Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Содержание

Введение

1 Теоретические аспекты трудового воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Трудовое воспитание как фактор развития детей дошкольного возраста

1.2 Педагогические условия организации трудового воспитания детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

Выводы по первой главе

2 Опытно-экспериментальная работа по трудовому воспитанию детей в дошкольном образовательном учреждении

2.1 Классификация сюжетно-ролевых игр в трудовом воспитании дошкольников.

2.2 Анализ проверки педагогических условий трудового воспитания дошкольников средствами сюжетно-ролевых игр.

Выводы по второй главе

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

В последнее время уделяется пристальное внимание воспитанию нынешнему подрастающему поколению, в особенности обеспечению его трудового и нравственного воспитания. Немаловажная роль в данном случае принадлежит как общественному, так и дошкольному воспитанию. Необходимо заметить, что детские дошкольные учреждения развивают и воспитывают детей, при этом укрепляя и сохраняя их здоровье, прививают им любовь к труду, к своей Родине, а также готовят детей к обучению в образовательных учреждениях. За определенный промежуток времени у детей пребывающих в детском саду должны быть развиты необходимые психологические и физиологические предпосылки, определенная целеустремленность, физическое здоровье, самостоятельность, выносливость. Трудовая деятельность должна радовать ребенка, и задача воспитателя в условиях дошкольного образовательного учреждения развить данное чувство у детей дошкольного возраста. В данном возрасте необходимо уделять особое внимание развитию трудолюбия у них, потому как. в последующие годы его жизни приучить ребенка к трудовой деятельности будет намного сложнее. В свою очередь ребенок дошкольного возраста обязан понимать, что является нравственным качеством человека, такие, как трудолюбие, чувство долга, ответственность за порученное ему дело. Немало важное значение в трудовом воспитании детей дошкольного возраста имеет хозяйственно-бытовая трудовая деятельность, она связана в первую очередь с самообслуживанием, поддержанием соответствующего порядка в групповой комнате для занятий, а также с соблюдением правил личной гигиены. Такой труд воспитывает в детях дошкольного возраста желание поддерживать чистоту и порядок, быть аккуратными, бережно относится к своим вещам, по собственному желанию наводить порядок и помогать своим товарищам.

3 стр., 1337 слов

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по воспитанию межличностных отношении

... С.Макаренко, Т.А.Маркова и др.); основу трудового воспитания детей дошкольного возраста составляет знание социальной действительности (Б.Г.Ананьев, ... формирования межличностных отношении у детей дошкольного возраста. Предмет исследования - особенности формирования взаимоотношений детей дошкольного возраста Гипотеза: Воспитание межличностных отношении детей дошкольного возраста будет успешным, если: ...

Труд является наиболее важным принципом нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Именно, в дошкольном возрасте, т. е. уже с первых лет жизни необходимо закладывать в растущем человеке основы правильного отношения к труду трудовой деятельности.

Следует отметить, что все выше названные проблемы должны осуществляться не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи. Комплекс выдвинутых проблем в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения должен решаться одновременно. Значение труда и трудовой деятельности, для развития личности дошкольника подчеркивал Л.С. Рубинштейн, говоря, что человек доподлинно владеет лишь тем, что сам добывает собственным трудом. Применительно к детям дошкольного возраста термин «труд» определяет круг занятий детей.

Воспитание трудовой деятельности дошкольников, исследовались такими учеными как Р. Буре, Л. Образцовой, Т. Чушаковой, А. Иватовой и многими другими. Сюда можно отнести труд связанный с самообслуживанием: выполнение обязанностей дежурного, уход за комнатными растениями, животными, работа на участке детского сада, выполнение заданий, развивающих ручную деятельность.

Любое из перечисленных заданий должно представлять для ребенка определенную сложность. Именно в труде и трудовой деятельности складывается характерная для каждого человека способность достигать поставленные цели, преодолевать препятствия.

26 стр., 12679 слов

Специфика деятельности социального педагога по развитию одаренности у детей в условиях образовательного учреждения

... работе с одаренными детьми. Объект исследования: деятельность социального педагога в образовательном учреждении. Предмет исследования: социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми в образовательном учреждении В ходе нашей ... школах района ежегодно действуют 10 групп кратковременного пребывания детей дошкольного возраста (более 60 детей ежегодно). Занятия в группах проводятся с учетом ...

Следовательно, актуальной задачей для воспитателей в настоящее время является трудовое воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Актуальность исследования данной проблемы заключается в трудовом воспитании детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр в дошкольном образовательном учреждении.

Тема выпускной квалификационной работы: «Трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Предмет исследования: трудовое воспитании детей дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевых игр.

Цель исследования: рассмотреть систему сюжетно-ролевых игр и их возможности в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования состоит в том, что трудовое воспитание детей дошкольного возраста в учебно-воспитательном процессе будет успешным в дошкольном образовательном учреждении, если:

— основная цель учебно-воспитательного процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения будет являться системообразующим фактором, содействующим трудовому воспитанию детей дошкольного возраста;

— формирование положительного отношения к труду и трудовой деятельности обеспечивается на протяжении всего времени нахождения детей в условиях дошкольного образовательного учреждения;

— в учебном процессе дошкольного образовательного учреждения учитываются индивидуальные особенности детей;

— дети в условиях дошкольного образовательного учреждения приобщаются к ценностям трудовой деятельности.

Исходя из понимания проблемы, цели и гипотезы исследования, нами были сформулированы следующие задачи исследования:

25 стр., 12295 слов

Социально-педагогическая деятельность с одаренными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении

... детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении» Объект исследования: одарённость у детей как социальное явление Предмет исследования: содержание социально-педагогической деятельности с одарёнными детьми младшего школьного возраста в образовательном учреждении. Цель исследования ... для одарённых детей как дошкольного, так и школьного младшего возрастов. Одарённые дети практически не ...

1. Раскрыть сущность и особенности трудового воспитания детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

2. Рассмотреть организацию сюжетно-ролевых игр в трудовом воспитании детей дошкольного возраста.

3. Выявить, обосновать и экспериментально проверить в ходе опытно поисковой работы педагогические условия, обеспечивающие трудовое воспитание детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Методологической основой исследования явились: теория активной творческой деятельности в развитии личности ребенка дошкольного возраста; идей гуманизации образования обучающихся (Е.В.Бондаревская, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов и др.); системный (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько и др.); деятельностный (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштнйн и др.); личностно ориентированный подходы (Д.Б.Богоявленская, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.).

Теоретическую основу исследования составили:

— труды, посвященные формированию деятельности у детей дошкольного возраста (И.Б.Ветрова, Н.Н.Волкова, О.М.Гущина, В.С.Кузина, Б.М.Неменский, Н.М.Сокольникова, В.А.Шушкина и др.).

В выпускной квалификационной работе были использованы следующие методы исследования:

теоретический (изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме);

эмпирический (педагогическое наблюдение, анкетирование, метод беседы, протоколы беседы, анализ результатов деятельности, обобщение передового педагогического опыта, констатирующий и формирующий эксперимент);

статистический (количественный и качественный анализ итоговых данных экспериментальной работы).

База исследования. Экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ «Детский сад № 7» города Энгельса Саратовской области.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что вносит определенный вклад в теорию и методику трудового воспитания детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Практическая значимость исследования находит отражение в подборе вариантов занятий с использованием сюжетно ролевых игр, предлагаемых для воспитания различных трудовых видов деятельности у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения.

11 стр., 5256 слов

Практический опыт нравственного воспитания дошкольников с учетом гендерных особенностей

... и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста. В этом контексте на передний план выходит проблема дифференцированного подхода с учетом пола к нравственному воспитанию дошкольников. 1.2 ... учебного плана. Обучение и воспитание дошкольников - процесс непрерывный и не ограничивается временными рамками тех или иных занятий. Любая деятельность, происходящая в детском саду ...

Структура выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

1 Теоретические аспекты трудового воспитания детей

в дошкольном образовательном учреждении

1.1 Трудовое воспитание как фактор развития дошкольников

Труд является сознательной, целесообразной, созидательной физической или интеллектуальной деятельностью каждого человека который направлен на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивает его физические и духовные сущностные силы. Труд в первую очередь характеризуется трудовым сознанием каждого человека.

Трудовое сознание возникает и развивается в процессе осознания людьми общественного и личного значения трудовой деятельности, своего отношения к нему и его результатам. Содержанием трудового сознания обычно является производственный опыт, т. е. профессиональные знания, умения и навыки, которые в современной педагогической науке называются компетенциями. В них входят личная заинтересованность и предприимчивость, понимание общественного значения личного долга и ответственности каждого за результаты своей деятельности, активное и творческое отношение к нему; стремление каждого работника к утверждению принципа социальной справедливости; эмоциональное, нравственное и эстетическое отношение к своей трудовой деятельности. Все это должно закладываться в каждом ребенке еще в дошкольном образовательном учреждении. Известно, что трудовое сознание каждого человека тесно связано с чувством рабочей чести и достоинства, гордости и совести, с переживанием радости от успехов в своей деятельности, наслаждения его процессом, любованием и удовлетворением его результатом. Сознательная трудовая активность немыслима без целеустремленной воли: постоянной готовности к действию, без выдержки в напряженном труде, проявление настойчивости и упорства в преодолении возникающих трудностей. Развитие трудового сознания способствует формированию в каждом человеке трудолюбия, умение соотносить свои потребности и формы их удовлетворения с объемом и качеством личного труда.

10 стр., 4975 слов

Организация различных видов деятельности и общения дошкольников

... игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста Теоретические и методические основы организации трудовой деятельности дошкольников Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста ... во взглядах), в готовности ответить на его предложение, в способности услышать и понять другого. Обе стороны одинаково важны для полноценного ...

Далее в своей выпускной квалификационной работе рассмотрим функции трудовой деятельности, к ним относят: утилитарно-практическую, развивающую, воспитывающую…

Заключение

За время пребывания в дошкольном образовательном учреждении у детей дошкольного возраста должны быть развиты необходимые физиологические и психологические предпосылки, физическое здоровье, выносливость, самостоятельность, целеустремленность.

Свое психолого-педагогическое исследование мы проводили на базе дошкольного образовательного учреждения, в эксперименте принимали участие две группы старших дошкольников МАДОУ «Детский сад № 7» Энгельсского муниципального района Саратовской области: контрольная группа «Пуговка» и экспериментальная группа «Вишенка». Всего в нашем эксперименте приняло участие 42 ребенка дошкольного возраста. Из них 20 мальчиков и 22 девочки, наше исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе нашего исследования было проведено исследование в экспериментальной группе «Вишенка», в эксперименте принимали участие 21 ребенок дошкольного возраста. В эксперименте также принимали дети дошкольного возраста контрольной группы «Пуговка».

На втором этапе — в экспериментальной группе «Вишенка», проводились занятия по трудовому воспитанию с использованием сюжетно-ролевых игр, проводились экскурсии на природу, приглашали для беседы родителей, совместно с детьми мы готовили оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

11 стр., 5241 слов

Психология детей с нарушениями речи

... произвольной деятельности и поведения, более низкая способность по сравнению с нормально развивающимися детьми того же ... психологии и педагогики у всех специалистов, имеющих дело с детьми (включая родителей, воспитателей дошкольных учреждений ... нем почти полностью отсутствуют обобщающие понятия, многие дети (особенно дошкольники) неточно понимают значение даже общеупотребительных существительных, ...

Сравнивая показатели первого и второго этапа нашего эксперимента в экспериментальной группе «Вишенка» мы можем говорить о значимых результатах, достигнутых после проведения ряда занятий с использованием сюжетно-ролевых игр в сформированности трудовой воспитанности дошкольников. Высокий уровень изменился на 9,6%; средний на 0,1%; низкий уровень на 10%.

Содержание трудового воспитания детей дошкольного возраста было определено Программой дошкольного образования которую мы составили в начале учебного года. Она включала разделы: знакомство детей с трудовой деятельностью людей, имеющая значение для формирования у них первоначальных представлений о роли трудовой деятельности в жизни человека; организацию практической трудовой деятельности детей, направленной на поэтапное формирование элементарных трудовых умений и навыков, воспитываются нравственные качества.

Радость трудовой деятельности является одним из высоких человеческих чувств. Своевременно развить данное чувство у детей дошкольного возраста — наша задача. Если не уделять должного внимания развитию трудолюбия в дошкольном возрасте, то в последующие годы это будет сделать значительно труднее. Трудовая деятельность должна способствовать повышению общего развития детей дошкольного возраста, расширению их интересов, появлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, чувство долга и т. д.

Основной задачей трудового воспитания в дошкольном образовательном учреждении является: формирование у детей элементарных трудовых навыков, воспитание уважительного отношения к своему труду и труду окружающих.

Список использованных источников

1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный институт, изд-во «Флинта», 2014.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2012.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания. М., 1991.

4. Выготский Л.C. Воображение и творчество в детском возрасте. Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.

5. Возрастная и педагогическая психология: Учебник/ В.В.Давыдов, Т.В.Драгунов, Л.Б.Ительсон и др.; Под. Ред.А.В.Петровского — М.: Просвещение, 1999 г.

6. Грибовская А.А. Ознакомление дошкольников с графикой и живописью. М., 2014.

7. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М., 2016.

8. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 2012.

9. Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. № 2 — 2013 г.

10. Иванов Е.А.Я учусь рисовать. М.: ГAPT, 2014.

11. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. М., 2011.-223с.

12. Исследование проблем психологии творчества. /Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 2013.

13. Искусство в жизни детей: Опыт художественных занятий с младшими школьниками/ А.П.Ершова, Е.А.Захарова, Т.Г.Пеня и др. — М.: Просвещение, 2014 г (стр.24−25,26−29).

14. Казанова Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М., 2013.

15. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. М., 2016 — 299с.

16. Ковалев А.Г. К вопросу о структуре способности к изобразительной деятельности // Проблемы способностей, М., 2012.

17. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей.// Дошкольное воспитание. 2014.

18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. — М. :Мозаика-Синтез, 2015.

19. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду:.- М., 2012.

20. Комарова Т.С. Обучение дошкольников технике рисования.- М.: Педагогическое общество России, 2017 с. 171.

21. Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество дошкольников -М.: Педагогическое общество России, 2014.

22. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. Москва «Просвещение»., 2014.

23. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2013 — 256 с.

24. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: художественное развитие ребенка в семье. М., 2013, с. 28.

25. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников.// Вопросы психологии. 2014, № 1.

26. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду// Под редакцией Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В. — М.:Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2015.

27. Найниш Л., Борисов А., В. Горбунова, Шибанов С. «Можно ли научить рисовать любого?"// ALMA MATER, № 8, 2014 г (стр.3−4).

28. Поддьяков И. И. Новый подход к развитию творчества у дошкольников//Вопросы психологии. 2015, № 1.

29. Полуянов Ю. А. Воображение и способности. М.: Знание, 2012.

30. Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. — Дошкольное воспитание. — 2013 № 5. стр. 21−27.

31. Психологическая диагностика: Учебное пособие/ Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 2016. — 304 с.

32. Психология художественного творчества: Хрестоматия / К.В. Сельченок. Мн., 2011.

33. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 2017 г., стр. 86−95.

34. Рождественская Н.В. Проблемы и поиски в изучении художественных способностей. Художественное творчество. Сборник. — СПб, 2013, с.105−122.

35. Рубинштейн С. Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия./Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер и В.Я.Романова. — М.: ЧеРо, 2000. — 776с. — с. 200−210.

36. Степанов С. «Тайна детского рисунка"//Няня, № 9, 2013 г, с. 18.

37. Силивон В.А. Природа детского рисунка (психолого-педагогический аспект): Монография. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2017.

38. Соломенникова О.А. Радость творчества. М. Мозаика-синтез, 2015.

39. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М, 2014.

40. Фолькельт Г. «Экспериментальная психология дошкольника» M.-JL: Гос. изд-во, 2013 г.

41. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Екатеринбург. СИПИ, 2010 г.

42. Швайко Г. А. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду- М.Владос., 2016,143с.

43. Эльконин Д.Б. «Детская психология». М., 1960.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector