Теоретические аспекты развития внешнего дыхания детей 4 -5 лет средствами физического воспитания

Организм ребенка дошкольного возраста обладает рядом особенностей. Одна из основных — постоянный рост и развитие всех органов и физиологических систем, совершенствование их функций [11, с. 5]. Непрерывно идущие в каждой клетке организма окислительно-восстановительные реакции нуждаются в постоянном притоке субстратов окисления (углеводов, липидов и аминокислот) и окислителя — кислорода [9, с. 143]. Для выработки энергии в мышечных клетках могут быть использованы различные субстраты, но количество доступного кислорода ограничено. В мышцах в составе оксигемоглобина содержится небольшое количество кислорода, поэтому необходим постоянный приток кислорода. Одной из центральных систем организма является функциональная система кислородного обеспечения. Состояние этой системы часто используют для оценки здоровья [5, 19, 24, 32, 39]. Весь процесс, от поступления атмосферного кислорода в легкие до проникновения его в мышечные клетки, можно разделить на три части: внешнее дыхание, транспорт газов и тканевое дыхание. В мышцах содержится гораздо меньше кислорода, чем в атмосферном воздухе, поэтому кислород движется по каскаду напряжений кислорода. Верхняя ступенька каскада характеризует содержание кислорода в атмосферном воздухе, который во время вдоха проникает в легкие. Вторая ступенька зависит от содержания кислорода в альвеолярном воздухе. Третья ступенька — содержание кислорода в артериальной крови, только что обогащенной кислородом. Четвертая ступенька — напряжение кислорода в венозной крови, которая отдала содержавшийся в ней кислород мышечной ткани. Эти четыре ступеньки, по образному сравнению В.Д. Сонькина образуют три «пролёта» или три стадии, которые отражают реальные процессы газообмена в организме[9, с. 147].

Первая стадия — нагнетание воздуха в легкие и обмен газов в легких носит название внешнего дыхания. Чем крупнее организм и чем сильнее работают дыхательные мышцы, тем большее количество воздуха проходит через легкие за каждый дыхательный цикл. В зависимости от того, связано ли расширение грудной клетки при нормальном дыхании преимущественно с поднятием ребер или уплощением диафрагмы, различают реберный (грудной) и диафрагмальный (брюшной) типы дыхания. Для действенного контроля эффективности вентиляции необходима согласованная работа межреберных мышц, мышц брюшной стенки и межреберных мышц. У некоторых недоношенных детей координация работы этих мышц нарушена. Например, сокращения межреберных мышц могут быть направлены на вдох, а диафрагмы на выдох. Часто такие нарушения регистрируют во время сна. По мере роста ребенка грудная клетка опускается вниз и ребра принимают косое положение. При этом у грудных детей наступает смешанное дыхание (грудобрюшное), причем более сильная подвижность грудной клетки наблюдаются в ее нижних отделах. В возрасте 3 – 7 лет развивается плечевой пояс. У детей начинает преобладать грудное дыхание. Интенсивное становление типа дыхания происходит в возрасте 5 – 7 лет. У девочек оно становится, как правило, грудным, а у мальчиков — брюшным. С возрастом все анатомические составляющие системы дыхания увеличиваются в размерах. Это определяет направленность функциональных возрастных изменений. Легкие растут непрерывно до 16 лет. Абсолютные размеры трахеи, бронхов и альвеол увеличиваются приблизительно пропорционально увеличению площади поверхности тела.

9 стр., 4033 слов

Физиология дыхания

... у ж н е е или внешнее дыхание осуществляется в легких. Этот акт включает в себя поступление воздуха в легкие, переход кислорода из вдыхаемого воздуха в кровь и ... дыхательного центра, а также со спинным мозгом, регулирующим функцию диафрагмы и дыхательных мышц грудной клетки.Автоматизм дыхательной деятельности обеспечивается двумя видами возбуждения: 1. Повышение содержания углекислоты ...

Изменение формы грудной клетки обусловлены движением ребер и диафрагмы. Ребра соединены подвижными сочленениями с телами и поперечными отростками позвонков. Через эти две точки фиксации проходит ось, вокруг которой могут вращаться ребра. Когда в результате сокращения мышц ребра поднимаются, размеры грудной клетки увеличиваются как в боковом, так и в переднее – заднем направлении. Если ребра опускаются, объем грудной клетки уменьшается. Следовательно, окружность грудной клетки представляет собой естественную границу тела. Причём для хорошей вентиляции легких важен диапазон изменений этой границы. Для того, чтобы оценить подвижность грудной клетки, измеряют ее окружность при максимальном вдохе и максимальном выдохе. Когда легкие расширяются вслед за движением грудной клетки, свежий воздух поступает в их газообменные отделы по системе ветвящихся трубок — бронхов и бронхиол. Чем больше экскурсия грудной клетки — разница окружности грудной клетки в положении вдоха и выдоха, тем больше атмосферного воздуха может поступить в легкие. У здоровых молодых мужчин разница между окружностью грудной клетки в положении вдоха и выдоха (экскурсия грудной клетки) составляет 7 — 10 см, а у женщин — 5 -8 см. Ограничение подвижности грудной клетки и легких может быть следствием поражением дыхательной мускулатуры и иннервирующих её нервов. При всех заболеваниях органов дыхания нарушается их функция вследствие различных причин: ограничение подвижности грудной клетки и легких, ухудшение проходимости дыхательных путей, уменьшения дыхательной поверхности легких, нарушение диффузии газов в легких и рядом других причин [5]. Часто ограничение подвижности регистрируется у детей перенесших туберкулезную интоксикацию [31].

Одной из форм нарушения дыхания является поверхностное дыхание. При нем отмечается короткий вдох, учащенное дыхание. Легкие плохо вентилируются, что приводит к недостаточному насыщению крови кислородом. Такое поверхностное дыхание часто встречается у детей младшего дошкольного возраста. Это бывает связано еще и с тем, что родители и воспитатели уделяют мало внимание формированию правильного, глубокого дыхания у детей [44].

Но только измерить окружность грудной клетки недостаточно для оценки внешнего дыхания. Диафрагма — самая важная из основных дыхательных мышц. В норме диафрагма имеет форму купола, выдающегося в грудную полость. Чем более развита диафрагма, тем более она уплощается при нервной стимуляции. В результате этого увеличивается объем грудной полости и улучшается вентиляция легких.

Суммарная величина резервного объема вдоха, дыхательного объема и резервного объема выдоха составляют жизненную емкость легких (ЖЕЛ).

ЖЕЛ является одним из наиболее важных показателей системы дыхания [25]. Она является показателем подвижности легких и грудной клетки, рабочих возможностей дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы. ЖЕЛ зависит от размеров тела, возраста, функционального состояния и двигательной подготовленности человека. ЖЕЛ закономерно возрастает как у мальчиков, так и у девочек (табл. 1).

Таблица 1.

Жизненная емкость легких у детей

Пол

Возраст (годы)

4

5

6

7

Мальчики

1200

1200

1200

1400

Девочки

900

1000

1100

1200

В реальных условиях даже при самых высоких потребностях, предъявляемых организмом к дыхательной системе, глубина дыхания никогда не достигает максимального из возможных значений. У молодых людей ЖЕЛ можно вычислить с помощью уравнения [47, с.572]:

ЖЕЛ (л) = 2,5  длина тела (м)

ЖЕЛ используют не только для оценки возможностей внешнего дыхания, но и в качестве одного из показателей физического развития ребенка. Этот физиометрический показатель наряду с соматометрическими параметрами включён в общероссийский мониторинг физического развития и физической подготовленности.

Оценить развитие самих лёгких можно рассчитывая жизненный индекс [5]. Это важный показатель хорошего гармоничного физического развития. Этот индекс определяют отношением ЖЕЛ к массе тела.

Для диагностики вентиляционной функции лёгких у детей дошкольного возраста может быть использована звуковая проба (ЗП) — регистрация длительности максимально глубокого и продолжительного выдоха со звуком «М» как достаточно простой и информативный метод исследования [16]. Отмечено наличие корреляционной связи между показателями ЗП и жизненной емкостью лёгких детей с бронхиальной астмой — 0,52, ЗП и длиной тела — 0,38. Авторы указывают, что отставание ребёнка в росте можно отнести к факторам, углубляющим отрицательные изменения в состоянии вентиляционной функции лёгких при бронхиальной астме.

Это будет сказываться на уменьшении времени произношения звука «М» и свидетельствовать о меньших возможностях внешнего дыхания.

Вывод. У детей дошкольного возраста продолжается развитие дыхания. Происходит увеличение объема грудной клетки за счет опускания ребер. Дыхательные мышцы становится сильнее. Возрастают возможности поступления воздуха в альвеолы. Оценить развития внешнего дыхания у детей дошкольного возраста можно по показателям жизненная емкость легких и звуковая проба.

2.2. Роль двигательного режима в укреплении здоровья детей дошкольного возраста и развитии функций внешнего дыхания

Режимом называют установленный распорядок жизни ребенка (учёбы, питания, отдыха и сна) [11, с. 8 — 9]. Двигательный режим, сточки зрения практики спорта, это установленный заранее порядок двигательной деятельности спортсмена, имеющий нормированные количественные и качественные характеристики [44]. В системе здравоохранения принято, что двигательный режим — это часть общего режима больного, регламентирующая в соответствии с медицинскими показаниями активную мышечную деятельность (занятия физическими упражнениями, прогулки и т.п.).

Двигательная активность – биологическая потребность организма в движении, от степени удовлетворения которой, зависят здоровье и физическое развитие детей [2, 37]. Полное удовлетворение потребности в движении особенно важно в дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма [33]. При сокращении двигательной активности ниже оптимальной наблюдается гипокинезия, что особенно опасно для детского организма. Недостаток двигательной активности может иметь ряд негативных последствий: происходит нарушение функций и структуры ряда органов, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Из-за снижения двигательной активности происходит нарушение функций и структуры ряда органов, регуляции обмена веществ, снижается сопротивляемость организма к изменяющимся внешним условиям. Недостаток движений не только отрицательно сказывается на здоровье, но и снижает умственную работоспособность.

Уменьшение движений приводит к снижению сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям, снижение работоспособности, быстрая утомляемость, отставание в развитии двигательных функций, нарушение деятельности нервной системы. Положительное воздействие двигательной активности на растущий организм проявляется в улучшении работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Уровень функционального состояния основных систем организма определяет резервные возможности ребенка. Для поддержания нормальной жизнедеятельности необходим постоянный приток питательных веществ, воды и кислорода, а продукты жизнедеятельности должны своевременно удаляться. Система внешнего дыхания это исходная система, обеспечивающая поступление кислорода в организм. Поэтому от её развития зависит обеспечение кислородом каждой клетки организма. С другой стороны, результаты обследования функций внешнего дыхания могут позволить сделать вывод о состоянии здоровья ребенка. Учёные выделяют донозологические состояния (предболезнь), при которых адаптационные возможности организма обеспечиваются более высоким напряжением регуляторных систем. Это приводит к повышенному расходованию функциональных резервов организма, увеличения энерготрат в поддержании гомеостаза. Характерной особенностью предболезни является наличие повышенного функционального напряжения механизмов адаптации. В таких условиях внешнее дыхание требует больших энерготрат и может регистрироваться нарушение в обеспечении организма кислородом.

Система физического воспитания строится на определенных принципах. Одним из главных является принцип оздоровительной направленности. В настоящее время возрастает необходимость обеспечить гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на дошкольников в организованных формах обучения [27]. А.Ф. Киселев указывает, что в погоне за приобретением знаний воспитатели часто перегружают детей интеллектуальной работой, снижают объем двигательной активности. Двигательный режим для каждого ребенка должен предусматривать постоянное повышение двигательной активности и объема нагрузок по мере улучшения здоровья и функциональных возможностей организма, в том числе и возможности системы внешнего дыхания. Правильно выбранный индивидуальный двигательный режим будет способствовать и лучшей адаптации ребенка к общим требованиям жизни в ДОУ, что является одной из главных задач физического воспитания ослабленных детей. В дошкольном учреждении, обязательна организация медицинского контроля. Бег, прыжки, интенсивные подвижные игры, игры-соревнования, упражнения, выполняемые в быстром темпе, и упражнения со статической нагрузкой вызывают более напряжённую работу всех систем организма. При выполнении обычных упражнений, не требующих большого напряжения сил, темп и число повторений их должны быть умеренными. Подобные ограничения устанавливаются врачом индивидуально после тщательного обследования ребенка: общего медосмотра. Кроме того, обязательно обследование уровня развития двигательных навыков, физических качеств, состояния координации по общепринятой методике.

Активный процесс созревания организма, высокая функциональная истощаемость и быстрая утомляемость требует внимательного отношения к нормированию нагрузки. В детском саду используют комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная активность. Главная цель состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития. К основным формам физического воспитания в детском саду относят [49]:

  1. физкультурные занятия;
  2. физкультурно-оздоровительная работа в течение дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, подвижные игры и физические упражнения на прогулке, закаливающие мероприятия);
  3. активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);
  4. самостоятельная двигательная деятельность;
  5. домашние задания по физкультуре;
  6. индивидуальная и дифференцированная работа ( с детьми имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии);
  7. секционно-кружковые занятия;
  8. профилактические и реабилитационные мероприятия.

Для обеспечения оптимальной физической нагрузки следует запрограммировать её объем и распределение с учётом возраста детей, их здоровья и физической подготовленности. Характер физической подготовленности детей нужно учитывать при совместной и самостоятельной деятельности детей, при организации физкультурных занятий. При выполнении общеразвивающих упражнений задачи индивидуализации будут связаны с регуляцией физической нагрузки, чему может способствовать изменение исходного положения, увеличение или уменьшение амплитуды движений, количества их повторений.

В режиме дня должны использоваться физические нагрузки разной интенсивности [44]. Нагрузки большой интенсивности должны занимать 10 – 15 % всего времени двигательной активности детей. При этом частота сердечных сокращений достигает уровня 150 – 170 уд/мин. Такие нагрузки рекомендуются при проведении подвижных игр, беговых упражнений, подскоков. Большинство физических упражнений обеспечивают нагрузки средней интенсивности. При этом для детей 3 – 4 лет частота сердечных сокращений составляет 130 – 140 уд/мин, а для детей 5 – 7 лет — 140 – 150 уд/мин. В первой половине дня широко используют подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии. Интенсивность физических нагрузок можно повысить путем включения большого числа беговых упражнений. На активную двигательную деятельность должно быть отведено не менее 3,5 – 4 часов в день. Общая суточная двигательная активность должна составлять: для детей 4 лет — 12- 13 тысяч локомоций, 5 лет — 14 – 15 тысяч, 6 лет — 15 – 16 тысяч.

Е.Н. Вавилова отмечает, что уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, постепенно совершенствуя их, приспосабливая к длительному выполнению упражнения умеренной интенсивности [8]. Наиболее целесообразно для этого использовать движения, связанные с работой большого числа мышц, — ходьбу, бег, лазание, катание на велосипеде, ходьбу на лыжах. Эти движения доступны и привычны детям, привлекают их своей динамичностью, возможностью применять в игровой деятельности. В них легко регулируется нагрузка путем изменения продолжительности или интенсивности их выполнения, введения усложнений. В зависимости от возраста и подготовленности ребенка предлагается разная степень нагрузки.

Больше всего для развития функций внешнего дыхания подходят циклические упражнения, удовлетворяющие следующим требования [23]:

  • участие большого числа мышечных групп;
  • чередование моментов напряжения и расслабления мышц;
  • использование знакомых, не трудных по технике движений;
  • возможность регулировать темп и длительность выполнения.

Наиболее соответствуют этим требованиям ходьба, бег, подскоки, ряд спортивных упражнений и подвижных игр. Исследования показали, что продолжительность непрерывных действий должна быть около двух – четырех минут (время, необходимое для налаживания функций дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Различные виды циклических двигательных упражнений являются к тому же физически обоснованными средствами развития общей выносливости, а на у ослабленных детей совсем не высока. Такие циклические упражнения, как быстрая ходьба, бег, ходьба на лыжах, как считает Ю.Ф. Змановский, содействуют повышению умственной и физической работоспособности, улучшению эмоционального состояния, полноценному физическому и психическому развитию детей, укреплению их здоровья. Особое место среди циклических организованных движений принадлежит ходьбе. В работе с ослабленными детьми используются различные виды оздоровительной ходьбы. Приступая к занятиям ею, рекомендуется сразу же начать с обучения детей навыкам правильного дыхания. Оно должно быть ритмичным: на 2-4 шага – вдох, 3-6 шагов – выдох. Оздоровительная ходьба не должна превышать 1,5 –2 часов с остановками после 20-30 минут движения. При появлении признаков утомления необходимо сразу же дать возможность детям отдохнуть.

Вывод. Для развития внешнего дыхания младших дошкольников рекомендуют широкий круг упражнений — ходьбу, бег, лазание, катание на велосипеде, ходьбу на лыжах. Длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой, дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности. Наиболее подходящими для детей являются подвижные игры и циклические упражнения.

3.3. Особенности организации оздоровительной работы

с детьми 4 – 5 лет

А.Ф. Киселев (2000) отмечал, что к моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения [44]. Правильное дыхание способствует развитию и должному формированию грудной клетки. Это является залогом успешного оздоровления. Видным учёным Е.А. Аркиным выделены наиболее эффективные средства формирования полноценного дыхания [31]:

  • упражнения в беге;
  • гимнастика дыхательных мышц;
  • обучение технике дыхания.

По мнению учёного обучение правильному дыханию следует проводить методом терпеливого показа, повторного напоминания. Выполнять дыхательные упражнения целесообразно после движений, связанных с большой тратой энергии. Такими движениями, в первую очередь, являются продолжительные циклические упражнения, а также они представлены во многих подвижных играх.

Рациональная организация двигательной деятельности детей изложена в работах Ю.Ф. Змановского [23 — 25]. Рассматривается эффективное оздоровительное влияние циклических упражнений, в первую очередь оздоровительного бега, на все физиологические системы, биохимические процессы и психические функции. Основную особенность составляет преобладание циклических, прежде всего беговых упражнений со скоростью 1,0 – 1,2 м/с (2 коротких шага в 1 с).

Особенно большое внимание уделяется комбинации циклических упражнений с другими движениями (прыжки).

Эти упражнения составляют основное содержание утренней зарядки, ежедневных занятий по физическому воспитанию, двух обязательных прогулок и т.д. Важнейшим разделом занятий по физической культуре и прогулок являются подвижные игры с циклическими упражнениями, а у детей старшего дошкольного возраста — и элементы спортивных игр и упражнений.

Система физического воспитания строится на определенных принципах. Одним из главных является принцип оздоровительной направленности. Краткая суть этого принципа состоит в необходимости использовать такие формы и методы, которые позволяют укреплять здоровье ребенка. Кроме того, необходимо использовать средства физической культуры с учетом возрастных особенностей детей. Необходимо приспосабливать систему физического воспитания к последовательно сменяющимся периодам онтогенеза. Необходимо не идти на поводу у закономерно наступающих с возрастом изменений свойств организма, а с учетом возрастных изменений целенаправленно воздействовать на жизненные функции организма для успешного физического развития и двигательной подготовленности.

Воспитатель детского сада несет ответственность за жизнь и здоровье каждого ребенка [18, 29]. Он обязан обеспечить рациональный двигательный режим в дошкольном учреждении, создать оптимальные условия для игр и занятий детей. Двигательный режим для каждого ребенка должен предусматривать постоянное повышение двигательной активности и объема нагрузок по мере улучшения здоровья и функциональных возможностей организма. Правильно выбранный индивидуальный двигательный режим будет способствовать и лучшей адаптации ребенка к общим требованиям жизни в ДОУ, что является одной из главных задач физического воспитания ослабленных детей. В дошкольном учреждении, обязательна организация медицинского контроля. Бег, прыжки, интенсивные подвижные игры, игры-соревнования, упражнения, выполняемые в быстром темпе, и упражнения со статической нагрузкой вызывают более напряжённую работу всех систем организма. Особенно велика вероятность перегрузки детей младшего дошкольного возраста. При выполнении обычных упражнений, не требующих большого напряжения сил, темп и число повторений их должны быть умеренными. Подобные ограничения устанавливаются врачом индивидуально после тщательного обследования ребенка: общего медосмотра. Кроме того, обязательно обследование уровня развития двигательных навыков, физических качеств, состояния координации по общепринятой методике.

В работе необходимо учитывать также принцип индивидуальности. Планируя работу с дошкольниками, воспитатель должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Коллективные формы работы целесообразны лишь тогда, когда они интересны для всех детей, обеспечивают для каждого оптимальную физическую нагрузку и моторную плотность. Особой осторожности требует организация двигательной активности, которая не может быть одинаковой для всех детей группы, так как здоровье у всех разное. Дети, часть болеющие, с отклонениями в физическом развитии, малоподвижные, не умеющие красиво и ритмично двигаться, имеют право на дополнительное внимание воспитателя, врача; талантливые, опережающие в развитии сверстников ребята — на особые формы занятий, условий для развития способностей. Большое внимание нужно уделять индивидуальной работе с детьми на прогулке. Следует отдавать предпочтение подвижным играм с небольшими группами дошкольников [14]. Игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению дыхания в целом. При должной мотивации детей они легко осваивают правила игры и в дальнейшем играют самостоятельно [17].

В концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) в 2000 г. отмечено, что общей целью непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста является гармоничное физическое и психическое развитие ребенка обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром [29]. Одним из педагогических условий является формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка. Условия воспитания должны обеспечивать здоровый образ жизни детей в детском саду — предусматривать проведение закаливающих процедур и утренней зарядки, организацию подвижных игр. Важно, чтобы дошкольники овладели различными видами двигательной активности. В педагогической работе должны содержаться упражнения и игры, направленные на развитие быстроты, ловкости, силы, выносливости. Это требование относится как к занятиям, организуемым воспитателем, так и к деятельности, возникающей по инициативе детей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит воспитателю, который должен так его направлять, чтобы каждый ребенок мог максимально проявлять и развивать различные способности, а не только те, которые у него лучше развиты и которые он подсознательно предпочитает использовать в своей деятельности. Следует побуждать детей выполнять физические упражнения, способствующие развитию координации движений, выносливости, гибкости, быстроты. При этом необходимо варьировать нагрузку и содержание занятий в соответствии с состоянием здоровья и темпами физического развития детей на основе медицинских показаний и наблюдений за их самочувствием.

Одним из компонентов рационально построенного режима дня являются прогулки на открытом воздухе. Это наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. В походе, крепнут силы детей, развивается выносливость, способность преодолевать трудности, упражняются воля и настойчивость. Воспитатель заранее намечает маршрут, на котором ровная дорога чередуется с разнообразными естественными препятствиями: склоны, бревна, пеньки, канавки, мостик, дороги с разным покрытием (песчаные, травянистые и др.).

При однообразной дороге следует включить в ходьбу интересные для детей задания, игры и упражнения.

В зависимости от возраста детей прогулки (их характер и длительность) имеют свои особенности. Пребывание на воздухе способствует развитию функций внешнего дыхания, повышению сопротивляемости организма детей и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда хороший аппетит и хороший сон.

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях должно осуществляться с учетом возрастных особенностей развития детей на каждом году жизни. Оно направлено на укрепление здоровья и совершенствования функциональных возможностей детского организма.

Совокупность адаптивных возможностей определяют адаптивную зону, т.е. тот интервал нагрузок, которые ребёнок может перенести срыва адаптации, без вреда для своего здоровья. Ребенок 4 – 5 лет обладает небольшими резервами, поэтому необходимо нормировать как выполнение циклических нагрузок, так и подвижных игр. В возрасте 4 – 5 лет бегущий ребёнок фактически просто очень быстро идёт, так как в этой локомоции отсутствует важнейший элемент бега — фаза полёта. Длина шага увеличивается не только за счёт увеличения длины ноги, в большей мере, она увеличивается возрастанием угловых амплитуд в суставах и удлинением полетного интервала. Поэтому ребенок 4 лет может бежать не продолжительное время. Развитие внешнего дыхания при этом ограничено. На пятом году жизни длина шага удваивается. Средняя скорость бега неуклонно растёт. Если к возрасту 3 -4 лет она удвоилась, то к 5 годам скорость бега увеличивается втрое. Поэтому при выполнении бега большая нагрузка ложится не только на мышцы, но и на нервную, дыхательную и сердечно-сосудистые системы.

В качестве примера рассмотрим рекомендацию Е.Н. Вавиловой [8]. Дети 5 лет пробегают 30 м за 8 сек (скорость 3,75 м/сек).

Рассчитаем продолжительность и длину дистанции бега на выносливость. Необходимо, чтобы они пробегали каждые 30 м за 12 сек. В качестве исходной будет дистанция 300 м. Такую дистанцию дети будут бежать со скоростью 2,5 м/сек в течение 2 мин. К концу года, в возрасте 6 лет, дети смогут пробегать 500 м, не переходя на шаг. Зная длину своего зала или спортивной площадки, легко рассчитать беговую дистанцию для детей разного возраста и разной подготовленности.

От занятия к занятию следует увеличивать пробегаемое расстояние или продолжительность бега, внимательно наблюдая за реакцией детей на предложенную нагрузку. Доступна для детей игра — круговорот. Дети идут парами ровным, умеренным шагом. По сигналу воспитателя последняя пара (один идет слева, другой – справа от колонны) старается обогнать ребят быстрым шагом (бежать нельзя!) и стать впереди колонны.

В большинстве методических рекомендаций указывается на предпочтение в проведении подвижных игр [13, 22,48]. Показана необходимость проведения игр с небольшими группами дошкольников. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению дыхания в целом.

Развитие выносливости и функций внешнего дыхания предполагает некоторую степень утомления, которую можно определить по внешним признакам:

1) Допустимую степень нагрузки характеризуют незначительное покраснение лица, выражение его остается спокойным; незначительная потливость; несколько учащенное, но ровное дыхание; движения бодрые; задание ребенок воспринимает хорошо и правильно выполняет.

2) Средняя степень утомления выражается в значительном покраснении лица, оно напряженное; дыхание резко учащается; движения теряют координированность, четкость, появляются дополнительные лишние движения; дети жалуются на усталость.

3) Значительное утомление проявляется в значительной потливости, иногда побледнении лица; снижении темпа и амплитуды движений; вялости или чрезмерной возбудимости; прекращении деятельности.

Необходимым условием развития физических качеств являются достаточно высокие нагрузки (длительность бега и катания на велосипеде, количество подскоков), разнообразие двигательных умений и параллельное развитие всех основных качеств. Отмечено, что большой объем двигательной деятельности в целом повышает уровень двигательной подготовленности, но не гарантирует ее всесторонность. Организм детей 4 – 5 лет еще не зрел поэтому большие нагрузки могут и отрицательно сказаться на процессе физического развития. Только гармоническое развитие всех основных двигательных качеств позволяет достигать достаточного уровня каждого из них.

Нарушение осанки отрицательно сказывается на дыхательных функциях лёгких. Поэтому для детей с нарушениями осанки и плоскостопием организуются группы здоровья. Цель работы — обеспечить профилактику и коррекцию функциональных нарушений в физическом развитии детей дошкольного возраста. Задачи:

  1. оказывать общеукрепляющие воздействия на организм ребёнка;
  2. улучшать и нормализовывать эмоциональное состояние;
  3. осуществлять коррекцию, имеющихся функциональных нарушений, осанки или плоскостопия;
  4. расширять возможности функциональных резервов физиологических систем организма;
  5. повышать неспецифическую сопротивляемость организма.

Развитие выносливости происходит и в подвижных играх с многократными повторениями действий, выполняемых продолжительное время. Особенностью игр является непрерывно изменяющаяся как по интенсивности, так и по форме движений деятельность. Она включает минимально необходимые перерывы для смены водящего, введения дополнительных препятствий. Е.А.Аркин писал: «Игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребенка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости и доводить до высшей степени работоспособности организм».

В младшем дошкольном возрасте ни нервная система, ни мышцы ребенка не готовы к выполнению длительной работы. Нервная система ребенка не способна противостоять утомлению, поэтому развитие такого ценного качества как выносливость не является основной задачей в младшем дошкольном возрасте. Непродолжительные упражнения подготавливают базу для развития в старшем дошкольном возрасте выносливости.

Приведем пример. При проведении игры «Поезд» дети подгруппами (4-5) стоят друг за другом – вагончики, двигаются по сигналу начальника станции (воспитатель поднимает зеленый жезл) установленным маршрутом, преодолевая препятствия, а расстояние между ними – медленным бегом. После того, как все преодолеют препятствие один раз, поднимается желтый флажок, дети переходят на ходьбу и по красному сигналу останавливаются. В это время можно предложить ребенку роль начальника станции и объявить остановку в лесу, на поляне, у реки, где дети могут двигаться свободно. При повторении игры можно выполнить маршрут движения в обратном порядке. Движения должны быть освоены детьми и выполняться ими свободно.

При анализе стоит отметить, что не все дети 4 -5 лет освоили все требуемые движения. Другие малыши, наоборот, более физически развиты, более двигательно подготовлены и им требуется усложнять проведение игры. К.М. Гуревич (1988), М.М. Кольцова (2003) отмечали большое разнообразие индивидуальных особенностей младших дошкольников, что не позволяет использовать длительный бег или другие интенсивные упражнения как основное средство развития общей выносливости. Гиперактивные дети так же с трудом могут выдерживать заданный темп [41].

Воспитатель заранее продумывает маршрут движения поезда с использованием пособий таким образом, чтобы обеспечить непрерывное движение детей без длительных остановок. Поэтому можно с учетом темперамента детей устраивать разные маршруты. В зале можно включить ходьбу или бег по доске, проход по мостику-качалке, подлезание под дуги или рейки, обегание стоек и. т. п. На площадке хорошими препятствиями служат естественные или деревянные горки, бревно, пеньки, узкие дорожки.

В младшем дошкольном возрасте хорошо сочетается не продолжительный бег с ходьбой, общеразвивающими упражнениями, лазаньем, метанием, если они носят характер игры или перемежаются играми малой подвижности. Активные действия при игре с детьми 4 – 5 лет должны чередоваться с интервалами отдыха. Эффективность такой деятельности зависит от экономичности дыхания и движений, умения разумно расходовать силы. Упражняясь, дети привыкают прикладывать минимальное усилие, целесообразное для данных условий. Например, не длительный бег с малой скоростью не требует активного отталкивания, энергичных движений рук, что сохраняет силы для продолжительных действий.

Физические упражнения и игры, развивающие выносливость, должны находить место во многих формах физического воспитания. Бег в спокойном темпе используется на утренней гимнастике и во вводной части физкультурного занятия, в некоторых подвижных играх. В основной части занятия бег может быть более продолжительным, включается также длительное выполнение подскоков, организуются игры с непрерывной двигательной деятельностью. Закончить утреннюю гимнастику и физкультурное занятие, особенно в условиях их проведения на свежем воздухе, также целесообразно спокойным бегом невысокой интенсивности. Во многих подвижных играх, не связанных с ловлей, следует увеличивать продолжительность бега, не требуя быстрого темпа, а, наоборот, поощряя бег ритмичный, в ровном, спокойном темпе.

Подбор движений в игре должен быть таким, чтобы обеспечивалась смена работающих мышечных групп: упражнения для мышц ног (прыжки) чередуются с упражнениями для мышц туловища (ползание) или плечевого пояса (броски набивного мяча).

По сигналу группы меняются местами, выполнив движения определенное число раз. Не следует, однако, забывать, что игровые движения, предлагаемые детям, должны быть ими хорошо освоены.

Приведём требования к организации двигательной активности детей 4 – 5 лет в дошкольном учреждении [41]:

  1. Преобладание положительных эмоций во всех видах двигательной активности детей.
  2. Осознанное отношение детей к физическим упражнениям.
  3. Удовлетворение потребности детей в движении, обеспечение общей двигательной активности не менее 60% от периода бодрствования.
  4. Проведение занятий по физической культуре преимущественно на открытом воздухе.
  5. Широкое использование нетрадиционных форм физкультурно-оздоровительной работы для активизации двигательной деятельности в режиме дня.
  6. Основной резерв двигательного режима – в самостоятельных движениях детей. Разнообразие форм и приемов педагогического руководства самостоятельной двигательной деятельностью с обязательным учетом индивидуальных особенностей детей.
  7. Увеличение количества циклических упражнений, сюжетно-игровых занятий.
  8. Введение разнообразных видов оздоровительных пауз, массажа, гимнастики (пальчиковая, дыхательная, корригирующая, утренняя, оздоровительная, психогимнастика, релаксация)
  9. Обеспечение оптимальной плотности физкультурных занятий (до 80%) при рациональном распределении физической нагрузки на детей в зависимости от группы здоровья, типологических особенностей детей, в частности уровня двигательной активности.
  10. Коррекционная и лечебно-профилактическая работа с детьми (часто болеющие дети, дети с нарушением осанки, плоскостопием).
  11. Организация активного отдыха детей, использование нетрадиционных форм отдыха: туризм, неделя здоровья и т. п.

Большинство физических упражнений развивает одновременно многие двигательные качества, но с преобладанием какого-нибудь из них. Поэтому деление игр несколько условно и можно говорить лишь о преимущественном значении данного упражнения или игры для развития быстроты, ловкости или другого качества. Например, упражнения с набивными мячами больше всего способствуют развитию силы, с обычными мячами — ловкости, однако эти упражнения способствуют в разной степени и другие качества – быстроту движений, выносливость.

Рассмотрим игру «Конники-спортсмены». Играющие (лошадки) стоят за большим кругом – это манеж. Вдоль одной из сторон площадки обозначаются стойла для лошадей (на 2-3 меньше числа играющих).

Согнув руки в локтях ладонями книзу, дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, касаясь коленями ладоней. По сигналу меняют направление, двигаются в другую сторону, также по кругу. Затем переходят на бег – «рысью марш!». Начинаются конные соревнования. Дети-всадники бегут из манежа в противоположную сторону от стойл и выстраиваются шеренгой. По сигналу «марш!» скачут к стойлам, стараясь занять любое свободное из них. В стойле может быть только один всадник. Оставшиеся без места выбывают из игры. При повторении игры участвуют все дети. Снова встают по кругу, игра возобновляется. В этой игре развивается ловкость, сила ног и общая выносливость, а кроме того и психические функции.

Эффективным средством является сочетание 2-3 подвижных игр с разным содержанием, позволяющим чередовать большую нагрузку с меньшей, работу одних мышц с некоторым расслаблением других.

Для детей младшего дошкольного возраста можно на прогулке провести подряд две игры, например, «Трамвай» и «Найди свой домик», способствующие развитию ловкости и быстроты [8]. В первой игре основное внимание уделяется согласованным действиям при ходьбе и беге в невысоком темпе, что является как бы разминкой к более активным последующим движениям. Во второй игре подвижность детей увеличивается, они свободно бегают, прыгают, кружатся, по сигналу должны быстро прибежать в домик.

Для более подготовленных детей средней группы в конце учебного года можно провести и 3 игры. Можно начать игрой «Через болото». От детей требуется хорошая координация, ловкость при переходе с кочки на кочку. Затем проводится игра «Догони», двигательным содержанием которой является стремительный бег. В заключение предлагается игра «Передай мяч», дети упражняются в ловких действиях при передаче мяча. Последовательное выполнение наклонов и приседаний, быстрого бега, передачи мяча обеспечивает смену движений, чередование напряжения и отдыха мышц, развитие различных двигательных качеств. Для обеспечения энергией работающих мышц дети увеличивают объем внешнего дыхания, происходит большая вентиляция легких.

При такой организации игр воспитателю надо внимательно следить за физической нагрузкой, регулировать ее в зависимости от состояния детей, их предшествующей деятельности, погодных условий.

Увеличение или снижение нагрузки достигается изменением длительности игр, дистанции для бега и прыжков, интенсивности движений, количества повторений игр. В приведенных примерах для уменьшения физической нагрузки достаточно сократить дистанцию бега в играх «Трамвай» или «Догони». Если необходимо увеличить нагрузку, то следует предложить пробежать большее расстояние или повторить игру «найди свой домик» 4-5 раз. В целях направленного развития ловкости в игре «передай мяч» используются разные способы передачи: справа, слева, над головой, между ног.

Упражнения включаются в комплексы утренней гимнастики, составляют часть физкультурного занятия. Распределение подвижных игр можно спланировать таким образом, чтобы каждая неделя месяца была отведена преимущественному развитию одного из качеств, например, быстроты, ловкости и т. п.

Детям должны быть предоставлены широкие возможности для активного применения имеющихся у них способностей: прыгать и лазать по-разному, а не только так, как на занятиях; играть с мячом, метать разные предметы своим способом. В группах и на участках должны иметься пособия, стимулирующие разнообразные движения детей: мячи, скакалки, вожжи, обручи, гимнастические скамейки, лесенки, мишени. Следует научить детей ими пользоваться в упражнениях, играх, показать разные способы движений. Особенно это необходимо для детей младших групп.

Вывод.

Вывод по I главе. Использование физических упражнений, направленных на улучшение функций верхних дыхательных путей, рекомендуется во всех принятых в ДОУ формах работы по физическому воспитанию. Организуя занятия по физическому воспитанию, желательно в первую очередь широко использовать общеразвивающие упражнения, активизирующие разные группы мышц и улучшающие кровоснабжение внутренних органов. Особая роль принадлежит упражнениям, направленным на развитие и укрепление дыхательной мускулатуры и опорно-двигательного аппарата. В большинстве методических рекомендаций указывается на необходимость проведения подвижных игр при работе с младшими дошкольниками. Показана необходимость проведения игр с небольшими группами дошкольников. Такие игры на воздухе способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению дыхания в целом.

С другой стороны многими авторами, длительные, равномерно повторяющиеся циклические упражнения рассматриваются как наиболее важный компонент двигательного режима растущего организма, который на физиологическом уровне способствует нормализации работы сердечно-сосудистой, дыхательной системы, а также повышению умственной и физической работоспособности. М. Н. Кузнецова (2002) отмечала, что для оздоровления дошкольников эффективны длительные двигательные, преимущественно циклические, нагрузки умеренной интенсивности, приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена [41]. При использовании циклических упражнений обеспечивается повышение функциональных возможностей детского организма, что является одной из основных задач дошкольного воспитания. Но дети младшего дошкольного возраста с трудом выдерживают хоть и небольшой, но постоянный темп движений. Эта отличительная особенность связана с различиями в темпераменте.