Биографический метод исследования личности

Содержание

Введение

Глава I: Теоретическая часть

Глава II: Практическая часть

.1 Графический тест Коттла

.2 Круг общения

.3 Биографическое интервью

.4 Метод «Психологический возраст личности

.5 Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

.6 Автобиография

.7 Исследование личности биографическим методом

Вывод

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Предметом биографического метода является жизненный путь — история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступают сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Целью исследования является составление характеристики личности на основании биографического метода, которая включает в себя следующие разделы:

Задачи исследования:

.Обозначить основные понятия;

.Применить биографический метод;

.Провести определенные методики;

.Получить и интерпретировать информацию;

.Описать жизненный путь человека;

.Сформулировать психологическую структуру личности.

Глава I: Теоретическая часть

Биографический метод — (ново-греч. βιογραφία — жизнеописание от др.-греч. βίος — жизнь, γράφω — пишу), исследовательский и диагностический метод, который позволяет психологу и искусствоведу изучать человека и продукты его деятельности (в том числе творческой) в контексте всего жизненного пути, выбирать масштаб исследования на разных его участках, в зависимости от исследовательских целей.

3 стр., 1247 слов

Методы, принципы и стили управления

... рабочие инструкции и т.д.). Социально-психологические методы управления Социально-психологические методы основываются на мотивации потребностей и интересов личности, коллектива, на их профессиональных связях ... и общении, инициируют творческую и профессиональную активность. Сущность социально-психологических методов состоит в ...

Биография — это описание жизни человека; жанр исторической, художественной и научной прозы. Современная биография (напр., серия «Жизнь замечательных людей») выявляет историческую, национальную и социальную обусловленность, психологический тип личности, ее причинно-следственные связи c социокультурным миром (ср. Автобиография).

Личность — Изучение личности как момента деятельности и ее продукта составляет специальную, хотя и не отдельную, психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных. Серьезные трудности возникают уже при попытках выяснить, какая реальность описывается в научной психологии термином «личность».

Личность является не только предметом психологии, но и предметом философского, общественно-исторического познания; наконец, на определенном уровне анализа личность выступает со стороны своих природных, биологических особенностей как предмет антропологии, соматологии и генетики человека.

Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции, управляющей психическими процесса-ми (Джемс называл личность «хозяином» психических функций, Г.Олпорт — «определителем поведений и мыслей»).

Однако попытки дальнейшей интерпретации этих положений привели в психологии к ряду ложных идей, мистифицирующих проблему личности.

Цель данной работы — рассмотрение современных психологических теорий личности.

Для достижения цели, необходимо решение ряда задач:

. Рассмотреть определение личности;

. Проанализировать современные теории личности в психологии.

. Определение личности

Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная, прежде всего, на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других .

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова. А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

темперамента (структуры природных свойств),

направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

... навы­ки, которые впоследствии будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования ... и пытаться объ­яснить, установить простейшие причинно-следственные связи. Напомним особенности развития бытовой деятельности в раннем возрасте: бытовые процессы способствуют расширению сферы само­ ...

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни).

С этой точки зрения структура личности — лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

Концепция динамической структуры личности (К.К. Платонов).

Наиболее общей структурой личности является отнесение всех ее особенностей и черт к одной из четырех групп, образующих 4 основные стороны личности:

. Социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества).

. Личный опыт (объем и качество имеющихся ЗУН (знания, умения, навыки) и привычек).

. Индивидуальные особенности различных психических процессов (внимание, память).

. Биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты и т.п.).

и 2 — социально обусловлены, 3 и 4 — генетически обусловлены. Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом .

Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности — ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

Жизненный путь — процесс индивидуального развития человека от рождения до смерти. В отличие от «времени жизни» (life span), которое обозначает просто временной интервал от рождения до смерти, безотносительно к его содержанию, и «жизненного цикла» (life cycle), который подразумевает повторяющиеся, более или менее инвариантные (биологические, социальные и биосоциальные) аспекты развития, Ж. п. характеризуется многомерностью, предполагает наличие множества автономных тенденций, линий и возможностей развития, реализация которых зависит во многом от собственного выбора субъекта. Изучение Ж. п. всегда занимало важное место в науках о человеке и обществе. Однако его биологические, социальные, исторические и личностные параметры оставались разобщенными. Психология развития очень долго конструировала Ж. п. личности по образцу биологического онтогенеза, редуцируя развитие к совокупности закономерно повторяющихся циклов. С этим связана жесткость и догматичность многих возрастных периодизаций. Напротив, биографический метод немецкой «понимающей психологии» (Э. Шпрангер, Ш. Бюлер) концентрировался в основном на анализе субъективных переживаний и развитии самосознания.

4 стр., 1831 слов

Развитие мышления у младших школьников 2

... интеллектуализируются, приобретают осознанный и произвольный характер. Мышление ребенка младшего школьного возраста на­ходится на переломном этапе развития. В этот период со­вершается переход от мышления ... наглядность. Мышление ребенка в начале младшего школьного воз­раста имеет своеобразный характер. В силу отсутствия сис­тематических знаний, недостаточного развития понятий оно оказывается в плену ...

Возникшее после Второй мировой войны принципиально новое интегративное направление междисциплинарного исследования Ж. п. опирается на целый ряд предпосылок и достижений: 1) появление долгосрочных лонгтитюдных психологических исследований, охватывающих значительные отрезки жизни, а в идеале — все жизненное пространство (lifespan developmental psychology); 2) социологическое структурирование Ж. п. на основе когортного и исторического анализа (G.H. Elder), с учетом изменения циклов развития семьи, социально-возрастных критериев созревания и времени основных социальных переходов; 3) превращение «возрастной психологии» в психологию развития, расширение ее предмета и концептуальных границ за счет данных социальной геронтологии и понимания широкой индивидуальной вариабельности всех процессов изменения и развития; 4) понимание необходимости изучать индивидуальное развитие в изменяющемся мире.

Междисциплинарные исследования Ж. п. оказывают сильное влияние на психологию и социологию личности, теорию воспитания и другие разделы наук о человеке.

Глава II: Практическая часть

.1 Графический тест Коттла

биографический личность психологический метод

Одной из самых распространенных методик исследования временной перспективы (ВП) является графический тест Коттла (Тест кругов Коттла), где испытуемым предлагается изобразить свое прошлое, настоящее и будущее в виде трех кругов. Цель данной работы — описание этой методики, способов ее обработки, связи ее результатов с результатами других методик, направленных на исследование ВП. Здесь представлены результаты двух исследований. Испытуемые выполняли методикy Коттла и методику ZTPI (Zimbardo Time Perspective Inventory) в адаптации А. Сырцовой или методику «Линия жизни». Выборка составила 245 человек в возрасте от 15 до 20 лет. Результаты работы показали, что параметром методики Коттла, связанным с другими методиками, направленными на исследование временной перспективы личности, является, в первую очередь, степень связанности временных зон. Установлено также, что тип инструкции методики Коттла влияет как на проявление степени связанности временных зон, так и на связь с результатами ZTPI. Факторами ZTPI, связанными с результатами методики Коттла, оказались: «Фаталистическое настоящее», «Позитивное прошлое» и «Гедонистическое настоящее». Обнаружено, что в рамках самого теста Коттла наблюдается следующая закономерность: чем ниже значимость прошлого и выше значимость будущего, тем более связаны временные зоны между собой. Половых различий в проявлении параметров методики Коттла не выявлено. Три параметра методики «Линия жизни» оказались связанными с результатами теста Коттла: 1) количество связей между событиями всей жизни; 2) количество связей, которые человек усматривает в своем будущем; 3) пессимистичность будущего.

Инструкция: С помощью трех кругов попробуйте изобразить на бумаге свои представления о Вашем прошлом, настоящем и будущем. По Вашему усмотрению круги на листе могут быть где и как угодно и иметь различную величину. Одним словом, расположите круги так, чтобы они выражали Ваши переживания, связи Вашего личного прошлого, настоящего и будущего. Обозначьте, какой круг чему соответствует.

5 стр., 2449 слов

процесс формирования ценностного отношения к здоровому образу ...

... собой основной структурный компонент личности, включающ....... Список литературы 1. Абольянина, С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к здоровому образу жизни в процессе физического воспитания ... детский сад компенсирующего вида второй категории №448 г. Челябинска. Методы исследования: изучение и анализ литературы по проблеме, прогнозирование, проектирование, диагностические ...

Рисунок №1

Вывод: Прошлое, настоящее и будущее не как не влияют друг на друга.

.2 Круг общения

Таблица № 1

Номер п/пИнициалыполВозрастВремя общенияПозиция старшинства1.Левашова И.С.женский44С 1990г.старше2.Репина Е.А.Женский37С 2006г.младше3.Воронова Е.В.Женский37С 1998г.младше4.Мурина О.К.Женский37С 2000г.младше5.Макарова Л.Ю.Женский50С1988г.старше6.Таранов А.Ю.Мужской52С2008г.старше7.Воробьев О.Ю.Мужской46С 1988г.старше8.Скобелев В.А.Мужской40С 1985ровесник9.Мелиоранская Л.М.Женский61С 1979старше10.Малахова Я.А.Женский23С 1988младше11.Колобаев М.С.Мужской23С 1988младше12.Воробьев Р.О.Мужской21С 1990младше

Вывод: В основном у испытуемой в друзьях находятся люди почти того же возраста. Но так же у нее появляются и новые друзья.

.3 Биографическое интервью. (см. Приложение)

.4 Метод «Психологический возраст личности»

Инструкция: представьте себе мысленно всю свою жизнь: прошлое, настоящее и будущее. В каком году Вы родились? До какого возраста Вы надеетесь дожить? (Дайте более или менее реалистичную оценку) В таблице обведите кружком число соответствующее указанному Вами возрасту с точностью до пяти лет. А теперь с помощью таблицы попытайтесь оценить каждое пятилетие Вашей жизни по степени насыщенности важного для Вас события. Пятилетия оцениваются по десятибалльной шкале. 10 баллов — максимальная степень насыщенности, 1 балл — минимальная. Место пересечения баллов Вашей оценки т пятилетия отмечайте знаком «Х». максимальная степень насыщенности, 1 балл — минимальная. Место пересечения баллов Вашей оценки т пятилетия отмечайте знаком «Х».

Таблица № 2

Пятилетия123456789100-5X6-10X11-15X16-20X21-25X26-30X31-35X36-40X41-45X46-50X51-55X56-60X61-65X66-70X71-75X76-80X81-85X86-9091-9596-100= 62:134*100% = 46% (степень реализованности)

(психологический и хронологический возраст практически совпадают.)

Вывод: По таблице видно, что прожитое время находится в умеренном диапазоне. Но в дальнейшем как рассчитывает испытуемая будет гораздо лучше. (Что, скорее всего, связано с выходом на пенсию)

5 стр., 2092 слов

Личность и коллектив. Межличностные отношения и методы их выявления

... модели развития отношений между личностью и коллективом: 1) личность подчиняется коллективу (конформизм); 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония); 3) личность подчиняет себе ... традиционного социометрического метода современная психология и педагогика обогащена арсеналом и других не менее интересных методик исследования межличностных отношений. Например, методики ...

.5 Метод незаконченные предложения (Сакс и Леви)

Описание теста.

Метод включает 60 незаконченных предложений, которые могут быть разделены на 15 групп, характеризующих в той или иной степени систему отношений обследуемого к семье, к представителям своего или противоположного пола, к сексуальным отношениям, к вышестоящим по служебному положению и подчиненным. Некоторые группы предложений имеют отношение к испытываемым человеком страхам и опасениям, к имеющемуся у него чувству осознания собственной вины, свидетельствуют о его отношении к прошлому и будущему, затрагивают взаимоотношения с родителями и друзьями, собственные жизненные цели.

Для каждой группы предложений выводится характеристика, определяющая данную систему отношений как положительную, отрицательную или безразличную. Такая количественная оценка облегчает выявление у обследуемого дисгармоничной системы отношений. Но более важно, конечно, качественное изучение дополнительных предложений.

Исследованию методом незаконченные предложения должно предшествовать установление контакта с обследуемым для получения искренних, естественных ответов. Но даже если тестируемый рассматривает исследование как нежелательную процедуру и, стремясь скрыть мир своих глубоких переживаний, дает формальные, условные ответы, опытный психолог может извлечь массу информации, отражающей систему личностных отношений.

Таблица №3

(см. Приложения).

КЛЮЧ

№ п/пГруппы предложений№ заданий1Цели3, 18, 33, 482Отношение к будущему5, 20, 35, 503Отношение к вышестоящим лицам6, 21, 36, 514Отношение к коллегам13, 28, 43, 585Отношение к друзьям8, 23, 38, 536Отношение к подчиненным4, 19, 34, 497Отношение к матери14, 29, 44, 598Отношение к отцу1, 16, 31, 469Отношение к семье12, 27, 42, 5710Отношение к лицам противоположного пола10, 25, 40, 5511Сексуальные отношения11, 26, 41, 5612Отношение к своему прошлому9, 24, 39, 5413Страхи и опасения7, 22, 37, 5214Чувство вины15, 30, 45, 6015Отношение к себе2, 17, 35, 47

Результат методики:

1234567891011121314153536138414112101193721820283819291627263917«+»48433444464256543503335658495931574041242215502125«-»5023557454753526030

S320303333033-1-32

График №1

Вывод: Как видно на графике в основном показатели положительные. Но две шкалы (13,14) находятся в отрицательной зоне.

.6 Автобиография. Испытуемому предлагается написать свободную краткую автобиографию. (см. Приложение)

Вывод: Человек прошел все стадии социализации.

10 стр., 4606 слов

Симптомы кризиса 7 лет и методы сглаживания отрицательных проявлений ...

... теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: визиты к врачу, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги ... детей. Предложить оптимальные методы воспитания, которые помогут не только сгладить негативные симптомы кризиса, но и заложить в ребенке основу для формирования личности. 1. ПСИХИЧЕСКИЕ ...

.7 Исследование личности биографическим методом (формализованная биографическая анкета И.Н. Логиновой)

Описание: Биографический метод представляет собой метод синтетического описания человека как личности и субъекта деятельности. Биографический метод — исторический и одновременно генетический, так как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода — описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти — могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности.

Предметом биографического метода является жизненный путь — история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической информации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды.

Биографический метод включает следующие разделы:

. Данные жизненного пути.

. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.).

. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.).

. Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни.

. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

Испытуемому предлагается формализованная биографическая анкета (см. приложение) и дается инструкция.

Вывод: Жизненный путь насыщен разного рода событиями. Так же этот метод показывает нам связи испытуемого его друзей родственников. В этом методе в полной мере открывается.

Вывод

Данные методики помогают более подробно понять человека. Понять в какие времена у него были положительные моменты, а когда нет.

Заключение

С помощью биографического метода мы смогли представить жизненный путь личности, понять какие события влияли на его жизнь. А также постарались сформулировать психологическую структуру личности, какие качества личности формировались в течение всей жизни.

Для этого различными методами и методиками мы выясняли какие ступени социализации прошла испытуемая, чем занималась в течение жизни, какие люди ее окружали, чем болела, какие события влияли на ее жизнь.

Список литературы

<#»justify»>Приложение

Интервью: Радостного события «Свадьба»

.Когда вы впервые увидели друг друга?

Ответ: В 1988 году мы встретились в деревенском клубе на танцах, было очень романтическое настроение, звучала медленная композиция и мы танцевали.

5 стр., 2242 слов

Методы психолого-педагогических исследований 2

... использовать ситуацию, находчивость в вопросах и ответах. Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на ... ним относятся: наличие четкого, продуманного с учетом особенностей личности учащегося и неуклонно проводимого в жизнь плана беседы; ... как бы выжидает, наблюдая со стороны за этими событиями, чтобы затем подробно описать причины их возникновения, ...

.Как долго длился Ваш роман?

Ответ: около года, в 1989 году мы поженились.

.В котором часу у Вас была регистрация? В каком ЗАГСе?

Ответ: регистрация брака состоялась в 11.30 во дворце бракосочетания.

.Были ли свидетели на вашей свадьбе?

Ответ: обязательно, они засвидетельствовали наш прекрасный союз.

.Нужны ли рекомендации для выбора фото и видеооператора?

Ответ: считаю необходимым даты рекомендации фотооператорам

.Сколько по времени длилась прогулка после бракосочетания?

Ответ: наша прогулка длилась около 4-х часов.

.Роль родителей на свадьбе?

Ответ: Родители во всем нам помогали и поддерживали во всех наших начинаниях.

.Сколько было гостей у вас на свадьбе? Возрастные группы.

Ответ: на нашей свадьбе было около 50 человек, разного возраста, но все таки молодежи больше было .

.В каком заведении состоялась ваш банкет?

Ответ: наша свадьба проходила в кафе

.Какая у Вас любимая композиция? (на 1 танец молодых)

Ответ:

.Готовили ли Вы сюрприз друг для друга?

Ответ: да, конечно.

.Активно ли вы участвовали в конкурсах?

Ответ: очень активно, ведь это было так весело и интересно.

.Был ли у вас свадебный торт?

Ответ: конечно был как на любой приличной свадьбе.

.Как вы планировали уехать со свадебного банкета?

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... Он в школу не пошел и остался в детском саду.Вите и Васе исполнилось 6 лет, и они пошли в школу. Все мальчики одинаковоразвивались. Через год было проведеноповторное обследование этих ... знания, как роль ООД (ориентировочная основадействия). Ребенок должен был сначала сориентироваться, а потом действовать. Ситуация. Младенец улыбаетсяс первых дней жизни, но улыбка эта безадресная, чаще ...

Ответ: в карете, запряженной белыми лошадьми.

.Чем завершился ваш вечер?

Ответ: Композитор Евгений Дога «Мой ласковый и нежный зверь» Вальс

Автобиография

Я, Воробьева Юлия Михайловна родилась в 4 июня 1971 года в городе Ярославле, в семье рабочих. Мама работала на железной дороге, дефектоскопистом, а папа на моторном заводе, наладчиком. Я ходила в детский сад, потом в 1978 году я пошла в первый класс, в школу № 29 Дзержинского района города Ярославля. Закончила 10 классов в 1988 году, попыталась поступить в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, но мне этого не удалось. Пошла работать помощником воспитателя в детский сад, а потом меня перевели в воспитатели. В 1989 году вышла замуж за очень хорошего человека, с которым живем и радуемся и по настоящее время. В 1990 году родила сына Романа, занималась его воспитанием, потом родила второго сына Илью, дети подрастали, и я решила заняться своим образованием. В 1993 году я поступила в ЯГПУ им. К.Д.Ушинского на факультет дошкольной педагогики и психологии, который располагается на пятерке, училась заочно. В 1998 году благополучно его закончила. После декретного отпуска пошла, работать в детский сад, воспитателем, работа мне очень нравилась, затем стала работать методистом, сейчас моя работа так же связана с детьми, но не в детском сад.