ISBN
ЛЕКЦИЯ №1
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
План:
1. Наука как сфера человеческой деятельности:
— объект науки;
— предмет науки;
— категориальный аппарат науки;
— назначение психолого-педагогических наук.
2. Педагогика и психология в системе наук о человеке:
— объекты и типы связей различных наук;
— уровни научного исследования в образовании;
— основные характеристики научного исследования.
3. Методы психолого-педагогического исследования:
— понятие метода;
— классификация методов исследования.
Лекция-визуализация – это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и /или видеотехники).
Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.
Этот вид лекции наиболее эффективен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.
Глоссарий:
Взаимодействие – процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.
Законы в науке – являются отражением законов объективного мира и выражают внутренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами.
Интеграция – состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование.
Комплементарность – соответствие, составление с чем-то другим некого нового объекта, имеющего новые свойства
Концепция – определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.
Критерии – признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогические науки пользуются критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев — оригинальные, часть заимствована из философии, социологии, теории управления и других наук.
Исследование психолого-педагогических причин неуспеваемости младшего ...
... следующих задач: а) ознакомление с подходами ученых в исследовании данной проблемы: б) выделение типичных трудностей, возникающих у ... недостатки зрения и слуха; умственная отсталость (поскольку значительная часть умственно отсталых детей попадает в I класс массовой ... явно или скрыто школьникам, испытывающим трудности в обучении, значительную часть которых [детей] (примерно половину) составляют дети с ...
Наука – сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.
Объект исследования – категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.
Объект педагогики – явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).
Объект психологии – это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.
Предмет науки – это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.
Предмет педагогики – выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите признаки науки.
2. Назовите термины, используемые в психолого-педагогической науке.
3. Что составляет категориальный аппарат педагогической науки.
4. Назовите характеристики научного исследования.
5. Приведите примеры типа связей «взаимовлияние» и «взаимодействие».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ В КУРС
Технология проблемного обучения – технология, в которой обеспечивается создание в сознании студентов под руководством преподавателя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (Д.В. Чернилевский).
Предназначение технологии проблемного обучения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности студентов как субъектов учебного процесса, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.
Ход занятия:
Предлагаются проблемы для обсуждения:
1. В чем актуальность вашего исследования:
— в научном плане;
— в социальном плане;
— в практике.
2. Почему именно этот аспект проблемы актуален в настоящее время?
Результат: выступление студентов с обоснованием актуальности диссертационного исследования.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3
ЛОГИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЕГО ОСНОВАНИЯ
Практическое занятие в форме беседы предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога.
Ход занятия:
Аудитории предлагаются вопросы для беседы:
1. Творческое ядро исследования (факты, идеи, замысел, гипотеза).
2. Характерные черты творческого процесса.
3. Можно ли предложить алгоритм творчества, технологию открытий?
Методы психолого-педагогического исследования; Теоретические методы исследования
... исследование одного объекта представителями разных наук. 2. К эмпирическим: • обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение); • эксперимент (лабораторный, полевой, естественный и др.); • психодиагностический метод; • анализ процессов и продуктов деятельности (праксиометрические методы); • моделирование; • биографический метод. ...
4. Основные характеристики научного исследования.
Результат:студентыформулируют аппарат собственного научного исследования (устно) и по предложенной теме преподавателем теме формулируют научный аппарат.
Глоссарий:
Гипотеза исследования – научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.
Интерпретационные методы – различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.
Методы исследования – это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.
Научные исследования – это деятельность, направленная на всестороннее изучение объекта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.
Объект исследования – носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания
Организационные методы – группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.
Предмет исследования – включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению
Проблема исследования – это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным.
Теоретический уровень исследования – концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов.
Эмпирический уровень исследования – направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.
ЛЕКЦИЯ №2
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
План:
1. Логика организации психолого-педагогического исследования:
— подготовительный этап;
— планирование исследовательских действий;
— эмпирические методы исследования;
— требования к эмпирическим методам;
— наблюдение;
— контент-анализ;
— сбор эмпирических данных;
— анализ эмпирических данных;
— формулирование выводов и заключения.
2. Теоретические методы исследования:
— интерпретация как метод психолого-педагогического исследования;
— анализ и синтез;
— индукция и дедукция;
— другие методы теоретического исследования.
3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании:
— понятие моделирования;
— роль моделирования в исследовании;
— система моделей в психолого-педагогическом исследовании.
Лекция-консультация–лекция, в которой преподаватель излагает материал по важным проблемам практической направленности, включая студентов в активное обсуждение проблемы с помощью формулируемых ими вопросов по проблеме.
5 стр., 2193 слов
Методы психолого-педагогической диагностики содержание
... еще в период 40-х годов психологом С. Л. Рубиншейном. 3. Методы психолого-педагогического исследования Наблюдение Наблюдение является целенаправленным восприятием фактов, процессов или явлений, ... происходит процесс систематизации информации, обобщения, установления причинно-следственных зависимостей, постановка диагноза. Опрос Опрос может проводиться в устной форме (беседа, интервью) и в виде ...
Глоссарий:
Анализ – метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.
Дедукция — метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего
Диагностическая методика – это оценочная практика, направленная на обследование объекта с целью усовершенствования форм и методов его работы.
Идеализация – это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле.
Индукция –метод мышления, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему.
Интерпретация – работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их.
Контент-анализ – метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.
Моделирование – метод исследования строения и свойств оригинала с помощью модели.
Модель – это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.
Наблюдение – это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий
Синтез – метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.
Эмпирические данные – это данные полученные опытным путем.
Эмпирические методы исследования – это способы добывания и обработки эмпирических данных, их систематизация, получение фактов и эмпирических законов, а также проверки гипотез и теорий.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите векторы обоснования актуальности исследования.
2. Какие виды гипотез Вы знаете?
3. Назовите варианты интерпретации понятий
4. Назовите этапы планирования исследований.
5. Перечислите требования к методу «наблюдение».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Методы опроса:
— диагностическая беседа;
— интервью в системе диагностики;
— анкетирование;
2. Тесты в психолого-педагогической диагностике:
— типы тестов;
— контрольные работы в диагностике;
Лекция «пресс-конференция» – разновидность лекции-консультации. Предназначена для обнаружения пробелов в знаниях студентов и диагностирования уровня их подготовки.
Лекция «пресс-конференция» помогает управлять и стимулировать внимание и активность студентов, учитывать уровень знаний студентов и корректировать содержание лекции. Она выполняет контрольно-стимулирующую и демонстрационную функцию.
Этапы исследования методом наблюдения
... список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты. Личностные тесты Метод лестницы или лэддеринг — метод опроса, применяемый в маркетинговых исследованиях, один из методов частично стандартизированных качественных опросов. Целью лэддеринга является установление ...
Глоссарий:
Анкетирование – это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.
Беседа – метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.
Групповой опрос – разновидность опроса, в ходе которого исследователь работает не с одним участником, а с группой респондентов.
Интервьюирование – способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.
Критериально-ориентированные тесты – тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий.
Личностные тесты – методы психодиагностики, посредством коих измеряются различные стороны личности: установки, ценности, отношения; свойства эмоциональные, мотивационные и межличностные; типичные формы поведения.
Очный опрос – это процедура, в процессе которой исследователь осуществляет личный контакт с исследователем.
Проективные тесты – тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации.
Специализированный опрос – вид опроса, в ходе которогоопрашиваются эксперт, влиятельные лица.
Сплошной опрос – вид опроса, в ходе которогоопрашиваются все обучаемые, воспитанники
Тест – стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.
Тесты интеллекта – тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта
Тесты креативности – группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности.
Устный опрос – вид опроса, при котором информация фиксируется исследователем
Целенаправленный опрос– вид опроса, имеющий программу, план, опросник.
Явный опрос – вид опроса, при которомответы не записываются в присутствии опрашиваемого
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите типичные ошибки при составлении вопросов.
2. Какие проблемы следует решить до проведения опроса?
3. Перечислите этапы опроса.
4. Какие виды деятельности включает в себя подготовка к беседе?
5. Назовите фазы классической беседы.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Семинар с использованием деловой игры– вид семинара, в процессе которого моделируется реальная деятельность личности в тех или иных искусственно воссозданных педагогических ситуациях, а также осуществляется выборка и принятие решений в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.
Ход занятия:
Аудиторию представляем в виде нескольких категорий участников:
Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)
... выполнение операций и результат, а затем только результат. При формировании навыков ребенок учится удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Культурно-гигиенические навыки направлены ... будут характеризовать его поведение. Подчеркнем особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте: у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формируется специфический человеческий ...
— интервьюеры – испытуемые;
— анкетирующие и анкетируемые;
— тестирующие и тестируемые;
— участники диагностической беседы.
Примерные методики для проведения диагностики прописаны в Приложении 1.
Результат: проведение круглого стола по представлению и обсуждению информации.
ЛЕКЦИЯ №4
ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ УСПЕШНОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ
Тренинг — распространенная технология, целью которой является формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности. На тренинге решаются следующие задачи:
— практическое применение знаний, умений,
— осознание и демонстрация способов поведения, адекватных разбираемой ситуации.
Тренинг содержит, как правило, реальные профессиональные ситуации, которые требуют включения всех обучающихся в процесс общения: тренинг ведения переговоров, тренинг партнерского общения, тренинг ораторского искусства и т.д.
Ход занятия:
Отработка различных видов научной деятельности:
1. Написать рецензию на предлагаемую статью и прореферировать её (Приложение 2).
2. По предлагаемой статье без названия сформулировать:
— название статьи;
— аннотацию.
3. Представить аудиторию авторскую статью.
4. Публично выступить с результатами первого параграфа диссертации.
5. Сформулировать научный аппарат по предложенной теме исследования (Приложение 3).
Результат: рецензия и конспект предложенной статьи; авторская статья, опубликованная в сборнике научных трудов; первый параграф магистерской диссертации; сформулированный аппарат по предложенной теме исследования.
Список литературы:
Основная литература:
1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — 2-е изд., стер. ; Гриф УМО. — М. : Академия, 2009. — 320 с. — (Высш. проф. образование. Пед. специальности).
— Библиогр. в конце гл. — Прил.: с. 294-318. — ISBN 978-5-7695-6494-9: 317-00
2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. – Москва : КНОРУС, 2010. – 740 с.
3. Кравченко А. И. Психология и педагогика : учебник / А. И. Кравченко. — Москва : Проспект, 2010. — 400 с. : ил. — Библиогр.: с. 386-397. — Словарь: с. 378-385. — ISBN 978-5-392-01589-4 : 218-00.
4. Образовательные технологии в вузе : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению 050100 Педагогическое образование / И. В. Руденко [и др.] ; ТГУ. — ТГУ ; Гриф УМО. — Тольятти : ТГУ, 2011. — 287 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Прил.: с. 255-285. — ISBN 978-5-8259-0591-4 : 61-82.
5. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2011. – 432 с.
Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста
... действительности. Таким образом, тему курсовой работы «Особенности развития зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста» можно считать актуальной, поскольку развитие разных видов памяти в значительной степени ... память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти не возможно функционирование ни личности, ни ...
Дополнительная литература:
1. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 с.
2. Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и процедура защиты : практ. пособие для студентов-магистрантов / Ф.А. Кузин. — М.: Ось-89, 1998. — 304 с.
3. Культура русской речи : учеб. для вузов / под ред. Л.К. Граудиновой и Е.Н. Ширяева. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 368 с.
4. Леднев, В.С, Научное образование: развитие способностей к научному творчеству / В.С. Леднев. — 2-е изд., испр. — М.: МГАУ, 2002. -120 с.
5. Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссертаций : учеб. пособие / СИ. Дворецкий [и др.]. — Тамбов : Тамбовпо-лиграфиздат, 2006. — 84 с.
6. Пытьев, Ю.П. Математические методы интерпретации эксперимента / Ю.П, Пытьев. — М.: Высш. шк., 1989. — 352 с.
Полезные ссылки:
1. Российское образование: федеральный портал //
2. Сайт магистратуры ТГТУ // http: /www.tstu.ru/win/tgtu/podraz/fakul/
magistr
3. Сайт департамента научных исследований //
stud_res.html
4. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Российской Федерации — официальный сайт ВАК России //
5. Электронная библиотека «Наука и техника» // http:///www.n-t.org
6. Известия науки //
7.Школа молодого ученого. Метод профессора М. Веселкова // http://
shmu.finec.org/parts/mveselkov
8. В помощь аспирантам: пособие по оформлению научных работ // http://dis.finansy.ru
9. В помощь аспирантам и докторантам //
10. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в системе многоуровневого высшего образования / Гос. комитет РФ по высшему образованию // http://edu/park/ru/public/default.asp?no=72442#1000
11. Шаршунов, В.А. Как подготовить и защитить диссертацию: история, опыт, методика, рекомендации / В.А. Шаршунов, Н.В. Гулько // http://www.aspirinBY.org
Приложение 1
Приложение 2
Список научных статей:
1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования / И.А. Баева //Психологическая наука и образование. – М.: Изд-во Московский городской психолого-педагогический университет, 2012. — №4. – С. 11-17.
2. Казанцева, Г.Н. Эмоциональная культура как основа психологической безопасности образовательной среды / Г.Н. Казанцева, А.Г. Маджуга, А.Р. Загитов // Здоровье и образование в XXI веке. – Калининград, 2013. — №1-4. – С.287-291.
3. Орлов, А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. — С. 182-187.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.
5.
Приложение 3
Для формулирования научного аппарата
1. Формирование поликультурной компетентности студентов технических специальностей.
2. Развитие речевой коммуникации будущих юристов в учреждении среднего профессионального образования.
Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...
... музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе ...
3. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов педагогического вуза.
4. Формирование учебной мотивации у младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока на примере литературного чтения.
5. Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.
6. Формирование профессиональной компетенции педагогов учреждений социального обслуживания семьи и детей Самарской области.
7. Формирование этнокультурных ценностей у младших школьников в условиях сельской школы.
8. Воспитательная система класса как фактор личностного роста младших подростков.
9. Формирование экологической культуры младших школьников в деятельности детских общественных объединений.
10. Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.
11. Формирование музыкально-этической культуры у младших подростков посредством проектной деятельности.
12. Развитие социальной активности студентов колледжа в деятельности студенческого самоуправления.
13. Педагогические условия формирования общекультурных умений у младших школьников.
14. Педагогические условия реализации здоровьесберегающего образования в начальной школе.
15. Формирование познавательных учебных универсальных действий младших школьников на уроках математики.
16. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.
17. Содержательные и методические аспекты предпрофильной подготовки учащихся в системе непрерывного профессионального образования.
18. Курс повышения коммуникативной компетенции учителей начальных классов на основе взаимодействия с родителями.
19. Повышение профессиональной компетентности учителя в условиях творческой лаборатории методического объединения общеобразовательной школы.
20. Организация культуронасыщенной образовательной среды вуза.
21. Технология подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условия инклюзивного образования.
22. Методическая система развития компетенций учителя, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
23. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста.
24. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора.
25. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.
26. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
27. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников.
28. Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста.
29. Конструирование из «бросового» материала как средства воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет.
30. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени.
Развитие функций самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста ...
... детей старшего дошкольного возраста с ФФН. . Определить степень сформированности контроля за произношением у детей старшего дошкольного возраста с ФФН .Разработать методики работы по формированию речевого самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста ... самоконтроля за речью у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР .1Рассмотрение вопросов формирования самоконтроля в психолого-педагогической ...
31. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.
32. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.
33. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.
34. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.
35. Подготовка студентов педагогического колледжа к работе с детьми раннего возраста.
36. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения.
37. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ.
38. Организация развивающего образовательного пространства как фактор готовности ребенка к школе.
39. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях.
40. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности (на основе использования элементов театрализации)
41. Конструирование образовательной среды дошкольного учреждения как условие воспитания национального самосознания детей.
42. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания.
43. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников.
44. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста.
45. Методика воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста.
46. Педагогические средства развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста.
47. Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста.