Ип №6 от 14 июня 2007 г

Ф КГМУ 4/3-04/02

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра общей врачебной практики №1

ЛЕКЦИЯ

Тема: «Структура организации работы и медицинской обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях и школах».

Дисциплина OVP-5305 «Общая врачебная практика»

Специальность 051301 «Общая медицина»

Курс V

Время (продолжительность) – 2 ч

Составитель: Г.М. Мулдаева

Караганда 2012г

Утверждена на заседании кафедры ОВП №1

Протокол №2 «___26__» __09___ 2012г.

Заведующая кафедрой Г.М. Мулдаева

Структура лекций:

  • Тема: «Структура организации работы и медицинской обслуживание детей в детских дошкольных учреждениях и школах».
  • Цель: ознакомить студентов с основными принципами, формами и методами организации медицинского наблюдения за детьми дошкольного и школьного возраста методическими подходами к оздоровлению детей с отклонениями в состоянии здоровья.

  • ПЛАН ЛЕКЦИИ:
  1. Планирование и организация диспансеризация детей раннего и дошкольного возраста. Формы охвата диспансерным наблюдением неорганизованного детства. Объем и периодичность диспансеризации. Планирование и организация оздоровительных мероприятий.
  2. Врачебный контроль за состоянием здоровья детей 1-го года жизни. Профилактика заболеваний грудного возраста. Диспансеризация детей 1-го года жизни.
  3. Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение, в период адаптации.
  4. Осуществление дифференцированной (в зависимости от состояния здоровья, развития и индивидуальных особенностей ребенка) подготовки детей к поступлению в ДДУ.
  5. Выделение детей группы риска по степени готовности к ДДУ и проведение их реабилитации.

    3 стр., 1081 слов

    Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста

    ... Планирование физкультурно-оздоровительной работы – оптимальное распределение ресурсов дошкольной организации для реализации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Задачи- Сохранение, поддержание, обогащение здоровья детей ... появились новые перспективные формы дошкольного образования для детей раннего возраста: · ясельные группы; центры игровой поддержки, группы кратковременного ...

    Оздоровление детей с отклонениями в состоянии здоровья, а период подготовки к ДДУ и период адаптации. Осуществление контроля за обеспечением правильных условий воспитание в семье, коррекция и максимальное сближение их к условиям ДДУ.

  6. Оформление первичной документации, включающей информацию об индивидуальных особенностях ребенка и назначениях на период адаптации.
  7. Типы школьных учреждений. Функциональные обязанности школьного врача и медицинской сестры. Отчетно-учетная документация. Организация и оснащения и оснащение врачебного кабинета в школе.
  8. Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в школу. Контроль за организацией в школьных учреждениях режима дня, питания, физического воспитания, закаливания.Диспансеризация здоровых детей. Распределение по группам здоровья школьников. Санитарно — просветительская работа с учителями, школьниками, родителями.

Тезисы лекции

Структура и задачи дошкольно — школьного отделения детской поликлиники.

Социальная значимость дошкольных учреждений обусловлена тем, что они оказывают семье всестороннюю помощь в воспитании подрастающего поколения.

Для организации руководства медицинским обслуживанием детей в дошкольных учреждениях и школах при детских поликлиниках организуются дошкольно-школьные отделения, в состав которых входят весь медицинский персонал школ, врач и старшие медсестры дошкольных учреждений.

Дошкольно-школьное отделение возглавляет заведующий, должность которого вводится при наличии в штате детской поликлиники 9 врачей школ и детских дошкольных учреждений. При числе штатных должностей врачей школ и дошкольных учреждений от 6,5 до 9 может быть введена ставка заведующего вместо 0,5 должности врача с выполнением на 0,5 ставки врачебной нагрузки. Зав. дошкольно-школьным отделением и старшая медсестра отделения работают разном контракте с участковыми педиатрами, врачами – специалистами, а также районным отделом народного образования, заведующими дошкольными учреждениями и директорами школ, подростковыми кабинетами поликлиник, врачебно-физкультурными и противотуберкулезным диспансером, территориальной СЭС, домом санитарного просвещения.

К началу учебного года зав дошкольно-школьным отделением составляет план мероприятий по улучшению медицинской помощи дошкольникам и школьникам в зоне деятельности детской поликлиники, календарный план диспансеризации, а также углубленных осмотров по учреждениям. Эти планы согласуются с зав.дошкольными учреждениями и директорами школ и утверждаются главным специалистом по детству поликлиники, который выделяет для проведения осмотра врачей-специалистов.

После завершения углубленных осмотров к зав.дошкольным отделением поступают данные анализа их по каждому дошкольному учреждению и школе. Он обобщает их и докладывает при обсуждении на медико-санитерном совете.

На зав.дошкольно-школьным отделением возглавляется работа по повышению квалификации врачей и медсестер детских дошкольных учреждений и школ. Кроме того, он руководит санитарно-просветительской работой среди родителей, школьников, воспитателей, педагогов, оказывает методическую помощь в организации физического воспитания и закаливания детей.

22 стр., 10756 слов

Готовность ребёнка к школе 2

... детей дошкольников к обучению в школе. Объект исследования: дети дошкольного возраста. Предмет исследования: готовность детей к обучению в школе. ... детской деятельности игры, познания, общения, предметно - трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный ...

Зав. дошкольно-школьным отделение6м контролирует работу по мед. Обслуживанию детей в школах и дошкольных учреждениях, проводит поочередно экспертную оценку различных ее разделов, обращая внимание на качество диспансеризации в целом.

Штаты врачей в целом для работы в детских учреждениях устанавливаются из расчета: педиатр

  • на 180-200 детей в детских яслях (ясельных группах яслей-садов);
  • на 600 детей детских садов (соответствующих групп в яслях-садах);
  • на 200 учащихся школ.

Для непосредственного обслуживания детей в детских садах и школах предусмотрена должность м/с или фельдшера на:

  • 100 детей детских садов;
  • 700 учащихся школ.

Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждение

Большая ответственность ложится на работников детской поликлиники при подготовке ребенка к поступлению в детские учреждения.

Поступление в детское учреждение вызывает в организме ребенка сложные адаптационные реакции, иногда вредно влияющие на его состояние, здоровье и развитие. Длительность и характер адаптации зависит как от индивидуальных особенностей ребенка, так и от других факторов.

Специальными наблюдениями установлено, что продолжительность адаптации зависит от возраста. Дети, поступающие в ясли в возрасте 5-6 месяцев, быстро привыкают к новым условиям, так как у них еще нет закрепляющихся стереотипов которые нужно изменить. Быстрее привыкают к яслям и дети старше 1 года 8 мес.-1 года 9 мес., которые хотя и имеют устойчивые стереотипы, но боле «развиты». В частности, у них более подвижны нервные процессы, что облегчает приспособление к меняющимся условиям, они хорошо понимают речь взрослого, их легче заинтересовать занятиями, игрушками. Наиболее трудно протекает процесс адаптации у детей в возрасте от 5-6 мес. До 1 года 7 мес.-1года 8 мес., так как к этому времени у детей уже сформировались довольно устойчивые привычки. Организм ребенка этого возраста из-за малой подвижности нервных процессов и слабого активного торможения не в состоянии затормозить старые и сформировать новые стереотипы, что и вызывает отрицательные реакции.

С целью облегчения адаптации детей к дошкольному учреждению необходимо соблюдать следующие правила.

Участковый врач и м/с должны учитывать особенности быта семьи ребенка, готовящегося к поступлению в дошкольное учреждение: жилищные условия, характер работы родителей и т. д.

Матери необходимо дать рекомендации по предупреждению стрессовых реакций ребенка в период адаптации, приблизить домашний режим ребенка к режиму детского учреждения, активно приучать ребенка общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, ликвидировать укачивание перед сном, сосания пустышки, кормление из бутылочки, употребление однообразной пищи и т.д.

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... направленный на оптимизацию процесса развития этих способностей в дошкольных учреждениях. Глава 1. Теоретические основы развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста Проблема развития музыкально-творческих способностей в ...

Следует выделить детей, составляющих «группу риска», таких детей перед поступлением в детское учреждение необходимо повторно консультировать с психоневрологами другими специалистами.

Особое внимание следует обращать на детей с отклонениями в физическом развитии (больше чем на 1 год), с проявлениями негармоничности развития, отстающих в нервно-психическом развитии больше чем на 2 месяца, часто болеющих, с проявлениями рахита, анемии, аллергии. Эти дети подлежат направлению в детское учреждение только после соответствующего оздоровления.

Особого внимания требует организация профилактических прививок, так как вакцинация вызывает временное изменение реактивности организма, способствует усилению аллергических проявлений, снижению сопротивляемости.

Важна четкая преемственность в работе участкового педиатра и мед. работников детского учреждения.

Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольные учреждения

  1. Подготовка детей к поступлению в дошкольные учреждения (ясли, ясли-сад, детский сад) осуществляется участковым врачом — педиатром, участковой м/с, фельдшером или медицинской сестрой кабинета здорового ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специальной подготовки.
  2. Общая подготовка – это проведение общепринятых мероприятий по систематическому, начиная с периода новорожденности, обслуживанию детей на педиатрическом участке с целью обеспечения гармонического, физического и нервно-психического развития, оптимального состояния здоровья и семейного воспитания, что является залогом правильной подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение.
  3. Специальная подготовка начинается с 3-х месячного возраста ребенка и включает в себя следующие мероприятия:

— Ежемесячную санитарно-просветительскую работу участкового врача –педиатра и медицинского персонала кабинета здорового ребенка с родителями путем тематических бесед по вопросам правильного физического воспитания и подготовки детей к поступлению в дошкольное учреждение;

— диспансеризацию детей за 2-3 мес. До поступления в дошкольное учреждение у участкового врача-педиатра, у врачей-специалистов, проведение лабораторных исследований;

— оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья;

— профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) за 1-2 мес. До поступления в детское учреждение с применением средств направленных на повышение неспецифических защитных механизмов иммунитета, в том числе проведение общих и местных закаливающих мероприятий, введение элементов дыхательной гимнастики и физкультурные занятия (дома), обучения ребенка дыханию через нос, назначения курса УФО, препаратов аскорбиновой кислоты, витаминов группы В, препаратов шиповника, интерферона;

— оформление документации в соответствии с содержанием работы по подготовке ребенка в дошкольное учреждение: запись в истории развития ребенка в начале и окончании подготовки; составление выписного эпикриза для детского учреждения по определенной схеме с обязательными рекомендациями участкового врача на период адаптации по режиму, питанию, физическому воспитанию, индивидуальному подходу, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, обострений, хронических очагов инфекций и фоновых состояний.

14 стр., 6987 слов

Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества ...

... адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения 2.1 Формы и методы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в период адаптации детей раннего дошкольного возраста 2.2 Описание опыта адаптации детей раннего дошкольного ... речевая активность восстанавливается на 30-40 день, на протяжении 30-35 дней отмечается значительное снижение двигательной активности. Обычно ...

4. В случае заболевания ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее, чем через две недели после клинического выздоровления.

5. Запрещается проведение профилактических прививок в течении месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение.

Разрешается поступления ребенка в детское учреждение без профилактических прививок, первая профилактическая прививка в детском учреждении назначается после окончания периода адаптации, но не раньше чем через 1 месяц.

6. Вопрос о направлении в детском учреждение детей группы «риска», а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными пороками развития разрешается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно с привлечением соответствующих врачей1 специалистов.

Примерный список документов, необходимых для оформления ребенка в детское дошкольное учреждение

  1. Выписка из истории развития ребенка (учетная форма 112);
  2. Справка о профилактических прививках или дубликат учетной формы №63;
  3. Результаты анализа крови, мочи, кала на яйца глистов, соскоб пернальных складов на эктерибиоз, бак. посев кала, мазок из зева на ВУ;
  4. Осмотр специалистов: невропатолог, ЛОР-врач, ортопед, окулист, хирург, стоматолог;

Основные разделы работы врача дошкольного учреждения. Документация.

Профилактическая работа.

  1. Производит осмотр вновь поступивших в детское дошкольное учреждение детей с назначением им комплекса медико-педагогических мероприятий, направленных на благоприятное течение периода адаптации.
  2. Контролирует проведение плановых профилактических прививок, осуществляет профилактические осмотры детей перед прививками, следит за получением и расходами бактерийных препаратов, условиями их хранения; периодически присутствует при проведении прививок, контролирует записи медицинской сестры о проведенной прививке в индивидуальной карте ребенка (ф. № 026 у), обращая внимание на дату, вид прививки, дозу,. Серию, срок годности вакцины; ежемесячно анализирует выполнение плана профилактических прививок.
  3. Участвует в проведении периодических медицинских осмотров детей, анализирует показатели их физического развития и состояния здоровья, разрабатывает дополнительные оздоровительные мероприятия для детей «группы риска», докладывает заведующему дошкольным отделением территориальной детской поликлиники о состоянии здоровья детей, их заболеваемости и принимаемых мерах по ее предупреждению.
  4. Анализирует организацию и качество питания детей по меню – раскладкам, разрабатывает рекомендации по организации питания детей, назначает индивидуальное питание и приводит его коррекцию по показателям. Приводит ежемесячно подотчет калоража.
  5. Осуществляет контроль за организацией физического воспитания детей, режима дня и учебных занятий, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима детского дошкольного учреждения, проводит работу по профилактике травматизма, учету и анализу всех случаев травм среди детей.

Лечебная работа.

17 стр., 8458 слов

Учреждение образования 15

... Ж. В. Рзаева, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»; Е. Ф. Нестер, преподаватель кафедры психологии ... методы, средства, формы обучения, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей; ПК-3. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, ...

  1. Ведет наблюдение за диспансерной группой больных детей, назначает и контролирует проведение им проитворецидивного лечения, корригирующих и лечебно-профилактических мероприятий, назначает детям необходимые диагностические пробы и лабораторные исследования.
  2. Осматривает детей при подозрении на острое заболевание и находящихся в изоляторе, оказывает им первую врачебную помощь в случае травм, несчастных случаев и острых заболеваний, принимает меры к изоляции и госпитализации заболевших детей в лечебное учреждение.

Организационно-методическая работа.

  1. Постоянно работает над повышением своей квалификации и квалификации среднего медицинского персонала, проводит занятия с медицинским и педагогическим персоналом по вопросам организации питания, оздоровительных мероприятий, диагностика заболеваний, санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.
  2. Проводит санитарно-просветительскую работу с родителями и персоналом дошкольного учреждения.
  3. Ведет установленную Министерством здравоохранения СССР медицинскую документацию.

Медицинская документация ДДУ.

  1. Медицинская карта ребенка (ф. № 026у);
  2. Карта профилактических прививок (ф. № 063 у);
  3. Журнал регистрации инфекционных заболеваний (ф. № 060 у), (3 года);
  4. Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом отравлении, необычной реакции на прививку (ф. 058 у);
  5. Контрольная карта диспансерного наблюдения (ф. № 038 у);
  6. Журнал учета санитарно-просветительской работы (ф. № 308 у);
  7. Книга для записи санитарного состояния учреждения (ф. № 308 у), (3 года);
  8. Журнал по контролю за качеством готовой пищи (бракеражный);
  9. Журнал по контролю за доброкачественностью скоропортящихся продуктов, поступающих на пищеблок;
  10. Журнал «Здоровья».

Адаптация детей к дошкольному учреждению.

Наиболее ответственным периодом пребывания ребенка в дошкольном учреждении является первые дни после поступления, так называемый адаптационный период. Многочисленными исследователями установлено, что чаще всего дети болеют именно в период адаптации. Наибольший удельный вес ОРВИ, перенесенные ребенком за все время пребывания в дошкольном учреждении, приходится на первые 6 мес. Поэтому мероприятия по снижению заболеваемости детей в адаптационном периоде сводится, прежде всего, к профилактике тяжелой адаптации ребенка, когда изменяется эмоциональное состояние и нарушается поведение (ухудшается сон, аппетит, дети отказываются от игр и общения как со сверстниками, так и со взрослыми, снижается речевая активность, отмечается отставание в нервно-психическом развитии и др.).

8 стр., 3528 слов

Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к доу

... характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не ... вероятной степени адаптации ребенка, консультирование родителей и консультирование педагогов. В возрасте 1–3 лет ребенок имеет ряд ... говорят о четырех вариантах адаптации. Степени тяжести адаптации Легкая степень:10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги ...

При этом возникают сдвиги в вегетативной нервной системе, в системе реактивности (снижение защитных механизмов организма).

Тонкова – Ямпольская Р.В. выделяет 3 степени тяжести адаптации: легкую, среднетяжелую и тяжелую. В течение адаптации выделяют периоды: острый (дезаптации), подострый (собственно адаптации), период компенсации или адаптированности.

При легкой адаптации нарушение в поведении отмечается в течение 20-30 дней. Незначительно снижается аппетит, объем съедаемой пищи увеличивается до возрастной нормы в течение 10 дней. Дома сон ребенка не нарушен, а в условиях дошкольного учреждения он восстанавливается обычно в течение 7-10 дней.

Эмоциональное состояние, речевая активность, взаимоотношения с детьми нормализуется обычно в течение 15-20 дней. Взаимоотношения со взрослыми почти не нарушены. Заболеваний не возникает.

Адаптация средней тяжести. При этой степени адаптации все нарушения в поведении ярко выражены и более длительны. Нарушение сна и аппетита нормализуются, как правило, не ранее 20-30 дней. Контакт с детьми нарушен в среднем в течение 20 дней. Речевая активность не восстанавливается 20-40 дней, эмоциональное состояние неустойчиво в течение первого месяца.

Отмечается значительная задержка двигательной активности, которая восстанавливается в течение 30-35 дней. Взаимоотношения со взрослыми не нарушены. Острое заболевание при адаптации средней тяжести возникает в виде ОРВИ, которое протекает без осложнений.

Для тяжелой адаптации характерна значительная длительность (от 2 до 6 мес. И более), а также выраженная тяжесть всех проявлений. Причем, дети до 1,5 лет жизни, имеющие в анамнезе вредности биологического плана и отклонения в состоянии здоровья до поступления в дошкольное учреждение, заболевают в первые 10 дней после поступления, затем продолжают болеть ото 12 раз и более в течение 1-го года. Частота заболеваний снижается лишь на 2-м году пребывания в детском учреждении.

У детей более старшего возраста (после 1,5 лет) наблюдается другая форма тяжелой адаптации, т.е. имеет место неадекватное наблюдение, граничащее с преневротическими состояниями. Ребенок начинает отставать в развитии речи и игровой деятельности на 1,2 квартала (в сравнении с возрастной нормой).

Тяжесть течения адаптационного периода в большей степени зависит от качества подготовки ребенка к поступлению в дошкольное учреждение на участке, методов воспитания, соблюдения режимных моментов и др.

Для оценки и анализа процесса адаптации в детских дошкольных учреждениях ведутся листы адаптации, в которых указывается Ф.И., возраст ребенка, учреждение, группа, дата поступления. В листе адаптации перечисляются показатели адаптации, перечисляются показатели адаптации: сон, аппетит, общее эмоциональное состояние, контакт со сверстниками, контакт с персоналом, оценка адаптации за день. Ежедневно делаются отметки в листе, как протекает адаптация: хорошо, плохо, удовлетворительно.

28 стр., 13918 слов

Педагогические условия адаптации детей третьего года жизни к ...

... адаптации детей третьего года жизни к детскому саду. Задачи исследования: 1. Дать определение понятию "Адаптация" 2. Изучить теоретические основы адаптации детей третьего года жизни к дошкольному образовательному учреждению. 3. Дать характеристику детей третьего года ...

Листы адаптации ведутся по 30 дней на каждого впервые поступившего в детское учреждение ребенка. Если ребенок заболел, в период адаптации, после болезни продолжается ведение его листа с механическим продолжением срока до условного окончания периода адаптации (30дней).

Для подготовки срывов адаптации у детей, впервые поступивших в дошкольное учреждение, необходимо принимать ряд корригирующих мер. Прежде всего – это организационное мероприятия. На протяжении недели в группу можно принять только несколько новых деталей. Режим должен быть щадящим. В зависимости от выраженности отрицательных эмоций ребенка приводят в дошкольное учреждение на разное время, срок пребывания постепенно увеличивается. Кроме того, назначают адаптогены растительного происхождения. Лучше всего использовать элеутерококк. Он мобилизует неспецифические факторы защиты, снижает заболеваемость ОРВИ, улучшает аппетит ребенка, обладает антистрессовым действием. Элеутерококк назначается в периоде адаптации в течение 2-3 недель 1-2 раза в день из расчета 1-2 капли на год жизни ребенка. Кроме элеутерококка можно назначать китайский лимонник, заманиху.

Принципы диспансерного наблюдения за детьми дошкольного возраста

Для проведения массовых профилактических осмотров организованных детей в детских поликлиниках создаются медицинские бригады.

В медицинскую бригаду включаются: педиатр, окулист, невропатолог, хирург, отоларинголог, ортопед, лаборант, старшая медицинская сестра дошкольно-школьного отделения и заведующий дошкольно-школьным отделением.

Как показал опыт проведения профилактических осмотров бригадой, за день осматривается около 60-80 детей. Недостаток – низкая эффективность работы бригады при большой загруженности врачей-специалистов и отсутствие информации от родителей о состоянии здоровья детей. В связи с этим Институт усовершенствования врачей г.Санкт-Петербурга рекомендует проводить диспансеризацию детей в 4 этапа:

1 этап: опрос родителей с помощью специально разработанной анкеты для выявления жалоб ребенка.

2 этап: обследование всех детей средним медицинским персоналом при участии воспитателей и педагогов детских учреждений с использованием скрининг-тестов:

  1. Оценка физического развития.
  2. Определения соответствия биологического возраста паспортному (у детей дошкольного возраста определяется по 3 показателям: соответствие роста возрасту, прибавка роста в сантиметрах за год; соответствие количества молочных и постоянных зубов возрасту).
  3. Оценка уровня нервно-психического развития.
  4. Изменения АД.
  5. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата.
  6. Выявление нарушений цветового зрения. Для этой цели используются полихроматические таблицы Е.Б.Рябкина. В этих таблицах из кружков различных цветов, но одинаковой интенсивности окраски составляют знаки или цифры, которые свободно различают лица с нормальным цветовым зрением – трихроматы. Лица с расстройством данной функции часть знаков (цифр) распознать не могут.
  7. Выявление предмиопатии – тест А.А.Малиневского (у детей с нормальной остротой зрения).

    15 стр., 7049 слов

    Психологический мониторинг в работе с детьми с ограниченными ...

    ... использованием дистанционных технологий Заключение Список литературы Приложения Введение Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы ... и происходящих в ней процессах [23]. В научной литературе 80-ых годов XX века, понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по ...

    В начале определяется острота зрения, затем к глазу ребенка подносят линзы:

Для детей 5-8лет +1,0 Д

9 лет +0,75

10 лет -0,5

Здоровые школьники 1-го класса проходят углубленный осмотр педиатра в конце учебного года и в течение года должны быть осмотрены стоматологом.

Кроме того, детям назначается клинический анализ крови, общий анализ мочи, анализ кала на яйца глист, проверяется острота зрения и слуха, проводится измерение АД, планетография.

Во 2-м классе, как и в 1-м, предусматривается осмотр педиатра и стоматолога, а также других специалистов (невропатолога, окулиста, отоларинголога, хирурга).

Дополнительные методы обследования проводятся те же, что и в 1-м классе.

В 3,5,7 классах дети осматриваются только педиатром и стоматологом, проводятся все вышеуказанные дополнительные методы обследования.

В 4,6 и 8 классах проводятся наряду с углубленным осмотром педиатра осмотр невропатолога, офтальмологом, отоларингологом, хирургом, в 4 классе и ортопедом.

Дополнительные методы обследования остаются те же, лишь ученикам 4 и 8 классов назначается анализ крови на сахар, а ученикам 7 и 8 классов проводится флюорографическое обследование.

Для дифференциального наблюдения все осмотренные дети в зависимости от состояния здоровья делятся на 5 групп.

Следует помнить, что школьников, достигших 15-летнего возраста, обследует комиссия в составе педиатра и всех врачей-специалистов, и они передаются в подростковый кабинет. При передаче в подростковый кабинет желательно, чтобы девочки, особенно состоящие на диспансерном учете, были осмотрены гинекологом.

К началу учебного года школьные врачи должны иметь составленные помесячные списки школьников- подростков, которые в течение года будут переданы под наблюдением подростковых кабинетов. Списки должны быть заверены подписью директора и печатью. Один экземпляр списка передается зав. Дошкольным отделением детской поликлиники, второй остается в школе.

На каждого 15-летнего подростка участковый педиатр совместно со школьным врачом оформляет передаточный эпикриз, который заносится в историю развития ребенка (уч. Ф. № 112) и медицинскую карту ребенка (уч.ф. № 026).

В эпикриз вписываются перенесенные заболевания, данные осмотра специалистов, лабораторные данные, сведения о профилактических прививках и делается заключение о состояние здоровья подростка.

Школьные врачи обязаны помогать врачам подростковых кабинетов в организации медицинских осмотров учащихся 8-10 классов. Взятие на диспансерный учет учащихся 8-10 классов на них заполняется уч.ф.030.

Не реже 1 раза в квартал школьные врачи направляют их в подростковые кабинеты для обследования и лечения.

В обязанности школьного врача входит распределение детей на группы для занятия физкультурой. Выделяют три группы: основную, подготовительную и специальную.

Основная группа. В нее включается дети и подростки без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, имеющие достаточную физическую подготовленность. В этой группе проводятся занятия по учебным программам физического воспитания в полном объеме.

Подготовительная группа — в нее входят дети и подростки, тоже имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, не без достаточно физической подготовленности.

Занятия также проводятся по программам физического воспитания в школах, но при условии более постепенного освоения упражнений, предъявляющих повышенные требования к организму.

В специальную группу – входят дети и подростки, имеющие значительные отклонения в состоянии здоровья, постоянного или временного характера, допущенные к групповым занятиям в условиях учебного заведения. Занятия с этой группой школьников проводятся по специальным программам с дифференцированным подходам к каждому ученику.

В школах существуют также группы детей, временно освобожденные от занятий физкультурой.

Примерные сроки возобновления занятия физкультурой после некоторых острых заболеваний

Ангина- через 2-4 недели

Бронхиты, острый катар верхних дыхательных путей- 1-3 недели

Острый отит-2-4 недели

Пневмония, плеврит- 1-2 месяца

Грипп-2-4 недели

Острые инфекционные заболевания- 1-2 месяца

Острый нефрит- 2 месяца

Инфекционный гепатит — 8-12 месяцев

Аппендицит (после операции)- 1-2 месяца

Перелом костей конечностей- 1-3 месяца

Сотрясение головного мозга- 2 месяца и более, до года.

Как уже говорилось, школьный врач ставит вопрос об освобождении учащихся от переводных и выпускных экзаменов и принимает активное участие в его решении. Перечень заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся общеобразовательных школ от экзаменов.

Каждый школьный врач должен ежегодно подводить итоги своей работы, анализировать допущенные ошибки, вырабатывать рекомендации для каждого конкретного ребенка. Только тогда огромные усилия, которые затрачиваются на проведение профилактической работы, могут принести ощутимый успех.

Литература:

  1. Государственная программа «Здоровье народа», Астана 1998.-84с.
  2. Методические рекомендации по проведению диспансеризации детского населения. – М., 1974.-88с.
  3. Поликлиническая педиатрия /под ред. Проф. Е.Т.Дадамбаева – Алматы: Ануар, 1999.-196с.
  4. Поликлиническая педиатрия: Учеб. Пособие /Е.П.Сушко, В.И.Новикова, З.Е.Петухова и др. – Мн.: Выш. шк., 2000.-301с.
  5. Приказ МЗ СССР №60 от 19 января 1983 года «О дальнейшем совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи детскому населению в городах».
  6. Приказ Агентства РК по ДЗ № 237 от 24 апреля 2000 года «О профилактике заболеваний и динамическом медицинском наблюдении за отдельными категориями больных».
  7. Руководство для участкового педиатра /С.Ш.Шамсиев, Н.П.Шабалов, Л.В.Эрман.-Ташкент: Медицина, 1990.-624с.
  8. Диспансерное наблюдение детей в поликлинике /Под ред. К.Ф.Ширяевой.-Спб.: 1994.-246с.

  • Контрольные вопросы (обратная связь).

1. Диспансеризация детей 1-го года жизни.

2.Врачебный контроль при подготовке детей к поступлению в дошкольное учреждение.

3.Дифференцированная подготовка детей к поступлению в ДДУ.

4 Типы школьных учреждений.

5.Функциональные обязанности школьного врача и медицинской сестры. Отчетно-учетная документация.