Тема: Технология социальной работы с пожилыми людьми.
1.Проблемы пожилых людей
2.Пути решения проблем пожилых людей
3.Формы и методы работы с пожилыми людьми
1. Старение население является одной из глобальных проблем современного мира.
В соответствии с классификацией Всемирной организацией здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74, к старому – от 75 до 89, а к долгожителям – 90 лет и старше.
По этим критериям население России можно считать старым уже с конца
Концептуальные взгляды ООН на месте и роль пожилых людей были отражены в принципах как отношения к пожилым, принятых Генеральной Ассамблеей в 1991 г. Люди старших возрастов рассматриваются мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя.
Главы государств и правительств на Всемирной встрече по проблемам социального развития, состоявшейся в Копенгагене в марте 1995 г., взяли на себя обязательства обеспечения более благоприятных условий для пожилых людей, а также проявления особого внимания к их заботам и потребностям.
Необходимо учитывать, что у тех людей кому за 60 лет, происходят определенные психосоматические изменения.
Эти изменения происходят прежде всего в организме человека: подает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а также наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность и т. п.
Физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психики людей. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье.
Тема 13. Социальная защита людей пожилого и старческого возрастов
... правило, негативное влияние на человеческую деятельность, которые человек не может преодолеть самостоятельно. К ... Изменение экономических отношений потребовало реконструкции действующей в то время системы социального обеспечения и построения адекватной системы социальной защиты социально уязвимых категорий населения. ... в семье, одиночество нетрудоспособных и пожилых людей, сиротство и т.п. То есть, ...
Уровень заболеваемости у пожилых людей в два раза, а в старческом возрасте – в 6 раз выше чем у лиц молодого возраста. Накапливаются
хронические заболевания с тенденцией к постепенному прогрессированию и инвалидности. Нарушение здоровья пожилых людей не могут в полном объеме компенсироваться социальными мерами и требуют медицинского вмешательства.
По России около 1,5 млн. пожилых граждан нуждаются в постоянной помощи и социальных услугах. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различной помощи, показало, что более 78% из них требуется
Старение населения в нашей стране также осложняется процессом снижения уровня жизни. Наиболее тяжелым становится материальное положение у пенсионеров в возрасте
В стране идет и процесс сокращения доли работающих пенсионеров. Сегодня постоянно работают в возрасте
Ухудшение рациона питания, минимизация расходов на социальнокультурные нужды повышают уязвимость пожилого человека в семье и, в конечном итоге, сказываются на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста.
Обострилась потребность пожилых граждан в
По оценкам специалистов, положение пожилых людей в Российской Федерации характеризуется тремя основными особенностями: 1) неудовлетворительным состоянием здоровья; 2) их малообеспеченностью и 3) одиночеством.
2. Пути решения проблем пожилых людей
Прогноз демографического развития РФ до 2015 года, подготовленный Министерством труда РФ, свидетельствует о сохранении до 2005 года тенденции возрастания удельного веса пожилых в структуре населения страны.
Осознавая важность этой проблемы, Правительство РФ в 1992г. приняло отраслевую концепцию социально защиты нетрудоспособных граждан и семей с детьми, в которой попыталось сформулировать основные направления смягчения последствий нарастающего старения населения.
В соответствии с этой концепцией в основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:
1. Предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых
людей.
2. Содействие практической реализации прав и законных интересов, возможности активной жизни и самовыражения пожилых граждан.
Решение проблем общения у пожилых людей в социальном центре
... пожилых людей посредством досуга в условиях социального центра .1 Выявление уровня общения пожилых людей в социальном центре .2 Развитие общения пожилых людей посредством досуга в социальном центре .3 Динамика уровня общения пожилых людей в социальном ... - выживание зависит от посторонней помощи, служба социально-психологической помощи позволяет пожилым людям реализовать свою независимость и избежать ...
3.Соблюдение равенства и возможностей пожилых при получении социальной помощи и услуг.
4.Дифференциация подходов к решению проблем различных групп
пожилых.
5.Выявление индивидуальных потребностей пожилых в социальной помощи и обслуживании.
6.Адресность при предоставлении социальных услуг.
7.Использование новых технологий социальной работы при удовлетворении нужд и потребностей пожилых людей.
8.Ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки
пожилых.
9.Обеспечение информированности пожилых о возможностях социальной помощи и услуг.
В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей: 1) пенсионное обеспечение; 2) Система льгот и преимуществ пожилым людям; 3) Социальное обслуживание пожилых людей
встандартных и нестандартных условиях.
Значительную роль в решении этих вопросов сыграл Закон РФ « О ветеранах», который установил статус ветеранов различных категорий и систему предоставляемых им льгот. Принципиально новым является положение об упорядочении форм организации работы в интересах ветеранов.
Ныне около 24,5 млн. человек, достигших пенсионного возраста, пользуется различными видами льгот, в их числе инвалиды и участники ВОВ, семьи погибших военнослужащих, труженики тыла, блокадники Ленинграда, бывшие несовершеннолетние узники фашизма. Льготы распространяются также на работавших и проживающих в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, участников ликвидации последствий аварии ЧАЭС, пенсионеров, проживающих в зонах, подвергшихся заражению, репрессированных и пострадавших от политических репрессий, а также инвалидов от общего заболевания, трудового увечья и инвалидов с детства.
Однако вследствие ограниченности экономических возможностей государства механизм централизованного финансирования льгот и
государственных дотаций оказался неэффективным, также как не смогли его обеспечить и местные бюджеты.
+ Тема 11 Социальная адаптация и реабилитация -. вариант
... их изоляции, социальную активность пожилых и старых людей, расширение их социальных контактов. С этой целью используют как формальные источники помощи (государственные системы социальной помощи), так и ... решения задач физиологической адаптации пожилых людей большое значение имеют: повышение качества медицинского обслуживания, повышение качества бытового обслуживания, здоровый образ жизни, ра ...
3. Формы и методы работы с пожилыми людьми
Сложную
Внастоящее время в РФ действует 1013 стационарных социальных учреждений различных типов, в которых проживает 232,1 тыс. престарелых и нетрудоспособных граждан. Обязательным минимум в работе таких центров является наличие трех отделений: 1) Социальной помощи на дому; 2) Временного дневного пребывания; 3) Срочной социальной помощи.
Вцентрах социального обслуживания отрабатываются и применяются новые технологии социальной работы с пожилыми людьми. Так, отделение дневного пребывания создаются специально для адаптации пожилых людей к новым условиям через общение в группе; организуются группы самопомощи и взаимопомощи. Посещение дневного отделения дает пожилым людям возможность не только бесплатного питания и медицинского обслуживания, но и поддерживает веру в себя и свою значимость для социума.
Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиентам юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.
Вотделении срочной или экстренной социальной помощи может обратиться любой человек, попавший в экстремальную ситуацию. Он может получить там финансовую, натуральную и юридическую помощь.
Бесплатное питание, социальная помощь, бытовые услуги предоставляются престарелым и нетрудоспособным гражданам по месту жительства ЦСО, численность которых в настоящее время составляет свыше 1000. Их социальным работникам обслуживаются на дому более 900 тыс. одиноких и престарелых.
Всистеме социального обслуживания действуют специализированные магазины (секции), социальные парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, цехи по пошиву и ремонту одежды и обуви, предоставляющие услуги по доступным для малообеспеченных граждан ценам.
Сеть нестационарных учреждений и служб не обеспечивает оказание помощи всем нуждающимся. Остается довольно ограниченным перечень предоставляемых социальных услуг. Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:
1)Увеличение размера пенсий;
2)Совершенствование системы пенсионного обеспечения;
3)Развитие услуг по уходу на дому;
4)Расширение сети домов престарелых;
5)Улучшение условий проживания в этих домах;
Трудотерапии в социальной реабилитации пожилых людей
... социальной реабилитации пожилых людей 2 Проблемы организации трудовой терапии с пожилыми людьми как средства их социальной реабилитации 2.1 Изучение возможностей использования трудотерапии в социальной реабилитации пожилых людей 2.2 Программа трудотерапевтической работы с пожилыми людьми ... конференции, посвященной дню пожилых людей «О совершенствовании геронтологической помощи в республике», 1 ...
Среди категории пожилых людей нуждаются в особой социальной помощи инвалиды, ветераны войны, одинокие граждане и малообеспеченные пенсионеры.
Важное значение имеет помощь со стороны социальных работников в бытовом обслуживании пожилых людей.
Физическая зависимость в пожилом возрасте принимает острые формы по причине одиночества. Разводы и вдовство пожилых людей сопровождаются финансовыми затруднениями с надеждой стабилизации положения в случае повторного брака. Задача социальных служб состоит в том, чтобы наряду с непосредственной социальной помощью пожилым супружеским парам способствовать формированию терпимости и понимания в оценке разнообразных форм семейной жизни в пожилом возрасте.
Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории пожилых людей. Такая работа особо актуальна для граждан без определенного места жительства.
Система социальной защиты также предусматривает содействие в налаживании жизненного уклада и трудоустройства пожилых граждан, а также осуществлении профессиональной переподготовки.
Важную роль играет система нестационарных учреждений системы социальной защиты пожилых людей, так как именно эта форма является наиболее экономичной и приближенной к реальным нуждам пожилых людей. Она позволяет подобрать индивидуально вариант обслуживания, в том числе и на платной основе.
ЦСО обеспечивают поддержку досуговой и посильной общественной деятельности пожилых, способствуют проведению образовательнопросветительной и
Остается достаточно высокой потребность социального обслуживания в стационарных условиях.
Преобладающие в настоящее время традиционные многоместные
Опережающее развитие должны получить геронтологические и геронтопсихиатрические центры, где будут применятся достижения медицинской и социальной геронтологии;
Развитие сети стационарных учреждений требует значительных финансовых и материальных затрат, что предопределяет появление стационарных учреждений на основе различных форм собственности (государственной, муниципальной, смешанной,
Достоинства стационаров и преимущества нестационарных учреждений присущи специальным жилым домам с комплексом служб
пожилых людей и пожилых супружеских пар в дальнейшем должна повыситься.
Накапливается опыт заключения договорных отношений с одинокими пожилыми на пожизненное содержание и предоставление услуг в обмен на добровольную передачу ими жилой площади государству, городу, негосударственной структуре, частному лицу. В условиях министационаров или «стационаров на дому» достигается адресность и высокое качество предоставляемых услуг.
Социальная реабилитация пожилых и инвалидов в условиях реабилитационного центра
... оказывает благотворное воздействие на физическое, социальное самочувствие пожилых и инвалидов в условиях Центра Социального Обслуживания. В работе применялись учебные пособия по социальной работе, медико-социальной работе, статистические сборники России, а также личные ...
Как мера переходного периода обоснованным является наличие в ведении органов социальной защиты населения социальных аптек, социальных больниц (коек),
Организация социального обслуживания пожилых людей должна быть нацелена на обеспечение безопасной старости и максимально возможную степень реализации социальны гарантий, чтобы пожилые могли как можно дольше сохранять социальный тонус и привычный образ жизни, оставаясь активными и полезными членами общества.
Вопросы К
«Технология социальной работы» (лекции
1)Типология семьи и основные проблемы всех типов семей.
2)Социальные проблемы неполных семей
3)Социальные проблемы семей инвалидов и семьи, воспитывающей инвалидов.
4)Виды и формы социальной помощи, направленные на сохранение семьи. Реагирование на внутрисемейную жестокость
5)Работа с детьми, подвергшимся жестокому обращению.
6)Работа с трудными детьми и подростками.
7)Работа с семьей алкоголика
8)Работа с конфликтной семьей
9)Основные проблемы современной женщины и тенденции
10)Специфика женских проблем в России
11)Факторы, способные позитивно повлиять на положение женщины
12)Гендерные направления социальной работы. Три группы задач.
13)Формы и методы оказания помощи женщине, семье, детям
14)Проблемы пожилых людей
15)Проблема старения населения и принципы, положенные в основу технологии социальной работы с пожилыми
16)Основные направления социальной защиты пожилых в РФ. Льготы и компенсации
17)Стационарные социальные учреждения для пожилых и престарелых
18)Основные направления повышения уровня благосостояния престарелых
Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...
... -ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА 2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного ... соответствующим медицинским профилем, который обеспечивает реализацию права детей, которые требуют продолжительного лечения и реабилитации, на общее среднее образование. Главной задачей санаторной ...
19)ЦСО и новые типы учреждений для пожилых и формы социальной помощи
20)Природа и факторы, способствующие дезадаптации подростков
21)Основные этапы работы с детьми. Специфика работы социальных приютов
22)Реабилитация ребенка и дальнейшее устройство его судьбы
23)Основные направления деятельности и структура социальнореабилитационных центров для подростков
24)Структура и функционирование подразделений СЦР для детей и подростков.
Лекция №20 Тема: Технологии социальной работы с дезадаптироваными детьми и
подростками.
1.Природа дезадаптации и факторы ей способствующие
2.Работа с дезадаптированными детьми и подростками. Социальный приют
3.технология реабилитации дезадаптированных детей и подростков в
1. Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы ценностных ориентаций, в утрате социальных связей с семьей и школой, резком ухудшении
Выделяются несколько факторов, влияющих на процесс дезадаптации подростков. Среди них выделяется: 1) наследственность (психофизическая, социальная, социокультурная) 2)
4) социальная деятельность самого индивида, которая проявляется в
Современное состояние российского общества обостряет проблему дезадаптации детей и подростков. Социальное неблагополучие проявляется в распаде семейных и родственных связей, безнадзорности и бродяжничестве детей, совершении ими антиобщественных поступков и правонарушений, пьянстве и наркомании. Можно выделить ряд факторов, влияющих на увеличение числа социально дезадаптированных подростков. Это:
Методы исследования социально-психологических технологий в групповой ...
... Г. Степанов, С. А. Косабуцкая, Л. С. Нагавкина. Реабилитационная работа с детьми и подростками «группы риска» представлена в работах С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, П. Д. Павленок, ... в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдается два ...
1)чрезмерная коммерциализация общества;
2)распад целого ряда социальных институтов, ранее работавших на детство;
3)сложное экономическое и нравственное положение большинства семей;
4)криминализация общества;
5)потеря престижа образования и честного заработка.
Эти и многие другие факторы привели к переориентации в жизненных ценностях, основным из которых является желание подростка достичь успеха, не прилагая к этому серьезных усилий.
В настоящее время вызывает тревогу тенденция к увеличению социального сиротства, когда родительская семья не только не выполнила предназначенных ей функций, но по ее вине дети оказываются на улице и становятся бомжами, попрошайками, беспризорными.
Следует отметить, что социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации детей и подростков.
2) работа с дезадаптированными детьми и подростками. Социальный
приют.
Сегодня актуальной задачей стало формирование новой социальной политики профилактика детской безнадзорности и социального сиротства, создание специализированной системы учреждений для дездаптированных детей и подростков, оказавшихся в кризисной ситуации, в задачи которых входит целенаправленная работа по из социальной реабилитации.
Брошенные семьей и школой, в нарушение международных правовых норм дети и подростки, не совершившие правонарушений, нередко подолгу содержатся в
Для изменения ситуации с 1992 года в России начала создаваться система специализированных учреждений для дезадаптированных детей и подростков. К 1996 году количество таких учреждений достигло 550, а число прошедших в них реабилитацию превысило 75 тыс. несовершеннолетних.
Целью деятельности учреждений является социальная защита и поддержка нуждающихся в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.
Специалисты выделяют три основных этапа в работе с детьми: 1) диагностическая работа; 2) реабилитация; 3) постреабилитационная защита ребенка.
Специфику таких учреждений определяет особый социальнопсихологический статус детей. Самыми первыми в создаваемой системе служб стали появляться социальные приюты для детей и подростков.
Анализ работы социальных детских приютов позволяет обратить внимание на сложнейший в социальном и педагогическом плане состав несовершеннолетних. Среди них:
подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии;
нализ профориентационной работы, направленной на реабилитацию ...
... разнообразных отраслях умственного труда. Предмет исследования – профориентационная работа Объект – ребенок-инвалид с нарушенным зрением Цель – анализ профориентационной работы, направленной на реабилитацию детей-инвалидов с нарушенным зрением. Исходя из поставленной ...
подавляющее большинство уже приобщилось к таким привычкам, как курение, систематическое употребление алкоголя;
почти все дети с различными хроническими заболеваниями;
многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформирован или утрачен опыт жизни в семье;
дети с задержкой психического развития.
Вэтих условиях приюты становятся местами, где дети не только могут получить кров и пищу, но и восстановить свои социальные связи с миром.
Несовершеннолетние в такие учреждения принимаются по следующим основаниям
o личному обращению;
o направлению органов социальной защиты;
o постановлению комиссии по делам несовершеннолетних;o заявлению родителей, ходатайству органов образования,
здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел
o постановлению или определению суда, прокуратуры или следственных органов; если родители или лица их заменяющие осуждены.
Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе его личностного изучения и анализа всей доступной информации.
Большое значение в реабилитации подростка имеет психологическая диагностика и коррекция. Специалисты выделяют две главные психологические проблемы, с которыми сталкиваются работники приютов. Это – отставание в психическом развитии и преодоление последствий психической депривации ребенка. Под психической депривацией понимается недостаточное удовлетворение основных психических потребностей ребенка
втечении долгого времени и в серьезной степени.
Психологическая реабилитация может проводиться двумя способами: групповой и индивидуальный. Психокоррекционные группы способствуют личностному росту ребенка, его автономии, приобретению определенных знаний, умений, навыков и прежде всего умения общаться. Индивидуальная же терапия направлена на то, чтобы снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, поднять его самооценку, помочь справиться со страхами, преследующими его, сформировать доверие к людям.
Важнейший путь реабилитации детей, имеющих полную школьную дезадаптацию является организация в условиях приюта систематического воспитательного и учебного процесса, устранению имеющейся педагогической запущенности, коррекция нарушений поведения.
Существует несколько путей формирования самоуважения и самосознания подростка. Один из них – ориентация на образец, достойный подражания. Большую помощь в реабилитации подростка оказывает и индивидуальная психотерапия, имеющая характер бесед, разговоров, обсуждений различных проблем.
Одной из психологических трудностей подростка является его нежелание учиться. Поэтому процесс обучения в детских приютах должен
Лекция №19-20 Вопросы КТ — Стр 2
быть организован на строго индивидуальной основе. Сегодня в практике приютов есть несколько вариантов обучения. Это общеобразовательные дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы выравнивания. В ряде приютов процесс обучения осуществляется в рамках так называемой домашней школы. Занятия здесь проводятся индивидуально или в микрогруппах
Одной из самых важных задач приюта является устройство дальнейшей судьбы ребенка после ухода из него. Идеальным вариантом является возвращение ребенка в родную семью. Если это невозможно, то используют другие пути, такие как усыновление, опека (попечительство) или государственное сиротское учреждение (детский дом).
Новым направлением является создание семейных (воспитательных) групп из дезадаптированных подростков. Дети передаются в семью, выразившую желание заниматься их воспитанием, имеющие соответствующие
вдомашней группе, ребенок остается под опекой государства до тех пор, пока семья не оформит опекунство или усыновление. Другим направлением является попытка в условиях приюта моделировать опыт жизни и отношений похожих на домашние.
Таким образом, вся работа приюта основана на решении проблем создания условий, способствующих вовлечению детей в нормальный жизненный процесс, выводу ребенка из кризисной ситуации, восстановлению нарушенных связей с семьей, решению вопросов дальнейшего жизнеустройства детей и подростков.
3)Технология реабилитации дезадаптированных детей и подростков
в
Основными направлениями деятельности СРЦ являются :
o профилактическая работа по предупреждению безнадзорности несовершеннолетних и оказание помощи по ликвидации трудной ситуации в семье ребенка;
o обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении;
o обеспечение доступности и своевременности квалифицированной социальной, правовой,
СРЦ создаются из расчета на
1.приемное отделение;
2.отделение диагностики социальной дезадаптации;
3.отделение реализации программ социальной реабилитации;
4.отделение
5.семейная воспитательная группа.
Вкачестве структурного подразделения СРЦ также может быть образован социальный приют для детей и подростков.
Вприемном отделении проводится первичный медицинский осмотр и первичная санитарная обработка подростка. В отделении диагностики выявляются и анализируются факторы, обуславливающие социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка. На основе этих данных разрабатывается индивидуальная программа реабилитации. Поэтапное осуществление данной программы происходит в отделении реабилитации несовершеннолетних. Здесь проводится работа по восстановлению утраченных связей с семьей и внутри семьи, оздоровлению системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановлению их социального статуса в коллективе сверстников, содействию подросткам в получении образования, специальности и профориентации.
Отделение
И, наконец, пожалуй, самое сложное направление деятельности – работа с семьей. Социальная реабилитация в центре непременно ориентирована на решение семейных проблем детей и подростков. Работа с конфликтными семьями строится на взаимодействии с психологом на уровне консультирования. Работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа. Ведется также работа по избавлению подростков от вредных привычек без лекарств.
После возвращения детей в семью продолжается патронаж социальными работниками, используются прямые контакты с членами семей, продолжаются консультации специалистов.
Из существующих на сегодняшний день типов социальнореабилитационных учреждений для детей и подростков центр несовершеннолетних с приютом призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа деадаптированных подростков, помочь устранить причины проявлений дезадаптации еще на начальном этапе, до разрыва связи подростка с семьей.
Вместе с тем опыт показывает, что социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия им новых условий, правил жизни, новых людей. Поэтому важнейшая задача всех, кто соприкасается с подростком, прибывшим в реабилитационное учреждение, оказать ему максимальную поддержку в процессе освоения новой жизни.