Лекция 1. Общая характеристика методологического аппарата психологии

Достижения любой науки в значительной степени определяются развитием её методологического аппарата.

Методология ( от греч. – путь исследования или познания) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Методологической основой психологии является философия, в недрах которой она развивалась около ста лет. Для психологической теории основой является диалектический метод, предполагающий изучение предмета во всех его связях и опосредовованиях и, прежде всего, выяснение существенных связей и отношений явлений и закономерностей.

Каждая наука имеет свой предмет исследования и использует определенные методы, которые позволяют познать закономерности изучаемых ею явлений.

Схема методологического аппарата науки выглядит следующим образом:

 

М е т о д о л о г и я н а у к и

М е т о до л о г и ч е с к и е п р и н ц и п ы и с с л е д о в а н и я

М е т о д ы и с с л е д о в а н и я

М е т о д и к и и с с л е д о в а н и я

 

Метод– это способ, посредством которого познается предмет науки. Методы психологии – основные пути и приёмы научного познания психических явлений и их закономерностей. Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов,реализуемых психологией, которые были сформулированы в 30-е годы ХХ века.

1. Принцип детерминизма -психика определяется образом жизни и изменяется с изменением внешних условий ( основатель Демокрит).

2. Принцип единства сознания и деятельности – сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, сознание образует внутренний план деятельности, ее программу.

3. Принцип развития сознания в деятельности – психика может быть правильно понята, если она рассматривается в непрерывном развитии, как процесс и результат деятельности.

Один и тот же метод может быть воплощён через множество методик, каждая из которых применима для узкого круга задач.

Методика – это конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования; это инструмент осуществления того или иного метода.

Существует множество классификаций методов:

1. Неэкспериментальные ( наблюдение, анкетирование, беседа, анализ продуктов деятельности т. д )

8 стр., 3791 слов

Исследование мышления больных шизофренией методом пиктограмм

... руководством С.Я. Рубинштейн.) Нашей задачей в данной работе было исследование мышления больных с помощью метода пиктограмм. Особенность нашей работы заключалась в тщательном анализе содержания ... практической работы в лаборатории патопсихологии больницы им. П.Б. Ганнушкина этот метод применялся нами при исследовании всех больных с соответствующим образованием, которые направлялись клиницистами в ...

2. Диагностические (тесты, шкалирование, смешанные диагностические методы).

3. Экспериментальные (эксперимент: лабораторный, естественный).

4. Формирующие методы ( развивающий эксперимент).

Классификация методов ( по Б.Г. Ананьеву ):

1. Организационные методы:

сравнительный — сопоставление различных групп по возрастам;

лонгитюдный – многократное исследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени;

комплексный – участие в исследовании представителей разных наук.

2. Эмпирические методы ( наблюдение, эксперимент; диагностические (тесты, анкеты, опросники, беседа, интервью); анализ продуктов деятельности, биографический метод.

3. Методы обработки данных ( количественные и качественные).

4. Интерпретационные методы

генетический – анализ материала в плане развития, с выделением отдельных фаз и стадий;

структурный — установление структурных связей между всеми характеристиками личности.

К основным методам психологии относятся два: эксперимент и наблюдение.

Наблюдение –метод длительного планомерного, целенаправленного фиксирования тех явлений, которые интересуют исследователя. Это универсальный метод, он используется в самых разных ситуациях. Для того, чтобы наблюдение было научным оно должно соответствовать ряду требований:

1. Целенаправленность – наблюдение осуществляется не за индивидом вообще, а за проявлением его личностных особенностей в различных ситуациях и разных видах деятельности.

2. Планирование — до начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи ( что наблюдать), продумать план ( сроки и средства), показатели ( что фиксировать), возможные просчеты ( ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

3. Самостоятельность – наблюдение должно являться самостоятельной, а не попутной задачей. Нельзя ставить одновременно несколько задач.

4. Естественность – наблюдение проводится в естественных условиях для испытуемых и должно проходить без вмешательства и корректировки экспериментатором происходящих событий так, чтобы испытуемый ничего не подозревал.

5. Систематичность – наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию экспериментатора, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.

6. Объективность — в процессе наблюдения экспериментатор должен фиксировать не свои предположения, не искать того, что он «хочет увидеть», в подтверждение своего предположения, а записывать объективные факты.

7. Фиксация – все данные наблюдения должны систематически фиксироваться по определенной системе, полученные результаты должны записываться в ходе наблюдения или сразу после него. Записи ведутся в хронологическом порядке, через определенные интервалы времени, их можно оформить в виде различных схем, протоколов или таблиц.

Наблюдение – трудоёмкий метод, при нём невозможно исключить влияние случайных факторов, кроме того, это пассивный метод. Данный метод не всегда позволяет установить точную причину поступка или действия. При наблюдении анализируются только внешние проявления поступков.

5 стр., 2118 слов

Возникновение научной психологии — экспериментальная психология ...

... своих чувств и ощущений, отдавая этому методу преимущество перед экспериментом. Но подлинное новаторство Вундта состояло в ... __Г.Фех__-__нер__ (1801-1887) попытался выразить наблюдения Вебера в мате-матической форме закона: интенсивность ... и задачи медицинской психологии. Методы исследования в психологии - классификация, определения. Психодиагностический метод (метод тестов) - 3 основных подхода. ...

Виды наблюдения:

Включённое, когда экспериментатор сам становится членом группы, которая стала объектом исследования. Он выступает для испытуемых как равноправный член группы. Невключённое – это наблюдение «со стороны».

Открытое и скрытое, при котором наблюдение ведется скрытой телекамерой, в специальных комнатах и т. д.

Полевое и лабораторное. При первом объектом является реальный социальный процесс. При лабораторном – экспериментальная ситуация или приближенная к реальности модель.

Разновидностью метода наблюдения является метод самонаблюдения, который был основным методом психологии до середины Х1Х века.

Экспериментбыл введен В. Вундтом в середине Х1Х века и заимствован из физиологии органов чувств. В качестве психологического метода его впервые использовал Г. Эббингауз в экспериментах по исследованию памяти. В отличие от наблюдения эксперимент имеет ряд преимуществ, заключающихся в активном вмешательстве экспериментатора в деятельность испытуемого, а именно:

— исследователь не ждет случайного проявления интересующих его свойств, а сам создает условия, чтобы вызвать их у испытуемого;

— он может целенаправленно изменить условия и течение эксперимента;

— повторить ход эксперимента несколько раз;

— эксперимент может быть проведен с большим количеством испытуемых.

Эксперимент делится на лабораторный и естественный. Лабораторный эксперимент проводится в лабораторных условиях с помощью специальной психологической аппаратуры. Действия испытуемого определяются инструкцией. Испытуемый знает, что над ним экспериментируют. Метод естественного эксперимента предложен А.Ф. Лазурским (1910).

Он проводится в естественных условиях.

Эксперименты также делятся на констатирующий (выявляется уровень развития определенного качества) и формирующий ( развивающий), который предполагает целенаправленное воздействие на испытуемого в целях формирования у него определенных качеств.

Тест( в переводе с анг. – проба, испытание).

Ввёл это понятие Дж. Кеттел. Большой вклад в его развитие внёс Ф. Гальтон. Тест – это стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом.

Тест – это система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества личности. Тест, созданный для измерения одного свойства называется гомогенным. Тесты могут быть индивидуальными и групповыми.

Достоинства теста – получение сравнимых данных на большой выборке испытуемых. Он также дает возможность количественно оценить трудно поддающиеся измерению психологические качеств. От других методов тест отличается соответствием требованиям личности и валидности, предъявляемым к научно обоснованным средствам измерения.

4 стр., 1515 слов

Математические методы в психологии тест с ответами

... материала полученного в ходе психологического исследования входит: все перечисленные операции Вопрос: К мерам положения случайной величины относятся: мода, медиана, среднее арифметическое ... коэффициента корреляции свидетельствует: обратно пропорциональной связи Множественный регрессионный анализ это метод, который позволяет установить: какая доля дисперсии непрерывной переменной может быть ...

Тестирование- метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи, имеющие определённую шкалу значений. Существуют 3 основные сферы тестирования: образование, профессиональная подготовка и отбор, психологическое консультирование.

В зависимости от сферы, которая подлежит диагностике различают:

интеллектуальные тесты служат для выявления умственного потенциала индивида;

тесты достижений и специальных способностей выявляют степень владения испытуемым конкретными знаниями, умениями, навыками;

личностные тесты измеряют различные стороны личности индивида и подразделяются на тесты интересов, установок, ценностей;

тесты, диагностирующие межличностные отношения выявляют статус личности в системе отношений, степень симпатии и антипатии к другим лицам;

тесты креативности служат для изучения и оценки творческих способностей личности;

проективные тесты, в которых содержание личности проецируется на заданную ситуацию. Различают ассоциативные тесты («Незаконченные предложения», «тест Роршаха»), экспрессивные (рисование на свободную тему, игра).

Беседа -это метод получения информации на основе вербальной ( словесной ) коммуникации. Беседа как разновидность опроса представляет собой сравнительно свободный диалог между экспериментатором и испытуемым.

В беседе могут быть выявлены особенности характера человека, мотивы его поведения, оценки им различных сторон жизни, основные факты его биографии и т д. В беседе целесообразно использовать косвенные вопросы, которые дают информацию о скрытых сторонах жизни личности.

При проведении беседы следует придерживаться ряда правил:

— начинать беседу следует с тематики приятной испытуемому;

— важным моментом является выбор места и времени беседы;

— беседа должна быть не случайной, а планомерной;

— смысл вопросов должен быть понятен и доступен испытуемым;

— с точки зрения результатов, лучше задавать несколько мелких вопросов, чем один крупный;

— четкая постановка цели беседы помогает формулировать четкие вопросы.

Достоинства беседы как метода: наличие контакта с испытуемым; возможность учитывать его ответные реакции; оценивать его поведение, отношение к содержанию разговора; задавать дополнительные уточняющие вопросы. Однако следует помнить, что в беседе мы получаем не объективный факт, а мнение человека, который часто предпочитает сказать то, что от него ожидают.

Метод опроса – это метод сбора первичной информации, основанной на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации служит словесное или письменное суждение индивида. Метод опроса впервые применил Ф. Гальтон, изучая происхождение умственных способностей учёных и условий в которых происходит их развитие.

Различают следующие виды опроса: индивидуальный и групповой; устный и письменный; заочный и очный.

Особая роль в психологии принадлежит личностным опросникам, направленных на изучение и оценку отдельных свойств и проявлений личности. Они позволяют получать информацию, характеризующую личность в широком диапазоне.

11 стр., 5251 слов

Методы исследования поведения личности в организации

... аспектов у разных субъектов будет аналогичной. Цель данной контрольной работы - изучение методов исследования поведения личности в организации. Контрольная работа предусматривает решение следующих важнейших задач: 1 Изучение основ ...

Интервью- метод получения необходимой информации путём непосредственной целенаправленной беседы ( опрос « лицом к лицу»).

Различают:

1. Стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных формулировок вопросов и их последовательности, определённых заранее. При этом исследователь не имеет возможности их заменить. Методика нестандартизированного интервью отличается гибкостью и варьированием в широких пределах.

2. Диагностическое и клиническое интервью. Первое направлено на получение информации о свойствах личности и используется на ранних этапах психотерапии. Оно служит особым средством установления тесного контакта с собеседником. Второе – это метод терапевтической беседы, направленной на оказание психологической помощи, используется в психиатрии, психоанализе, и медицинской психологии.

Анкетирование- это письменно проводимый опрос с использованием специально предназначенных для целей исследования набора структурно организованных вопросов.

По форме вопросов анкеты могут быть открытые и закрытые. На открытые вопросы ответ формулируется самим отвечающим в свободной форме. Закрытые анкеты содержат перечень готовых вариантов ответов.

По содержанию вопросов анкета может касаться фактов, характеристики окружающих людей, событий; намерений и т. д.

Вопросы анкеты должны удовлетворять ряду требований:

— вопросы должны быть лаконичными, точными, доступными для понимания, простыми и конкретными и т.д.;

— на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько вопросов, которые бы контролировали искренность ответов испытуемых;

— вопросы должны быть как в прямой, так и косвенной форме, как личные, так и безличные;

— вопросы строятся от наиболее легких к наиболее сложным.

Достоинством анкетного метода является:

— массовость обследования;

— большая скорость сбора информации;

— лёгкая обработка результатов;

— широкое применение математических методов анализа данных;

— возможность получения письменных ответов на такие вопросы, которые в устной форме остаются без ответа;

— возможность сравнения результатов нескольких обследований.

Однако следует помнить, что анкетный метод не позволяет полностью охарактеризовать все сферы личности, с его помощью трудно рассчитывать на глубокое проникновение в ситуацию, трудно рассчитывать на полные правильные ответы, часто возникают трудности в классификации ответов. Анкетирование не учитывает различное понимание вопросов испытуемыми. Это искусственный, а не естественный метод.

Метод среза.Срез это кратковременная констатация отдельных психических качеств у одних и тех же людей на протяжении длительного времени, что позволяет изучить личность в её цельности. Различают поперечные и продольные срезы.

Поперечные срезы это сопоставление разных групп испытуемых по результатам исследования определённых качеств ( свойств) личности.

Продольные срезы – это исследование отдельных психических качеств у одних и тех же испытуемых на протяжении длительного времени.

Метод анализа документовявляется разновидностью метода анализа продуктов человеческой деятельности. Документом накзывают любую информацию фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитных или фотоносителях. У. Томас и Ф. Знанецкий впервые применили этот метод в социальной психологии как основной, изучая феномен социальной установки.

6 стр., 2764 слов

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИЙ 2

... методики аудиторского анализа). Многочисленные исследования были посвящены аппаратурному (объективному) анализу речи с ... электроэнцефалографически сдвиги при эмоциях представляют результат взаимодействия систек реализующих, с ... с половыми, воз­растными характеристиками испытуемых и их личностными особен­ностями ... распространение полу­чил психофизиологический метод в виде модификации ассоциативно­ ...

Документы различаются:

— по способу фиксации информации ( рукописные , печатные, кино-, фото-, видеодокументы);

— целевому назначению ( целевые, естественные);

— степени персонификации ( личные, безличные);

— статусу ( официальные, неофициальные).

Все методы анализа документов разделяются на традиционные (качественные) и формализованные (качественно-количественные).

В основе любого метода лежат механизмы процесса понимания текста исследователем, т.е. интерпретации им информации, содержащейся в документе.

Метод контент-анализа.

Количественные методы анализа текстовых материалов получили широкое распространение в 30-40-х годах ХХ века, в связи с разработкой специальной процедуры, названной контент-анализом (дословно термин означает анализ содержания).

Контент-анализ – метод выявления и оценки специфических характеристик текстов и других носителей информации, в которых соответственно целям исследования выделяются определённые смысловые единицы содержания и формы информации: психологические характеристики персонажей, сообщений массовой коммуникации, виды взаимодействия людей, жанры сообщений и пр.

Затем производится систематический замер частоты и объёма упоминаний этих единиц в определённой совокупности текстов или других носителей информации.

Контент-анализ – это также способ перевода в количественные показатели текстовой информации с последующей статистической её обработкой. Его основные процедуры были разработаны Ч. Стоуном, Ч. Осгудом и др.

Метод экспертных оценокприменяется в психологии личности. В качестве экспертов выступают компетентные лица, хорошо знающие испытуемых: воспитатели, классные руководители, руководители коллективов.

Экспертные оценки целесообразно проводить не в виде описания качественных проявлений свойства, а виде количественной оценки, выраженной в баллах. Экспертов должно быть не менее 3-х человек.

Метод моделированиянаправлен на воспроизведение определённой психической деятельности с целью её исследования путём имитации жизненных ситуаций в лабораторной обстановке.

Модели ситуации строятся при помощи специальных моделирующих устройств (приборов, пультов, тренажёров), которые могут применяться в дидактических и исследовательских целях.

Социометрический методпозволяет изучить характер взаимоотношений в группе через сравнительно несложную процедуру выбора.

Метод семантического дифференциала – один из методов построения субъективных семантических пространств ( Ч. Осгуд, 1952г.).

Применяется в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом установок социальных и личностных смыслов.

Является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования, при этом измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал ( 3-7 бальных), полюса которых задаются вербально.

Метод шкалирования – методы, обеспечивающие применение показателей для оценки отношения испытуемых к определённым объектам, в качестве которых могут выступать физические или социальные процессы.

2 стр., 629 слов

Оценка результатов

... вырастет, что в нем изменится? Обработка результатов и интерпретация При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:  пространственное положение  ... иголок (размер, расположение, количество). В рисунке могут появиться следующие качества испытуемых: Наличие иголок.Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг от друга иголки – ...

В этом методе числовые оценки приписываются определённым качествам объектов.

Метод полярных профилей – способ описания анализируемых объектов с помощью набора биполярных шкал, заданных противопоставлением прилагательных, существительных или развёрнутых высказываний.

На базе обобщения ответов по всей шкале делается вывод о том, каково отношение испытуемого к этому объекту.

 

Требования, предъявляемые к психолого-педагогическому исследованию

Научные знания делятся на теоретические и эмпирические. Данные, полученные опытным (экспериментальным) путём должны быть научно обоснованы. Этим научный факт отличается от житейского.

Психология, как и другие гуманитарные науки, достаточно специфична, её нельзя отнести к разряду точных наук.

Эмпирические данные, полученные в результате исследования, не всегда поддаются точной математической обработке, особенно, когда мы имеем дело с личностью( она является субъектом и объектом одновременно).

В Психологии существуют различные точки зрения в интерпретации одной и той же проблемы. Поэтому проблема точности и объективности знаний является достаточно актуальной.

Проблема качества информации решается путём обеспечения принципа репрезентативности, а также путём проверки способа получения данных на надёжность.

Под надёжность понимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий исследования.

Ни один тест не является абсолютно надёжным инструментом. Поэтому стандартный набор данных о тесте должен включать в себя и меру надёжности.

Различают следующие виды надёжности:

1. Ретестовая надёжность – это использование одного и того же теста второй раз ( интервал не должен превышать 6 месяцев).

2. Надёжность взаимозаменяемых форм, при которой те же самые испытуемые могут тестироваться в первый раз с помощью одной формы, а во второй раз с помощью другой, сравнимой формы. Корреляция между показателями, полученными по двум формам, служит коэффициентом надёжности теста.

Требования к организации психологического исследования:

1. Планирование исследования – выбор базы (места) исследования, испытуемых, их количества, методов и методик исследования.

2. Место проведения исследования должно соответствовать инженерно-психологическим требованиям, обеспечивать определённый комфорт и непринуждённую обстановку.

3. Техническое оснащение должно соответствовать решаемым задачам, всему ходу исследования и уровню анализа получаемых результатов.

4. Подбор испытуемых должен обеспечит их качественную однородность.

5. Исследователь-экспериментатор активно влияет на ход проведения опытно-экспериментальной работы на всех её этапах от планирования до выводов и рекомендаций.

5 стр., 2015 слов

Обработка результатов психологических тестов (ЛИСП-реализация)

... результатов) и правил интерпретации результатов. Качество тестов определяется по таким характеристикам, как надёжность, валидность (соответствие полученных результатов ... обработки результатов психологических тестов. 1. Постановка задачи Тест (англ. test-- проба, испытание, исследование) ... по обработке результатов психологического тестирования. Входные данные: 1) наименование теста; 2) количество ...

6. Инструкция к проведению исследования составляется ещё на стадии планирования. Она должна быть чёткой, краткой, понятной, однозначной и т.д.

7. Результаты исследования должны быть полными, достоверными и целенаправленными.

8. Обработка результатов исследования предполагает количественный и качественный анализ данных.

9. Методические рекомендации должны быть направлены на профилактику, коррекцию, активизацию или оптимизацию изучаемых свойств (параметров) личности.

10. Выводы и заключения должны представлять обобщённые данные, выраженные в % и описанные в уровнях развития ( низкий, высокий, средний).

Виды психологических исследований:

• Обзорно-аналитическое.

• Обзорно-критическое.

• Теоретическое.

• Эмпирическое описательное.

• Эмпирическое объяснительное.

• Методологическое.

• Экспериментальное психолого-педагогическое.

Валидностьхарактеризует соответствие и пригодность методики для оценивания именно того психологического качества, для которого она предназначена.

Под надёжностьюпонимается согласованность результатов теста, получаемых при повторном его применении к тем же испытуемым в различные моменты времени, с использованием разных наборов эквивалентных заданий или при изменении других условий исследования.

Метод статистический – метод прикладной математической статистики, используемый для обработки экспериментальных данных.

Различают методы первичной и вторичной обработки результатов.