Введение. Введение. Общая характеристика психических состояний. Классификация психических состояний. Причины различных

Оглавление.

 

Введение.
Общая характеристика психических состояний.
Классификация психических состояний.
Причины различных психических состояний.
Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя.
Заключение.
Используемая литература

 

 

Введение.

 

В качестве введения хочу отметить, что деятельности офицера-командира, военного инженера — многогранна и сложна и на первом месте всегда стоит работа с людьми. Эта работа включает ряд взаимосвязанных направлений: руководство воинскими коллективами в мирное время и в боевой обстановке, обучение и воспитание личного состава. А в связи с этим офицеру необходимо знать психологические аспекты обучения и воспитания, закономерности психической деятельности людей, духовную жизнь человека, то есть ему необходимо знание психологии. В своем реферате я освещу психические состояния личности военнослужащего как один из аспектов психологии личности воина.

 

Отмечу, что человек, вышедший благодаря труду из животного мира и развивающийся в обществе, вступающий в общение с другими людьми с помощью языка, становится личностью-субъектом познания и активного преобразования действительности. Но, дав психологическую структуру личности и рассмотрев ее психические свойства, было бы неправильным остановиться на этом. Это была бы неполная характеристика психологической структуры личности. Психические состояния, так же как и психические свойства личности, играют огромную роль не только в процессе общения, жизни, деятельности, но и в процессе службы, решения важнейших проблем боевой работы. Особенно это характерно для воинов войск правительственной связи. В каком состоянии офицер поедет на выполнение боевой задачи, в каком состоянии находятся его подчиненные, — от этого во многом зависит успех или неудача в выполнении боевой задачи, что для войск правительственной связи является выполнением задачи государственной важности.

 

Как считает известный историк Соловьев В: «Каждая человеческая личность есть прежде всего природное явление, подчиненное внешним условиям и определяемое ими в своих действиях и восприятия. Но вместе с этим каждая человеческая личность имеет в себе нечто совершенно особенное, совершенно неопределимое внешним образом, не поддающееся никакой формуле и, несмотря на это, налагающее определенный отпечаток на все действия и на все восприятия личности».

 

Поэтому целью моего реферата является рассмотрение психических состояний воинов, определение основных направлений деятельности офицера по управлению психическими состояниями подчиненных в специфических условиях службы и боя.

 

Общая характеристика психических состояний

 

На основе психических процессов, на которых я не останавливаюсь в своем реферате, возникают и развиваются более стойкие и длительные состояния.

 

Психические состояния — это сложные целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности (протекание процессов, проявление cвойств) личности на данном отрезке времени. Психические состояния повышают или понижают активность психической деятельности. По моему мнению присущи следующие особенности:

n целостность;

n подвижность и относительная устойчивость;

n прямая и непосредственная взаимосвязь с психическими процессами и свойствами личности;

n индивидуальное своеобразие и типичность;

n крайнее многообразие психических состояний;

n полярность.

 

Целостность психических состояний состоит в том, что, хотя состояния и относятся преимущественно к определенной сфере психики (познавательной, эмоциональной, волевой), они характеризуют психическую деятельность в целом зав определенный промежуток времени. «Всякое психическое состояние есть нечто целостное»,- подчеркивает психолог Левитов Н.Д.

 

Подвижность и относительная устойчивость психических состояний заключается в том, что они изменчивы: имеют начало, конец, динамику развития и протекания. Они менее постоянны, чем свойства личности, но более, устойчивы и измеряются большими единицами времени, нежели психические процессы.

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость», — считает величайший знаток человеческих душ Лев Николаевич Толстой.

 

Прямая и непосредственная связь с психическими процессами и свойствами личности .

В структуре психики состояния располагаются между процесса качествами личности. Они возникают и результате отражательной деятельности мозга» Но раз возникнув, состояния, с одной стороны, влияют на психические процессы (определяют тонус и темп отражательной деятельности, избирательность ощущений, восприятий, продуктивность мышления и т.д.), а с другой, — представляет собой «строительный материал» для формирования свойств личности.

 

Психические состояния служат фоном, который способствует проявлению особенностей личности или маскировке их. Например, ожидания боя, несение боевого дежурства преимущественно в режиме ожидания, характеризуется отклонениями в области ощущений и восприятии, памяти и мышления, неупорядоченности активности, не свойственной им в обычных условиях. Одновременно психические состояния испытывают на себе влияние предшествующих состояний и свойств личности. Ведь всем прекрасно известно, что «первые впечатления всегда остаются в памяти как фундамент, на котором возводятся последующие, и, как показывает практика, они не обманывают».

 

Индивидуальное своеобразие и типичность.

Психические состояния человека своеобразны, поскольку непрерывно связаны с индивидуальными особенностями личности, ее нравственными и другими чертами.

 

Так человеку с преобладанием сангвинических черт темперамента свойственно большей частью преувеличивать успехи и истолковывать все в мажорном свете, ибо наиболее типичным для него является приподнятое состояние.

 

Следует иметь в виду, что черты личности и переживаемые психические состояния не всегда, однако, соответствуют друг другу. То, что принимается иногда за черту личности, оказывается нетипичным для данного человека, временным состоянием. Например подавленность может быть не только устойчивой чертой личности меланхолического темперамента, но и проявляться как состояние, вызванное неприятностями по службе, в быту. Офицеру, руководителю коллектива всегда надо помнить, говоря словами писателя Владимира Успенского, что «сильные незаурядные натуры часто бывают очень уязвимы, обидчивы». Особенно этот совет следует учитывать при организации индивидуальной воспитательной работы.

 

Крайнее многообразие психических состояний. Судить об этом позволяет следующий их неполный перечень: удивление и недоумение, растерянность и сосредоточенность, надежда и безнадежность, унижение и бодрость, подъем и возбужденность, нерешительность и решительность, напряженность и спокойствие и т.д.

 

Полярность как особенность психических состояний выражается в том, что каждому из них соответствует противоположное. Так активности человека противостоит пассивность, уверенности — неуверенность, решительности — нерешительность. Полярность состояний, быстрый переход человека из одного состояния в противоположное особенно ярко проявляются в необычных (экстремальных) условиях, например, в процессе несения дежурства за коммутатором в условиях активной операторской деятельности при недостаточной профессиональной подготовленности и психологической устойчивости.

 

Классификация психических состояний

 

По состоянию активности различных отделов головного мозга различают состояния:

n активное и пассивное;

n творческое и репродуктивное;

n парциальное и общее состояние;

n состояния, вызываемые избирательным возбуждением и торможением в коре и подкорке головного мозга.

 

В зависимости от рода занятий личности психические состояния делят на состояния в игровой, учебной, трудовой, спортивной и других видах деятельности.

 

По роли и структуре личности состояния могут быть: ситуативными, личностными, групповыми.

 

Ситуативные состояния выражают особенности ситуации, вызвавшие у человека нехарактерные для его психической деятельности реакции.

 

Личностными и .коллективными (групповыми) являются состояния типичные, присущие данному конкретному человеку или же коллективу (группе).

 

По глубине переживаний различают состояния глубокие и поверхностные. Например, страсть — более глубокое состояние, чем настроение. Вот как характеризует это состояние писатель Морис Дрюон: «Взаимная ненависть связывает двух людей столь же крепкими узами, как и разделенная любовь, и когда исчезает с лица земли враг, против которого Вы долгие годы строили козни, в сердце вашем остается пустота, совсем такая же, как если из него уходит великая страсть».

 

По характеру влияния на личность, коллектив состояния делят на положительные и отрицательные. Отрицательно действующие на человека и коллектив состояния нередко бывают причиной возникновения психологического барьера между воспитателем и воспитуемым. В таком случае воспитательные меры оказываются малоэффективными или вообще безрезультатными.

 

В то же время психические состояния, положительно влияющие на психическую деятельность, повышают эффект педагогического воздействия.

 

По длительности протекания состояния бывают продолжительными и короткими.

 

Тоска молодых воинов, курсантов по дому может охватывать период до нескольких недель, пока они не привыкнут к новым условиям, не «врастут» в коллектив. Состояние ожидания увольнения в запас, очередного каникулярного отпуска возникает за несколько месяцев до его свершения.

 

По степени осознанности состояния могут быть более или менее осознанными. Писатель Аркадий Васильев так характеризует осознанность действия, поступка: «В любом, даже самом малом деле на войне — всюду нужно умение, храбрость, воля к победе и твердость характера, а самое главное, любовь к своей Родине, которая по-настоящему воодушевляет на подвиги, дает ясное понимание того, что если и придется погибнуть, то за правое дело».

 

Причины различных психических состояний

 

Психические состояния, как и все явления психической жизни человека, детерминированы, т.е. определяются условиями внешней и внутренней среды. Особое значение в их возникновении имеют социальные условия жизни личности.

 

Следует иметь в виду, что даже у людей одной общественно-экономической формации под влиянием конкретных фактов жизни и личностных особенностей могут возникать и возникают разные психические состояния. Но при этом наиболее значительные факты общественной жизни вызывают сходные состояния у многих людей.

 

Сложная политическая и экономическая обстановка в нашей стране сегодня, наличие различных групп и группировок, различные взгляды на решение стоящих проблем вызывают и различные психические состояния населения. Любое событие, действие правительства вызывают отношения от максимально положительного (одобрительного), до максимально отрицательного (негодующего).

 

По-моему психическое состояние во многом зависит от глубины осознания воином своего долга и ответственности за защиту Родины. Практика показывает, когда солдат, офицер глубоко осознает гражданский и воинский долг, ответственность, то у него возникают положительные состояния и отношения. В свою очередь и чувство долга формируется и закрепляется через определенные психические состояния, что имеет немаловажное значение для воспитания чувства долга и ответственности.

 

Факторы широкого социального плана влияют на психические состояния личности непосредственно прямо и опосредованно, через систему конкретных жизненных микросоциальных условий (коллектив, семья и т.д.).

В совокупности конкретных обстоятельств особое место занимают условия службы, воинской дисциплины в подразделениях, части, организация быта и отдыха личного состава, степень удовлетворения их нужд и запросов, система установившихся взаимоотношений.

 

Если по всем вопросам в организации службы и порядка в части имеется достаточная ясность и четкость, все отработано и налажено, каждый знает, что и когда он должен делать в той или иной обстановке, то характерными психическими состояниями будут состояния служебного рвения, высокой работоспособности, уверенности.

 

Когда же в части невысокая организация службы, нет твердого установленного порядка, в состояниях людей будут проявляться элементы неуверенности, неопределенности, нервозности.

 

Велико влияние на психические состояния организации быта, отдыха и досуга. Ведь в сфере быта удовлетворяются многие потребности личного состава, а психические состояния органически отвязаны с потребностями. Очень удачно эту мысль в свое время выразил К. Маркс. Он писал: «Пока потребность человека не удовлетворена, он находится в состоянии недовольства cвоими потребностями, а стало быть, и самим собой».

 

Приведу конкретный пример. Если офицер выезжает на выполнение боевой задачи или заступает в наряд, а его семья не обеспечена жильем, если он не смог нормально отдохнуть перед заступлением, если в гарнизоне негде провести свободное время — весь груз этих- неурядиц «заступает» с офицером в наряд и, естественно, его психическое состояние оставляет желать лучшего.

 

Следует иметь в виду, что это совершенно не означает, однако, что для создания положительных психических состояний воинов необходимо полное удовлетворение всех их материальных и духовных потребностей. Служба тем и отличается от гражданских условий, что здесь появляются объективные трудности и необходимость серьезных ограничений.

 

Психические состояния воина максимально зависят от служебно-боевой обстановки в коллективе. Четко организованный, хотя и напряженный до предела, процесс службы, боевой учебы, повышение интереса к избранной специальности, порождают состояния увлеченности, профессиональной гордости и радости за успехи коллектива. Это в свою очередь умножает силы людей, побуждает их к новым успехам.

 

На психические состояния курсантов, воинов существенно влияют порядок в училище или училище или части, расположение, вид военного городка, порядок в казармах и общежитиях, культура и этика воинского быта.

 

Особенно сильно сказываются на психических состояниях человека морально-психологическая атмосфера коллектива, стиль отношений руководителей с подчиненными, деловая устремленность в общем успехе, тип отношения к службе, характер общественного мнения, преобладающие межличностные и групповые настроения, традиции и т.д. При этом психические состояния во многом зависят от настроения командира.

 

На психических состояниях воинов прямо отражаются отношения в коллективе. Люди спокойны, уверенны в себе и в своих силах, высокоработоспособны при сложившихся между ними отношениях взаимной принципиальной требовательности, справедливости и добро желательности.

 

В возникновении психических состояний велика роль привычек. Большинство курсантов, военнослужащих встречают трудности учебы и службы оптимистично, в их среде бытует мнение: «Для того трудности и существуют, чтобы их преодолевать».

 

Однако в каждом коллективе можно встретить людей, которые нередко по дурной привычке снижают настроение окружающих. Требуется специальная работа офицеров по перестройке привычек у подчиненных с целью профилактики пессимистических настроений всего коллектива.

 

На психические состояния воина оказывают влияют предшествующие им состояния. Связь между данным психическим состоянием и тем, которое ему предшествовало, может быть двоякой. В одних случаях предшествующее состояние сменяется противоположным. Высокое, например, напряжение, бдительность, мобилизация своих физических и духовных сил, присущие оператору несения дежурства за коммутатором, сменяются расслабленностью, разрядкой, когда дежурство сдано.

 

В других обстоятельствах между предшествующим и последующим психическими состояниями имеется отношение не противоположности, а сходства. Более того, предшествующее состояние может усиливать действенность последующих состояний.

 

Исключительно велика зависимость психического состояния человека от его здоровья. По ухудшению самочувствия человека врачи судят о начале заболевания еще до появления объективных симптомов. Ухудшение психического состояния человека по болезни должно в обязательном порядке учитываться всеми офицерами в повседневной жизни и деятельности.

 

Психические состояния воинов претерпевают существенные изменения в связи с воздействием на организм резко изменяющихся при выполнении учебно-боевой задачи климатических условий специфических особенностей воинской службы.

 

Необходимость климатической адаптации приводит к повышению физической нагрузки на личный состав, к затрате значительно больших сил и энергии для выполнения одной и той же работы, к внутренним физиологическим изменениям (например, к снижению артериального давления).

У отдельных связистов могут возникнуть отрицательные психические состояния из-за длительности выполнения боевой задачи, снижается интерес к окружающему, возникают безразличие, равнодушие, повышенная утомляемость, вялость, сосредоточенное внимание только на своих отрицательных переживаниях.

 

Неподготовленность воинов к действиям в условиях опасности, экстремальных условиях, действиях с техникой связи иногда порождают, боязнь электронной техники и т.д.

 

Пребывание групп людей в ограниченном пространстве (экипаж станции, дежурная смена и т.д.), когда трудно физически на какое-то время избавиться от «надоевшего человека», повышает чувствительность людей к форме обращения (шутке, голосу, жесту) товарищей, командиров и может способствовать не только взаимопониманию членов коллектива, но и вызывать нежелательные состояния недовольства (раздражительности), которые, повторяясь, могут перерасти в психологическую несовместимость членов коллектива.

 

Поэтому в частях, где офицеры заранее учитывают эти объективные факторы и принимают меры для борьбы о ними, их вредное воздействие может быть значительно ослаблено и даже сведено к минимуму.

 

Путем усиления психологического и медицинского контроля, психологических тренировок, наиболее правильного чередования работ и отдыха, распределения личного состава по микроколлективам (экипаж) с учетом их психологической совместимости, учета специфики проводимой воспитательной работы, улучшения бытовых условий, качества приготовления пищи и других мероприятии можно поставить достаточно надежную преграду на пути распространения отрицательного влияния этих факторов.

 

Знание причин психических состояний и умение выявлять их помогает офицерам управлять личным составом, воспитывать воинов, всесторонне подготовить их к успешному выполнению боевой задачи.

 

Управление психическими состояниями военнослужащих в специфических условиях службы и боя

 

Как я уже отмечал выше, успешному решению служебных и боевых задач способствуют определение психические состояния воинов. Важнейшими из них являются: состояние постоянной боевой готовности; состояние готовности к решению конкретных служебных и боевых задач мирного времени; состояние боевой активности.

 

Эти состояния способствуют незамедлительной перестройке всей психики воина к быстрому его включению в решение служебных и боевых задач без затраты энергии на преодоление внутреннего сопротивления и напряжения.

 

При наличии таких состояний воин с самого начала учений, выполнения боевой задачи действует с полной отдачей сил.

 

Уровни психологической готовности могут быть различны: от делового, боевого настроя — ситуационной готовности (временного психического состояния, проявляющегося только в данной ситуации и по отношению к конкретному виду боевой и служебной деятельности) до постоянной внутренней готовности (устойчивого личностного состояния, проявляющегося в любое время в любых условиях).

 

По моему мнению указанные психические состояния можно сформировать в результате:

1. Заблаговременной морально-психологической подготовки, в результате которой воспитываются устойчивые широкие мотивы поведения в боевой обстановке. В этот период различии и способами: воспитывается любовь и преданность Родине и ненависть к ее врагам; уверенность в командирах, в себе и товарищах; накапливается опыт эмоционально-волевого поведения в экстремальных условиях; закладывается основа эмоционально-волевой устойчивости человека на войне.

2. Непосредственной морально-психологической подготовки к выполнению боевой задачи. В процессе решения этой задачи: активизируются воспитанные в мирных условиях мотивы поведения и необходимые в данных условиях психические состояния; преодолеваются отрицательные ситуативные мотивы и психические состояния.

 

Непосредственная психологическая подготовка занимает важное место в общей подготовке воинов и в решении служебных задач (наряды, дежурства» учения, маневры и т.д.).

 

Морально-психологическая подготовка воинов и коллективов создает предпосылки для управления психическими состояниями личного состава в бою.

Поддержание положительных психических состояний связано с преодолением ряда отрицательных психических состояний воинов и коллективов на разных этапах их деятельности.

 

Существует определенная закономерность в динамике психических состояний. Известно, что даже самый подготовленный человек и коллектив (обладающий нужными знаниями, опытом, навыками, морально-психологическими мотивами и т.д.) может не быть в состоянии готовности к конкретным служебным и боевым действиям, боевой работе.

 

Обращают на себя внимание, например, поворотные пункты (критические точки), в которых в связи с переходом от одних действий к другим с неизбежностью возникает смена или яркое проявление типичных психических состояний. В динамике психических состояний воина-связиста можно выделить три существенных периода: подготовка к выполнению боевой задачи, непосредственное ее выполнение и смена.

 

При подготовке к заступлению на дежурство, скажем, за коммутатором, связист обычно испытывает и может переживать состояние тревожного ожидания. Особенно если это первое заступление.

 

В этом состоянии происходит заблаговременная настройка человека на предстоящее дежурство. Ожидание может быть различным по психическому содержанию. Оно проявляется двояко: или же в виде подъема, энтузиазма, или же наоборот, предбоевой апатии, неуверенности, тревоги за исход дежурства и за личную судьбу.

 

Состояние человека в момент тревожного ожидания характеризуется повышенной напряженностью (стрессом).

 

Главными источниками и причинами напряженности по-моему являются:

n в боевой обстановке опасность создающая угрозу жизни;

n ответственность за выполнение задачи;

n краткость и неопределенность поступающей информации;

n дефицит времени на принятие решений действий;

n чрезвычайная эмоциональная возбудимость, впечатлительность и низкая эмоциональная устойчивость отдельных воинов;

n несоответствие уровня развития военно-профессиональных качеств требованиям, предъявляемым боевой обстановкой к личности;

n психологическая неподготовленность к выполнению конкретного задания;

n неуверенность, в надежности техники и оружия;

n социальная изоляция (действия в отрыве от коллектива, замкнутость пространства, нахождение в изолированных помещениях и т.д.).

 

Виды и формы напряженности различны. Существует hапряженность, которая тонизирует деятельность, обостряет восприятие, мобилизует мышление, повышает активность.

 

Далее я приведу список мероприятий, с помощью которых, на мой взгляд, можно предотвратить чрезмерную напряженность:

1. Ознакомление воина с характером выполнения предстоящей задачи.

2. Целеустремленная воспитательная работа накануне выполнения задачи. К сожалению, насколько показывает практика, эта работа в большинстве случаев носит формальный характер.

3. Недопущение излишней строгости в отношениях с подчиненными.

4. «Оживление» опыта эмоционально-волевого поведения накопленного в прошлом.

5. Отработка до автоматизма основных компонентов предстоящей деятельности.

6. Уверенное и спокойное поведение командиров и начальников накануне выполнения поставленной задачи.

7. Обеспечением обычной занятости личного состава накануне учений или боевых действий.

8. Поддержание бесперебойной связи и личных контактов с подчиненными.

9. Пресечение случаев неорганизованности, расхлябанности, распространения слухов, страха и паники. Ведь все это ведет к «празднику труса», а трусов уважать их все же нельзя»

 

Переход от подготовительного этапа к выполнению боевой задачи, как правило, связан с преодолением состояния ригидности, ( rigidus — лат. — негибкость, оцепенелость), в котором проявляется инертность психики человека, возникающая в результате стереотипности его поведения, тяготения к заученным операциям, формам и способам действий.

 

Ригидность как замедленная переключаемость психики может оказать на деятельность сковывающее влияние, существенно снизить гибкость поведения, затруднить адаптацию его к изменяющимся условиям обстановки.

 

Главным условием преодоления ригидности является тренировка воинов в сложных условиях, проведение учений и занятий на незнакомой местности и в разных климатических условиях. Однако при этом следует учитывать, что такие тренировки, осуществляемые без постепенного усложнения, могут дать не только положительный, но и отрицательный эффект: однообразная отработка операций начинает тяготить, вызывает утомление, раздражение другие отрицательные эмоции и состояния.

 

Я считаю, что этого не случится при соблюдении следующих правил:

n вводить сложные ситуации не только в условия деятельности, но и ее компоненты;

n перед началом тренировок максимально активизировать положительные мотивы;

n своевременным поощрением помочь воину подавить в себе отрицательные эмоции, побудить его набраться терпения и с полной отдачей снова и снова шлифовать свои действия.

 

На этапе выполнения боевой задачи важное значение имеет поддержание состояния боевой активности, высокого гражданского подъема и патриотической приподнятости. Огромную роль здесь также играют состояния собранности, бдительности, решительности, боевого возбуждения, подъема, энтузиазма, спаянности и сплоченности коллектива, готовности к самопожертвованию. Ведь настоящая храбрость человека познается не во всяком бою, а только в таком, где надо осмысленно идти на риск, из которого мало шансов выйти живым.

 

Следовательно, задача офицера — поддерживать положительные психические состояния, внушать подчиненным уверенность в победе, твердо управлять во войсками, умело стимулировать боевое возбуждение, правильно расставлять актив, информировать подчиненных о развитии событий.

 

В тяжелой боевой обстановке у психологически неподготовленных воинов может возникнуть страх — аффективное психологическое состояние, которое вызывается чрезвычайно сильными, опасными для жизни внешними раздражителями. Оно может нарушить психическую устойчивость, вызвать отрицательные проявления, ослабить боеспособность.

 

По степени интенсивности и глубине переживаний страх бывает в виде:

n беспокойства;

n тревоги;

n волнения;

n боязни и ужаса.

 

Состояние ужаса проявляется в астенической и стенической формах. В первом случае под влиянием опасности человек цепенеет и оказывается неспособным к движению и действиям; стеническая характеризуется, напротив, резким двигательным возбуждением, суетливостью, стремлением уйти от угрозы для жизни, без способности учитывать особенности ситуации. Это состояние дезориентирует личность, вызывает в ней глубокое потрясение.

 

Одной из глубоких патологических форм страха является психологический шок — временная утрата всякой способности психической деятельности у людей, не подготовленных в психологическом отношении к современной войне.

 

У выдающегося Гете есть прекрасные слова: «Богатство потерять — немного потерять, честь потерять — много потерять, мужесtbo потерять — все потерять».

 

Страх может вызвать панику (групповое состояние) подавляющий аффект, развивающийся внезапно при неожиданном впечатлении угрожающего характера и быстро распространяющийся путем психического влияния на множество лиц.

 

Паника охватывает, подобно эпидемии, почти внезапно целую массу лиц, заражает их чувством неминуемой опасности.

 

Выделяют два вида паники:

n паника, развивающаяся при внезапном возникновении угрожающей обстановки в отсутствие периода ожидания опасности (например, при внезапном применении противником ядерного оружия;

n паника, возникающая в обстановке длительного опасности, нарастания тревоги и групповой напряженности, которые способствуют истощению нервной энергии людей, и они начинают на обычные раздражители реагировать паническими реакциями.

 

Возникновению такой паники способствуют:

n отрицательные слухи и недостаток информации;

n незанятость людей;

n отсутствие ответственности за какой-либо участок работы;

n разрушения окружающей обстановки;

n вид обезображенных людей и т.д.

 

В возникновении панических настроений определенную роль играет и время суток (чаще всего такое состояние возникает вечером и ночью, когда ухудшается зрительная связь и человек испытывает утомление).

 

Панику, как и страх, легче предупредить, чем остановить. Основным условием предупреждения паники является общественно-гуманитарная подготовка, в ходе которой формируются нравственные чувства, идейные мотивы, волевые качества, а также возмещение недостатка боевого опыта путем проведен специальных психологических тренировок (специальные тренировки в аварийных ситуациях).

Поскольку паника и страх быстрее возникают там, где люди действуют пассивно, постольку важно побуждать подчиненных в бою к активным действиям.

 

Основными путями подавления и пресечения страха и паники являются:

n твердое и решительное руководство офицеров;

n умение выявляуь паникеров и изолировать очаги паники;

n способность восстановить организационную структуру и подчиненность подразделений;

n четкость команд, распоряжений и жестов.

 

Паника не является неизбежным состоянием, она возникает только при определенных условиях. Опытные офицеры-воспитатели предвидят возможность возникновения страха и паники и умеют принимать предупредительные меры для ликвидации этих настроений.

 

После смены с дежурства, в зависимости от его исхода, воины переживают различные психические состояния: удовлетворенности успешным выполнением боевой задачи, высокого подъема морального духа, самоуверенности и самоуспокоенности, снижения бдительности и боеготовности, усталости, апатии, послебоевой эйфории (чрезмерной радости победы, притупляющей разум и бдительность воина) и т.д.

 

Морально и психологически неустойчивые люди при неудачном исходе выполнения боевой задачи могут находиться долгое время в состоянии глубокой фрустрации.

 

Фрустрация — сложное психическое состояние, объединяющее в себе тревогу, безнадежность и апатию, обреченность и депрессию, возникающие, как правило, в связи с духовными срывами, неудачами в достижении намеченного. В бою такое состояние чревато потерей способности к сопротивлению.

 

Но в любом случае, при любом исходе учений, боя с офицера, командира не снимается ответственность за поддержание оптимальных состояний и предупреждение отрицательных состояний.

 

В случае неудачного выполнения боевой задачи для преодоления отрицательных состояний необходимо вскрыть истинные причины и довести их до всего личного состава. С учетом причин срыва провести тщательный разбор событий, по-новому организовать подготовку к выполнению предстоящей задачи.

 

При неудачах пассивность в послебоевой деятельности может усугубить их отрицательный духовный настрой. Главные средства предупреждения — его активная деятельность по подготовке к ведению боевых действий и устранению причин неудач, сопровождаемые активным воспитательным влиянием.

 

Заключение.

 

Таким образом, психические состояния — это сложные, целостные, динамические образования, во многом определяющие своеобразие всей психической деятельности личности на длительном промежутке времени.

 

Знание динамики протекания и специфики формирования — необходимое условие успеха деятельности офицера по сплочению личного состава, обеспечению качества выполнения боевых задач. И более того — знание военной психологии облегчает труд офицера, помогает регулировать и стоить взаимоотношения с людьми, глубже понимать действенные мотивы поступков людей.

 

Я отдаю себе отчет в том, что не рассмотрев психические процессы, трудно понять сущность, а главное — происхождение психических процессов. Но это сделано мною сознательно. Дело в том, что психические процессы: ощущения, внимание, мышление, память и т.д. присутствуют у каждого человека, независимо от его положения в обществе, социального статуса или служебной принадлежности. Но меня, как военного человека, в первую очередь интересуют те аспекты психологии, которые имеют непосредственное отношение к военной службе и от которых зависит качество выполнения обязанностей таковой.

 

Для определения же психических состояний в непосредственной деятельности офицера я мог бы рекомендовать методику «Шкала тревожности» Дж. Тейлора, но конкретно в реферате приводить тест по этой методике не буду, в конце концов это — не моя задача.

 

Используемая литература.

 

Военная психология. — М.: Воениздат, 1972.

Военная педагогика и психология. — М.: Воениздат, 1986.

Общая психология. — М.: Просвещение, 1981.

Левитов Н. О психических состояниях человека — М.: Просвещение, 1964.

Ковалев А. Психология личности. — М.: Просвещение, 1965.