Характеристики человека и индивидуальный стиль деятельности

8

№ 2 ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПИЧЕСКИЕ

План:

  1. Тип нервной системы и темперамент.
  2. Темперамент и деятельность.
  3. Конституционно-типические особенности.
  4. Половозрастные особенности человека. Психология половых различий.
  5. Возраст как физическая и психологическая характеристика.

1. Тип нервной системы и темперамент

Темперамент (от латинского темпера — пропорция) – врожденные особенности человека, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.

Нет плохих и хороших темпераментов, главное – разумное использование отрицательных граней Т.

Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы:

  • сангвиник — человек полнокровный (энергичный, быстрый, общительный, жизнерадостный, легко переносит неудачи и трудности);
  • холерик – желчный (раздражительный, возбудимый, несдержанный, с быстрой сменой настроения);
  • флегматик страдает избытком лимфы (спокойный, медлительный, медленно переключается с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливается к новым условиям);
  • у меланхолика преобладает в организме черная желчь ((болезненно застенчивый, впечатлительный, замкнутый, быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам).

Павлов считал, что Т – это генотип, т.е. природная особенность человека. Он показал, что два основных нервных процесса – возбуждение и торможение отражают деятельность головного мозга, их различное соотношение является характеристикой ВНД.

Возбуждение – функциональная активность нервных клеток и центров коры головного мозга.

8 стр., 3956 слов

Типы темперамента человека

... нервной деятельности. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека. Особенности психической деятельности человека, ... кровь). Смешение, при котором. преобладает лимфа - флегматическим темпераментом (от греческого слова «флегма» - ... головного мозга, органа психики. Великим физиологом было разработано (в 20-30-е годы нашего века) учение о типах нервной ...

Торможение – затухание активности нервных клеток и центров коры головного мозга.

Нервные процессы В и Т характеризуются силой, уравновешенностью и подвижностью от рождения они у всех разных. В зависимости от этих свойств нервной системы Павлов выделил четыре основных типа ВНД:

  • безудержный (холерик) – сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы;
  • сильный, живой (сангвиник) – сильный, подвижный, уравновешенный;
  • инертный, спокойный (флегматик) – сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый (меланхолик) – слабый, неуравновешенный, малоподвижный.

Сила нервных процессов (сильный и слабый типы нервной системы) – способность выдерживать влияние раздражителей внешней среды.

Уравновешенность н/п (уравновешенный и неуравновешенный) – особенность соотношения процессов возбуждения и торможения у человека.

Подвижность н/п (подвижный и малоподвижный) – способность возбуждения и торможения быстро сменяться одно другим.

Интроверт индивидуум, обращенный чаще всего к своему внутреннему миру, избегающий контактов с другими людьми.

Экстраверт— индивидуум, обращенный чаще всего на мир внешних объектов, приветствующий контакты с другими людьми.

Амбиверт– 50/50

Холерик:

  1. Неусидчивый, суетливый.
  2. Невыдержанный, вспыльчивый.
  3. Нетерпеливый.
  4. Резкий и прямолинейный в отношениях с людьми.
  5. Решительный и инициативный.
  6. Упрямый.
  7. Находчив в споре.
  8. Работает рывками.
  9. Склонен к риску.
  10. Незлопамятен.
  11. Обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью.
  12. Неуравновешен и склонен к горячности.
  13. Агрессивный забияка.
  14. Нетерпим к недостаткам.
  15. Обладает выразительной мимикой.
  16. Способен быстро действовать и решать.
  17. Неустанно стремиться к новому.
  18. Обладает резкими порывистыми движениями.
  19. Настойчив в достижении поставленной цели.
  20. Склонен к резким сменам настроения.

Сангвиник:

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

22 НФО «Мир через Культуру» Для группы первого года обучения, № 016 Человек. Его строение. Тонкий Мир. Семеричное строение человека. Сон – малая смерть… Подготовка к переходу в Тонкий Мир… Сотрудничество с Тонким Миром. Сотрудничество с Дальними Мирами… «Memento mori…»* Что буду делать «там»?.. Психология внетелесных переживаний Роберта Монро, США… Литература. Могут спросить – почему люди не ...

  1. Весел и жизнерадостен.
  2. Энергичный и деловитый.
  3. Часто не доводит начатое дело до завершения.
  4. Склонен переоценивать себя.
  5. Способен быстро схватывать новое.
  6. Неустойчив в интересах и склонностях.
  7. Легко переживает неудачи и неприятности.
  8. Легко приспосабливается к разным обстоятельствам.
  9. С увлечением берется за любое новое дело.
  10. Быстро остывает, если дело перестает его интересовать.
  11. Быстро включается в новую работу и быстро переключается с одной работы на другую.
  12. Тяготится однообразием будничной кропотливой работы.
  13. Общителен и отзывчив, не чувствует скованности с новыми для него людьми.
  14. Вынослив и работоспособен.
  15. Обладает быстрой, громкой, отчетливой речью, сопровождающейся жестами и выразительной мимикой.
  16. Сохраняет самообладание в неожиданной сложной обстановке.
  17. Обладает всегда бодрым настроением.
  18. Быстро засыпает и пробуждается.
  19. Часто не собран, проявляет поспешность в решениях.
  20. Склонен иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

Флегматик:

  1. Спокоен и хладнокровен.
  2. Последователен и обстоятелен в делах.
  3. Осторожен и рассудителен.
  4. Умеет ждать.
  5. Молчалив и не любит попусту болтать.
  6. Обладает спокойной, равномерной речью, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики.
  7. Сдержан и терпелив.
  8. Доводит начатое дело до конца.
  9. Не растрачивает попусту сил.
  10. Придерживается выработанного распорядка дня, жизни, системы в работе.
  11. Легко сдерживает порывы.
  12. Маловосприимчив к одобрению и порицанию.
  13. Незлобив, проявляет снисходительное отношение к колкостям в свой адрес.
  14. Постоянен в своих отношениях и интересах.
  15. Медленно включается в работу и медленно выключается с одного дела на другое.
  16. Ровен в отношениях со всеми.
  17. Любит аккуратность и порядок во всем.
  18. С трудом приспосабливается к новой обстановке.
  19. Обладает выдержкой.
  20. Несколько медлителен.

Меланхолик:

6 стр., 2525 слов

Исследование личностных особенностей людей, занимающихся спелеологией и альпинизмом

Исследование личностных особенностей людей, занимающихся спелеологией и альпинизмом 1. Понятие алекситимии Алекситимия - неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план. Это явление было описано Р.Е. Зифнеосом (R. Sifneos) в 1967 г., и рассматривалось им, как предпосылка развития психосоматических заболеваний. Прямой ...

  1. Стеснителен и застенчив.
  2. Теряется в новой обстановке.
  3. Затрудняется установить контакт с незнакомыми для него людьми.
  4. Не верит в свои силы.
  5. Легко переносит одиночество.
  6. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.
  7. Склонны уходить в себя.
  8. Быстро утомляется.
  9. Обладает тихой речью.
  10. Невольно приспосабливается к характеру собеседника.
  11. Впечатлителен до слезливости.
  12. Чрезвычайно восприимчив к одобрению и порицанию.
  13. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим.
  14. Склонен к подозрительности и мнительности.
  15. Болезненно чувствителен и легко раним.
  16. Чрезмерно обидчив.
  17. Скрытен и необщителен, не делится ни с кем своими мыслями.
  18. Малоактивный и робкий.
  19. Уступчивый и покорный.
  20. Стремится вызвать сочувствие и помощь у окружающих.

2.Темперамент и деятельность

Роль Т в деятельности- от Т зависит влияние на деятельность различных психических состояний, вызываемых неприятной обстановкой, эмоциогенными факторами, педагогическими воздействиями.

10 стр., 4968 слов

Самостоятельная работа по «Психология развития и возрастная психология»

Тема 11. Младенчество. Кризис младенчества Задание 1. Развития ребенка на протяжении первого года жизни Физическое развитие: Наиболее стабильным показателем физического развития является рост ребенка. Он определяет абсолютную длину тела и соответственно этому увеличение размеров тела, развитие, созревание его органов и систем, формирование функций в тот или иной период времени. В отличие от роста ...

В зависимости от особенностей Т люди различаютсяне конечным результатом действий, а способом достижения результатов.

Пути приспособления Тк требованиям деятельности:

  1. Профессиональный отбор– не допускать к данной деятельности лиц, которые не обладают необходимыми свойствами Т.
  2. Индивидуальный подход— индивидуализация предъявляемых к человеку требований, условий и способов работы.
  3. Преодоление отрицательного влияния Тпосредством формирования положительного отношения к деятельности и соответствующих мотивов.
  4. Формирование индивидуального стиля– индивидуальная система приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и целесообразна для достижения успешного результата.

Воспитание темпераментасвязано с формированием волевых черт характера человека.

Воспитание темперамента всегда состоит в преодолении его отрицательных и в укреплении положительных черт.

При воспитании темперамента необходимо учитывать его особенности. Например, у холерика надо развивать сдержанность, у флегматика — подвижность, у сангвиника — усидчивость, у меланхолика — общительность.

3. Конституционно-типические особенности

Конституционная типология Эрнеста Кречмера основана на выделении 4-х основных типов телосложения (врожденные особенности телосложения человека предопределяются динамикой внутриутробного развития младенца из 3-х зародышевых слоев: внутренний, средний, внешний):

2 стр., 962 слов

Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности

Содержание Стр. Введение…………………………………………………………………….…3 Глава 1. Теоретические аспекты этапов и кризисов зрелости…….…..6 1.1. Возрастные периоды развития человека………………………….…..6 1.2. Акмеологический период развития. Этапы зрелости…………….….12 1.3. Кризисы и их роль в развитии личности……………………………..20 Заключение……………………………………………………………………26 Список используемой литературы…………………………………………...27 Введение. В ...

  1. Астеник или лептосоматик (внешний зародышевый слой) – худой, узкие плечи, тонкие руки и кисти, длинная и узкая грудная клетка, лишенный жира живот. Лицо астеника обычно узкое, длинное, бледное, в профиле резко выступает несоответствие между удлиненным носом и небольшой нижней челюстью.
  2. Пикник (внутренний) средний рост с плотной фигурой, глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот, слабый двигательный аппарат плечевого пояса и конечностей, лицо – широкое, мягкое, закругленное.
  3. Атлетик (средний) – высокий или средний рост, пропорциональное крепкое телосложение, крепкий скелет, выраженная мускулатура, статная грудная клетка, упругий живот, широкий плечевой пояс, узкие бедра, голова держится на сильной шее, лицо имеет вытянутую яйцевидную форму.
  4. Дипластик – бесформенное, неправильное телосложение.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности:

Шизотимик(имеет астеническое телосложение) – замкнут, склонен к размышлениям, к абстракциям, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Происходит колебание эмоций от раздражения до сухости («обидит другого и обидится сам»), упрям, малоподатлив к изменениям установок и взглядов (чистые идеалисты и моралисты; деспоты и фанатики; люди холодного расчета).

Циклотимик (пикник) – эмоции колеблются между радостью и печалью, общителен, откровенен, равнодушен, реалистичен во взглядах (храбрые борцы, народные герои; организаторы крупного масштаба; примиряющие политики).

Иксотимики(атлетики) – спокойный, маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный, невысокая гибкость мышления, мелочен.

4.Половозрастные особенности человека, психология половых различий

Психология половых различий — раздел психологии, изучающий различия между людьми, обусловленные их половой принадлежностью.

3 стр., 1012 слов

Этапы и кризисы зрелости. Роль кризисов в развитии личности 2

Содержание Введение 3 Ранняя зрелость 5 Возрастные часы в контексте социальных норм 5 Три определения возраста 5 Умение справляться с критическими жизненными ситуациями 6 Физическое развитие в ранней зрелости 7 Смертность в ранней зрелости 8 Болезнь, нетрудоспособность, физические недостатки 8 Способность к воспроизведению потомства 9 Периодизация жизни мужчины по Левинсону 9 Мечты и реальность 10 ...

Психология половых различий концентрирует внимание на изучении психологических характеристик, социальных ролей и особенностей поведения представителей мужского и женского пола.

У мужчин более развиты:

  • пространственные и математические способности;
  • отношение к окружающему миру характеризуется напористостью, самоуверенностью, ориентацией на контроль;
  • более склонны прибегать к открытой физической агрессии;
  • в социальном поведении характеризуются более высоким уровнем развития агрессивности и доминантности,
  • выраженная тенденция к независимости;
  • социальная роль – профессиональная;
  • мужские группы более жестки, рациональны, ригидны (инертны), прагматичны, имеют тенденцию к деловым конфликтам, конкуренции.

У женщин:

  • вербальные способности;
  • отношение к окружающему миру характеризуется направленностью на поддержание сложившихся типов взаимодействий с людьми;
  • характерны различные проявления косвенной агрессии;
  • в социальном поведении характеризуются более высоким уровнем развития дружелюбности и контактности;
  • ориентированы на взаимозависимость; в большей степени социально ориентированы, четче осознают те связи, которые объединяют людей и делают их общение более доверительным;
  • социальная роль – семейная;
  • женские коллектива более динамичны и адаптивны к изменяющимся внешним условиям. Они более эмоциональны, ситуативны, в них чаще возникают ролевые конфликты, соперничество.

Последние тенденции изучения проблем половой дифференциации — гендерные различия изучаются не как продукт и результат, а как процесс (преимущественно качественные, а не количественные методы, среди которых основной — анализ дискурсивных практик, как средства конструирования реальности вообще и гендера в частности).

Гендер– социальный пол (то что мы думаем по поводу пола в рамках наших социокультурных представлений).

Гендерная идентичность– осознание себя как представителя данного пола, носителя социокультурных признаков мужественности или женственности.

Гендерная роль – социальные ожидания, вытекающие из понятия, окружающих гендер, а также поведение в виде речи, манер, одежды и жестов.

5.Возраст как физическая и психологическая характеристика

Возрастная психология — отрасль психологической науки. Предметом её исследования является возрастная динамика психики человека, онтогенез психических процессов и качеств личности развивающегося человека.

Разделы возрастной психологии: детская, юношеская, взрослого человека, геронтопсихология.

Э. Эриксон выделил 8 стадий психосоциального развития личности. На каждой человек испытывает специфический кризис – следствие достижения определенного уровня психологической зрелости и социальных требований, характерных для этой стадии. Если кризис разрешается удовлетворительно, то личность «обогащается» положительным качеством и успешно переходит на другую стадию:

  1. До 1 года – орально-сенсорная (доверие – недоверие).
  2. 1–3 лет – мышечно-анальная (чувство независимости – ощущение стыда и сомнения).
  3. 3–6 лет – локомоторно-генитальная (инициативность – чувство вины).
  4. 6–12 лет – латентная (трудолюбие – чувство неполноценности).
  5. 12–19 лет – подростковая (эго-идентичность – кризис идентичности).
  6. 20–25 лет – ранняя зрелость (интимность – изоляция).
  7. 26–64 лет – средняя зрелость (продуктивность – застой).
  8. от 65 лет – поздняя зрелость (эго-интеграция – застой), долгожительство (от 90 лет и далее).

Кризис– столкновение внешних и внутренних условий развития, сопровождающиеся сильными эмоциональными переживаниями, нарушением развития непрерывности и переходом психического склада человека к новой качественной определенности.

Кризис новорожденности– переход от внутриутробного образа жизни к внеутробному.

Кризис первого года– своеобразное отделение ребенка от взрослого.

Кризис трех лет– возрастание самостоятельности, может выражаться в форме упрямства.

Кризис семи лет– ребенок начинает испытывать потребность в серьезной деятельности, игры перестают его удовлетворять (признак готовности к школе).

Кризис подростковый– период интенсивного полового созревания, формируются новые представления о себе самом, обостряется интерес к новым качествам, становится демонстративным стремление к взрослости, самостоятельности, независимости, расширение знаний о мире, развитие мышления.

Кризис юности– социальная зрелость, достойное и оправданное место в обществе еще должны быть обретены.

Кризис старения – место человека и его роль среди людей меняется, не все могут поменять стереотипы восприятия жизненных ситуаций и поведения, забота молодых о пожилых – это и обеспечение их общением.

Биографические кризисы:

  • кризис нереализованности– в сознании человека мало, слабо представлены реализованные связи событий жизни (мало чего достиг).
  • кризис опустошенности– в сознании человека по тем или иным причинам слабо представлены актуальные, текущие связи, соединяющие его прошлое с будущим (жизнь прошла).
  • кризис бесперспективности– слабое представление потенциальных связей в мысленной картине жизни (что делать).

В. Джемс – после 25 лет взрослые не могут продуцировать ничего нового, т.к. «бескорыстная любознательность» проходит; умственные связи установлены, способность к ассимиляции исчерпана.

В психологии изучение зрелости представлено исследованиями динамики интеллектуальных и творческих способностей, изменений ведущих мотивов, интересов, поисков закономерностей развития личности.

Характеристики зрелой личности, которые выделяются различными исследователями:

  • развитое чувство ответственности;
  • потребность в заботе о других людях;
  • способность к активной деятельности;
  • способность к участию в общественной жизни;
  • способность к эффективному использованию своих знаний и способностей.

Для ранней взрослости характерно то, что на этом этапе (20-25 лет) активно формируется профессиональный статус, соответственные мотивы и интересы. Проблемы создания семьи и поиск своего пути в жизни определяют особенности становления личности в данном возрасте. На этот период приходится первый кризис зрелости.

Далее (26-30 лет) еще более консолидируются факторы социального статуса и жизненного самоопределения.

Следующий этап (30-33 – 40-45 лет) проходит под флагом заботы о воспитании детей, о жилищном благополучии, стремления к интересной и доходной работе. Кризис, который сопровождает данный возраст обусловлен осознанием достигнутого положения и переосмыслением своего места и роли в социально– и личностно– значимых позициях. Формирование статуса происходит постоянно, вплоть до предпенсионного возраста.

Кризис 45-50 – 55-60 лет связан с изменениями в семье (уход детей), с изменением содержания жизненных планов и социальной активности.