Лекция №2 Диагностика

Лекция № 2.

Диагностическое обследование ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения (4ч.)

1. Особенности организации обследования ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения.

2. Содержание обследования ребенка раннего возраста.

3. Требования к инструментарию психолого-педагогического обследования незрячих и слабовидящих детей раннего возраста

  1. Особенности организации обследования ребенка раннего возраста, имеющего нарушения зрения.

Диагностический этап состоит из нескольких уровней:

I этап: Скрининг-диагностика

I уровень: Скрининг-диагностика

II уровень: Клинические обследования врачами-специалистами на базе медицинских учреждений

II этап: Дифференциальная диагностика

III этап: Диагностика на феноменологическом уровне (индивидуальная)

  1. Скрининг-диагностики (от англ. screening – «просеивание»), позволяющие выявить «подозрения» на отклонения в развитии, определить примерный спектр психолого-педагогических проблем развития ребенка.

Позволяет своевременно выявить детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития в популяции, в том числе и в массовых УО. Основным методом на этом уровне является скрининг по факторам риска. Выявление у ребенка двух и более факторов риска значительно повышает риск возникновения у ребенка отклонений в развитии. Такой ребенок в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения должен наблюдаться у разных специалистов.

Выделяют следующие факторы риска:

  • возраст родителей, в том числе возраст матери старше 40 лет, особенно при первой беременности;
  • патологическое течение беременности у женщин (токсикозы беременности, хронические соматические и гинекологические заболевания, инфекционные заболевания, анемия беременных, функциональные поражения почек, печени и других органов, эндокринные заболевания, артериальная гипертензия);
  • инфекционные заболевания у женщин в период беременности (краснуха, токсоплазмоз, герпес, цитомегаловирусная инфекция, гепатит С и ряд других заболеваний);
  • тяжелая гипоксия плода;
  • асфиксия новорожденного;
  • внутриутробная или неонатальная инфекция у детей (сразу же после родов и в первые дни и недели жизни);
  • глубокая степень недоношенности;
  • низкая и экстремально низкая масса тела при рождении;
  • переношенность;
  • тяжелое гипоксически-ишемическое поражение ЦНС;
  • тяжелое гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС;
  • внутричерепная родовая травма у детей;
  • гемолитическая болезнь новорожденных;
  • синдром дыхательных расстройств у детей или другая патология, потребовавшая проведения искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в неонатальном периоде;
  • хирургическое вмешательство в неонатальном периоде по любой причине;
  • патологический характер гипербилирубинемии у детей (в том числе с «затянувшейся» желтухой);
  • нарушения темпа роста и развития в первые месяцы жизни по неустановленной причине;
  • наследственные нарушения слуха, зрения, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, речи.

Существуют скрининговые методики, направленные на выявление возможных нарушений слуха и зрения, а также определение уровня развития ребенка.

5 стр., 2322 слов

Работа специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ...

... детьми раннего возраста с психофизическими нарушениями и поиску путей организации помощи семьям, воспитывающим малышей раннего возраста с подобными нарушениями. Проведенные ранее эксперименты показали, что поведение родителей, воспитывающих проблемного ребенка раннего возраста, ... -дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с нарушениями психофизического развития. По моему ...

Скрининговая оценка психомоторного развития ребенка проводится с помощью нормативной методики «Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни» (авторы Э.Л.Фрухт, К.Л.Печора, Г.В.Пантюхина).

  • Дети-сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
  • Голубева Л.Г., Печора К.Л. и др. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.: Владос, 2004.

Для скрининг-диагностики слуха ребенка применяются следующие методики:

  1. Анкета-вопросник для родителей, разработанная Центром аудиологии и слухопротезирования Минздравсоцразвития РФ.
  2. Обследование с помощью специального портативного аудиометра – звукореактотеста (ЗРТ – 01).
  3. Метод «гороховых проб» (авторы Невская А.А., Леушина Л.И.).
  4. Обследование слуха с помощью шепотной речи.
  5. Методика Л.В. Неймана.
  • Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Экзамен, 2004.
  • Выявление детей с подозрением на снижение слуха: младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст /Под ред. Г.А.Таварткиладзе и Н.Д.Шматко. М.: Полиграф сервис, 2002.
  • Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.

Скрининг зрительных функций включает:

5 стр., 2334 слов

Диагностика к экзамену

... воспитания института Детства РГПУ им. А.И. Герцена) в качестве объектов диагностики развития ребенка в сфере художественного воспитания выделяет следующие: Мотивация (эстетические, художественные ... могут быть адаптированы и с успехом применяться в музыкальной диагностике детей дошкольного возраста. 1.Правомерность использования метода цветового моделирования с целью выявления эмоционального ...

  1. Проверку устойчивости бинокулярной фиксации с помощью офтальмологического фонарика.
  2. Проверку характера и объема прослеживающих движений глаз.
  3. Проверку полей зрения.
  4. Приблизительную оценку остроты зрения (с помощью мелких крупинок).
  • Таварткиладзе Г.А., Разенкова Ю.А., Шматко Н.Д. и др. Как развивается ваш малыш? / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Просвещение, 2008.
  • Формула успеха / Под ред. Ю.А.Разенковой. – М.: Московское Бюро ЮНЕСКО, 2005.

  1. Клинические обследования, которые проводятся врачами-специалистами на базе медицинских учреждений.

Клинические обследования позволяют подтвердить или опровергнуть подозрение, возникшее на этапе скирининговой диагностики. С этой целью проводятся обследования слуха, зрения и нервной системы.

II этап: Дифференциальная диагностика

На данном этапе разграничение стапени и характера нарушения умственного, речевого и эмоционального развития, выявляются первичные и вторичные нарушения, анализ структуры нарушения.

Предполагается комплексную медико-психолого-педагогическая диагностику, которая проводится неврологом, психологом и педагогом-дефектологом.

Невролог анализирует данные неврологического обследования и клинического обследования слуха, зрения и нервной системы.

Психолог исследует характер детско-родительских отношений, уровень исследовательской активности ребенка, степень понимания родителями проблем и потребностей ребенка.

Педагог-дефектолог, используя нормативную методику оценки нервно-психического развития, определяет, насколько ребенок отстает или опережает норму развития.

Обобщая полученные данные, специалисты определяют причину нарушений в развитии, диагноз и возможные перспективы развития.

Деятельность ПМПК.

III этап: Диагностика на феноменологическом уровне (индивидуальная)

Углубленная психолого-педагогическая диагностика функциональных особенностей ребенка проводится с целью разработки индивидуальной программы развития.

Оценка динамики развития ребенка (теми же методиками).

В зависимости от проблем, выявленных на предыдущих уровнях диагностики, каждый специалист для углубленного изучения ребенка может использовать различные методики, такие, как:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... развития детей (Н.А.Метлов, К.В.Головская, Н.А.Ветлугина, К В. Тарасова). МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретический анализ философской, педагогической, психологической литературы; диагностика музыкально - творческих способностей детей ... раскрыть внутренний мир и чем раньше ребенок начнет приобщаться к этому виду ... произведения искусства.[19] С точки зрения философии, творчество есть инстинктивно-интуитивная ...

Диагностика умственного развития

  • Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Просвещение, 2003, 2005, 2008.

Диагностика детей раннего возраста с нарушениями слуха

  • Николаева Т.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с нарушениями слуха. – М.: Экзамен, 2005.

Диагностика детей раннего возраста с нарушениями речи

  • Громова О.Е. Детский лексикон. – М.: Сфера, 2004.
  • Дети-сироты: диагностика и консультирование / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998.
  • Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: Астрель, 2006.

В настоящее время в Институте коррекционной педагогики РАО (Москва) разрабатываются методы психолого-педагогической диагностики детей раннего возраста с нарушениями зрения.

Дети с нарушениями зрения: диагностика и коррекция. Авторы: Фильчикова Л.И., Парамей О.В., Бернадская М.Э. М.: Экзамен, 2007.

Подробно описаны методы коррекции и компенсации зрительных нарушений. В книге подробно описаны адаптированные варианты игр и упражнений для детей младенческого и раннего возраста с глубокими нарушениями зрения.

Оценка развития детей до 16 месяцев по русифицированной шкале KID

Что представляет собой KID-шкала? Это перечень вопросов (252 пункта) для оценки уровня развития ребенка от 2-х до 16 месяцев в пяти областях (когнитивная, двигательная, речевая, социальная, самообслуживание).

Общий уровень его развития оценивают по полной шкале. Ребенок считается отстающим, если оценка по полной шкале отличается более чем на — 1,8 среднеквадратичного отклонения от возрастной нормы. Оригинальная английская версия KID-шкалы (Kent Infant Development Scale) была разработана в США, последняя стандартизация проведена в 1990г., а русская адаптация выполнена в 1996г. [2, 3].На основе KID-шкалы в нескольких странах Европы в 1985-95 гг. были созданы национальные версии шкал. Исследования по оценке развития детей были выполнены в Нидерландах, Венгрии, Испании, Чехии, Германии, Швеции, Италии, Китае, Чили и др.