Федеральная служба исполнения наказаний 10

Вологодский институт права и экономики

Кафедра общей психологии

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Методические материалы

для специальности 030301 – «Психология»

Вологда – 2007

Психология личности: Методические материалы для специальности 030301 – «Психология». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2007. – 22 с.

Подготовила:

М.С. Коданева – старший преподаватель кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России 1 июня 2007 г., протокол № 9.

© ВИПЭ ФСИН России, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Психология личности». В рамках данного курса предполагается последовательное изучение теоретического материала, связанного с основными аспектами исследования личности в психологии. В их число входят: структура, мотивация, процесс развития личности (его детерминанты и периодизация), аномалии и изменение личности. В рамках курса рассматриваются также основные подходы к эмпирическому исследованию личности и ряд прикладных вопросов, связанных с получением данных о конкретной личности и коррекцией отклонений в личностном развитии.

10 стр., 4976 слов

Психология саморегуляции(11-14)

... для ситуаций, связанных с высоким нервно-психическим напряжением, а также при склонности личности к тревожному поведению. В настоящее время все больше исследований говорят о том, ... специалисты по проблемам стресса и выгорания считают навыки саморегуляции важным внутренним ресурсом личности в борьбе со стрессами. Методы психической саморегуляции направлены на изменение представленного в ...

Таким образом, цель курса заключается в формирование профессиональной компетентности курсантов (слушателей) в области функционирования и развития человека как личности.

Задачами курса являются:

  • ознакомление с основными проблемными областями изучения личности в отечественной и зарубежной психологии;
  • развитие у курсантов (слушателей) способности анализировать, сопоставлять и давать критическую оценку различным подходам, концепциям и взглядам на природу и закономерности развития личности;
  • формирование гуманистического отношения к человеку как объекту психологического исследования, основанного на признании его цельности, индивидуальности и неповторимости.

Содержание дисциплины представляет собой логическое продолжение изучения личности, начатое во втором разделе общей психологии «Субъект деятельности», где были рассмотрены структура и процесс развития личности на примере концепций отдельных авторов. В то же время курс психологии личности создает предпосылки для освоения таких дисциплин, как «Психология развития и возрастная психология», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Социальная психология», «Консультативная психология».

Согласно учебному плану, на изучение дисциплины «Психология личности» отводится 60 часов, из них 40 аудиторных – для очной формы обучения, 14 – для заочной. Аудиторные занятия проводятся в форме лекций и семинаров. Курс завершается зачетом.

В содержание методических материалов включены:

  • перечень основных терминов и понятий по каждой из тем курса;
  • вопросы для самостоятельного изучения и обсуждения на семинарских занятиях;
  • задания для самостоятельной работы;
  • списки основной и дополнительной литературы;
  • тест для самопроверки;
  • вопросы к зачету.

Тема 1. Введение. Личность как предмет психологического исследования

Основные термины и понятия: личность, персонология, феноменология личности; теория личности, структура, мотивация, детерминанты, периодизация, аномалия; эмпирическое исследование, клиническое исследование, экспериментальное исследование, независимая переменная, зависимая переменная, экспериментальная группа, контрольная группа, корреляционное исследование, коэффициент корреляции.

Вопросы:

  1. Понятие личности в психологии.
  2. Понятие теории. Основные компоненты теории личности.
  3. Связь теории и эмпирического исследования личности. Основные подходы к эмпирическому исследованию: клинический, экспериментальный, корреляционный; их сравнительная оценка.

Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика основных подходов

к эмпирическому исследованию личности

Подход

Краткая

характеристика

Преимущества

Недостатки

Клинический

Экспериментальный

Корреляционный

Литература

Основная:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 8-49 (1).
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 35-36 (1), 37-46 (2), 69-92 (3).

Дополнительная:

  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. В 2 т.– Ростов-на-Дону, 1996. – Т. 2. – С. 299-321 (1).
  2. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 15-16, 23-32, 39-44, 48-54, 60-66 (1).
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 32-34 (1), 75-83 (2).
  4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 21-24 (1), 28-35 (2), 56-77 (3).

Тема 2. Структура личности

Основные термины и понятия: принцип анализа «по элементам», принцип анализа «по единицам»; сознательное, предсознательное, бессознательное, Оно, Я, Сверх-Я, влечение (инстинкт), инстинкт жизни, либидо, инстинкт смерти, личное бессознательное, коллективное бессознательное, архетип; эмпирическое Я, физическое Я, социальное Я, духовное Я, Я-концепция, идеальное Я; черта, кардинальная черта, центральная черта, вторичная диспозиция, идеографический подход, номотетический подход, фактор, факторный анализ, факторный профиль, суперфактор, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, психотизм, черта способностей, черта темперамента, динамическая черта, поверхностная черта, глубинная черта; реакция, оперант, привычка, драйв, первичный драйв, вторичный драйв; личный конструкт, проницаемый конструкт, непроницаемый конструкт; ожидания, компетентности, цели; установка, объективация, основная установка; отношение, доминирующие отношения; деятельность, смыслообразующий мотив, ценностно-смысловая сфера личности.

Вопросы:

  1. Принципы анализа «по элементам» и «по единицам» (Л.С. Выготский), их применение для выделения структуры личности.
  2. Сравнительный анализ подходов к выделению структуры личности в зарубежной психологии:
  • психоаналитический поход (З. Фрейд, К.Г. Юнг);
  • теории «личности как самосознания» (У. Джеймс, К. Роджерс);
  • теория черт и факторный подход (Г. Олпорт, Г. Айзенк, Р. Кеттел);
  • теории научения (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Л. Халл);
  • когнитивный подход (Дж. Келли);
  • социально-когнитивная теория (А. Бандура, У. Мишел).
  1. Анализ структурных концепций личности в отечественной психологии:
  • теория установки (Д.Н. Узнадзе);
  • концепции отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Б.М. Ломов);
  • концепция деятельности (А.Н. Леонтьев);
  • концепция динамической функциональной структуры личности (К.К. Платонов);
  • подходы к изучению проблемы «Я» (И.С. Кон, Д.А. Леонтьев).

Задание для самостоятельной работы:

оформить в тетради таблицы 2 и 3, заполнить соответствующие теме графы.

Таблица 2

Сравнительная характеристика основных подходов к изучению личности

в зарубежной психологии

Подход/теория

Представители

Структура

Мотивация

Развитие

Аномалии

Изменение

Бихевиоральный:

классическое обусловливание

оперантное обусловливание

инструментальное научение

Психодинамический:

классический психоанализ

индивидуальная психология

аналитическая психология

неофрейдизм

Факторный:

теория черт

трехфакторная теория

факторно-аналитическая теория

Когнитивный:

теория личных конструктов

Гуманистический:

феноменологическая теория

теория самоактуализации

экзистенциализм

Таблица 3

Основные проблемы исследования личности их решение

в отечественной психологии

Проблема

Исследователь

Содержание концепции (взгляда)

Структура

Мотивация

Развитие

Аномалии

Изменение

Литература

Основная:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа: Учебник. – М., 2001. – С. 123-132 (1, 3).
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 106-118, 201-202, 259-260, 262-268, 273-277, 348, 360-361, 383-393, 436-440 (2).
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 17-32, 34-48, 87-110, 119-130, 130-139, 366-367, 377-380 (3).

Дополнительная:

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб., 2002. – С. 175-189 (3).
  2. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. – М., 1956. – С. 46 (1).
  3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. – С. 216-280 (3).
  4. Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности. – М., 1993. – С. 24-29 (3).
  5. Мясищев В.Н. Психология отношений. – М.; Воронеж, 1995 (3).
  6. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 10-30, 149-155, 224-233, 270-285 (2).
  7. Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1983 (3).
  8. Узнадзе Д.Н. Психология установки. – СПб., 2001 (3).
  9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 111-116, 199-203, 273-281, 307-311, 315-321, 338, 438-444, 537-540 (2).

Тема 3. Мотивация активности и развития личности

Основные термины и понятия: гедонистический мотив, мотив роста, когнитивный мотив, модель снижения напряжения (гомеостатическая), целевая модель, модель увеличения напряжения (гетеростатическая), модель компетентности; принцип удовольствия, принцип реальности, защитные механизмы; классическое обусловливание, генерализация, дифференцировка, угашение, условная эмоциональная реакция, оперантное обусловливание, оперант, подкрепление, генерализованное подкрепление, режим подкрепления, последовательное приближение, инструментальное научение; когнитивный конфликт; самоактуализация, самореализация, функциональная автономия мотивов, смысл жизни; активность субъекта, надситуативная активность.

Вопросы:

  1. Виды мотивационных моделей в психологии личности:
  • модель снижения напряжения (гомеостатическая);
  • модель увеличения напряжения (гетеростатическая);
  • модель компетентности;
  • целевая модель.
  1. Анализ зарубежных концепций, реализующих модель снижения напряжения.

А) Психоаналитическая ориентация:

  • гомеостатическая модель мотивации З. Фрейда;
  • стремление к компенсации дефекта как движущая сила развития личности в индивидуальной психологии А. Адлера;
  • представление о внутренних социальных источниках развития личности в неофрейдизме (К. Хорни, Э. Фромм) и теории интерперсональных отношений (Г. Салливен).

Б) Бихевиористская ориентация:

  • теория редукции напряжения потребностей;
  • понятия первичного и вторичного обусловливания.

В) Когнитивная ориентация:

  • система внутриличностного напряжения как источник мотивации в теории К. Левина (потребности и квазипотребности, временная перспектива);
  • концепция когнитивного диссонанса Л. Фестингера.
  1. Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель увеличения напряжения.

А) Экзистенциалистская ориентация:

  • самоактуализация как центральный мотив человеческой деятельности в концепции К. Роджерса (внутренняя согласованность Я, конгруэнтность, потребность в позитивной оценке);
  • тенденция к самоактуализации как внутренний источник развития личности в концепции А. Маслоу (иерархическая модель потребностей, мотивы «нужды» и мотивы «роста», постановка проблемы «психического здоровья» личности);
  • теория личности как открытой системы Г. Олпорта (тенденция к самореализации как внутренний источник развития личности, положение о функциональной автономии мотивов);
  • логотерапия В. Франкла (стремление к поиску смысла жизни как внутренний источник развития личности).

Б) Направления отечественной психологии:

  • деятельностный подход (положение о роли противоречий в системе деятельности как движущей силе развития личности, возникновение иерархии мотивов, феномен «горькой конфеты»);
  • концепция надситуативной активности личности (В.А. Петровский).
  1. Анализ зарубежных и отечественных концепций, реализующих модель компетентности:

А) теория личных конструктов Дж. Келли (стремление к предвосхищению событий как источник активности личности);

Б) теория установки Д.Н. Узнадзе (понятие функциональной тенденции);

В) исследования потребности во впечатлениях (Л.И. Божович), потребности в общении (М.И. Лисина).

  1. Реализация целевой модели мотивации личности в социально-когнитивной теории Бандуры и Мишела (стремление к уменьшению расхождения между текущим уровнем исполнения и стандартами как источник активности личности; влияние суждений о самоэффективности на мотивацию личности).

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

Литература

Основная:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 105-112 (3Б), 323-327 (1).
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 39-41 (1), 119-129, 173-175, 176-179 (2А), 208-215 (3А), 349-350, 361-362 (2Б), 393-397 (4А), 440-447 (5).
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 160-166 (4В), 166-178, 358-360, 410-420, 436-448 (3Б).

Дополнительная:

  1. Лисина М.М. Генезис форм общения у детей // Принцип развития в психологии. – М., 1978. – С. 274-278 (4В).
  2. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 1999 (3А).
  3. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов-на-Дону, 1996. – С. 86-122 (3Б).
  4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 31-36, 36-55, 81-125, 134-140 (2А), 165-181 (2Б), 183-216, 217-224, 244-254, 255-268 (3А).
  5. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб., 1999 (2В).
  6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990 (3А).
  7. Фрейд З. Введение в психоанализ. – М., 1989 (2А).
  8. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1987 (2А).
  9. Хорни К. Невротическая личность нашего времени: Самоанализ. – М., 1993 (2А).
  10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 2003. – С. 167-171, 248-252, 255-260 (2А),
  11. Якобсон П.М. Психология чувств и мотивации. – М.; Воронеж, 1998. – С. 193-244 (2Б), 204-226 (2А), 226-237 (2В), 237-248 (3А).

Тема 4. Детерминанты развития личности

Основные термины и понятия: среда, наследственность, социальные условия развития личности, органические предпосылки развития личности; индивид, индивидные свойства, возраст, пол, конституция, свойства нервной системы, функциональная геометрия полушарий головного мозга, темперамент; индивидуальность, продуктивные проявления индивидуальности, инструментальные проявления индивидуальности; социальная ситуация развития личности, социальная роль, социальная группа, социальный статус, социально-типические проявления личности, социальный характер, национальный характер; социализация, интериоризация, институты социализации.

Вопросы:

  1. Среда и наследственность как детерминанты развития личности.
  2. Проблема соотношения между генетическими и средовыми детерминантами развития личности. Двухфакторные теории (концепции) детерминации развития личности:
  • теория конвергенции двух факторов (У. Штерн);
  • теория конфронтации двух факторов (З. Фрейд);
  • концепция взаимодействия двух факторов.
  1. Индивидные свойства как органические предпосылки развития личности. Классификация индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву.
  2. Понятие индивидуальности, ее продуктивные и инструментальные проявления (А.Г. Асмолов).

    Понимание человеком своей индивидуальности как условие развития личности.

  3. Социальные условия развития личности:
  • социальная ситуация развития личности (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович);
  • понятия «социальная роль», «социальная группа» и «социальный статус»;
  • ролевые теории личности.
  1. Проблема социально-типического в личности:
  • социальный и национальный характер;
  • основные положения диспозиционной концепции личности (В.А. Ядов).
  1. Характеристика процесса социализации:
  • понятие социализации;
  • основные аспекты социализации – когнитивный и мотивационный;
  • интериоризация как механизм социализации;
  • стадии социализации;
  • институты социализации;
  • роль социализации в формировании личности.

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

Литература

Основная:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 132-172 (1,2), 173-234, 245-256 (3), 280-285 (6), 295-306 (7), 308-311 (4).
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 41-46 (1).
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 66-75 (3), 160-166, 319-324, 324-335, 336-344 (5), 360-364 (7).

Дополнительная:

  1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности: Учебное пособие для вузов. – М., 2001. – С. 26-32, 48-60 (7).
  2. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975 (6).

Тема 5. Периодизация развития личности

Основные термины и понятия: развитие, «натуральный» и «культурный» ряды в развитии, гетерохронность; психологический возраст личности, биологическая зрелость, психологическая зрелость, социальная зрелость; периодизация; закон рекапитуляции; эрогенные зоны, оральная стадия, анальная стадия, фаллическая стадия, эдипов комплекс, идентификация, латентная стадия, генитальная стадия, эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность; нравственное развитие, моральное суждение, предконвенциональный уровень, конвенциональный уровень, постконвенциональный уровень; деятельность, ведущая деятельность; жизненный путь, онтогенетическая эволюция

Вопросы:

  1. Общая характеристика процесса развития личности. Натуральный и культурный ряды развития личности в онтогенезе (Л.С. Выготский).
  2. Гетерохронность индивидуального развития. Противоречия в развитии человека как организма, индивида, личности.
  3. Психологический возраст личности.
  4. Биологическая, психологическая и социальная зрелость: понятия и критерии.
  5. Основные подходы к периодизации развития личности в зарубежной психологии.

А) Биогенетический подход:

  • концепция периодизации развития ребенка С. Холла (закон рекапитуляции, фазы развития личности);
  • критерий периодизации развития личности в концепции А. Гезелла;
  • представление о стадиях психосексуального развития ребенка в психоанализе З. Фрейда.

Б) Социогенетический подход:

  • концепция развития морального сознания личности Ж. Пиаже;
  • уровни нравственного развития личности в теории Л. Колберга.

В) Персоногенетический подход:

  • эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона (эпигенетический принцип развития, психосоциальная идентичность как критерий зрелости личности, роль конфликта в развитии личности, этапы развития личности).
  1. Подходы к периодизации развития личности в отечественной психологии.

А) Периодизация развития личности по критерию ведущей деятельности:

  • понятие ведущей деятельности в процессе развития личности (А.Н. Леонтьев);
  • схема периодизации психического развития в детском возрасте (Д.Б. Эльконин).

Б) Социально-психологический подход к периодизации развития личности:

  • разработка представлений о периодизации развития личности в социальной психологии (А.В. Петровский).
  1. Понятие жизненного пути личности и его влияние на онтогенетическую эволюцию человека (Б.Г. Ананьев).

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

Литература

Основная:

  1. Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. – М., 2001. – С. 234-245, 328-335 (1-4, 5А), 288-293 (6Б).
  2. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 26-29 (5Б).
  3. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 131-137 (5А).
  4. Психология личности в трудах зарубежных психологов / Сост. и общая редакция А.А. Реана. – СПб., 2000. – С. 125-140 (5В).
  5. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». – М., 1995. – С. 515-520 (6А).

Дополнительная:

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991 (7).
  2. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 151-157 (1), 166-178 (6А), 178-199 (4), 207-222 (1), 238-246 (7), 246-256 (3), 256-269 (7), 269-279 (3), 279-297 (4, 7).
  3. Эриксон Э. Ребенок и общество. – СПб., 2000 (5В).

Тема 6. Аномалии личности

Основные термины и понятия: нормальное развитие, аномальное (патологическое) развитие; фиксация, регрессия, оральный характер, анальный характер, фаллический характер, конфликт, симптом, защита; поведенческий дефицит, неадаптивная реакция, конфликт побуждений, тревога; рационализация, фантазия, проекция.

Вопросы:

  1. Проблема нормы и патологии в психическом развитии. Возможные причины отклонений в личностном развитии.
  2. Представления об аномальном развитии с позиций различных подходов.

А) Психоанализ З. Фрейда:

  • типы патологических характеров – оральный, анальный, фаллический, причины их формирования (понятие фиксации и феномен регрессии);
  • механизмы развития невротических симптомов (понятия конфликта и защиты).

Б) Теории научения:

  • ориентация на базовые принципы научения в трактовке аномального функционирования личности;
  • поведенческий дефицит и усвоение неадаптивной реакции как причины формирования ошибочного (“больного”) поведения (Б.Ф. Скиннер);
  • конфликт побуждений как основной компонент в развитии невротического поведения (Д. Доллард и Н. Миллер).

В) Гуманистический подход:

  • расхождение Я-концепции с субъективным опытом как психологическое нарушение (К. Роджерс);
  • типы защитного поведения (рационализация, фантазия, проекция).

Г) Деятельностный подход:

  • психологические механизмы аномального развития личности (Б.С. Братусь).

Задание для самостоятельной работы:

на основе изученного по теме материала заполнить соответствующие графы в таблицах 2 и 3.

Литература

Основная:

  1. Братусь Б.С. Аномалии личности. – М., 1988. – 6-24, 49-61(1), 175-222 (2Г).
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 154-159 (2А), 333-337, 351-352, 362-364 (2Б),

Дополнительная:

  1. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т. 2. – М., 1992. – 126-138 (1).
  2. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 402-406, 459-463 (2).
  3. Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. – СПб., 2001. – С. 55 (1).

Тема 7. Методы диагностики и коррекции развития личности

Основные термины и понятия: оценка (измерение) личности, стандартизация, тестовые нормы, надежность, валидность, интервью, опросник, проективные методы; психотерапия, индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия; психоаналитическая терапия, метод свободных ассоциаций, перенос, поведенческая психотерапия, «разусловливание», «прямое обусловливание», систематическая десенситизация, гуманистическая психотерапия, клиент-центрированная терапия, недирективная беседа, конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание, гештальттерапия, саморегуляция, телесно-ориентированная терапия; психологическое консультирование.

Вопросы:

  1. Основные методы диагностики (измерения) индивидуальных личностных особенностей: интервью, опросники, проективные методы; их преимущества и ограничения.
  2. Психотерапия как метод изменения личности. Индивидуальная и групповая психотерапия. Основные виды психотерапии:

А) Психоаналитическая терапия (на примере психоанализа З. Фрейда):

  • метод свободных ассоциаций и толкование сновидений;
  • перенос как феномен взаимоотношений пациента и психоаналитика.

Б) Бихевиоральная психотерапия:

  • «разусловливание», «прямое обусловливание» и систематическая десенситизация как методы модификации поведения (модель классического обусловливания);
  • позитивное подкрепление как механизм формирования желательного поведения (модель оперантного обусловливания).

В) Гуманистическая терапия (на примере клиент-центрированной терапии К. Роджерса):

  • особенности недирективной беседы;
  • условия, необходимые для терапевтического изменения (конгруэнтность, безусловная позитивная оценка, эмпатическое понимание).

Г) Основные принципы гештальттерапии (по Ф. Перлзу).

Д) Общая характеристика телесно-ориентированной терапии.

  1. Актуализация потенциальных возможностей развития личности как основная задача психологического консультирования.

Задание для самостоятельной работы: заполнить таблицу 4.

Таблица 4

Сравнительная характеристика методов диагностики личности

Метод

Краткое

описание

Примеры

методик

Преимущества

Ограничения

Интервью

Личностные

опросники

Проективные

тесты

Литература

Основная:

  1. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования. – М., 2001. – С. 159-163 (2А), 230-234 (2В), 337-342, 357-358 (2Б).
  2. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997. – С. 77-96 (1).

Дополнительная:

  1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2002.
  2. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Карвасарского. – СПб., 1999. – С. 78-82, 103-110, 158-159, 351-353, 370-397, 617-620 (2).
  3. Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 2001.

Тест для самопроверки

  1. Человек, рассматриваемый со стороны его природных свойств, – это …
    1. субъект
    2. индивидуальность
    3. индивид
    4. личность

  1. Особое качество индивида, приобретаемое им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения, – это …
    1. индивидуальность
    2. личность
    3. субъектность
    4. общительность

  1. Основателем персонологического подхода в психологии является …
    1. У. Джеймс
    2. З. Фрейд
    3. В. Штерн
    4. Л.С. Выготский

  1. Представление о личности как совокупности реакций характерно для представителей … подхода.
    1. бихевиорального
    2. психодинамического
    3. когнитивного
    4. феноменологического

  1. Представление о человеке как активном существе характерно для … подхода.
    1. бихевиорального
    2. психодинамического
    3. факторного
    4. гуманистического

  1. Знания и убеждения рассматриваются в качестве основных проявлений личности в рамках … подхода.
    1. бихевиорального
    2. гуманистического
    3. когнитивного
    4. факторного

  1. В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые отвечают за … формы поведения.
    1. устойчивые
    2. изменчивые
    3. социализированные
    4. уникальные

  1. Основной функцией теории личности является …
    1. описательная
    2. объяснительная
    3. обобщающая
    4. прикладная

  1. Относительно неизменные характеристики, исполняющие роль «строительных блоков» человеческой психики – это … личности.
    1. структура
    2. мотивация
    3. типы
    4. аномалии

  1. Подход, согласно которому структура личности определяется совокупностью черт, – …
    1. психодинамический
    2. факторный
    3. гуманистический
    4. когнитивный

  1. Автором теории личностных конструктов является …
  1. Р. Кеттелл
  2. Дж. Келли
  3. Дж. Уотсон
  4. З. Фрейд

  1. К. Халл является автором концепции …

1) оперантного научения

2) инструментального научения

3) классического обусловливания

4) субъективного бихевиоризма

  1. Согласно А.Н. Леонтьеву «ядро» личности составляет …
    1. Я-концепция
    2. совокупность установок
    3. иерархия отношений
    4. иерархия мотивов

  1. Отношение как единица структуры личности рассматривалось в концепции …

1) А.Н. Леонтьева

2) В.Н. Мясищева

3) Д.Н. Узнадзе

4) К.К. Платонов

  1. При описании структуры личности, как правило, применяется … принцип.
    1. «блочный»
    2. поэлементный
    3. функциональный
    4. иерархический

  1. Гедонистические мотивы признаются ведущими в рамках модели …
    1. снижения напряжения
    2. увеличения напряжения
    3. компетентности
    4. самоактуализации

  1. Мотивы роста рассматриваются в качестве побудителей развития личности в …
    1. психоанализе
    2. когнитивной психологии
    3. теории черт
    4. гуманистической психологии

  1. Движущей силой развития личности в психоанализе З. Фрейда является …
    1. потребность в новых впечатлениях
    2. удовлетворение первичных драйвов
    3. удовлетворение инстинктов
    4. тенденция к самореализации

  1. Внутренним источником развития личности по А. Маслоу выступает …
  1. внутриличностное напряжение

  2. поиск смысла жизни
  3. пирамида мотивов
  4. тенденция к самоактуализации

  1. Развитием личности движут …
    1. когнитивные мотивы
    2. мотивы удовольствия
    3. мотивы самоактуализации
    4. все перечисленные

  1. Процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом общественного опыта, системы общественных связей и отношений – это …
    1. интериоризация
    2. развитие
    3. социализация
    4. реминисценция

  1. Современным представлениям о соотношении наследственности и среды в развитии личности отвечает …
    1. теория конвергенции двух факторов
    2. теория конфронтации двух факторов
    3. теория взаимодействия двух факторов
    4. теория исключения двух факторов

  1. Эпигенетическая концепция, согласно которой развитие человека направляется поиском идентичности, предложена …
  1. Э. Эриксоном

  2. Д.Б. Элькониным
  3. Л.И. Божович
  4. А. Гезеллом

  1. Автором периодизации нравственного развития личности является …
  1. Э. Эриксон
  2. Д.Б. Эльконин
  3. Л. Колберг
  4. Л.С. Выготский

  1. Установите соответствие между авторами периодизаций развития личности и критериями, положенными в основу периодизаций:

Автор

Критерий периодизации

  1. З. Фрейд
  2. Э. Эриксон
  3. Л. Колберг
  4. Д.Б. Эльконин
  5. С. Холл
  6. П.П. Блонский

а) смена зубов

б) смена ведущей деятельности

в) развитие инстинктов

г) принцип рекапитуляции

д) уровень усвоения общественных норм

е) специфическая задача развития

  1. Причина личностных нарушений, по К. Роджерсу, состоит в …
  1. расхождении Я-концепции с субъективным опытом
  2. конфликте побуждений
  3. отсутствии возможностей для самоактуализации
  4. поведенческом дефиците

  1. Патологический характер, согласно З. Фрейду, формируется вследствие …
    1. работы механизмов психологической защиты
    2. фиксации на одной из ранних стадий развития
    3. проявления невротических симптомов
    4. поведенческого дефицита

  1. Помощь в решении глубинных личностных проблем НЕ является целью …
  1. психоаналитической терапии
  2. бихевиоральной терапии
  3. гуманистической терапии
  4. рационально-эмоциональной терапии

  1. Согласно К. Роджерсу, к условиям, обеспечивающим изменение личности в процессе психотерапии, НЕ относится …
    1. конгруэнтность
    2. позитивное подкрепление
    3. безусловная позитивная оценка
    4. эмпатическое понимание

  1. Основателем логотерапии в современной зарубежной психологии является …
  1. К. Роджерс
  2. А. Адлер
  3. Э. Фромм
  4. В. Франкл

  1. Для экспериментального подхода к исследованию личности НЕ характерно…
    1. контроль за переменными
    2. объективная регистрация данных
    3. возможность изучать личность во всех ее проявлениях
    4. установление причинно-следственных отношений

  1. Углубленное изучение индивидуальности – одно из важнейших преимуществ … подхода к исследованию личности.
    1. клинического
    2. экспериментального
    3. корреляционного
    4. социологического

  1. Недостатком проективных тестов как метода диагностики личности является …
    1. субъективность интерпретации результатов
    2. отсутствие непосредственного контакта экспериментатора с испытуемым
    3. наличие эффекта социальной желательности ответов
    4. невозможность получения информации о скрытых аспектах личности

  1. К достоинствам опросников как метода диагностики личности НЕ относится …
    1. полная, определенная и систематизированная информация о личности
    2. возможность проведения исследования в групповой форме
    3. возможность предсказания поведения человека в конкретной ситуации
    4. объективность и надежность результатов

Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Понятие личности в современной психологии, его многозначность.
  2. Основные компоненты теории личности. Связь теории и эмпирического исследования личности.
  3. Клинический подход к эмпирическому исследованию личности, его преимущества и ограничения.
  4. Экспериментальный подход к эмпирическому исследованию личности, его преимущества и ограничения.
  5. Корреляционный подход к эмпирическому исследованию личности, его преимущества и ограничения.
  6. Представление о структуре личности в психоанализе З. Фрейда.
  7. Представление о структуре личности в аналитической психологии К.Г. Юнга.
  8. Черта как элемент анализа строения личности (Г. Олпорт).
  9. Факторный подход к структуре личности (Г. Айзенк, Р. Кеттел).
  10. Реакция, привычка и драйв как элементы структуры личности в теориях научения (Дж. Уотсон, Б.Ф. Скиннер, Л. Халл).
  11. Трехкомпонентная структура «Я» (У. Джеймс).
  12. Я-концепция в теории личности К. Роджерса.
  13. Когнитивный подход к выделению структуры личности (Дж. Келли).
  14. Структура личности в теории установки (Д.Н. Узнадзе).
  15. Отношение как единица структуры личности (В.Н. Мясищев).
  16. Деятельность как единица структуры личности (А.Н. Леонтьев).
  17. Мотивация личности в психоанализе З. Фрейда.
  18. Концепция классического обусловливания (И.П. Павлов, Дж. Уотсон).
  19. Концепция оперантного обусловливания (Б. Скиннер).
  20. Концепция инструментального научения (К. Халл).
  21. Мотивация развития личности в гуманистической психологии (А. Маслоу).
  22. Проблема соотношения между генетическими и средовыми детерминантами развития личности: теории «двух факторов».
  23. Социальная ситуация развития личности (Л.С. Выготский, Л.И. Божович).
  24. Биогенетический подход к периодизации развития личности (С. Холл, А. Гезелл).
  25. Периодизация психосексуального развития ребенка З. Фрейда.
  26. Концепция развития морального сознания личности (Л. Колберг).
  27. Эпигенетическая концепция развития Э. Эриксона.
  28. Представление об аномалиях личности в психоанализе.
  29. Представление об аномалиях личности в теориях научения.
  30. Представление об аномалиях личности в гуманистической психологии.
  31. Психоаналитическая терапия как метод изменения личности.
  32. Поведенческая терапия как метод изменения личности.
  33. Гуманистическая терапия как метод изменения личности
  34. Основные методы диагностики личности.

22