2. Человек как индивид

1) . Психология как наука о человеке. Психологию определяют как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение получаемых знаний.Психология изучает мир субъективных (душевных) явлений, процессов и состояний, осознаваемых или неосознаваемых самим человеком.Она полезна просто человеку, так сказать, для личных целей, чтобы понимать состояние своей собственной души, а при необходимости сознательно вносить в него изменения (аутотренинг, нейролингвистическое программирование, медитация); она необходима родителям и педагогам, чтобы знать, что происходит в душах детей, оказывать им первую психологическую помощь, корректировать их психическое развитие; она просто необходима для делового человека, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния партнеров, умело воздействовать на их симпатии и антипатии, убеждения и вкусы; без нее также не обойтись инженеру, решающему задачи надежности действий операторов.

Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т. е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.

3. Человек как личность.

Личность — общежитейский и научный термин, обозначающий:  1. человечность индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или  2. устойчивую систему социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.  Жизнеспособность человека покоится на воле к жизни и предполагает постоянное личностное усилие. Простейшей, исходной формой этого усилия является подчинение общественным нравственным запретам, зрелой и развитой — работа по определению смысла жизни.  Критерии определения личности: это человек с определенным достаточно высоким уровнем психического развития способность преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого, социально значимого способность сознательно управлять собственным поведением способность оценивать последствия принятого решения и способность отвечать за них перед собой и обществом, в котором он живет способность господствовать над случайностями и изменять обстоятельства жизни в соответствии со своими целями и задачами способность к самосовершенству.

9 стр., 4439 слов

Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека

... эффективных средств и мето­дов его тренировки. Факторы, определяющие развитие силовых способностей человека   В литературе можно встретить различные мнения по поводу фак­торов, ... сократительных и окислительных свойств мышц) и, наконец, психологических факторов (совершенствова­ние способности к концентрации усилий, настройка на концентриро­ванные усилия, поддержание высокого уровня ...

4) человек как субъект. Субъект в психологии – это человек в совокупности таких психических характеристик, которые позволяют ему осуществлять целеполагание и соответствующие целям действия, поступки, деятельность и поведение в целом. Также существует трактовка субъекта как участника исторического процесса.

Одним из самых распространенных является подход к человеку как к субъекту деятельности. В психологии понятие субъекта деятельности очень часто непосредственно связано с тем содержанием деятельности, которое разрабатывается в той или иной концепции. Но в любом случае, независимо от содержательной позиции исследователей, деятельность в психологии понимается иначе, нежели предметная деятельность в философии. В основном психологическое содержание деятельности сводится к субъект-объектному отношению

5.Человек как индивидуальность

Личность это социально групповая характеристика человека , это включенность человека в определенную социальную группу.

Понятия личность и индивидуальность близки по значению. Индивидуальность – одна из сторон личности. Индивидуальность — сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие и его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, в качестве познавательных процессов (т.е. в мышлении, памяти, воображении и т.д.).

Индивидуальность — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отделяющее существа, человека. В самом общем плане И. В качестве особенного, характеризующего данную единичность в ее качественных отличиях, противопоставляется типичному как общему, присущему всем элементам данного класса или значительной части их.  Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Если понятие индивидуальности подводит деятельность человека под меру своеобразия и неповторимости, многосторонности и гармоничности, естественности и непринужденности, то понятие личности поддерживает в ней сознательно-волевое начало. Человек как индивидуальность выражает себя в продуктивных действиях, и поступки его интересуют нас лишь в той мере, в какой они получают органичное предметное воплощение. О личности можно сказать обратное, в ней интересны именно поступки.  Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта состоит в способности видеть то, что не замечают другие.

6. Структурная организация психики человека

1. Психофизиологические образованиа

А) аффективные, мотивационные. Темперамент. РЕГУЛЯТОРНЫЕ, интелектуальные

2.психорефлексивные образования.

Рефлексивное , креативность.

3. социально психологические

Коммуникативно речевые , нравственные.

7. Эмоции виды

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности

Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

... к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.

Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.

Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель… Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.

8. Чувства высшие чувства.

Чувства- наиболее устойчивые переживания человека, возни­кающие при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей (любовь, гордость, ненависть, мировоззренческие чувства и др.).

Отличительными особенностями чувств являются их осознанность, предметность и обобщенность.

Чувства моральные (нравственные) — переживание человеком его отношения к другим людям, к обществу, к правилам и нормам обще­жития. Возникают при сравнении явлений действительности с общественными нормами после их принятия. К положительным мо­ральным чувствам относят чувства доброжелательности, жалости, нежности, симпатии, дружбы, товарищества, коллективизма, пат­риотизма, долга и т. д. К отрицательным моральным чувствам отно­сят чувства индивидуализма, эгоизма, вражды, зависти, злорадства, ненависти и т. д.

Чувства интеллектуальные- чувства, связанные с познаватель­ной деятельностью и регулирующие интеллектуальную активность личности. К этим чувствам относят чувства интереса, удовлетворе­ния от интеллектуальной деятельности, любви к истине, сомнения, удивления, юмора и пр. Интеллектуальные чувства позволяют пре­одолевать трудности, поддерживают стремления к поиску истины. Поэтому так поразительна работоспособность у некоторых ученых.

7 стр., 3412 слов

Психологический анализ деятельности. Мотивы и цели деятельности. ...

...   Трудовая деятельность человека исходит из определенных мотивов (то, что побуждает человека к деятельности)и направлена на достижение определенных целей (то, чего он стремится достигнуть в результате деятельности). Мотив есть осознанная, ...

Чувства эстетические — своеобразная окраска ощущений, харак­теризующих наше отношение к отдельным качествам предмета. Пе­реживание прекрасного и уродливого в природе, жизни, искусст­ве, человеке и др. Связаны с пониманием гармонии, возвышенного, трагического, комического. Огромное влияние на эмоциональные состояния человека оказывает искусство. Так, чувство трагического проявляется у человека при сопереживании трагических ситуаций других людей (катарсис).

Высшие чувства  это особая группа чувств, в которых заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к социальной действительности. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, высшие чувства подразделяются на нравственные, эстетические,  интеллектуальные и практические.

Нравственными или моральными называются чувства, которые испытывает человек при восприятии действительности и сравнении этих явлений с нормами, категориями морали, выработанными обществом. Объектом моральных чувств являются социальные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и отдельные люди, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т.д.

Эстетические чувства  это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. Основой для возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами прекрасного. Эту способность человек приобрел в процессе общественного развития, общественной практики.

Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека. Открытие новых фактов и явлений действительности, их истолкование, рассуждение по поводу тех или иных положений, нахождение новых способов решения задачи и т.д. вызывают в человеке целую гамму переживаний: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, догадку, чувство радости и гордости по поводу сделанного открытия, чувство сомнения в правильности решения и т.п.  Все эти чувства в зависимости от характера и масштаба решаемой задачи, от степени ее трудности могут выступать в более или менее сложном виде.

Практические чувства или праксимические (от древнегреч. «праксис» — деяние, деятельность) – это эмоциональный отклик на всё богатство и многообразие человеческой деятельности. Эти чувства, порождаются деятельностью, ее изменением, успешностью или неуспешностью, трудностями ее осуществления, ее завершением. Практические чувства  характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности, которую выполняет человек.

9. Потребность — состояние, присущее живым организмам, выражающее их зависимость от объективных условий существования и развития, которое выступает источником различных форм их активности.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... с пользою и извлекать весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить не более нескольких дней. ... и невидимым Мирами? Она утончается сама, как только затухает активность внешних органов чувств и сопровождающих её мыслей. Земное затихает – выступает Надземное… На границе сна уже ...

10.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Мотивам приписываются различные функции. Сначала выделили побуждающую и направляющую функции. Первая отражает энергетику мотива, вторая — направленность этой энергии на определенный объект, на определенную, активность. Побуждающая функция мотива связана с возникновением потребностного состояния, которое вызывает мобилизацию энергии.

Виды мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации мотивов. Классификаций мотивов ровно столько, сколько существует оснований для их классификации.

Индивиды по-разному осознают свои потребности.

  1. В зависимости от этого различают эмоциональные и рациональные мотивы.
  2. В психологии различают две группы взаимосвязанных между собой мотивов жизни, поведения и деятельности. Содержание генерализованных мотивов выражает предмет потребностей и направленность устремлений личности. Сила этого мотива обусловлена степенью значимости для индивида предмета его потребностей. Инструментальные мотивы обусловлены не только потребностным состоянием личности, но и степенью её подготовленности, наличием других возможностей действовать успешно по реализации поставленных целей в данных условиях. Эти группы мотивов (генерализованные и инструментальные) в совокупности составляют мотивацию поведения и деятельности личности в тех или иных обстоятельствах и могут не только влиять, но и изменять друг друга.
  3. По степени общественной значимости выделяют мотивы широкого социального плана (идеологические, этнические, профессиональные, религиозные и др.), группового плана и индивидуально-личностного характера.
  4. Различают также мотивы достижения цели, избегания неудач и мотивы одобрения, аффилиационные.

Классификация мотивов деятельности кроме осознаваемых и неосознаваемых включает в себя группы внутренних и внешних.

Рис. 2. Классификация мотивов личности

Различают мотивы по видам деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного отрезка жизни), ситуативные (обусловленные содержанием и длительностью ситуации) и кратковременные (в течение ограниченного интервала времени).

4 стр., 1802 слов

Воспитание на основе потребностей человека

... сущность тройственной природы человека, существа биологического, психического и социального, что образует внутренний конфликт личности как источник его развития. Потребности лежат в основе мотивов поведения («мотив есть опредмеченная потребность» А.Н. Леонтьев), ...

11.

Тип нервной системы – это понятие, которым оперирует физиолог, психолог же пользуется термином темперамент. В сущности, это аспекты одного и того же явления. Психические свойства темперамента и физиологические свойства нервной системы тесно взаимосвязаны. что с ее помощью достигается наиболее тонкое, четкое и своевременное приспособление к среде.

В настоящее время под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у одной группы людей.

Психологическая характеристика типов темперамента определяются следующими основными его свойствами.

Сензитивность — наименьшая сила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и скорость возникновения этой реакции (повышенная чувствительность).

Если у одного человека определенные условия деятельности не вызывают раздражения, то для другого они становятся сильным сбивающим фактором. Одна и та же степень не удовлетворенности потребностей одним человеком почти не замечается, а у другого вызывает страдание. В данном случае, второй имеет более высокую сензитивность.

Реактивность — степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданней звук).

Активность — то, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении цели. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания на длительной работе и т.д.

Соотношение реактивности и активность — то, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних и внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от цели, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакции — скорость протекания различных психических реакций и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

Пластичность и противоположное ей качество — ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его поведения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное ей качество — интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека — от внешних впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность).

Поэтому спортсмен-экстраверт склонен «уходить в себя», особенно в напряженной обстановке.

Эмоциональная возбудимость — насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции, и с какой скоростью она возникает. Она выражается в эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

САНГВИНИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы).

2 стр., 786 слов

Основные невербальные проявления отдельных психологических состояний ...

... курения. Замечено, что если: - дым направлен вверх – это свидетельствует о положительном настрое человека; - дым направлен вниз – это говорит об отрицательном эмоциональном состоянии; - дым направлен через ... приемы создания благоприятного первого впечатления в деловом общении. 2. Как связаны характер человека и его внешность? 3. Какие этнокультурные факторы влияют на эффективность взаимодействия с ...

Так дал описание ему доктор А. П. Чехов: «Постоянен в своем непостоянстве. Все впечатления действуют на него легко и быстро. Отсюда происходит его легкомыслие. Или вовсе никогда ничего не читает , или все. Читает запоем. Только тем и занимается, что любит. Женится нечаянно. Вечно воюет с тещей. Женщина-сангвиник — самая сносная женщина, если она не глупа.»

Что характерно для сангвиника? Прежде всего, его повышенная реактивность, которая проявляется в том, что он живо и с большим возбуждением откликается на все привлекающее их внимание, очень впечатлителен. Сангвиник отличается и повышенной активностью — проявляет большую настойчивость, энергию. Активность и реактивность у него уравновешенны — он может легко сдерживать свои реакции и проявления чувств. Темп реакции достаточно высокий, что проявляется в быстрых движениях, походке вприпрыжку, быстром темпе речи. Сангвиник отличается высокой пластичностью поведения и экстровертностью. Он любознателен, жизнерадостный, эмоции возникают легко, но они не сильные и не глубокие, быстро забывает обиды, доброжелателен.

ХОЛЕРИК (в основе лежит сильный, неуравновешенный — с преобладанием возбуждения — тип нервной системы).

А. П. Чехов: «Желчен и лицом желто-сер. Глаза ворочаются в орбитах, как голодные волки. Раздражителен. Глубоко убежден, что зимой «черт знает, как холодно», а летом «черт знает, как жарко». Шуток не понимает. Как мера и приятель — невозможен, как подчиненный — едва ли мыслим, как начальник — невыносим и весьма нежелателен. Женщина-холерик — черт в юбке, крокодил».

Для холерика, как и для сангвиника, также характерны высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Но реактивность преобладает над активностью. Поэтому он так несдержан и вспыльчив, легко выходит из себя, нетерпелив. Он менее пластичен и более ригиден, чем сангвиник, отсюда большая устойчивость и постоянство его интересов. Им свойственна лихорадочная быстрота (мимика, жесты, темп речи, порывистость).

Холерик берется со страстью за любое дело, страшно инициатив. В общении вспыльчив, резок, не сдерживает эмоции.

МЕЛАНХОЛИК (в основе лежит слабый тип нервной системы).

Описание темперамента по доктору А. П. Чехову: «Глаза серо-голубые, готовые прослезиться. Склонен к ипохондрии. С прискорбием и со слезами в голосе уведомляет своих близких, что валерьяновые капли ему уже не помогают. Завещание у него давно уже готово. Женщина-меланхолик — невыносимейшее, беспокойнейшее существо. Как жена — доводит до отупения, отчаяния и самоубийства. Тем только и хороша, что от нее избавится нетрудно.»

В отличие от других типов темперамента, у меланхолика высокая сензитивность, проявляющаяся в болезненной чувственности, в обидчивости. Малая реактивность и пониженная активность проявляются у меланхолика в том, что он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Отличается медленным психическим темпом — его движения вялые, слабые, говорит медленно. Быстро утомляется от людей и новой обстановки, чувства медленно возникают, но проявляется глубиной. Эти люди легко уязвимы, хотя внешне этого не показывают. Тактичны, мягки, стеснительны. Им присуща мнительность и пессимизм.

5 стр., 2238 слов

Восприятие. Мышление. Память

... делу. Вид мышления – наглядно-действенное. Ребята осуществляли практическую деятельность с реальными предметами. Задача 4 Ниже описаны действия людей, характеризующие процессы памяти. Определите, к ... исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания. (К.Ясперс). Вид мышления – теоретическое понятийное. Человек пользуется понятиями, суждениями и умозаключениями. - Где Италия? - спрашивал ...

ФЛЕГМАТИК (в основе лежит сильный, уравновешенный, инертный тип нервной системы).

А. П. Чехов: «Наружность самая обыкновенная, топорная. Вечно серьезен, потому что лень смеяться. Непременный член всевозможных комиссий, заседаний и экстренных собраний, на которых ничего не понимает и дремлет без зазрения совести. Самый удобный для женитьбы человек, на все согласен, не ропщет, покладист. На службе — счастлив. Женщина-флегматик — родится, чтобы со временем стать тещей. Быть тещей — ее идеал.»

12.

Воля — это сознательная организация и саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, направленная на преодоление трудностей при достижении поставленных целей. Воля — это особая форма активности личности, особый вид организации ее поведения, определяемого поставленной ею самой целью.

Воля возникла в трудовой деятельности человека, овладевающего законами природы и таким образом получающего возможность изменять ее в соответствии со своими потребностями.

Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной и в них себя проявляет.

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. В отличие от реактивности, когда действие обусловливается предшествующей ситуацией (на оклик человек оборачивается, брошенный в игре мяч отбивает, на грубое слово обижается и т. д.), активность порождает действие в силу специфики внутренних состояний субъекта, обнаруживающихся в момент самого действия (человек, нуждающийся в получении необходимой информации, окликает товарища, испытывая состояние раздражения, позволяет себе грубить окружающим и т. д.).

В отличие от полевого поведения, отличающегося непреднамеренностью, активность характеризуется произвольностью, т. е. обусловленностью действия сознательно поставленной целью. Активность может и не быть вызвана требованиями сиюминутной ситуации, стремлением приспособиться к ней, действовать в границах заданного, она характеризуется надситуативностью, т. е. выходом за пределы исходных целей, способностью человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные по отношению к исходной задаче (таков “риск ради риска”, творческий порыв и т. д.).

Одним из проявлений социальной активности человека, того, что может быть названо его активной гражданской позицией, является “сверхнормативная активность”, т. е. такая его деятельность, выполнение которой не является строго обязательным для деятеля (ему никто не может поставить в упрек, если он ее не выполняет), но осуществление которой отвечает социальным ожиданиям.

Может быть указана еще одна особенность волевых процессов, выступающая в качестве проявления ее побудительной функции. Если у человека отсутствует актуальная (“здесь и теперь”) потребность осуществить действие, объективную необходимость которого он осознает, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимым, вызывая переживания, связанные с предвидимыми последствиями действия. В состоянии утомления школьнику, случается, трудно собрать силы для того, чтобы поехать на тренировку в спортзал на другой конец города, однако мысль о том, что от того, насколько он будет подготовлен как капитан команды, зависит общий ее успех и поддержание спортивной славы школы, мобилизует его волю, создавая дополнительную мотивацию к осуществлению действия.

4 стр., 1660 слов

Влияние различных видов деятельности на психическое развитие ...

... (возрастная периодизация психического развития, возрастные кризисы, социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, зона ближайшего развития). Общая характеристика деятельности. Влияние различных видов деятельности на познавательное, эмоционально-волевое развитие детей дошкольного возраста. Роль ...

Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Личность способна тормозить пробуждение мотивов и выполнение действий, которые не соответствуют ее мировоззрению, идеалам и убеждениям. Регулирование поведения было бы невозможным без торможения.

Одним из наиболее характерных проявлений воли выступает поведение человека в условиях риска.

Риск — это характеристика деятельности при неопределенности для субъекта ее исхода и наличии его предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (наказание, болевое воздействие, травма, потеря престижа и т. д.).

Ожидаемое неблагополучие при риске определяется сочетанием вероятности неуспеха и степенью неблагоприятных последствий в этом случае. Возникает вопрос: во имя чего человек идет на риск, если вероятность неуспеха велика, а наказание за неудачу значительно? Психология выделяет две взаимосвязанные причины рискового поведения, предполагающие включение воли как необходимого условия для риска.

целостные и фрагментарные,

В целостной потребности присутствуют и объединены все три стороны: есть и объективная нужда, и ощущение нехватки, и побуждающее напряжение. Склейка этих трех сторон. Фрагментарными потребностями называют те, где какие-либо из этих сторон потребности отсутствуют. См.→

реальные и придуманные,

Реальные потребности — здоровые потребности с адекватным запросом. Придуманные (надуманные) потребности те, за которыми нет настоящей нужды, нереалистичные или нездоровые потребности, невовремя или нетактично сформулированные потребности. См.→

базовые и нет,

Базовые потребности — потребности, которые те или иные исследователи или группы людей считают лежащими в основе всего, главными и основными. Чаще всего это врожденные и жизненно важные потребности, однако… См.→

высшие и низшие,

К низшим относят естественные потребности тела. Потребности души, как и социальные потребности, могут относить и туда и сюда. Потребности духа относят к высшим потребностям. См.→

потребности физиологические и психологические. См.→

К психологическим потребностям относят потребность в общении, аффилиации, принятии и многие другие.

13. Внимание — избирательная направленность восприятия на тот или иной объект

Виды внимания:1.Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы,несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов-детекторовновизны.

2.Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания,связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

3.Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательный знаков и предметов.

4. Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию.Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание.

Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

5. Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу

связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью

направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо

чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Свойства внимания: 1. Устойчивость внимания проявляется в способности в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также, как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. 2. Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. 3. Переключаемость внимания понимается как его перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным так и произвольным. 4. Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.  5. Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5 – 7 единиц информации.

14. Ощущения, виды ощущений 14. Ощущение — Отражение свойств объективной реальности, возникающее в результате их воздействия на органы чувств и нервные центры, чувственное восприятие. В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений различают отдельные виды ощущений. Прежде всего следует выделить группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира,— зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Вторую группу составляют три вида ощущений, отражающих состояние организма,— органические, ощущения равновесия, двигательные. Третью группу составляют два вида особых ощущений—осязательные и болевые, которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения (болевые).

15. Па́мять — одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и

воспроизводить информацию . Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и

многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности. Пионером в исследовании памяти

человека считается Герман Эббингауз , ставивший эксперименты на себе (основной методикой было заучивание бессмысленных

списков слов или слогов).

Процессы памяти

Запоминание — это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов

ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь

материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей — результат работы мышления над содержанием

запоминаемого материала.

Хранение — процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта

дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов,

мышления и речи.

Воспроизведение и узнавание — процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений).

Простой формой воспроизведения является узнавание — опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного

по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и

непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в сознании без усилий человека.

Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки

зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти.

Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Забывание — потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто

забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным

(невозможность воспроизведения и узнавания).

Выделяют временное и длительное забывание.

16. Ощущение и восприятие, сходство и различие

 Сходство ощущений и восприятий заключается в том ,что :

     во-первых,  оба они – познавательные психические процессы, которые отражают окружающий мир;

     во-вторых: это познавательные процессы, которые возникают при непосредственном воздействии раздражителя на органы чувств.

Но у них есть важное отличие. Ощущения отражают отдельные свойства предметов, а восприятие производит целостное, предметное отражение действительности.

  Под восприятием понимаются такие психические процессы, с помощью которых мы можем непосредственно осознавать явления, находящиеся вне нас, на основе деятельности наших органов чувств.     Различие между восприятием и ощущением является искусственным, логическим. Необходимо избегать представления о том, что восприятие складывается из ощущений. Восприятие невозможно психологически разложить на ощущения и самовосприятие, оно является сложным процессом, в котором отражаются все ступени развития человека, вся биопсихологическая личность в данный момент развития (ближе к первичному «ощущению» стоит новорожденный, так как он не обладает сознательным опытом).

    Мы никогда «не ощущаем», «не чувствуем» красный, зеленый цвет, тон, боль, но всегда воспринимаем какой-нибудь конкретный красный предмет, тон какого-нибудь конкретного инструмента, чувствуем и воспринимаем вполне конкретную боль и т.д.     На нас никогда не действуют изолированно свойства предметов. Поэтому мы говорим о восприятии, а не об ощущении. Предпосылкой для восприятия являются раздражители (импульсы), действующие на органы чувств. Из-за того, что одни органы чувств воспринимают раздражители на расстоянии (дистанционно), мы делим органы чувств и раздражители на контактные и дистанционные.     С помощью внушения в гипнотическом состоянии вызываются разнообразные изменения в деятельности любого органа чувств. В состоянии гипноза происходит понижение чувствительности к боли (аналгезия), прикосновению, температурным раздражителям вплоть до полной нечувствительности любого участка кожной поверхности, уничтожение некоторых из рефлексов со слизистых оболочек (анестезия), например, корнеальный и ресничный, а также глоточный рефлекс. Эти оборонительные приспособления, несомненно, исключают корковый элемент. Гипнотик не реагирует ни жестами, ни мимикой на уколы, прокалывания кожной складки и т.д.

17 Память, виды, памяти

Виды памяти. Различают два вида памяти: генетическую (наследственную) и

прижизненную.

Наследственная память сохраняет информацию, которая определяет

анатомическое и физиологическое строение организма в процессе развития и

врожденные формы видового поведения (инстинкты).

Прижизненная память – это хранилище информации, полученной с момента

рождения до смерти. Она существенно больше зависит от внешних условий.

Различают несколько видов и форм прижизненной памяти. Один из видов памяти –

запечатлевание ( импринтинг) является промежуточным между генетической и

прижизненной памятью.

Запечатлевание – это форма памяти, наблюдаемая только в ранний период

развития, сразу после рождения.

Выделяют следующие виды прижизненной памяти: двигательную, образную,

эмоциональную и символическую (словесную и логическую).

Двигательная память обнаруживается очень рано. Это прежде всего память на

позу, положение тела. Двигательная память лежит в основе профессиональных и

спортивных навыков, танцевальных фигур и бесчисленных автоматических

навыков вроде привычки, переходя улицу, смотреть сначала налево, а потом

направо.

Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей

ведущая память, как правило, не образная, а логическая.

Эмоциональная память определяет воспроизведение определённого чувственного

состояния при повторном воздействии той ситуации, в которой данное

эмоциональное состояние возникло впервые.

18) Воображение

Воображение — способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им

Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений и знаний.

Основной характеристикой воображения являются образы преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт . Содержанием образов могут быть то, что никогда не воспринимаем непосредственно. Функции воображения:

1) Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая проблемы.

2) регулирование эмоциональных состояний.

3) произвольная регуляция психических процессов (память, внимание. Напр, внешний вид любимой машины)

4) Возможность создавать образы предметов, кот еще нет в жизни.

5) м. принимать решение тогда, когда отсутствует полная инф. о предмете вообр-ия (проигрывание ситуаций)

6) возможность еще до начала работы представить готовый результат.

Виды:

Пассивное — образы возникают непреднамеренно помимо воли и желания человека обычно возникают при ослаблении сознания в полудремном и сонном состоянии и психических заболеваниях.

— сновидения — образы непроизвольно возникающие во время сна.

— галюцинации — факт видения не имеющие почти никакой связи с реальностью окружающей человека, при психических заболеваниях (слуховые, зрительные, тактильные, обонятельные).

Активное — Ч. по собственному желанию усилием воли вызывает у себя соответсвующие образы.

Воссоздающее — создание образа предмета на основе личного опыта, восприятие текста, схемы, карты…

Творческое — самостоятельное создание новых оригинальных образов. Помагает создавать образы в различных сферах деятельности.

Приемы воображения:

1) Акцентирование — выделение самого важного в образе

2) агглютинация — механически нереальное объединение частей предметов.

3) гиперболизация — увелечение предмета, изменение кол-ва частей предмета и их смещение

4) типизация — воплощение в конкретном образе существ. сторон данной группы объектов (нов. русский)

Особый вид воображения — Мечта — образ желаемого будущего(м.б реальная или нереальная-грезы)

19) Мышление, виды мышления.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Виды мышления.

 

1. По генезису развития различают мышление:

  • Наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;
  • Наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления;
  • Словесно-логическое мышление — вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности;
  • Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе;

2. По характеру решаемых задач различают мышление:

  • Теоретическое мышление — мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление — это познание законов и правил.
  • Практическое мышление — мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении практических задач. Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.

3. По степени развернутости различают мышление:

  • Дискурсивное (аналитическое) мышление — мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека.
  • Интуитивное мышление — мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

4. По степени новизны и оригинальности различают мышление:

  • Репродуктивное мышление — мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
  • Продуктивное мышление — мышление на основе творческого воображения.

5. По средствам мышления различают мышление:

  • Наглядное мышление — мышление на основе образов и представлений предметов.
  • Вербальное мышление — мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.

6. По функциям различают мышление:

  • Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей.
  • Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

20.

 Сознание — форма отражения объективной действительности в психике человека. Характеризуется тем, что в качестве опосредствующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно–исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира. Исходный источник общественно–исторической практики — это совместно осуществляемый труд. В индивидуальном развитии отдельные составляющие труда последовательно присваиваются ребенком в совместной с взрослыми деятельности.    Бессознательное — психические процессы, в отношении которых отсутствует субъективный контроль.

Человек как «открытая система» постоянно нуждается для своего выживания во взаимодействии с внешней средой. Стремясь удовлетворить свои потребности, достигнуть поставленных целей, он постоянно сталкивается с самыми разнообразными ситуациями и проявляет при этом разные формы своей активности. Эта активность связана с необходимостью расшифровки сигналов, поступающих из внешней среды. Качество же работы по расшифровке поступающей информации зависит от состояний сознания.

Состояния сознания человека определяются целым рядом взаимосвязанных факторов. Так, уровень активности человека зависит от естественно сменяющихся циклов бодрегвования и сна. Состояния сознания могут меняться и под воздействием лекарственных средств, они зависят также и от характера сигналов, поступающих через наши органы чувств от внешнего мира. Влияют па наше состояние и сигналы, поступающие из внутреннего мира, от мысленных образов, воспоминаний, хранящихся в памяти. Причем определенный отбор сигналов определяется характером врожденных и приобретенных потребностей.

Чаще всего в современной психологии выделяют два основных состояния сознания, присущих всем индивидуумам: прежде всего — крепкий сон, рассматриваемый как состояние отдыха, а также состояние бодрствования, или активное состояние. Бодрствование — это состояние, при котором мы можем активно приспосабливаться к сигналам, поступающим извне и изнутри.

21.

Современная психология определяет сознание как внутреннюю модель внешнего мира. Благодаря этой модели и становится возможным осознанное поведение человека. Оно проявляется в анализе прошлого, отражении сегодняшнего и планировании будущего. Вероятен и положительный перенос чужого опыта. Все это присуще лишь человеку, потому представляется возможным говорить о сознании как специфической данности человека.

Наиболее качественной особенностью человеческой психики выступает наличие сознания, являющегося в своем отношении вершиной психического отражения.

Сознание — это такое отражение, в котором объективная действительность как бы отделяется от субъективного к ней отношения человека. Поэтому в образе сознания выделяются две плоскости: объективная (Мир) и субъективная (Я), личное переживание, отношение к предмету.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Функции самосознания [править]

  • Самопознание — получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

22.

Способности — свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности.

3 основных признака способностей:     1. индивидуально-психологические особенности;     2. определяющие успешность выполнения деятельности;     3. несводимых к ЗУН (знаниям, умениям, навыкам), но обусловливающие и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности. 

 Виды способностей: общие — связаны с условиями ведущих форм человеческой деятельности (креативность, например); специальные — связаны с условиями отдельной деятельности.     Условия развития способностей:     1. Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций;     2. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);     3. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:     — простая деятельность — снижение интересов;     — очень сложная деятельность — снижение темпа, мотивации.    Задатки — врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют природную основу развития способностей .

 Способности к задаткам не сводятся, задатки — одна из посылок для формирования способностей. 

23.

Способности — это индивидуальные свойства личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности и являются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность их приобретения. 

Виды способностей

Способности делятся на общие и специальные. Выделяют следующие виды специальных способностей:

  1. учебные и творческие
  2. умственные и специальные
  3. математические
  4. конструктивно-технические
  5. музыкальные
  6. литературные
  7. художественно-изобразительные
  8. физические способности

24.

Способности и уровни развития способностей.

Уровни развития способностей закладываются только в голове. Можно сказать даже, это наше все. Главные решения принимаются с помощью этого органа. Он руководит нами во время стрессовых ситуаций, и дает шанс научиться оценить реально ситуацию. Вот перед тобой самая простая опасность. Некоторые просто не учитывают развитие свое, и бросаются в самое пекло. И погибают. Здесь имеется ввиду, не только физическое страдание. Только лишь умственно. Так лучше гораздо.

У легкого уровня  нет особенностей. Души. Личного. Похоже на конвейер. Естественно есть такие, кто умудряется расположить к себе людей без этого.

Тяжелый уровень развития способностей. Не просто, ради какого уважения все делается. Все само автоматически. Можно определить, если напишу вам письмо такого содержания, когда не смогут пойти с вами погулять.

25 Характер, черты характера

Хара́ктер (греч. χαρακτηρ — примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все её проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  1. отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу: индивидуализм; коллективизм (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим людям, и противоположные черты — замкнутость, черствость, грубость, презрение к людям);
  2. черты, показывающие отношение человека к труду, к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость, и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность в работе, безответственное отношение к делу, пассивность);
  3. черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность,скромность, и противоположные ей черты: самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм — как склонность рассматривать в центре событий себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  4. черты, характеризующие отношение человека к вещам: (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

26,27,28 Общение как коммуникация, перцепция, интеракция

Общение – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними

информацией познавательного или аффективно-оценочного характера.

Обычно общение включено в практическое взаимодействие людей (совместный труд, учение,

игра), обеспечивает планирование и контролирование деятельности. общение удовлетворяет

особую потребность человека в контакте с другими людьми.Удовлетворение этой потребности связано с возникновением чувства радости. Стремление к общению занимает значительное и порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к

совместной деятельности.Общение с окружающими людьми складывается в онтогенезе постепенно. Его предпосылкой

являются реакции сосредоточения, возникающие у младенца в первые дни жизни при

контактах со взрослыми.Тесная связь между структурами личности и процессом общения как в онтогенезе, так и в

процессе функционирования зрелой личности приводит к тому, что нарушения общения неизбежно вызывают изменения личности, и, наоборот, патология личности не может не повлиять на коммуникативные возможности субъекта.Социальный смысл общения состоит в том, что оно выступает средством передачи форм культуры и общественного опыта. Специфика общения определяется тем, что в его процессе субъективный мир одного человека раскрывается для другого.В общении человек самоопределяется и самопредъявляется, обнаруживая свои индивидуальные особенности. По форме осуществляемых воздействий можно судить о коммуникативных умениях, чертах характера, по специфике организации речевого сообщения – об общей культуре

и грамотности.

Общение как коммуникация. В узком понимании под коммуникацией понимается обмен в ходе

совместной деятельности между людьми различными представлениями, идеями, интересами,

настроениями, чувствами, установками. Целью коммуникативного процесса является не просто

взаимное информирование, а совместное постижение предмета.

Общение как интеракция подразумевает организацию совместных действий, позволяющих

партнерам реализовать некую общую для них деятельность. Общение как интеракция содержит

несколько компонентов: позиция, роль, стиль. Выделяют три стиля: ритуальный,

манипулятивный, гуманистический.

Общение как перцепция. Понимание субъектами друг друга в общении опосредуется не только

наличием общей системы кодирования декодирования информации, не только совместным

действием, но и особенностями восприятия одного человека другим.

29. Группы виды групп

Выделяются большие, средние и малые группы.

В большие группы входят совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д. Осознание принадлежности к социальной группе и соответственно ее интересов как своих происходит постепенно, по мере формирования организаций, защищающих интересы группы (например борьба рабочих за свои права и интересы через организации рабочих).

К средним группам относятся производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района и пр.).

К многообразным малым группам относятся такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие межличностных отношений и личных контактов друг с другом.

Одна из самых ранних и известных классификаций малых групп на первичные и вторичные была дана американским социологом Ч.Х. Кули, где он проводил различие между ними. «Первичная (базовая) группа» относится к тем личным отношениям, которые являются прямыми, лицом к лицу, относительно постоянными, и глубокими, такие, как отношения в семье, группе близких друзей и тому подобное. «Вторичные группы» (словосочетание, которое Кули на самом деле не использовал, но которое появились позже) относятся ко всем другим лицом-к-лицу отношениях, но особенно к таким группам или ассоциациям, как производственным, в которой человек относится к другим через формальные, часто юридические или договорные отношения.[6]

30 Малые групы

Малая социальная группа — объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми.

Состав группы

Численность и признаки (по возрасту, полу, образованию, национальности…)

Структура группы

Подразумевает функциональные обязанности членов группы в их совместной деятельности, набор ролей (набор ожидаемых действий от человека, за которым закреплены определенные функциональные обязанности) и набор норм(набор предписаний, требований, пожеланий общественно-одобряемого поведения).

Групповые процессы

Подразумевают процессы сплочения или разобщения группы, развитие групповых норм. формирование лидерства, развитие симпатий и антипатий и т.д.