Алматинская академия экономики и статистики
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Программа обучения по дисциплине (Syllabus)
Для студента
по дисциплине «____________ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА_______________»
для специальности: 5В050700 – « Менеджмент»,
(«шифр-название»)
Формы обучения | ||
Очная | Заочная | |
Всего кредитов | ||
Курс | ||
Семестр | ||
Экзамен (семестр) | ||
Всего часов, из них: | ||
Лекции (часов) | ||
Практические (семинарские) занятия (часов) | ||
Лабораторные занятия (часов) | ||
СРСП (часов) | ||
СРС (часов) |
Алматы, 2016 г.
Программа обучения по дисциплине(Syllabus)
« ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА »разработан ____к.п.н., профессоромАйжановой Гульнарой Койшыбаевной__________________
(ученая степень, звание, должность, ФИО преподавателя)*
Обсуждено и рекомендовано на заседании кафедры СГД, протокол № 1 от «27» августа 2016 г.
Заведующая кафедрой «_ИС и ООД_» _____________ к.п.н., профессор Мадьярова Г.А.
(подпись) (ученая степень, звание, ФИО)
Одобрено на заседании учебно-методического совета академии, протокол № 1 от
« 27 » 08___ 2016 г.
Председатель учебно-методического
совета академии , проректор по УР _____________ _к.э.н., проф., Бекенова Л.М.._____
(подпись) (ученая степень, звание, ФИО)
Сведения о преподавателе:
Айжанова Гульнара Койшыбаевна – кандидат педагогических наук (PhD), психолог, профессор
1. Пререквизиты дисциплины: для освоения изучаемого курса «Психология менеджмента» в объеме программы студент должен уметь работать с научной литературой, обладать навыками анализа информации, владеть компьютером – интернетом, иметь желание изменяться, быть открытым для общения и взаимодействия с другими.
2. Постреквизитыдисциплины: полученные психологические знания могут использоваться в будущей профессии, в деловом, педагогическом и обыденном общении.
Описание дисциплины
Учебная дисциплина «Психология менеджмента» введена в структуру профессиональной подготовки студентов экономического профиля на основании требований ГОСО РК для вышеуказанной специальности как элективный курс.
Знание психологии и психологических особенностей, искусство общения и применение психологических методов крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха.
В Силлабусе представлен список литературы, знакомство с которой предоставит читателю возможность более углубленно изучить заинтересовавшие его вопросы.
В результате изучения курса студенты должны:
Знать:
1. основы курса с учетом современных требований, предъявляемых к ним;
2. роль психологической теории и практики управления в профессиональной подготовке будущих специалистов экономического профиля;
Уметь:
1. самостоятельно работать с литературой и самостоятельно работать
под руководством преподавателя в процессе профессиональной подготовки;
2. владеть культурой учебно-познавательного труда в высшей школе;
3. приобрести практические навыки по овладению культурой
умственного труда в процессе самостоятельного приобретения психологических и социально-профессиональных знаний, а также иметь навыки по работе с научно-педагогической литературой при самостоятельном написании контрольной работы (реферат, доклад, сообщение).
Овладеть:
1. основными психологическими понятиями,
2. умением наблюдать, анализировать и организовывать с другими систему эффективного взаимодействия.
Итоговая аттестация предполагает экзамен, на котором определяется степень сформированности:
· знаний о научных основах психологических проблем
теории и практики, психологии делового общения,
· информационных, перцептивных, интерактивных, коммуникативных, прогностических, организаторских умений, лежащих в основе деятельности современного специалиста;
· умений в области эффективного взаимодействия в условиях современного общества.
Посещение лекционных и семинарских занятий осуществляется согласно расписанию. К семинарским занятиям необходимо иметь краткий текст выступления по тем вопросам, которые были заранее даны преподавателем. Студенты, опоздавшие на занятия более чем на 10 минут, не допускаются к ним. На лекциях и семинарах не допускается пользование мобильными телефонами.
На практические занятия (практикумы, семинары) заранее (за 1 неделю) дается задание в объеме 5-7 проблемных вопросов, на которые необходимо письменно в виде тезисов или сокращенного текста выступления, подготовить исчерпывающие ответы. Указываются также литературные источники, на которые студент может опираться при подготовке ответов на данные вопросы. Время выступления студента на занятиях в пределах 5-7 минут.
На самостоятельное выполнение контрольных работ (реферат, доклад, сообщение и др.) студенту отводится время не менее 10 дней. Преподавателем, по согласованию со студентом, определяется тематика контрольной работы и указываются литературные источники, на которые целесообразно опираться при подготовке письменной работы. Объем контрольной работ минимум 10-12 страниц, включая титульный лист — 1 стр., содержание работы с указанием названия параграфов — 1 стр., текст работы – 7-9 стр., заключение — 1 стр., список использованных источников — 1 стр. Каждая страница основного текста работы должна содержать 44-45 строк компьютерного набора, шрифт- 14.
Контрольные работы, доклады, рефераты и другие письменные формы контроля знаний студентов выполняются самостоятельно с изложением основных положений изучаемого вопроса, а не путем переписывания абзацев и положений из литературных источников.
4. Цель изучения дисциплины – развитие психологического мышления студентов на основе изучения и усвоения ими знаний курса психологии, формирование умений и навыков системного анализа психологических явлений.
5. Задачи изучения дисциплины:
· систематизировать знания по общей психологии и психологии взаимодействия на основе изучения общепсихологических закономерностей психологических феноменов;
· учить наблюдать, анализировать психологические явления реальной действительности;
· развивать умения и навыки познавательной деятельности студентов в процессе системно-психологического анализа различных теорий и психологических фактов.
Содержание дисциплины
Наименование раздела
Модуль 1. Теоретические и методологические основы психологии МЕНЕДЖМЕНТА
Модуль 2. Личность как объект и субъект управления
Модуль3Управленческое общение
Модуль 4. Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя
Модуль 5. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя
Наименование и содержание каждой темы
Тематика и содержание занятий
Модуль 1. Теоретические и методологические основы психологии МЕНЕДЖМЕНТА
Психология управления как отрасль психологии. Понятие психологии управления. Предмет психологии управления. Сравнительный анализ управленческих культур. Субъект и объект управления. Организация. Система управленческих отношений. Управление и подчинение. Виды подчинения. Система управления как целостно-организационное объединение. Управленческая деятельность и управленческие отношения. Этапы развития психологии управления как науки. Уровни психолого-управленческой проблематики. Психологические особенности организационных структур управления. Психология организации и общих принципов управления. Психологические методы управленческой деятельности. Психология субъекта управленческой деятельности. Перцептивные процессы в управленческой деятельности. Мнемические процессы в управленческой деятельности. Мыслительные процессы в управленческой деятельности. Интеллектуальная основа эффективности. Мотивация деятельности руководителя. Эмоционально-волевые состояния в управленческой деятельности. Организация управления, разделение труда, единство распорядительства, единство руководства, централизация, иерархия, постоянство состава персонала, единение персонала.
Модуль 2.Личность как объект и субъект управления
Понятие о личности в психологии. Различные научные подходы к рассмотрению личности. Особенности психолого-управленческого подхода.Социализация личности. Периоды социализации личности.Психологические кризисы.Личность руководителя. Структура личности руководителя. Стили управления. Понятия «руководство» и «управление», «менеджер» и «лидер». Принципы американского менеджмента. Характеристика «руководителя-лидера». Понятие управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности. Функции организации. Психологические теории лидерства. Научные подходы к определению профессионально важных качеств руководителя. Факторы выбора стиля руководства. Принятие решений. Делегирование полномочий. Этапы принятия решений. Деловая карьера руководителя. Планирование и реализация. Виды карьер. Личность подчиненного. Структура личности подчиненного.Характеристика процесса адаптации подчиненного. Характеристика социально-психологической адаптации и ее стадии.Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности. Факторы адаптации. Организационные ценности.
Модуль 3.Управленческое общение
Понятие общения.Управленческое общение как психологический феномен. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. Особенности подготовки и проведения служебного совещания.Сущность перцептивной стороны общения.Закономерности формирования первого впечатления.Механизмы взаимовосприятия. Основные мимические «коды» эмоциональных состояний. Типы поведения людей.Коммуникативная сторона общения.Основные коммуникативные барьеры в общении.Психологическая сущность взаимодействия.Структурные компонентыпроцесса взаимодействия в общении. Дистанции в общении. Трансактный анализ Э.Берна.Теоретические основы психологии воздействия. Структура управленческого воздействия. Компоненты структуры управленческого воздействия.Теория когнитивного диссонансаЛ. Фестингера. Концептуальные подходы психологического воздействия.Феномен группового давления.Феномен «нога в дверях».Условия эффективности убеждающей информации. Практические правила и принципы организации эффективной, убеждающей информации. Способы и формы управленческого воздействия. Типология объектов психологического воздействия. Виды приказов и распоряжений. Формы делового общения. Деловая беседа и ее виды. Этапы ведения деловой беседы.Язык служебных документов.
Модуль 4. Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя
Психологическая сущность социальной организации. Коммуникационная структура организации. Виды организации. Принципы социальной организации.Структура и виды социальной организации.Коллектив как объект и субъект управления. Сущность групповой динамики. Феномены групповой жизнедеятельности. Распределение деловых ролей. Управление социально-психологическим климатом. Причины плохих коммуникаций в организации.Сущность социометрии и ее возможности. Объективные признаки существования коллектива.
Модуль 5. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя
Конфликт как психологическая проблема. Конфликт и его структурные компоненты.Динамика возникновения и развития конфликта. Стадии развития конфликта. Психологический анализ конфликта. Основные типы производственных конфликтов. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов. Служебные интриги как предвестники конфликтов. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления. «Кодекс поведения» в конфликте. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя. Слагаемые здоровья. Виды здоровья. Стресс в деятельности руководителя. Общие стрессора. Виды стрессора. Профилактика стресса. Жизненные кризисы и деятельность руководителя. Особенности кризисов профессионального становления.
Календарно-тематический план изучения дисциплины «__ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА__» для студентов 4 курса очного отделения
Неделя | Содержание занятий | Лекц. | Сем.-практ. | СРСП |
Модуль 1. Теоретические и методологические основы психологии МЕНЕДЖМЕНТА | ||||
1 неделя | Лекция 1.Предмет, цели и задачи психологии менеджмента. Место психологии менеджмента в системе наук. Методы психологии менеджмента. | |||
1 неделя | Практическое занятие 1.Этапы развития науки управления | |||
1 неделя | СРСП 1.Сравнительный анализ управленческих культур | |||
2 неделя | Лекция 2. История становления психологии менеджмента. Основные теории управления | |||
2 неделя | Практическое занятие 2. Психологические методы управленческой деятельности | |||
Модуль 2.Личность как объект и субъект управления | ||||
3 неделя | Лекция 3. Психология процесса управления Личность руководителя. | |||
3 неделя | Практическое занятие 3.Стили управления. | |||
3 неделя | СРСП 2.Психологические кризисы. | |||
4 неделя | Лекция 4. Психология субъекта управления. Проблема руководства и лидерства. Личность подчиненного. | |||
4 неделя | Практическое занятие 4. Структура личности руководителя и подчиненного | |||
Модуль 3.Управленческое общение | ||||
5,6неделя | Лекция 5. .Психология решения управленческих задач | |||
5,6 неделя | Практическое занятие 5. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. | |||
7,8 неделя | Лекция 6. Психология объекта управления. | |||
7,8 неделя | Практическое занятие 6.Типы поведения людей в организации. | |||
7 неделя | СРСП 3. Особенности подготовки и проведения служебного совещания. | |||
9 неделя | Лекция 7. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. | |||
9 неделя | Практическое занятие 7. Теоретические основы психологии воздействия. | |||
Модуль 4. Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя | ||||
10,11 неделя | Лекция 8. Психология управления группой | |||
10,11 неделя | Практическое занятие 8. Коммуникационная структура организации | |||
Модуль 6. Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя | ||||
12,13 неделя | Лекция 9. Деловое общение в управлении. | |||
12,13 неделя | Практическое занятие 9. Основные типы производственных конфликтов. | |||
12 неделя | СРСП 4. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов. | |||
13 неделя | СРСП 5. Служебные интриги как предвестники конфликтов. | |||
14,15 неделя | Лекция 10. Конфликтология. Урегулирование конфликтных ситуаций. | |||
14,15 неделя | Практическое занятие 10. Стресс в деятельности руководителя. | |||
14неделя | СРСП 6. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления. | |||
15 неделя | СРСП 7. Жизненные кризисы и деятельность руководителя. | |||
График проведения практических занятий
Неделя | Тематика | Часы |
1 неделя | Практическое занятие 1.Этапы развития науки управления | |
2 неделя | Практическое занятие 2. Психологические методы управленческой деятельности | |
3 неделя | Практическое занятие 3.Стили управления. | |
4 неделя | Практическое занятие 4. Структура личности руководителя и подчиненного | |
5,6 неделя | Практическое занятие 5. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя. | |
7,8 неделя | Практическое занятие 6.Типы поведения людей в организации. | |
9 неделя | Практическое занятие 7. Теоретические основы психологии воздействия. | |
10,11 неделя | Практическое занятие 8. Коммуникационная структура организации | |
12,13 неделя | Практическое занятие 9. Основные типы производственных конфликтов. | |
14,15 неделя | Практическое занятие 10. Стресс в деятельности руководителя. |
График проведения СРСП
№ недели | Тема занятия | Форма проведения СРСП | |
Форма выполнения | Форма контроля | ||
1 неделя | СРСП 1.Сравнительный анализ управленческих культур | Изучение научной литературы, анализ и систематизация изученного материала | Рефераты, доклады, сообщения |
3 неделя | СРСП 2.Психологические кризисы. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
7 неделя | СРСП 3. Особенности подготовки и проведения служебного совещания. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
12 неделя | СРСП 4. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов. | Работа в группах | Рефераты, доклады, сообщения |
13 неделя | СРСП 5. Служебные интриги как предвестники конфликтов. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
14 неделя | СРСП 6. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
15 неделя | СРСП 7. Жизненные кризисы и деятельность руководителя. | Практическая работа | Рефераты, доклады, сообщения |
График выполнения и сдачи заданий по СРС. .
№ п/п | Содержание СРС | Форма контроля | Сроки сдачи | |
Теоретические и методологические основы психологии МЕНЕДЖМЕНТА | ||||
Вопросы, освещаемые в презентации | ||||
Управление и подчинение. Виды подчинения. | Презентация № 1 | 3 неделя | ||
Перцептивные процессы в управленческой деятельности. | ||||
Мотивация деятельности руководителя. | ||||
Эмоционально-волевые состояния в управленческой деятельности. | ||||
Личность как объект и субъект управления | 5 неделя | |||
Вопросы, освещаемые в презентации | ||||
Различные научные подходы к рассмотрению личности. | Презентации № 2 | |||
Периоды социализации личности. | ||||
Принципы американского менеджмента. | ||||
Психология принятия решений. Этапы принятия решений. | ||||
Виды карьер. | ||||
Структура личности подчиненного. | ||||
Характеристика социально-психологической адаптации и ее стадии.Факторы адаптации. | ||||
Управленческое общение | 7 неделя | |||
Вопросы, освещаемые в презентации | ||||
Понятие общения.Управленческое общение как психологический феномен. | Презентации №3 | |||
Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении. Механизмы взаимовосприятия. | ||||
Способы и формы управленческого воздействия. Теоретические основы психологии воздействия. Структура управленческого воздействия. | ||||
Основные мимические «коды» эмоциональных состояний. | ||||
Основные коммуникативные барьеры в общении. Дистанции в общении. | ||||
Трансактный анализ Э.Берна. | ||||
Теория когнитивного диссонансаЛ. Фестингера. | ||||
Феномен группового давления.Феномен «нога в дверях». | ||||
Психология управления групповыми явлениями и процессами в деятельности руководителя | ||||
Вопросы, освещаемые в презентации | ||||
Коммуникационная структура организации. Причины плохих коммуникаций в организации. | Презентации №4 | 12 неделя | ||
Виды организации. Принципы и структура социальной организации. | ||||
Коллектив как объект и субъект управления. | ||||
Сущность групповой динамики. Феномены групповой жизнедеятельности. | ||||
Распределение деловых ролей. | ||||
Управление социально-психологическим климатом. | ||||
Объективные признаки существования коллектива. | ||||
Психология управления конфликтными ситуациями в деятельности руководителя | ||||
Вопросы, освещаемые в презентации | ||||
Конфликт как психологическая проблема. Психологический анализ конфликта. Конфликт и его структурные компоненты. | Презентации №5 | 15 неделя | ||
Динамика возникновения и развития конфликта. Стадии развития конфликта. | ||||
Основные типы производственных конфликтов. | ||||
Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов. | ||||
«Кодекс поведения» в конфликте. | ||||
Служебные интриги как предвестники конфликтов. | ||||
Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя. Виды здоровья. | ||||
Стресс в деятельности руководителя. Виды стресса. Профилактика стресса. | ||||
Жизненные кризисы и деятельность руководителя. | ||||
Особенности кризисов профессионального становления. | ||||
Тематика рефератов работ
1. Психология управления как отрасль психологии.
2. Типы управленческих культур.
3. Управление и подчинение.
4. Система управления как целостно-организационное объединение.
5. Управленческая деятельность и управленческие отношения.
6. Уровни психолого-управленческой проблематики.
7. Принципы управления.
8. Методы управленческой деятельности.
9. Перцептивные процессы в управленческой деятельности.
10. Мнемические процессы в управленческой деятельности.
11. Мыслительные процессы в управленческой деятельности.
12. Интеллектуальная основа эффективности.
13. Мотивация деятельности руководителя.
14. Эмоционально-волевые состояния в управленческой деятельности.
15. Особенности психолого-управленческого подхода.
16. Социализация личности. Периоды социализации личности.
17. Психологические кризисы.
18. Личность руководителя. Структура личности руководителя.
19. Стили управления.
20. Понятия «руководство» и «управление», «менеджер» и «лидер».
21. Принципы американского менеджмента.
22. Характеристика «руководителя-лидера».
23. Понятие управленческой деятельности. Функции управленческой деятельности.
24. Функции организации.
25. Психологические теории лидерства.
26. Научные подходы к определению профессионально важных качеств руководителя.
27. Стиль руководства.
28. Деловая карьера руководителя.
29. Виды карьер.
30. Личность подчиненного. Структура личности подчиненного.
31. Характеристика процесса адаптации подчиненного.
32. Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности.
33. Организационные ценности.
34. Коммуникативные процессы в управленческой деятельности
35. Способности к управленческой деятельности
36. Власть как регулятор управленческой деятельности
37. Руководство и лидерство
38. Мотивация деятельности руководителя
Список основной и дополнительной литературы. 2. Харламова Т.М. Психология влияния: учебное пособие.- Флинта; МПСИ, 2011
Основная:
1. Райзберг Б.А., Тутунджян А.К. Психологические основы управления: Учебное пособие- Юнити-Дана, 2012 г.
2. Харламова Т.М. Психология влияния: учебное пособие.- Флинта; МПСИ, 2011
3. Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В. Управление персоналом: Учебное пособие.- Издательство: Дашков и К., 2012 г.
4. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом: учебное пособие.- Издательство: Юнити-Дана, 2008.
5. Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения: учебник — Издательство: Юнити-Дана, 2010
Дополнительная:
1. Столяренко Л.Д. Психология управления: Учебное пособие.— Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 507 с.
2. Урбанович А.А. Психология управления: Учебное пособие.— Мн.: Харвест, 2003. — 640 с.
1. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 1977.
2. Введение в практическую социальную психологию / под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. — М.: Наука, 1994.
3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. — М.: МГУ, 1995.
4. Кабаченко Т.С. Психология управления: Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2000.
5. Карпов А. В. Психология менеджмента. Учебник для вузов. М.: Гардарики, 1999.
6. Организационная психология / сост. и общ.ред. Л.В.Винокурова, И.И.Скрипюка. — СПб.: Питер, 2001
7. Руденко А.М. Управленческая психология / А.М.Руденко — Ростов н/Д: Феникс, 2010
8. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т.Ю.Базарова, Б.Л.Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2007.
Вопросы к 1 рубежному контролю
1. Психология управления как отрасль психологии.
2. Понятие психологии управления.
3. Предмет психологии управления.
4. Сравнительный анализ управленческих культур.
5. Субъект и объект управления.
6. Организация.
7. Система управленческих отношений.
8. Управление и подчинение.
9. Виды подчинения.
10. Система управления как целостно-организационное объединение.
11. Управленческая деятельность и управленческие отношения.
12. Этапы развития психологии управления как науки.
13. Уровни психолого-управленческой проблематики.
14. Психологические особенности организационных структур управления.
15. Психология организации и общих принципов управления.
16. Психологические методы управленческой деятельности.
17. Психология субъекта управленческой деятельности.
18. Перцептивные процессы в управленческой деятельности.
19. Мнемические процессы в управленческой деятельности.
20. Мыслительные процессы в управленческой деятельности.
21. Интеллектуальная основа эффективности.
22. Мотивация деятельности руководителя.
23. Эмоционально-волевые состояния в управленческой деятельности.
24. Организация управления, разделение труда, единство распорядительства, единство руководства, централизация, иерархия, постоянство состава персонала, единение персонала.
25. Понятие о личности в психологии.
26. Различные научные подходы к рассмотрению личности.
27. Особенности психолого-управленческого подхода.
28. Социализация личности.
29. Периоды социализации личности.
30. Психологические кризисы.
31. Личность руководителя.
32. Структура личности руководителя.
33. Стили управления.
34. Понятия «руководство» и «управление», «менеджер» и «лидер».
35. Принципы американского менеджмента.
36. Характеристика «руководителя-лидера».
37. Понятие управленческой деятельности.
38. Функции управленческой деятельности.
39. Функции организации.
40. Психологические теории лидерства.
41. Научные подходы к определению профессионально важных качеств руководителя.
42. Факторы выбора стиля руководства.
43. Принятие решений.
44. Делегирование полномочий.
45. Этапы принятия решений.
46. Деловая карьера руководителя.
47. Планирование и реализация.
48. Виды карьер.
49. Личность подчиненного.
50. Структура личности подчиненного.
51. Характеристика процесса адаптации подчиненного.
52. Характеристика социально-психологической адаптации и ее стадии.
53. Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности.
54. Факторы адаптации.
55. Организационные ценности.
Вопросы ко 2 рубежному контролю
1. Понятие общения.
2. Управленческое общение как психологический феномен.
3. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении.
4. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя.
5. Особенности подготовки и проведения служебного совещания.
6. Сущность перцептивной стороны общения.
7. Закономерности формирования первого впечатления.
8. Механизмы взаимовосприятия.
9. Основные мимические «коды» эмоциональных состояний.
10. Типы поведения людей.
11. Коммуникативная сторона общения.
12. Основные коммуникативные барьеры в общении.Психологическая сущность взаимодействия.
13. Структурные компонентыпроцесса взаимодействия в общении.
14. Дистанции в общении.
15. Трансактный анализ Э.Берна.
16. Теоретические основы психологии воздействия.
17. Структура управленческого воздействия.
18. Компоненты структуры управленческого воздействия.
19. Теория когнитивного диссонансаЛ. Фестингера.
20. Концептуальные подходы психологического воздействия.
21. Феномен группового давления.
22. Феномен «нога в дверях».
23. Условия эффективности убеждающей информации.
24. Практические правила и принципы организации эффективной, убеждающей информации.
25. Способы и формы управленческого воздействия.
26. Типология объектов психологического воздействия.
27. Виды приказов и распоряжений.
28. Формы делового общения.
29. Деловая беседа и ее виды.
30. Этапы ведения деловой беседы.
31. Язык служебных документов.
32. Психологическая сущность социальной организации.
33. Коммуникационная структура организации.
34. Виды организации.
35. Принципы социальной организации.
36. Структура и виды социальной организации.
37. Коллектив как объект и субъект управления.
38. Сущность групповой динамики.
39. Феномены групповой жизнедеятельности.
40. Распределение деловых ролей.
41. Управление социально-психологическим климатом.
42. Причины плохих коммуникаций в организации.
43. Сущность социометрии и ее возможности.
44. Объективные признаки существования коллектива.
45. Конфликт как психологическая проблема.
46. Конфликт и его структурные компоненты.
47. Динамика возникновения и развития конфликта.
48. Стадии развития конфликта.
49. Психологический анализ конфликта.
50. Основные типы производственных конфликтов.
51. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов.
52. Служебные интриги как предвестники конфликтов.
53. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления.
54. «Кодекс поведения» в конфликте.
55. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя.
56. Слагаемые здоровья.
57. Виды здоровья.
58. Стресс в деятельности руководителя.
59. Общие стрессора.
60. Виды стрессора.
61. Профилактика стресса.
62. Жизненные кризисы и деятельность руководителя.
63. Особенности кризисов профессионального становления.
Экзаменационные вопросы
1. Психология управления как отрасль психологии.
2. Понятие психологии управления.
3. Предмет психологии управления.
4. Сравнительный анализ управленческих культур.
5. Субъект и объект управления.
6. Организация.
7. Система управленческих отношений.
8. Управление и подчинение.
9. Виды подчинения.
10. Система управления как целостно-организационное объединение.
11. Управленческая деятельность и управленческие отношения.
12. Этапы развития психологии управления как науки.
13. Уровни психолого-управленческой проблематики.
14. Психологические особенности организационных структур управления.
15. Психология организации и общих принципов управления.
16. Психологические методы управленческой деятельности.
17. Психология субъекта управленческой деятельности.
18. Перцептивные процессы в управленческой деятельности.
19. Мнемические процессы в управленческой деятельности.
20. Мыслительные процессы в управленческой деятельности.
21. Интеллектуальная основа эффективности.
22. Мотивация деятельности руководителя.
23. Эмоционально-волевые состояния в управленческой деятельности.
24. Организация управления, разделение труда, единство распорядительства, единство руководства, централизация, иерархия, постоянство состава персонала, единение персонала.
25. Понятие о личности в психологии.
26. Различные научные подходы к рассмотрению личности.
27. Особенности психолого-управленческого подхода.
28. Социализация личности.
29. Периоды социализации личности.
30. Психологические кризисы.
31. Личность руководителя.
32. Структура личности руководителя.
33. Стили управления.
34. Понятия «руководство» и «управление», «менеджер» и «лидер».
35. Принципы американского менеджмента.
36. Характеристика «руководителя-лидера».
37. Понятие управленческой деятельности.
38. Функции управленческой деятельности.
39. Функции организации.
40. Психологические теории лидерства.
41. Научные подходы к определению профессионально важных качеств руководителя.
42. Факторы выбора стиля руководства.
43. Принятие решений.
44. Делегирование полномочий.
45. Этапы принятия решений.
46. Деловая карьера руководителя.
47. Планирование и реализация.
48. Виды карьер.
49. Личность подчиненного.
50. Структура личности подчиненного.
51. Характеристика процесса адаптации подчиненного.
52. Характеристика социально-психологической адаптации и ее стадии.
53. Понятие о системе регуляции поведения и деятельности личности.
54. Факторы адаптации.
55. Организационные ценности.
56. Понятие общения.
57. Управленческое общение как психологический феномен.
58. Условия эффективного взаимодействия в управленческом общении.
59. Психология управленческого воздействия в деятельности руководителя.
60. Особенности подготовки и проведения служебного совещания.
61. Сущность перцептивной стороны общения.
62. Закономерности формирования первого впечатления.
63. Механизмы взаимовосприятия.
64. Основные мимические «коды» эмоциональных состояний.
65. Типы поведения людей.
66. Коммуникативная сторона общения.
67. Основные коммуникативные барьеры в общении.Психологическая сущность взаимодействия.
68. Структурные компонентыпроцесса взаимодействия в общении.
69. Дистанции в общении.
70. Трансактный анализ Э.Берна.
71. Теоретические основы психологии воздействия.
72. Структура управленческого воздействия.
73. Компоненты структуры управленческого воздействия.
74. Теория когнитивного диссонансаЛ. Фестингера.
75. Концептуальные подходы психологического воздействия.
76. Феномен группового давления.
77. Феномен «нога в дверях».
78. Условия эффективности убеждающей информации.
79. Практические правила и принципы организации эффективной, убеждающей информации.
80. Способы и формы управленческого воздействия.
81. Типология объектов психологического воздействия.
82. Виды приказов и распоряжений.
83. Формы делового общения.
84. Деловая беседа и ее виды.
85. Этапы ведения деловой беседы.
86. Язык служебных документов.
87. Психологическая сущность социальной организации.
88. Коммуникационная структура организации.
89. Виды организации.
90. Принципы социальной организации.
91. Структура и виды социальной организации.
92. Коллектив как объект и субъект управления.
93. Сущность групповой динамики.
94. Феномены групповой жизнедеятельности.
95. Распределение деловых ролей.
96. Управление социально-психологическим климатом.
97. Причины плохих коммуникаций в организации.
98. Сущность социометрии и ее возможности.
99. Объективные признаки существования коллектива.
100. Конфликт как психологическая проблема.
101. Конфликт и его структурные компоненты.
102. Динамика возникновения и развития конфликта.
103. Стадии развития конфликта.
104. Психологический анализ конфликта.
105. Основные типы производственных конфликтов.
106. Способы урегулирования и приемы преодоления конфликтов.
107. Служебные интриги как предвестники конфликтов.
108. Внутренние «шумы» руководителя и пути их преодоления.
109. «Кодекс поведения» в конфликте.
110. Здоровье как фактор эффективной деятельности руководителя.
111. Слагаемые здоровья.
112. Виды здоровья.
113. Стресс в деятельности руководителя.
114. Общие стрессора.
115. Виды стрессора.
116. Профилактика стресса.
117. Жизненные кризисы и деятельность руководителя.
118. Особенности кризисов профессионального становления.