Конспект к экзамену — психопатология

История изучения психиатрии как науки (Пинель, Эскироль, Конноли, Гризингер, Блейер, Ганнушкин, Корсаков и др.)

Киаруджи — первое обобщение особенностей течений психических заболеваний, начало общему учению о психических болезнях.

Пинель, Эскироль, Пелен, Фридрейх — симптоматология психического расстройства (определение слабоумию, галлюцинациям, разделение галлюцинаций и иллюзий; учению о бреде и пр.)

Гризингерсер (XIX век) — основатель общего учения о психических болезнях (рефлекторная природа психической деятельности, общие закономерности психозов и психических болезней, проблема взаимоотношения нервной и психической деятельности).

В.Х.Кандинский (конец XIX века) — классические исследования псевдогаллюцинаций и явлений психического автоматизма.

С.С. Корсаков (конец XIX века) — психическая болезнь — единство болезни личности и болезни головного мозга. Исследование памяти.

П.Б. Ганнушкин (начало ХХ века) — классификация психопатий (из особенностей патологического характера и типов нарушения высшей нервной деятельности).

ХХ век

Психологическое понимание психической деятельности.

Шнейдер (исследуя психические болезни, опирался, главным образом, на гештальт-психологию)

Мург (изучая галлюцинации, опирался на концепцию «жизненной силы» Бергсона).

Фрейд — исследованию неврозов и психозов с чисто психологических

позиций.

Брейер — друг и наставник Фрейда, основатель катартического метода психотерапии. Наряду с Фрейдом, основатель психоанализа.

Физиологическое понимание психической деятельности.


И.П.Павлов — рефлекторная деятельность в основе психической деятельности, разработалась в противовес чисто психологическому пониманию сущности проявлений и природы психических заболеваний.

Физиология высшей нервной деятельности.

Основание высшей нервной деятельности, согласно Павлову

Условные рефлексы

Безусловные рефлексы

Вырабатываются высшими отделами центральной нервной системы (корой больших полушарий).

Роль: приспособление организма к окружающей среде.

Примеры: двигательные навыки, речь, привычки, пр.

Вырабатываются ближайшими подкорковыми нервными образованиями.

Роль: на их основе вырабатываются условные рефлексы, выражение наследственно закреплённого опыта предшествовавших поколений (генетическая память).

Примеры: инстинкты, эмоции, пр.

Основные законы высшей нервной деятельности :

   1.  Образование новых временных связей при подкреплении нейтрального раздражителя безусловным;
   2. Угасание временных связей при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным;
   3. Иррадиация и концентрация нервных процессов;
   4. Взаимная индукция неравных процессов;
   5. Формирование динамических cтeреотипов, представляющих собой сложные динамические системы рефлексов.
   

Основные нервные процессы: возбуждение, торможение.

Основные свойства нервной системы: сила, подвижность (лабильность, динамичность), уравновешенность.

Нервные процессы (в зависимости от работоспособности корковых клеток): сильные, слабые.

Типы нервной системы:

Сильный, уравновешенный и подвижный – живой тип.

Сильный, уравновешенный и инертный – спокойный, медлительный тип.

Сильный, неуравновешенный с преобладанием возбуждения над торможением – возбудимый, безудержный тип.

Слабый тип.

Формирование детской психиатрии. Особенности психопатологических проявлений у детей и подростков.

Формирование детской психиатрии:

Детская психология, долгое время развивавшаяся внутри общей психологии, выделилась в самостоятельную отрасль знания в середине 19 века, связано с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина.

В. Штерн, К. Бюлер, К. Коффка, А. Гезелль и др.: экспериментальные исследования в области детской психологии, начало систематизации и осмысления накопленного материала.

Эмпирическая психология: персонализм, фрейдизма, гештальтпсихология, бихевиоризма и т.д.

Ж. Пиаже, Б. Инхельдер, Дж. Брунер и др.: накопление фактического материала, изучение развития познавательных процессов у детей.

И.М.Сеченов (60-е годы 19 века) — положение о рефлекторном происхождении психических процессов и о их формировании у детей под влиянием условий жизни и воспитания.

К.Д.Ушинский и его последователи — связали изучение детской психики с разработкой педагогических проблем.

Ученики И.П.Павлова, В.М.Бехтерева — разработка проблемы физиологических основ психического развития, изучение высшей нервной деятельности у детей.

 Л. С. Выготский (с А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым и др) — теоретическая и экспериментальная разработка проблем общественно-исторической обусловленности психического развития ребёнка и изучение роли усвоения общественного опыта в формировании высших психических процессов.

А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и пр.- роль деятельности в психическом развитии, исследования содержания и структуры различных видов детской деятельности (игра, труд, учение) и их влияния на развитие восприятия; формирование представлений и понятий у ребёнка; формирования психических процессов и свойств личности.

Г. С. Костюка, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др.- начало разработки проблемы внутренних противоречий развития ребёнка.

Реакция отказа

Реакция аппозиции

Реакция имитации

Реакция компенсации

Реакция гиперкомпенсаци

Психогенные реакции у детей и подростков

Реакция отказа: ребёнок переживает «потерю перспективы», испытывает чувство отчаяния, в поведении отмечается отсутствие стремления к контактам с окружающими, страх всего нового, отказ от обычных желаний и стремлений, спонтанность, бездумных характер ответов.

Реакция аппозиции:  в основе лежит комплекс аффективно заряженных переживаний, имеющих особое субъективное значение для личности. Причины: конфликты родителей, равнодушное отношение к ребёнку, появление второго ребёнка, несправедливость и пр.

Реакция активного протеста: непослушание, грубость, агрессивное поведение, склонность к повторению и фиксации нарушенного поведения, пр.

Реакция пассивного протеста: отказ от еды, уходы из дома, элективный мутизм, суицидальные попытки, ряд нарушений соматовегететивных функций ( рвота, энурез, энкопрез).

Реакция имитации: подражание поведению окружающих, которые обладают авторитетом в глазах ребёнка. Реакциям имитации принадлежит важная роль в формировании характера и личности в целом, но они могу становиться источником возникновения асоциального поведения (сквернословие, бродяжничество, хулиганство, пр.)

Реакция компенсации и гиперкомпенсации: усиление личностных проявлений, возникновение форм поведения, которые маскируют ту или иную слабую сторону личности и являются средством «психологической защиты» от переживаний собственной неполноценности. При реакциях гиперкомпенсации защитные формы поведения приобретают гипертрофированный, нередко карикатурный характер.

4.Физиологические и психологические основы детской психопатологии.

2 основные формы отставания в развитии:

связанные с органическими нарушениями нервной системы и требующие специальной клинико-психологической или медицинской помощи и внимания,

временное отставание в психическом развитии, неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.

5. Связь психопаталогии и дефектологии.

Дефектоло́гия— наука о психофизических особенностях развития детей с психическими и (или) физическими недостатками, закономерностях их обучения и воспитания.






Изучают психические отклонения, дефекты, паталогии.

Психопатология изучает основные, свойственные многим психическим болезням, закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, методы исследования и лечения.

6. Этиология и патогенез психических расстройств в детском возрасте.

Для возникновения психической болезни решающее значение имеют те внешние и внутренние условия, в которых действует причина. Причина вызывает болезнь не всегда, не фатально, а лишь при стечении ряда обстоятельств. Возникновение болезней, в том числе психических, их развитие, течение и исход зависят от взаимодействия причины, различных вредных влияний окружающей среды и состояния организма, т.е. от соотношения внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов (движущих сил). 

7. Дизонтогенез. Асинхрония развития. Акселерация, ретардация.

Дизонтогенез — патология психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций. В клинической психиатрии термин «дизонтогенез» относят к задержкам и искажениям психического развития.

Асинхронии психического развития—нарушение сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и оно становится дисгармоничным: акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования по механизмам возрастной дисфункции созревания, основой которых является преходящая физическая незрелость.

Акселерация — ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания).

Ретардация – задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.

8. Патология восприятия: иллюзии (физические, физиологические и патологические), сенестопатии, анестезия, гипостезия, гиперестезия, галлюцинации (элементарные, простые, сложные, комбинированные, истинные и псевдогаллюцинации; рефлекторные, функциональные, императивные, комментирующие, галлюцинации по органам чувств).

Иллюзии

Сенестопатии

Анестезия

Гипостезия

Гиперстезия

Галлюцинации

Паталогия восприятия

Психосенсорные расстройства: изменение схемы тела, дисморфопсия, дисморфофобия, дисморфомания, макропсия, микропсия, дереализация и деперсонализация (аллопсихическая, соматопсихическая и аутопсихическая).

Сенестопатии – неприятные, тягостные и мучительные ощущения в различных частях тела. Они: не имеют чёткой предметности, четкой локальности(часто носят мигрирующий характер), иногда носят характер «сделанности», доступными методами не обнаруживаются морфологические изменения.

Иллюзии – ошибочное, искаженное восприятие объекта, явления.

Анестезия — явление уменьшения чувствительности какой-либо области тела или органа, вплоть до полной её потери.

Гипостезия — понижение поверхностной чувствительности.

Гиперестезия — повышенная чувствительность к раздражителям, действующим на органы чувств.

Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующих объектов, явлений.

Иллюзии

Физические — обусловленные особенностями свойств разных сред

Физиологические — обусловленные особенностями функционирования органов чувств

Психические — обусловленные воздействием патологий.

Галлюцинации

Императивные

Комментирующие

Обвиняющие

Элементарные

Простые

Сложные

Комбинированные

Псевдогаллюцинации

Истинные

Функциональные

Рефлекторные

По органам чувств

Истинные – характеризуются для больного чувством реальности, обычной проекции в пространстве, т.е. имеют качества объективной реальности.

Псевдогаллюцинации – проецируются в субъективном мире больного, имеют качество искусственности, часто встречается феномен «сделанности».

Императивные – приказывающие больному выполнять действия.

Комментирующие – «голоса» комментируют мысли, действия больных.

Обвиняющие – «голоса» обвиняют больных в различных грехах.

Функциональные – на фоне реального раздражителя больной испытывает обман восприятия, локализуются в одном анализаторе.

Рефлекторные – реальный раздражитель воспринимается одним анализатором, а обман восприятия испытывается в другом анализаторе.

Элементарные  — не оформленные.

Простые – один обман в одном анализаторе

Сложные – несколько видов/форм обманов в одном анализаторе.

Комбинированные – обман воспрития сразу в нескольких анализаторах.

По органам чувств: зрительные или оптические, слуховые или акустические, обонятельные,вкусовые, тактильные или осязательные, галлюцинации общего чувства.

Психосенсорные расстройства

Изменение схемы тела


Дисморфопсия

Дисморфофобия

Дисморфомания

Макропсия


Микропсия


Дереализация

Деперсонализация

Изменение схемы тела – искаженное положение формы, величины и положения в пространстве тела или отдельных его частей.

Макропсия — расстройство, при котором предметы воспринимаются большими, чем они есть на самом деле, а воспринимающий субъект меньшим, чем есть на самом деле.

Микропсия — Субъект воспринимает видимые объекты или какие-то их фрагменты существенно меньшего размера, чем они есть в действительности. В общем случае, объект кажется далеким или чрезвычайно близким в то же самое время.

Дереализация – искаженное восприятие окружающего мира

Деперсонализация –искаженное восприятие своего тела и «Я»:

Аллопсихическая – исзменение схемы тела и «я»

Соматопсихическая – искажение схемы тела.

Аутопсихическая – искажение «Я».

Дисморфомания – искажение отдельных частей своего тела.

Дисморфопсия — психическое расстройство при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела.

Дисморфофо́бия — психическое расстройство при котором человек чрезмерно обеспокоен и занят незначительным дефектом или особенностью своего тела на фоне невроза.

9. Патология интеллекта: слабоумие и малоумие.

Деменция (слабоумие)

Олигофрения (малоумие)

Патологии интеллекта

Деменция— приобретённое слабоумие, стойкое снижение познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков и затруднением или невозможностью приобретения новых.

Олигофрения — стойкое, малообратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом.

10. Паталогия мышления: расстройства ассоциативного процесса (ускоренное, замедленное, бессвязное, разорванное, Аутистическое, обстоятельное, символическое, резонёрское мышление) и патология суждения (бред, сверхценные идеи и навязчивые состояния).

Патология мышления

Расстройства ассоциативного процесса

Патология суждения

Ускоренное – быстрая речь, «скачки идей»

Бред – ложное умозаключение, возникшее на болезненной основе, полностью охватывающее сознание больного и не поддающееся коррекции.

Замедленное – образование ассоциаций медленно, мутизм (отсутствие речи) как крайний вариант.

Бессвязное – нарушение грамматических  связей.

Сверхценные идеи– суждения, возникающие на реальной основе, сопровождаемые необычно сильной эмоциональной окраской, в последующем занимают доминирующее значение по сравнению со всеми остальными мыслями и представлениями.

Разорванное– нарушение внутренних логических связей, скачкообразность мыслей, соединение разнородных, не связанных по смыслу речевых оборотов. Речь не лишена содержания, но внешне упорядочены вследствие сохранения грамматических связей между отдельными элементами фраз.

Аутистическое — отклонения в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченное, повторяющееся поведение.

Обстоятельное — особенно подробное описание при изложении бреда, связанное с обилием доказательств.

Навязчивые состояния– навязчивые мысли, представления, страхи, действия, пр., возникающие помимо воле человека.

Символическое – в речи больного обнаруживаются символы, особенно ярко выявляется в письме и рисунках.

Резонёрское — пустое, бесплодное многословие, рассуждения с отсутствием конкретных идей и целенаправленности мыслительного процесса.

Бредовые идеи по структуре

Первичные (толковательные).

Вторичные (чувственные)

Первичные (толковательные):поражение мышления — поражается рациональное, логическое познание, искажённое суждение последовательно подкреплено рядом субъективных доказательств, имеющих свою систему; отличается тенденцией к систематизации: «доказательства» складываются в субъективно стройную систему (при этом всё, что не вписывается в эту систему, попросту игнорируется), всё большие части мира втягиваются в бредовую систему.

Вторичные (чувственные):образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций; идеи при нём фрагментарны, непоследовательны — первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушение мышления наступает вторично, имеет место бредовая интерпретация галлюцинаций, отсутствие умозаключений, которые осуществляются в форме инсайтов.

Деление бреда по фабуле

Бред из группы величия (характ-ся грандиозным преувеличением своих духовных и физических сил, соц оложения и связанных с этим возможностей.

Бред из группы преследования

(суждение больного о его преследовании окружающими лицами)

Бред из группы самоуничижения 

(больной обвиняет себя в различных неблаговидных делах, просчётах Ипр.

Идеи высокого происхождения

Идеи отношения

Ипохондрические идеи

Идеи богатства

Идеи преследования

Идеи воздействия

Идеи самообвинения.

Идеи изобретательства

Идеи отравления

Бред любви (синдром Клерамбо) —больной убеждён, что его (её) любит известный человек, или что в него (неё) влюбляются все, встречающиеся с ним (ней); проявляется почти всегда у больных женского пола.

Бред ревности — убеждение в измене сексуального партнёра.

Паранойяльный бред — в основе лежит нарушение абстрактного познания действительности. Система бреда строится на цепи доказательств, обнаруживающих субъективную логику, а факты, приводимые больными в обоснование своей бредовой системы, трактуются ими крайне односторонне; факты, противоречащие излагаемой концепции, игнорируются.

Бред Котара — нигилистически-ипохондрический депрессивный бред в сочетании с идеями громадности.

11. Патология двигательно – волевой сферы: абулия, гипобулия, гипербулия, парабулия, патология в сексуальной сфере, катонический синдром.

Патология двигательно – волевой сферы

Абулия — патологическое безволие, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособности выполнить действие, необходимость которого осознаётся; неспособность принять волевое решение.

Гипобулия – понижение волевой активности.

Гипербулия

— повышение волевой активности.

Парабулия – извращение волевой активности.

Эротическое возбуждение – двигательное возбуждение больных олигофренией (бессмысленные, порой разрушительные действия, в редких случаях с нанесением себе повреждений, сопровождаются криками.

Катонический синдром

— состояние, в котором преобладают заторможенность(обездвиженность, повышение мышечного тонуса, мутизм, симптом воздушной подушки, восковая гибкость, негативизм, оцепенение) и возбуждение (экстатическое, импульсивное, гебефреническое, немое).

12. Патология эмоциональной сферы: гипотимия, гипертимия, депрессия, дисфория, мория, апатия; депрессивный и маниакальный синдромы. Триада Протопопова. Маскированные депрессии.

Гипотимия – пониженное натроение.

Гипертимия – повышенное настроение.

Депрессия – псих-е расстройство, характ-ся депрессивной триадой: снижением настроения, утратой способности переживать радость, нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.) и двигательной заторможенностью.

Дисфория – угрюмое, ворчливо-раздражительное, злобное и мрачное настроение с повышенной чувствительностью к любому внешнему раздражению, ожесточённостью и взрывчатостью.

Мория — патологически повышенное настроение в сочетании с двигательным возбуждением, беспечностью, дурашливостью, расторможенностью влечений, эйфорией, склонностью к аморальным поступкам.

Апатия— состояние, обусловленное безучастным, отрешенным отношением к происходящему вокруг. Сопровождается отсутствием внешних эмоциональных проявлений, и, зачастую, снижением психической активности.

Патология эмоциональной сферы

Эмоциональные синдромы

Депрессивный синдром

Маниакальный синдром

психопатологический синдром, характеризующийся триадой симптомов: пониженное настроение, торможение интеллектуальной деятельности, двигательная заторможенность. Для депрессивного синдрома также характерно: угнетение инстинктивной деятельности (понижение аппетита вплоть до анорексии, сексуальности, снижение самозащитных тенденций с появлением суицидальных мыслей и действий), пониженная отвлекаемость с концентрацией внимания на своих тягостных переживаниях, пониженная оценка собственной личности (достигающая бредовых идей самоуничижения и самообвинения).

психопатологический синдром, характеризующийся триадой симптомов: повышенное настроение, идеаторное и психическое возбуждение в виде ускорения мышления и речи, двигательное возбуждение.

Для маниакального синдрома также характерно, но проявляется не всегда: усиление инстинктивной деятельности (повышение аппетита, сексуальности, усиление самозащитных тенденций), повышенная отвлекаемость, переоценка собственной личности (достигающая иногда бредовых идей величия).

Триада Протопопова — комплекс симпатико-тонических симптомов при маниакально-депрессивном психозе: тахикардия, расширенные зрачки, запоры.

Маскированная депрессия – большое депрессивное расстройство (отдельное, самостоятельное психическое расстройство, отвечающее диагностическим критериям, и продолжающееся не менее двух недель), не сопровождающееся плохим настроением, подавленностью или тоской.

13. Паталогия внимания. Апрозексия.

Патология внимания – отклонение от нормы внимания, обусловленное расстройством различных свойств внимания (сосредоточенности, распределяемости, устойчивости, переключаемости и др.) по причине внешних либо внутренних влияний.

Апрозексия — неспособность фиксировать внимание на каком-либо предмете в силу плохого зрения, слуха или умственной отсталости.

14. Патология памяти: Гипомнезия, гипермнезия, фиксационная амнезия, ретро, антеро, ретро-антероградная амнезия, ретардированная амнезия, прогрессирующая амнезия, парамнезии (конфабуляции, псевдореминисценции, криптомнезии).

Корсаковский синдром.

Патология памяти

Гипермнезия (обострение памяти) – усиление воспоминаний о прошлой жизни, чаще отрывочных, или улучшением запоминания текущих событий, но неустойчиво.

Гипомнезия (ослабление мнестических функций)

и амнезия

Парамнезии – формы извращения процессов памяти.

Ретроградная амнезия – отсутствие воспоминаний на период, предшествующий потере или помрачнению сознания.

Антероградная амнезия – отсутствие воспоминаний на период после выхода из состояния помраченного сознания.

Антеро-ретроградная амнезия – сочетание двух последних.

Ретардированная амнезия — отставленная, запаздывающая амнезия (период времени, события выпадают из памяти не сразу, а спустя некоторое время после болезненного состояния).

Прогрессирующая амнезия – нарастающее забывание своих психических процессов и мыслительных операций.

Фиксационная амнезия – нарушение способности запоминания.

Псевдореминисценции – ошибочность воспоминания касается лишь времени, когда-то реально пережитое вспоминается как недавно пережитое либо наоборот.

Конфибуляции – пробелы памяти заполняются вымышленными и фантастическими псевдовоспоминаниями.

Криптомнезия – ранее лично пережитое воспоминается как слышанное, виденное или прочитанное (по механизму отчуждения), либо, наоборот, слышанное и виденное вспоминается как лично пережитое (по механизму присвоения).

Корсаковский амнестический синдром – грубо страдает не только фиксация, но и репродукция.

Патология сознания и самосознания.

Выключенные формы сознания

Помрачненные формы сознания

Сумеречное состояние сознания

Особые состояния сознания

Оглушенность — значительное повышение порога восприятия всех внешних раздражителей, сонливость, замедленное образование ассоциаций, затруднением их течения.

Делирий — психическое расстройство, протекающее с нарушением сознания, характ-ся наплывом ярких, преимущ-но зрительных, галлюцинаций и иллюзий, затруднённой ориентировкой в окружающем мире, дезориентацией во времени; осознание собственной личности сохраняется.

— психопатологическое расстройство, характ-ся внезапной и кратковременной утратой ясности сознания с полной отрешенностью от окружающего или с его отрывочным и искаженным восприятием при сохранении привычных действий.

Транс функциональное состояние психики, в котором изменяется степень контроля сознания над обработкой информации, характ-ся: замедлением глотательного и мигательного рефлексов, замедлением частоты сердцебиения, снижением реакции на внешние раздражители, задержкой моторных реакций и пр.

Сопор — глубокое угнетение сознания с утратой произвольной и сохранностью рефлекторной деятельности.


Онейроид – характ-ся особым видом качественного нарушения сознания, с наличием развёрнутых картин сновидных и псевдогаллюцинаторных переживаний, дезориентировкой во времени.

Фуга — полное забывание всей информации о себе, с сохранением памяти на универсальную информацию (литература, науки и т. д.) и способности запоминать новое.

Кома – состояние глубокого угнетения функция ЦНС и полной потери сознания.

Аменция — нарушение синтеза восприятий, бессвязность в речи (спутанность мышления), дезориентировка в среде и собственной личности, галлюцинации. Полной ясности сознания не наступает.

Патологическое опьянение — острое кратковременно протекающее расстройство, возникающее при приёме алкоголя ; форма сумеречного помрачения сознания, характ-ся внезапным возникновением искажённого, бредового восприятия обстановки в сочетании с аффектами, развитием резкого двигательного возбуждения, часто с агрессивными действиями в отношении окружающих.

Амбулаторный автоматизм: больной, находясь в бессознательном состоянии, совершает организованные действия, не отдавая им никакого отчета, после окончания эпизода, не остается никаких воспоминаний.

Просоночное состояние сознания — исключительное состояние с сумеречным помрачнением сознания, возникающая во время пробуждения; харак-ся дезориентировкой в окружающем, иногда неадекватными действиями.

Абсанс – кратковременное выключение сознания.

15. Патология сознания и самосознания: выключенные формы сознания (оглушенность, сопор и кома), помрачнённые формы сознания (делирий, онейроид и аменция) и сумеречные состояния сознания. Особые состояния сознания: транс, фуга, абсанс, амбулаторный автоматизм, просоночное состояние сознания, патологическое опьянение).

16. Понятие о симптоме, синдроме, нозологии.

Симптом — один отдельный признак, частное проявление какого-либо заболевания, патологического состояния или нарушения какого-либо процесса жизнедеятельности, одна отдельная конкретная жалоба больного.

Синдром— совокупность симптомов с общим патогенезом.

Нозология — учение о болезнях, позволяющее познать структурно-функциональные взаимосвязи при патологии, биологические и медицинские основы болезней. Отвечает на вопросы: что такое болезнь, чем она отличается от здоровья, каковы причины и механизмы развития болезни, выздоровления или смерти.

17. Причины возникновения, формы проявлений, динамика развития психических заболеваний.

Причины возникновения психических заболеваний: факторы внешних воздействий (физические, химические, биологические, ятрогенные, пр.), факторы внутренних воздействий (врождённые, приобретённые)

Формы проявлений психических заболеваний: органические психические расстройства (обусловленные органическими нарушениями), расстройства личности, расстройства поведения, эмоциональные (аффективные) расстройства, расстройства связанные (вызванные) применением психоактивных веществ, посттравматическое стрессовое расстройство, Обсессивно-компульсивные расстройства, Диссоциативные расстройства, Болезнь Альцгеймера . Часть этих групп могут пересекаться.

Динамика развития психических заболеваний:

Начальный этап – диагностируются отдельные симптомы, по которым невозможно определить заболевание.

Манифестный этап – появляются симптомы и синдромы, чётко отражающие конкретное заболевание.

Отдалённый этап – стойкие остаточные признаки продуктивной симптоматики в сочетании с негативной.

Исходный этап – психическое заболевание заканчивается выздоровлением (интермиссия) или сохранением негативной симптоматики (образование дефекта).

18. Различия между болезнью и состоянием.

                                                                                              Состояние

                                                                                         Болезнь

Состояние – физическое самочувствие, множество стабильных значений переменных параметров тела, психики. Свойства состояния: описывает переменные свойства объекта; стабильно до тех пор, пока над объектом не будет произведено действие; если над объектом будет произведено некоторое действие, его состояние может измениться.

Болезнь — процесс, возникающий в результате воздействия на организм вредоносного (чрезвычайного) раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к внешней среде при одновременной мобилизации его защитных сил. Болезнь проявляется нарушением равновесия организма с окружающей средой, выражающимся в возникновении побочных (неадекватных) реакций, а у человека — снижением на время болезни его трудоспособности.

19. Шизофрения.

Шизофрения — полиморфное психическое расстройство или группа психических расстройств, для которых характерны отклонения в восприятии реальности или её отражении. Манифестация болезни, как правило, связана с появлением продуктивных симптомов (слуховые галлюцинации, параноидный или фантастический бред или дезорганизованные речь и мышление) на фоне значительной социальной дисфункции или потери работоспособности.

20. Типы течения шизофрении: непрерывно-текущая, приступообразнопрогредиентная (шубообразная) и периодическая (рекуррентная).

Типы течения шизофрении


Непрерывно-текущая

Приступообразно-прогредиентная (шубообразная)


Периодическая (рекуррентная)

1. Злокачественная. Симптомы: личностные изменения, появляются необычные интересы (занятия непродуктивны и ничем не обогащают), могут возникать психопатоподобные расстройства влечений, бред, галлюцинации.

2. Умеренно прогредиентная: бред отношения, перерастает в бред преследования. В других случаях неврозоподобные и психопатоподобные расстройства перерастают в бред различного содержания.

3. Вялопротекающая. Симптомы: нарушение социально-трудовой адаптации, расстройства мышления в форме обрывов, наплывов мыслей, параллельно текущих мыслей, отчуждение, падение интереса к окружающему.

Неврозоподобные, психопатоподобные, паранойяльные расстройства

——-2-20 лет———

Острые психозы (острый вербальный галлюциноз, развернутый синдром Кандинского-Клерамбо, состояния остро возникающего непрерывного бреда, выраженные и продолжительные кататонического расстройства без онейродного помрачнения сознания, парафренные состояния).

Протекает в форме приступов, сменяющихся ремиссиями. Приступы могут определяться симптомами: аффективными (депрессивными и маниакальными), в форме образного бреда, в форме онейроидной кататонии. Частота приступов различна: от одного в жизни до многих десятков, захватывающих большую часть жизни.

21. Формы шизофрении: простая, неврозоподобная, психопатоподобная, параноидная, паранойяльная, парафренная, фебрильная.

Параноидная шизофрения: характ-ны бред (воздействия, преследования, отношения), галлюцинации (чаще слуховые вербальные; императивные), появляются и усиливаются эмоционально-волевой дефекта личности.

Вялотекущая шизофрения:

Неврозоподобная шизофрения напоминает по клинике затяжной невроз навязчивых состояний; при начале в подростковом и юношеском возрасте может принимать форму психической анорексии или деперсонализации. Астенический синдром.

Психопатоподобная шизофрения: в гебефренической форме: нелепая дурашливость, грубое кривлянье, утрированные гримасы; в кататонической форме: чередование кататонического возбуждения с состоянием обездвиженности и полного молчания (ступор).

Паранойяльная шизофрения.

Сверхценные и паранойяльные расстройства, систематизированный паранойяльный бред (преобладает монотематический бред: ревности, любовный, изобретательства, пр.) В зависимости от содержания бреда преобладает повышенный (при экспансивных формах бреда — изобретательства, реформаторства) или пониженный (при сенситивном, ипохондрическом бреде) аффект.

Бредовая переоценка эпизодов прошлого, изменения личности: эмоциональное оскудение, аутизация, нарушения мышления; расширение бреда, постепенная утрата монотематичности, идеи преследования, галлюцинаторные расстройства, психический автоматизм.

параноидный (галлюцинаторно-параноидный) синдром, изменения личности: паралогичность, элементы разорванности, аутизм, чудаковатость, манерность, снижение энергетического потенциала

Парафренная шизофрения: в клинической картине преобладает фантастический бред величия, сочетающийся с бредом преследования.

Фебрильная шизофрения — характеризуется приступами онейроидной кататонии при рекуррентном и приступообразно-прогредиентном течении, которые сопровождаются подъемом температуры и появлением ряда соматических расстройств.

22. Понятие о шизофреническом дефекте.

Шизофренический дефект — необратимые изменения личности шизофреника, характеризующиеся диссоциацией мышления и аффектов; наблюдается снижение уровня потребностей, равнодушие, неспособность вступать в аффективные контакты, сочувствовать другим. Мышление становится неясным, спутанным, непродуктивным, его результаты оказываются неправильными, причудливыми. По большей части память и логичность мышления не страдают, но их применение неадекватно.

23. Эпилепсия. Этиология и патогенез эпилепсии. Судорожные параксизмы, бессудорожные пароксизмы (эпилептические эквиваленты), эпилептические психозы, эпилептические изменения личности, эпилептическая деменция.

Эпилепсия — хроническое психоневрологическое заболевание, характеризующееся склонностью к повторяющимся внезапным припадкам.

Судорожные параксизмы


Малые припадки

Большие припадки

Фаза аура

Фаза тонических судорог

Фаза клонических судорог

Фаза оглушения сознания

Большие припадки характ-ся судорожными кратковременными приступами, сопровождающимися потерей сознания, проявляется последовательной сменой фаз.

Малые припадки — диагносцируют на фоне кратковременной потери сознания, ему может предшествовать аура. Больные «застывают» в одной позе/стереотипные движения/повторение одних фраз, блуждающий взгляд/устремлённый в одну точку, отдельные судорожные подергивания различных групп мышц, потеря сознания, парциальные припадки.

Бессудорожные пароксизмы (эпилептические эквиваленты)

Дисфория

Сумеречное помрачнение сознания

Лунатизм

Снохождение, сноговорение

Абсанс, амбулаторный автоматизм, фуга

Дифория – характеризуется расстройствами настроения, тоской, страхом, раздражительностью, злобой, напряженностью, подозрительностью, готовностью к агрессии.

Сумеречное помрачение сознания — нарушение в деятельности сознания, характ-ся глубокой дезориентировкой в окружающем мире при относительном сохранении логической последовательности действий.

Эпилептические психозы

Галлюцинаторно-параноидные психозы

Бредовые психозы

Депрессивные и маниакальные психозы

Кататонические психозы

Зрительные и слуховые истинные, иногда контрастные галлюцинации, вербальный галлциноз и псевдогаллюциноз, соответствующие им бредовые идеи (преследования, ущерба), нередко в из структуре бывают проявления синдрома Кандинского-Клерамбо.

Характеризуются идеями отношения, преследования, воздействия.



Депрессивные проявляются депрессивным аффектом с тревогой, ажитацией,  витальной тоской, дисфорическим оттенком переживаний, с бредовыми идеями самообвинения, отношения и преследования.

Маниакальные – эйфорическим или экстатическим настроением с переоценкой своей личности, идеями особой предназначенности.

Явления субступора с негативизмом и мутизмом или приступом психомоторного возбуждения со стереотипициями, эхолалией, дурашливостью, агрессивностью.

Эпилептические психозы развиваются спустя 10-15 лет и более после начала болезни при прогредиентном течении эпилепсии, при наличии грубых изменений личности, интеллектуального снижения; протекают в большинстве случаев на фоне сохранного сознания; продолжительность от нескольких месяцев до нескольких лет; чаще развиваются при височной локализации очага.

Варианты: Без помрачения сознания: паранойяльный (чаще всего, с сутяжным, кверулянтским бредом), параноидный, с-м Кандинского, парафренный.

С помрачением сознания: сумеречное — как вариант после припадка вместо патологического сна; делириозное — истинные зрительные галлюцинации окрашены, обычных размеров; онейроидное — онейроид обычно не завершается; аментивное помрачение сознания — реже.

Изменения психики при эпилепсии у взрослых:

Замедленность всех психических процессов, обстоятельность, невозможность отличить главное от второстепенного, трудность переключения. Медлительность, скупость и сдержанность в жестах, мимические реакции очень бедны. Возможны истерические и астенические расстройства. Ухудшение памяти, оскудевает словарный запас, появляется олигофазия. Все это затрудняет накопление нового опыта, в конечном итоге снижает возможности адаптации к окружающей действительности. Порой проявляются особое сверхценное отношением к родным, религиозность, подчеркнутая подобострастность, ласковость в обращении; сочетание повышенной чувствительности, ранимости со злобностью, недоброжелательностью.

Изменения психики при эпилепсии у детей:

Патологические изменения глубинных слоев психики: сферы инстинктов, влечений, темперамента. Нарушения интеллектуально-миестических функций: замедленность и туго подвижность мышления, склонность к детализации, снижение памяти и т. д. Отмечается задержка интеллектуального развития. Речевые расстройства. Может отмечаться аффективная биполярность либо контрастность в психомоторике в виде сочетания медлительности, тяжеловесности, плохой переключаемое движений (особенно тонких) с импульсивностью, склонностью к бурным двигательным разрядам. Рано обнаруживаются хмурый фон настроения, недоверчивость, недовольство действиями окружающих, злобность, иногда жестокость, повышенное сексуальное влечение, выражающееся в мастурбации, а также стремлении обнимать, целовать взрослых, тискать. Дисфории и сумеречные помрачения сознания. Эпилептические психозы.

Эпилептическая деменция характеризуется сочетанием интеллектуальной недостаточности (снижение уровня обобщения, непонимание переносного и скрытого смысла и т. д.) со своеобразными изменениями личности в виде крайнего эгоцентризма, выраженной инертности, тугоподвижности психических процессов, аффективной вязкости, т. е. склонности к длительной фиксации на эмоционально окрашенных, особенно отрицательных переживаниях, сочетания злопамятности, мстительности и жестокости по отношению к сверстникам и младшим детям с преувеличенной угодливостью, льстивостью, подобострастием ко взрослым, особенно врачам, медицинскому персоналу, педагогам. Интеллектуальная недостаточность и низкая продуктивность в умственной работе значительно усиливаются брадифренией, трудностью включения в любую новую деятельность, переключения с одной деятельности на другую, чрезмерной обстоятельностью мышления с «застреванием» на мелочах, которые даже в случае неглубокого дефекта абстрактного мышления создают впечатление неспособности выделить главные, существенные признаки предметов и явлений, как правило, страдает механическая память, но события, затрагивающие личные интересы больного, запоминаются лучше.

24а. Черепно-мозговые травмы. Острый, ранний периоды и период отдалённых последствий. Посттравматические психозы. Изменение личности по органическому типу. Посттравматическая деменция. Симптоматическая эпилепсия..

Этапы посттравматического периода

Начальный (следует непосредственно за травмой, характеризуется различной степенью утраты сознания, в лёгких случаях непродолжительной(оглушенность), в тяжелых – вплоть до сопора, комы.

Острый (сопровождается восстановлением сознания и возникновением разнообразных нервно-психических расстройств)

Отдалённых последствий (полнаяредукция имеющая место нервно-психопатологическая симптоматика или формирование ррезидуальных психоорганических и неврологических синдромов)

Амнезия

Психоорганический синдром

Астения

Энцефалопатия

Психопатоподобные рассройства

Нарушение сна

Эпилепсия

Делирий

Слабоумие

Галлюциноз

Психомоторное возбуждение

Оглушённость

Сопор

Кома

Посттравматические психозы проявляются делириозными, амнестическими, гипоманиакальными синдромами или синдромом сумеречного расстройства сознания.

Изменение личности на почве органического поражения головного мозга – хронические, легкие состояния расстройства памяти и интеллекта, часто сопровождающиеся повышенной раздражительностью, ворчливостью, апатией и жалобами на физическую слабость.

Посттравматическая деменция — формы приобретенного слабоумия, стойкое, малообратимое снижение уровня психической, в первую очередь интеллектуальной, деятельности, протекающей с явлениями пуэрилизма, нарочитой детской наивности, беззаботности. Характерны нарушения логического строя мышления, нарушения его цельности, последовательности. Отдельные суждения больных недостаточно взаимосвязаны и не соответствуют воспринимаемой действительности.

Симптоматическая эпилепсия. Признаки: наличие в межприступном периоде органической симптоматики, возникновение приступов не в детском, а в более позднем возрасте, связь заболевания с определенными этиологическими факторами, отсутствие указаний на отягощенную наследственность; большую роль играет и черепно-мозговая травма (у детей – родовая травма), причем начало припадков обычно надолго отодвигается от момента самой травмы; бывает следствием менингитов и энцефалитов, различных инфекций, поразивших нервную систему.

24б. Учение о стрессе, дистрессе и аутострессе. Понятие о невротизации и психопатизации личности.

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).

Стресс— одна из реакций, составляющих общую систему неспецифических адаптационных реакций организма, поскольку организм, как более чувствительная система, чем составляющие его подсистемы, реагирует на разные по силе и качеству раздражители, вызывающие колебания гомеостаза в пределах, в первую очередь, нормальных показателей, а стресс — это реакция на сильные раздражители.

Эустресс — «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Дистресс — негативный тип стресса, с которым организм не в силах справиться, разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям. Симптомы дистресса: головная боль; упадок сил; нежелание что-либо делать; потеря веры в улучшение ситуации в будущем; возбуждённое состояние, желание идти на риск; частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием; нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию; переменчивое настроение; усталость, вялость.

Невротизация формируется под влиянием трех классов психических явлений:
1) эмоционально-мотивационные особенности личности;
2) психосоматическая симптоматика;
3) собственно состояние человека, его самочувствие, основной тон его переживаний.
На базе невротической и психопатической тенденции могут развиться невроз или психопатия.

Психопатизация — процесс, вследствие которого формируются психопатоподобныс состояния — такие, при которых изменения личности отражают лишь внешнее оформление психической патологии в рамках различных нозологических форм или социогенных непатологичсских девиаций личности, не исчерпывая клинической картины в целом. Сами изменения личности при этом могут быть менее или более грубыми (в последнем случае напоминая скорее дефект, чем аномалию личности), но структурно они менее дифференцированы и не сопровождаются той динамикой становления, которая характерна для психопатий. Психопатоподобные изменения личности в отличие от последних могут возникнуть в любом возрасте вслед за тяжелым либо длительным стрессовым состоянием, экстремальными средовыми депривациями, серьезными психическими расстройствами, заболеваниями или травмами головного мозга.

25. Неврозы: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерических невроз. Невротическое развитие.

Неврозы

Неврастения (на фоне хронического утомления и длительных психогенно травмирующих условий, повышенная болезненная возбудимость, развитие депрессии, невозможность сосредоточиться, психическое и физическое истощение, невыносимость обычных раздражителей, головная боль и т.д. Эти астенические проявления текут довольно длительно, никогда не сопровождаются психотической симптоматикой, при нормализации ситуации состояние возвращается к исходному)

Невроз навязчивых состояний (преобладает навязчивость с преимущественно образным и многообразным тягостным для конкретной личности аффективным содержанием переживаний, сомнений, представлений, воспоминаний, страхов и действий).

Истерических невроз (контрастируют вегетативные, двигательные, сенсорные и психические расстройства).

Невротическое развитие личности. При длительном и неблагоприятном течении неврозов происходят изменения в клинической картине: один из невротических синдромов при воздействии патогенных факторов, подчиняясь законам синдромокинеза (при соблюдении закономерности формирования психических функций в онтогенезе), начинает «двигаться», усложняться. Этот развивающийся синдром в дальнейшем будет определять структуру расстройств невротического развития личности.

Выделяют истерическое невротическое развитие личности, для которого характерно появление демонстративности, театральности, склонности к бурным аффективным реакциям, эмоциональной логики; обсессивное невротическое развитие, характеризующееся, с одной стороны, тревожностью, неуверенностью в себе, с другой — склонностью ограничивать себя ото всех нагрузок из-за опасения вновь заболеть, и эксплозивное развитие, характеризующееся склонностью к взрывчатости, ригидности, застреванию на отрицательных эмоциях, к сверхценным ипохондрическим реакциям.

26. Психопатии: возбудимого, тормозного и истерического типа. Триада Ганнушкина. Акцентуации характера. Патохарактерологическое развитие. Врождённая и приобретённая психопатии.

Психопатии

Возбудимая

Истерическая

Тормозная

Возбудимая психопатия: повышенная возбудимость, взрывчатость, раздражительность; злопамятность; эгоистичность; колебания настроения и непредсказуемость; недовольство, нетерпимость к чужому мнению; аффект по ничтожным поводам; нежелание ни с чем считаться, даже с интересами родных

Истерическая психопатия: эгоцентризм, демонстративность, театральность, оригинальность, психическая незрелость, инфантилизм; их чувства поверхностны и неглубоки; в трудных ситуациях легко возникают истероневротические расстройства.

Тормозная психопатия: астенические, психастенические, шизоидные особенности с преобладанием пассивных (тормозных)реакций на различные психотравмирующие факторы; чувства собственной неполноценности, выраженные колебаниями настроения; склонность к навязчивым сомнениям, стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, формирование различных фобий и ипохондрий; постоянная раздражительная слабость в виде вспышек аффекта при любом непосильном для них напряжении; угнетённое настроение; тревожность; робость, застенчивость, усталость, нерешительность; слабость влечений; аномальная сексуальность (импотенция, гомосексуализм, педофилия и др патология); соматические расстройства (головные боли, плохой аппетит, нарушение сна, пр.); плохая адаптация в коллективе; повышенная конфликтность, в связи с этим нередкие психопатологические реакции.

Триада Ганнушкина: 1) Выраженность патологических свойств личности до степени нарушения социальной адаптации; 2) их относительная стабильность, малая обратимость; 3) тотальность патологических черт личности, определяющих весь психический облик.

Акцентуация характера — нормальная особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении одних психогенных воздействий при сохранении хорошей устойчивости к другим. Акцентуации не являются психическими расстройствами, но по ряду своих свойств схожи с расстройствами личности, что позволяет делать предположения о наличии между ними связи.

Патохарактерологическое развитие является результатом длительного воздействия неблагоприятных социальных факторов. У личности, развивающейся в условиях постоянного подавления, принижения («золушка»), формируется тормозимая, астеническая психопатия, в структуре которой преобладают неуверенность, робость. Иногда в атмосфере черствости и грубости формируются черты возбудимой психопатии с агрессивностью, реакцией протеста, повышенной возбудимостью. Выработке черт истерической личности благоприятствует обстановка обожания и восхищения, когда исполняют все желания и прихоти ребенка, ему внушают, что он талантливый, необыкновенный. Патохарактерологическое развитие на отдаленных этапах может приводить к формированию патологического склада личности.

Психопатии

Врождённые(конституциональные, ядерные): обусловлены врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной наследственностью, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т. п. Проявляются уже в детском возрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может быть относительно сохранным.

Приобретённые: как следствие травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т. д.  

27. Алкоголизм, токсикомании и наркомании. Большой наркоманский синдром. Табакокурение. Профилактика.

Алкоголизм — неумеренное употребление спиртных напитков, вызывающее психическую и физическую зависимость, и как следствие, наркоманию. Развитие алкоголизма сильно зависит от объёма и частоты употребления алкоголя, а также индивидуальных факторов и особенностей организма.

При окислении алкоголя в организме образуется ядовитое вещество — ацетальдегид, вызывающее развитие хронической интоксикации организма. Особенно сильное токсическое действие ацетальдегид оказывает на стенки сосудов (стимулирует прогрессию атеросклероза), ткани печени (алкогольный гепатит), ткани мозга (алкогольная энцефалопатия).

Помимо этого, этиловый спирт обладает выраженным проагрегирующим свойством (увеличивает слипаемость эритроцитов), что ведёт к образованию микротромбов и значительным нарушениям микроциркуляции во всех органах и тканях организма. Этим объясняется токсическое действие этанола на сердце, почки. Хроническое употребление алкоголя приводит к атрофии слизистой оболочки желудочно-кишечного тракта и развитию авитаминоза.

Токсикомания — зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам употребление лекарственных препаратов, не рассматриваемых в качестве наркотиков, химических и растительных веществ.

Наркомания — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков.

В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД).

Психоактивные вещества: алкалоиды конопли (гашиш, марихуана), мак (опий, морфин, героин), кока (кокаин), синтезированные наркотики (ЛСД, амфетамины, экстази), пр.

Для наркотической зависимости характерно фазное течение с наличием в своей структуре нескольких поэтапно формирующихся синдромов:

синдром изменённой реактивности,

синдром психической зависимости,

синдром физической зависимости, эти три синдрома объединяются в общий наркотический синдром (большой наркоманский синдром),

синдром последствий хронической наркотизации.

Профилактика: пропаганда здорового образа жизни в обществе, законодательные запреты, обеспечение социальных условий, не способствующих употреблению наркотиковвсех типов.

28. Энцефалиты: первичные и вторичные. Клиника. Вопросы профилактики. Энцефалиты и их последствия.

Энцефалиты – заболевания, возникающие вследствие воспаления головного моза в результате воздействия какой-либо инфекции.

Энцефалиты

Первичные

Вторичные

Первичные энцефалиты — при непосредственном поражении инфекцией головного мозга. Клиника выражается в разлитом и остром воспалении коры и подкорковых образованиях головного мозга. Начинается заболевание остро с повышения температуры до 40-42 градусов, сильной головной боли, рвоты, расстройства сознания. Типично расстройство сна, двоение предметов, судороги. В остром периоде могут констатировать делирий, бред, галлюцинации, сумеречные помрачнения сознания, оглушенность, аменцию и даже наступление комы.

Примерно через 4 недели после начала заболевания обычно наступает выздоровление. Но в ряде случаев болезнь переходит в хроническую форму с грубыми неврологическими нарушениями и стойкими изменениями психики.

Последствия: Из неврологических осложнений – скованность движений (поза куклы), замедленная походка, некоторое расстройство речи, мелкий тремор конечностей, застывшая мимика лица, дрожание головы и явление паркинсонизма. Возможны внезапная расторможенность (бег, пляска, резкие движения).

В тяжелых случаях – параличи и парезы с атрофией мышц, непроизвольные мышечные сокращения, подергивания и тремор конечностей, у других – заторможенность, скованность, ограничение движений, дрожание конечностей.

Психические расстройства: замедление психических процессов, колебания настроения, ослабление памяти, снижение активности и инициативы, изменение аффективной сферы, расторможенность инстинктивных влечений (особенно пищевого и сексуального), навязчивые стереотипные движения и действия.

Вторичные энцефалиты — возникают в качестве осложнений инфекционных заболеваний. Характерны опр-й клинической динамикой и нарастанием психических изменений , свойственных тем инфекциям и вызываемым ими интоксикациям, которые присущи (после острого периода) хронической стадии чаще при приступообразном их течении.

Последствия: после перенесённых в детстве — судорожные припадки, нарушение нормальной пропорциональности строения тела и лица, слабая выраженность вторичных половых признаков, эндокринные расстройства, неврологические симптомы органического поражения головного мозга. При хронических состояниях остаточные явления постоянны и у них отсутствует какая-либо прогредиентность симптоматики, у больных в этот период возможен психофизиологический инфантилизм, развитие психопатоподобного синдрома с преобладанием безмотивного упрямства, эмоциональной возбудимости, ярости, агрессии, вандализма; повышенная внушаемость, детские суждения, и пр. психопатологические симптомы вплоть до слабоумия.

29. Воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.

Психологическая коррекция — определенная форма психолого-педагогической деятельности по исправлению таких особенностей психического развития, которые по принятой в возрастной психологии системе критериев не соответствуют гипотетической «оптимальной» модели этого развития, норме или, скорее, возрастному ориентиру как идеальному варианту развития ребенка на той или иной ступени онтогенеза.

Основная цель — коррекция отклонений в психическом развитии ребенка (интеллектуальном, эмоциональном, мотивационном, поведенческом, волевом, двигательном и пр.).

Список используемой литературы:

Васильев В.Д. Психопатология в графах логических структур, Хабаровск, Издательство ДВГГУ, 2007 год;

Большая советская энциклопедия;

www.wikipedia.org – Википедия, свободная энциклопедия.