Медицинская классификация поведенческих расстройств

Тема 4. Профилактика девиантного (наркозависимого) поведения, нервно-психические расстройства у детей и подростков.

Учебные вопросы

мин

1

Классификация поведенческих расстройств.

2

Причины и условия возникновения наркотической

зависимости.

3

Влияние психоактивных веществ на организм.

Психические и поведенческие расстройства в

результате употребления алкоголя.

4

Токсикомании.

5

Видимые признаки употребления летучих

психоактивных веществ.

6

Медицинские и социальные последствия

употребления психоактивных веществ.

7

Табакокурение.

8

Профилактика наркотической зависимости

9

Виды нервно психических расстройств у детей

и формы из проявлений. Олигофрения, ЧЗПР,

инфантилизм, неврозы, психозы.

ВСЕГО

90

Медицинская классификация поведенческих расстройств.

Специалисты немедицинских профессий не должны выходить за рамки своей компетентности и заниматься патологическими формами поведения без участия врачей.

Могут ли специалисты немедицинских профессий заниматься патологическими формами поведения без участия врачей?

1. да 2. нет

Как отмечалось выше, болезненные расстройства, в том числе поведенческие, перечислены и описаны в классификациях болезней. Поэтому все, кто профессионально занимаются отклоняющимся поведением, по меньшей мере должны иметь общее представление о видах поведения, регулируемых медицинскими нормами.

Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях.

В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т. е. достигающие уровня болезни.

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) в разделе » Классификация психических и поведенческих расстройств » называет следующие поведенческие расстройства (для взрослого возраста):

F10-19 — психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ (алкоголя; опиоидов; каннабиноидов; седативных и снотворных веществ; кокаина; стимуляторов, включая кофеин; галлюциногенов; табака; летучих растворителей; сочетанного употребления или использования других психоактивных веществ);

F50-59 — поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами (расстройства приема пищи; расстройства сна неорганической природы; половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием; психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом; злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, например стероиды, витамины);

F63 — расстройства привычек и влечений (патологическая склонность к азартным играм; патологические поджоги — пиромания; патологическое воровство — клептомания; выдергивание волос — трихотиломания; другие расстройства привычек и влечений);

F65 — расстройства сексуального предпочтения (фетишизм; фетишистский трансвестизм; эксгибиционизм; вуайеризм; педофилия; садомазохизм; множественные расстройства сексуального предпочтения).

Заметим, что в данной редакции гомосексуализм отсутствует.

Укажите какие нарушения относятся к расстройствам связанным с физиологическими нарушениями и физическими факторами

1 патологическая склонность к азартным играм; 2 патологические поджоги — пиромания;

3 патологическое воровство — клептомания; 4 расстройства приема пищи;

5 Расстройства сна неорганической природы;

6 половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием;

7 психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом;

8 злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, (например стероиды, витамины);

Укажите какие нарушения относятся к расстройствам привычек и влечений

1 патологическая склонность к азартным играм; 2 патологические поджоги — пиромания;

3 патологическое воровство — клептомания; 4 выдергивание волос — трихотиломания;

5 злоупотребление веществами, не вызывающими зависимость, (например стероиды, витамины);

6 расстройства приема пищи; 7 эксгибиционизм 8 садомазохизм

Укажите какие нарушения относятся к расстройствам сексуального предпочтения

1 половая дисфункция, не обусловленная органическим расстройством или заболеванием;

2 психические и поведенческие расстройства, связанные с послеродовым периодом;

3 фетишизм; 4 фетишистский трансвестизм; 5 эксгибиционизм; 6 вуайеризм;

7 педофилия; 8 садомазохизм

Указанные разделы содержат перечень конкретных диагностических критериев и признаков в соответствии с которыми данное поведение можно отнести к болезненному расстройству.

Например, рубрика «Патологическое воровство (клептомания)» содержит следующие диагностические признаки: а) два или более случая воровства без видимых мотивов или выгоды для индивида или другого лица; б) индивид описывает сильное влечение к воровству с чувством напряженности перед совершением поступка и облегчением после него.

МКБ-10 также включает типологию поведенческих расстройств с началом, характерным для детского и подросткового возраста:

F90 — гиперкинетические расстройства;

F91 — расстройства поведения

F91.0 — расстройства поведения, ограничивающиеся семейным окружением;

F91.1 — несоциализированное расстройство поведения;

F91.2 — социализированное расстройство поведения;

F91.3 — оппозиционно-вызывающее поведение;

F92 — смешанные расстройства поведения и эмоций;

F94 — расстройство социального функционирования;

F95 — тикозные расстройства;

F98.0 — неорганический энурез;

F98.1 — неорганический энкопрез;

F98.2 — расстройство питания в младенческом возрасте;

F98.3 — поедание несъедобного;

F98.4 — стереотипные двигательные расстройства ;

F98.5 — заикание;

F98.6- речь взахлеб.

Данные поведенческие расстройства диагностируются при наличии нескольких характерных симптомов, которые при этом должны сохраняться не менее 6 месяцев.

Например, к расстройствам поведения относится повторяющееся и стойкое поведение, включающее следующие симптомы:

1) больной проявляет для своего возраста необычно частые или тяжелые вспышки гнева;

2) часто спорит со взрослыми;

3) часто активно отказывается выполнять требования взрослых или нарушает их правила;

4) часто намеренно делает вещи, которые досаждают другим людям;

5) часто обвиняет других в своих ошибках или поведении;

6) часто обидчив или ему легко досадить;

7) часто сердится или негодует;

8) часто злобен или мстителен;

9) часто обманывает или нарушает обещания с целью получения выгоды или уклонения от обязательств;

10) часто затевает драки (сюда не относятся драки с сибсами; братьями и сестрами); 11) использовал оружие, которое способно причинить серьезный физический вред другим людям (например, клюшку, кирпич, разбитую бутылку, нож, огнестрельное оружие);

12) несмотря на запреты родителей часто затемно остается на улице (если начало отклонений — в возрасте до 13 лет);

13) Проявляет физическую жестокость по отношению к другим людям (например, связывает жертву, наносит ей порезы, ожоги);

14) проявляет физическую жестокость по отношению к животным;

15) преднамеренно разрушает чужую собственность;

16) преднамеренно разводит огонь с риском или намерением причинить серьезный ущерб;

17) крадет ценные вещи из дома или других мест;

18) часто прогуливает школу;

19) убегал из дома по меньшей мере дважды или убегал один раз, но больше чем на одну ночь (кроме случаев уклонения от насилия);

20) совершает преступления на виду у жертвы (включая выхватывание кошельков, вырывание сумок);

21) принуждает другого к половой деятельности;

22) частые проявления задиристого поведения (преднамеренное причинение боли, унижение, мучение);

23) проникает в чужие дома и автомобили.

Примечание. Для констатации симптомов 11, 13, 15, 16, 20, 21, 23 требуется хотя бы однократное их возникновение.

Расстройство поведения диагностируется только в том случае, если оно не отвечает критериям других расстройств, таких, как диссоциальное расстройство личности, шизофрения, маниакальный эпизод, гиперкинетическое расстройство, депрессивный эпизод, эмоциональное расстройство .

Девиантное поведение подростков достаточно освещено в отечественной медицинской литературе.

Оно, как правило, включает такие формы, как

—делинквентное (противоправное) поведение;

—раннее употребление алкоголя и наркотических веществ;

—девиации сексуального поведения;

—суицидальное поведение;

—побеги из дома и бродяжничество.

При этом, разрабатывая преимущественно клинические аспекты нарушенного поведения подростка, исследователи подчеркивают ведущую роль его социально-психологических детерминант.

Наркомания

Наркология (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и др.-греч. λόγος — учение)) — раздел медицины, изучающий проявления хронического алкоголизма, наркомании и токсикомании, разрабатывающий методы их предупреждения и лечения.

Человечество познакомилось с психоактивными веществами настолько давно, что пока ещё, по всей видимости, представляется невозможным сказать, кто и когда начал употреблять их первым. Почти во всех известных нам культурах можно найти упоминания об употреблении наркотических средств.

Однако с такой проблемой, как зависимость от психоактивных веществ, люди столкнулись лишь недавно — в первой половине XVIII века. Тогда эту проблему попытались решить законодательно: в 1729 году в Китае был принят эдикт против опиума. Для Европы эта проблема возникла намного позже — в конце XIX века.

С середины XX века проблема зависимости от наркотиков стала привлекать всё большее внимание общества и институтов здоровья в связи с тем, что в наше время она стала гораздо серьёзней, чем в начале прошлого века, так как появилось огромное количество синтетических препаратов, вызывающих зависимость. К тому же в большом количестве случаев их производство и продажа осуществляются незаконно, что не позволяет контролировать качество этих препаратов.

Причины и механизмы возникновения наркомании изучены достаточно хорошо.

В медицине принято говорить, в первую очередь, о наличии врождённой предрасположенности к зависимости и механизмах взаимодействия психоактивных веществ с медиаторами головного мозга.

Психология ставит вопрос о наличии психологических причин возникновения зависимости, которые связаны с особенностями личности и её развития.

Социология делает акцент на социальных факторах: преступное социальное окружение, нищета и др. Таким образом, феномен наркомании подвергается изучению со стороны ряда дисциплин.

Физиологический аспект наркомании

О том, что такое наркотическая зависимость, или наркомания говорить сложно. Видение, интерпретация и понимание этого феномена очень сильно зависит от точки зрения, принадлежности к какой-либо научной парадигме, степени знакомства с ним исследователя и т. п..

Для начала необходимо отметить, что наркомания — это явление культурно обусловленное. Она появляется только на определённом этапе развития общества, цивилизации — тогда, когда табу на употребление психоактивных веществ вне ритуалов исчезает, только на этом этапе мы встречаем её. Более того, регулярное (часто ежедневное) употребление наркотиков для получения удовольствия может стать важной частью культуры.

В медицине наркомания рассматривается как болезнь.

Патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон.

При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряжённое с возникновением состояния абстиненции, представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ.

При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация.

При постоянном приёме наркотиков происходит деградация личности, характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов, не связанных с наркотиками.

В классификации психических расстройств, принятой в США (так называемая DSM-IV) принято выделять не наркотическую зависимость как таковую, а целый класс заболеваний и расстройств, обусловленных химическими веществами (Substance-Related Disorders).

Сюда включают заболевания и расстройства, связанные с приёмом веществ, вызывающих зависимость (включая алкоголь), с побочными эффектами лекарств и с токсическим воздействием.

В отечественной литературе принято говорить о трёх синдромах, являющихся главными составляющими наркотической зависимости :

—синдром изменённой реактивности (исчезновение защитных реакций, повышение толерантности, изменение формы опьянения);

—синдром психической зависимости (обсессивное влечение, комфорт в состоянии интоксикации);

—синдром физической зависимости (компульсивное влечение, абстинентный синдром и т. п.)

Сколько синдромов являются главными составляющими наркотической

зависимости ?

1 два 2 три 3 четыре 4 пять

В каком порядке возникают синдромы при наркомании?

1психической зависимости — физической зависимости — изменённой реактивности

2 психической зависимости — изменённой реактивности— физической зависимости

3 Изменённой реактивности— психической зависимости — физической зависимости

В зависимости от длительности периода постоянного приёма наркотика и его вида эти синдромы могут быть выражены в разной степени.

Чем дольше человек употребляет наркотик, тем сильнее проявляются все три синдрома, причём сначала появляется изменение реакции организма на наркотик, а последней появляется физическая зависимость.

Ещё одним показателем (и одновременно следствием) развившейся зависимости от психоактивных веществ являются устойчивые изменения личности и преходящие острые психозы (например, алкогольный делирий, или белая горячка).

К. Ясперс указывает на основные черты этих психозов и изменений личности:

—преходящие состояния помраченного сознания с многочисленными обманами восприятия, явлениями дезориентировки и страхом (делирии); по излечении к больному полностью возвращается рассудок;

—соматические симптомы, указывающие на болезни в других органах и часто характерные для различных веществ;

—судорожные припадки при острых состояниях;

—изменения личности выражаются в огрублении эмоциональной жизни, сужении сферы интересов, преобладании инстинктов, полной утрате воли;

—-поведение становится крайне грубым и при этом сочетается с настойчивым утверждением собственной невиновности;

—-утрачивается ответственность за свои слова и поступки.

Сколько этапов наркотизации различают?

1 три 2 четыре 3 пять 4 шесть

Этапы и мотивы наркотизации

Различают пять этапов постепенной наркотизации:

1—Единичное или редкое употребление наркотиков.

2—Многократное их употребление без признаков психической и физической зависимости.

3—Наркомания 1-ой степени: сформирована психическая зависимость. Поиск наркотика для получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости, а прекращение приёма наркотика пока не вызывает мучительных ощущений. Мысли о приёме наркотика приобретают навязчивый характер. Наркотик становится «лекарством», снимающим эмоциональное напряжение в конфликтных ситуациях, — трансформируются характерологические и патохарактерологические черты. Основное направление этой трансформации — от стенического типа к астеническому и апатическому. Происходит нарастание социальной дезадаптации. Человек утрачивает прежние положительные ориентации, у него снимается чувство ответственности, долга, способность к сопереживанию.

4—Наркомания 2-ой степени: уже поиск уже направлен не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений, абстиненции (ломки).

На 2-ой стадии наркомании появляются ощущения, вызываемые приёмом наркотика, притупляются, теряют прежнюю яркость. Общение в группе практически отсутствует, единственная цель общения — употребление наркотика. Взаимный обман, «предательство», полная потеря взаимных обязательств членов группы — обычное явление. Асоциальность доходит до критической черты. Утрачиваются этические принципы, эмоциональные привязанности.

5—Наркомания последней, 3-ей степени: полная — физическая и психическая деградация.

Чем характеризуется 1 этап наркотизации?

1 употребление без признаков психической и физической зависимости.

2 сложилась физическая зависимость от наркотика;

3 Редкое употребление наркотиков

4 полная — физическая и психическая деградация.

5 сформирована психическая зависимость

Чем характеризуется 2 этап наркотизации?

1 употребление без признаков психической и физической зависимости.

2 сложилась физическая зависимость от наркотика;

3 редкое употребление наркотиков

4 полная — физическая и психическая деградация.

5 сформирована психическая зависимость

Чем характеризуется 3 этап наркотизации?

1 употребление без признаков психической и физической зависимости.

2 сложилась физическая зависимость от наркотика;

3 редкое употребление наркотиков

4 полная — физическая и психическая деградация.

5 сформирована психическая зависимость

Чем характеризуется 4 этап наркотизации?

1 употребление без признаков психической и физической зависимости.

2 сложилась физическая зависимость от наркотика;

3 редкое употребление наркотиков

4 полная — физическая и психическая деградация.

5 сформирована психическая зависимость

Чем характеризуется 5 этап наркотизации?

1 употребление без признаков психической и физической зависимости.

2 сложилась физическая зависимость от наркотика;

3 редкое употребление наркотиков

4 полная — физическая и психическая деградация.

5 сформирована психическая зависимость

Считается, что остановиться при приёме наркотиков возможно лишь на первых двух стадиях.

Исследования показали, что только 20 % принимающих наркотики подростков переходят опасную черту и становятся закоренелыми наркоманами.

Кроме того, подростки, употреблявшие наркотики, но не ставшие наркоманами, всё равно приобретают устойчивые психологические комплексы: противопоставление себя общественной морали, традициям, существующим в мире взрослых.

Благоприятным фоном развития детского и подросткового наркотизма являются устойчивые комплексы-реакции, основной из которых является реакция эмансипации. В основе её заложено стремление освободиться от привычных рамок (семьи, учебной среды и т. д.).

Реакция формирования сексуального влечения также обуславливает наркоманию в подростковой среде. Некоторые подростки реализуют сексуальные впечатления путём галлюцинаций сексуального плана. Курение гашиша, по мнению несовершеннолетних, повышает сексуальную потенцию.

Для первого употребления наркотика несовершеннолетними, по результатам нескольких исследований, характерны следующие мотивы:

31 % — желание быть, как все (комплекс подросткового конформизма),

19 % — стремление испытать новые впечатления (любопытство),

12 % — поиск фантастичного,

10 % — стремление забыться, отключиться от неприятностей.

Кроме того, к мотивам употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть «крутым». Иногда наркотики принимают «для смелости» либо чтобы не подтвердить статус «гадкого утёнка» в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приёма наркотиков, когда специально подростков «сажают на иглу», чтобы потом заставить совершать преступления.

Одной из значимых причин обращения подростков к наркотикам является инфантилизм — неспособность принимать решения, стремление идти по более простому пути. В отличие от животных и детей взрослеющий и взрослый человек в той или иной степени владеет своими желаниями.

Самоконтроль — не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием.

Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления наркотическими веществами, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие.

Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым.

В этом — опасность наркотизма, и тем большая, чем моложе возраст.

Наглядно эта закономерность проступает в случаях так называемой девиантной личности.

Это молодые люди определённого типа поведения, облика и личностных характеристик.

Поведение в целом отклоняющееся: пренебрежение работой и учёбой, эпизоды воровства, вандализма, мелкого хулиганства; употребления одурманивающих средств — лишь составляющая этого ряда.

Обязательно следование молодёжной моде, увлечение рок- или поп- музыкой (или любым другим направлением).

Групповое времяпрепровождение обязательно. Существование в «системе» — наиболее яркая черта. Следует иметь в виду, что групповое существование — этап в развитии ребёнка, приходящийся на возраст 8-12 лет.

В дальнейшем усложнение психической деятельности, формирование собственных интересов приводят к индивидуализированным отношениям со сверстниками, появляются личные друзья, приятели.

Групповую жизнь в возрасте 14-15 лет можно рассматривать как показатель задержки психического развития, низкого уровня развития. Действительно, в группах, состоящих из юношей 16-20 лет, наблюдаются черты детских групп: направленность на игровую развлекательную деятельность, не целевая активность, лёгкость аффективной индукции. Отношения по существу обезличены, состав группы случаен. На уровень психического развития указывают также примитивный характер аффектов и склонность к разрушительным действиям. В группе выражено отчуждённое, нередко враждебное отношение к взрослым. Молодые люди, на первый взгляд, очень похожи. Такое впечатление производят, конечно, однотипные причёски, одежда, манера держаться.

Однако главное — недостаточность индивидуального выражения лица и стереотипная усвоенная форма общения с взрослыми. Последнее в свою очередь — отражение группового рисунка поведения. При подробном изучении выясняется недостаточность личной мотивации поведения — оно диктуется группой. В своих рассказах молодые люди употребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речь идёт о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности).

Попытка установить тип личности, некую постоянную совокупность черт, который вовлекается в злоупотребление с большей частотой, чем другие, трудноосуществима и потому, что потребление начинается в возрасте, когда личность оказывается в неуравновешенном, достаточно аморфном состоянии.

Представление о биологических механизмах формирования наркотической зависимости

Все представления о механизмах формирования зависимости можно разделить на две группы: биологические и психологические.

Первые делают попытку объяснить это заболевание исходя из положения, что наркомания связана с изменением метаболизма, а вторые — что зависимость вызвана нарушением нормального развития личности.

Это не подразумевает, что действует либо один механизм, либо другой. Можно говорить, что это параллельные процессы, идущие одновременно. Но в некоторых случаях доминируют психологические механизмы, а в других — биологические.

Также на разных стадиях формирования зависимости приобретать особую важность могут какие-то одни механизмы (например, биологические на последней стадии зависимости, когда психоактивное вещество принимается в первую очередь для предотвращения абстиненции).

Сторонники биологического подхода говорят об изменении синтеза и распада нейромедиаторов, вызванном поступлением в организм психоактивных веществ. Действие наркотиков связывают с такими медиаторами как катехоламины (дофамин и норадреналин) и эндорфины, причём каждое психоактивное вещество связывают с определённым медиатором или их группой. Например, действие опиатов основано на их способности связываться с эндорфиновыми рецепторами в головном мозгу. Таким образом опиаты, поступающие извне, подменяют собой те опиаты, которые производит сам мозг, и встраиваются в метаболизм. Следовательно, поступление этих веществ извне становится необходимым для нормального функционирования организма.

При длительном употреблении психоактивных веществ происходит истощение запасов нейромедиаторов, так как эти вещества провоцируют их повышенный выброс. Соответственно, в отсутствие наркотиков при нормальном прохождении электрического импульса возникает дефицит нейромедиатора. Это приводит к недостаточному возбуждению системы подкрепления, что выражается ощущением упадка сил, снижением настроения, психоэмоциональным дефицитом. Поэтому при приёме психоактивного вещества происходит улучшение состояния человека, причём на самых ранних стадиях наркомании и алкоголизма это улучшение не только субъективное, но и объективное.

Однако довольно быстро формируется порочный круг: после приёма наркотика нейромедиатор высвобождается быстрее и в больших количествах, но и разрушается тоже очень быстро, а состояние человека ухудшается.

Формирование физической зависимости, по мнению Анохиной, начинается с включения усиленного синтеза катехоламинов. Это происходит из-за того, что при частом приёме психоактивных веществ может возникнуть чрезвычайно серьёзный недостаток нейромедиаторов. Организм реагирует на это увеличением синтеза необходимых ему веществ. Каждый раз при употреблении наркотиков или алкоголя происходит выброс дофамина и его избыточное разрушение. Возникает ускоренный кругооборот дофамина. При прекращении приёма психоактивного вещества усиленный синтез нейромедиаторов сохраняется (так как ферментная система перестроилась), а усиленное высвобождение не происходит. Вследствие этого дофамин начинает накапливаться в мозге и крови (главным образом, в мозге).

Повышение уровня дофамина в значительной степени обусловливает основные симптомы абстинентного синдрома — беспокойство, бессонница, возбуждение, вегетативные расстройства, подъём артериального давления и другие.

Генетическая предрасположенность является одной из важнейшей биологических причин формирования алкоголизма. Но и в формировании наркоманий генетическая предрасположенность играет немалую роль.

Выделены маркеры предрасположенности к алкоголизму. Один из таких маркеров — это активность фермента дофаминбетагидроксилазы, который участвует в превращении дофамина в норадреналин. У людей с высоким биологическим риском имеется генетически обусловленная очень низкая активность этого фермента. И, наоборот, у лиц с низким биологическим риском активность фермента очень высока.

Исследования детей показали, что основной вклад в предрасположенность к алкоголю вносит отец. Дети, рождённые от отцов, зависимых от алкоголя, в 4 − 6 раз чаще заболевают алкоголизмом, чем дети, рождённые от здоровых родителей.

Основной механизм формирования зависимости — это изменение метаболизма вследствие встраивания психоактивного вещества в обмен веществ.

Существует ли генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании?

1 да2 нет

Психологические причины формирования зависимости

Все психологические причины формирования зависимости можно разделить на две категории:

—влияние среды (то есть все внешние факторы);

—особенности строения личности человека, ставшего зависимым.

Можно говорить, что самым главным фактором внешней среды является цивилизация.

С одной стороны, она открывает доступ к наркотическим препаратам, а, с другой, регламентирует их употребление. В европейской цивилизации наркотики являются исключительно лекарственными средствами, не зависимо от того, кто их употребляет: наркоман или же пациент больницы. Они утратили свою религиозную функцию (использование в религиозных обрядах), а, следовательно, исчезло и табу на их нецелевое и повседневное употребление.

С развитием цивилизации изменилась и среда обитания людей.

В жизнь людей входит все больше и больше техники, что приводит к замене естественной среды обитания на искусственную, а это, в свою очередь, влечет к изменениям психофизических условий жизни.

Последствия этих перемен очень сложно предсказать. Вполне вероятно, что они могут привести к увеличению случаев дезадаптивного поведения, росту количества психических отклонений и заболеваний. К тому же темп изменений с каждым годом становится все выше, что сильно сказывается на людях.

Немаловажным фактором влияния среды на риск формирования наркомании является ситуация в обществе. Сегодня большинство социологических теорий связывают распространение девиантных форм поведения (а наркомания, с точки зрения этого подхода, — одна из форм девиации) с явлением социальной аномии. Дюркгейм характеризовал аномию как состояние отсутствия ценностей, «безнормность», присущие переходным периодам, когда старые ценности уже не существуют, а новая система норм и ценностей ещё не сформирована. Мертон описывает эту общественную ситуацию как расхождение общественных требований, культурно принятых жизненных целей и имеющихся в распоряжении средств. Дарендорф объясняет аномию ослаблением общественных привязанностей; МакИвер — ослабленными социальными и эмоциональными контактами. Однако все авторы сходятся в негативной оценке влияния аномии на общество и его институты. Аномия усиливается в период реорганизации общества, а именно в связи как с общественными регрессиями, так и с быстрыми прогрессивными процессами.

Последние несколько лет в нашем обществе происходят очень резкие изменения, а вместе с ними людям становится сложно оценивать ситуацию, особенно молодежи. На фоне этого происходит быстрая наркотизация общества, что ещё раз доказывает влияние макросоциальных факторов на риск возникновения наркомании. Н. С. Курек в своих исследованиях также отмечает, что в годы социальной нестабильности число наркоманий и психических заболеваний резко возрастает.

В результате резких изменений в обществе начинается разрушение социальных институтов, из которых, пожалуй, важнейшим является семья. Дезинтеграция семьи — это не только следствие общественных процессов, но и причина будущего состояния общества, так как семья в наибольшей степени отвечает за социализацию ребенка. Ослабление института семьи также может служить причиной формирования девиантного поведения, в том числе и наркомании.

Из-за ослабления общественных институтов социализации возросли роль и значение молодежных групп. По существу, они превратились в среду первичной социализации, но при этом они не способны усваивать общественные нормы полностью и адекватно требованиям социума. Молодежная субкультура порой носит дезинтегрирующий характер и способствует формированию девиаций.

Негативное социокультурное влияние молодежных объединений проявляется в следующих моментах:

—все большее влияние приобретают группы, образующиеся спонтанным путем в бесконтрольном окружении (улица, места развлечений и т. п.);

—в группе часто доминирует система отношений приятельского уровня (все дальше оттесняется «дружба» в её традиционном понимании);

—группы принимают значительные размеры, что исключает переживания интимности, доверительности;

—внутригрупповые связи амбивалентны или нейтральны; в спонтанно образуемых, достаточно многолюдных группах много подростков, которые реализуют «общинное одиночество», или одиночество в толпе;

—молодежные группы часто построены иерархически и охватывают людей разного возраста, что способствует выстраиванию системы власти и подчинения;

—негативные привычки и поведение старших становится нормой для всех, что приводит к ускорению девиантной «карьеры» младших;

—жизнь групп насыщена конфликтами, как внутри, так и за её пределами; часто конфликты между группами перерастают в агрессию;

—межгрупповым отношениям в высокой степени присущи аттитюды отвержения, нетерпимости, образ мышления, основанный на предубеждении и дискриминации;

—характерным для молодежных групп является вопрос любви;

—при выборе личного партнера не принимается во внимание его причастность к какой-либо форме девиации, следовательно, быстро распространяется инстантный секс, что, в свою очередь, оказывает негативное воздействие в эмоциональном, психическом и социальном плане;

—коммуникативная система внутри группы очень скудна;

—культура вкуса, в основном, проявляется внешне: в одежде, внешней атрибутике, музыкальных пристрастиях и т. п.

Какой возраст является критическим моментом для приобщения к наркотикам?

1 детский 2 подростковый 3 переходный от подросткового к юношескому

4 юношеский 5 зрелый

Важно отметить, что критическим моментом для приобщения к наркотикам является переход от подросткового возраста к юношескому. Именно в это время знакомится с наркотиками почти половина всех когда-либо приобщившихся к ним, а до 20 лет успевают познакомиться с наркотиками почти 9/10 всех хотя бы однажды, пробовавших их.

В целом, если до 20 лет человек не получил опыт употребления наркотиков, то вероятность этого резко снижается. Ещё меньше риск вовлечения в периодическое или регулярное потребление.

Ещё одним важным фактором формирования наркомании является ценность здоровья. По данным социологов общественная ценность здоровья достаточно высока: из 10 жизненных ценностей «здоровье» — третье, после «работы» и «семьи». Однако здоровье ценится как средство достижения жизненных целей и материальных благ, а не как средство прожить как можно дольше и полноценнее. Относительно высокий рейтинг здоровья ещё не означает обязательного самосохранительного поведения. Это можно продемонстрировать данными нашего исследования: 97 % опрошенных сказали о своей осведомленности о вреде наркотиков, однако 30 % указали на наличие опыта употребления наркотиков в прошлом, а 10 % — на актуальное потребление наркотических средств.

Э. Берн пишет, что существуют убедительные доказательства, что алкоголизм не встречается в семьях, где детей приучают связывать выпивку (как правило, вино) с особыми обстоятельствами. Дети, таким образом, учатся пить с надлежащей умеренностью. В таких семьях пьянство не рассматривается как признак силы и мужественности, а презирается как слабость. Э. Берн отмечает, что бескомпромиссное неприятие алкоголя матерью или отцом может способствовать развитию алкоголизма, так как не позволяет «обучить» детей надлежащему использованию и употреблению алкоголя.

Ещё одна из возможных причин наркомании — это гипо- или гиперопека ребенка родителями. В случае гипоопеки родители практически не интересуются своим ребенком. У таких детей снижена самооценка, наличествуют комплексы неполноценности, они переживают чувство мести и ненависти по отношению к взрослым. Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к поиску «другой жизни», другого общества. Очень часто такие дети обращаются к психоактивным веществам или же пытаются покончить с собой, так как не могут понять причины холодного отношения родителей.

В случае гиперопеки за ребенком постоянно присматривают, ему уделяют чрезмерно много внимания, отказывают в самостоятельности. Жизнь гиперопекаемого ребенка полностью контролируется его родителями, а когда он начинает взрослеть, такая сверхзабота становится ему в тягость. Ребенок пытается обрести самостоятельность любым доступным способом, поэтому он сознательно идет на конфликты с семьей, демонстративно нарушает предписываемые ему нормы поведения. Для такого ребенка наркотики могут стать единственным аспектом жизни, над которым, как ему кажется, он обладает полной властью. Ещё одним последствием гиперопеки является инфантилизм. Инфантильный ребенок легко попадает под влияние более опытных товарищей, его легко уговорить попробовать наркотики или подбить на какую-нибудь выходку.

Другой вариант гиперопеки — это всеобщий любимец, объект всеобщего поклонения и восхищения, единственный ребенок в большой семье. Для такого ребенка привычны вседозволенность, неограниченная власть над взрослыми, которые его никогда не накажут и не отругают. Очень часто такие дети демонстративны, стараются произвести сильное впечатление на окружающих, для них характерно желание быть лучше всех, что в свою очередь может привести к наркотизации или алкоголизму (например, при желании всех перепить или все попробовать).

Ещё одним фактором, провоцирующим развитие зависимости, может служить влияние среды проживания и наличие доступа к наркотическим веществам. Для подростков при приобщении к наркотикам и алкоголю самое большое значение имеет пример сверстников. Важным фактором может оказаться и мода на употребление наркотиков (например, мода на экстази в клубной хаус-культуре).

Исследование причин возникновения зависимости, вследствие особенностей строения личности человека, в основном связано с преморбидными характеристиками личности зависимого. Как правило, говорят об отличном от нормы развитии такого человека. Ряд исследователей (Стрельчук И . В., Пятницкая И. Н., Бориневич В. В. и др.) считают, что существует особый тип личностной конституции, психические аномалии, служащие предпосылкой формирования наркомании при первом знакомстве с наркотиками. Они показали, что большинство морфинистов до формирования наркомании являются психопатическими или акцентуированными личностями.

Среди обследованных больных преморбидные девиации в половине случаев оценивались как акцентуация и в другой половине — как психопатические проявления с социальной дезадаптацией. Наличие акцентуаций характера особенно часто отмечают у лиц, злоупотребляющих героином . В исследовании Козлова А. А. и Рохлиной М. Л. было показано, что 81 % наркоманов — акцентуированные личности. Наиболее часто диагностировались три типа акцентуаций: истероидный (24 человека), неустойчивый (17 человек), сочетание этих двух типов (11 человек).

Эти же исследователи отмечают высокую частоту психического инфантилизма в преморбидном периоде.

К. Леонгард также указывает на влияние акцентуации личности на возможность формирования наркомании и алкоголизма. Он отмечает, что возбудимые личности часто становятся хроническими алкоголиками.

Это связано с «патологической властью влечений»: решающими для образа жизни и поведения человека часто являются влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения.

То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. В жизни возбудимой личности моральные устои не играют сколько-нибудь заметной роли.

У некоторых возбудимых личностей состояние психического расстройства нередко носит депрессивный характер, что нередко толкает их или к наркотикам и алкоголю, или к самоубийству.

Другой тип акцентуации характера, который может служить фактором риска, — это демонстративный. Демонстративные личности, в первую очередь, характеризуются очень высокой способностью к вытеснению. Поэтому, с одной стороны, они часто хорошо приспособлены к окружающему миру, а, с другой, — истерические черты способствуют формированию асоциального поведения. Демонстративные и истерические личности склонны вытеснять неприятные мысли, которые могли бы побудить их к активным раздумьям, так как они не желают ничем отягощать себя. Именно эта черта может способствовать развитию наркомании в тяжелой форме, потому что вплоть до последнего момента демонстративная личность будет делать все для того, чтобы избежать осознания своего заболевания. К. Леонгард отмечает, что среди зависимых от алкоголя педантичных и ананкастичных личностей не встречается, соответственно акцентуацию данного типа можно считать благоприятным прогностическим признаком.

Для людей с повышенным риском заболевания наркоманией характерны такие личностные черты, как эмоциональная холодность, эгоцентризм, низкий самоконтроль и враждебность. У них присутствует тревога, стресс, вызванные нежелательными ограничениями или запретами: индивид сопротивляется давлению извне, хочет свободно следовать своим желаниям и преодолеть ощущение пустоты и разрыва с другими людьми. У них выражена гедоническая мотивация, склонность к увлечениям, успеху, насыщенной интересной жизни.

Как уже говорилось, психоаналитически ориентированные исследователи причины возникновения зависимости видят в нарушении детского развития. В большинстве случаев они связывают наркоманию с фиксацией (сбои в развитии инстинктов) на оральной стадии психосексуального развития. Такая фиксация может произойти из-за специфичных отношений ребенка и матери на первом году жизни. Мать такого ребенка не в состоянии удовлетворить его потребности, и , следовательно, ребенок все время находится в состоянии фрустрации. В дальнейшем такой ребенок начинает прибегать к психоактивным веществам для защиты своего Ego, причем доступ к своим чувствам у него закрыт, а, следовательно, внутреннее напряжение очень высоко.

Можно говорить о том, что практически все исследователи наркоманий (независимо от подхода, в рамках которого они работают) сходятся в том, что причины наркомании коренятся в неправильном развитии в детском возрасте.

Медики основное внимание уделяют генетическим и физиологическим нарушениям, а психологи — нарушениям общения и адаптации, а также влиянию социальной среды.

По-видимому, нарушения развития в детском возрасте играют решающую роль в формировании любой формы дезадаптивного поведения, в том числе и наркомании. При этом все возрастающая социальная нестабильность усиливает эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост наркомании в нашей стране в последнее десятилетие.

[править] Механизмы психологической защиты

Наиболее типичными для употребляющих наркотики является следующие механизмы психологической защиты:

Вытеснение — из сознания вытесняются не столько факты употребления, сколько психологически травматичные обстоятельства, сопутствующие употреблению наркотических веществ. К таким обстоятельствам относятся гибель одного из знакомых от передозировки наркотика, помещение знакомого в места лишения свободы. Вытеснение наиболее характерно для людей с акцентуацией характера или психопатией истероидного типа.

Рационализация — защитный механизм, с помощью которого человек стремится найти приемлемое объяснение употреблению наркотических веществ, собственно, рационализирует патологическое, недостаточно осознаваемое влечение к наркотикам. Наиболее популярны следующие рациональные объяснения приема наркотиков: «по подражанию», «для того, чтобы успокоиться» и т. д.

Проекция — человек освобождается от чувства страха и вины, приписывая свои негативные качества другим людям. У молодых наркоманов отмечаются проявления рационалистической проекции. Наркоман знает, что он употребляет наркотики и подвергается опасности. Однако он приписывает употребление наркотиков значительному числу своих сверстников: «гашиш курит каждый второй в училище», «почти все нюхают».Наряду с эпилептоидными чертами, в поведении проявляется и демонстративность. Выразительная жестикуляция, трагические интонации в голосе, превращение любого мелкого конфликта в «проблему жизни» настораживают окружающих, хотя общее поведение не вызывает особых подозрений. Существенно, что патохарактереологические расстройства носят парциальный характер: они проявляются в основном по отношению к родителям, в меньшей степени — к школе, работе и пр. В привычном окружении наркоманы ведут себя естественно, их эмоциональные реакции более сдержанны, например, драки между подростками, употребляющими психоактивные вещества, наблюдаются реже, чем в обычных группах.

Обобщая, можно сказать, что для наркотического опьянения характерна неуправляемость психической деятельности.

В эмоциональной сфере — неспособность к диссимуляции даже в ситуации экспертизы, невозможность подавить страх, другие отрицательные чувствования.

В состоянии интоксикации, начиная с какого-то момента, человек оказывается не в состоянии волевым усилием изменить содержание изменений в сфере восприятия (таких как иллюзии, галлюцинации).

В мышлении свободное, спонтанное течение мыслей, ассоциаций прерывается персеверацией, возникают мысли, от которых невозможно освободиться.

Глоссарий

Мания (от греч. mania — безумие, восторженность, страсть:

психическое расстройство, характеризующееся повышенным настроением, двигательным возбуждением, ускоренным мышлением, говорливостью.

Патологическое стремление, влечение, страсть (напр., графомания).

Устаревший синоним слова «бред » (напр., мания преследования).

Эйфория (греч. euphoria), состояние приподнятого настроения, довольства, не соответствующее объективным условиям .

Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — способность организма переносить неблагоприятное воздействие того или иного фактора (устойчивость).

Под девиантным (лат. Deviatio — уклонение) поведением понимаются:

—поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам);

—социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).

В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии.

Во втором значении — предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

Преморбидное состояние (от лат. prae — перед и morbus — болезнь), состояние организма, предшествующее и способствующее развитию болезни.

Лабильность (от лат. labilis — скользящий, неустойчивый) —функциональная подвижность нервной и мышечной ткани, характеризующаяся наибольшей частотой, с которой ткань может возбуждаться в ритме раздражений; подвижность, неустойчивость психики, физиологического состояния, температуры тела и др.

Сенситивный (от лат. sensilis — чувствующий).

Гиперсенситивный, то есть чрезмерно чувствительный, с низким порогом восприятия.