Лекция №2. Тема: Основные принципы строения мозга

Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую суперсистему, единое целое, состоящее, из дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций.

Головной мозг включает 5 отделов – продолговатый, в который переходит спинной мозг; задний мозг, включающий варолиев мост и мозжечок; средний мозг, промежуточный мозг; передний мозг – полушария.

Головной мозг (encephalon) подразделяется на 4 функциональных уровня:

I уровенькора головного мозга — осуществляет высшее управление чувствительными и двигательными функциями, преимущественное управление сложными когнитивными процессами.

II уровень — базальные ядра полушарий большого мозга — осуществляет управление непроизвольными движениями и регуляцию мышечного тонуса.

III уровень — гиппокамп, гипофиз, гипоталамус, поясная извилина, миндалевидное ядро — осуществляет преимущественное управление эмоциональными реакциями и состояниями, а также эндокринную регуляцию.

IV уровень (низший) — ретикулярная формация и другие структуры ствола мозга — осуществляет управление вегетативными процессами (Р. Д. Синельников, Я. Р. Синельников, 1996).

Головной мозг подразделяется на ствол, мозжечок и большой мозг.

Как анатомическое образование большой мозг (cerebrum) состоит из двух полушарий — правого и левого; в каждом из них объединяются три филогенетически и функционально различные системы:

1) обонятельный мозг (rhinencephalon);

2) базальные ядра (nuclii basales);

3) кора большого мозга (cortex cerebri) — конвекситальная, базальная, медиальная. В каждом полушарии имеется пять долей:

1) лобная (lobus frontalis);

2) теменная (lobus parietalis);

3) затылочная (lobus occipitalis);

4) височная (lobus temporalis);

5) островковая.

Как известно, у человека по сравнению с другими представителями животного мира существенно больше развиты филогенетически новые отделы мозга, и прежде всего кора больших полушарий. Кора большого мозга— наиболее высокодифференцированный раздел нервной системы — подразделяется на следующие структурные элементы:

4 стр., 1678 слов

Роль конвекситальной медиабазальной лобной коры в произвольной ...

... лобных долей мозга. ВПФ произвольны по способу своего осуществления. Произвольность – возможность сознательного управления психическими функциями ... Сам процесс психической деятельности протекает на бессознательном уровне. С произвольным контролем ВПФ в соответствии с ... отличие от медиальной и базальной лобной коры, конвекситальная лобная кора в целом характеризуется вертикальной (т.е. эфферентным ...

♦ древнюю (paleocortex) — обонятельный мозг (обонятельные извилины, обонятельные треугольники, обонятельные тракты и обонятельные луковицы).

Для древней коры характерно отсутствие послойного строения. В ней преобладают крупные нейроны, сгруппированные в клеточные островки.

♦старую (archeocortex) — старая кора полушарий конечного мозга осуществляют эмоциональный контроль за поведением и у человека входят в состав лимбической системы. Старая кора имеет три клеточных слоя. Ключевой структурой старой коры является гиппокамп.

♦ новую (neocortex).

У человека новая кора — наиболее сложная по строению — по протяженности составляет 96 % от всей поверхности полушарий. Наиболее типична для человека новая шестислойная кора, однако в разных отделах мозга число слоев различно. По морфологическим критериям выделены разные цитоархитектонические поля, характеризующиеся различным строением клеток.

В пределах новой коры у человека наибольшее развитие получили ассоциативные отделы. Одновременно отмечаются усложнение и дифференцировка ассоциативных таламических ядер, подкорковых узлов, а также филогенетически новых отделов мозгового ствола. Существенно более развиты у человека по сравнению со всеми представителями животного мира, включая и высших приматов, лобные доли мозга — как их корковые отделы, так и подкорковые связи.

Была разработана концепция структурно-системной организации мозга как субстрата психической деятельности. В соответствии с этой концепцией деятельность мозга обеспечивается проекционными, ассоциативными, интегративно-пусковыми и лимбико-ретикулярными системами, каждая из которых выполняет свои функции.

Проекционные системы обеспечивают анализ и переработку соответствующей по модальности информации.

Ассоциативные системы связаны с анализом и синтезом разномодальных возбуждений.

Для интегративно-пусковых систем характерен синтез возбуждений различной модальности с биологически значимыми сигналами и мотивационными влияниями, а также окончательная трансформация афферентных влияний в качественно новую форму деятельности, направленную на быстрейший выход возбуждений на периферию (т. е. на аппараты, реализующие конечную стадию приспособительного поведения).

Лимбико-ретикулярные системы обеспечивают энергетические, мотивационные и эмоционально-вегетативные влияния.

Все перечисленные выше системы мозга работают в тесном взаимодействии друг с другом по принципу либо одновременно, либо последовательно возбужденных структур.

Установлено, что головной мозг человека обладает значительной изменчивостью.

8 стр., 3633 слов

Организационно-методические основы создания системы контроллинга в организации

... мышления (снабжение-производство—сбыт) Мышление открытой системы — доминирует логика системного мышления (окружающая среда — организация — человек) 2. Культура Стабильности, рациональ­ности Изменений, поиски ... массу. Большинство из них уверены, что прибыль и капитал являются единственными основными ценностями орга­низации. Кроме того, применяемые сейчас во многих российских организациях ...

Различают этническую, половую, возрастную и индивидуальную изменчивость.

Этнические различия, сохраняющиеся от поколения к поколению, относятся к общему весу (массе) головного мозга, его размерам, организации борозд и извилин. Считается, однако, что средний вес мозга, свойственный одной этнической группе, — весьма условный показатель, так как индивидуальная изменчивость может перекрывать средние величины. Масса мозга коррелирует с весом тела и формой черепа.

Установлены различия между мужским и женским мозгом: 1375 г для мужчин и 1245 г для женщин — средние показатели веса мозга европейца. С возрастом масса мозга и морфологическое строение отдельных структур и проводящих волокон (мозолистого тела, передних комиссур и др.) изменяются, причем у женщин эти изменения менее заметны, чем у мужчин. С момента рождения головной мозг постепенно увеличивается и достигает максимальной массы к 20 годам; после 50 лет происходит постепенное уменьшение массы мозга (примерно на 30 г каждые 10 лет жизни).

Описана значительная индивидуальная морфологическая изменчивость мозга. Это относится и к массе мозга, и к другим его характеристикам. Современная нейроанатомия признает существование пороговых значений веса мозга: по одним данным, минимальная масса мозга равна 900 г; по другим — 750-800 г (С. В. Савельев, 1996).

При объеме мозга 246-622 см (микроцефалия) наблюдается явное снижение умственных способностей.

Максимальная масса мозга здорового человека равна 2200-2300 г. Еще большая масса, как правило, является следствием патологического процесса (гидроцефалии и др.).

Помимо веса индивидуальные морфологические различия относятся и к организации мозга. Существует высокая изменчивость в строении поверхности полушарий переднего мозга, что отражается в изменчивости строения его борозд и извилин. По данным Института Мозга РАМН, существуют индивидуальные варианты не только строения борозд и извилин, но и расположения цитоархитектонических полей (рис. 5, А, Б, В).

Достаточно велика индивидуальная изменчивость и подкорковых образований, что не связано ни с объемом мозга, ни с полом, ни с национальной принадлежностью. Так, объем подкорковых ядер (скорлупа, хвостатое ядро и др.) у разных людей может различаться в 2-3 раза.

Таким образом, современные нейропсихологические представления о мозге как субстрате психических процессов должны учитывать не только общие характеристики его строения, но и фактор большой изменчивости, вариативности его морфологических показателей.

Весьма важным принципом структурной организации мозга как субстрата психической деятельности является также принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, соответственно которому уменьшается число степеней свободы каждой нижележащей системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим управлением на основе прямых и обратных связей.

Вместе с тем подобная иерархия допускает определенную избыточность в структурной организации мозга за счет вовлечения в ту или иную его функцию большого числа нервных элементов, что приводит к повышению надежности работы мозга и служит основой для компенсации функций при его поражениях. Принцип иерархии систем, как и другие принципы организации мозга, обеспечивает его интегративную целостную деятельность.

17 стр., 8419 слов

Организация деятельности социального педагога с детьми-инвалидами ...

... деятельности. Он выделяет три основных функциональных блока мозга, участие которых необходимо для осуществления любого вида психической деятельности. При дефектах первого блока мозга, снижается тонус мозговой коры, ... освещены далеко недостаточно, практически отсутствуют теоретически обоснованные интегрированные модели организации психолого-педагогической помощи детям с ДЦП, в комплексе решающие ...

Наконец, современная нейропсихология выдвигает как один из важнейших принципов структурно системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых) и горизонтально организованных (корково-корковых) путей проведения возбуждения, что создает широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является одним из механизмов интегративной работы мозга.

Таким образом, согласно современным анатомическим сведениям об основных принципах организации мозга, он представляет собой сложную метасистему, состоящую из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых, лимбико-ретикулярных), каждая из них строится из разных микросистем (микроансамблей).

Интегративная деятельность систем разных уровней обеспечивается их иерархической зависимостью, а также горизонтально-горизонтальными и вертикально- горизонтальными взаимодействиями.

Динамичность мозговых структур, их индивидуальная изменчивость достигаются за счет динамичности и изменчивости составляющих их макро- и особенно микросистем. Качества динамичности и изменчивости присущи разным системам в разной степени.

Данная концепция дает анатомическое обоснование двум основным принципам теории локализации высших психических функций, разработанной в нейропсихологии:

♦ принципу системной локализации функций (каждая психическая функция опирается на сложные взаимосвязанные структурно-функциональные системы мозга);

♦ принципу динамической локализации функции (каждая психическая функция имеет динамическую, изменчивую мозговую организацию, различную у разных людей и в разные возрастные периоды).

В нейропсихологии на основе анализа клинических данных была разработана общую структурно-функциональную модель работы мозга как субстрата психической деятельности. Эта модель характеризует наиболее общие закономерности работы мозга как единого целого и является основой для объяснения его интегративной деятельности.

Согласно данной модели, весь мозг может быть подразделен на три основных структурно-функциональных блока:

Это: 1) блок регуляции тонуса и бодрствования (энергетический блок по Е.Д.Хомской).

Анатомическая основа — ретикулярная формация ствола мозга, структуры среднего мозга, диэнцефальные отделы, лимбическая система, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Блок регулирует тонус мозга, необходимый для любой деятельности.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Получает активационный потенциал из 2-х источников –

1. обменных процессов, лежащих в основе гомеостаза – изменение показателей внутренней среды организма запускает потребностно-мотивационное поведение;

2. раздражители, поступающие из окружающей среды, воспринимаемые органами зрения, слуха, кожей и др. (экстерорецепторами).

Наибольшая реакция возникает на новые, значимые раздражители.

3. источником активации человека служат планы, перспективы и программы, которые формируются в процессе сознательной жизни людей. Они социальны по происхождению и осуществляются при ближайшем участии внешней, а затем и внутреннейречи. Сформулированный в речи замысел вызывает целую программу действий, направленных на достижение этой цели. Всякое достижение ее прекращает активность, в то время как обратное ведет кдальнейшей мобилизации усилий. А.Р.Лурия отмечает, что было бынеправильно считать возникновение таких намерений и формули-ровку целей чисто интеллектуальным актом. Осуществление замысла, достижение цели требуют известной энергии и могут бытьобеспечены лишь при наличии достаточного уровня активности.

Данный блок поддерживает бодрствующее состояние человека, при этом оптимально воспринимается, перерабатывается, воспроизводится информация, создаются программы деятельности, осуществляет контроль, коррекция ошибок, регулируется цикла «сон-бодрствование», поддерживает общее внимание.

При патологии наблюдается понижение тонуса коры головного мозга. Внимание становится неустойчивым, появляется повышенная утомляемость, сонливость, снижается произвольное мышление, нарушается эмоциональная сфера — или безразличие, или патологическая тревожность.

2) Блок получения, переработки и хранения информации, поступающей из внешнего мира;

Блок приёма, переработки и хранения экстероцептивной информации включает в себя центральные части основных анализаторов — зрительного, слухового и кожно-кинестетического, вкусового и обонятельного. Их корковые зоны расположены в височных, теменных и затылочных долях мозга. (Н-р: 17-зрительная, 41-слуховая, 3-кожно-кинестетическая).

В основе данного блока лежат первичные проекционные зоны коры головного мозга, выполняющие задачу идентификации стимула. Основная функция первичных проекционных зон — тонкая идентификация свойств внешней и внутренней среды на уровне ощущения (Н-р: округлость и угловатость, высоту и звонкость, яркость и контрастность).

Кроме первичных полей в обработке раздражителей принимают участие вторичные и третичные поля.

Вторичные поля коры получают более сложную, переработанную информацию с периферии. Они синтезируют из признаков целостные образы. (Н-р: 18,19 – зрение, 1,2 ,5 – кожно-кинестетическая чувствительность, 42,22 — слух).

Третичные поля коры находятся вне «ядерных зон» анализаторов – ассоциативные. Не имеют непосредственной связи с периферией и связаны горизонтальными связями с другими корковыми зонами. Третичные поля коры многофункциональны, содержат мультимодальные нейроны, которые объединяют информацию, полученную от разных полей. С их участием осуществляются сложные надмодальные виды психической деятельности – речевой, интеллектуальной. Особое значение среди третичных полей коры имеет зона ТРО (зоны 37, 38), обладающая наиболее сложными интегративными функциями.

16 стр., 7992 слов

Проблема соотношения психики и мозга

... в электрической активности коры и к развитию сна.           Активизирующая РФ, являющаяся важнейшей частью первого функционального блока мозга, с самого начала ... оптимального бодрствования человек может наилучшим образом принимать и перерабатывать информацию, вызывать в памяти нужные избирательные системы связей, программировать деятельность, ...

Работает по 3 законам:

1. Закон иерархического строения. Если у ребенка нарушается развитие 1 –х зон (ранее развивающихся в фило- и онтогенезе) — нарушается развитие 2 и 3-х зон по принципу «снизу-вверх». У взрослого при нормальном развитии всех 3-х зон, происходит компенсирующее влияние, по принципу «сверху-вниз».

2. Закон убывающей специфичности – 1 наиболее специфичные, происходит восприятие отдельных свойств Н-р: колбочки воспринимают 1длину волны – цветовой спектр, 2 – менее специфичные, воспринимают всю совокупность свойств Н-р: цвет, форму, положение, 3 – надмодальные, полимодальные Н-р: цвет, запах, вкус, звук.

3. Закон прогрессирующей латерализации – По мере усложнения переработки информации – усиливается латерализация функций полушарий. Первичные зоны – сходны в 2-х полушариях. Вторичные уже различаются. Третичные – имеют существенное различие, особенно, а отношении речевых центров, доминирования одной из рук. У правшей в этих функциях участвует левое полушарие, правое участвует в пространственных, эмоциональных, нестандартных процессах.

Нарушения второго блока: в пределах височной доли — может существенно пострадать слух; поражение теменных долей — нарушение кожной чувствительности, осязания (больному сложно узнать предмет на ощупь, нарушается ощущение нормального положения тела, что влечёт за собой потерю чёткости движений); поражения в затылочной области и прилегающих участков мозговой коры — ухудшается процесс приёма и обработки зрительной информации. Модальная специфичность является отличительной чертой работы мозговых систем 2-го блока.

3) Блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности

Блок занимается формированием планов действий, создание программы действия, самого действия.

Локализуется в передних отделах полушарий мозга, расположенных впереди от передней центральной извилины (моторные (4 поле), премоторные (6,8,44,45), префронтальные (9,10,11,46) отделы коры головного мозга – зоны), в основном в лобных долях.

Основная роль принадлежит префронтальным отделам коры – являющимся ассациативной корой, которая имеет обширные связи с РФ, височными, теменными, затылочными, лимбическими отделами, Здесь происходит тактическое и стратегическое целеполагание, интеграция информации со всего мозга, выделение наиболее значимой, для выполнения конкретной цели.

Поражения данного отдела мозга ведут к нарушениям опорно-двигательного аппарата, движения теряют свою плавность, двигательные навыки распадаются. При этом переработка информации и речь не подвергаются изменениям. При сложных глубоких повреждениях коры лобной области, возможна относительная сохранность двигательных функций, но действия человека перестают подчиняться заданным программам. Целесообразное поведение заменяется инертным, стереотипным или импульсивными реакциями на отдельные впечатления. Повышается внушаемость, снижается инициативность.