Классификация психических явлений

Все психические явления неразрывно связаны, но традиционно они подразделяются на три группы:

1) психические процессы;

2) психические состояния;

3) психические свойства личности.

Психические процессы следует рассматривать как базовые явления, а психические состояния и свойства личности как временную и типологическую модификацию психических процессов. В своей совокупности все психические явления образуют единый поток отражательно-регуляционной деятельности.

Дадим краткую общую характеристику этим трем группам психических явлений.

I. Психические процессы — отдельные целостные акты отражательно-регуляционной деятельности. Каждый психический процесс имеет свой объект отражения, свою регуляционную специфику и свои закономерности.

Психические процессы представляют собой исходную группу психических явлений: на их основе формируются психические образы.

Психические процессы — активное взаимодействие субъекта с объектом отражения, система специфических действий, направленных на его познание и взаимодействие с ним.

Психические процессы подразделяются на: 1) познавательные (ощущение, восприятие, мышление, воображение и память), 2) волевые, 3) эмоциональные.

Психическая деятельность человека — это совокупность познавательных, волевых и эмоциональных процессов.

II. Психическое состояние — временнóе своеобразие психической деятельности, определяемое ее содержанием и отношением человека к этому содержанию. Психическое состояние — текущая модификация психики человека. Оно представляет собой относительно устойчивую интеграцию всех психических проявлений человека при определенном его взаимодействии с действительностью.

Психическое состояние проявляется в общем функциональном уровне психической активности в зависимости от направленности деятельности человека в данный момент и его личностных особенностей

4 стр., 1586 слов

Формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности

... педагогические условия формирования трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. 3. Обнаружить педагогические условия, которые оказывают содействие повышению ... исследования - формирование трудовых навыков детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности. На достижение цели исследование направленные следующие задачи: 1. Охарактеризовать ...

Все психические состояния подразделяются на:

1) мотивационные — основанные на потребностях установки, желания, интересы, влечения, страсти;

2) состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности, работоспособности);

3) эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния — стресс, аффект, фрустрация);

4) волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.; их классификация связана со структурой сложного волевого действия).

Различаются также пограничные психические состояния личности — психопатии, акцентуации характера, неврозы и состояния задержанности психического развития.

III. Психические свойства личности — типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов.

К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3).

Такова традиционная, идущая от И. Канта, классификация психических явлений. Она лежит в основе построения традиционной психологии. Однако эта классификация страдает искусственным обособлением психических процессов от психических состояний и типологических свойств личности: познавательные, волевые и эмоциональные процессы — не что иное, как определенные психические возможности (способности) личности, а психические состояния — текущее своеобразие этих возможностей.

Связь психологии с другими науками

Философия. Родоначальником психологии считается величайший философ древности — Аристотель. Философия есть система взглядов на мир и человека, а изучением человека занимается именно психология. Поэтому до недавнего времени психологию изучали на философских факультетах университетов, и ее некоторые разделы (например, общая психология, где даются определения базовых понятий науки), тесно переплетаются с философией. Однако психология не может быть «служанкой философии», как это было в Советским Союзе, где марксистко-ленинская философия жестко определяла основные постулаты психологии. Это две самостоятельные науки, которые могут взаимно обогащать и дополнять друг друга. На стыке философии и психологии располагается такая отрасль последней, как «Общая психология».

11 стр., 5396 слов

Психология личности соотношение понятий человек индивид личность индивидуальность. Соотношен

... -психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности [4]. В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных ... случае рассматривается как отправной момент для формирования личности от исходного состояния для онто- и фейлогенеза человека, личность - итог развития индивида, наиболее полное воплощение ...

Естествознаниетесно связано с психологией. Развитие теоретической и практической психологии в последние годы было бы невозможно без успехов в биологии, анатомии, физиологии, биохимии и медицине. Благодаря этим наукам психологи лучше понимают строение и работу мозга человека, который является материальной основой психики. На стыке физиологии и психологии располагается «Психофизиология».

Социологиякак самостоятельная наука тесно связана с социальной психологией, которая является тем мостиком, который связывает мысли, чувства и установки отдельных людей с феноменами массового сознания. Кроме того, социология предоставляет психологии факты социальной деятельности людей, которые затем используются психологией. Связь между психологией и социологией обеспечивает «Социальная психология».

Технические наукитакже связаны с психологией, так как у них зачастую возникает проблема «стыковки» сложных технических систем и человека. Данными вопросами занимаются «Инженерная психология» и «Психология труда».

История.Современный человек — есть продукт исторического развития, при котором происходило взаимодействия биологических и психических факторов — начиная от биологического процесса естественного отбора до психических процессов речи, мышления и труда. Историческая психология изучает изменение психики людей в процессе исторического развития и роль психологических качеств исторических деятелей на ход истории.

Медицинапомогает психологии лучше понять возможные механизмы нарушения психики людей и находить пути для ее лечения (психокоррекции и психотерапии).

21 стр., 10094 слов

1. Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

... мнимые социально-психологические ценности в жизни и деятельности людей. Психология развития– это область психологии, которая изучает психологические изменения человека по мере того, как он взрослеет. В ... ;это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений действительности. Память - запоминание, сохранение, информации ...

На стыке медицины и психологии находятся такие ветви психологии, как «Медицинская психология» и «Психотерапия».

Педагогика предоставляет психологии информацию об основных направлениях и закономерностях обучения и воспитания людей, позволяющую вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов. Связь между этими близкими науками обеспечивают «Педагогическая психология» и «Возрастная психология».

Эмоциональная сфера личности

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний приятного процесс и результаты практической деятельности, направленной на удовлетворение его актуальных потребностей. Поскольку все то, что делает человек, в конечном счете служит цели удовлетворения его разнообразных потребностей, постольку любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.

Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Самая старая по происхождению, простейшая и наиболее распространенная среди живых существ форма эмоциональных переживаний — это удовольствие, получаемое от удовлетворения органических потребностей, и неудовольствие, связанное с невозможностью это сделать при обострении соответствующей потребности.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции и чувства выражают смысл ситуации для человека с точки зрения актуальной в данный момент потребности, значения для ее удовлетворения предстоящего действия или деятельности. Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются человеком как его собственные внутренние переживания, коммуницируются, т. е. передаются другим людям, сопереживаются.

7 стр., 3055 слов

Проблемы личности в психологии

... психологии в педагогической деятельности.   Проблемы личности в психологии Понятие личности в психологии. Соотношение понятий: «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Психологические теории личности. Конституционные типологии. Структура личности. Мотивы и потребности. Направленность личности. Психология ... детского сада (ландшафтные, архитектурные объекты). Музей, картинная галерея. ...

Чувства — высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться. Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к чему-либо или к кому-либо называется страстью. Устойчивые чувства умеренной или слабой силы, действующие в течение длительного времени, именуются настроениями.

Аффекты — это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может накапливаться и, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая возникшее напряжение, часто сопровождается чувством усталости, подавленности, депрессией.

8 стр., 3662 слов

Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие

... .Я. Вариант 1 Тема: Понятие личности в психологии Вариант 2 Тема: Характеристика чувственной ступени познания человека. Ощущения и восприятие Вариант 3 Тема: Понятие ... , гнев, страх и т.д), выделить особенности высших чувств человека, их связь с практической деятельностью. Раскрыть понятия воля, волевой акт, охарактеризовать качества (целеустремленность ...

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета (человека).

Предмет психологии

Психология — научное исследование умственной деятельности и поведения, а также научное применение приобретённых знаний.

Психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности.

Психология — наука о душе, о внутреннем мире человека, о психике.

Задачи псих-ии:

1) научиться понимать сущность психич. явлений и их закономерностей;

2) научиться управлять психич. явлениями;

3) использовать полученные знания с целью повышения эффективности деят-ти;

4) быть теоретической основой практики психологич. службы.

Предмет науки — часть объекта относительно которой наука получает новое знание. Предмет науки изменяется по мере развития самой науки. Объектом Психологии является человек, а предметом — психика.

В разные периоды развития психология обращала внимание на сознание, поведение.

Психика — свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражает объективную реальность и регулировать поведение и деятельность. Психика человека сформирована в процессе эволюционного развития для решения задач приспособления к среде и выживания вида.

Психика — продукт развития живой материи, субъективный образ объективного мира. Формируется в процессе жизнедеятельности. Психика — совокупность психических явлений.

3 стр., 1398 слов

Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном у

... Проанализировать значения игровой деятельности в развитии личности дошкольника, разработать рекомендации по организации игровой деятельности в дошкольном учреждении. Объект - исследования личности дошкольника. Предмет- ... игра - как средство развития личности дошкольника. Задачи: 1 ...

Психические явления

Психич. процессы Св-ва личности Психич. сост-я

(познават., (темперамент, (состояния

эмоцион., характер, сознания,

волевые).

мотивы, эмоциональн.,

потребности, волевые).

направленность).

Психич. процессы — пр-сы, происходящие в голове человека, отражающиеся в динамически изменчивых психических явлениях. Это течение к.-л. психич. явления. Познавательные психические процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Эмоциональные психические процессы: активные и пассивные переживания. Состояния сознания: сон, бодрствование.

Внимание

Внимание занимает особое место в ряду психических явлений, так как оно не самостоятельный психический процесс и не относится к свойствам личности. Но оно включено в практическую деятельность человека и в познавательные процессы. Внимание является необходимым условием успешного приобретения знаний, качества и продуктивности трудовой деятельности, самовыражения личности.

Внимание- сосредоточение сознания на определенном объекте, обеспечивающее его особо ясное отражение.

Для возникновения внимания необходимо выделить объект, сосредоточиться на нем и отвлечься от посторонних раздражителей. Предметом внимания может выступить внешний мир, на который направлен акт познания, сама психическая деятельность: мысли, переживания, анализ действия, поступка. Внимание не может быть беспредметно. Внимание связывается с ретикулярной формацией -анатомически и функционально обособленной нервной тканью, расположенной в стволе мозга и в подкорковых областях. Она отсеивает, тормозит одни импульсы и усиливает другие, пропуская их в кору головного мозга. Благодаря этому совершается отбор стимулов, достигающих зоны ясного сознания. В отличие от животных люди управляют своим вниманием, поэтому в динамике внимания исключительное значение имеет умение поставить цель. Внимание выражается внешне в специфической позе, особой мимике, которую легко можно наблюдать и по которой можно судить, насколько внимателен человек.

Виды внимания.

Различают 3 вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное внимание- это сосредоточение сознания на объекте в силу его особенности как раздражителя.

Более сильный раздражитель на фоне действующих привлекает внимание человека. Вызывает непроизвольное внимание новизна раздражителя, начало и прекращение действия раздражителя.

Перечисленные особенности раздражителя ненадолго превращают его в объект внимания. Еще большее значение для возникновения непроизвольного внимания имеют интеллектуальные, эстетические и моральные чувства.

Интерес выступает одной из важнейших причин длительного непроизвольного внимания к предметам.

Произвольное внимание- это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте, направляемое требованиями деятельности.

При произвольном внимании сосредоточение происходит не только на том, что эмоционально приятно, а в большей мере на том, что должно делать. Поэтому психологическое содержание произвольного внимания связанно с постановкой цели деятельности и волевым усилием. Волевое усилие переживается как напряжение, мобилизация сил на решение поставленной цели. Оно помогает удерживать внимание на объекте. Произвольное внимание как свойство личности не может быть сформировано независимо от самой личности.

Послепроизвольное внимание- это сосредоточение на объекте в силу его ценности для личности.

Послепроизвольное внимание возникает на основе интереса, но это не заинтересованность, стимулированная особенностями предмета, а проявление направленности личности. При таком внимании сама деятельность переживается как потребность, а ее результат значим.

Свойства внимания.

Внимание характеризуется след. Свойствами:

— объем

— распределением

— концентрацией

— устойчивостью

— переключением

Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может быть охвачено вниманием в весьма ограниченный отрезок времени. У взрослого человека объем внимания равен 4−6 объектам, не связанным между собой.

Распределение внимания выражается в том, что при любой деятельности человек может удерживать одновременно несколько объектов.

Концентрация- степень сосредоточения внимания на объекте или интенсивность внимания. Выражается она в том, что внимание поглощенно одним объектом. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями.

Устойчивость внимания проявляется в длительности сосредоточения на объекте.

Переключение внимания — это преднамеренный перенос внимания с одного объекта на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения внимания.

Ощущение

Ощущение — важнейшее проявление общебиологического свойства живой материи — чувствительности. Оно является первичной формой психической связи организма со средой. Жизненное значение ощущен й заключается в том, что ори всегда эмоционально окрашены. Экспериментально доказан факт различного психофизиологического действия цвета на человека: зеленый успокаивает, красный возбуждает. Из двух одинаковых ящиков, окрашенных в белый и черный, первый кажется легче, второй тяжелее. Особые ощущения, идущие от внутренних органов, определяют самочувствие человека, его эмоциональный тонус.

Органические ощущения соотнесены с объектами внешнего мира, рождают желания, служат источником волевого импульса. Движения и действия, регулируются ощущениями, которые необходимы для построения действия. Таким образом, ощущения обеспечивают жизнедеятельность человека.

Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов. Ощущение- отражение отдельных свойств предметов при их непосредственном воздействии сна органы чувств.

Без ощущении невозможна психическая активность человека.

Ощущение может возникнуть лишь при воздействии предмета на орган чувств. Орган чувств- анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах и специализированный для приема воздействий определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Главной частью каждого органа чувств являются окончания чувствующего нерва, которые называются рецепторами.

Виды ощущений.

Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.

1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистанционную и контактную рецепцию.

2. По расположению рецепторов на поверхности тела, мышцах и сухожилиях или внутри организма различают: экстеруепцию (зрительная, слуховая, тактильная и тд), проприоцепцию (ощущение мышц, сухожилий) и интероцепцию (ощущение голода, жажды).

3. По времени возникновения в ходе эволюции животного мира выделяют древнюю и новую чувствительность.

Зрительные ощущения. Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением. Глаз относится к дистанционным рецепторам.

Слуховые ощущения. Относится к дистанционным ощущениям.

Обонятельные ощущения. Относится к дистантным.

Вкусовые ощущения- контактные, они возникают при соприкосновении органа чувств с самим предметом. Органом вкуса является язык. Выделяют 4 основных качества вкусовых раздражителей: кислое, сладкое, горькое, соленое.

Кожные ощущения. Имеется несколько самостоятельных анализаторных систем: тактильная, температурная и болевая.

Закономерности ощущений.

К закономерностям относятся пороги чувствительности, адаптация, взаимодействие, контраст и синестезия.

Пороги чувствительности. Не всякая сила раздражителя способна вызвать ощущения. При действии очень сильного раздражителя

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector