Психодиагностика личности с помощью восьмицветового теста Люшера

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ …6

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК…9

1.1 Анализ отечественной и зарубежной литературы по изучению

проективных методик…9

1.2 Разновидности проективных методик…12

1.3 Особенности влияния цвета на человека…18

ВЫВОД К РАЗДЕЛУ I…30

РАЗДЕЛ II. ПСИХОДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ ТЕСТА ЛЮШЕРА…32

2.1 Особенности диагностики с помощью теста Люшера…32

2.2 Статистическая и математическая обработка результатов исследования…42

2.3Рекомендации по снижению уровня тревожности …44

ВЫВОД К РАЗДЕЛУ II…47

ВЫВОДЫ …49

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…52

ПРИЛОЖЕНИЯ…57

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На сегодняшний день в связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследова-ниях личности проективные методики стали широко использоваться во многих областях психологической практики. Однако не всегда их применение оправдано задачами конкретного исследования, а получаемые результаты интерпретируются в категориях, адекватных представлениям о личности, сложившимся в отечественной психологии. Устойчивый интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специальные научные институты и общества, публикуемые на разных языках периодические издания.

Одним из методов исследования личности в современной психологии является цветовой тест М. Люшера. Тест Люшера основан на экспериментально установленной зависимости между предпочтением человеком определенных цветов и его текущим психологическим состоянием.

24 стр., 11570 слов

Диплом — Патопсихологическое исследование личности больных страдающих депрессивными расстройствами в рамках различных нозологических групп

... использованного в работе сочетания вербального и проективного методов исследования личности при эндогенной и невротической депрессиях Объектом исследования явилась личность больных, страдающих депрессиями различного генеза. ... некоторые реальные слои человеческой личности и тем самым дали возможность осмыслить полученные данные с позиций современной советской психологии. К ним применимы слова ...

По нему можно прочитать различные области психического состояния, душевного равновесия, эффективности, тенденции к неврозам, характер и степень нарушений. Клинический тест Люшера, кроме того, дает много физиологической информации и соответствующие прямые терапевтические указания, имеющие важное значение для врача и психотерапевта.

Большой вклад в изучении этой проблемы сделали: В. В. Абрамов, В. М. Вундт, Ф. Гальтон, Т. Канн, Г. Кент, Дж. Келли, Д. Кроут, А. Розанов, Д. Рапапорт, Г. Роршах, К. Г. Юнг.

Объект исследования — проективные методики исследования личности.

Предмет исследования — восьмицветовой тест М. Люшера и сфера его использования.

Цель исследования — рассмотреть психодиагностику личности с помощью восьмицветового теста Люшера.

Для достижения оставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1.Проанализировать зарубежную и отечественную литературу по изучению проективних методик.

2.Выявить особенности влияния цвета на человека.

3.Рассмотреть особенности диагностики с помощью теста Люшера.

4.Статистически и математически обработать результат исследования.

5.Предложить рекомендации по снижению тревожности.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют: общие принципы психологической науки: детерминизма, активности, развития, системно-структурного подхода. Существенное значение для развития проективных методик имели работы: В. В. Абрамова, В. М. Вундт, Ф. Гальтона, Г. Кента, Дж. Келли, Д. Кроута, Т. Канна, А. Розанов, Д. Рапапорта, Г. Роршаха, К. Г. Юнга.

Методы (методики) исследования:

— анализ теоретической литературы по проблеме исследования;

— наблюдение;

— беседы;

— тестирование (8-и цветовой тест М. Люшера);

3 стр., 1074 слов

Тест выбора цвета Люшера как инструмент характеристики личности

... методики построения личностного профиля, на помощь психологу приходят проективные методы. Самые известные проективные методы - рисунок, лепка, ассоциативные тесты (ТАТ, тест Люшера, песочный тест, тест ... исследования: возможности использования теста выбора цвета Люшера в изучении личности дошкольников. Цель исследования: выявить возможности применения теста выбора цвета Люшера ... значение проективных ...

— методы качественной и количественной обработки данных.

Теоретическое значение

Практическое значение полученных результатов заключается в том, что данные исследования могут быть использованы медицинскими работниками, социальными работниками, педагогами, психологами с целью выявления уровня тревожности у личности.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЕКТИВНЫХ МЕТОДИК

1.1. Анализ отечественной и зарубежной литературы по изучению

проективных методик

Проективные методики — методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей и разработанные в рамках так называемого проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников.

Назван этот класс методик, таким образом, потому что все они основываются на едином психологическом механизме, который вслед за основателями психоанализа З. Фрейдом и К. Г. Юнгом принято называть проекция. З. Фрейд называл проекцией приписывание другим людям социально неприемлемых желаний, в которых человек отказывает сам себе. Стало традицией вести счет проективным методикам с теста словесных ассоциаций К. Юнга. 3. Фрейд и К. Юнг показали, что бессознательные переживания, порожденные неосознаваемыми влечениями человека, доступны объективной диагностике, так как отражаются в характере быстрых словесных ассоциаций, непроизвольных оговорок, в содержании сновидений, фантазий, в определенных симптоматических ошибках психики.

А. Анастази весьма точно называет проективные тесты методиками «замаскированного тестирования». Принимая во внимание эту особенность, правомерно, говорить не только о неоднозначности стимульного материалы, но и неопределенности для испытуемого стимульной ситуации в целом.

8 стр., 3805 слов

Тест № 1: Методика изучения личности и познавательной сферы школьника

... определения преобладающего типа темпера­мента Определите наличие или отсутствие у себя данного показателя и рядом с номерами 1,2, ... с места, дать оценку ответам, последить за поведением испытуемых, и, если возникает необходимость, сделать им замечание. ... локуса контроля. По­явление этого понятия в психологической литературе в первую очередь свя­зано с работами американского ...

Одним из новых направлений проективной психодиагностики является психогеометрическое тестирование, предшественниками которого были:

1.Тест трёхмерной апперцепции Д. Твидгел-Аллен;

2.Тест разработки символ Д. Кроут;

3.Рисуночный тест Вартегта;

4.Тест символической аранжировки Т. Канн.

Традиционно считается, что исследованиями, предвосхитившими создание проективных тестов, были работы В. Вундта и Ф. Гальтона. Именно им принадлежит честь первого использования метода свободных «словесных» ассоциаций. Целью экспериментов этих ученых, также как и психологов Вюрцбургской школы, было изучение характера и темпа реакций на слова-стимулы;

Многие полагают, что первым проективным тестом в привычном смысле этого слова был метод свободных ассоциаций К. Г. Юнга: «Именно Юнгу принадлежит открытие и доказательство феномена, лежащего в основе всех проективных методик, а именно возможность посредством косвенного воздействия на значимые области переживания и поведения человека „комплексы“ вызывать пертурбации в экспериментальной деятельности». Отобрав слова раздражители, могущие иметь, по его мнению, аффектогенное значение, К. Г. Юнг, сообразно принципам основанной им научной школы, анализировал ответы испытуемого относительно времени реакции на них, а также подвергал последующей интерпретации формальную сторону ответов.

В том же году, что и К. Г. Юнг, Г. Кент и А. Розанов сконструировали и применили тест, чрезвычайно напоминающий юнговский, они предлагали испытуемому 100 общеупотребительных слов-стимулов, отобранных в связи с тем, что почти у всех они вызывали одинаковые реакции (стол — стул, темно — светло и пр.).

Исследования показали, что психически больные испытуемые давали большее количество оригинальных, названных авторами «индивидуальными», ответов, нежели здоровые. Однако метод не получил широкой известности в силу того, что продуцирование «индивидуальных» ответов могло зависеть не только от психологического статуса индивида, но и от его возраста, социального положения, образовательного уровня и других факторов.

2 стр., 598 слов

Презентация на тему: ТЕСТ позволяющий определить Ваше ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

ТЕСТ позволяющий определить Ваше ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ 1) Беззаботный , игривый , неунывающий. Жизнь для вас – свобода и спонтанность, ...

Д. Рапапорт, в 1946 году вдохновленный примером К. Г. Юнга, отобрав 60 слов — стимулов с точки зрения их психоаналитической значимости, достаточно успешно работал с пациентами, анализируя их внутренние конфликты и используя свой метод для выявления нарушений ментальной деятельности. Но подлинную революцию произвела книга Г. Роршаха «Психодиагностика». Именно с 1921 года начался новый этап в развитии экспериментального изучения личности — этап проективного ее исследования.

Первое описание процесса проекции в ситуации со стимулами, допускающими их различную интерпретацию, принадлежит американскому психологу Г. Мюррею. Он рассматривает проекцию как естественную тенденцию людей действовать под влиянием своих потребностей, интересов, всей психической организации. По сути, это первое приложение понятия проекции к психологическому исследованию [2, С. 20−22]…

ВЫВОДЫ

Проведя теоретическое и экспериментальное исследование по уровню тревожности личности, можно сделать следующие выводы:

1. Проанализировали основные теоретические подходы к проблеме исследования проективных методик в отечественной и зарубежной социальной психологии и выяснили, что большой вклад в изучение данной проблемы внесли: В. В. Абрамов, В. М. Вундт, Ф. Гальтон, Г. Кент, Дж. Келли, Д. Кроут, Т. Канн, М. Люшер, Х. Морган, Г. Мюррей, А. Розанов, Д. Рапапорт, Г. Роршах, Л. Франк, К. Г. Юнг.

2. Выявили особенности влияния цвета на человека качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие, психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение).

При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цвет как средство психической саморегуляции.

16 стр., 7895 слов

Психодиагностика и исследование самооценки

... тоды[ 1]. Психодиагностика и исследование самооценки Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым ... опросник самоотношения Столина 2. Тест на исследование чувства собственного достоинства доктора Райдена ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОДИАГНОСТИКИ Понятие психодиагностики Психологическая диагностика - наука о конструировании ...

3. Рассмотрели особенности диагностики с помощью теста Люшера и выявили, что тест Люшера основан на предположении о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Во всем мире тест Люшера успешно применяется для самодиагностики и коррекции своего психологического состояния, анализа семейных конфликтов и причин, затрудняющих устройство своей личной жизни, контроля динамики волевой и эмоциональной сферы спортсменов в процессе тренировок и во время соревнований, отбора кандидатов в психотерапевтические группы, для более адекватного подбора психотерапевтических воздействий, проведения судебно-психологических экспертиз, анализа внутреннего состояния трудновоспитуемых подростков и совершеннолетних преступников с целью направленной глубинной коррекции их поведения.

Предпочтение, отдаваемое одному цвету, и неприятие другого, имеют определенное значение: этот выбор точно отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, его настроение и эмоциональное состояние. Десятки тысяч опытов с цветовым тестом М. Люшера на людях самых разнообразных уровней культуры, почти по всему миру показали, что влияние цвета существует везде.

4. Провели экспериментальное исследование по уровню тревожности у личности и составили психологический и статистический анализ результатов исследований.

5. На основе результатов констатирующего эксперимента разработать

практические рекомендации по снижению уровня тревожности. Это возможно осуществить с помощью следующих мероприятий, необходимо обеспечить реальный успех в какой-либо деятельности. Меньше критиковать и больше подбадривать, причем не сравнивать с другими, а только с самим собой, оценивая улучшение результатов. Необходим щадящий оценочный режим в той области, в которой успехи студента не велики. Не фиксировать постоянно внимание на неудачах, а отмечать малейший успех. Доверительный контакт и теплые эмоциональные отношения тоже могут снизить общую тревожность. Необходимо изучать систему личных отношений студента в группе, для того чтобы целенаправленно формировать эти отношения, для создания благоприятного эмоционального климата. Не оставлять без внимания непопулярных студентов. Следует выявить и развить у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, что бы улучшить их положение в системе межличностных взаимоотношений.

11 стр., 5067 слов

Шмелева. Психология среды

... монистический материализм, которые господствовали в западной науке на протяжении 114 Шмелева. Психология среды - Стр 2 последних трех сотен лет. Такой образ ... . Одна из задач человеческогосуществования—самореализациякакнепрерывныйпроцессосознаниятого, что Я не заканчивается личностью, а расширяется до целостногомира—такназываемаяширокаяидентификация.Человекунеобходимоизбавиться от понятий «объект» ...

Таким образом, цель исследования достигнута, все задачи решены.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айви А. Е. Консультирование и психотерапия. Сочетание методов, теории и практики / А. Е. Айви, М. Б. Айви. — Новосибирск: НГУ, 1990. — 375 с.

2. Акимова М. К. Психологическая диагностика: учеб. для вузов / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. — СПб.: Питер, 2003. — 652 с.: ил.

3. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, JI. A. Петровская. — М.: Смысл, 2001. — 475 с.

4. Артюхова Т. Ю. Психологические механизмы коррекции состояний тревожности личности / Т. Ю. Артюхова. — Новосибирск: Наука, 2000. — 152 с.

5. Аннелиз Ф. Теоретическое исследование пределов возможностей проективных методик / Ф. Аннелиз. — М., 2000. — 258 с.

6. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз / А. Ф. Ануфриев. — М., 1995. — 160 с.

7. Базыма Б. А. Цвет и психика / Б. А. Базыма. — Х: ХДАК, 2001. — 172 с.

8. Бернс Р. С., Кауфман С. Х. Кинетический рисунок семьи / Р. С. Бернс, С. Х. Кауфман. — М.: Смысл, 2000. — 146с.

9. Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н. Практическая патопсихология / В. М. Блейхер, И. В. Крук, С. Н. Боков. — Ростов н / Д.: Феникс, 1996. — 445 с.

10. Бодалев А. А., Столин В. В. Общая психодиагностика / А. А. Бодалев, В. В. Столин. — СПб., 2000. — 440 с.

11. Бреслав Г. Е. Цветопсихология и цветолечение / Г. Е. Бреслав. — СПб., 2000. — 214 с.

9. Бурлачук Л. Ф. Введение в проективную психологию / Л. Ф. Бурлачук. — Киев., 1997. — 128 с.

10. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. Учебник для вузов / Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2006. — 351с.: ил.

11. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь — справочник по психодиагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — СПб, 1999. — 528 с.

12. Венгер А. Л. Психологическое консультирование и диагностика / А. Л. Венгер. — М.: Генезис, 2001. — 128 с.

13. Гильбух Ю. З. Актуальные проблемы валидизации психологических тестов / Ю. З. Гильбух. — М., 1978. — 327 с.

14. Демьянов Ю. Г. Диагностика психических нарушений / Ю. Г. Демьянов. — СПб., 1999. — 224 с.

15. Драгунский В. В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие / В. В. Драгунский. — Мн.: Харвест, 1999. — 448 с.: ил.

16. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. — Спб.: Питер, 2001. — 560 с.

17. Карвасарский Б. Д. Психотерапевтическая энциклопедии / Б. Д. Карвасарский. — СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.

18. Карвассарский Б. Д. Медицинская психология / Б. Д. Карвассарский. — Л.: Медицина, 1982. — 271 с.

19. Кондратенко В. Т. Общая психотерапия / В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской. — Мн.: Высш. шк., 1997. — 431 с.

16. Лаак Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов / Я. Лаак. — М., 1996. — 384 с.

17. Левитов Н. Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги / Н. Д. Левитов // Вопросы психологи. — 1969. — № 1. — С. 131 — 138.

18. Люшер М. Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы / М. Люшер. — Воронеж: Модэк, 1995. — 136 с.

19. Люшер М. Цвет вашего характера / М. Люшер. — М.: Вече, 1997. — 236 с.

20. Меграбян А. Психодиагностика невербального поведения / А. Маграбян. — СПб., 2001. — 256 с.

21. Меньшиков В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности / В. М. Меньшиков, Л. Т. Ямпольский. — М.: Изд-во Московского Университета, 1985. — 487 с.

22. Миллер С. Психология развития: методы исследования / С. Миллер. — СПб., 2002. — 464 с.

23. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. 2 книга / Р. С. Немов. — М.: Владос, 2007. — 688 с.

24. Носс И. Н. Психодиагностика / И. Н. Носс. — Москва: Изд-во «КСП+», 1999. — 164 с.

25. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — М.: Педагогика-Пресс, 1998. — 440 с.

26. Психологический словарь / под общей редакцией А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — М., 1990. — 375 с.

27. Психические состояния. Хрестоматия / под ред. Л. В. Куликова. — СПб.: Питер, 2001. — 575с.

28. Прошанский Г. М. Классификация проективных методов / Г. М. Прошанский. — М., 2000. — 258с.

29. Райгородский Д. Я., Практическая психодиагностика / Д. Я. Райгородский — Самара, 2001. — 672 с.

30. Ратанова Т. А., Золоторева Л. И., Шляхта Н. Ф. Методы изучения и психодиагностика личности / Т. А. Ратанова, Л. И. Золотарева, Н. Ф. Шляхта. — М., 1997. — 219 с.

31. Реан А. А. Практическая психодиагностика личности / А. А. Реан. — СПб., 2001. — 224 с.

32. Ричард С. Неопределённость и однозначность в проективных методиках / С. Ричард. — М., 2000. — 258 с.

33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн. — М.: Педагогика, 1989. — Т. 1. — 329 с.

34. Савенко Ю. С. Проективные методы в исследовании бессознательного / Ю. С. Савенко. — Тбилиси, 1978. — 154 с.

35. Собчик Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики / Л. Н. Собчик. М., 1997. — 480 с.

36. Собчик Л. Н. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера. Практическое руководство / Л. Н. Собчик. — СПб., 2001. — 112 с.

37. Собчик Л. Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л. Н. Собчик. — СПб., 2000. — 219 с.

40. Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности / Е. Т. Соколова. — М.: МГУ, 1980. — 150с.

41. Соловьева Е. А., Тутушкина М. К. Психосемиотический подход к проблеме цвета в практической психологии / А. Е. Соловьева, М. К. Тутушкина. — Харьков, 1993. — 432 с.

42. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П, Фетискин. — М., 2002. — 490 с.

43. Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. — Ростов н / Д: Феникс, 2006. — 480 с.

44. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин. — М., 1998. — 512 с.

45. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики: Учеб. Пособие / А. Г. Шмелев. — Ростов н / Д: Феникс, 1996. — 544 с.

46. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт / А. Г. Шмелев. — СПб, 2002. — 480 с.

47. Шмелев А. Г. Введение в экспериментальную психосемантику / А. Г. Шмелев. — М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.

48. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. — СПб, 2001. — 526 с.

49. Юревич А. В. Методологический либерализм в психологии / А. Ф. Юревич. — 2001. — С. 3−18.

50. Яньшин П. В. Эмоциональный цвет / П. В. Яньшин. — Самара, 1996. — 478 с.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector