ЛОГИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЕГО ОСНОВАНИЯ

ISBN

ЛЕКЦИЯ №1

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НАУЧНЫХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

План:

1. Наука как сфера человеческой деятельности:

— объект науки;

— предмет науки;

— категориальный аппарат науки;

— назначение психолого-педагогических наук.

2. Педагогика и психология в системе наук о человеке:

— объекты и типы связей различных наук;

— уровни научного исследования в образовании;

— основные характеристики научного исследования.

3. Методы психолого-педагогического исследования:

— понятие метода;

— классификация методов исследования.

Лекция-визуализация – это лекция, представляющая собой подачу лекционного материала с помощью технических средств обучения (аудио- и /или видеотехники).

Основной целью лекции-визуализации является формирование у студентов профессионального мышления через восприятие устной и письменной информации, преобразованной в визуальную форму.

Этот вид лекции наиболее эффективен на этапе введения студентов в новый раздел, тему, дисциплину.

 

Глоссарий:

Взаимодействие процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь.

Законы в науке – являются отражением законов объективного мира и выражают внут­ренние, существенные, устойчивые, повторяющиеся, необходимые связи между явлениями и процессами.

Интеграция состояние внутренней целостности культуры и согласованности между различными ее элементами, а также процесс, результатом которого является такое взаимосогласование.

Комплементарность соответствие, составление с чем-то другим некого нового объекта, имеющего новые свойства

Концепция определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.

Критерии признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценки. Наряду с собственными критериями оценки образовательных систем, явлений, процессов психолого-педагогические науки пользуются критериями, разработанными другими науками. Как правило, в рамках одного исследования часть критериев — оригинальные, часть за­имствована из философии, социологии, теории управления и других наук.

11 стр., 5446 слов

Педагогика курс лекций часть вторая Агеева

Краткий курс лекций по дисциплине «Основы психологии и педагогики» Часть 2. ПЕДАГОГИКА Содержание курса 1. Основные понятия педагогики 2.Воспитание и развитие 3.Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ПЕДАГОГИКИ 1.1. ПЕДАГОГИКА. ЕЕ ПРЕДМЕТ И СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ. В переводе с греческого слово «педагогика» означает « детоведение» от греческих ...

Наука сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретической систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания.

Объект исследования категория, которая обозначает целостность, выделенную из реального мира, и выступает в качестве области человеческого познания.

Объект педагогики явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.).

Объект психологии это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных.

Предмет науки это наиболее важные признаки, свойства объекта, которые исследуются с определенной целью в данной науке.

Предмет педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите признаки науки.

2. Назовите термины, используемые в психолого-педагогической науке.

3. Что составляет категориальный аппарат педагогической науки.

4. Назовите характеристики научного исследования.

5. Приведите примеры типа связей «взаимовлияние» и «взаимодействие».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №1

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ВВЕДЕНИЕ В КУРС

Технология проблемного обучения – технология, в которой обеспечивается создание в сознании студентов под руководством преподавателя проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей (Д.В. Чернилевский).

Предназначение технологии проблемного обучения – стимулирование поисковой самостоятельной деятельности студентов как субъектов учебного процесса, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей.

 

Ход занятия:

Предлагаются проблемы для обсуждения:

5 стр., 2452 слов

Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения

Профессионально-личностное развитие студентов в условиях психолого-педагогического сопровождения в вузе физической культуры Кандидат педагогических наук, доцент Н.Г. Ершова, Великолукская государственная академия физической культуры и спорта, Великие Луки Введение. Один из важнейших недостатков существующей системы подготовки кадров данного направления - заметное снижение общекультурного и ...

1. В чем актуальность вашего исследования:

— в научном плане;

— в социальном плане;

— в практике.

2. Почему именно этот аспект проблемы актуален в настоящее время?

 

Результат: выступление студентов с обоснованием актуальности диссертационного исследования.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №2-3

ЛОГИКА ТВОРЧЕСКОГО ПОИСКА И ЕГО ОСНОВАНИЯ

Практическое занятие в форме беседы предполагает максимальное включение студентов в интенсивную беседу с лектором путем умелого применения псевдодиалога, диалога и полилога.

 

Ход занятия:

Аудитории предлагаются вопросы для беседы:

1. Творческое ядро исследования (факты, идеи, замысел, гипотеза).

2. Характерные черты творческого процесса.

3. Можно ли предложить алгоритм творчества, технологию открытий?

4. Основные характеристики научного исследования.

 

Результат:студентыформулируют аппарат собственного научного исследования (устно) и по предложенной теме преподавателем теме формулируют научный аппарат.

Глоссарий:

Гипотеза исследования научное предположение, выдвигаемое для объяснения изучаемых явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть.

Интерпретационные методы различные приёмы объяснения выявленных в результате обработки данных закономерностей и их сопоставление с ранее установленными фактами.

Методы исследования это способ получения нового знания, непосредственный инструментарий, с помощью которого проводится исследование.

Научные исследования это деятельность, направленная на всестороннее изучение объ­екта, процесса или явления, их структуры и связей, а также получение и внедрение в практику полезных для человека результатов.

Объект исследования носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, сфера деятельности субъекта общественной жизни, включенная в процесс научного познания

Организационные методы группа методов психологии, которые определяют общий способ организации психологического исследования.

5 стр., 2193 слов

Методы психолого-педагогической диагностики содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3 1. Понятие психолого-педагогической диагностики…………………………...5 2. Основные требования и общепсихологические принципы диагностики ….7 3. Методы психолого-педагогического исследования………………………….8 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….14 ЛИТЕРАТУРА………………………………………………………………...…15 Введение Диагностика является теорией и практикой постановки диагноза. Данный термин ...

Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению

Проблема исследования это несоответствие, противоречие между желаемым и действительным.

Теоретический уровень исследования концентрируется вокруг обобщающих идей, гипотез, законов, принципов.

Эмпирический уровень исследования направлено непосредственно на изучаемый объект и реализуется посредством наблюдения и эксперимента.

ЛЕКЦИЯ №2

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ЭМПИРИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План:

1. Логика организации психолого-педагогического исследования:

— подготовительный этап;

— планирование исследовательских действий;

— эмпирические методы исследования;

— требования к эмпирическим методам;

— наблюдение;

— контент-анализ;

— сбор эмпирических данных;

— анализ эмпирических данных;

— формулирование выводов и заключения.

2. Теоретические методы исследования:

— интерпретация как метод психолого-педагогического исследования;

— анализ и синтез;

— индукция и дедукция;

— другие методы теоретического исследования.

3. Моделирование в психолого-педагогическом исследовании:

— понятие моделирования;

— роль моделирования в исследовании;

— система моделей в психолого-педагогическом исследовании.

Лекция-консультация–лекция, в которой преподаватель излагает материал по важным проблемам практической направленности, включая студентов в активное обсуждение проблемы с помощью формулируемых ими вопросов по проблеме.

 

Глоссарий:

Анализ метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

Дедукция метод мышления, при котором частное положение логическим путём выводится из общего

4 стр., 1585 слов

10 Метод тестов в психологии

Вопрос № 10. Метод тестов в психологии (Гуревич Психологическая диагностика). 1. тесты (которые, в свою очередь, делятся на несколько подклассов), 2.опросники, методики проективной тех­ники и психофизиологические методики. В литературе нередко все методики определения индивидуаль­но-психологических различий именуются тестами, а пособия по диагностике называются пособиями по тестологии. Однако по ...

Диагностическая методика это оценочная практика, направленная на обследование объекта с целью усовершенствования форм и методов его работы.

Идеализация это понятие, означающее представление о чём-либо (или о ком-либо) в более совершенном виде, чем это есть на самом деле.

Индукция –метод мышления, в которой осуществляется переход от частного знания к более общему.

Интерпретация работа мышления, состоящая в раскрытии уровней значения и расшифровке смысла какого-либо явления, события или текста, процесс разъяснения и толкования их.

Контент-анализ метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах.

Моделирование метод исследования строения и свойств оригинала с помощью модели.

Модель это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых форм или формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и обобщенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Наблюдение это способ получения информации, предполагающий непосредственную регистрацию наблюдателем происходящих событий

Синтез метод научного исследования, в основе которого лежит процесс соединения или объединения ранее разрозненных вещей или понятий в целое или набор.

Эмпирические данные это данные полученные опытным путем.

Эмпирические методы исследования это способы добывания и обработки эмпирических данных, их систематизация, получение фактов и эмпирических законов, а также проверки гипотез и теорий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите векторы обоснования актуальности исследования.

2. Какие виды гипотез Вы знаете?

3. Назовите варианты интерпретации понятий

4. Назовите этапы планирования исследований.

5. Перечислите требования к методу «наблюдение».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Методы опроса:

— диагностическая беседа;

— интервью в системе диагностики;

— анкетирование;

8 стр., 3751 слов

Формирование личности студента

Содержание Введение . Основы формирования личности студента .1 Основные понятия и направления развития личности студента .2 Противоречия студенческого возраста .3 Студенчество, как особая социальная группа . Профессиональное самосовершенствование студентов как фактор формирование личности .1 Роль самосовершенствование студентов в процессе обучения .2 Основные направления и приемы мотивации ...

2. Тесты в психолого-педагогической диагностике:

— типы тестов;

— контрольные работы в диагностике;

Лекция «пресс-конференция» – разновидность лекции-консультации. Предназначена для обнаружения пробелов в знаниях студентов и диагностирования уровня их подготовки.

Лекция «пресс-конференция» помогает управлять и стимулировать внимание и активность студентов, учитывать уровень знаний студентов и корректировать содержание лекции. Она выполняет контрольно-стимулирующую и демонстрационную функцию.

Глоссарий:

Анкетирование это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

Беседа метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса.

Групповой опрос разновидность опроса, в ходе которого исследователь работает не с одним участником, а с группой респондентов.

Интервьюирование способ проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Критериально-ориентированные тесты тип тестов, предназначенных для определения уровня индивидуальных достижений относительно некоторого критерия на основе логико-функционального анализа содержания заданий.

Личностные тесты методы психодиагностики, посредством коих измеряются различные стороны личности: установки, ценности, отношения; свойства эмоциональные, мотивационные и межличностные; типичные формы поведения.

Очный опрос это процедура, в процессе которой исследователь осуществляет личный контакт с исследователем.

Проективные тесты тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации.

Специализированный опрос вид опроса, в ходе которогоопрашиваются эксперт, влиятельные лица.

Сплошной опрос вид опроса, в ходе которогоопрашиваются все обучаемые, воспитанники

Тест стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

5 стр., 2454 слов

Развитие бытовой деятельности в дошкольном возрасте(с рождения до 7 лет)

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характе­ристикой последних выступает их повторяемость через определенные проме­жутки времени, чередование и систематичность. Бытовая деятельность возни­кает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе. В дальнейшем биологические потребности человека преобразуются в социальные. (Происходит это в ...

Тесты интеллекта тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и выявления особенностей структуры его интеллекта

Тесты креативности группа психодиагностических методик, предназначенных для измерения творческих способностей личности.

Устный опрос вид опроса, при котором информация фиксируется исследователем

Целенаправленный опрос– вид опроса, имеющий программу, план, опросник.

Явный опрос вид опроса, при которомответы не записываются в присутствии опрашиваемого

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите типичные ошибки при составлении вопросов.

2. Какие проблемы следует решить до проведения опроса?

3. Перечислите этапы опроса.

4. Какие виды деятельности включает в себя подготовка к беседе?

5. Назовите фазы классической беседы.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №5

ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Семинар с использованием деловой игры– вид семинара, в процессе которого моделируется реальная деятельность личности в тех или иных искусственно воссозданных педагогических ситуациях, а также осуществляется выборка и принятие решений в условиях поэтапного, многошагового уточнения необходимых факторов, анализа информации, поступающей и вырабатываемой на отдельных шагах в ходе игры.

 

Ход занятия:

Аудиторию представляем в виде нескольких категорий участников:

— интервьюеры – испытуемые;

— анкетирующие и анкетируемые;

— тестирующие и тестируемые;

— участники диагностической беседы.

Примерные методики для проведения диагностики прописаны в Приложении 1.

Результат: проведение круглого стола по представлению и обсуждению информации.

 

ЛЕКЦИЯ №4

ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ УСПЕШНОЙ ЗАЩИТЫ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ

Тренинг — распространенная технология, целью которой является формирование межличностной составляющей будущей профессиональной деятельности. На тренинге решаются следующие задачи:

— практическое применение знаний, умений,

— осознание и демонстрация способов поведения, адекватных разбираемой ситуации.

Тренинг содержит, как правило, реальные профессиональные ситуации, которые требуют включения всех обучающихся в процесс общения: тренинг ведения переговоров, тренинг партнерского общения, тренинг ораторского искусства и т.д.

 

Ход занятия:

Отработка различных видов научной деятельности:

1. Написать рецензию на предлагаемую статью и прореферировать её (Приложение 2).

2. По предлагаемой статье без названия сформулировать:

— название статьи;

— аннотацию.

3. Представить аудиторию авторскую статью.

4. Публично выступить с результатами первого параграфа диссертации.

5. Сформулировать научный аппарат по предложенной теме исследования (Приложение 3).

Результат: рецензия и конспект предложенной статьи; авторская статья, опубликованная в сборнике научных трудов; первый параграф магистерской диссертации; сформулированный аппарат по предложенной теме исследования.

Список литературы:

Основная литература:

1. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований : учеб. пособие для вузов / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; под ред. Н. М. Борытко. — 2-е изд., стер. ; Гриф УМО. — М. : Академия, 2009. — 320 с. — (Высш. проф. образование. Пед. специальности).

— Библиогр. в конце гл. — Прил.: с. 294-318. — ISBN 978-5-7695-6494-9: 317-00

2. Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник / Г. М. Коджаспирова. – Москва : КНОРУС, 2010. – 740 с.

3. Кравченко А. И. Психология и педагогика : учебник / А. И. Кравченко. — Москва : Проспект, 2010. — 400 с. : ил. — Библиогр.: с. 386-397. — Словарь: с. 378-385. — ISBN 978-5-392-01589-4 : 218-00.

4. Образовательные технологии в вузе : учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по направлению 050100 Педагогическое образование / И. В. Руденко [и др.] ; ТГУ. — ТГУ ; Гриф УМО. — Тольятти : ТГУ, 2011. — 287 с. : ил. — Библиогр. в конце гл. — Прил.: с. 255-285. — ISBN 978-5-8259-0591-4 : 61-82.

5. Современные образовательные технологии : учеб. пособие / под ред. Н. В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – Москва : КНОРУС, 2011. – 432 с.

Дополнительная литература:

1. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации : учебное пособие по развитию навыков письменной речи / Н.И. Колесникова. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 288 с.

2. Кузин, Ф.А. Магистерская диссертация. Методика написания, пра­вила оформления и процедура защиты : практ. пособие для студен­тов-магистрантов / Ф.А. Кузин. — М.: Ось-89, 1998. — 304 с.

3. Культура русской речи : учеб. для вузов / под ред. Л.К. Граудиновой и Е.Н. Ширяева. — М.: НОРМА-ИНФРА, 1998. — 368 с.

4. Леднев, В.С, Научное образование: развитие способностей к науч­ному творчеству / В.С. Леднев. — 2-е изд., испр. — М.: МГАУ, 2002. -120 с.

5. Научно-методические аспекты подготовки магистерских диссерта­ций : учеб. пособие / СИ. Дворецкий [и др.]. — Тамбов : Тамбовпо-лиграфиздат, 2006. — 84 с.

6. Пытьев, Ю.П. Математические методы интерпретации эксперимен­та / Ю.П, Пытьев. — М.: Высш. шк., 1989. — 352 с.

 

Полезные ссылки:

1. Российское образование: федеральный портал //

2. Сайт магистратуры ТГТУ // http: /www.tstu.ru/win/tgtu/podraz/fakul/

magistr

3. Сайт департамента научных исследований //

stud_res.html

4. Высшая аттестационная комиссия Министерства образования Рос­сийской Федерации — официальный сайт ВАК России //

5. Электронная библиотека «Наука и техника» // http:///www.n-t.org

6. Известия науки //

7.Школа молодого ученого. Метод профессора М. Веселкова // http://

shmu.finec.org/parts/mveselkov

8. В помощь аспирантам: пособие по оформлению научных работ // http://dis.finansy.ru

9. В помощь аспирантам и докторантам //

10. Положение о магистерской подготовке (магистратуре) в сис­теме многоуровневого высшего образования / Гос. комитет РФ по высшему образованию // http://edu/park/ru/public/default.asp?no=72442#1000

11. Шаршунов, В.А. Как подготовить и защитить диссертацию: исто­рия, опыт, методика, рекомендации / В.А. Шаршунов, Н.В. Гулько // http://www.aspirinBY.org

 

 

Приложение 1

Приложение 2

Список научных статей:

1. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как ресурс психического здоровья субъектов образования / И.А. Баева //Психологическая наука и образование. – М.: Изд-во Московский городской психолого-педагогический университет, 2012. — №4. – С. 11-17.

2. Казанцева, Г.Н. Эмоциональная культура как основа психологической безопасности образовательной среды / Г.Н. Казанцева, А.Г. Маджуга, А.Р. Загитов // Здоровье и образование в XXI веке. – Калининград, 2013. — №1-4. – С.287-291.

3. Орлов, А. Б. Психологическое насилие в семье — определение, аспекты, основные направления оказания психологической помощи // Психолог в детском саду. 2000, № 2-3. — С. 182-187.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – С.34-42.

5.

Приложение 3

Для формулирования научного аппарата

1. Формирование поликультурной компетентности студентов технических специальностей.

2. Развитие речевой коммуникации будущих юристов в учреждении среднего профессионального образования.

3. Формирование профессиональной педагогической компетентности студентов педагогического вуза.

4. Формирование учебной мотивации у младших школьников в условиях нетрадиционных форм организации урока на примере литературного чтения.

5. Формирование общих компетенций у студентов-экологов в учреждениях среднего профессионального образования.

6. Формирование профессиональной компетенции педагогов учреждений социального обслуживания семьи и детей Самарской области.

7. Формирование этнокультурных ценностей у младших школьников в условиях сельской школы.

8. Воспитательная система класса как фактор личностного роста младших подростков.

9. Формирование экологической культуры младших школьников в деятельности детских общественных объединений.

10. Психолого-педагогические условия развития ученического самоуправления в образовательном учреждении.

11. Формирование музыкально-этической культуры у младших подростков посредством проектной деятельности.

12. Развитие социальной активности студентов колледжа в деятельности студенческого самоуправления.

13. Педагогические условия формирования общекультурных умений у младших школьников.

14. Педагогические условия реализации здоровьесберегающего образования в начальной школе.

15. Формирование познавательных учебных универсальных действий младших школьников на уроках математики.

16. Формирование эстетической культуры у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения.

17. Содержательные и методические аспекты предпрофильной подготовки учащихся в системе непрерывного профессионального образования.

18. Курс повышения коммуникативной компетенции учителей начальных классов на основе взаимодействия с родителями.

19. Повышение профессиональной компетентности учителя в условиях творческой лаборатории методического объединения общеобразовательной школы.

20. Организация культуронасыщенной образовательной среды вуза.

21. Технология подготовки специалистов по физической культуре и спорту в условия инклюзивного образования.

22. Методическая система развития компетенций учителя, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

23. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку у детей младшего дошкольного возраста.

24. Воспитание толерантного мироотношения у дошкольников средствами фольклора.

25. Взаимодействие старшего поколения семьи с детьми дошкольного возраста.

26. Воспитание интереса к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

27. Преемственность в эколого-валеологическом образовании дошкольников и младших школьников.

28. Декоративно-прикладное искусство Урала как средство становления эстетически развитой личности ребенка старшего дошкольного возраста.

29. Конструирование из «бросового» материала как средства воспитания основ культуры потребления у мальчиков 5-6 лет.

30. Педагогические условия развития алгоритмических способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе познания категории времени.

31. Развитие изобразительного творчества в рисовании у детей старшего дошкольного возраста под влиянием мультипликационного кино.

32. Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром взрослых.

33. Развитие оценочного отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста.

34. Педагогическое сопровождение ребенка старшего дошкольного возраста в развитии песенного творчества.

35. Подготовка студентов педагогического колледжа к работе с детьми раннего возраста.

36. Педагогическая поддержка развития коммуникативной культуры детей старшего дошкольного возраста в культурно-игровом пространстве дошкольного учреждения.

37. Повышение качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении посредством индивидуальных образовательных программ.

38. Организация развивающего образовательного пространства как фактор готовности ребенка к школе.

39. Воспитание эстетических чувств у дошкольников на музыкальных занятиях.

40. Развитие творчества детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности (на основе использования элементов театрализации)

41. Конструирование образовательной среды дошкольного учреждения как условие воспитания национального самосознания детей.

42. Педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в процессе социального познания.

43. Педагогическое проектирование образовательной среды формирования культуры безопасности жизнедеятельности у дошкольников.

44. Педагогическая стратегия становления этнокультурной образованности детей дошкольного возраста.

45. Методика воспитания основ толерантной культуры у детей старшего дошкольного возраста.

46. Педагогические средства развития художественно-творческой одаренности детей дошкольного возраста.

47. Методика развивающего экологического образования детей дошкольного возраста.