще в большей степени, чем в предыдущий период, на уровень развития различных видов мышления, качества внимания и памяти, особенно смысловой, влияют активные познавательные устремления в профессиональной сфере и вне ее, восприимчивость к новому в самом широком смысле, в том числе и в досуговой деятельности. Важнейшими факторами оптимизации интеллектуального потенциала взрослых выступают: уровень образования (высшее, техническое или гуманитарное; средне — специальное или др.); образование как процесс, индивидуальная и организованная познавательная активность; вид профессиональной деятельности; характер трудовой деятельности (наличие компонентов творчества, потребность в умственном напряжении) и др.

Помимо сохранения, происходит качественное преобразование структуры интеллекта взрослого человека. Доминирующее место занимает обобщение на словесном материале. Новая возможная стадия развития интеллекта — способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений. Новое решение старых задач обнаруживается в более широком контексте отношения к себе с позиций общества, судеб человечества, характеризуется способностью к собственным суждениям и умением выбирать линию поведения, т.е. развитой индивидуальностью.

Объем вербального запечатления долговременной памяти во многом остается неизменным до старости, но ослабляется способность запечатления, кратковременная память, скорость реакции. Между тем совершенствование профессиональной памяти может не совпадать с общим ухудшением мнемической функции, т.е. специализация функции поддерживает ее общий уровень.

Современные исследования, в том числе лонгитюдные, доказали, что когнитивное развитие у взрослых не заканчивается, хотя нет полного согласия в вопросе о том, какие именно способности взрослых изменяются и каким образом. Чтобы охарактеризовать когнитивное развитие после юности, одни теоретики используют понятия “диалектическое” мышление и самостоятельно выбранная позиция и ответственность, подразумевая качественную перестройку интеллекта. Под диалектической стадией в развитии мышления понимается способность обдумывания противоположных мыслей и синтезирование или интегрирование их, интеграции идеального и реального. Другие исследователи говорят о постепенном совершенствовании и гибком использовании интеллекта для решения все более сложных задач на разных возрастных этапах, о способности суждения и рассуждения, о развивающихся смысловых системах, приобретающих индивидуальный характер, и т.п.

25.Специфика «Я-концепции» в период ранней взрослости.

Особенности Я-концепции

Представление человека о самом себе, система его установок относительно собственной личности.

Самоактуализация — стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности и т. п. Самоактуализация (в концепциях гуманистически ориентированных психологов) занимает в структуре потребностей личности одно из первостепенных мест в ряду фундаментальных потребностей.

Особенности развития Я-концепции в период ранней взрослости

Многие представления о себе, которые формировали Я-концепцию человека в период его взросления и продолжают обогащать ее уже у взрослой личности, по-прежнему основываются на собственном организмическом (в лексике К. Роджерса) оценочном процессе (здоровый — нездоровый, красивый — некрасивый, счастливый — несчастливый и т. д.).

Этот процесс связан с тенденцией актуализации. Таким образом, Я-концепция формируется в связи с самоактуализацией личности, стремление к актуализации — мотивирующий стимул развития Я-концепции.

Однако у взрослого человека этот процесс в большей мере контролируется принятыми личностью социальными (культурологическими, нравственными и др.) понятиями и ценностями. В соответствии с представлениями, устремленностями, критериями оценки определенных социальных групп, к которым относится личность, у нее возникают различные представления относительно личной направленности и способов самоактуализации. Я-концепция включает в себя, следовательно, и то, что связано с определенными стремлениями в самоактуализации. Таким образом, возникает конфликт взаимообусловленности.

Собственный организмический оценочный процесс — непрерывное рассмотрение опыта и размещение в рамках этого опыта ценностей в определенном порядке в соответствии с их способностью удовлетворять потребности, связанные с тенденцией актуализации. По мере взросления оценочные процессы все в большей степени помогают личности достичь такого уровня самоактуализации, который позволяет осознавать и ощущать внутренние переживания.

Константное ядро Я-концепции — основные представления о себе. У полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, людей: открытость для опыта, рациональность, личная ответственность, чувство собственного достоинства и др.

Оболочка Я-концепции — многофакторный Я-образ, изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.

Я-образ — совокупность образов (чувственных — ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Конгруэнтность Я-концепции — соответствие, состояние гармонии, которое ощущает ся, когда нет несоответствия между переживаниями человека и его Я-концепции. Возрастно-психологический контекст — возрастная специфичность потребностей и ценностей.

«Конфликт между стремлениями к актуализации и Я-концепцией, которая является подсистемой стремления актуализации, препятствует правильному восприятию как внутреннего, так и внешнего опыта» (Нельсон-Джо-унс Р., 2000, с. 30).

Личностный опыт не всегда согласуется с Я-концепцией. Это рассогласование воспринимается как угроза Я-концепции.

В зависимости от степени угрозы, которую несет собой опыт, человек может защищать свою Я-концепцию, отвергая опыт или искажая его восприятие. Люди, в особенности взрослые, психологически благополучны в той степени, в какой их представления о себе позволяют им воспринимать важный для них опыт. Эту возможность обеспечивает константное ядро Я-концепции.

Константное «ядро» Я-концепции полноценно функционирующих, или самоактуализирующихся, взрослых людей должно включать (в системе взглядов К. Роджерса и А. Маслоу): открытость для опыта, рациональность, личную ответственность, чувство собственного достоинства, способность к установлению и поддержанию хороших личных отношений и ведению этичного образа жизни.

«Оболочка» Я-концепции взрослого включает в себя многофакторный Я образ, а также изменяющиеся положительные и отрицательные самооценки.

Различие между Я-образом и Я-концепцией увеличивается с взрослением и состоит в том, что Я-концепция взрослого не всегда соответствует его собственному Я-образу (отражающему преимущественно личностные переживания).

Конгруэнтность Я-концепции и различных аспектов Я достигается посредством самоактуализации.

Актуальный жизненный опыт взрослого человека меняет Я-концепцию, преобразуя ее в связи с новым возрастно-психологическим контекстом. О том, как меняется Я-концепция личности и самосознание взрослого после наступления половой и социальной зрелости, мало экспериментальных исследований. Возможно потому, что в зрелости Я-концепция превращается в сложно организованное, многоуровневое и многоаспектное образование, в котором частные Я-концепции не всегда взаимообусловлены. Следовательно, выделить конкретный аспект и исследовать его достаточно трудно, а учесть в исследовании весь комплекс Я-концепции — еще более сложно.

Социальная взрослость характеризуется степенью успешности в освоении и исполнении социальных ролей. Соответственно, более актуальными становятся частные Я-концепции, определяемые содержанием (тем или иным социальным контекстом) роли: сексуального партнера, супруга, родителя, профессионала, руководителя — подчиненного и т. п 26.Познавательные особенности средней взрослости. Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека. Кризис «среднего возраста»

Познавательные особенности средней взрослости.В настоящее время принято считать, что средний возраст человека хронологически охватывает отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста. С чем это связано? Прежде всего это объясняется значительным субъективизмом в отнесении индивида к тому или иному возрасту, а это в свою очередь зависит уже как от биологических, так и от многих социальных факторов. Например, относит ли себя к среднему возрасту 40-летняя женщина, которая только что родила первого в своей жизни ребенка? Думает ли 40-летний мужчина, заочно обучаясь в высшем учебном заведении, о том, что возможность карьеры для него уже потеряна? Таким образом, одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере.

Одна из главных особенностей средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Возрастные изменения, которые можно наблюдать у людей 40-60 лет, выражаются прежде всего в снижении физических возможностей. Это, конечно, отражается на характеристиках психофизических функций человека, затрагивает сенсомоторные и моторные процессы, а также деятельность его внутренних органов и систем.

Вместе с тем известно, что в возрасте 41—46 лет наивысшего уровня развития достигает функция внимания. И несмотря на то что в это же время отмечается один из самых низких уровней функций памяти, люди, достигшие данного возраста, обладают наилучшими возможностями для активного обучения и самообразования, сохраняют потенциальные возможности для познавательной деятельности. Таким образом, у людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это не отражается на их работоспособности — трудовая и творческая активность человека полностью сохраняется.

Зрелость как этап и качество в психическом развитии человека.

Период зрелости по возрасту (40-45 — 55—60 лет) и по состоянию духа человека был назван древними греками порой акмэ, что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, момент наибольшего расцвета человеческой личности, тождественности себе. Отечественный психолог Н.Н. Рыбников (1928) предложил обозначить термином акмеология специальный раздел возрастной психологии — о периоде расцвета всех жизненных сил человека, изучающей зрелую личность.Представление о зрелости как акмэ существовало у многих народов (назывались возрасты 45, 50, 55 лет и др.).

Обратимся к информации §1 данной главы, где в разных периодизациях так или иначе присутствует этап (период, стадия) зрелости — по существу содержания, несмотря на различные названия (человек в расцвете сил, второй период среднего зрелого возраста, поздняя зрелость, средняя взрослость, поздняя взрослость четвертого цикла взрослости и т.д.).

Представление о зрелости как расцвете личности важно с точки зрения собственно современных проблем психологии зрелости. По мнению многих психологов, с началом периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Так, швейцарский психолог Э. Клапаред считал, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, окаменелости. В Комитете по развитию человека при Чикагском университете задачи развития никак не сформулированы именно по отношению к зрелой личности. Надо полагать, что причиной этому служат имеющая место и в современной психологии трактовка зрелости, взгляд на зрелость как цель развития и одновременно его конец.Вместе с тем многочисленными исследованиями отечественных и зарубежных ученых показано, что процесс развития человека принципиально безграничен, так как развитие представляет собой основной способ существования личности. Как и в предыдущие периоды, развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности. В самом общем виде они сводятся к следующему: продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей (они могут поочередно доминировать и ослабевать); уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни (некоторые женщины, например, возвращаются на производство, к своей профессиональной деятельности); менопауза; изменения в физическом и интеллектуальном развитии и пр. По многим экспериментальным данным, средняя точка этой стадии развития находится между 45—50 годами. Во многих главных чертах люди одного возраста похожи (и зрелость не является исключением).

Вместе с тем, бесспорно, что сколько людей, столько и разных судеб. И чем дальше мы попытаемся продвинуться в глубину жизненного пути конкретного человека, тем более значимыми предстанут различия по сравнению с его (ее) сверстниками (сверстницами), более многообразными будут индивидуальные особенности существования.

Обратим внимание на то, что в названии параграфа Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека ведущее понятие зрелость сопровождается двумя характеристиками — этапности, что указывает на место в онтогенезе человека, и качества, которое может быть отнесено не только к этапу зрелости, но и к анализу любого периода в индивидуальном развитии человека и личности. Зрелость как качество в психическом развитии лежит в основе определения относительного начала и завершения любой стадии онтогенеза человека, своего рода готовности к переходу на новую стадию (фазу, этап).

Как ранее отмечалось, индивидуальному развитию человека присущи противоречия и гетерохронность (неравномерность), что является, в свою очередь, существенной характеристикой в определении зрелости (незрелости) той или иной структуры психики человека как индивида и личности. Изучены и описаны явления гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания. При этом отмечено, что чем старше человек, тем более заметна гетерохронность, а на стадии зрелости возрастает и вариативность несовпадений.

Обратимся к характеристике зрелости как качеству в психическом развитии человека, представленном в фундаментальном исследовании по проблемам человекознания в монографии. Общесоматическая и половая зрелость человека как индивида определяется биологическими критериями. Однако нервно-психическое развитие не укладывается полностью в рамки физического созревания и зрелости. Интеллектуальное развитие человека имеет свои критерии умственной зрелости, зависит от конкретной системы образования в определенную историческую эпоху. Иными словами, умственная зрелость как одно из качеств психического развития личности и ее критерии носят исторический характер. В еше большей степени к социальному формированию относятся многочисленные проявления гражданской зрелости, с наступлением которой личность становится юридически дееспособной, приобретает гражданские права (например, избирательное право) и т.д. Гражданская и личностная зрелость варьирует в зависимости от общественно-экономического устройства социума, национальных особенностей и традиций и никак не зависит от физического развития человека. Существенное значение в общественной жизни имеет определение трудовой зрелости (полного объема трудоспособности), критерии которой во многом зависят от состояния физического и умственного развития человека.

Кризис «среднего возраста»Кризис среднего возраста

Что такое кризис среднего возраста?Кризис среднего возраста — это дословный перевод с английского midlife crisis. Серединой жизни считается 40 и 50 лет. Для большинства людей это период наибольшей работоспособности. Мужчины, как правило, к этому времени достигают пика своей карьеры. Женщины могут уделять больше времени карьере и общественной жизни, потому что дети уже выросли. Человек средних лет чувствует удовлетворение, если способен помочь своим детям в начале их самостоятельной жизни, если считает достойным свой вклад в развитие общества. Однако в этом возрасте нередко возникает чувство безнадежности, неудовлетворенности, появляется осознание недостижимости поставленных в юности целей и бессмысленности жизни. У многих людей в этот период появляются психические нарушения, например, внутреннее беспокойство, склонность к депрессии. Мужчины чаще подвержены кризису средних лет, чем женщины.

Причины кризиса среднего возраста

С определенной точки зрения, середина жизни является особенной, потому что это время подводить итоги и решать, что делать дальше. В молодости больше размышляют о будущем, а в старости с удовольствием погружаются в воспоминания о прошлом. Таким образом, причиной кризиса среднего возраста является двойственное чувство. Человека мучают вопросы: тем ли делом он занимается, есть ли еще время что-либо изменить. Большинство психологов оценивают это как нормальную стадию развития человека.

Стремительно бегущее время

Часто человека охватывает чувство, что время бежит слишком стремительно или что время потрачено напрасно. Меняется восприятие жизни: молодые люди считают годы от рождения, между тем как зрелые люди начинают считать оставшееся время жизни. Человек среднего возраста внезапно понимает, что осталось совсем мало времени, например, поменять профессию или партнера. Большинство людей в этот период жизни принимает решение, что они могут изменить в своей жизни. Появляется надежда на новую жизнь.

В обществе, где более всего ценят молодость и красоту, человеку трудно смириться с тем, что он уже не так привлекателен, как в юности. Первые морщины, не столь упругие мышцы, увядающая кожа и усиливающиеся физические недомогания являются причинами переживаний человека в связи с приближением старости.

Изменение социального окружения

Повзрослевшие дети покидают дом, иногда именно в этот период жизни умирают родители людей, достигших середины жизни. Рвутся связи с близкими людьми, человек остро ощущает потерю.

Безработному, достигшему середины жизни, крайне трудно найти работу. Уже сложно переквалифицироваться или получить другое образование.

Приближение кризиса среднего возраста

По мнению психологов, в любом периоде жизни человек должен решать определенные проблемы. Если есть вопросы, то необходимо искать ответы: только так можно принять решение и вернуть потерянную внутреннюю гармонию. Таким образом, кризис среднего возраста всегда следует понимать как возможность все начать сначала.

Кризис среднего возраста для мужчин и женщин

Мужчины значительно труднее переживают кризис среднего возраста, чем женщины часто прибегая к необычным способам продления молодости, например, находят женщину намного моложе себя, отказываются от своей семьи и бросаются в новую жизнь. Между тем как стержнем жизни для женщины, как правило, остается семья. Поэтому у женщин возникают совсем иные проблемы. Когда дети покидают дом, женщины теряют свою роль матери, многим из них кажется, что они утратили и социальный статус. С другой стороны, они теперь могут больше времени уделять себе.

Представители среднего слоя общества особенно подвержены кризису среднего возраста. Они задаются вопросом о смысле жизни, о своих достижениях и возможностях все изменить и начать сначала. Все это необходимо серьезно обдумать, взвесить все «за» и «против» и оценить свои реальные возможности. Однако это ни в коем случае не означает, что необходимо резко изменить жизнь.

 

Комплексное исследование психофизиологической эволюции взрослого человека от 18 до 35 лет, проведенное в 1960 г. под руководством Б.Г. Ананьева,… Выявлены следующие особенности механизмов развития психических функций: — Развитие психофизиологических функций носит двухфазный характер. Первая фаза — фронтальный прогресс в развитии…