1.07_Конспект Эмоциональный интеллект

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

1. Введение. Понятие эмоционального интеллекта и его значение в работе руководителя

«Благодаря IQ нас принимают на работу, благодаря EQ мы делаем карьеру».

Поговорка XXI века

Прежде чем мы начнем разговор об эмоциональном интеллекте (далее – ЭИ), определим, что мы традиционно понимаем под словом «интеллект».

Очевидно, что это не сумма знаний и не эрудиция. В русском языке понятию «интеллект» близко понятие «ум». Умный человек – это человек, способный видеть взаимосвязь явлений, которая далеко не всегда лежит на поверхности, а также умеющий прогнозировать последствия явлений.

Чем более скрытую взаимосвязь явлений способен обнаружить индивид, чем более точен его прогноз по сложному явлению, тем чаще мы называем его умным и считаем обладающим высоким интеллектом.

На умении обнаружить взаимосвязи построены тесты измерения IQ.

Казалось бы, высокий интеллект – гарант успеха. Однако всем нам знакомы – со школы, института – люди, которые блещут умом и эрудицией, но успешными их не назовешь. Или с ними неинтересно, или они кажутся «странноватыми», непонятными и чужими… Им не хочется подражать. С ними не хочется общаться и обсуждать свои проблемы. Их внимание к нам не является ценностью. Влияние их на жизнь коллектива невелико.

Эти люди вроде бы прекрасно понимают взаимосвязь сложных явлений – исторических, политических, природных, но складывается впечатление, что они не понимают окружающих, не знают, где находятся те рычаги, воздействуя на которые другие люди получают уважение и признание группы, симпатию, доверие, влияние на коллектив…

История знает достаточно много великих людей, с трудом находящих общий язык с окружением, причудливых, неуживчивых, одиноких.

Но вы – руководитель, а не свободный художник и не мыслительодиночка. Значит, ваша личность и вашевлияние – этоинструмент работы.

И роскошь быть «непризнанным гением» не для вас. Ваши слова и поступки должны оказывать максимальное влияние на максимальное количество людей. Ведь именно с помощью людей вы достигаете поставленных целей и задач. Тогда можно будет говорить о том, что Вы сильный руководитель и умеете работать с людьми.

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

Психика, психические явления, поведение человека Психика — свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Психика проявляется в трех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Рассмотрим некоторые из психических явлений. ...

Таким образом, вам нужно понимать, где же находятся эти рычаги влияния на людей (и на вас в том числе) и как осуществлять управление этими рычагами.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Высокий уровень эмоционального интеллекта поможет защититься от манипуляций, избежать лишнего стресса, повысить эффективность переговоров и продаж, превратить деструктивный конфликт в конструктивный, найти общий язык с окружающими.

В ежедневной деятельности руководителю необходимо убеждать свое профессиональное сообщество в верности своих идей, заставлять коллег прислушаться к себе.

Возможность убеждения выше, если задействованы оба полушария мозга – левое (рациональное) и правое (иррациональное, чувственное).

Интересно

Головной мозг содержит участки, управляющие той или иной деятельностью. Своеобразное деление выполняемых функций происходит даже на уровне левого и правого полушарий.

Так, левое полушарие отвечает за правую половину тела человека, а правое — за левую. Межполушарная асимметрия – основная характеристика мозга. У всех людей одно из полушарий мозга доминирует над другим, и человечество делится на две неравные части: левополушарных и правополушарных.

Первых больше в западных странах, вторых – на Востоке и в Африке. На планете как бы существуют два огромных народа, поразному воспринимающие реальность и часто не понимающие друг друга. У женщин асимметрия выражена меньше.

Так как каждое из полушарий «отвечает» за определенные способности, успешность человека в той или иной сфере во многом зависит от доминирующего полушария.

Но нельзя воспринимать асимметрию буквально. Каждое решение принимается обоими полушариями совместно, между ними проходят миллионы информационных каналов. Просто в общем решении содержится разный вклад полушарий.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Левое

Правое

 

распознавание и понимание языка;

распознавание выражения на

среднесрочная память;

лице;

 

долгосрочная память;

распознавание голосовой

интонации;

 

запоминание звуковой информации;

ритм;

 

подбор слов;

музыка;

 

память сложных событий и фактов;

запоминание зрительной

 

обработка зрительной и звуковой

информации.

 

информации;

 

эмоциональное равновесие.

 

Практикум

Как определить доминирующее полушарие? Существуют разные способы.

Тест 1

Скачайте картинку (Приложение_rotating_girl) перейдя по вкладке «Файлы» данного курса.

Посмотрите на картинку. Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас более активно левое полушарие мозга (логика, анализ).

Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция).

Некоторые могут видеть, как девушка крутится в обе стороны.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Тест 2

1.Сложите руки в замок, в переплетении пальцев рук отметьте, какой из средних пальцев находится сверху: правый или левый.

2.Возьмите карандаш или ручку и попробуйте с их помощью

«прицелиться», выбрав себе своеобразную «мишень» (например, какой-либопредмет в комнате, любую точку в пространстве).

Как только найдете такую «мишень», поочередно закрывайте сначала правый, потом левый глаз. Ведущим является тот, при закрывании которого картинка смещается.

3.Скрестите руки на груди и отметьте, какая рука оказалась сверху.

4.Во время аплодисментов одна рука сверху хлопает по другой. Обратите внимание, какой рукой удобнее хлопать.

Представьте, что у человека более активно правое полушарие (а на территории СНГ таких людей большинство), а вы ограничитесь в своей речи цифрами и фактами. Вы просто будете говорить на разных языках! Вы скажете: «Полезно! Дешево! Быстро! Что еще нужно?», а он ответит: «Но ведь невкусно, некрасиво, неэтично!..»

Умение говорить с людьми на одном языке, понимать их, при этом не подстраиваясь и не «прогибаясь», связано с эмоциональным интеллектом.

Эмоциональный интеллект — это способность человека понимать свои и чужие эмоции и управлять ими.

Исследователь эмоционального интеллекта Дэвид Карузо отмечал, что «эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов». И если сравнивать интеллект умственный (IQ) и интеллект эмоциональный (EQ), то IQ — это способность оперировать логическими схемами, информацией, знаниями и т.д., чего для успешной жизнедеятельности недостаточно, а EQ принуждает управлять своим эмоциональным состоянием и состоянием других людей.

Широкую популярность это понятие получило благодаря Дэниэлу Гоулману.

На протяжении долгого времени деятельность человека излишне рационализировалась. Сейчас все чаще признается значение иррационального аспекта. Вероятно, придет время, когда эмоциональным интеллектом будут заниматься столь же системно – в дошкольных заведениях и в школе, в вузах и поствузовском образовании.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

По мнению Гоулмана, эмоциональный интеллект намного важнее рационального, особенно для руководителей.

 

 

 

EQ

 

EQ

 

 

IQ

 

 

 

 

 

IQ

 

33%

66%

15%

85%

Все виды работ

Руководящая работа

Рис. 1. Значение эмоционального интеллекта

И даже если это преувеличение, в целом мысль Гоулмана подтверждается следующим фактом: множество прекрасных специалистов в своей сфере не смогли стать успешными или даже заурядными руководителями именно потому, что подчиненные ожидают от руководителя не столько грамотности в своей области, сколько уверенности, понимания, справедливости, мудрости.

Ведь руководитель выступает вдохновителем-мотиватором,судьей-оценщиком-контролером,поддержкой. Руководитель хвалит, шутит, высказывает сомнение, угрожает, провоцирует, подбадривает, поддерживает моральный климат и т.п.

И все эти действия руководителя вызывают эмоции. Тому, кто не умеет всего вышеперечисленного, не стать руководителем-лидером– настоящим, а не по должности.

У. Беннис сформулировал отличие менеджера от лидера. Как видите, лидерские качества требуют понимания и владения эмоциями – своими и чужими (внушает доверие, ориентируется на людей и т.п.).

Именно поэтому сейчас распространено мнение, что лидерство должно идти в связке с определением «эмоциональное».

Менеджер

 

Лидер

 

 

 

Применяет

Придумывает новое

 

 

Заимствует

Вводит

 

 

Поддерживает

Разрабатывает

 

 

 

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Ориентируется на

Ориентируется на людей

системы и структуры

 

Полагается на контроль

Внушает доверие

 

 

Перспективы

Перспективы долгосрочные

краткосрочные

 

Основные вопросы:

Основной вопрос: «Почему?»

«Как?» и «Когда?»

 

 

 

Цель: итог

Цель: горизонт

 

 

Имитирует

Порождает

 

 

Принимает как должное

Бросает вызов статусу-кво

статус-кво

 

 

 

Хороший классический

Сам себе хозяин

солдат

 

Делает все правильно

Делает все правильным

Таблица 1. «Уоррен Беннис: сравнительная характеристика менеджера и лидера»

В настоящее время, когда зарплата и компенсационные пакеты регулируются рынком, специалистов часто удерживают именно лояльность фирме и приверженность ее лидерам. А значит, изучать концепции эмоционального интеллекта и развивать его нужно не менее серьезно, чем овладевать навыками стратегического планирования, управленческого учета или построения бизнес-процессов.

О важности ЭИ можно много говорить, это расширит ваше мировоззрение (а значит, изменит ваше восприятие мира и поведения), но четкого и достаточно быстрого получения навыков теория не даст.

Сотни тысяч людей проходят тренинги – и остаются теми же, что и были. Они уподобляются тем, кто, походив три дня в спортзал и не увидев результатов, бросает занятия.

Сотни тысяч изучают теорию – и ничего в их жизни не меняется.

Поэтому теоретическое изучение курса обязательно должно сопровождаться выполнением практических упражнений. Эти упражнения рекомендуется выполнять и в дальнейшем, «для поддержания формы».

Для полета нужно два крыла, а для хлопка – две ладони: освоение тех или иных техник намного эффективнее, если им предшествует лучшее понимание самих себя, своих установок, стереотипов. Так значительно ускоряется процесс формирования навыков.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Практикум

Самодиагностика эмоционального интеллекта (Н. Холл)

Скачайте и распечатайте опросник, перейдя по вкладке «Файлы» данного курса (Приложение 1).

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

2. Управление эмоциями

Почему тонны старательно заучиваемых нами в школе и вузе исторических дат, математических доказательств, химических формул благополучно забываются как на экзамене, так и после него?

Потому что это не волнует нас!

Произошла Грюнвальдская битва в 1410 или 1411 году, – какая разница? Сам факт того, что эта битва когда-тогде-топроизошла, вспомнит не каждый, хотя в школе все о ней слышали.

А вот признания в любви, оскорбления, комплименты и обманы мы помним долго, некоторые – всю жизнь.

Кстати, если исторические факты затронут наши эмоции, будут «очеловечены», они прекрасно запомнятся. Большинству безразлично, когда и почему Екатерина Вторая разорвала Манифест дворянской вольности и что конкретно она сделала для России, а вот то, что у нее было множество фаворитов, запоминается с лету. Правление Анны Иоанновны помнится построением ледяного дома и печально известной шутовской свадьбой в ледяном дворце, но никак не войной за польское наследство.

Такая избирательность памяти связана с тем, что мы помним или забываем те или иные вещи, основываясь на сложном комплексе эмоций, интереса и значения для нас той или иной вещи. Если эмоции не

затронуты, в обработке информации участвует меньше клеток.

Когда новая информация поступает в мозг, это вызывает выброс химических веществ и поступления новых электрических сигналов. Чем больше клеток задействуется в процессе общения, тем больше информации отложится в головном мозге. Кратковременная память вызывает временные отклики в мозгу, но долгосрочная память вызывает анатомические изменения нашего главного органа.

Примечание

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Существуют 6 уникальных эмоций:

Грусть

Злость

Отвращение

Страх

Счастье

Удивление

То, как и когда мы их выражаем, зависит от культуры, в которой мы живем, от воспитания, от семьи. Все мы родом из детства, и многие наши действия и поступки обусловлены чувствами и эмоциями, уходящими корнями в наше прошлое.

Интересно

Думаете, нагрузки нужны только вашему телу? Мозг обладает способностью учиться до тех пор, пока он жив. Чем больше вы будете стимулировать его на работу, тем быстрее и лучше вам удастся запоминать новую информацию. При этом обучение проходит эффективнее, если к процессу познания подключены эмоции. Недаром обучение в игровой форме так популярно, а самые умные животные – дельфины и обезьяны – самые игривые.

Профессор нейробиологии Лоуренс Кац создал систему под названием «нейробика» (по аналогии с термином «аэробика»).

Это комплекс упражнений для мозга, которые заставляют его активно работать, повышая свою «профессиональную пригодность».

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Любая деятельность, при которой задействованы все ваши пять чувств, по сути, является нейробикой для мозга.

К примеру, попробуйте одеваться утром на работу с закрытыми глазами. Сможете ли вы угадать, какая именно одежда перед вами, ориентируясь только на запах?

Вы также можете попробовать «запутать» ваш мозг, выбрав непривычный маршрут, возвращаясь с работы. И вы наверняка озадачите свой мозг, если начнете выполнять привычные действия другой рукой.

Если вы «правша», попробуйте, к примеру, подержать вилку левой рукой и т.д. Так как вы не привыкли к этому, ваш мозг будет активнее концентрироваться, чтобы выполнить эту задачу.

Не хотите натыкаться на стены, передвигаясь с закрытыми глазами? Кроссворды и головоломки также сделают ваш мозг сильнее, и даже будут способствовать отсрочке слабоумия.

Лидер распознает и создает эмоции, в связи с чем Гоулман предлагает такую классификацию лидерства

Диссонансный лидер

Не интересуясь чувствами присутствующих, лидер может привести в действие пружину негативных эмоций. Когда лидерам не удается проникнуться чувствами других или правильно истолковать эмоции группы, они создают диссонанс, без нужды посылая коллективу отрицательные сигналы. Возникающая при этом подавленность мгновенно отражается на результатах работы: вместо того, чтобы все внимание уделять посланию лидера и выполнению групповых задач, коллектив занимается внутренними проблемами.

Резонансный лидер

Проникается чувствами людей, дает их эмоциям позитивное направление. Говорит с ними искренне и, действуя с позиции собственных ценностей, вызывает эмоциональный отклик у окружающих.

Существуют еще так называемые «несведущие» лидеры, которые пытаются вызвать положительный резонанс без учета сложившейся ситуации, не замечая, что их подчиненные «застряли» в негативном эмоциональном регистре. Несведущими часто бывают эгоцентричные лидеры.

Демагоги также настраивают других людей на свою волну, но, в отличие от резонансных лидеров, они используют негативные эмоции, особенно часто смесь страха и гнева. Демагогия использует деструктивные эмоции.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

1.07_Конспект Эмоциональный интеллект — Стр 2

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

2.1. Эмоции можно выбирать

«Нас толкнули – мы упали, нас подняли – мы пошли».

Итак, эмоции – это инструмент. Однако если вы не умеете инструментом пользоваться (управлять), прока от него нет.

Говорят, если ты не управляешь своими эмоциями, то эмоции будут управлять тобой.

В фильме «Влюблен по собственному желанию» героиня, призывая токаря «работать над собой, управлять своими чувствами» говорит о чувствах большинства людей:

«Они, как беспризорники, пущены на самотек: обидели

— обижаешься, оскорбили — психуешь, рассмешили — смеешься, а где ты сам, ГДЕ ТЫ САМ?!»

Наверняка многим из нас приходилось жалеть о сказанных в запале злых словах, обидевших близкого человека, о неумении «сохранить лицо» в критической ситуации.

Выйдя из-подконтроля сознания, эмоции могут испортить отношения с близкими, не позволят эффективно работать («голова не тем занята»), помешают отдохнуть (бессонница, сопровождающаяся мыслями: «надо было так сказать…так сделать… как он мог… все у меня не как у людей, меня не ценят и притесняют…» и т.п.).

Таким образом, они мешают достижению целей!

Эмоциями невозможно управлять прямо, однако это можно сделать опосредствованно. В первую очередь нужно различать эмоцию, внешний мир и себя, «расщепить аффект» («я испытываю страх, удовольствие», а не «мир страшен либо приятен»).

Важным способом управления эмоциями является их проговаривание и анализ (можно записывать, размышляя, почему тот или иной факт действует вам на нервы, в то время как множеству других людей он безразличен).

Следующий этап управления эмоциями состоит в расширении или ограничении потока эмоциональной информации, к примеру, с помощью контролирующих мыслей.

Так, защитная, ограничивающая эмоциональный опыт стратегия сопровождается мыслямитипа: «Не думай об этом», «Это не заслуживает моего внимания», «Я не реагирую» и т.п.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Напротив, такие мысли, как «Узнай об этом побольше», «Открой себя для того чувства» и пр.,свидетельствуют об открытости сознания

для потока эмоциональных переживаний.

Установлено, что в этом случае люди способны сопереживать другим, понимать глубину их чувств, т.е. проявлять эмпатию в большей степени, чем тогда, когда механизм управления эмоциональным опытом действует в направлении его ограничения.

Хотя многие аспекты регуляции настроения возникают автоматически, эмоциональные состояния необходимо осознавать и анализировать.

Вспоминая приятные моменты, когда мы были сильны и уверенны, торжествовали и т.п., мы снова вызываем у себя эти эмоции и укрепляем эмоциональную сферу. Воспоминания о боли, страхах, обидах и разочарованиях ослабляют нас.

Очень интересным и действенным способом управления эмоциями является их «проигрывание». Например, если вы испытываете сильную тревогу, можно начать изображать (используя мимику, подключая все тело, голос) панику, ужас, предельно гиперболизируя свое чувство. Результат – сильное чувство исчезнет.

При этом если вы начнете все те же действия проделывать с чувством, которое слабо выражено, вы, наоборот, усилите его!

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

2.2. Подавление эмоций

Однако управление эмоциями ни в коем случае не означает подавление или игнорирование.

Многие считают, что наши эмоции и чувства нужно уметь скрывать, подавлять, не выражать внешне. В культуре существуют запреты на внешнее проявление многих негативных эмоций и чувств и даже чрезмерное выражение позитивных.

Эти запреты предполагают, что человек избегает определенных эмоциональных состояний (печаль, обида, страх, гнев), вытесняет их из своего сознания, потому что не хочет показаться слабым, неуверенным, невоспитанным, неуспешным.

Люди, запрещающие себе чувствовать, как правило, находят запретам различные, рациональные обоснования.

Например:

«Настоящие мужчины не плачут» (запрет на горе);

«Страх – признак слабости» (запрет на страх);

«Злиться на близких недопустимо» (запрет на злость);

«У меня никогда не получится быть успешным и радостным» (запрет на радость).

Практикум

Ответьте на вопросы анкеты, проанализируйте их и пройдите тест «Ваши эмоции» (Приложение 2).

Мы выяснили, что каждое чувство нам зачем-тонужно. Что бывает, если человек сдерживает свои чувства? Можно провести аналогию с кипящим чайником: если его плотно закрыть, да ещѐ и носик закупорить, он взорвется, причинив вред тем, кого ошпарил, и самому себе. Так и человек: копит в себе эмоции, а потом «взрывается» и вредит тем самым и окружающим, и себе.

В реальности возможны разные варианты вытеснения чувств: уход в болезнь, тоску, депрессию или подверженность резким агрессивным вспышкам.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Запрет на эмоции ведет к их вытеснению из сознания на бессознательный уровень. А изменить бессознательное очень сложно!

Невозможность психологической переработки эмоций способствует разрастанию их физиологического компонента. Есть даже направление в медицине и психологии – психосоматика (от «психо» – душа и «сома» – тело), исследующее связи между характеристиками личности (конституциональные особенности, черты характера, стили поведения, типы эмоциональных конфликтов) и тем или иным соматическим (телесным) заболеванием.

Так, с психикой оказались тесно связаны (и это подтверждают исследования) бронхиальная астма, язва желудка и двенадцатиперстной кишки, ишемическая болезнь сердца, головная боль, напряжения, головокружения, вегетососудистая дистония.

Защищаясь от неприятных эмоций, психика облегчает себе задачу, выработав специальные механизмы психологической защиты.

Функциональное назначение и цель психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного конфликта (напряжения, беспокойства), обусловленного противоречиями между инстинктивными импульсами бессознательного и усвоенными требованиями внешней среды, возникающими в результате социального взаимодействия. Ослабляя этот конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.

Техники психологической защиты

Отрицание

Инструменты

Подавление

Рационализация

Интеллектуализация

Замещение

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Отрицание

Когда реальная действительность для человека весьма неприятна, он «закрывает на нее глаза», прибегает к отрицанию ее существования или старается снизить серьезность возникшей для его «Сверх-Я»угрозы.

Одна из наиболее распространенных форм такого поведения — неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение, что то, что критикуется, на самом деле не существует.

В некоторых случаях такое отрицание играет определенную психологическую защитную роль, например, тогда, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако чаще всего отрицание мешает людям жить и работать, поскольку, не признавая критики в свой адрес, они и не стремятся избавиться от имеющихся недостатков, подвергающихся справедливой критике.

Подавление

Вотличие от отрицания, которое большей частью относится к информации, поступающей извне, подавление относится к блокированию со стороны «Я» внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я».

Вэтом случае неприятные признания самому себе и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания, прямо не влияют на поведение.

Чаще всего подавляются те мысли и желания, которые противоречат принятым самим же человеком моральным ценностям и нормам. Известные случаи внешне необъяснимого забывания, не сопровождающиеся выраженными психическими расстройствами, являются примерами активной работы бессознательного механизма подавления.

Рационализация

Это способ разумного оправдания любых поступков и действий, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство. Обращение к рационализации характерно тем, что оправдание поступку находится обычно уже после его совершения.

Наиболее типичные приемы рационализации следующие:

а) оправдание своей неспособности что-либосделать нежеланием это делать;

б) оправдание совершенного нежелательного действия «объективными» сложившимися обстоятельствами.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Формирование реакции

Иногда люди могут скрывать от самих себя мотив собственного поведения за счет его подавления через особо выраженный и сознательно поддерживаемый мотив противоположного типа.

Так, бессознательная неприязнь к ребенку может выражаться в нарочитом внимании к нему. Такая тенденция и получила название «формирование реакции».

Проекция

Все люди имеют нежелательные свойства и черты личности, которые они неохотно признают, а чаще совсем не признают. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Интеллектуализация

Это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей ситуации путем ее как бы отстраненного обсуждения в абстрактных терминах.

Замещение

Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либонравственно допустимым способом. Например, половое влечение к «недоступному» человеку может быть удовлетворено человеком более доступным. А невозможность выразить недовольство шефу приводит к тому, что человек скандалит дома.

Если человек не обращает внимания на собственные чувства, он не заметит и чувств окружающих, не заметит, что кто-торасстроился,кто-товнутренне ликует,кто-тоеле сдерживает гнев. Со стороны он воспринимается бездушным и холодным, не вызывает доверия, а доверие

– основа лидерства.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом всегда хороший психолог и ему проще «вскрыть» эти защиты, расшифровать «эмоциональный код» и распознать истинные эмоции и переживания, которые, возможно, сам сотрудник и не осознает. И, конечно же, человек с высоким ЭИ легко распознает попытки манипуляции и может им воспрепятствовать.

Решению проблемы эмоциональных и психосоматических расстройств могла бы способствовать целенаправленная работа по развитию эмоциональной мудрости, или эмоционального интеллекта.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

3. Структура эмоционального интеллекта

Понятие о структуре эмоционального интеллекта прошло долгий путь становления, прежде чем обрело нынешний вид.

В настоящее время эта структура включает четыре компонента:

Самосознание

Управление

Структура

 

эмоционального

Самоконтроль

отношениями

интеллекта

 

 

 

Социальная чуткость

С каждым компонентом связан набор навыков.

Личностные навыки – самосознание и самоконтроль — определяют то, как мы управляем собой.

Самосознание

Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений.

Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей.

Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Самоконтроль

Управление эмоциями: умение контролировать разрушительные эмоции.

Открытость: проявление честности и прямоты; надежность.

Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий.

Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества.

Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности.

Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи.

Социальные навыки – социальная чуткость и управление отношениями – определяют, как мы управляем нашими отношениями с людьми.

Социальная чуткость

Эмпатия, сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам.

Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне.

Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов, покупателей.

Управление отношениями

Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего.

Влияние: владение рядом тактик убеждения.

Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений.

Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении.

Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание сети социальных связей.

Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды.

Все эти навыки – основа важнейших компетенций менеджера.

Коммуникации:

результативные обсуждения чувств;

научение хорошо слушать и задавать вопросы;

умение проводить различия между тем, что кто-тоговорит или делает, и вашими реакциями на это или суждениями об этом;

вместо осуждения говорить: «А я бы сделал так…».

Самораскрытие:

умение ценить искренность и создавать доверительные взаимоотношения;

умение выбрать момент, когда можно без всякого риска обсудить ваши сокровенные чувства.

Проницательность:

выявление моделей вашей эмоциональной жизни и реакций;

распознавание аналогичных моделей у других людей.

Личная ответственность:

умение брать на себя ответственность;

осознание последствий своих решений и поступков;

принятие своих чувств и настроений;

доведение дел до конца согласно обязательствам (например, в отношении учебы).

Уверенность в себе:

умение заявлять о своих заботах и переживаниях без раздражения или небезучастно.

Групповая динамика:

сотрудничество;

понимание, когда и как надо вести за собой, а когда быть ведомым.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

4. Развитие эмоционального интеллекта

«Познай самого себя».

«Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное – путешествие внутрь самого себя».

Федерико Феллини

Есть люди, которые, кажется, «от природы» хорошо чувствуют и понимают других людей. Биологическими предпосылками такого явления является правополушарность, наследственные задатки эмоциональной восприимчивости, свойства темперамента, особенности переработки информации. Так, считается, что ЭИ больше развит у экстравертов.

Так как все мы «родом из детства», то, конечно, предпосылки к высокому ЭИ закладываются и в семье. Если родители находились в хороших отношениях между собой, уделяли много внимания душевной жизни ребенка, воспитывали его в духе гармонии, позитива, но при этом уделяли должное внимание и умению контролировать себя, здраво оценивать, не подвергали гиперопеке, то тем самым они способствовали развитию ЭИ.

То есть необходимо избегать крайностей. В условиях постоянной заботы родителей, их чрезмерной любви у ребѐнка нет нужды стремиться к установлению эмоционального контакта с взрослыми, вследствие чего механизмы, позволяющие сделать это, не формируются. А если ребенок, потенциально способный к установлению эмоционального контакта, лишается возможности его установления из-забезразличия или враждебности окружения, у него впоследствии возникнут проблемы с выражением эмоций субъектом и понимания его партнѐрами по общению, ведь он привык защищаться и подстраиваться.

Одним из интересных понятий, связанных с социальными предпосылками ЭИ, является андрогинность – в данном случае наличие психологических черт, свойственных противоположному полу.

Андрогинные испытуемые в отличие от индивидов с маскулинными (мужскими) и фемининными (женскими) характеристиками проявляют большую эмоциональную гибкость: в зависимости от ситуации они могут быть то свободными и сильными, то податливыми и заботливыми. Считается, что андрогинность дает сочетание лучших типичных мужских и женских черт у индивида любого пола.

Если же вы считаете, что ни семья, ни природа не наделили вас высоким ЭИ (хотя такое самокритичное мнение может как раз свидетельствовать о том, что ЭИ развит неплохо), эмоциональный интеллект можно и нужно развивать.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

1.07_Конспект Эмоциональный интеллект — Стр 3

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Д. Гоулман и многие другие исследователи считают, что это вполне доступно. Одним из подтверждений данной позиции является тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни. В связи с этим становится возможным и эмоциональное развитие, которое проявляется в сознательном регулировании эмоций. Например, одним из способов развития ЭИ является актерский тренинг, который, по сути, является мощным психологическим тренингом за счет:

обнаружения и снятия «мышечного панциря» — зажимов, сковывающих свободу тела, мышцы;

знакомства с собственным телом, обучения управлению им;

концентрации внимания на невербальных средствах коммуникации, освоения их как яркого и необходимого инструмента актерской выразительности.

Практикум

Эмоциональный тренинг

Выполните упражнения и проанализируйте свое самочувствие (Приложение 3).

Одной из важнейших предпосылок ЭИ является также локус контроля.

Локус контроля — понятие в психологии, характеризующее свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним либо внешним факторам.

Конечно же, люди с внутренним локус-контролемвыглядят серьезнее и основательнее, ответственнее, а с внешним – более легкомысленными.

Вместе с тем, люди с внешним локус-контролемболее склонны прощать как других, так и себя. Испытуемые с внутреннимлокус-контролемчаще осуждают себя и более сенситивны к ситуации, когда осуждают других.

Способность к прощению связана с осознанием собственных эмоций и управлением ими, эмпатией по отношению к обидчику.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

5. Окно Джохари. Обратная связь в развитии ЭИ

«Существовать — значит быть воспринимаемым».

Джордж Беркли

«Человек подобен дроби, у которой числитель есть то, что человек собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе думает».

Лев Толстой

Вы многого добились в жизни и, конечно, не считаете себя безнадежным неудачником. Вы – умный, волевой, энергичный человек, способный добиваться больших результатов, интересный собеседник.

Но почему же ваш начальник явно недооценивает ваши способности? А ваш коллега смотрит на вас как на пустое место? Почему ваше мнение о себе зачастую не совпадает с мнением окружающих о вас? И можно ли изменить ситуацию?

Ответы на эти вопросы помогает найти известная управленческая модель

– «Окно Джохари» (по именам авторов — Джозефа Лафта и Харри Ингема).

Практикум

Я для себя и Я для других.

Выполните упражнения (Приложение 4).

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Окно Джохари состоит из четырех зон:

Открытая зона

Слепая зона

Сведения об индивиде,

Информация о человеке,

известные ему самому и

известная другим, но

окружающим.

неизвестная ему самому

 

(мнение окружающих).

1

2

Скрытая зона

Неизвестная зона

Информация о человеке,

Информация, неизвестная

известная ему самому, но

ни личности, ни

скрытая от окружающих по

окружению. Проявляется в

разным причинам.

экстремальных ситуациях.

3

4

Размер створок окна Джохари может изменяться: если мы разговариваем с другом, то самой большой створкой является открытая зона. Если же мы сидим на экзамене, то для нас самым большим окном может являться слепое (мы не знаем, что в этот момент думает о нас преподаватель) или скрытое (если мы списываем и прячемся).

В психотерапии (а именно для этой области прилагали свой интеллектуальный труд Джо и Харри) терапевт работает над изменением слепой и неизвестной створок, переводя информацию из этих окон в открытое или закрытое окно. В простом же общении мы должны уметь контролировать размер этих створок, занимаясь нашими «играми» или «представлением себя» в различном контексте.

Для повышения своей успешности и эффективности необходимо максимально увеличивать «открытую зону» за счет передвижения из «скрытой» и «слепой» зоны.

«Скрытая зона» превращается в «открытую», когда вы открываетесь другим людям. Например, вы знаете японский язык, а никто не в курсе. И потом вы узнаете, что генеральный летал на встречу в Японию, в спешке взяв не очень квалифицированного переводчика.

А ведь на этой встрече могли быть вы.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Некоторые считают, что нужно по максимуму скрывать негативную информацию о себе. Как мы видели из раздела «Управление эмоциями», наличие «скелетов в шкафу» и связанный с ними страх, что «все тайное станет явным», не способствует ни душевному, ни физическому здоровью.

Человек с высоким ЭИ принимает себя со своими недостатками и не переживает по поводу того, что они известны окружающим, ведь его достоинства, несомненно, перевешивают негатив, а как известно, и на солнце есть пятна!

Кстати, признаком самоосознанности – неотъемлемой характеристики ЭИ

– является чувство юмора, направленное на себя.

«Слепая зона» трансформируется в «открытую», когда вы запрашиваете и получаете обратную связь от окружающих вас людей, или получаете ее без запроса, в процессе взаимодействия.

Ответьте на следующие вопросы:

1.По каким признакам вы определяете реакцию других людей на ваше поведение?

2.Как вы реагируете, если в реакции на ваше поведение другого человека вы замечаете нечто для вас странное или неожиданное?

3.Как часто вы открыто просите оценить свое поведение или деятельность?

4.Насколько вы терпимы к критике?

Откровенно ответив самим себе на эти вопросы, вы можете составить представление о том, над чем вам следует поработать, чтобы эффективнее использовать обратную связь, идущую от других, для самоанализа.

Где и как получить обратную связь?

Просите об обратной связи нейтральных людей. Не просите людей, которые эмоционально вовлечены. И не спрашивайте людей, которые могут захотеть вас наказать.

Проверяйте согласованность. Видят ли они все это одинаково все время? Если нет, посмотрите на расхождения и постарайтесь понять, почему это так. Действительно ли они с вами правдивы и откровенны? Не возникают ли расхождения из-заразличий в отношениях с каждым из них? Или они возникаютиз-затого, что эти людипо-разномувоспринимают реальность?

Помните, что обратная связь – это то, каким мир воспринимает вас, а не то, каким вы на самом деле являетесь.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Обратная связь – это подарок. Вне зависимости от того, позитивная она или нет, кажется она вам полезной или нет, – благодарите за нее!

Парадоксы обратной связи

Мы предполагаем, что даем обратную связь только для пользы получателя.

Нам трудно понять, что отрицательная обратная связь накладывает на нас больше обязательств по поддержанию отношений, чем положительная.

Мы не можем понять, что действия взаимосвязаны и что для поверхностного изменения требуется глубинное изменение, которое человек не хочет делать.

Мы считаем других людей очень умными, когда их обратная связь совпадает с нашим восприятием.

Обратная связь чаще отвечает потребностям отправителя, чем получателя.

Негативная обратная связь накладывает на дающего ее больше обязательств, чем позитивная.

Часто обратная связь ограничивает рост, а не способствует ему.

Обратная связь дается непреднамеренно (и невербально) чаще, чем намеренно.

Когда человек развивает у себя новые навыки, он часто получает по их поводу негативную обратную связь.

Обычно обратная связь не ведет к изменениям.

Чем более важно содержание, чем важнее человек, тем сильнее мы избегаем даваемой им обратной связи.

Обратная связь чаще всего приходит тогда, когда ее менее всего ожидают и при самых неподходящих обстоятельствах.

Обратная связь часто способствует конформизму и уменьшает творчество.

Одним из способов пообщаться с коллегами в непринужденной обстановке, получить и предоставить обратную связь, а также продемонстрировать свои скрытые достоинства является неформальное общение.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Обычно оно происходит в «курилке» и на корпоративах. Если же вы являетесь сторонником здорового образа жизни, можно попросить коллегу оказать необременительную помощь. Как ни странно, именно когда мы оказываем помощь и заботимся о человеке (а не когда мы принимаем помощь), он становится более ценным для нас, межличностная дистанция сокращается – ведь мы вложили в него силы, душу и время!

Конечно же, не забудьте потом поблагодарить – искренне, предложив помощь сами. Даже если коллега не воспользуется ею, это будет способствовать созданию хороших отношений.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

6. Построение ценностной иерархии

Ценность – это то, что обладает высокой важностью для человека, что он готов оберегать и защищать от посягательств и разрушения, возможно, жертвоватьчем-то.

Свои личностные ценности есть у каждого человека. Среди этих ценностей есть уникальные, характерные только для данного индивида, и ценности, которые объединяют его с определенной категорией людей.

Например, свобода творчества, инновационные идеи, уважение интеллектуальной собственности характерны для творческих людей.

Есть ценности, которые важны для всех людей и имеют общечеловеческое значение, например, мир, свобода, благополучие близких, уважение и любовь. Наличие общих ценностей помогает людям понимать друг друга, сотрудничать и оказывать помощь и поддержку.

Отсутствие общих ценностей (объективное или субъективное) или противоречие ценностей разделяет людей по лагерям, превращает их в оппонентов, соперников и противников. Поэтому современная теория и практика менеджмента уделяет серьезное внимание вопросам управления ценностями.

Если вы смутно представляете, какие ценности для вас «более ценны», вам будет сложно принимать решения, вы будете испытывать постоянный конфликт целей и душевное смятение. Это вполне естественно для очень молодого человека, подростка, но зрелая цельная личность, обладающая высоким ЭИ, имеет устойчивую систему ценностей.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Ценности личности

Абсолютные ценности

Операционные ценности

 

 

 

 

Комфортная жизнь

Амбициозность

Интересная жизнь

Широта мышления

Ощущение достижения

Развитие способностей

Мир во всем мире

Легкий нрав

Стремление к красоте

Любовь к чистоте

Равенство

Мужество

Безопасность семьи

Склонность к поощрению

Свобода

Стремление прийти на

Счастье

помощь

Внутренняя гармония

Честность

Любовь

Воображение

Уверенность в завтрашнем дне

Независимость

Удовольствие

Интеллект

Спасение души

Логичность мышления

Самоуважение

Способность любить

Социальное признание

Покорность

Настоящая дружба

Вежливость

Мудрость

Ответственность

 

Самоконтроль

Осознание собственных ценностей помогает человеку избегать внутриличностных конфликтов, поскольку он осознанно обходит ситуации, в которых его ценности могут оказаться в противоречии друг с другом (например, сотрудница просит отпустить к больному ребенку пораньше, но ее работа, от которой зависит успех дела в целом, не выполнена, а откладывать выполнение нельзя).

Спокойно принять решение и не испытывать постоянных сомнений в его правильности способен человек с высоким ЭИ.

Отдать себе отчет, чем мы руководствуемся в своем поведении или при принятии решений, не так-топросто, но именно размышления на эту тему позволяют расширить зоны 1 и 2 «окна Джохари» за счет зон 3 и 4.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

7. Работа с «внутренним ребенком»

«Все, кто пересек рубеж тридцатилетия, безрадостны и нелепы; они вечно суетятся из-закаких-томелочей и продолжают жить безо всякого смысла, ради которого стоило бы жить, — по меньшей мере, на взгляд ребѐнка.

Только детская жизнь — настоящая».

Джордж Оруэлл

«Неужели вон тот – это я? Разве мама любила такого, Желто-серого,полуседого И всезнающего, как змея?».

В. Ходасевич

Как мы помним, составляющими ЭИ являются самосознание и самоконтроль. Эти составляющие развиваются благодаря активности, воле, получению и обработке обратной связи, управлению эмоциями.

Усиленное обучение, занятия, освоение литературы также помогают понять себя и владеть собой. Но, с другой стороны, самоконтроль, постоянная напряженная учеба, чрезмерная целеустремленность уменьшают нашу социальную чуткость (понимание и сопереживание) и мешают нашему Внутреннему Ребенку, делая из нас «механизмы для эффективного решения задач».

Кто такой Внутренний Ребенок? Что представляет собой эта частичка личности, которая большую часть жизни остается «забытой на заднем дворе»?

Концепция Внутреннего Ребенка является частью мировой культуры уже по меньшей мере две тысячи лет. Карл Юнг называл его «Божественное Дитя», другие исследователи — «чудо-ребенок»,«Истинное Я».

Внутренний Ребенок — это та часть нашей психики, которая извечно полна жизни и сил, творческих порывов и удовольствия. Это наше Настоящее Я — то, кто мы есть на самом деле.

С возрастом многим из нас, чтобы выжить в мире запретов, рациональности, долженствования, приходится «забыть себя (или частичку себя) на заднем дворе».

Мы отстраняемся от своего Настоящего Я.

Вспомним концепцию Эрика Берна, согласно которой мы проживаем различные эго-состояния.

Когда я мыслю – я Взрослый. Программные слова – целесообразно, полезно.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Когда я чувствую – я Ребенок. Программные слова – нравится, хочу.

Когда я оцениваю – я Родитель. Программные слова – правильно, необходимо.

Какие слова вы произносите чаще других?

Не слишком ли часто рассуждаете в категориях пользы и долженствования?

Ребенок – одна из наиболее ценных составляющих личности, так как вносит в жизнь человека то, что настоящий ребенок вносит в семейную жизнь: радость, творчество и очарование. Если Ребенок нездоров и беспокоен, то последствия могут быть самыми неблагоприятными.

Ребенок – это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Конечно, есть люди, в которых Ребенок совершенно некстати и неумело берет на себя управление всей личностью, и таких людей мы называем инфантильными. А гармоничной личности нужны все три эго-

состояния.

«Взрослый» нужен для решения возникающих «здесь и сейчас» различных проблем. Он помогает нам эффективно справляться с трудностями жизни.

Чтобы вписываться в законы общества, нам необходим набор правил, отраженный в нашем «Родителе».

Но только в состоянии «Ребенка» мы находим доступ к детской непосредственности, интуиции, творческому потенциалу.

Пример

Игорю всего 25, но он слишком серьезен. Он думает, что успешные люди – это люди серьѐзные и мало улыбающиеся. Ему хочется быть похожим на своего босса, солидного человека 59-тилет. Игорь производит на окружающих впечатление эмоциональной холодности, бесчувственности и не располагает к близкому общению, контакт с сотрудниками не налажен, клиентов его поведение настораживает. Его шансы стать руководителем, да и просто хорошим продавцом, пока невелики.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

1.07_Конспект Эмоциональный интеллект — Стр 4

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Наверное, у вас есть знакомые, которые работают по 12 и более часов в сутки, но «карьера не идет». С их точки зрения те, кто тратит время на регулярный отдых с друзьями, компьютерные игры или «бесполезную» болтовню в соцсетях, просто везучие разгильдяи.

Но дело здесь не в невезучести. Просто Внутренний Ребенок у таких людей «поставлен в угол», никак не проявляет себя, и в целом человек производит впечатление скучного, бесчувственного, созданного для неинтересной монотонной работы.

У каждого есть Внутренний Ребенок, которого нужно только обнаружить и привести в действие, и жизнь станет более полной, яркой и успешной. Поэтому играйте, творите, принимайте участие в конкурсах и соревнованиях, позволяйте себе мечтать, валять дурака и делать то, что вам просто нравится, хотя и бесполезно.

На выявление и активизацию Внутреннего Ребенка также направлен ряд психологических и медитативных техник.

Практикум

Изучите пример работы с Внутренним Ребенком и попробуйте придумать аналогичную технику. (Приложение 5).

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Резюме

Эмоциональный интеллект это способность человека понимать свои и чужие эмоции и управлять ими.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом обладает рядом важных способностей, которые помогают справляться с различными жизненными ситуациями. Он отлично понимает свои эмоции, знает роль чувств и эмоций в общении с людьми, то есть умеет выражать свои эмоции таким образом, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими. Также он стремится познавать и обогащать свой внутренний мир, все более понимать устройство своей души, развивать внутреннюю гармонию и позитивность. Умение регулировать свои эмоции, управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели позволяет быть успешным в профессиональных стремлениях.

Харизматичность, самоуважение и уважение других людей, способность вести за собой, влиять на эмоции и суждения, а также проявление высокого эмоционального интеллекта позволяют человеку быть востребованным, формировать и оправдывать возложенное доверие, реализовывать лидерские качества.

Признаками низкого эмоционального интеллекта являются конфликтность, раздражительность, нерешительность, стремление держать все под контролем, подвластность сильному чувству гнева. Такие люди очень часто стремятся подавить окружающих, подчеркнуть собственную значимость за счет унижения других, особенно если они руководители.

Развитие эмоционального интеллекта начинается с осознания своих эмоций и управления ими. Умение управлять своими эмоциями – необходимое условие управления эмоциями других, которое, в свою очередь, является основной чертой лидерства. Лидерство в настоящее время – это именно эмоциональное лидерство, т.к. побуждение людей к тому или иному действию требует влияния на эмоциональную сферу.

Существуют биологические и заложенные воспитанием предпосылки эмоционального интеллекта, однако его можно и нужно развивать.

Основные методы – самопознание, осознание своих истинных желаний и эмоций, общение, в результате которого вы получаете и анализируете обратную связь, осмысление своих ценностей.

Кроме того, необходимо развитие спонтанности, чуткости, творчества и интуиции посредством признания в себе этих черт, которые, возможно, дремлют, но являются неотъемлемой составляющей вашей личности, а также их «отпускание на свободу», предоставление возможностей для их проявления.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Высокий эмоциональный интеллект – неотъемлемое качество успешного руководителя. Именно его умение понимать личностные особенности сотрудников, знание «пусковых кнопок», позволяющих добиться от человека эффективной работы, обеспечивает исполнение основной обязанности руководителя – достижения поставленных перед организацией или подразделением целей.

Большинство современных профессий также связаны с коммуникациями и требуют от человека развитого эмоционального интеллекта.

 

Работа с внутренним

 

ребенком

Признаки низкого

Причины конфликтов

эмоционального

Конфликт целей

интеллекта

Конфликт взглядов

 

конфликтность,

Эмоциональный

раздражительность,

конфликт

нерешительность,

 

стремление держать все

 

под контролем,

 

подвластность сильному

Эмоциональный

чувству гнева

интеллект

 

 

Ценности личности

Основные методы

Окно Джохари

развития

 

эмоционального

 

интеллекта

Структура

 

 

эмоционального

самопознание, осознание

интеллекта

 

своих истинных желаний

 

и эмоций,

Самосознание

общение

 

 

Самоконтроль

 

Социальная чуткость

 

Управление

 

отношениями

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Глоссарий

Бессознательное – совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Бессознательным считается всѐ, что не становится для индивида объектом осознания (сны, галлюцинации, неосознаваемые эмоции и т.п.).

Манипуляция – вид скрытого психологического воздействия, которое ведѐт к возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его существующими желаниями.

Синтонность – особенность склада личности: сочетание внутренней уравновешенности с эмоциональной отзывчивостью и общительностью.

Эмоциональный интеллект – способность человека понимать свои и чужие эмоции и управлять ими.

Эмпатия – умение поставить себя на место другого, понимание эмоций и чувств другого человека.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»

Учебный курс

«Эмоциональный интеллект как основа лидера»

Литература

Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.

– М., Эксмо, 2007

Бояцис Р., Гоулман Д., Макки Э. Эмоциональное лидерство: искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. – Альпина Паблишер, 2011

Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. – М., 2010.

Кипнис М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером. — М., 2008.

Леви В. Искусство быть другим. – М., 2010.

Леви В. Искусство быть собой. – М., 2010.

Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. –

М: КСП+, 2003.

Юри У. Преодолевая «нет», или переговоры с трудными людьми. От конфронтации к сотрудничеству. – М., 1997.

Модуль 1 «Личная эффективность руководителя. Лидерство»