СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 Понятие невротических расстройств, их причины и виды 5
1.1 Понятие невротических расстройств и причины их развития 5
1.2 Основные виды и проявления невротических расстройств 8
ГЛАВА 2 Невротические расстройства при дизонтогениях 11
2.1 Закономерности отклоняющегося развития, лежащие в основе неврозогенеза 11
2.2 Патогенетические факторы невротических расстройств при отклоняющемся развитии 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 16
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема роста числа детей с нарушениями психического развития. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), только 20% рождающихся детей условно являются здоровыми, остальные по своему психофизиологическому состоянию либо занимают пограничное положение между здоровьем и болезнью, либо страдают нарушениями психического развития, либо больны. При этом все большее внимание науки уделяется проблемам изучения особенностей психической сферы детей с отклоняющимся развитием (В.И. Лубовский, О.В. Защиринская, Е.А. Медведева и др.), поскольку, как было отмечено еще Л.С. Выготским, наличие первичного дефекта, вызванного биологическим фактором, влечет за собой появление вторичных нарушений, возникающих в ходе последующего аномального развития.
Современные исследователи отмечают, что в связи с падением качества жизни многих жителей нашей страны, с влиянием таких факторов как социальная и экономическая нестабильность, безработица, миграция, рост кризисных и конфликтных, социально и личностно фрустрирующих ситуаций и др., среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, как у наиболее уязвимой категории, увеличилось число различных проявлений психической дезадаптации (раздражительность, снижение настроения, тревожность, агрессивность, головные боли, бессонница и др.) и нервно-психических нарушений непсихотического уровня, в частности невротических расстройств.
У детей и подростков с отклоняющимся развитием наиболее часто встречаются различные изменения в самосознании (заниженная или завышенная самооценка, нарушения в самоотношении, нарушения полоролевой идентичности, нарушения саморегуляции и др.), подозрительность, мнительность и обидчивость, конфликтность, агрессивность и раздражительность, нарушения межличностных отношений. Наиболее распространёнными являются фобии, которые составляют примерно 20% всех невротических расстройств.
Периоды развития теории управления
... счет специализации и проф. подготовки работников. Недостатки: нарушение принципа единоначалия, подчиненные получают задания от ... при котором действие закона помогает ему наиболее эффективно достигать поставленных целей. Основные закономерности: ... внешней среды. пропорциональность производства и управления, соотносительность развития основного и вспомогательного производства. соотносительность и ...
Без принятия должных медико-психолого-социально-педагогических мер в условиях социально-экономической нестабильности проблема невротических расстройств у лиц с отклоняющимся развитием не только не разрешается сама собой, но, напротив, еще больше усугубляется. В связи с этим выявление закономерностей психического развития аномальных детей и особенности невротических расстройств в контексте отклоняющегося развития имеет как теоретическое, так и практическое значение, поскольку является основой для разработки эффективных методов психодиагностики, профилактики и коррекции данных расстройств у лиц с отклоняющимся развитием.
Таким образом, актуальность настоящего исследования определяется ростом числа детей с нарушениями психического развития и широкой распространенностью среди них различных невротических расстройств. Актуальность данной проблемы и научно-практическая значимость ее исследования определили выбор темы данной работы.
Тема настоящего теоретического исследования: «Невротические расстройства в контексте отклоняющегося развития».
Цель исследования – теоретически изучить проблему невротических расстройств в контексте отклоняющегося развития.
Задачи исследования:
1. Раскрыть содержание понятия невротических расстройств и изучить причины их развития.
2. Охарактеризовать основные виды и проявления невротических расстройств.
3. Раскрыть основные особенности и закономерности аномального психического развития, лежащие в основе неврозогенеза.
Методы исследования – теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме невротических расстройств в контексте отклоняющегося развития.
ГЛАВА 1 Понятие невротических расстройств, их причины и виды
1.1 Понятие невротических расстройств и причины их развития
Невротические расстройства – это собирательное название для группы функциональных психогенных обратимых расстройств, имеющих тенденцию к затяжному течению, проявляющихся преимущественно эмоциональными нарушениями, нарушениями поведения и нарушениями нейровегетативной регуляции внутренних органов [3, С. 10].
Невротические расстройства рассматриваются как следствие неразрешимых внутриличностных мотивационных конфликтов при недостаточной эффективности механизмов психологической защиты [9, С. 29]. Это хронические длительные болезненно переживаемые и сопровождаемые расстройствами в соматической сфере срывы личности в ее общественных отношениях, вызванные психическими факторами и не обусловленные органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации [2, С. 34].
В легких случаях соматические и психические функции остаются в целом сохранными. В более тяжелых случаях возникают более выраженные их нарушения, которые могут приводить к потере трудоспособности.
Предпринято множество попыток объяснить природу и причины невротических расстройств. Согласно психодинамической теории, невротические расстройства порождаются неосознаваемыми внутренними конфликтами между двумя противоборствующими желаниями или между желаниями и общественными нормами поведения. Присущие внутреннему конфликту переживания становятся источниками заболевания лишь в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности, и когда конфликт не может быть переработан так, чтобы исчезло патогенное напряжение, и был найден рациональный, продуктивный выход из возникшего положения. Человек, не способный разрешить эти конфликты, подавляет их, вытесняя из сферы сознания. Но вытесненный конфликт не затухает, а сохраняет свой динамический потенциал. Связанные с ним болезненные переживания, вытесненные за пределы сознания, активно влияют «изнутри» на мышление, чувства, поведение и физиологические функ
Развитие физиологии и внутренней медицины в эпоху нового времени
... дисциплин 1. Естественнонаучные открытия конца XVII―начала XX вв., тесно связанные с развитием медицины. а) создание клеточной теории (М. Шлейден и Т. Шванн, 1838―1839 гг.); ... (700 вскрытий) и труды предшественников, Морганьи опубликовал в 1761 г. классическое шеститомное исследование «О местонахождениях и причинах болезней, открытых посредством рассечения». Морганье показал, что кажда
…..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Выготский Л.С. Диагностика развития и педология трудного возраста / Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. – Т. 5. – М.: Педагогика, 1983. – 396 с.
2. Гиляровский, В.А. Избранные труды / В.А. Гиляровский. – М.: Медицина, 1973. – 328 с.
3. Каменецкий, Д.А. Неврозология и психотерапия / Д.А. Каменецкий. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 384 с.
4. Ковалев В.В. Психический дизонтогенез как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста / В.В. Ковалев // Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1981. Т. 81. № 12.
5. Лакосина, Н.Д. Клинические варианты невротического развития / Н.Д. Лакосина. – М.: Медицина, 1970. – 222 с.
6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М.: Речь, 2009. – 420 с.
7. Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии / В.В. Лебединский // Международная конференция памяти А.Р. Лурии: Сборник докладов / Под ред. Е.Д. Хомской, ТВ. Ахутиной. – М, 1998. – 710 с.
8. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В.И. Лубовский // Дефектология. – 1971. – № 6.
9. Менделевич В.Д. Неврозология и психосоматическая медицина / В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева. – М.: МЕДпресс-информ, 2002. – 608 с.
10. Мягер, В.К. Диэнцефальные нарушения и неврозы / В.К. Мягер. – Л.: Медицина, 1976. – 166 с.
11. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1960. – 428 с.
12. Немчин, Т.А. Клинические особенности страха при неврозах / Т.А. Немчин / В кн.: Вопросы психиатрии и невропатологии. – Л.: Медицина, 1965. – С. 209-217.
13. Петровский А.В. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2000. – 512 с.
14. Психология развития / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – М., 2002.
15. Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология: учебное пособие / Е.Ф. Рыбалко. – Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. – 256 с.
16. Сидоров, П.И. Введение в клиническую психологию: Учебник для студентов медицинских вузов: 3-е изд. / П.И. Сидоров, А.В. Парняков. – М.: Академический Проект, 2010. – 880 с.
17. Соловьева С.Л. Медицинская психология: Новейший справочник практического психолога/ С.Л. Соловьева. – М.: АСТ, 2007. – 575 с.
18. Соловьева С.Л. Кризисная психология. Справочник практического психолога / С.Л. Соловьева. – М.: АСТ, 2008. – 288 с.
19. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. – М.: Медицина, 1998. – 260 с.
Вклад Д.Н. Узнадзе в развитие психологии
... развиваются его идеи. Исключительную роль в развитии психологии, физиологии и психиатрии сыграла публикация Павловского «Двадцатилетнего опыта» (1923). Психология получила громадное богатство мыслей, материала, иллюстраций ... могут применяться в практической деятельности многих ученых. Задачи: 1. Охарактеризовать развитие психологии с 1905 по 1950гг. 2. Проанализировать основные этапы жизненного пути ...
20. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: МПСИ, 2009. – 1136 с.
21. Хорни, К. Наши внутренние конфликты / К. Хорни. – М.: Академический проект, 2007. – 224 с.