2. Изучение внимания

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТРИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Изучение восприятия, мышления

1.1 Разбор и складывание пирамидки.

Цель: исследование восприятия величины цвета, наглядно -действенных форм мышления, возможности моделирования с учетом величины деталей (на материальном уровне).

1.2

Почтовый ящик

Цель: исследование восприятия формы, возможности осуществления операции сравнения и установления тождества объектов на материальном уровне.

1.3

Вкладывание плоских фигур (доска Сегена и ее модификация)

Цель: оценка уровня развития наглядно- действенного мышления, зрительно — пространственной ориентировки, сформированности действий Идентификации и моделирование.

1.4

Функциональные пробы для изучения восприятия цвета, формы, величины:

«Спрячь мышку от кошки»;

«Из каких фигур сделаны человечки?»;

«Найди на рисунке предметы указанной формы»;

«Раскрась большие предметы красным карандашом,

маленькие зеленым».

1.5 Разрезные картинки

Цель: исследование наглядно-Действенно-образногомышления, возможности Перцептивного моделирования, оценка способностей смыслового и пространственного соотнесения частей и целого, их пространственной координации, т. е. Исследование возможностей синтеза на предметном уровне.

1.6 Кубики Кооса

Цель: исследование наглядно — образных форм мышления, возможностей пространственного анализа и синтеза, конструктивного праксиса, выявление уровня сформированности перцептивного моделирования.

1.7 Функциональные пробы для изучения восприятия пространственных отношений:

— раскрась флажки так, чтобы слева был синий флажок, справа-зеленый;

— какая рука?

— что где находится?

— что где нарисовано?

— в каком направлении едут машины?

17 стр., 8390 слов

Исследование особенностей мышления умственно отсталых младших школьников

... 6]. Цель нашего исследования – изучить своеобразие мышления младших школьников с интеллектуально недостаточностью. Объектом исследования является мышление детей ... коды. Процесс мышления характеризуется следующими особенностями: 1. Мышление соотносит данные ощущений и восприятий — сопоставляет, ... остальных. Таким путем выделяются форма, цвет, величина, движение и другие свойства предметов. Процессы ...

1.8 Разложи картинки

Цель: изучение способности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению ее с геометрическими фигурами.

1.9 Методика исследования восприятия формы предметов Л.А.Венгера

Цель: оценка степени овладенья действием соотнесения общей формы Конкретного предмета с формой заданного талона.

1.10 Методика изучения особенностей восприятия Т.Н. Головиной.

Цель: исследование способностей к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигур и предметных изображений.

1.11 Назови предметы.

Цель: оценка состояния зрительного гнозиса, исследование способности к опознанию зрительных образов в условиях наращивания и уменьшения информативных признаков (силуэтные, контурные и зашумленные изображения).

Характеристики внимания исследуются фактически на протяжении всего обследования, в основном — путем анализа возможностей удержания инструкций и программы выполнения того или иного задания. Необходимо учитывать, что параметры внимания могут значительно колебаться в зависимости от уровня утомления ребенка, степени заинтересованности в самом задании, отношения к взрослому.

Анализируются особенности (трудности) сосредоточения, переключения и распределения внимания при выполнении заданий, связь устойчивости внимания с объемом восприятия. Данные анализа могут быть дополнены специальными методиками: 1.1 Найди такую же картинку.

Цель:выявление умения ребенка длительно концентрировать внимание, сохранять целенаправленность действия, изучение отвлекаемости внимания.

2.2 Перепуганные линии.

Цель: изучение особенностей внимания, его устойчивости и концентрации.

2.3 Кодирование (субтест из теста исследования интеллекта Векслера)

Цель: исследование свойств внимания, зрительно — моторной координации, произвольности скорости формирования новых навыков.

2.4.Корректурная проба.

Цель: определение умственной работоспособности, особенностей внимания

2.5 Лабиринты разной степени сложности.

2.6 Функциональные пробы:

— «Делай как я»;

— «Найди спрятанных зверей»;

— «Найди различия в двух картинках»;

— «Найди одинаковые предметы»;

«Что изменилось?»

2.7 Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)

2 стр., 839 слов

Методика исследования эмоциональной направленности личности

Романтическая (стремление ко всему необычному, таинственному). Гностическая (радость от получения новой информации плюс потребность в «когнитивной гармонии»). Эстетическая (отражение потребности в гармонии с окружающим, представленной в «чувстве красоты»). Гедонистическая (эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте). Акизитивная ( положительные эмоции при ...

Цель: определение уровня развития произвольного внимания.

2.8 Методика Пьерона — Рузера.

Цель: изучение особенностей произвольного внимания, его объема, устойчивости, переключаемости.

3. Изучение памяти.

3.1 Запоминание картинок.

Цель: изучение особенностей образной памяти, соотношение непроизвольного запоминания наглядного материала, возможностей использования группировки в целях запоминания.

3.2 Опиши предметы (картинки).

Цель: изучение особенностей образной памяти, точности образов памяти.

3.3 Запоминание действий.

Цель: исследование способности ребёнка к запоминанию инструкций по выполнению ряда последовательных действий.

3.4 Методика «Заучивание десяти слов» (А.Р. Лурия).

Цель: исследование особенностей словесной оперативной памяти: объёма памяти, скорость запоминания, точности воспроизведения; изучение индивидуальных качеств внимания (активность внимания, устойчивость, концентрация), состояния утомляемости.

3.5 Оперативное запоминание (А.Н. Леонтьев)

Цель: выявление способности к опосредствованному запоминанию, характера ассоциативной логической памяти, степени сформированности интеллектуальной деятельности (активный выбор значимых символов, критичность, осознание причинно — следственных отношений, умение обобщать и опосредовать).

3.6 Воспроизведение пиктограмм (Л.В. Занков)

Цель: исследовать особенности опосредованного запоминания, индивидуальные –особенности ассоциаций, точность воспроизведения, степень осознанности ассоциаций.

  1. Воспроизведение визуальных репродукций (Д. Векслер) Цель: исследовать особенности зрительной памяти, способности к восприятию и точному воспроизведению зрительного образа.

3.8 Воспроизведение рассказов.

Цель: исследование особенностей словесно -логической памяти, понимание текста, развитие речи.

3.9 Методика «Нелепицы» (С.Д. Забрамная)

Цель: исследование особенностей оперативной и долговременной памяти, адекватности понимания изображённой ситуации.

3.10 Функциональные пробы:

  • «Назови картинки»;
  • — «Узнай предметы»;

— «Что изменилось?».

4. Изучение воображения

4.1 Метод анализа продуктов деятельности ребёнка (рисунков, построек, поделок).

4.2 Задания с речевыми замещениями в игре.

Цель: оценка возможности абстрагирования действии с предметами от самого предмета, понимание предметного значения слова и усвоение его символической функции.

4.3 Методика изучения воображения (Н.Н. Палагиной).

Цель: изучить способность к моделированию словесных сюжетов игровыми средствами, умение составить игру по сюжетной схеме рассказа.

3 стр., 1400 слов

особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня ...

... особенности. Методы исследования: 1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных. 2. Эмпирические методы: психодиагностические методики исследования слухоречевой и зрительной памяти: - методика «10 слов»; - методика ... актуальность настоящего исследования. Цель исследования – изучить особенности памяти у детей ...

4.4 Методика О.М. Дьяченко.

Цель: выявление способности к творческому воображению, определение уровня развития воображения.

5. Изучение мыслительной деятельности.

5.1 Классификация невербальная

Цель: исследование уровня сформированности операций обобщения и классификации, выявление возможностей объединения наглядно — представленных объектов на основе выделение одного ведущего признака.

5.2 Классификация невербальная

Цель: выявление возможностей классификации по двум признакам на основе соотнесения цвета и формы.

5.3 Классификация невербальная

Цель: исследование возможностей классификации объектов по двум признакам на основе соотнесения формы и величины.

5.4 Классификация предметов

Цель: исследовать характеристики обобщения и абстрагирования, сформированность основных понятии. Методика даёт возможность исследовать особенности мыслительной деятельности; логику умозаключений, критичность, объем и устойчивость внимания, цветоразличение и зрительное восприятие в целом, умственную работоспособность.

5.5 Методика «Лабиринт» Л.А. Вснгера.

Цель: выявление степени овладения действиями наглядно- образного мышления.

5.6 Лото В.М. Когана

Цель:оценка качества процессов сериация и классификации объектов на основе вычленение наглядно представленных признаков; исследование возможностей распределение и переключение внимания; оценка характеристик работоспособности(утомляемость, пресыщаемость, инертность деятельности)

5.7 Цветные матрицы Равена

Цель: определение уровня- развития, невербальной составляющей интеллекта.

5.8 Исключение предметов

Цель: исследование аналитико – синтетической деятельности, умения делать обобщения и давать логическое обоснование правильности обобщения.

5.9 Установление последовательности событий

Цель: исследование особенностей мышления, способностей установления причинно — следственных и пространственно — временных связей, умение сопоставлять, делать сравнительную оценку нескольких данных, строить умозаключения.

5.10 Описание сюжетной картинки

Цель: исследование понимания детьми ситуации содержания картинки- на основе аналитико -синтетической деятельности, возможности выделения существенного; изучение развитие речи ребёнка.

5.11 Сравнение и различение понятий

Цель: выяснение возможностей выделения существенных признаков сходство и различие понятий и категориальных суждении.

5.12 Вербальные аналогии

Цель: выявление особенностей понятийного вербального мышления, характера логических связей и отношений между понятиями.

9 стр., 4388 слов

Роль психологических исследований в развитии дизайна

... всех составляющих оформления может служить своеобразным пассивным психотерапевтом. 1. Психологические исследования в дизайне Психологический дизайн исследует комплекс взаимодействий в системе «человек ... словами, диагностика среды как точки приложения преобразовательного воздействия дизайна), - методики исследования конкретных ситуаций и взаимодействий в системе «человек-среда», - дизайн-рецепт ...

5.13 Понимание текста

Цель: выяснение возможностей осмысления ситуации на основе слухового восприятия, понимание явного и скрытого смысла, установление связи деталей в единое целое.

5.14 Методика Б.В. Зейгарник

Цель: изучение понимания скрытого смысла высказывания в метафорах, пословицах, фразах, дифференцированности и целенаправленности суждений, степени их глубины.

5.15 Методика «Нелепецы»

(см. раздел» Изучение памяти»)

5.16 Выделение закономерностей

Цель: установление особенностей аналитико-синтетической деятельности, изучение способностей устанавливать закономерности на основе анализа наглядного материала.

5.17 Функциональные пробы для изучения мыслительных операций анализа, сравнения

— Что изменилось?

— Что не нарисовано?

— Спрячь мышку?

6. Изучение развития речи

6.1 Экспрессивная речь (диалогическая и повествовательная)

Цель: исследование возможностей речевого общения, выявление объема активного словаря и воспроизведение слов различной звуковой и слоговой структуры; возможности комбинирования слов во фразы; уровня развития и качества связанной речи. Задание:

— повторение изолированных звуков, слогов, простых и сложных слов, предложений;

— ответы на вопросы:

— название предметов и действий, изображённых на предметных и сюжетных картинках;

— составление фраз по сюжетным картинкам, допускающим однозначное толкование;

— составление рассказа по картинке.

6.2 Импрессивная речь

Цель: выявление возможностей декодирования речевого сообщения — контекстного и внеконтекстного понимания фразовой речи; понимание значение слов, обозначающих предметы и действия; понимание предложений инструкций; исследование фонематического слуха.

Задание:

— диалог;

— показ названной картинки;

— выполнение инструкций;

— выделение заданных речевых звуков.

Диагностический инструментарий для исследования личностных особенностей детей.

1. Тест тревожности (Р. Теммл, М. Дарки, В. Амен)

Цель: исследование тревожности ребёнка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций.

2. Цветовой тест отношений (A.M. Эткипд )

Цель: изучение эмоциональных компонентов отношения ребёнка в значимых для него людям.

3. Рисунок семьи

Цель: исследования восприятия ребёнком своего положения в семье, отношения к семье в целом и отдельным её членам.

4. Социометрическая игра «Секрет» (Т.А. Репина)

4 стр., 1748 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

... особенности исследования супружеских отношений» актуальной и своевременной. Цель данной работы: Изучить психологические особенности исследования супружеских отношений. Объектом исследования являются супружеские отношения. Предметом исследования являются психологические особенности исследования ... идеальных и реальных партнеров по браку и детей в семье // Материалы Всероссийской научно-практической ...

Цель: выявление особенностей взаимоотношений детей, оценка положения ребёнка в группе детского сада.

5. Самооценка положения в группе (ЯЛ. Коломинский)

Цель: определение оценки и самооценки положения дошкольника в системе межличностных отношений.

6. Методика изучения общения ребёнка со взрослым (Е.О. Смирнова)

Цель: определение формы общения ребёнка со взрослым.

7. «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур)

Цель: исследование особенностей самооценки ребёнка, воспитание отношения к нему и оценки значимых взрослых,

8. Методика изучения самооценки де Греефе

Цель: исследование общей самооценки ребёнка в сравнение с оценкой им их других детей.

9. Методика «Цветик — семицветик»

Цель: изучение мотивациопной сферы ребёнка.

10. Тест животных (Р. Заззо)

Цель: определение основных тенденций и ценностей ребёнка, его позиции и эмоциональной реактивности.

11.Методика Дембо-Рубинштейна (модифицированный вариант Е.З.Басиной)

Цель: выявление особенностей Я-концепции ребенка и самооценки по различным индивидуальным характеристикам.

12. Тест «Несуществующее животное»

Цель: исследование личностных качеств ребенка (самооценка, уровень притязаний, тревожность, агрессивность и пр.)

13. Рисуночный тест фрустрации (С.Розенцвейга)

Цель: исследование особенностей поведения детей во фрустрирующих ситуациях.

14. Детский апперцептивный тест (САТ).

Цель: исследование структуры личности ребенка, выявление причин отклонений.

Основные этапы, исследования

С некоторой долей условности в психологическом исследовании ребенка можно выделить ряд последовательных этапов.

I этап — предварительное знакомство с ребенком и его психоло­гической проблемой. Он включает: 1) изучение практического зап­роса, переформулировку его в психологическую проблему и выдви­жение предварительных гипотез о причинах существующих проблем и трудностей; 2) сбор анамнестических данных на основе изучения документации и беседы с родителями, воспитателями, медицинскими работниками; 3) ознакомительное наблюдение за поведением ребен­ка в естественных условиях.

II этап — экспериментально-психологическое обследование ре­бенка: выбор методов и конкретных методик исследования, непосредственное проведение исследования.

III этап — обработка и анализ результатов.

IV этап — обобщение полученных данных, составление психолого-педагогической характеристики ребенка или психологического зак­лючения, определение направления индивидуального подхода или коррекционной работы.

11 стр., 5496 слов

Иппотерапия – помощь при реабилитации детей с особенностями развития

... Согласно Уставу НФ ЛВЕ ИКС, главной целью деятельности Федерации является обеспечение методу иппотерапии - ... маленькими детьми, с детьми с проблемами, с детьми с ограниченными возможностями. У родителей с детьми ... верховой езда иппотерапия реабилитация ГЛАВА I .1 Развитие иппотерапии Иппотерапия (от др. - греч. ππος ... и уникальность, у каждой лошади свой характер и своё биополе. Лошадь воспринимает ...

Остановимся более подробно на характеристике основных этапов психологического исследования.

I этап. Практический запрос не всегда отражает действительно существующую проблему ребёнка. За психологическую проблему принимаются возрастные особенности детей, а также некоторые чер­ты, препятствующие организационной работе воспитателя, определен­ные установки педагогов и родителей. Зачастую за внешними осо­бенностями поведения ребенка, которые отражаются в запросе, стоят серьезные психологические проблемы. В этих случаях психолог выдвигает и формулирует гипоте­зы о возможных причинах трудностей воспитания и обучения.Психологические особенности, как правило, могут быть правильно оценены, поняты только исходя из всей истории развития ребенка. Поэтому психолог должен собрать психологический анамнез, опираясь на сведения родителей и данные медицинских заключений. На основе психологического анамнеза составляется история развития ребенка.

Ниже приводится схема истории развития ребенка, которая мо­жет быть изменена в зависимости от конкретной ситуации и задач исследования.

1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье. Изменения в составе семьи с момента рождения ребенка. Сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях.

2. Особенности перинатального периода. Общие сведения об условиях развития ребенка до и после рождения.

3. Состояние здоровья ребенка к моменту обследования. Случаи госпитализации, диспансерный учет. Особенности сна и питания с момента рождения.

4. Где и кем воспитывался ребенок с момента рождения. Опреде­ление ребенка в ясли, сад и другие детские учреждения.

5. Развитие в младенчестве и в раннем возрасте. Сроки появления основных сенсомоторных реакций: когда ребенок начал сидеть, стоять, ходить и др. Общий эмоциональный тон. Развитие речи. Ак­тивность в освоении окружающего, отношение к близким и незнако­мым людям. Овладение предметными действиями. Формирование навыков самообслуживания, опрятности. Проявление самостоятельности, настойчивости. Трудности в поведении ребенка. Любимые за­нятия и игры.

6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте. В какие игры и с кем любит играть? Любит ли рисовать, слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизионные передачи? Умеет ли читать? Имеются ли домашние обязанности? Практикуются ли совместные формы деятельности ребенка со взрослыми? Отношения со сверстниками, чле­нами семьи. Типичные конфликты, их частота. Наказания и поощрения со стороны взрослых. Запреты. Особенности характера. Посещает ли ребенок кружки, студии, секции, специальные занятия? Как прово­дит досуг? Раннее появление способностей к музыке, рисованию, танцам и т.д. Проявляет ли ребенок инициативу? В чем отмечаются страхи или какие-либо другие нежелательные явления?

7. Что еще, с точки зрения родителей, важно отметить в истории жизни ребенка?

История развития ребенка дополняется данными, полученными из беседы с воспитателями дошкольного учреждения. В ходе беседы выясняются особенности поведения ребенка. Особое внимание обра­щается на те качества, которые вызывают тревогу или трудности в воспитании. Конкретное содержание вопросов во многом определя­ется характером обращения-запроса на проведение обследования и особенностями самого ребенка, В общем случае вопросы могут зат­рагивать следующие темы:

16 стр., 7769 слов

Воспитание и обучение детей с нарушением развития

... с дошкольниками с нарушениями интеллекта Пенькова В.А. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников Носкова Л.П. Развивающие занятия с детьми 1 - 2-ой коррекционной подготовительной группы ... образовательных учреждений и профессионального образования инвалидов Т.В. Волосовец Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи Г.В. ...

— сколько времени ребенок посещает детский сад, как проходила адаптация к детскому саду;

  • особенности взаимоотношений ребенка с другими детьми. Ка­чества, проявляющиеся в общении (инициативность, воспитанность, активность, конфликтность и т.д.);
  • особенности взаимоотношений с воспитателем (воспитателями), как реагирует на замечания, похвалу;
  • интересы ребенка. Предпочитаемые занятия, игры, игрушки;
  • преобладающее настроение ребенка. Характер проявления эмо­ций (бурный или спокойный); как реагирует на трудности, неудачи;
  • «сильные» и «слабые» стороны. Отрицательные черты харак­тера;
  • легко ли обучается, как реагирует на помощь;
  • особенности ин­теллектуального развития. Наличие способностей, в том числе спе­циальных.

Результаты беседы подробно фиксируются в протоколе, который заполняется либо во время беседы, либо после ее окончания.

Наблюдение является основным методом психодиагностики де­тей. Оно предваряет проведение собственно экспериментального пси­хологического обследования. На этом этапе решается несколько за­дач. Во-первых, предварительное наблюдение в естественных условиях необходимо для формирования первичного представления о ребенке. Данные, полученные во время наблюдения, используются для уточне­ния гипотез об особенностях личности ребенка и структуры деятель­ности, степени сформированности ее основных элементов. Во-вторых, оно помогает установить контакт с ребенком и, в-третьих, позволяет определить перечень конкретных методик, которые будут использо­ваны в дальнейшем.

При обследовании детей раннего и дошкольного возраста, как пра­вило, организуется наблюдение за различными видами деятельности: общением со взрослыми и сверстниками, предметной деятельностью, игрой, рисованием, лепкой, конструированием.

При организации наблюдения за поведением ребенка в различ­ных видах деятельности необходимо обратить внимание на следую­щие моменты. Перед началом каждого наблюдения следует четко определить цель наблюдения и сформулировать основные вопросы, на которые вы планируете получить ответы в результате проведения наблюдения. Наблюдение требует тщательной подготовки. В зависи­мости от цели выбирается вид наблюдения, составляется план, схема наблюдения.

Результаты наблюдения оформляются в виде схем, фотозаписи.

II этап — экспериментально-психологическое обследование ре­бенка.

На основании предварительного исследования в соответствии с психологической проблемой осуществляется выбор конкретных ме­тодик психодиагностики. Последова­тельность предъявляемых ребенку заданий должна соответствовать принципам:

  1. постепенное включение ребенка в процедуру обследования;

  2. учет психического и физического состояния ребенка;
  3. поддержание комфортного состояния ребенка путем обеспече­ния успеха при выполнении первых заданий;

чередование методик разного типа.

В протоколе фиксируются данные наблюдения за ходом выпол­нения задания:

10 стр., 4952 слов

Особенности развития супружеских отношений на различных этапах ...

... на различных этапах ее становления и функционирования. Цель исследования: выявить особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления и функционирования молодой семьи. Гипотеза исследования: ... в том, что впервые в качестве специального предмета исследования выступали особенности развития супружеских отношений на различных этапах становления молодой семьи. На основе анализа ...

1) понимание инструкций;

2) характер деятельности при выполнении задания:

а) отношение к заданию (формально или интересом);

б) целенаправленность действий;

в) способы решений (метод проб и ошибок, зрительно, на основе представлений);

г) работоспособность, сосредоточенность на задании;

д) вид и степень необходимой помощи;

е) обучаемость (реагирование на помощь, способы переноса на­выка на другие задания);

3) отношение к результатам работы, реакции на похвалу и нео­добрение.

Необходимо обратить особое внимание на характер оказываемой ребенку помощи при затруднении в выполнении заданий. Можно ориентироваться на следующую классификацию видов помощи:

  1. стимулирующая — оказывается при отсутствии интереса к вы­полнению задания, рассеянном внимании;

  2. эмоционально-регулирующая — заключается в поддержке взрослым ребенка, оценке, одобрении, теплом эмоциональном тоне; используется при сензитивности ребенка к эмоциональному тону, не­уверенности в себе, низкой самооценке;
  3. направляющая — дает направление ориентировки ребенка в задании, применяется в случае непонимания цели задания, затруднениях в нахождениях способов действия;
  4. организующая — взрослый берет на себя планирующую и кон­тролирующую функции при недостаточном развитии произвольнос­ти ребенка, неумении оценить результаты;
  5. обучающая — обучение ребенка новому способу действия путем показа, указания, объяснения в тех случаях, когда выполнение задания находится в “зоне ближайшего развития”. Дозированная обучающая помощь может рассматриваться в качестве самостоятельной диагностической процедуры.

III этап — обработка и анализ результатов исследования.

Результаты исследования подвергаются количественной и каче­ственной обработке. При этом учитываются особенности исполне­ния, характер и объем оказанной ребёнку помощи.

Качественный анализ включает оценку организационной и испол­нительной сторон деятельности ребенка:

  • способность ставить цели деятельности, принимать их и удерживать до конца решения задачи;
  • осуществление предварительного планирования;
  • каков характер контроля за ходом выполнения задания;
  • правильность оценки деятельности;
  • гибкость и самостоятельность решения;
  • особенности психических процессов, способов, операций, с помо­щью которых осуществляется деятельность;
  • использование помощи.

Преобладающий вид помощи может служить показателем инди­видуальных особенностей ребенка (повышенная сензитивность, тре­вожность, низкая самооценка, рассеянное внимание, несформирован­ная производительность и т.д).

Объем обучающей помощи характеризует обучаемость ребенка. Интерпретация полученных ре­зультатов требует не только навыков, но и осмотрительности. Полу­ченные показатели — не диагноз, а лишь материал для размышления, анализа, заключения.

Схема анализов результатов психологического обследования

Для анализа результатов психологического обследования используются данные наблюдений, психодиагностики, анамнеза.

1. Поведение ребёнка:

> контактность;

> ориентированность на выполнение заданий;

> заинтересованность в выполнение заданий;

> проявления негативного отношения к совместным действиям со зрослым к самостоятельной работе, сверстникам.

2. Характер деятельности:

> возможности целенаправленной деятельности;

> импульсивность, инертность, ригидность в выполнение

заданий;

> критичность к результатам; > адекватность реакций на неуспех или похвалу; > характер игры или отсутствие игрового компонента

деятельности; > стадия развития изобразительной деятельности.

3. Работоспособность:

> темп работы;

> утомляемость;

  • колебания работоспособности, время, в течение которого ребенок может продуктивно и целенаправленно работать;
  • изменения характера, стиля деятельности, эмоционального состояния на фоне утомления.

4. Сформированностьсть социально бытовой ориентировки:

  • знания об окружающем;
  • знания о себе и родственниках;
  • сформированность представлений о величине, цвете, форме предметов.

5.Моторная ловкость:

> Способность к ритмическим и координированным движениям (бег, ходьба, прыжки, бросание и ловля мяча и т.п.);

  • Развитие мелкой моторики (манипуляции с мелкими предметами, моторные навыки в графической деятельности, в бытовых действиях)

6. Особенности внимания:

  • Сосредоточение, переключение, распределение внимания;
  • Связь устойчивости внимания с объемом восприятия, временем работы ребёнка, наличием отвлекающих факторов;
  • характер изменения внимания на фоне утомления (возбуждения, негативизм).

    7. Особенности мнестической деятельности: > объм непосредственной слухоречевой памяти; > скорость запоминания; > полнота отсроченного воспроизведения; > наличие видоизмененных стимулов при воспроизведение; > опосредованное запоминание (сравнить с непосредственным); > удержание последовательности ряда стимулов. 8. гнозис

> целостность восприятия объектов; (сюжетных картин, зашумлённых или недорисованных предметов);

> зрительное, слуховое, тактильное; восприятие.

9. Пространственные и временные представления:

  • знание о взаиморасположение предметов в пространстве;
  • понимание предлогов, обозначающих пространственные отношения;
  • временные представления (времена года, части суток);

невербальная актуализация последовательного автоматизированного ряда (времена года, прямой и обратный порядковый счёт от 1 до 5 — 10, от 5 до 1).

1 0 .пространственный анализ и синтез (конструктивная деятельность): представление о пространственных соотношениях частей объектов (плоскостных и объёмных); вербализация пространственных отношений;

пассивнаяная ориентация в пространственных отношениях (Покажи, где …над , под…» на предметном уровне);

  • конструирование по образцу;

> анализ частей сложных фигур,

11. Интеллектуальное развитие:

> уровень сформированности наглядно — действенного, наглядно — образного, логического мышления;

  • понимание рассказов со «скрытым» смыслом;
  • осознание причинно — следственных связей;
  • развитие мыслительных операций;
  • характерные черты мыслительной деятельности (критичность изменения динамики — скачки, инертность, ригидность процесса мышления).

12.Речь:

> речевая активность (слабая, адекватная, чрезмерная);

> качество звукопроизношения;

> объём активною и пассивного словаря;

> степень развернутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов;

  • сформированность диалогической речи;
  • трудности инициации речевого высказывания;
  • латентность (отсрочность ответов);
  • эмоциональность высказываний, их адекватность.

13. Личностные особенности:

  • эмоциональное восприятие себя и других членов семьи, характер привязанности к матери, отношение с братьями или сёстрами;
  • характер отношений со сверстниками (конфликтность, комфортность, лидерские тенденции);
  • отношение к воспитателям и другим взрослым;
  • особенности эмоциональной сферы, наличие страхов, тревожности, эмоционального напряжения;
  • направленность интересов;
  • степень сформированности самооценки и уровня притязаний, адекватность оценки своих результатов.

IV этап — обобщение полученных данных, составление психоло­го-педагогической характеристики ребенка, определение направле­ния индивидуального подхода или коррекционной работы.

На этом этапе исследования осуществляется сравнительный ана­лиз полученных результатов, который позволяет выделить индиви­дуальные особенности интеллектуального и личностного развития, отклонения в развитии, определить их психологические причины.

На основе полученных данных составляется психолого-педагоги­ческая характеристика. Предложенный ниже план характеристики может быть творчески изменен в зависимости от решения конкрет­ной психолого-педагогической проблемы. Характеристика дает це­лостное представление о различных сторонах развития ребенка и позволяет определить наиболее эффективные пути воспитания и кор­рекционной работы.

Примерная схема психолого-педагогической характеристики ребенка

I. Общие сведения о ребенке

Фамилия, имя, отчество

Дата рождения

Общее физическое развитие

Состояние здоровья

Внешность

II. Особенности жизни ребенка в семье.

Состав и особенности семьи, образовательный уровень членов се­мьи. Основные занятия ребенка в семье. Любимое занятие. Наличие игрушек, игрового уголка.

Взаимоотношение ребенка с членами семьи: родителями, прароди­телями, братьями, сестрами. С кем больше всего общается, к кому больше всего привязан.

Организация деятельности ребенка в семье (чем чаще занимается ребенок, совместная деятельность с членами семьи).

Восприятие ре­бенком своего положения в семье.

III. Особенности деятельности ребенка.

1. Характеристика предметной деятельности ребенка для детей раннего возраста. Развитие орудийных и соотносящих действий.

2. Характеристика игровой деятельности: сюжет, содержание, про­должительность, поводы выбора игры, использование игрового мате­риала, предметов-заместителей.

Выполняемые роли (разные, главные, второстепенные).

Инициа­тивность в игре, характер игровых действий. Уровень развития игро­вой деятельности.

3. Продуктивные виды деятельности.

Рисование: сходство изображения с изображаемым, наличие за­мысла, последовательность его воплощения. Творческое рисование. Конструирование, лепка, умения и навыки, наличие и характер за­мысла, возможности использования образца и показа действия.

4. Элементы учебной, трудовой деятельности. Отношение ребенка к разным видам занятий и элементам трудовой деятельности, особенности принятия и постановки цели, достижения результатов, дей­ствия контроля и оценки.

IV. Взаимоотношения и общение со взрослыми и сверстниками.

1. Взаимоотношения и общение со взрослыми: уровень развития общения со взрослыми: ситуативно-деловое общение, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное. Отношение ребенка к воспитателю. Способы воздействия воспитателя на ребенка и результаты этого воздействия.

Характеристика поведения ребенка в общении со взрослыми.

2. Взаимоотношения и общение с детьми группы: особенности общения. Уровень развития общения: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Отношение к ребенку дру­гих детей и отношение ребенка к детям, социометрический статус.

Мотивы выбора или отвержения. Конфликтные ситуации, причины конфликтов.

V. Индивидуально-психологические особенности личности.

Мотивы поведения, доминирующие мотивы.

Выполнение правил поведения.

Усвоение этических норм, правил взаимоотношений. Возможность эмоциональной децентрации. Произвольность в поведении ребенка. Нарушения в поведении.

Самооценка ребенка, уровень притязаний.

Преобладающее эмоциональное состояние. Чем чаще всего вызы­вается смена настроения? Отношение к своим успехам и неудачам в разных видах деятельности.

Темперамент, особенности характера. Ярко выраженные положи­тельные и отрицательные черты характера (доброжелательность, уп­рямство, негативизм, агрессивность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, жизнерадостность, скрытность, замкнутость и т.п.).

Интересы ребенка, проявления общих и специальных способнос­тей.

Трудности в воспитании ребенка.

VI. Интеллектуальное развитие

Уровень развития отдельных познавательных психических про­цессов (восприятие, память, мышление, воображение).

Особенности развития внимания.

Работоспособность.

Любознательность, познавательная активность, отношение к по­знавательной деятельности, умение преодолевать трудности.

Развитие речи. Словарный запас, активный и пассивный словарь. Степень ситуативности речи, наличие автономных слов, усвоение грам­матического строя речи. Диалогическая и монологическая речь. Звукопроизношение.

Общая оценка интеллектуального развития.

VII. Заключение.

Общая оценка психического развития ребенка, анализ причин труд­ностей, основные направления дальнейшей работы, рекомендации воспитателям и родителям.

Психологическое заключение должно отвечать на конкретные вопросы, поставленные в исследовании. Оно может быть самостоя­тельным или являться составной частью характеристики ребенка и обычно состоит из трех частей:

  1. постановка вопроса обследования,

  2. описание результатов обследования,
  3. резюме наиболее важных данных.

Схема психологического заключения.

  1. Основные паспортные данные

  2. ребенка. Посещаемость на момент обследования образовательного учреждения. Адрес, состав семьи. Краткие сведения о родителях, их возраст, род занятий.
  3. Причина обследования. Краткая запись жалоб или основание запроса.
  4. Раздел, посвященный наиболее важным анамнестическим данным.
  5. Краткое содержание обследования
  6. Диагностическое заключение. Включает общую оценку психического развития с точки зрения соответствия возрастной норме и особенностей индивидуального развития.
  7. Анализ причин установленных трудностей или нарушений.
  8. Построение прогноза развития (условно-вариативный, ближайший).
  9. Рекомендации. Советы по воспитанию, обучению. Предложения по коррекционной работе.

Дата написания заключения. Подпись психолога. Данные, полученные при обследовании, не должны распространять­ся, чтобы не навредить ребенку. Это одно из основных требований профессиональной этики