Организация работы детских лечебно-профилактических учреждений. Устройство и задачи детской больницы Структура.

Основными принципами лечебно-профилактической помощи детям являются: непрерывность в наблюдении за здоровьем ребенка с первых дней жизни; преемственность в работе врачей, оказывающих лечебно-профилактическую помощь детям; этапность в лечении — поликлиника, стационар, санаторий.
К типовым учреждениям, оказывающим лечебно-профилактическую помощь детям, относятся: детские городская и областная больницы, специализированные детские больницы (инфекционные, психиатрические, туберкулезные, ортопедо-хирургические, восстановительного лечения), диспансеры, детские городские поликлиники, учреждения по охране материнства и детства (дома ребенка, родильные дома, молочные кухни).

Амбулаторно-поликлиническая помощь детскому населению занимает ведущее место в общей системе здравоохранения и осуществляется с помощью широкой сети детских поликлиник и поликлинических отделений.

Детская поликлиника – государственное учреждение.

Детская городская поликлиника обеспечивает лечебно-профилактическую помощь детям от рождения до 14 лет включительно. Оказание медицинской помощи осуществляется непосредственно в поликлинике, на дому, в детских дошкольных учреждениях и школах.

Детская поликлиника выполняет функции организации и проведения комплекса профилактических мероприятий (динамическое медицинское наблюдение за детьми различных возрастных групп, периодичность комплексных осмотров их врачами узких специальностей); лечебно-консультативной помощи на дому и в поликлинике; реабилитации с использованием санаторного и курортного лечения на соответствующих курортах, лечебно-профилактической помощи в детских дошкольных учреждениях и школах; проведения противоэпидемических мероприятий и прививочной иммунопрофилактики.

Категорийность детской поликлиники определяется численностью обслуживаемого детского населения, которая уточняется ежегодно переписью, проводимой участковыми патронажными сестрами.

Главной фигурой, оказывающей медицинскую помощь детям в поликлинике является участковый педиатр.

Цели участкового врача-педиатра: добиваться снижения заболеваемости и смертности детей всех возрастов; проводить мероприятия, направленные на создание оптимальных условий для физического, психического, полового и иммунологического развития ребенка, осуществлять специфическую и неспецифическую профилактику.

5 стр., 2434 слов

Этапы оказания лечебно-профилактической помощи:

... детская инфекционная, детская психиатрическая, детская туберкулезная). Амбулаторно-поликлинические учреждения: Поликлиники: - детская городская - детская стоматологическая. Центры: восстановительного лечения для детей. ... кабинет. 9. Отделение лечебной физкультуры, физиотерапевтическое отделение, ... специализированную (акушерско-гинекологическую) амбулаторную помощь и представляет учреждение ...

Задачи участкового врача-педиатра:

1) обеспечение контактов и преемственности в работе с врачами женской консультации для наблюдения за беременными женщинами, особенно из группы риска;

2) посещение новорожденных в первые 3 дня после выписки из родильного дома, а также контроль патронажа новорожденных участковой медсестрой;

3) прием здоровых детей в поликлинике, оценка их физического и психического развития, назначение в зависимости от возраста и состояния ребенка режима, рационального питания, рекомендаций по специфической и неспецифической профилактике рахита, гипотрофии, ожирения, анемии;

4) организация на дому и в поликлинике профилактического наблюдения за детьми, особенно раннего и дошкольного возраста; по мере необходимости направление их для лабораторного исследования и консультации других специалистов;

5) составление плана прививочной работы и контроль за его выполнением совместно с участковой медсестрой, динамическое наблюдение за здоровыми и больными детьми, осуществление вместе с другими специалистами реабилитации взятых на учет детей, анализ эффективности динамического наблюдения;

6) организация обследования и оздоровления детей перед поступлением их в детские дошкольные учреждения и школу;

7) посещение по вызовам родителей детей на дому в случае их болезни, оказание лекарственной и физиотерапевтической помощи, ЛФК, при необходимости активное наблюдение больного дома до его выздоровления, госпитализации или разрешения ему посещения поликлиники;

8) направление детей на лечение в стационар, в случае необходимости принятие всех мер для экстренной госпитализации больного;

9) информирование руководства поликлиники о случаях, когда по каким-то причинам тяжелобольной ребенок остается негоспитализированным;

10) своевременное и в установленном порядке информирование о выявлении инфекционного заболевания или подозрении на него, комплексная профилактика инфекционных заболеваний;

11) отбор и соответствующий учет детей, нуждающихся по состоянию здоровья в санаторном и курортном лечении.

Врач и медицинская сестра, работающие на педиатрическом участке, ведут плановую санитарно-просветительную работу с родителями ребенка, пропагандируют здоровый образ жизни, объясняют вред алкоголизма, курения в семьях.

В каждой поликлинике обычно организуется работа наиболее необходимых специалистов: отоларинголога, хирурга, окулиста, невропатолога, кардиоревматолога.

Врачи-специалисты должны строить свою работу в тесном контакте с педиатрами и принимать больных в основном по их направлениям.

Определенные виды специализированной медицинской помощи детям оказываются в диспансерах: психоневрологическом, дерматологическом, онкологическом, противотуберкулезном.

Структура детской городской поликлиники

В детской городской поликлинике должны быть предусмотрены: фильтр с отдельным входом, изолятор с боксом (не менее двух), регистратура, гардероб, кабинеты (педиатров, врачей узких специальностей, лечебно-диагностические, доврачебного приема, по воспитанию здорового ребенка, рентгеновский, физиотерапевтический, процедурный, прививочный, лечебной физкультуры, массажа, социально-правовой помощи, статистики), лаборатория, административная часть, другие вспомогательные помещения.

7 стр., 3397 слов

Уровень тревожности детей при госпитализации

... процессы учебы, предпрофессиональной подготовки и на качество жизни в целом. При этом госпитализация ребенка, как стресообразующий процесс не может не оказывать негативного влияние на общее ... 12 лет. Для достижения поставленной цели использовали общеклинические методы. Психологические особенности ребенка оценивались при помощи: -теста тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) (Приложение 1) ...

 

В системе детских лечебно-профилактических учреждений детская

больница играет особую роль. Именно сюда госпитализируют тяжелобольных, здесь

сконцентрировано современное диагностическое оборудование, работают высоко-квалифицированные врачи и медицинские сестры, ведется профессиональная подготовка

медицинских кадров.

Детская больница — лечебно-профилактическое учреждение для детей и подростков в

возрасте до 14 лет включительно, нуждающихся в постоянном (стационарном) врачебном

наблюдении, интенсивной терапии или специализированной помощи. Существуют

различные типы детских больниц. По профилю они делятся на многопрофильные и

специализированные, по системе организации — на объединенные с поликлиникой и

необъединенные, по объему деятельности — на больницы той или иной категории,

определяемой мощностью (количеством коек).

Кроме того, в зависимости от

административного деления различают районные, городские, клинические (если на базе

больницы работает кафедра медицинского или научно-исследовательского института),

областные, республиканские детские больницы.

Основная цель деятельности современной детской больницы — восстановление

здоровья больного ребенка. Для достижения данной цели персонал медицинского

учреждения должен оказать больному многоэтапную помощь, а именно: осуществить

диагностику заболевания, провести неотложную терапию, основной курс лечения и

восстановительное лечение, включая реабилитацию (меры социальной помощи).

На работников детского стационара возлагаются определенные обязанности, главными

из которых являются следующие:

—оказание детям высококвалифицированной лечебной помощи;

—внедрение в практику современных методов диагностики, лечения и

профилактики;

—консультативная и методическая работа.

В каждой детской больнице имеются приемное отделение (приемный покой),

стационар (лечебные отделения), лечебно-диагностическое отделение или соответствующие

кабинеты и лаборатории, патологоанатомическое отделение (морг), вспомогательные

подразделения (аптека, пищеблок, кабинет медицинской статистики, медицинский архив,

административно-хозяйственная часть, библиотека и т.д.).

3.1 Работа приемного отделения (покоя).

Первая встреча заболевшего ребенка с

медицинским персоналом происходит в приемном отделении. Главная его задача —

организация приема и госпитализации больных детей. От правильной и оперативной работы

этого отделения во многом зависит успех последующего лечения. При поступлении

больного устанавливают предварительный диагноз, оценивают обоснованность

госпитализации, если необходимо, оказывают неотложную медицинскую помощь.

Приемное отделение состоит из вестибюля-ожидальни, приемно-смотровых боксов,

изоляционных боксов на 1—2 койки, санитарного пропускника, кабинета врача,

процедурной-перевязочной, лаборатории для срочных анализов, комнаты для медицинского

персонала, туалета и других помещений.

Работники приемного отделения ведут учет движения больных (регистрация

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

поступающих, выписанных, переведенных в другие стационары, умерших), проводят

врачебный осмотр больного, оказывают экстренную медицинскую помощь, осуществляют

направление в соответствующее отделение, санитарную обработку, изоляцию инфекционных больных.

Наличие нескольких приемно-смотровых боксов позволяет отдельно вести прием

терапевтических, хирургических и инфекционных больных, детей грудного возраста и

новорожденных.

3.2 Реанимационное отделение располагают обычно рядом с приемным отделением,

поэтому при поступлении больного в крайне тяжелом состоянии его сразу же помещают в

отделение реанимации, по существу, минуя приемный покой. Вся необходимая

документация оформляется «по ходу» проведения необходимой интенсивной терапии.

Неотложная помощь ребенку, кроме того, может быть оказана в палате интенсивной

терапии, которая размещается при приемном отделении.

Дети доставляются в больницу машиной скорой медицинской помощи или родителями

по направлению врача детской поликлиники и других детских учреждений или без

направления («самотеком»).

Помимо талона (направления) на госпитализацию,

представляются и другие документы: выписка из истории развития ребенка, данные

лабораторных и инструментальных исследований, сведения о контактах с инфекционными

больными по дому от участкового педиатра и, если ребенок «организованный», то от врача

школьно-дошкольного отделения. Без документов больные могут быть приняты в больницу

только при неотложных состояниях.

Прием больного ребенка ведется в строгой

последовательности: регистрация, врачебный осмотр, необходимая лечебная помощь,

санитарная обработка, перевод (транспортировка) в соответствующее отделение.

Медицинская сестра регистрирует поступление больного в журнале, заполняет

паспортную часть «Медицинской карты стационарного больного», ф. № 003/у (истории

болезни), измеряет температуру тела, сообщает врачу полученные сведения.

После осмотра ребенка медицинская сестра получает от врача рекомендации

относительно характера санитарной обработки. Обычно санитарная обработка заключается в

проведении гигиенической ванны или душа; при выявлении педикулеза (вшивости) или

обнаружении гнид проводится соответствующая обработка волосистой части головы, белья.

Исключение составляют больные, находящиеся в крайне тяжелом состоянии. Им оказывают

первую медицинскую помощь и лишь при отсутствии противопоказаний проводят

санитарную обработку.

После санитарной обработки ребенка транспортируют в лечебное отделение. Так

называемые «плановые» больные не должны задерживаться в приемном покое более 30 мин.

При массовом поступлении больных соблюдается определенный порядок очередности

госпитализации: сначала оказывают помощь тяжелобольным, затем больным в состоянии

средней тяжести и в последнюю очередь «плановым» больным, не нуждающимся в срочном

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... четвертой групп. Большинство авторов предлагают проводить коррекцион‑ную работу с аутичными детьми в следующих основных направлениях. 1. Развитие ощущений и восприятия, зрительно‑двигательной ... определять развитию мышечного, осязательного, зрительно‑осязательного восприятия. Если целостное восприятие у ребенка достаточно развито, можно проводить занятия по развитию других психических функций ( ...

лечении.

Детей с признаками инфекционного заболевания помещают в боксы-изоляторы.

Заполняют «Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром

профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку» (ф. № 058/у), которое

немедленно направляют в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

3.3 Работа лечебного отделения. Главные задачи медицинского персонала лечебного

отделения — постановка правильного диагноза и проведение эффективного лечения. Успех

лечения зависит от четкой работы врачей, среднего и младшего медицинского персонала, а

также соблюдения лечебно-охранительного (больничного) и санитарно-

противоэпидемического режимов, слаженности работы вспомогательных служб.

Под больничным режимом понимают установленный распорядок пребывания и

лечения больного ребенка в условиях стационара.

Больничный режим определяется рядом факторов и прежде всего необходимостью

создания условий для полноценного лечения, а также быстрой социальной и

психологической адаптации ребенка к новым для него условиям.

Строгие требования предъявляются к соблюдению режима

сна и отдыха.

Распорядок дня для больных детей независимо от профиля лечебного отделения

включает следующие элементы: подъем, измерение температуры тела, выполнение

назначений врача, врачебный обход, лечебно-диагностические процедуры, прием пищи,

отдых и прогулки, посещение детей родителями, уборка и проветривание помещений, сон.

Существенное значение имеет проведение санитарно-про-тивоэпидемических мероприятий.

. Для детей первого года жизни предусматриваются

боксированные и полубоксированные палаты: от 1 до 4 коек в каждом боксе. В палатах для

детей старше 1 года допускается не более 4—6 коек.

Система боксов и отдельных секций позволяет при случайном заносе инфекции

предупредить распространение заболеваний. Последние обычно возникают, если дети

госпитализируются в инкубационном периоде заболевания, когда отсутствуют какие-либо

проявления болезни.

Палаты для больных. В каждой палате обычно находятся 2—6 больных

Койки в палатах размещают так, чтобы к ребенку можно было подойти со всех сторон.

В палатах для новорожденных, помимо кроваток, размещают пеленальный стол, весы,

детскую ванну, подводят кислород; горячую и холодную воду, обязательно устанавливают

бактерицидную лампу.

Детей грудного возраста распределяют по палатам с учетом характера заболевания и

тяжести состояния. Соблюдается последовательность заполнения палат. Новорожденных и

недоношенных детей помещают отдельно. Выделяют палаты (боксы) для новорожденных с

пневмониями, гнойно-септическими заболеваниями и др. В одну палату можно помещать

только неинфицированных детей.

3.4 Боксы детского отделения. Основное назначение бокса — изоляция

инфекционных больных и детей с подозрением на инфекционное заболевание с целью

профилактики внутрибольничных инфекций. Выделяют открытые и закрытые боксы

(полубоксы).

В открытых боксах больные разделены перегородками, которые установлены

между кроватями. Изоляция в открытых боксах несовершенна и не предохраняет от

распространения капельных инфекций. Закрытые боксы — это часть палаты с дверью,

7 стр., 3434 слов

Лечение в психиатрии

... Нарушение приемов рационального использования лекарств не всегда заметно, когда речь идет о лечении хронических заболеваний или когда трудно объективизировать динамику лечебного процесса. К таким ... мало. Целью настоящей работы стало рассмотрение основных принципов проведения рациональной терапии психически больных пациентов. Прежде всего несколько слов о значении данного вопроса. Как известно, ...

отделенная застекленной до потолка перегородкой. Каждый бокс должен иметь

естественное освещение, туалет, необходимый набор предметов медицинского и бытового

назначения для обслуживания детей.