нализ профориентационной работы, направленной на реабилитацию детей-инвалидов с нарушенным зрением

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3

1. Технология профориентационной работы у детей-инвалидов с нарушенным зрением…………………………………………………….6

Личность и межличностные отношения детей-инвалидов с нарушением зрения………………………………………………..6

Виды социальных технологий…………………………………..13

Реабилитация детей-инвалидов с нарушенным зрением………18

Отечественный и зарубежный опыт…………………………….26

Труд слепых за границей……………………………………26

1.4.2. Трудовая деятельность слепых в России…………………..28

1.4.3. Особенности, возникающие при выборе профессии……..31

1.4.4. Профессии интеллектуального труда, доступные слепым..33

1.4.5. Опыт отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению………………………………………………………………40

2. Содержание работы по профессиональной ориентации в школе-интернате…………………………………………………………………45

Возрастная направленность профессиональной работы в школе-интернате………………………………………………………….45

Результаты диагностики учащихся школы-интерната………..48

Совершенствование технологий…………………………………52

Проект………………………………………………………..52

Рекомендация………………………………………………..55

Заключение……………………………………………………………………….64

Список литературы………………………………………………………………67

Приложение………………………………………………………………………71

Введение

Профессиональная деятельность в жизни человека является основной в обеспечении его социальных притязаний, самоутверждений и самореализации. В начале девяностых годов профориентация получила нормативное отражение в новой интегрированной образовательной области «Технология», что потребовало подготовки учителя к профориентации учащихся более высокого качества.

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки.

Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Одним из направлений этой работы является охрана и реализация прав человека, создание условий жизни достойных человека. В условиях реформирования страны, становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, детей сирот, беженцев, а также инвалиды по зрению) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите.

17 стр., 8419 слов

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...

... воспитанию и образованию детей - инвалидов приходит система комплексной реабилитации. Однако вопросы помощи таким детям освещены далеко ... коррекционных методов, кадрового и научно-методического обеспечения практической работы с детьми. Реализация психотехнических, социально-педагогических приемов происходит без ... научных идей А. Р. Лурия и его школы о структуре и локализации высших психических функций ...

Актуальность. Действующее Российское законодательство практически не защищает права инвалидов на достойное и обеспеченное существование. Задача социальных работников — создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности, и достойно жить, сохраняя уважение к себе окружающих. А это можно сделать, предоставив им возможность трудиться. Трудовая деятельность станет средством адаптации человека в обществе, увеличит его степень независимости, сможет послужить условием, когда инвалид сам будет в состоянии решать свои проблемы. Поэтому изучение технологий профориентационной работы с инвалидами по зрению является важной задачей специалистов, сталкивающихся с такой категорией людей.

Начало систематического обучения слепых послужило толчком к возникновению тифлопедагогики и одновременно стало объективной предпосылкой становления тифлопсихологии. В России зарождение тифлопсихологии относится к 80-ым годам XIX в. Учение о сложной структуре дефекта Л.С. Выготского—крупнейший вклад в становление дефектологии в России.

Среди учёных, занимавшихся проблемой изучения психики слепых, большой вклад в науку внесли: А.Г. Литвак, М.Е. Хватцев, Б.Г. Ананьев, А.В. Ярмоленко, А.И. Зотов, Ю.А. Кулагин, Т.Р. Армитэдж, П. Виллей.

Опыт отечественной и зарубежной школы по осуществлению преемственности трдовой подготовки и профориентации молодежи представлен в трудах, статьях и выступлениях П. П. Блонского, Л. Бэнэдэк, В. Герника, Ч. Девора, Э. Клиффорда, Л. Лан-ди, К. Лелиньской, А. С. Макаренко, И. Павлова, М. Б. Павловой, В. А. Су-хомлинского, Дж. Ферера, X. Франкевича, С. Т. Шацкого и др.

Социальная работа как наука в нашей стране ещё очень молода, и у неё нет пока больших наработок в направлении профориентации. И хотя психологические особенности слепых и слабовидящих, и некоторые возможности их трудоустройства освещены в литературе, но сегодня для социальной работы они являются малоизвестными, плохо изученными, не достаточно учитываемыми при работе с такой категорией граждан.

В своём исследовании мы, прежде всего, ориентируемся на решение проблем молодого поколения, на детей старшего школьного возраста, поскольку именно эта категория инвалидов является самой незащищённой от будущего негативного воздействия современной жизни.

Темой нашей работы была выбрана технология профессиональной ориентации, направленная на реабилитацию детей — инвалидов с нарушенным зрением.

Гипотеза нашего исследования заключается в том, что слепота не является препятствием для выбора профессии в самых разнообразных отраслях умственного труда.

Предмет исследования – профориентационная работа

Объект – ребенок-инвалид с нарушенным зрением

Цель – анализ профориентационной работы, направленной на реабилитацию детей-инвалидов с нарушенным зрением.

26 стр., 12977 слов

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушениями зрения

... они сталкиваются с определёнными проблемами в процессе развития данных навыков. Ребенок с нарушенным зрением ограничен в возможностях познания окружающего мира, за счёт этого у него формируется ... в успешной адаптации и социализации в обществе. Вопросом развития навыков самообслуживания у слепых детей дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Л. И. Солнцева, Л. И. Плаксина, ...

Исходя из поставленной цели, определяем следующие задачи:

1. Анализ теоретической и практической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить виды социальных технологий.

3. Изучить виды и методы социальной реабилитации инвалидов по зрению.

4. Изучить отечественный и зарубежный опыт по проблеме исследования.

5. Изучить особенности профориентации у детей-инвалидов по зрению.

6. Составить проект профориентационной работы, направленный на реабилитацию детей-инвалидов.

1. Технология профориентационной работы у детей-инвалидов с нарушенным зрением

1.1. Личность и межличностные отношения детей-инвалидов с нарушением зрения

Формирование активной, гармонически развитой личности ребенка, с нарушенным зрением, а так же эффективное включение таких детей в учебно-восстановительный процесс и в полноценную трудовую деятельность, возможно лишь при детальном изучении особенностей формирования личности школьника с нарушенным зрением.

На протяжении многих столетий в обыденном сознании складывалось представление о личности слепого как о личности глубоко ущербной, обладающей рядом специфических черт, отличающих слепых от нормально видящих. Слепым присвоены разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера. Всё это — прямое следствие нарушения зрения. Поэтому слепой — человек абсолютно иного рода. А возможности формирования положительных свойств и совершенствование его личности считались крайне ограниченными.

Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения».

То есть, органический дефект изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение у слепого иных, нежели у зрячих, социальных установок.

Для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактором психологическим, они не чувствуют себя погружёнными во мрак.

Психологическим фактором слепота становится только тогда, когда они вступают в общение со здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей.

Эти особенности — некоторые изменения в динамике потребностей, связанные с затруднением их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельности, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Кроме того, дефект провоцирует, особенно в сфере семейных отношений, возникновение условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. Этими условиями могут быть либо чрезмерная опека со стороны окружающих, либо отсутствие внимания, заброшенность ребёнка. В результате у слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга, чувства товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная чёрствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера. Ограниченные контакты с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

9 стр., 4401 слов

Деятельность и формирование личности

... строение и основные виды. Кроме того будет рассмотрен процесс формирования личности. 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Понятие о деятельности Психическая активность имеет различные фор­мы: инстинктивное поведение, ... общества. Вещи выступают перед ним как объекты, а люди — как личности. Каждая конкретная деятельность имеет свою инди­видуальную структуру, уточняющую общую струк­туру, присущую ...

Всё это показывает, что устойчивые свойства личности слепых

(направленность, способности, темперамент, характер) лишь косвенно связаны с дефектами зрения. В одном случае эта связь обусловлена недостатками в области чувственного познания и неудачным опытом познавательной и ориентировочной деятельности (боязнь нового), а в другом—неблагоприятными условиями воспитания, выпадением из коллектива, ограничением деятельности, отрицательными результатами попыток налаживания контактов со зрячими. Ещё менее выражена связь между формированием отдельных структурных компонентов личности и глубиной и временем возникновения первичного дефекта.

То есть, в формировании основных свойств личности на первый план выходят социальные факторы, действие которых не зависимо от патологии зрения.

При формировании направленности личности, некоторых моральных, волевых, интеллектуальных черт характера дефекты зрения могут быть первопричиной отклонения их от нормы, затрудняя общение ребенка со сверстниками и взрослыми, препятствуя накоплению индивидуального опыта. Такие отклонения (негативизм, внушаемость, эгоистичность) отмечаются многими исследователями. Но при создании благоприятных условий (широкое вовлечение ребёнка в различные виды деятельности, правильная организация воспитания и обучения) формирование этих свойств личности, мотивации деятельности оказывается независимым от состояния зрения.

А.И. Зотов утверждает, что слепота, первоначально тормозящая развитие некоторых сторон личности (формирование интересов, эстетических чувств и т.д.) при педагогическом воздействии отступает на второй план, но

«…продолжает оказывать влияние на диапазон избирательного отношения аномального ребёнка к окружающей действительности. Но если тот или иной вид деятельности доступен для слепого, то формирование отношения к нему оказывается независимым от дефекта. Так, интересы к видам деятельности, успешно осуществляющимся без зрительного контроля, оказываются очень глубокими, устойчивыми, как у нормально видящих».

Таким образом, между зрячими и слепыми, а тем более слабовидящими различия могут наблюдаться только в ходе формирования личности, динамике становления её свойств. Конечный же результат, то есть уровень сформированности личности, определяются не наличием или отсутствием зрительной патологии, а характером социальных воздействий—воспитания и обучения.

Рассматривая вопросы формирования личности, необходимо особое внимание уделить проблеме активности личности, так как не подлежит сомнению то, что отсутствие или патология зрения вносят существенные изменения в жизнь человека, затрудняют его взаимодействие с окружающим миром, снижают его активность.

«Активность является фундаментальным свойством, присущим всей живой материи, при этом на различных ступенях эволюционной лестницы уровни активности и проявления её различны». Активность человека определяется как биологическими, так и социальными факторами. А.Г. Литвак видит в этом взаимодействии ведущими именно социальные факторы, и мы с ним согласны.

5 стр., 2123 слов

А.Н.Леонтьев "деятельность. Сознание. Личность" марксизм ...

... объективируется личность; в потреблении субъективируется вещь" Маркс. О категории предметной деятельности Деятельность это ... - чувственных и мысленных. Активность психического отражения Накопленные ассоциации ощущений ... деятельность не обособляется от практической деятельности. Общее строение деятельности. Идея анализа деятельности как метод научной психологии человека была заложена в ранних работах ...

Основной источник активности — наши потребности. Выпадение зрительных функций отрицательно влияет на их формирование: нарушается соотношение материального и духовного. В силу того, что органические потребности более легко удовлетворяемы, их развитие у слепых может привести к доминированию и даже к гипертрофированности.

Также при слепоте нарушается, по словам А.И. Зотова, формирование, вследствие проблем удовлетворения, «…перцептивные потребности, т.е. неодолимое стремление к восприятию окружающего мира».

«Затруднения, испытываемые лицами с дефектами зрения при восприятии окружающего мира и вызванное ими снижение активности отражения, требуют широкого педагогического вмешательства с раннего детства, вмешательства, которое способствовало бы развитию навыков осязательного и визуального обследования, формированию перцептивных потребностей и познавательных интересов, т.е. активизации познавательной деятельности». Г.А. Буткина указывает ещё на одно обстоятельство, которое мы можем квалифицировать как дополнительный фактор, снижающий активность слепых — «…отрицательные эмоциональные состояния (депрессивные настроения, стрессы), а также фрустрации, обусловленные часто встречающейся у слепых неадекватной самооценкой и трудностями адаптации к жизни. Иногда инвалиды оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия.

Многократное повторение фрустрации ведёт к снижению активности, безынициативности, отказу от деятельности».

Она же указывает на то, что серьёзные препятствия для проявления активности вызывают затруднения, которые слепые испытывают при установлении социальных контактов. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, к зрячим, различным видам деятельности, так же как и не верные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации.

«В среднем и старшем школьном возрасте зависимость межличностных отношений от состояния зрения…не наблюдается, что можно объяснить…относительной однородностью коллектива (у всех …имеется патология зрения) и тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый план при выборе лидеров выступают морально-волевые и интеллектуальные качества членов коллектива».

Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчётливо тогда, когда инвалиды попадают в смешанный коллектив, где учатся и трудятся слепые и зрячие. В этих условиях для слепых ограничения возможности воспринимать изменения в окружающей среде усложняют установление связей личности со средой, вызывают затруднения в деловом и в свободном общении. Слепые могут уходить от контактов со зрячими, становятся замкнутыми, ориентированными на свой внутренний мир. В таких коллективах слепые часто само изолируются, занимают позиции крайней зависимости от зрячих, активности под нажимом, отказа от борьбы с трудностями. Очевидно, что это следствие недостаточной работы специалистов по подготовке слепых к самостоятельной жизни в мире зрячих.

18 стр., 8960 слов

Особенности социальной работы с пожилыми инвалидами

... инвалидов. 1. Инвалидность 1.1 Определение понятий «инвалидность», «инвалид», порядок организации и деятельность Федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы С медицинской точки зрения, инвалидность ... врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Кроме того, штатным расписанием предусматриваются должности старшей ...

Кроме того, неблагоприятное влияние на установление положительных межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают трудности социальной перцепции (восприятие человека человеком), которые испытывают слепые. «Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательные восприятия часто не дают слепому достаточного знания о партнёре по общению. Это может усугубляться неадекватными установками зрячих к слепым, обусловленными косметическими дефектами последних, незнанием их психологических особенностей, непониманием».

По словам А. Г. Литвака становление межличностных отношений между слепыми и зрячими подчиняется общим закономерностям. Но на этот процесс влияют и перечисленные нами факторы. Литвак также утверждает, что «…характерной особенностью системы межличностных отношений в смешанных коллективах является широкое распространение индифферентного отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре коллектива наиболее распространены категории лиц находящихся в нейтральном или изолированном положении». Это является свидетельством недостаточной сформированности и сплочённости коллектива.

Можно предположить, что при надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специалиста по социальной работе специфические особенности коллектива, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступят на задний план, уступят место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива.

Итак, все упомянутые выше факторы снижения активности лиц с дефектами зрения могут быть преодолены путём создания соответствующих условий для успешного компенсаторного приспособления. Важнейшим из них является включение слепых в деятельность, формирование у них положительной мотивации и установок.

1.2. Виды социальных технологий

Инвалиды по зрению являются объектом социальной работы. Одним из направлений этой работы является охрана и реализация прав человека, создание условий жизни достойных человека. Поскольку сегодня государство не в состоянии оказать людям помощь в получении ощутимых социальных услуг, поддержать их в трудный период жизни общества, то это должны сделать социальные работники. То есть, создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности и получить всё, что им положено по закону, будут жить, сохраняя чувство собственного достоинства и уважение к себе окружающих. А это можно сделать тогда, когда мы сумеем дать слепому возможность трудиться.

Действующее Российское законодательство практически не защищает права инвалидов на достойное и обеспеченное существование. Задача социальных работников — создать условия, в которых инвалиды смогут в максимальной мере, не смотря на свой физический и психический дефект, проявить свои способности, и достойно жить, сохраняя уважение к себе окружающих. А это можно сделать, предоставив им возможность трудиться. Одним из направлений этой работы является охрана и реализация прав человека, создание условий жизни достойных человека.

2 стр., 968 слов

Особенности психического развития детей с нарушением зрения

... происходит постепенное стирание зрительных образов. Нормальная мыслительная деятельность слепых детей опирается на слуховой, двигательный, кожный и ... таблицах. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению ... Педагогика, 1992. 7. Лебедева С.С. Актуальные проблемы образования инвалидов как средства их социальной адаптации. – СПб., 1998. ...

В настоящее время основная цель профориентационной работы службы занятости Российской Федерации — содействие гражданам в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы с учетом их личных интересов и потребностей рынка труда путем профессионального и информационного консультирования, психологической поддержки. Оказывается как индивидуальная, так и групповая психологическая поддержка.

Индивидуальная консультация. Психологическая поддержка осуществляется в рамках индивидуальной консультации. Она необходима тем инвалидам, которые находятся в состоянии депрессии со сниженной активностью поведения, пессимистическим настроем и плохим самочувствием. Такие люди, как правило, испытывают определенные трудности в общении как с близкими людьми и знакомыми, так и с потенциальными работодателями. Для работы с такими клиентами используются специальные психологические приемы и методы, вплоть до интенсивной психотерапии.

План поиска работы. После проведения консультаций с клиентом обсуждается его конкретная жизненная ситуация, выявляются его возможности и склонности к той или иной деятельности, намечается план дальнейшего поиска работы. Это либо поиск вакансий по желаемой специ-альности, либо получение новой профессии.

Во многих центрах занятости существуют курсы «Новый старт», в рамках которых оказывается комплексная групповая поддержка, что помогает участникам расширить информационные возможности для трудоустройства, преодолеть комплексы, сложившиеся в результате неудачных поисков работы, изменить стиль поиска работы, умело представить работодателю свои профессиональные навыки, грамотно оформить документы для трудоустройства.

Психологическая поддержка приобретает особенное значение в тех регионах, где очень мало или практически отсутствуют женские вакансии. Она позволяет остановить личностную дезинтеграцию, помочь людям поверить в себя, сориентировать их на самозанятость, надомный труд, развитие подсобного хозяйства.

Информационная консультация предоставляет клиенту подробную информацию о наличии вакантных мест, подходящих для инвалидов по зрению, о предприятиях, где они имеются, о соответствующих этим вакансиям специальностях, а также сведения о том, где можно пройти переобучение и обучение.

Профессиональное консультирование включает в себя изучение профессиональных интересов, повышение мотивации к труду, выявление психологических и психофизических особенностей личности инвалидов по зрению, предоставление рекомендаций по наиболее приемлемым для них сфере деятельности, направлению профессионального обучения.

Благодаря переходу к рыночным отношениям расширился круг выбора профессии. Однако из-за недостаточной осведомленности у школьников складывается неправильное представление о многих из них. Случается так, что какой-то вид занятий может увлечь при более детальном ознакомлении с ним. Поэтому одна из основных задач — обратить внимание инвалида по зрению на те профессии, по которым бывают вакансии, как можно подробнее рассказать о них.

Консультант помогает выбрать одно из направлений профессиональной деятельности («человек—природа», «человек—техника», «человек—художественный образ», «человек—человек»), наиболее соответствующее желаниям и склонностям школьника. Именно направление, а не профессию. Затем идет совместное обсуждение перечня входящих в направление профессий.

12 стр., 5508 слов

Организация работы по мобильности в организациях ВОС

... организациях и учреждениях ВОС, содействует их индивидуально-трудовой деятельности. Осуществляет производственное и профессиональное обучение, повышение квалификации инвалидов по зрению, работающих в системе ВОС, в соответствии с ... к возможностям инвалида, чтобы он чувствовал себя на равных со здоровыми людьми и на работе, и дома, и в общественных местах. Всероссийское общество слепых помогает ...

Если консультируемый смог подобрать себе специальность и по ней есть вакансия, специалисты отделов переобучения совместно с клиентом определяют, в каком учебном заведении он сможет ее получить.

Профессиональное консультирование можно подразделить на индивидуальное и групповое.

Индивидуальное консультирование проводится в изолированном помещении при соблюдении полной конфиденциальности. Беседа длится 40—60 минут. Иногда одной встречи бывает недостаточно и работа может быть продолжена.

В процессе индивидуального консультирования можно получить исчерпывающую информацию о различных сферах деятельности, пройти тестирование с целью выявления своих возможностей.

Групповое консультирование в большей степени носит информационный характер. Его цель — дать школьникам наиболее полную информацию об услугах, оказываемых службой занятости.

Личностная консультация проводится, если психолог чувствует — что-то мешает клиенту принять решение. Препятствием могут быть как внешние факторы, о которых консультируемый почему-то умалчивает, так и особенности его характера (высокая тревожность, неуверенность, нерешительность и тому подобное), что выявляется путем личностной диагностики и использования различных методов.

Профотбор проводится в целях выявления лиц, способных успешно работать по той или иной специальности. С помощью тестирования на психофизиологических приборах или компьютере, а также с использованием бланковых психологических методик определяются возможности, личностные качества, способности инвалида по зрению и соотносятся с требованиями, предъявляемыми профессией к человеку. Анализ результатов по определенным критериям позволяет сделать вывод о том, может ли человек успешно работать по данной профессии.

Это трудоемкое, сложное обследование требует большого объема времени, высокого уровня квалификации специалистов. Проводится оно обычно по заявкам работодателей на договорной основе и является дополнительной услугой, оказываемой центрами занятости населения.

В качестве основной услуги проводится профотбор лиц, направляемых на обучение по различным специальностям. Такой отбор преследует цель сократить отсев в процессе обучения. Для осуществления достоверной диагностики возможностей инвалида по зрению, параметров его внимания, памяти, мышления, моторно-двигательной реакции, его стрессоустойчивости, способности длительно выполнять монотонную работу имеются такие приборы, как «Фильтр», «Фотон», «Мультипси-хомер».

В некоторых центрах занятости проводятся так называемые ярмарки учебных мест для молодежи и учащихся выпускных классов школ.

На ярмарках бывают представлены информация о ситуации на рынке труда, об учебных заведениях, условиях приема, сведения о факультетах и специальностях, об оплате обучения и размере стипендии, о подготовительных курсах, данные о краткосрочных курсах профессионального обучения и переподготовки. Посетители ярмарки получают консультации по переобучению, находят ответы на интересующие их вопросы у юристов, экономистов, других специалистов. Каждую школу на ярмарке обеспечивают индивидуальным пакетом информации на тему: «Куда пойти учиться».

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Профориентация, являясь приоритетным направлением государ-ственной политики содействия занятости населения, позволяет снизить общий уровень социальной напряженности, повысить степень социальной адаптации инвалидов по зрению к современным условиям жизни и уровень социально-профессиональной активности граждан.

1.3. Реабилитация детей-инвалидов с нарушенным зрением

При правильной организации воспитательной и коррекционной работы зависимость мотивов трудовой и общественно-полезной деятельности от состояния зрения будет отсутствовать, а активность лиц с нарушенными функциями зрения придёт в норму. Активное участие тысяч инвалидов по зрению в жизни общества, их успехи в самых различных областях деятельности—лучшее тому подтверждение.

Поэтому, одной из основных задач реабилитационной работы в целях интеграции инвалидов по зрению в обществе является установление или восстановление социальных контактов, то есть социально-психологическая адаптация, а у поздно ослепших — реадаптация.

Одной из важнейших задач реабилитации инвалидов по зрению является включение их в активную, самостоятельную и социально значимую трудовую деятельность. При этом сама деятельность выступает одновременно как непременное условие компенсации дефекта.

Слово реабилитация происходит от латинского слова rehabilitatio

(ре — возобновление, хабилитас — пригодность, способность).

С юридической точки зрения реабилитация—оправдание, восстановление доброго имени, репутации неправильно обвинённого или опороченного лица.

Медицинская реабилитация — восстановление нарушенных функций и трудоспособности больных и инвалидов.

В специальной литературе существует разное толкование понятия

«реабилитация слепых» и различный подход к решению данной проблемы. Центры реабилитации слепых в Западной Европе выполняют разные функции.

В одном случае они занимаются первоначальной адаптацией слепых к окружающей среде, в другом случае на них возлагаются более широкие функции, включающие и среднюю общеобразовательную подготовку, в третьем случае их работа сведена только к профессиональной подготовке.

Р. Бланк (США) под реабилитацией понимает физическое, социальное, эмоциональное и профессиональное восстановление до первоначального уровня. Такое представление мы не можем назвать правильным, потому что слух, осязание и др. органы чувств не заменяют и не могут заменить утраченное зрение. Более обострённое восприятие этими органами чувств предметов и явлений лишь компенсируют в какой-то степени дефект, помогает слепому приспособиться к окружающей среде, но не восстанавливает прежнее физическое состояние.

Пастор Керолл (США) в книге «Что такое слепота и как с ней жить.» утверждает: «…Реабилитация представляет процесс, при котором взрослые, пребывающие на различных стадиях беспомощности и зависимости, достигают понимания самих себя, своей неполноценности, вырабатывают новый характер, необходимый в управлении их собственными эмоциями, осваивают методы борьбы с трудностями нового положения».

Но, по нашему мнению, для того, чтобы слепой преодолел трудности своего положения, только его личных усилий и умений явно недостаточно.

Д. Девис (Англия) под реабилитацией понимает восстановление личности, нарушенной слепотой, до уровня возможного для каждого индивидуума.

В принципе, это правильная постановка вопроса. При этом следует сказать, что Р. Бланк и Д. Девис понятие «реабилитация» применяют только по отношению к ослепшим в зрелом возрасте.

Для слепых от рождения и потерявших зрение в раннем детстве они считают более правильным применить термин «абилитация» — врастание в жизнь в условиях слепоты, создание, построение заново. Свои доводы они мотивируют тем, что у слепорождённых нет профессии, а потому нельзя восстановить то, что не было утрачено. С этим нельзя не согласиться. Термин «абилитация» употребляется и в отечественной литературе.

Однако когда мы говорим о реабилитации слепых, то речь идёт не об отдельном человеке или группе слепых, а о том, чтобы из беспомощного незрячего сделать полноценного в профессиональном отношении человека. Сам по себе слепой с детства не будет врастать в жизнь, если для этого не создать соответствующих условий.

Проблема реабилитации слепых требует комплексного решения, определённых усилий не только со стороны слепого, но и со стороны общества, государства.

Каждая психическая функция—это продукт деятельности определённого органа. Вместе с тем, подлинные человеческие функции складываются в онтогенезе, в течение всей жизни человека, причём решающим условием является активность и адекватность действий в форме совместной деятельности и речевого общения. Компенсация и доразвитие психических функций, как частные случаи развития, возможны лишь при организации (врождённая или ранняя слепота) или возобновления (поздняя слепота) активной деятельности.

Разнообразная деятельность является решающим условием как для преодоления преград, встающих на пути, так и для предупреждения дегенеративных изменений, распада психики при слепоте.

Включение в деятельность слепорождённых и рано ослепших благоприятно влияет на компенсаторное приспособление. Их участие в игровой, учебной, а затем и в трудовой деятельности повышает активность, формирует мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторов, положительно сказывается на развитии высших психических функций.

Кроме того, включение инвалидов по зрению в активную деятельность препятствует появлению псевдокомпенсаторных приспособлений.

Однако слепота и слабовидение обуславливают некоторую специфику деятельности. Это проявляется в изменении характера сенсорного контроля, т.е. в ограничении или полном выпадении зрительного контроля над протеканием операций и замене его контролем осязательным и слуховым.

Также дефекты зрения существенно ограничивают сферу приложения человеческих сил, так как некоторые виды деятельности требуют постоянного зрительного контроля.

Успешное выполнение деятельности, по мнению А.Г. Литвака, является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта. Общественная трудовая деятельность—основной фактор интеграции инвалидов по зрению в обществе.

Тем не менее, вовлечение слепых и слабовидящих в трудовую деятельность связано с определёнными затруднениями. Так у лиц с внезапной потерей или резким ухудшением зрения, находящихся в депрессивном состоянии, могут формироваться установки на неработоспособность. Однако, как утверждает А.Г.

Литвак, «…формирование положительной установки на работоспособность не зависит прямо от глубины и времени возникновения дефекта».24

Формирование положительных установок к труду во многом зависит от качества воспитательных и реабилитационных мероприятий. В целом социально- трудовая реабилитация должна складываться из системы мероприятий психолого- педагогического, социально-экономического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности. Зависимость процессов адаптации и реадаптации от личности ослепшего проявляется в существовании четырёх типов поведения непосредственно после утраты зрения, выделенных В.С. Сверловым:

• Безразлично-вялый, длительно пребывающий в депрессивном состоянии, не предпринимающий никаких усилий для восстановления своего положения в обществе;

• Рассудительно-волевой тип, направляющий усилия на преодоление последствий дефекта;

• Контрастный, для которого характерна глубокая депрессия, сменяющаяся мобилизацией сил на борьбу с дефектом;

• Неустойчивый, характеризующийся регулярными сменами депрессивного и оптимистического настроения.

При включении в деятельность психологический кризис преодолевается, происходит выход из состояния психологического конфликта. Этот процесс

В.С. Мерлин разбил на фазы:

• Фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия;

• Фаза занятия. Инвалид включается в деятельность с целью отвлечься от тяжёлых мыслей о своей инвалидности;

• Фаза деятельности. Характерно стремление реализовать свои творческие возможности;

• Фаза поведения, когда определяется характер деятельности, стиль поведения человека, определяющий весь его дальнейший жизненный путь.

Следует отметить, что у зрячих часто формируются субъективные и неадекватные установки к слепым. Это либо негативная установка на избегание, либо псевдо положительная установка, проявляющаяся в жалости к слепому, в стремлении взять его …

**************************************************************