МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Глава 6. Систематика форм умственной отсталости

СИСТЕМАТИКА ФОРМ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

 

С самого начала изучения врожденного слабоумия исследователи были убеждены в его многообразии.

КЛАССИФИКАЦИИ, ОСНОВАННЫЕ

НА СТЕПЕНИ ТЯЖЕСТИ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ДЕФЕКТА

 

Первой попыткой дифференциации умственной отсталости было выделение Рh. Рinеl (1806) четырех видов идиотии:

1) состояние близкое к животному, характеризующееся полной дикостью, отсутствием всех чувств, вплоть до физических потребностей;

2) состояние, при котором имеются некоторые понятия и физические потребности;

3) глупость состояние, при котором в какой-то степени имеются разум и речь;

4) имебецилизм — состояние, при котором у субъекта наблюдается постепенное ухудшение некогда имевшегося разума.

В этой систематике впервые уже было намечено разделение на врожденную и приобретенную формы слабоумия.

Эскироль (Еsquirol J., 1838) стал родоначальником классификации умственной отсталости по такому признаку, как время приобретения слабоумия. Именно он сравнил идиотию с бедняком, который никогда не имел богатства, а приобретенную деменцию с состоянием постепенно разоряющегося богача. За ранее использовавшимся в разны смыслах понятием в имбецилизм он закрепил значение легкой фор мы идиотии. Кроме того, он создал первую классификацию слабоумных по степени выраженности интеллектуального дефекта, разделив их на идиотов, имбецилов и умственно отсталых. Он полагал, что идиотия — это врожденное состояние, умственная отсталость — приобретенное, а имбецильность может быть и врожденной, и приобретенной. Эскироль также систематизировал слабоумных на основании одного их ведущих симптомов — степени развития речи: имбецилики первой степени, имеющие свободную и понимаемую речь; имбецилики второй степени, имеющие понимаемую речь и ограниченный запас слов; идиоты первой степени, пользующиеся короткими словами и фразами; идиоты второй степени, пользующиеся только односложными словами и выкриками; идиоты третьей степени, не обладающие речью. Наряду с этой характеристикой он классифицировал слабоумных по их особенностям эмоциональных проявлений: послушные и услужливые субъекты, способные приобрести лишь небольшой объем знаний; субъекты с неравномерным развитием способностей и неустойчивым поведением. Эта систематика уже позволяла, хотя бы отчасти, предсказывать перспективы развития и приспособления слабоумных. Данный шаг знаменовал собой появление классификации, в основу которой была положена степень тяжести интеллектуального дефекта.

1 стр., 441 слов

Методика "Самооценка Эмоциональных состояний" (сокращённый вариант) ...

... 10. Сильный подъем, восторженное веселье. 9. Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8. Возбужден, в хорошем расположении духа. 7. Чувствую себя очень хорошо. ...

П. П. Малиновский (1847) различал врожденное и неврожденное слабоумие, подробно описал дефекты и уродства развития у больных с врожденным слабоумием и считал, что «врожденное слабоумие и бессмыслие никогда не излечиваются. Вероятно, этот пессимистический прогноз долгие годы предопределял отношение клиницистов к детям с умствен ной отсталостью как бесперспективным в плане лечения.

Необходимость деления умственно отсталых индивидов по выраженности их слабоумия определяется возможностью делать предсказания о способности к обучению и адаптации, так как одни способны к овладению некоторыми простейшими школьными навыками, а другие не могут даже обслужить себя. И по сие время многие придерживаются той точки зрения, что систематизацию необходимо проводить по этому признаку. Однако большая часть исследователей уже не довольствуется только одним критерием и использует для этой цели и другие показатели, однако главным все же остается степень тяжести интеллектуальной неполноценности.

Число классификаций психического недоразвития продолжает расти. По М. Gelof (1963), только в англоязычных странах имеется 23 различные группировки синдромов. Так, например, классификация Американской Ассоциации специалистов по психической отсталости складывается из шкал для оценки интеллекта и поведения. С помощью интеллектуальной шкалы выделяют несколько степеней отсталости: пограничную легкую, умеренную, тяжелую и глубокую, а посредством поведенческой шкалы оценивают степень нарушения так называемого адаптивного поведения (Неbег R., 1959).

Несмотря на широкое использование классификаций этого рода, они подвергаются постоянной критике, с одной стороны, в связи с невозможностью точной оценки уровня интеллектуального развития, а с другой — в связи с недостаточностью суммарной оценки интеллектуальной одаренности для полной качественной характеристики дефекта психики больных.

Для того чтобы избежать недостатков первого рода,(Неbег (1959)

ввел понятие о среднем отклонении каждого из значений коэффициента одаренности, соответствующего тому или иному уровню отсталости. Этот прием, вероятно, уменьшил число ошибочных диагнозов и неправильных рекомендаций, но, безусловно, не смог их исключить вовсе, так как за их суммарной оценкой стоят различные сочетания психических проявлений, а судьба больного зависит в этих случаях лишь от математической суммы оценок.

В новом определении Американской ассоциации специалистов по психической отсталости (Lukasson et al., 1992) умственная отсталость обозначается как «значительное ограничение настоящего функционирования». Она рассматривается как состояние, при котором функционирование нарушено специфическим образом. Умственная отсталость проявляется затруднениями в обучении и осуществлении повседневных житейских навыков, а также в затруднениях, связанных с реализацией основных способностей личностей — концептуального, практического и социального интеллекта. Субнормальное интеллектуальное функционирование как характеристика умственной отсталости употребляется лишь формально. При определении умственной отсталости необходимо учитывать культурно-лингвистистические особенности, а также состояния, внешне по проявлению сходные, Но являющиеся недоразвитием слуха, речи и т. д. Уменьшает возможность диагностической ошибки (помимо низкого IQ ) наличие ограничений в двух или более областях адаптивньгх навыков. Впервые в дефинцию умственной отсталости введено понятие длительности течения. В результате личного роста иди изменений требований окружающей среды ограничения в адаптивных навыках перестают существовать диагноз умственная отсталость перестает быть актуальным. Вместо традиционных степеней умственной отсталости предлагаются периодическая, ограниченная, расширенная и глубокая формы, которые устанавливаются на основании изучения адаптивных навыков. В этой систематике имеются спорные утверждения, однако положительно в ней то, что умственная отсталость определяется как меняющееся состояние, а ее диагноз при продуктивном включении субъекта в жизнь рассматривается как не актуальный (Моргачева Е. Н., 1999).

18 стр., 8935 слов

Особенности коммуникативных барьеров у детей с легкой степенью ...

... тревожности в коммуникативной сфере детей с легкой степенью умственной отсталости Тревожность - это эмоциональное состояние целесообразного подготовительного повышения сенсорного внимания и ... VIII вида .1 Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости Понятия «умственная отсталость» понимается по-разному в юридической, медицинской (психиатрической) и психологической ...

 

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ

Морфологические классификации возникли в связи с тем, что многие авторы возражали против исключительно наследственного, дегенеративного происхождения умственной отсталости, придя к выводу о возможности ее возникновения в связи с прижизненными иди внутриутробными поражениями (Вurnewille D., 1894; Меуnегt Т. 1892).

Из современных работ по морфологии умственной отсталости, которые имеют значение для понимания классификации, следует указать труды В. Н. Русских и др. (1969); 1{. Маs1аnd (1958); L. Crome, J Stern (1967).

По мнению Р. Yakovlev (1961), умственная отсталость — это нарушение организации человеческого поведения, обусловленное структурными изменениями. Особенно страдает при этом специфически человеческая организация двигательного опыта (символизация мысли, языка и ручного труда — «правшества»), связанная с супралимбическим мозгом, что характерно для индивидов с дебильностью. У лиц с имбецильностью не развивается полностью языковая функция (бедность символического содержания мысли) и ограничено развитие ручной умелости. Идиотии свойственно отсутствие символизации вообще. Наряду с установлением корреляций между характером поражения мозговых структур и тяжестью интеллектуального дефекта он высказал предположение о возможности архитектонических отклонений, соответствующих разным типам умственной отсталости.

 

КЛАССИФИКАЦИИ, СОЗДАННЫЕ

НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ

И КЛИНИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ

 

Разнообразие симптоматики умственной отсталости послужило причиной появления классификаций, созданных на основе психологических и клинических признаков. Г. Я. Трошин (1915) приводит выделенные в ХIХ веке типы умственно отсталых индивидов: апатичных, ажитированных, сенситивньтх, боязливых и т. д. Естественно, что эти характерологические особенности не являются существенными признаками психической отсталости, по которым можно было бы рекомендовать лечение, обучение и оценивать прогноз.

Для классификации умственной отсталости используют особенности личности. С. Frankenstein (1964) на основе элементов психического дефекта (ригидности психики, отвлекаемости, автоматизма реакций, повторяемости их, недостатка структуры» и т. д.) выделяет четыре типа умственной отсталости: агрессивный, подозрительный, покорный и апатичный. К. Schneider (1949), разделив умственно отсталых лиц ня хвастливого болтуна, закоренелого ханжу, бессмысленно упрямого, инертно-пассивного, невольно показал всю несостоятельность такого подхода к систематизации.

3 стр., 1363 слов

Классификация умственно отсталых

... классификации умственно отсталых в данной работе. Целью работы является рассмотрение основных принципов классификаций умственно отсталых. Основной задачей работы является рассмотрение классификаций, представленных в работах основоположников учения об умственной отсталости. Глава 1. Классификации умственно отсталых 1.1. Классификация ... форм в большой сборной группе олигофрении, включающей различные по ...

Отдельные симптомы или клиническая картина в целом использовались в качестве критерия для выделения форм умственной отсталости и другими специалистами (Фрейеров О. Е., 1964; Мichaux L. Duche Е)., 1957; О`Connor G., Dingmann Н., 1966, и др).

В одних классификациях — тот или иной наиболее яркий симптом формально используется для обозначения клинической группы, в других — за названием можно различить уже попытку проникновения я сущность основных нарушений страдания. Но и в этих последних случаях группировки оказываются чаще всего случайными и непоследовательными.

 

ЭТИОПАТОГЕНЕТИЧЕСКИЕ КЛАССИФИКАЦИИ

 

Систематика по этиологическому принципу получила развитие в многостепенных этиопатогенетических классификациях. Одна из первых патогенетических этиологических классификаций принадлежи (1926), который две основные группы психической отсталости делил на отдельные формы в зависимости от разных критериев (особенностей развития, времени поражения, этиологических факторов и др.).

М. О. Гуревич (1932) описал несколько форм психического недоразвития: 1) с неясной этиологией, 2) вызванные эндогенными уродства ми, 3) экзогенными поражениями и 4) эндокринными расстройства ми. Внутри этих форм он производил дальнейшее разделение на пол группы.

С.Я. Рабинович (1940), дифференцируя различные группы олигофрении, стремилась учитывать не только качество вредности, но и время ее действия, а также топику поражения, течение и интенсивности заболевания, нарушившего психическое развитие.

Результаты клинико-биохимических исследований последних десятилетий позволили систематизировать большую группу энзимопатий с психическим недоразвитием.

Работы цитогенетиков ин первую очередь J. Lejeune. J. Вооk(1959), С. Ford (1959) открыли пути для понимания роли хромосомных нарушений в этиологии психического недоразвития. Достижения генетики нашли отражение водной из наиболее детально разработанных этнопатогенетических группировок — классификации (G. Jervis (1959), основанной на том, что психическое недоразвитие — это остановка или задержка умственного развития, которая возникает в результате наследственных причин, заболеваний или других повреждений до подросткового возраста. Все состояния психического недоразвития дифференцируются им на две группы: физиологическую и патологическую умственную отсталость. Последняя группа, в свою очередь, подразделяется на эндогенные и экзогенные формы. Положительная сторона пой систематики научно обоснованное выделение большинства форм и их подробная разработка. Ее недостаток — непомерное расширение умственной отсталости за счет постпроцессуальных (шизофренических) состояний, органической (энцефалитической) и эпилептической деменции, прогредиентных заболеваний и <физиологической> формы.

Отличается от других систематика умственной отсталости, предложенная А. Chorus (1967), который разбивает умственно отсталых индивидов на четыре группы в зависимости от типа созревания их психики. Он полагает, что у одних психика созревает к 20 годам, другие так и не достигают зрелости, третьи являются частично дефективными из-за своего низкого вербального интеллекта, а четвертые становятся отсталыми из-за того, что развиваются в условиях бедной стимуляции в раннем детстве.

3 стр., 1306 слов

Классификация умственной отсталости (МКБ – 9, МКБ – 10, Классификация ...

... ребенка, в котором центральное и определяющее место занимает недоразвитие познавательной деятельности и других высших психических функций. Время возникновения умственной отсталости ограничено внутриутробным, природовым и первыми тремя годами постнатальной ...

В классификации Г. Е. Сухаревой (1965) эндогенная, эмбриопатическая и экзогенная олигофрения выделяются в отдельные группы в связи с концепцией автора о зависимости характера поражения от времени воздействия этиологического фактора, его качества и тяжести. Внутри каждой группы проводится дифференциация по этиологии. Первая группа обусловлена патологией генеративных клеток родителей; вторая группа связана с вредностями, действовавшими в течение внутриутробного периода (эмбрио- и фетопатии); в третью группу входят формы, которые были обусловлены повреждением центральной нервной системы в перинатальном периоде или в первые три года жизни. В этой систематике в некоторых случаях учитываются особенности психопатологических картин. Четкое отграничение понятия «олигофрения» лишает эту классификацию недостатков, свойственных многим зарубежным систематикам. Однако ее стройность нарушается введением так называемых атипичных форм, которые правильнее было бы описывать в рамках одной из трех предлагаемых ею групп олигофрении.

Этиопатогенетические группировки вполне приемлемы для клинических исследований, лечения и профилактики, но для социального прогноза или для оценки обучаемости детей они недостаточны. Ценность этиопатогенетических классификаций снижается еще и тем, что и них не учитывается возможность возникновения тождественных психопатологических проявлений при различных причинных факторах.

 

КЛАССИФИКАЦИИ, СОЗДАННЫЕ

С ЦЕЛЬЮ СОЦИАЛЬНОГО

И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗА

Для целей социального и педагогического прогноза умственно отсталых индивидов систематизировали также на основе их способностей к социальной адаптации или обучению.

Так, Тh. Неllег (1925) классифицирует их следующим образом: «Идиоты — это личности, которые от рождения или с раннего возраста на столько умственно дефектны, что не способны уберечь себя от обычных опасностей, так же как и маленькие дети, если предоставить их самим себе; имбецилы — это те, кто способен оградить себя от обычной опасности, но не способны заработать себе на жизнь, вследствие своего умственного дефекта, который имеется от рождения или с ран него детства; умственно отсталые — это те, кто при благоприятных условиях способны заработать себе на жизнь, но вследствие своего врожденного или приобретенного в раннем возрасте дефекта не способны вступать в соревнование с нормальными индивидами и удовлетворить свои личные потребности с достаточным пониманием».

Классификации Е. Rosenzweig и J. Long (1960) и других, основывающиеся на приспособляемости умственно отсталых лиц в той или иной мере к условиям жизни, связаны с IQ.

Для нужд педагогов созданы классификации С. Ingram (1953) и J. Gandreau (1966), которые оценки интеллектуальной неполноценности и степени социальной приспособленности (посредством определения IQ) дополняют изучением способности к обучению. Они выделяют, в частности, детей, способных к обучению в массовых или вспомогательных школах, способных только к приобретению навыков самообслуживания или вовсе не поддающихся воспитанию.

4 стр., 1581 слов

Особенности личности и поведения умственно отсталых школьников

... умственно отсталых детей. Цель: изучение особенностей поведения и личности умственно отсталых школьников. Задачи: - проанализировать характеристики умственной отсталости школьников; - выделить особенности личностного развития школьников с умственной отсталостью; - исследовать влияние умственной отсталости ...

Более подробно разработанная группировка детей выделяет «субнормальных», а среди них «корригируемых отсталых», «тупых», или «некорригируемых отсталых», «очень тупых» или с выраженными затруднениями в обучении в связи с психической неполноценностью «Необучаемые», в свою очередь, подразделяются на «воспитуемых» и «невоспитуемых» (Cleugh М., 1957).

Е. Каnnег (1949) делит умственно отсталых на три типа. К первом типу — с «абсолютным слабоумием» — он относит индивидов с «деиствительными» нарушениями познавательных, эмоциональных и конструктивно-волевых способностей. Их могли бы признать психически неполноценными во всех «культурных» условиях. Эти люди не способны к независимому существованию. Другим типом — «относительным слабоумием» — он называет такие состояния, в которых психическая неполноценность определяется своеобразием «культуры», т. е. функциональный уровень психики этих субъектов варьирует в зависимости от требований жизни. Только школьные требования цивилизованного общества заставляют признать их умственно отсталыми людьми, тогда как в сельских условиях они могут быть неплохими тружениками. Третий тип — «кажущееся слабоумие», сюда включаются субъекты, которые психометрически могут оцениваться иначе, нежели в жизни, в зависимости от благоприятных или неблагоприятных обстоятельств.

Согласно этой систематике право на диагноз умственной отсталости имеют только идиотия и имбецильность, а дебильность уже находится на границах нормы и патологии.

А. Bussemann (1959) отделяет дебильность от нормальной способности к обучению в школе и понимает под дебильностью «интеллектуальное развитие значительно ниже нормы, которое в основном школьном возрасте (1—4-е классы) проявляется как отставание при выполнении заданий по тестам и при обучении на два—три года».

Психиатры и педагоги все чаще используют всесторонний подход, определяя способность к обучению по клиническим данным, социальному и эмоциональному развитию, поведению в школе и обществе. С целью создания гомогенных групп для обучения увеличивают число степеней обучаемости детей до 6. Однако узкопрактическое назначение этих классификаций, отсутствие анализа структуры интеллектуального дефекта делают их недостаточными даже для учителей. Они не выявляют ни наиболее сохранные, ни наиболее пострадавшие стороны психики и тем самым не могут помочь педагогам в выборе методов обучения разных типов детей с умственной отсталостью.

 

КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ

КЛАССИФИКАЦИИ

 

Другой критерий создания систематики умственной отсталости — особенности нейродинамических сдвигов как основа клинических симiiтомов. Этот подход предполагает, что от характера патофизиологических механизмов зависят принципиальные отличия одних клинических форм недоразвития от других.

С.С. Мнухин (1948, 1961) первый в нашей стране использовал для этого клинико-физиологический анализ. Он выделил особую группу неравномерного психического недоразвития, в которую вошли дети, не способные к усвоению школьных навыков. Им было сформулировано представление об астенической, стенической и атонической формах олигофрении. Критериями для этой классификации, помимо клинических, послужили и конституциональные особенности высшей нервной деятельности, на основе которых развивается та или иная форма психического недоразвития.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ... или специальная тренировка. При этом положительные эмоции (радость, удовольствие...) узнаются легче, чем отрицательные (печаль, стыд, отвращение...). Особой эмоциональной выразительностью отличаются губы ...

Нами (Исаев Д. Н., 1967, 1970) с сотрудниками были подвергнуты подробному клиническому, экспериментально-психологическому, биохимическому и электроэнцефалографическому анализу вышеуказанные формы психического недоразвития, описана еще одна форма психического недоразвития, выделены и подробно изучены клинические вари анты всех четырех форм, сформулировано представление о системном поражении ЦНС при них. Установлена зависимость между формами в недоразвитием определенных структур мозга, в основу классификации положена корреляция клинических и патофизиологвческих данных.

 

Таблица б. Клинико—физиологическая классификация общего психического недоразвития (умственной отсталости)

 

Формы Варианты

 

Астеническая форма Дислалический

Диспрактический

Дисмнестичечкий

Основной

Брадипсихический

 

Дисфорическая форма

 

Атоническая форма Аспонтанно-апатический

Актизический

Мортоподобный

 

Стеническая форма Уравновешенный

Неуравновешенный

 

М. С. Певзнер (1959) разделила больных олигофренией на пять форм, основываясь на особенностях их нейродинамики. Она полагала, что у одних имеется распространенное нарушение подвижности основных нервных процессов без расстройства их равновесия, при этом недоразвитие познавательной деятельности не сопровождается грубым поражением какого-либо из анализаторов или расстройством эмоционально-волевой сферы. Основным же патогенетическим механизмом является диффузное поверхностное поражение коры. У других детей-олигофренов значительно преобладает тормозной или возбудительный процесс либо они оба ослаблены. В этих случаях недоразвитие познавательной деятельности ею связывается с глубоким расстройством корковой нейродинамики, что проявляется у больных нарушением поведения и резким снижением работоспособности. Позже М. С. Певзнер (1967) увязывала формы олигофрении не только с особенностями нарушений нейродинамики, но и с поражением некоторых областей мозга (лобной, теменно-затылочной и слухо-речевой).

В первом варианте этой классификации недостаточно учитывалась локализация нарушений нервных процессов, в последующем области поражения и характер нарушений в них названы обобщенно. Приписываемые же им клинические особенности либо слишком многообразны, либо ограничиваются одним-двумя проявлениями.

Делаются попытки использовать электроэнцефалографические исследования для систематики умственно отсталых и идивидов в соответствии с особенностями функционального взаимодействия коры и ретикулярной формации. Показано, что в одних случаях преобладают восходящие активирующие влияния над нисходящими в других

доминирует действие нисходящих над восходящими из ретикулярной Формации; в третьих — соотношение этих влияний может находиться в состоянии нестойкого равновесия (ИваницкийА. М., 1966).

Однако не объясняется, почему именно при такой разнице корково-подкорковых отношений представители всех трех групп умственно отсталые. Вероятно, вскрытый механизм отражает особенности аффективности исследованных субъектов, тогда как нейродинамические сдвиги, ответственные за слабоумие, остаются необнаруженными.

Предполагают, что клинические проявления зависят от времени нанесения повреждения, от его локализации и размеров, а это, в свою очередь, ведет к различиям в нарушении корковых функций и поведении. Отсюда делается вывод о необходимости изучения типов психического недоразвития на основе исследований высшей нервной деятельности, а не только на этиологической основе (Yamaguchi К., 1966).

13 стр., 6283 слов

Особенности копинг-поведения школьников с глубоким нарушением зрения

... школьников, имеющих другое нарушение сенсорной сферы – глухоту. 2.3 Валеологический аспект стиля жизни СЛЕПЫХ И СЛАБОВИДЯЩИХ ШКОЛЬНИКОВ Основы системы взглядов и поведения, которая бы способствовала ... реабилитационной тифлопедагогики приобретают валеологическое изучение и оценка стиля жизни школьников с нарушением зрения. Этому и был посвящен специальный констатирующий эксперимент, в рамках которого ...

J. С1аnеn (1966), опираясь на многофакторный анализ сенсорных, моторных, перцептивных и сложных психических функций, клинического и электроэнцефалографического исследований, приходит к выводу, что между «психологическим и поведенческим типом умственной отсталости» и структурой поражения может быть выявлена определенная зависимость. Расстройство функционирования ретикулярной формация может быть ответственно за те типы психического недоразвития, при которых нарушены «общие способности». Расстройство деятельности ретикулярной формации и кортикофугальных связей приводит к

типам недоразвития, отличающимся недостатком внимания, контроля усилий и ответной инициативы, нарушениям моторики. Гиперфункция таламо-кортикальной проекционной системы ответственна за развитие у умственно отсталых лиц гиперреактивности. Результаты этой работы подтверждают, что между этиологией психического недоразвития и ее симптоматикой нет прямых корреляций. А это указывает на то, что систематика умственной отсталости возможна только при изучении Клинико-физиологических корреляций, так как симптомы являются внешним выражением тех или иных нейродинамических сдвигов.

Для понимания происхождения психического недоразвития и систематизации и его форм Г. К. Ушаков (1973), а затем и В. В. Ковалек (1979) использовали понятие дизонтогенеза. Были выделены два типа психического дизонтогенеза: ретардация (стойкое психическое недоразвитие) и асинхрония (неравномерное, дисгармоническое развитие при котором одни психические проявления отстают, а другие опережают возрастной уровень развития).

дальнейшее развитие этих идей было сделано В. В. Лебединским (1985), который предложил следующие варианты дизонтогенеза: недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное развитие, дефицитарное развитие, искаженное развитие, дисгармоническое развитие В этой систематике умственная отсталость (олигофрения) рассматривается как типичная модель недоразвития. Клинико-психологическая структура дефекта при олигофрении, по его мнению, обусловлена явлениями необратимого недоразвития мозга в целом и с преимущественной незрелостью его коры как образования, наиболее сложного и наиболее поздно созревающего в онтогенезе.

Свою лепту в систематику умственной отсталости внесли психологи

М. М. Семаго и Н Я. Семаго (2001).

Они отнесли умственную отсталость к группе недостаточного развития (вариант тотального недоразвития) в рамках предлагаемой ими типологии отклоняющегося развития.

 

МЕЖДУНАРОДНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ БОЛЕЗНЕЙ (МКБ-1О)

Приказом Министерства здравоохранения России Г 311 от 26.08.1999 были утверждены «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств». За основу классификации в этой модели была взята Международная классификация болезней (МКБ-10) от 1992 года. В разделе /170- Г79/ «Умственная отсталость» (определение умственной отсталости» из этого раздела приведено в главе 1) рекомендуется использовать следующие рубрики:

17 стр., 8211 слов

Формирование навыков бега и быстроты движений у школьников с ...

... школьников с умственной отсталостью легкой степени по результатам педагогического наблюдения .2 Динамика формирования навыка бега и быстроты движений школьников с умственной отсталостью легкой степени по результатам ... побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведение. Мотивация достижения - выработанный в психике механизм достижения, действующий ...

 

умствен ная отсталость легкой степени (Е-70);

умственная отсталость умеревная (1-71);

умственная отсталость тяжелая (Е7-72);

умственная отсталость глубокая (Е-73).

 

Четвертый знак применяется для определения выраженности поведенческих нарушений, если они не обусловлены сопутствующим (психическим) расстройством:

 

F7х. x1 – с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения; F7х. x1 — значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; F7х. 8 — другие нарушения поведения; F7х. 9 — без указаний на Нарушение поведения; если известна этиология умственной отсталости, то следует использовать дополнительный пятый знак;

F7х. х1 обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией (например: пренатальными инфекциями, такими как краснуха, сифилис, токсоплазмоз; постнатальными инфекциями, такими как абсцесс мозга, энцефалит; интоксикациям и такими как токсикоз беременности, желтуха, свинцовое отравление); F7х. х2 — обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом (например: механическая травма или гипоксия (асфиксия) при родах; постнатальная травма или гипоксия, когда не удается установить процесс формирования интеллектуального снижения); F7х. хЗ — обусловленная фенилкетонурией;

F7х. х4 — связанная с хромосомными нарушениями (например: болезнь дауна, синдром Клайнфельтера, другие хромосомные болезни); F7х. х5 — обусловленная гипертиреозом; F7х. хб — обусловленная гннотиреозом; F7х. х7 связанная с недоношенностью (недоношенность без упоминания о другом патологическом состоянии); F7х. х8 обусловленная другими уточненными причинами (например: нарушениими обмена веществ, роста или питания, такими как врожденная аномалия головного мозга, краниостеноз, гипертелоризм, микроцефалия и др.); F7х. х9 — обусловленная неутонченными причинами.

Наличие умственной отсталости не исключает дополнительных диагнозов, колирующихся в других разделах классификации.

Там же для облегчения пользования этой классификацией сформулированы диагностические указания: интеллект не является единой характеристикой, он оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне. могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие лица могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, показывать более высокую продуктивность в од ной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям).

Подобная ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Ниже приводятся возможные формулировки диагнозов на примеру легкой умственной отсталости с использованием соответствующих кодов. Аналогично могут быть построены диагнозы при более тяжелых степенях умственной отсталости.

/F7О.О/ Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения.

F7ОО1 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией.

F70.02 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная предшествующей травмой или физическим агентом.

F7О.О3 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная фенилкетонурией.

F7О.О4 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанiiяi с хромосомными нарушениями.

F7О.О5 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипертиреозом.

F7О.О6 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная гипотиреозом.

F7ОО7 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, связанных с недоношенностью.

F7О.О8 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная другими уточненными причинами.

F70.09 Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения, обусловленная не уточненными причинами.

/F70. 1/ Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения.

F70. 11 Умственная отсталость легкой степени со значительными нарушениями поведения, требующими ухода и лечения, обусловленная предшествующей инфекцией или интоксикацией и т. д.

В заключение следует сказать, что не существует ранее описанного в учебниках «некоего абстрактного умственно отсталого» человека. Это обобщенное клиническое понятие не позволяет врачам дифференцированно изучать особенности этиологии, патогенеза, клиники и тем самым индивидуализировать лечение; психологам и педагогам находить своеобразие структуры психических нарушений и соответственно подбирать коррекционные воспитательно-педагогические мероприятия к каждому умственно отсталому.

Кроме того, как показывает клиническая практика, в происхождении умственной отсталости редко повинны только психологические или только одиночные биологические вредности, чаще либо все эти факторы действуют совместно, либо биологические факторы оказываются множественными.

В то же время выделение отдельных синдромов или форм психического недоразвития по этиологическому признаку и патогенезу, в корреляции с особенностями формирования функциональных систем, уже дает значительные результаты в их профилактике и лечении.