Учреждение образования 15

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Ректор (первый проректор) УО БарГУ

__________________________________

«_____»_________________ 2014 года

Регистрационный № УД -____ /_______.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа

государственного экзамена для студентов специальностей: 1-01 01 02 Дошкольное образование.

Дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование.

Практическая психология

2014

СОСТАВИТЕЛИ:

Ю. В. Башкирова, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

Я. В. Березнева, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

И. Л. Кишея, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

Ж. В. Рзаева, старший преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

Е. Ф. Нестер, преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

С. А. Мартыненко, преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

И. Б. Радионова, преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет»;

Т. Е. Яценко, преподаватель кафедры психологии факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет».

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Я. Л. Коломинский, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»

Н. Л. Пузыревич, кандидат психологических наук, зав. кафедрой прикладной психологии учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка»;

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой психологии (протокол № __ от _______);

методической комиссией факультета педагогики и психологии (протокол № __ от _______.);

советом факультета педагогики и психологии учреждения образования «Барановичский государственный университет» (протокол № __ от _______)

экспертиза методической комиссии факультета _________________________________________________________________________

Ответственный за редакцию Е. Ф. Нестер

Ответственный за выпуск Е. Г. Хохол

Оглавление

Пояснительная записка………………………………………………………

4

1 Требования к компетенциям выпускников…………………………..

6

2 Содержание учебного материала……………………………………………

Технологии практической деятельности психолога……………………

8

8

Теория и методика профессиональной деятельности психолога……..

17

 Информационно-методические материалы…………………………..

25

 Критерии оценивания результатов учебной деятельности студентов…………………………………………………………………

32

Примерный перечень вопросов к государственному экзамену…..

36

Пояснительная записка

Вопросы совершенствования подготовки педагогов–психологов приобретают в настоящее время особую актуальность. Главной целью современного высшего образования является повышение уровня профессиональной подготовки специалистов. Качественная подготовка специалистов педагогов–психологов определяется высоким уровнем профессиональной и социальнойкомпетентности к осуществлению педагогической и социальной деятельности. Достижению данной цели способствуют различные факторы, одним из которых является повышение общей психологической культуры будущих специалистов. Владение социально-психологическими знаниями и умениями является компонентом готовности педагога-психолога к профессиональной деятельности.

Программа государственного экзамена по практической психологии предназначена для итоговой аттестации студентов, обучающихся по специальности: 1–01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность 1–01 01 02–06 Дошкольное образование. Практическая психология.

Программа построена в соответствии с концепцией образовательного стандарта подготовки педагогов-психологов.

Основная цель программык государственному экзамену — системно, в сжатом виде, изложить теоретический материал по дисциплинам «Технологии практической деятельности психолога» и «Теория и методика профессиональной деятельности психолога»; сформировать и развить у студентов теоретические и практические знания, умения и навыки, необходимые в профессиональной деятельности практического психолога.

Реализация поставленной цели позволит решить следующие задачи:

  • проверить усвоение базовых психологических понятий и категорий;
  • повторить учебный материал за все годы обучения, глубоко его осмыслить и систематизировать;
  • проверить уровень знаний выпускников в области психологического консультирования, индивидуальной и групповой психотерапии, психологии профессионального самоопределения; методике преподавания психологии; психологии семьи;
  • способствовать реализации принципа единства теории и практики: фундаментальных и прикладных исследований и практической деятельности психолога;
  • выявить подготовленность выпускников к профессиональной деятельности.

Программа государственного экзамена по практической психологи состоит из пояснительной записки, содержания учебного материала, который представлен в двух частях («Технологии практической деятельности психолога», «Теория и методика профессиональной деятельности психолога»), информационно-методических материалов, критериев оценивания результатов учебной деятельности, примерный перечень вопросов к государственному экзамену.

Структура билетагосударственного экзамена

Структура билета государственного экзамены включает два вопроса:

первый — по технологиям практической деятельности психолога,

второй — по теории и методике профессиональной деятельности психолога.

При ответе на вопросы билета студентам рекомендуется:

  • дать определение основных понятий (со ссылкой на автора);
  • при характеристике классификаций, типологий и т.п. обозначать основания их построения с указанием автора;
  • при анализе объектов и явлений психологии рассматривать их с точки зрения различных научных позиций;
  • сопровождать теоретические положения практическими примерами;
  • формулировать выводы по каждому вопросу билета.

Требования к компетенциям выпускников

В результате изучения дисциплины студент должен закрепить и развить следующие академические (АК) и социально-личностные (СЛК) компетенции, предусмотренные в образовательных стандартах Республики Беларусь для специальности 1-01 01 02 Дошкольное образование. Дополнительная специальность 1-01 01 02-06 Дошкольное образование. Практическая психология.

АК-1. Владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

АК-2. Владеть исследовательскими навыками;

АК-3. Уметь работать самостоятельно;

АК-4. Уметь учиться, повышать свою квалификацию в течение всей жизни;

СЛК-1. Быть способным к социальному взаимодействию;

СЛК-2. Обладать способностью к межличностным коммуникациям;

СЛК-3. Быть способным к критике и самокритике;

СЛК-4. Владеть навыками ведения здорового образа жизни.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

ПК-1. Владеть системой знаний в сфере образования, сущности, содержания и структуре образовательных процессов;

ПК-2. Использовать различные методы, средства, формы обучения, прогрессивные приемы руководства деятельностью детей;

ПК-3. Внедрять в образовательный процесс новые прогрессивные технологии, подходы, методы и приемы работы;

ПК-4. Владеть умением проектирования, реализации, оценки и коррекции образовательного процесса;

ПК-5. Приобретать новые знания, используя современные информационные технологии;

ПК-6. Анализировать, обобщать и передавать передовой педагогический опыт.

Для приобретения профессиональных компетенций в результате изучения дисциплины студент должен

знать:

  • принципы и методы организации и планирования работы педагога-психолога в учреждении образования;
  • способы подготовки, организации и реализации основных направлений деятельности педагога-психолога;
  • предмет, задачи теории и методики профессиональной деятельности психолога;
  • принципы и методы профессиональной деятельности педагога-психолога;
  • формы организации основных видов профессиональной деятельности педагога-психолога.

уметь:

  • осуществлять психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса;
  • планировать и организовать работу по всем основным направлениям деятельности педагога-психолога;
  • разрабатывать и реализовывать программы психологической помощи субъектам целостного образовательного процесса;
  • использовать современные технологии и техники психологической практики;
  • использовать методы и навыки личностной и профессиональной рефлексии;
  • осуществлять психологическое исследование;
  • использовать современные методы конструктивного решения конфликтов и преодоления кризисных состояний;
  • использовать современные психологические технологии в преподавании психологии и формировании психологической культуры;
  • разрабатывать и реализовывать превентивные программы.

2 Содержание учебного материала

Раздел 1 технологии практической деятельности психолога

Тема 1.1 История развития психологической службы

Понятие о психологической службе как системе практического применения психологии.

Цели и задачи психологической службы. Принципы деятельности психологической службы и практического психолога. Психологическая служба в США, Франции и странах Восточной Европы. История становления практической психологии образования в России.

Становление и состояние психологической службы в Республике Беларусь. Структура психологической службы в системе образования, характеристика ее звеньев. Концепции и модели психологической службы. Модель психологической службы М. Р. Битяновой.

Тема 1.2 Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога

О введении должности «Педагог-психолог учреждений образования». Тарифно-квалификационная характеристика должности «Педагог-психолог учреждений образования». Положение о кабинете психологической службы учреждений образования.

Статус и профессиональное место психолога в образовательном учреждении. Права и обязанности практического психолога. Профессиограмма психолога. Этические нормы деятельности педагога-психолога. Критерии оценки эффективности деятельности педагога-психолога и организации психологической службы образования.

Тема 1.3 Требования к ведению и оформлению документации

Основные направления деятельности практического психолога: психопрофилактика, психодиагностика, консультирование, коррекционно-развивающая деятельность. Организационно-методическая документация практического психолога. Планирование работы педагога-психолога и условия его эффективности. Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ. Требования к ведению и оформлению документации.

Тема 1.4 Основы организации психопрофилактической работы

Цели и задачи, содержание психопрофилактической деятельности. Уровни психопрофилактики. Формы и методы проведения психопрофилактических мероприятий. Превентивная деятельность практического психолога. Психолого-педагогический консилиум: цели, организационные этапы, документация.

Психологическое просвещение как вид деятельности практического психолога. Формы и методы проведения психологического просвещения. Технология чтения лекций и психологических бесед. Особенности психологического просвещения разных категорий слушателей. Типичные ошибки практического психолога при проведении психологического просвещения. Преподавание курса «Психология» в учреждениях образования: принципы и особенности урока психологии.

Тема 1.5 Диагностическая деятельность практического психолога

Методологические основы получения психодиагностических данных. Принципы организации диагностической деятельности. Диагностическая технология. Способы получения психодиагностической информации. Психодиагностические методы. Правила проведения диагностического обследования, этапы и процедуры. Диагностические схемы. Типичные ошибки психолога при организации психодиагностической работы.

Тема1.6 Консультационная деятельность психолога

Понятие о психологическом консультировании, цели и задачи. Типы и основные виды консультирования. Особенности возрастно-психологического и психолого-педагогического консультирования.

Специфика психологического консультирования в образовательном учреждении. Основные виды запросов, их мотивы и рекомендательная стратегия. Типичные ошибки психолога при проведении консультаций. Психологическое консультирование по телефону.

Тема1.7 Коррекционно-развивающая деятельность практического психолога

Понятие о коррекционной и развивающей деятельности практического психолога, их цели и задачи. Виды, методы и средства психокоррекционных воздействий. Правила психокоррекционной деятельности в условиях образовательного учреждения. Принципы построения коррекционных и развивающих программ. Традиционные и нетрадиционные формы коррекционно-развивающей деятельности. Типичные ошибки психолога при организации коррекционно-развивающей работы.

Тема1.8 Особенности работы психолога в различных учреждениях образования, центрах различной направленности и на предприятиях

Особенности деятельности психолога в учреждениях образования и воспитания. Методика работы психолога с педколлективом образовательного учреждения. Организация работы психолога в социально-педагогических центрах, центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Особенности деятельности психолога в учреждениях интернатного типа. Особенности работы с одаренными детьми. Психологическая поддержка ребенка в семье. Организация работы психолога в центрах профориентации и технология профориентационной работы психолога. Специфика работы психолога с детьми, склонными к асоциальному поведению. Организация работы психолога на предприятии.

Тема1.9 Основные задачи и содержание деятельности психолога с различными возрастными группами

Основные направления и особенности деятельности психолога с детьми дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Психологическая помощь детям и подросткам с трудностями в развитии и поведении. Работа с детьми «группы риска». Методы работы практического психолога по развитию познавательной, личностно-эмоциональной и коммуникативной сферы у детей и подростков.

Тема1.10Методы тренинговой работы

Базовые тренинговые методы: групповая дискуссия, игры.

Понятие «групповая дискуссия». Способы активизации групповой дискуссии: высказывание по кругу, метод эстафеты, высказывание за определенный промежуток времени. Способы управления дискуссией: передача слова, сохранение слова за собой, запрос на высказывание, отказ в предоставлении слова.

Игровые методы и их функции. Виды игровых методов: ситуационно-ролевые, деловые, дидактические, творческие, организационно-деятельностные, имитационные.

Понятие об интерактивных играх. Этапы работы (анализ групповой ситуации, инструктирование участников, проведение игры, подведение итогов) и классификация интерактивных игр (цели, количество участвующих, глубина интервенции, нагрузка на участников, продолжительность, средства общения, степень структурированности, количество участников, происхождение игр, психологические основы, требования к ведущему, масштаб интервенции).

Психогимнастика как метод тренинговой работы. Примеры психогимнастических упражнений.

Арттерапевтические методы в тренинговой работе. Проективное рисование: диагностика и интерпретация затруднений в общении, личностной сфере, наличие внутриличностных затруднений, изучение неосознаваемых чувств. Методики проективного рисования: свободное, разговорное, совместное и их функциональное назначение.

Тема1.11 Принципы комплектования тренинговых групп

Категории людей, являющихся объектом внимания специалистов по оказанию психологической помощи. Требования к комплектованию групп: добровольность прихода в группу, информирование участников.

Комплектация тренинговых групп, существующие ограничения и особенности включения в группу по возрастному критерию, по критерию состояния здоровья (показатели ригидности-лабильности, особенности умственного развития, уровень невротизации, ярко выраженные физические недостатки), по показателю супружеских и родственных отношений, по показателю культурной и религиозной принадлежности, по статусу и уровню образования.

Состав группы (численность, пол, возраст, профессиональный состав, взаимоотношения участников).

Частота и длительность занятий.

Тема1.12 Предмет и задачи психологического консультирования

Становление и развитие психологического консультирования. Цели и задачи психологического консультирования. Виды психологического консультирования. Очное и дистантное психологическое консультирование. Опосредованное консультирование.

Консультирование как особый вид отношений. Консультирование как репертуар воздействий. Консультирование как процесс.

Место психологического консультирования в системе психологической помощи, его основная проблематика. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования. Психологическое консультирование в социокультурном контексте.

Современные научные исследования в области консультативной психологии.

Тема1.13 Методологические основы психологического консультирования

Консультирование как теория изменения личности. Психоаналитическая модель. Основные теоретические предпосылки. Психоаналитическое понимание сущности и целей консультирования. Основные этапы и процедуры. Индивидуальная психология А. Адлера и ее психотерапевтические технологии. Терапевтическая ценность ранних воспоминаний и сновидений. Бихевиоральная модель. Цели и задачи бихевиорального консультирования. Главные терапевтические факторы. Симптомы как приобретенный феномен. Подбор клиентов, способных к научению. Основные процедуры и техники. Оценка эффективности консультирования.

Когнитивная модель. Теоретические предпосылки. Цели и задачи консультирования. Модель работы А. Эллиса, основные процедуры. Модель работы А. Бека, основные процедуры. Оценка эффективности.

Гуманистическая модель. Теоретические предпосылки: ценностный подход к проблеме человеческого существования. Различия директивного и недирективного подхода. Теоретические модели консультирования, основанные на клиент-центрированном подходе. Причина трудностей клиента, показания к консультированию, основные процедуры, оценка эффективности.

Экзистенциальное консультирование: требования к личности консультанта, основные понятия, цели и задачи.

Тема1.14 Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования

Консультативный контакт и его основные параметры. Особенности консультативного контакта в различных концептуальных моделях.

Терапевтический климат и навыки консультанта как факторы, определяющие качество консультативного контакта (рабочего альянса).

Составляющие терапевтического климата. Приемы установления и поддержания консультативного контакта.

Процедуры и техники в психологическом консультировании. Вопросы в психологическом консультировании.

Перенос и контрперенос в психологическом консультировании. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним.

Сопротивление в психологическом консультировании. Формы и причины возникновения. Работа с сопротивлением.

Типологии клиентов.

Тема1.15 Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы

Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. Этапы консультативного процесса. Структурирование и установление консультативного контакта. Жалоба и запрос клиента. Анализ жалобы клиента, выделение проблемы. Модель «картины мира» и ее значение в консультативной практике. Определение потенциала клиента.

Диагностическое обследование в психологическом консультировании. Тестовое и клиническое обследование. Наблюдение в психологическом консультировании. Психодиагностическое интервью. Клиническая беседа. Требования к отбору психодиагностических процедур.

Задачи психолога на этапе проработки проблемы. Завершение рабочего альянса и оценка эффективности психологического консультирования.

Речевая стилизация беседы. Особенности речи консультанта. Параметры анализа консультативной беседы.

Тема1.16 Возрастно-психологическое консультирование. Специальные проблемы психологического консультирования

Психология развития как теоретическая база психологического консультирования. Консультирование по проблемам дошкольного, младшего школьного, подросткового, юношеского возраста: типичные жалобы и проблемы, направления оказания психологической помощи.

Консультирование пожилых людей.

Консультирование родителей. Консультирование учителей.

Консультирование при переживании утраты. Консультирование по поводу трудностей в общении. Консультирование тревожных клиентов. Консультирование клиентов из «группы риска». «Трудные» и «немотивированные» клиенты.

Тема1.17 Общие проблемы индивидуальной психотерапии

Понятие индивидуальной психотерапии. Психотерапевт как инструмент лечебного воздействия. Первые научные предпосылки психотерапии. Цели индивидуальной психотерапии в рассмотрении различных теоретических школ. Универсальные цели для различных теоретических школ.

Теории личности и терапевтическая практика. Основные функции теорий личности в психотерапевтической практике. Личность терапевта и профессиональная этика. Свойства и качества личности необходимые для консультанта.

Этический кодекс психотерапевта в области психотерапии. Влияние профессиональной деятельности на личность терапевта. Профессиональная подготовка.

Тема1.18Теоретические основы психоанализа

Жизненный путь З. Фрейда. Основные положения учения 3. Фрейда. Психоанализ: основные концепции, уровни психики, структура личности, стадии психосексуального развития. Эдипов комплекс, комплекс Электры. Регрессия, фиксация.

Защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, смещение, рационализация, сублимация, отрицание. Техника психоанализа. Психоанализ, как каузальная психотерапия.

Свободные ассоциации. Анализ сопротивления. Анализ переноса. Трансфер, контртрансфер. Интерпретация. Анализ сновидений и ошибочных действий. Показания и противопоказания к практике психоанализа. Личность аналитика. Самоанализ.

Тема1.19 Психотерапия, ориентированная на тело

Основные школы телесно-ориентированной терапии. Термин «психосоматика» в понимании И. Хайнротта. Анализ характера и практика вегетотерапии В. Райха. Теория «мышечного панциря». Инструментарий телесной терапии по В. Райху.

Структурная интеграция Иды Рольф. Техника Ф. Александера. Фундаментальные принципы метода Ф. Александера: принцип торможения, принцип директивы.

Биоэнергетический анализ А. Лоуэна. Подавление чувств как причина неврозов, депрессии и психосоматических расстройств. Пять типов человеческого характера по А. Лоуэну. Основные приемы биоэнергетики.

Танцевальная психотерапия. Функции, формы танце-двигательной терапии.

Тема1.20 Психотерапия, центрированная на клиенте

Жизненный путь К. Роджерса. Клиент-центрированная терапия К. Роджерса. Феноменологическая позиция К. Роджерса. Феноменологическое направление как реальное для индивида. Его взгляд на природу человека. Тенденция актуализации — руководящий мотив жизни. Механизмы защиты: искажение восприятия, отрицание.

Терапия, центрированная на клиенте. Терапевтические условия необходимые для конструктивных личностных изменений.

Методы и техники клиент-центрированной терапии: рефлексивная техника, техника обобщения, метафора, эмпатические ответы.

Тема1.21 Гештальттерапия

Гештальт как целостный образ. Основные положения учения Ф. Перлза. Фигура и фон. Цикл контакта по П. Гудмену, структура контакта по Зинкеру. Механизмы защиты психики: конфлюэнция, ретрофлексия, интроекция, проекция, дефлексия.

Методы и техники индивидуальной гештальттерапии. Эксперимент. Здесь и сейчас. Работа со сновидениями. Телесная работа. Пустой стул. Терапевтические интервенции: работа с механизмами сопротивления, побуждением к осознаванию, телесный резонанс, отражение чувств, амплификация, конфронтация и поддержка, отражение прошлого опыта терапевта.

Этические принципы в построении контакта «терапевт — клиент». Кодекс EAGT.

Тема1.22 Нейролингвистическое программирование

Основы НЛП. Понятие о НЛП. Основные положения. Двери восприятия информации. Язык и репрезентативные системы: визуальная, аудиальная, кинестетическая. Ведущая модальность. Синестезия.

Язык и репрезентативные системы. Предикаты. Глазные и другие сигналы доступа. Особенности использования и практические возможности.

Метод «якоря». Рефрейминг. Техники «взмах», «взрыв». Терапевтическая метафора.

Тема1.23 Введение в групповую психотерапию, ее теоретические основы. Основы групповой динамики

Понятие групповой психотерапии: научные основания, история возникновения, основные понятия, современные теории. Отличительные особенности различных подходов в современных теориях групповой психотерапии.

Психология группы, эффект группового воздействия: определение группы, признаки группы, классификация групп.

Общие требования к комплектованию групп: состав, критерии однородности- разнородности; показания-противопоказания; частота и длительность занятий.

Руководство группой: стиль руководства, личность руководителя, функции руководителя. Этические принципы работы.

Понятие «групповая динамика» и ее основные законы. Действие основных законов групповой динамики. Факторы, определяющие цели группы.

Основные элементы групповой динамики: цели и нормы группы, структура группы и проблемы лидерства, сплоченность группы, ролевое поведение в группе, фазы развития группы.

Психокоррекционное влияние групповой терапии по И. Ялому); по С. Кратохвилу.

Феномен групповой сплоченности и его влияние на социальное поведение. Лечебные факторы психотерапевтической группы.

Тема1.24 Психодрама

Теоретические основания психодрамы: история возникновения.

Методика психодрамы (определения метода и ее психологические основы), основные элементы (режиссер, протагонист, вспомогательные игроки, зрители, сцена).

Требования к психодраматической группе.

Фазы психодрамы: разогрев, действие, обмен чувствами, шеринг, процессинг.

Основные и вспомогательные техники психодрамы: представление себя, исполнение роли, монолог с двойником, обмен ролями, «зеркало», техника «Мидаса», «пустой стул», «горячий стул», «скульптура семьи», «близкие и далекие».

Тема1.25Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности

Профессиональное самоопределение личности. Соотношение понятий «самоопределение», «профессиональное развитие», «профессиональное самоопределение», «профориентация». Понимание сущности понятия «профессиональное самоопределение» в работах Е. А. Климова, Л. И. Божович, Н. И. Шевандрина, И. С. Кона и др.

Этапы профессионального самоопределения личности по И. С. Кону, Э. Гинзбергу. Уровни профессиональной идентичности по Э.Эриксону.

Психологические теории профессионального выбора. Проблема выбора личностью профессии в теориях З. Фрейда, А. Адлера, А. Маслоу. Теория «Я-концепции» Д. Сьюпера, Теория «Черт личности» Дж. Голланда. Сценарная теория выбора профессии Э. Берна.

Тема1.26История становления и развития профессиональной ориентации

История развития профориентации. Донаучный период. Взгляды на выбор профессии в культурах древнейших цивилизаций мира (Китай, Индия, Египет, Греция, Рим).

Эпоха феодализма. Первая попытка научного обоснования природы различных способностей и их применения в науке и искусстве в работах Хуана Хуарте. Публикации, посвященные вопросам профориентации в XIX веке. Возникновение психотехники в начале XX века. Ее теоретическое оформление в работах Г. Мюнстерберга, В. Штерна, О. Липмана. Первое профбюро по выбору профессии Ф. Парсона и факторы успешного выбора профессии. Этапы современного развития профориентации. Первый этап (30 — 40 гг. XX в.).

Второй этап (40 — 50 гг. XX в.).

Третий этап (после 50-х гг.).

Исследования советских ученых: И. Н. Шпильрейна, С. Г. Геллерштейна, В. И. Гальперина, Н. Д. Левитова и др. Современные теоретические разработки профориентационной проблематики в Беларуси в исследованиях: Л. А. Кандыбович, В. М. Казубовского, Ф. И. Иващенко, А. Г. Ростунова.

Тема1.27Личность в системе профессиональной ориентации

Понятие «профессиональная профориентация». Структура профессиональной ориентации и ее компоненты: профессиональное просвещение, профпропаганда, профессиография, профконсультация, профессиональный отбор, профессиональная пригодность. Аспекты профориентации: экономический, социальный, психологический, медико-физиологический.

Учет индивидуально–психологических характеристик личности в профориентации. Типы высшей нервной деятельности по И. П. Павлову. Основные нервные процессы (возбуждение и торможение).

Их характеристики (сила, уравновешенность и подвижность).

Понятие «темперамент» и его виды. Учет типов темперамента в профориентации.

Акцентуации характера (гипертимический, дистимический, циклоидный, возбудимый, застревающий, педантичный, тревожный, эмотивпый, демонстративный, экзальтированный тип).

Их учет в профориентации.

Сигнальные системы и три типа высшей нервной деятельности по И. П. Павлову (художественный, мыслительный, средний).

Функции правого и левого полушарий. Исследования в области полушарной асимметрии мозга и их учет в профориентации.

Тема1.28Профессиональная деятельность в системе профориентации

Характеристика и соотношение понятий: труд, профессия, специальность, должность, квалификация.

Профессиональный выбор и классификации профессий. Многопризнаковая концепция профессиональной типологии Е. А. Климова. Виды профессий: «Человек – природа», «Человек – техника», «Человек – человек», «Человек – знаковая система», «Человек – художественный образ».

Требования профессиональной деятельности к личности. Профессиология и профессиография в обеспечении процесса профессионального самоопределения. Профессиограмма и ее составные части.

Мотивы выбора профессии. Основные ошибки при выборе профессии.

Тема1.29Профессиональные способности и их диагностика в профессиональном самоопределении

Проблема способностей в контексте профессионального самоопределения

Профессиональные способности. Признаки специальных способностей для конкретных видов деятельности (профессий).

Основные свойства специальных способностей (Е. А. Климов)

Принципы выбора, разработки и проведения диагностических процедур

Тесты специальных способностей в практике профессиональной ориентации и профконсультирования

Обзор основных тестов профориентации. Тесты, изучающие структуру и направленность личности, тесты познавательных процессов, тесты эмоционально-волевой сферы и психических состояний, тесты, изучающие индивидуально-психологические и типологические особенности личности, используемые в профдиагностике. Компьютерное тестирование, применяемое в профориентации школьников.

Тема1.30Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор

Профессиональная пригодность как сочетание физических, индивидуально-психологических, психофизиологических качеств личности, обеспечивающих овладение профессией, качественно-профессиональную деятельность и удовлетворенность выбранной профессией

Профессионально-важные качества (ПВК) и профессиональная пригодность

ПВК в профессиях типа «человек – природа». ПВК в профессиях типа «человек – техника». ПВК в профессиях типа «человек – человек». ПВК в профессиях типа «человек – знаковая система». ПВК в профессиях типа «человек – художественный образ».

Понятие профотбора (подбора).

Организация, процедура проведения и возможные проблемы профессионального отбора и подбора.

Раздел 2 теория и методика профессиональной деятельности психолога

Тема2.1 Поведение личности вконфликте

Основные стратегии поведения личности в конфликте: уход, избегание, уступка, принуждение, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество. Типы конфликтных личностей: демонстративный, неуправляемый, ригидный, сверхточный, бесконфликтный. Условия построения конструктивного взаимодействия с различными типами конфликтных личностей. Классификация конфликтов. Поведение личности в трудных ситуациях жизнедеятельности: трудные ситуации деятельности, взаимодействия, трудные внутриличностные ситуации, трудные бытийные ситуации.

Тема2.2Психологический конфликт в семье Понятие семейных конфликтов и их специфика. Классификация семейных конфликтов. Супружеские конфликты. Детско-родительские конфликты. Факторы и симптоматика родительско-детских конфликтов. Конфликтные типы родительских отношений. Методы психологической коррекции родительско-детских конфликтов. Анализ современных подходов к оптимизации межличностного взаимодействия в семье и профилактике

Тема2.3Методы конструктивного завершения конфликта

Метод картографии конфликта; метод «здоровой дистанции»; метод прямых переговоров У. Юри и Р. Фишера; метод медиаторства; метод мозгового штурма. Формирование умений разрабатывать альтернативы выхода из конфликта. Развитие умений задавать уточняющие вопросы, раскрывать сущность стратегии и тактики поведения, менять решения в ходе переговоров, соглашаться и обсуждать проблему. Формирование умений анализа выхода из конфликта и принятия решений в конфликте.

Тема2.4 Психодиагностика как наука. История развития и современное состояние психодиагностики.

Предмет психодиагностики как научного знания. Связь психодиагностики с предметными областями психологической науки: общей психологией, медицинской, психологией развития, социальной психологией, дифференциальной психометрией. Основные понятия психодиагностики. Современные тенденции развития психодиагностики. Цели и задачи современной психодиагностики, ее структура. Социальные и этические аспекты психодиагностики. Этический кодекс психолога. Цели и задачи практической психодиагностики. Области социальной практики, требующие применения психодиагностики.

Исторические корни психодиагностики. История возникновения тестирования, индивидуального и группового. История развития и современное состояние психодиагностики в зарубежной психологии. Исторические аспекты развития психологической диагностики и предмета ее исследования.

Тема2.5Методы психодиагностики и их классификация. Тестология

Классификация методов психодиагностики Критерии дифференциации методов психодиагностики. Содержательная характеристика метода наблюдения, беседы, интервью, анкетирования, анализа продуктов деятельности (контент–анализ), метода фокус–группы.

Общие признаки психологического теста. Достоинства и недостатки теста как метода психодиагностики. Требования, предъявляемые к тестам. Виды психологических тестов. Тесты достижений. Тесты интеллекта, проблемы тестирования интеллекта. Тесты способностей. Основные направления личностных тестов. Проективные методики.

Тема2.6 Диагностика психического развития детей младенческого и раннего возраста

Диагностика ребенка младенческого возраста (от рождения до 2 лет).

Методы диагностики психомоторного, эмоционального, сенсорного развития ребенка младенческого возраста. Составление психологической характеристики ребенка младенческого возраста.

Диагностика детей раннего возраста (от 2 до 4 лет).

Стратегия и тактика диагностической работы с детьми раннего возраста в контексте социальной ситуации развития, основных новообразований, ведущего вида деятельности. Адаптация психодиагностического инструментария к особенностям дошкольного возраста. Методы и методики диагностики познавательных процессов, эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, самосознания, поведения, детского творчества. Составление психологической характеристики ребенка раннего возраста.

Тема2.7Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста

Методы определения готовности детей к обучению в школе. Диагностика детей дошкольного возраста. Необходимость адаптации методов психодиагностики к детям дошкольного возраста. Психодиагностика познавательной сферы дошкольника. Психодиагностика личностных качеств и взаимодействия ребенка и родителей. Диагностика познавательной сферы. Диагностика умственного развития и общих способностей. Особенности развития воображения в дошкольном возрасте. Диагностика интеллектуального развития. Диагностика личностной и волевой сферы. Анализ и применение диагностического инструментария оценки эмоциональной сферы дошкольника. Диагностика межличностных взаимодействий и способности к общению.

Понятие психологической готовности детей к школьному обучению. Методы и методики определения готовности ребенка к обучению в школе. Наиболее часто используемые диагностические процедуры. Психодиагностические комплексы готовности к школьному обучению.

Тема2.8Психодиагностическая работа с детьми младшего школьного возраста

Учет индивидуальных различий в уровне психологического развития детей младшего школьного возраста. Роль экспериментальных и игровых ситуаций в психодиагностике детей этого возраста. Общая характеристика стандартизированного комплекса психодиагностических методик для младших школьников. Диагностика познавательных процессов, личностных особенностей и межличностных взаимодействий младших школьников.

Тема2.9 Диагностика познавательной сферы подростков и юношей

Особенности психодиагностической работы с подростками. Особенности психодиагностической работы с юношами и девушками старшего школьного возраста. Методы психодиагностики познавательной сферы подростков и юношей. Методы изучения личности школьников средних и старших классов. Методы изучения межличностных взаимодействий.

Определение уровня развития ощущений и восприятия в подростковом и юношеском возрасте. Определение уровня развития внимания в подростковом и юношеском возрасте. Выявление уровня развития различных видов памяти. Определение уровня развития мышления и речи в подростковом и юношеском возрасте. Интеллект и умственное развитие. Подходы к определению способностей и одаренности в отечественной психологии. Понятия общих и специальных способностей. Отдельные тесты способностей и тестовые батареи. Тесты креативности: вербальной, изобразительной, поведенческой.

Тема2.10Психодиагностика индивидуально–типологических и характерологических особенностей личности

Многофакторная диагностика структуры личности. Понятие о чертах личности в психодиагностике. Основные классы черт личности. Понятие характера. Диагностика черт характера и акцентуаций характера. Профиль личностной акцентуации. Причины акцентуаций характера. Типы акцентуаций, их диагностика. Особенности составления рекомендаций.

История развития многофакторной диагностики личности. Цель методов –– получение информации о личности со слов самой личности (самонаблюдение).

Подходы к диагностике личности: на основании выделения черт или факторов, на основании выделения типов

Тема2.11Психодиагностика эмоциональной, мотивационно–потребностной сферы и направленности личности

Диагностика эмоциональных состояний. Диагностика эмоционального профиля личности. Понятия личностной и ситуативной тревожности, эмпатических тенденций, эмоционально–волевой (нервно–психической) устойчивости личности и их диагностика. Диагностика волевого процесса, произвольности. Диагностика волевых качеств личности. Воля в структуре характера.

Индикаторы диагностики мотивационно–потребностной сферы. Диагностика аффилиации и мотива достижения успеха.

Диагностика иерархии потребностей. Понятие направленности личности и его диагностика. Диагностика ценностных ориентации личности.

Тема2.12Диагностика межличностных взаимодействий

Особенности межличностных взаимодействий в подростковом и юношеском возрасте. Межличностные взаимодействия как психодиагностическая категория. Психодиагностика межличностных взаимодействий. Малая группа и структура общения в ней. Социометрия и оценка группы. Психодиагностика межличностного общения. Диагностика коммуникативной компетентности. Психодиагностика межличностного поведения. Социальная адаптация и ее диагностика.

Тема2.13 Предмет методики преподавания психологии. Проблемы и задачи

«Методика преподавания психологии» как научная дисциплина, разрабатывающая вопросы содержания, организации и методов преподавания психологии, обеспечивающих сенсорно–перцептивное, интеллектуальное, личностное и эстетическое развитие субъекта образования. Общая, теоретические и практические задачи курса — разработка теоретических и методологических его оснований, проблем гуманизации психологического образования, развивающих эффектов познания психики человека. Связь методики преподавания психологии с другими науками психологического цикла.

Тема2.14 Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании

Основные психологические модели, ориентированные на школьное и вузовское обучение: «свободная модель», «диалогическая модель», «личностная модель», «обогащающая модель», «развивающая модель», «структуризирующая (модульная) модель», «активизирующая модель», «формирующая модель». Развивающее обучение (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).

Освоение учебных действий по форме и степени обобщенности (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина).

Интерактивное обучение, проблемное обучение, программированное обучение в процессе изучения психологии.

Тема2.15 Психология как учебная дисциплина в средней школе

Особенности обучения психологии в средних учебных заведениях. Типы программ обучения психологии в школе. Формы учебных занятий по психологии в школе. Психология в структуре общеобразовательных программ. Урок психологии в структуре учебных занятий в школе. Типы уроков. Методика подготовки учителя к урокам психологии. Организация учебной деятельности учащихся на уроке психологии. Внеклассная работа по психологии в школе. Индивидуальная, групповая и массовая форма внеклассной работы по психологии. Особенности психологического образования родителей.

Тема2.16 Методика проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий по психологии

Понятие лекционного занятия. Цели лекции. Формы проведения, виды и функции лекций. Принципы построения и отбора материала для лекционных занятий. Психологические условия эффективности лекции. Методические требования к составлению и проведению лекций по психологии. Методика проведения семинарских занятий по психологии. Практические занятия по психологии. Виды практических занятий. Тренинг в структуре практических занятий. Использование современных компьютерных технологий на практических и лабораторных занятиях. Лабораторные занятия в структуре преподавания психологии.

Тема2.17 Организация и управление самостоятельной работой студентов по психологии

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Специфика, организация и управление самостоятельной работой студентов, ее виды и особенности. Основные функции самостоятельной учебной работы по психологии. Содержание и методы активизации самостоятельной работы студентов. Организация и руководство учебно-исследовательской и научно-исследовательской работой студентов. Формирование способов и умений психологического анализа произведений художественной литературы и фольклора. Подготовка рефератов, курсовых и дипломных работ по психологии. Практика студентов по психологии. Дистанционные образовательные технологии.

Тема2.18 Методы проверки знаний при изучении психологии

Организация проверки и оценивания знаний по психологии. Основные функции педагогического контроля. Специфика и методы проверки знаний по психологии. Психологические аспекты оценивания: отметка и оценка. Проверочные и творческие письменные работы. Методические требования к реализации проверки знаний, составлению: контроль–тестов, контрольных работ, экзаменационных билетов. Проведение студенческих психологических олимпиад.

Тема2.19 Психологическая культура личности как результат психологического образования

Понятие культуры и психологической культуры личности. Психологическая культура как условие и цель деятельности педагога-психолога. Понятие инкультурации. Функции психологической культуры. Доконцептуальный и концептуальный уровни психологической культуры. Компоненты психологической культуры личности. Понятие общей и профессиональной психологической культуры. Специфика психологической культуры педагога.

Тема2.20 Социально-психологическая сущность брака и семьи

Значение семьи в жизни человека и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Демографическая ситуация в стране. Состояние современной семьи: проблемы и позитивные тенденции. Основные направления социально-демографической политики государства. Предмет, задачи и структура психологии семьи. Определение брака и семьи. Развитие брачно–семейных отношений в истории общества. Типологии семьи. Функции современной семьи. Динамика семьи. Жизненный цикл и жизненный путь семьи.

Тема2.21 Психологические основы выбора брачного партнера. Психология гендерных различий

Закономерности развития эмоциональных отношениях в паре. Межличностная аттракция. Факторы возникновения симпатии в паре. Феномен любви. Теории выбора брачного партнера. Мотивы вступления в брак. Понятие психологической готовности к браку.

Психология гендерных различий. Гендер как социальная категория. Проявление гендерных особенностей в семейном взаимодействии.

Тема2.22Супружеские отношения

Функции супружеской подсистемы семьи. Стадии развития супружеских отношений. Типы супружеских отношений. Понятие о стабильности и успешности брака. Факторы удовлетворенности браком. Супружеская совместимость как социально-психологическое явление. Виды супружеской совместимости.

Супружеские дисгармонии: понятие и виды. Супружеские ссоры и конфликты. Роль коммуникативной компетентности супругов в решении супружеских конфликтов.

Тема2.23Ненормативные кризисы семьи

Супружеская неверность как социальная проблема, как ненормативный кризис семьи. Виды супружеских измен. Причины и последствия супружеской неверности. Психология ревности. Влияние измены на развитие супружеских отношений.

Развод как социальное явление, как ненормативный кризис семьи. Мотивы развода. Стадии разводного процесса. Последствия развода для супругов и детей. Мифология развода. Эмоциональное восстановление после развода.

Тема2.24 Детско–родительские отношения в семье

Семья как институт первичной социализации ребенка. Материнство и отцовство как психологические феномены. Родительские установки и их детерминация. Понятие о стиле воспитания. Влияние стиля родительского воспитания на развитие ребенка.

Многодетная семья: особенности структуры и функций. Развитие ребенка в неполной семье. Родительско–детские отношения с приемными детьми.

Тема2.25 Человек в ситуации неопределенности

Управление стрессом. Адаптационный синдром (Г. Селье).

Стадии развития стресса. Психологический и физиологический стресс. Стресс, копинг, социальная сеть поддержки. Психологические компоненты стресса.

Посттравматический стресс. Определение понятия. Симптоматика, диагностика, эпидемиология. Треугольник травмированной личности. Крушение базовых иллюзий. Психологические последствия жестокого обращения в детстве. Симптоматика последствий продолжительных издевательств. Патологические изменения во взаимоотношениях и в индивидуальности.

Переживание потери. Возрастные особенности восприятия и (переживания) преодоления горя. Детский опыт переживания горя. Формирования чувства вины. Гиперактивность как психологическая защита от горя. Проблемы с индентификацией и разрушение Я-Концепции. Основные детские реакции на горе.

Тема2.26 Стратегия и методология психологической помощи

Фундаментальные принципы психологической помощи. Подходы к коррекции травматического стресса. Превентивный подход в психотерапии. Сущность превентивного подхода в психотерапии кризисных состояний. Принципы превентивного подхода: немедленная помощь; близость к месту события. Установка на положительные результаты. Общий подход и единая команда. Использование простых и действенных способов терапии.

Методы психологической помощи человеку в кризисных ситуациях. Психологический дебрифинг как форма кризисной интервенции. Психобиографический дебрифинг. Группа поддержки взрослым в горе. Группа поддержки детям в горе.

Тема2.27 Понятие одаренности в современной психологии

Проблема способностей и одаренности в трудах зарубежных и отечественных психологов. Понятие способности. Классификация способностей. Уровни развития способностей: одаренность, талант, гениальность. Понятие одаренности. Классификация одаренности: общая и специальная, ранняя и поздняя, явная и скрытая. Понятие таланта. Понятие гениальности.

Тема2.28 Психология девиантного поведения

Критерии определения понятия «отклоняющегося поведения». Определение понятий «социальная норма», «социальные отклонения» и «девиантное поведение». Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимого поведения. Классификация и функции социальных норм. Норма как регулятор отношений и поведения человека.

Тема2.29Типология девиантного поведения.

Основные типы девиантного поведения. Определение аддиктивного поведения. Виды аддикций. Факторы и условия формирования аддиктивного поведения. Агрессивное поведение: основные понятия, место в структуре девиантного поведения. Делинквентное поведение: основные понятия. Факторы и условия формирования делинквентного поведения. Суицидальное поведение: определение, структура, типы. Сексуальные девиации и их классификация.

Тема2.30Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения

Определение понятий «профилактика девиантного поведения». Методы и формы профилактики. Принципы профилактической работы.

Понятие «социально-психологическая интервенция». Основные задачи социально-психологического вмешательства при девиантном поведении. Принципы организации социально-психологической интервенции. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕХНОЛОГИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

  1. Акерман, С. Психодрама, ориентированная на клиента / С. Акерман // Психотерапевтический журнал.—1993.— №4.—С. 35–41.
  2. Баскаков, В. Ю. Свободное тело / В. Ю. Баскаков.—М., 2001—224 с.
  3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — Москва, 1998. — 234 с.
  4. Битянова, М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы / М.Р. Битянова. — Москва, 1998. — 217 с.
  5. Браун, Д. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики / Д. Браун, Дж. Педдер.—М.,1998. —С.116–131.
  6. Брински, Б. Гештальт–терапия / Б. Брински.—СПб., 1990.— 289 с.
  7. Булюбаш, И. Д. Руководство по гештальт–терапии / И. Д. Булюбаш.—Из-во Института психотерапии, 2004.—С.382.
  8. Венгер, А. Л. и др. Задачи и функции психолога детского дошкольного учреждения / А. Л. Венгер. — Москва. — 1993. — 158 с.
  9. Газарян, С.С.Ты выбираешь профессию / С.С. Газарян. – М.: Молодая гвардия, 1985. —80 с.
  10. Захаров, И.Н.Профессиональная ориентация школьников / И.Н. Захаров. – М.: Просвещение, 1988. —235 с.
  11. Калугин, Н.И. Профессиональная ориентация учащихся / Н.И. Калугин. – М.: Просвещение, 1983. —144 с.
  12. Карандашев, Ю. Н.Психологическая служба в системе образования: Методические рекомендации / Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько.—Мн.: Карандашев, 1998.—183 с.
  13. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский.—М., 1985.— С. 379.
  14. Каштан, Г. Клиническая психиатрия / Г. Каштан, Б. Сэдок.—М., 1994.—Т.1,2.—С. 75–77, 95–100
  15. Климов, Е. А. Профориентация и психология / Е. А. Климов // Вестник Московского университета. – Сер. 14. – Психология. – 1985.— № 1. — С. 49–54.
  16. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов.—Ростов-н/Д., 1996.—428 с.
  17. Климов, Е.А.Как выбрать профессию / Е.А. Климов. – М., 1990. —340 с.
  18. Климов, Е.А.Образ мира в разнотипных профессиях / Ю.А. Ермолов. – М., 1990. —110 с.
  19. Кондрашенко, В. Т. Общая психотерапия/ В. Т. Кондрашенко, Д. И. Донской, С. А. Игумнов—Мн.: Высш. шк., 2003. —328 с
  20. Минухин, С. Техники семейной терапии / С. Минухин, Ч. Фишман.—М., 1998.—298 с.
  21. Мартыненко, С.А.Первые шаги школьника к профессии : метод. рекомендации по управлению профессиональным самоопределением учащихся сельских школ для студентов психологических специальностей Барановичи : РИО БарГУ, 2008.—20 с.
  22. Нагаров, В. И. Группаналитическая психотерапия: методы, принципы, методики. / В. И. Нагаров // Психол. Журнал.—1994.—№2. Т. 15.—С. 127–134.
  23. Немов, Р. С. Психологическое консультирование / Р. С. Немов.—М.: ВЛАДОС, 2001.
  24. Нормативные документы для педагогов-психологов. — Минск: Мин-во образ. РБ, 2001. — 156 с.
  25. О совершенствовании деятельности педагогов-психологов и психологической службы системы образования: Приказ министра образования РБ от 13.08.1998. — № 497 // Псiхалогiя. — 1998. — № 4. — С. 97—102.
  26. Овчарова, Р. В. Практическая психология в начальной школе / Р. В. Овчарова. — Москва: Сфера. — 1996. — 258 с.
  27. Овчарова, Р. В. Справочная книга школьного психолога / Р. В. Овчарова. — Москва, 1996. — 217 с.
  28. Овчарова, Р. В. Технологии практического психолога образования: учебн. пособие / Р. В. Овчарова. — Москва: Сфера, 2001. — 187 с.
  29. Петровская, Л. А.Коммуникативная компетентность личности: социально-психологический тренинг / Л. А. Петровская. — М.: Мир. 1991. — 134 с.
  30. Положение о кабинете психологической службы учреждения образования: Прил. к приказу от 13.08.1998. — № 496 // Псiхалогiя. — 1998. — № 4. — С. 93–96.
  31. Положение о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования // Зборнiк нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь. — 2006. — №15. — С. 3–11.
  32. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / под ред. М. Р. Битяновой. —СПб., 2002. —38 с.
  33. Практическая психология образования / под общ. ред. И. В Дубровиной. — Москва: Сфера, 2000. — 154 с.
  34. Профессиональная ориентация учащихся / сост. О.А. Хаткевич. – Мн.: Красико-Принт, 2004. —140 с.
  35. Прохоров, А. В. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение /А. В. Прохоров, У. Ф. Велисер, Дж. О. Прочаска // Вопросы психологи. —1994. —№2.—С.113–122.
  36. Прохоров, А. В. Транстеоретическая модель изменения поведения и ее применение /А. В. Прохоров, У. Ф. Велисер, Дж. О. Прочаска // Вопросы психологи. —1994. —№2.—С.113–122.
  37. Психологическая служба в школе/ сост. Лутович Т. Ф. — Мозырь. — 1998. – 117 с.
  38. Психологическая служба в школе/ сост. ЛутовичТ.Ф. — Мозырь. — 1998. — 117 с.
  39. Работа психолога в начальной школе / под общ. ред. М. Р. Битяновой. — Москва. — 1998. — 171 с.
  40. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина [и др]; под общ. ред. И. В Дубровиной. Москва. — 1995. — 214 с.
  41. Роджерс, К.Клиентцентрированная терапия / К. Роджерс.—М., 1997.— 464 с
  42. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Псикокоррекционные группы: тория и практика / К. Рудестам.—М., 1990.— 291 с
  43. Самоукина, Н. В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг / Н. В. Самоукина. — Дубна: ООО «Феникс+». — 2000. — 180 с.
  44. Самоукина, Н. В. Психотерапевтическая помощь учителю / Н. В. Самоукина // Частная школа, 1997. — № 4. — С. 44–57.
  45. Самоукина, Н. В. Психотерапия и консультирование подростков и старшеклассников / Н. В. Самоукина // Частная школа, 1997. — № 3. — С. 68–81.
  46. Спиваковская, А. С. Профилактика детских неврозов / А. С. Спиваковская. — Ленинград: ЛГУ. — 1988. — 165 с.
  47. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. — Москва, 2001. — 128 с.
  48. Фурманов, И. А. Основы групповой психотерапии / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова.—Мн.: Тесей, 2004. – 256 с.
  49. Фурманов, И. А.Психология депривированного ребенка / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова.—М.: ВЛАДОС, 2004.—319 с.
  50. Чиркова, Т. И. Психологическая служба в детском саду / Т. И. Чиркова. — Москва. — 2000. — 136 с.
  51. Чистякова, С.Н.Основы профессиональной ориентации школьников / С.Н. Чистякова. – М.: Просвещение, 1983.—47 с.
  52. Ялом, И. Теория и практика групповой психотерапии / И. Ялом. —СПб, 2000. —440 с.

Теория и методика профессиональной деятельности психолога

  1. Алешина, Ю. Е.Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. (Спецпрактикум по социальной психологии) / Ю. Е. Алешина, Я. ЯГозман, Е. М. Дубовская; под ред. Ю. Е. Алешиной.—М., 1987.—188 с.
  2. Анастази, А. Психологическое тестирование / А. Анастази, С. Урбина.—СПб.: Питер, 2003.—688 с.
  3. Андреева, Т. В.Психология современной семьи / Т. В. Андреева.—СПб.: Речь, 2005.—436 с.
  4. Бадмаев, Б. Ц.Методика преподавания психологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Б. Ц. Бадмаев. – М. : ВЛАДОС, 2004. – 303 с.
  5. Богоявленская, Д. Б.Рабочая концепция одаренности / науч. ред. В. Д. Шадриков. — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. — 68 с.
  6. Бурлачук, Л. Ф.Психодиагностика / Л. Ф. Бурлачук.—СПб.: Питер, 2005.—351 с.
  7. Вербицкий, А. А.Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий.—М., 1991.—207 с.
  8. Витакер, К.Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер.—М., 1998.—242 с.
  9. Гаранина, Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е. Ю. Гаранина, Н. А. Коноплева, С. Ф. Карабанова. — М. : Флинта : МПСи, 2009. — 384 с.
  10. Герасимова, В. С.Методика преподавания психологии: курс лекций / В. С. Герасимова. – М.: Ось-89, 2005. – 128 с.
  11. Горбатов, Д. С. Практикум по психологическому исследованию / Д. С. Горбатов.—Самара: Бахрах-М, 2000.—248 с.
  12. Гришина, Н. В.Психология конфликтов / Н. В. Гришина. — СПб: Питер, 2002. — 464 с.
  13. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус и др.; под общ.ред. Я. Л. Коломинского, Е. А. Панько. —Минск: Университетское, 1997.—237 с.
  14. Дружинин В. Н.Психология общих способностей / В. Н. Дружинин.—СПб., 2000.—368 с
  15. Дьяченко, М. И.Психология высшей школы: учеб. пособие / М. И Дьяченко, Л. Я. Кандыбович. – Минск, 1993. – 352 с.
  16. Змановская, Е. В.Девиантология (психология отклоняющегося поведения) / Е. В. Змановская. – М.: Академия, 2003. – 288 с.
  17. Карабанова, О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учеб. пособие / О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2004. — 320 с.
  18. Карандашев, В. Н.Методика преподавания психологии: учеб. пособие / В. Н. Карандашев. – СПб: Питер, 2005. – 250 с.
  19. Кернберг, О.Отношения любви: норма и патология / О. Кернберг.— М., 2000. —Гл. 1—4.—С. 13—89.
  20. Клейберг, Ю. А.Психология девиантного поведения / Ю. А. Клейберг. – М.: ТЦ Сфера; Юрайт – М., 2001. – 160 с.
  21. Клещёва, Е. А.Организация работы куратора группы со студентами : метод. пособие / Е. А. Клещёва, Ж. В. Рзаева. – Барановичи : РИО БарГУ, 2010. – 126 с.
  22. Ковалев, С. В.Психология современной семьи / С.В. Ковалев. — М., 1988. — 356 с.
  23. Коломинский, Я. Л.Психология педагогического взаимодействия / Я. Л. Коломинский; под. ред. Я. Л. Коломинского.—СПб.: Речь. 2007.—239 с.
  24. Кондрашенко, В. Г. Девиантное поведение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция / В. Г. Кондрашенко, С. А. Игумнов. — Минск: Аверсэв, 2004. — 365 с.
  25. Куттер, П.Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей / П. Куттер.—СПб. : Б.С.К., 1998.—Гл. 4.—С. 31—55.
  26. Куттер, П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую теорию / П. Куттер. – СПб. : Б.С.К., 1998 — 198с.
  27. Ляудис, В. Я. Методика преподавания психологии / В. Я. Ляудис. – СПб. : Питер, 2007. – 192 с.
  28. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. — М. : Эксмо, 2008. — 928 с.
  29. Маришук, Л. В. Психодиагностика в спорте / Л. В. Маришук, Ю. М. Блудов, Л. К. Серова.—М.: Просвещение, 2005.—349 с.
  30. Методика преподавания психологии: конспект лекций / О. Ю. Тарская [и др.]. – М. : Высшее образование, 2007. – 207 с.
  31. Методика преподавания психологии: метод. рекомендации по организации аудиторных учебных занятий в вузе / сост. Ж. В. Рзаева. ― Барановичи : РИО БарГУ, 2008. ― 48 с.
  32. Менделевич, В. Д.Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – СПб.: Речь, 2005. – 445 с.
  33. Молоховиков, А. Н.Телефонное консультирование : Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Психология», «Клинич. психология» / А. Н. Моховиков. — М. : Смысл, 2001. — 494 с.
  34. Немов, Р. С.Психология. В 3 кн.—Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика / Р. С. Немов.—М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1999.
  35. Никольская, И. М.Уроки психологии в начальной школе / И. М. Никольская, Г. Л. Бардиер. ― СПб.: Речь, 2004. ― 190 с.
  36. Общая психодиагностика / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столица. — М.: Мос.Гос. ун-т, 1987.— 303 с.
  37. Олифирович, Н. И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. — СПб. : Речь, 2008. — 360 с.
  38. Основы психодиагностики / под ред. А. Г. Шмелева. —Ростов-н/ Д.: Феникс. 1996. —544 с.
  39. Основы психологии семьи и семейного консультирования: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / под общ. ред. Н. Н. Посысоева. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 328 с.
  40. Пергаменщик, Л. А. Введение в кризисную психологию. Курс лекций / Л. А. Пергаменщик. — Минск : БГПУ, 2005. — 275 с.
  41. Пергаменщик, Л. А. Кризисное вмешательство: практикум / Л. А. Пергаменщик, Н. Л. Пузыревич. — Минск : БГПУ, 2011. — 100 с.
  42. Пергаменщик, Л. А. Кризисное вмешательство: практикум / Л. А. Пергаменщик, Н. Л. Пузыревич. — Минск : БГПУ, 2012. — 140 с.
  43. Пергаменщик, Л. А. Посттравматический стресс: понять и преодолеть: учеб. метод. пособие / Л. А. Пергаменщик. — Минск : БГПУ, 2008. — 139 с.
  44. Пергаменщик, Л. А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: практикум: учеб-метод. пособие / Л. А. Пергаменщик, Н. Л. Пузыревич. — Минск : Издательство Гревцова, 2012. — 340 с.
  45. Пионова, Р. С.Педагогика высшей школы: учеб. пособие / Р. С. Пионова. – Минск : Выш. шк., 2005. — 303 с.
  46. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности / под общ.ред. В. А.  Бодрова. —М: ПЕР СЭ, 2003.—768 с.
  47. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. —Самара: Бахрах-М, 2006.—672 с.
  48. Психологическая диагностика / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. —М.: Владос, 2005.—652 с.
  49. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина: в 2 т. —М., 2000.— 474 с.
  50. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е. Г. Силяевой. — М.: Владос, 2004. —542 с.
  51. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / под ред. Е.Г. Силяевой. — М.: Владос, 2004. — 542 с.
  52. Пэпп, П.Семейная терапия и ее парадоксы / П. Пэпп.—М., 1998.—198 с.
  53. Рожина, Л. Н.Методика преподавания психологии: учеб.-метод. пособие: в 3 ч. / Л. Н. Рожина. ― 3 изд. – Минск : БГПУ, 2003. – Ч. 1. – 250 с.
  54. Рожина, Л. Н.Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практических психологов / Л. Н. Рожина.—Минск: Вышэйшая школа, 2003.—272с.
  55. Ромек, В. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / В. Г. Ромек, В. А. Конторович, Е  И. Крукович. — СПб. : Речь, 2007. — 256 с.
  56. Сатир, В.Как строить себя и свою семью / В. Сатир.—М., 1992.—256 с.
  57. Селевко, Г. К.Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. ― М. : Народное образование, 1998. ― 256 с.
  58. Семаго, Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я.Семаго, М.М. Семаго.—СПб.: Речь, 2006.—384 с.
  59. Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования / под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. —М, 1989.—416 с.
  60. Скиннер, Р.Семья и как в ней уцелеть / Р. Скиннер, Д. Клииз.—М, 1995.—284 с.
  61. Слепкова, В. И.Психологическая диагностика семейных отношений / В. И. Слепкова, Т. А. Заеко. – Мозырь: Содействие: 2006. — 196 с.
  62. Слепкова, В.И.Психология семьи / В. И. Слепкова. — Минск: Харвест, 2006. — 496 с.
  63. Слепкова, В. И. Психология семьи: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 2 / В. И. Слепкова, И. И. Кранц.Минск: БГПУ, 2012.180 с.
  64. Смирнов, С. Д.Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Д. Смирнов. — М. : Академия, 2003. – 304 с.
  65. Собчик, Л. Н.Психодиагностика. Методы и методология / Л. Н. Собчик.—СПб.: Речь.—2000.—219с.
  66. Содержание диагностической и коррекционной работы в детском дошкольном учреждении / под общ. ред. Н. Я. Кушнир. — Минск. — 1996. — 117 с.
  67. Социальная конфликтология / под ред. А. В. Морозова. — М.: Академия, 2002. — 336 с.
  68. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников / В. Г. Степанов. — Москва, 2001. — 128 с.
  69. Стоюхина, Н.Ю. Методика преподавания психологии: история, теория, практика: учеб. пособие / Н. Ю. Стоюхина.М.: Флинта: Наука, 2011.184 с.
  70. Талайко, С. В.Психология высшей школы: курс лекций: учеб.-метод. пособие / С. В. Талайко. ― Мозырь : Белый Ветер, 2006. ― 202 с.
  71. Фишер, Р.Путь к согласию, или переговоры без поражения / Р. Фишер, У. Юри. — М.: Наука, 1992. — 156 с.
  72. Фурманов, И. А.Психология детей с нарушениями поведения / И. А. Фурманов. — М.: Владос, 2004. — 351 с.
  73. Целуйко, В. М.Психология современной семьи / В. М. Целуйко. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
  74. Целуйко, В. М.Родители и дети: психология взаимоотношений в семье / В. М. Целуйко. — Мозырь: Содействие, 2006. — 224.
  75. Шевандрин, Н. И.Психодиагностика, психокоррекция и развитие личности / Н. И. Шевандрин.—М.: Владос, 1999.—512с.
  76. Шерман, Р.Структурированные техники семейной и супружеской терапии / Р. Шерман, Н. Фредман.—М., 1998.—258 с.
  77. Шнейдер, Л.Б.Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Б. Шнейдер. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512 с.
  78. Эйдемиллер, Э.Психология и психотерапия семьи / Э. Эйдемиллер, В. Юстицкис.—СПб.: Питер, 2002.—656 с.

Критерии оценивания

10 баллов — десять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
  • безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
  • полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла), использовать научные достижения других дисциплин;
  • творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

9 баллов —девять:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
  • точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы,
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;
  • полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);
  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

8 баллов — восемь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениям по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);
  • активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

7 баллов — семь:

  • систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
  • использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
  • усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участив в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий

6 баллов — шесть:

  • достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
  • использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении научных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
  • активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры пополнения заданий.

5 баллов — пять:

  • достаточные знания в объеме учебной программы;
  • использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
  • способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
  • усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
  • самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.

4 балла — четыре:

  • достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта; усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины, использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
  • владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач,
  • умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
  • умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
  • работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.

3 балла — три:

  • недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
  • знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
  • использование научной терминологии, изложение ответа на вопросы с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
  • слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
  • неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях изучаемой дисциплины;
  • пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.

2 балла — два:

  • фрагментные знания в рамках образовательного стандарта;
  • знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;
  • неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
  • пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий

1 балл — один:

  • отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отклонение от ответа.

Перечень примерных вопросов к государственному экзамену технологии практической деятельности психолога

  1. История развития психологической службы
  2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности психолога
  3. Требования к ведению и оформлению документации
  4. Основы организации психопрофилактической работы
  5. Диагностическая деятельность практического психолога
  6. Консультационная деятельность психолога
  7. Коррекционно-развивающая деятельность практического психолога
  8. Особенности работы психолога в различных учреждениях образования, центрах различной направленности и на предприятиях
  9. Основные задачи и содержание деятельности психолога с различными возрастными группами
  10. Методы тренинговой работы
  11. Принципы комплектования тренинговых групп
  12. Предмет и задачи психологического консультирования
  13. Методологические основы психологического консультирования
  14. Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования
  15. Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы.
  16. Возрастно-психологическое консультирование. Специальные проблемы психологического консультирования.
  17. Общие проблемы индивидуальной психотерапии.
  18. Теоретические основы психоанализа.
  19. Психотерапия, ориентированная на тело.
  20. Психотерапия, центрированная на клиенте.
  21. Гештальттерапия.
  22. Нейролингвистическое программирование.
  23. Введение в групповую психотерапию, ее теоретические основы. Основы групповой динамики.
  24. Психодрама.
  25. Методологические основы проблемы профессионального самоопределения личности.
  26. История становления и развития профессиональной ориентации.
  27. Личность в системе профессиональной ориентации.
  28. Профессиональная деятельность в системе профориентации
  29. Профессиональные способности и их диагностика в профессиональном самоопределении.
  30. Профессиональная пригодность. Профессиональный отбор и подбор.

Теория и методика профессиональной деятельности психолога

  1. Поведение личности в конфликте
  2. Психологический конфликт в семье
  3. Методы конструктивного завершения конфликта
  4. Психодиагностика как наука. История развития и современное состояние психодиагностики.
  5. Методы психодиагностики и их классификация.
  6. Диагностик психического развития детей младенческого и раннего возраста
  7. Психодиагностическая работа с детьми дошкольного возраста.
  8. Психодиагностическая работа с детьми младшего школьного возраста.
  9. Диагностика познавательной сферы подростков и юношей.
  10. Психодиагностика индивидуально-типологических и характерологических особенностей личности.
  11. Психодиагностика эмоциональной, мотивационно-потребностной сферы и направленности личности.
  12. Диагностика межличностного отношения.
  13. Предмет методики преподавания психологии. Проблемы и задачи
  14. Современные психологические типы и модели обучения в психологическом образовании.
  15. Психология как учебная дисциплина в средней школе
  16. Методика проведения лекционных, семинарских, практических и лабораторных занятий по психологии
  17. Организация и управление самостоятельной работой студентов по психологии
  18. Методы проверки знаний при изучении психологии
  19. Психологическая культура личности как результат психологического образования
  20. Социально-психологическая сущность брака и семьи
  21. Психологические основы выбора брачного партнера. Психология гендерных различий
  22. Супружеские отношения
  23. Ненормативные кризисы семьи
  24. Детско–родительские отношения в семье
  25. Человек в ситуации неопределенности
  26. Стратегия и методология психологической помощи
  27. Понятие одаренности в современной психологии
  28. Психология девиантного поведения
  29. Типология девиантного поведения.
  30. Основные подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения

Учебно-программная документация

Практическая психология

Программа

государственного экзамена для студентов специальностей: 1-01 01 02 Дошкольное образование.

Дополнительная специальность

1-01 01 02-06 Дошкольное образование.

Практическая психология

Составители: Ю.В.Башкирова, Я. В. Березнева, И. Л. Кишея, Ж. В. Рзаева, Е. Ф. Нестер, С. А. Мартыненко, И. Б. Радионова, Т. Е. Яценко

Ответственный за выпуск Е. Г. Хохол

Подписано в печать.

Формат 60  84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Таймс. Отпечатано на копировальном аппарате. Усл. печ. л. 1,45. Уч.-изд. л. 0,96.

Заказ 331. Тираж 10 экз.

ЛИ 02330/0552803 от 09.02.2010

Издатель и полиграфическое исполнение:

учреждение образования

«Барановичский государственный университет»

225404, г. Барановичи, ул. Войкова, 21