Тема 2. Теория профессионального образования (4 часа)

16

План лекции:

  1. Деятельность современного инженера-педагога
  2. Профессиональное образование как социокультурный институт
  3. Профессиональное образование как педагогическая система
  4. Профессиональное образование как достояние личности
  5. Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине

2.1. Деятельность современного инженера-педагога

Инженеру-педагогу(преподавателю) отведена ведущая роль в подготовке квалифицированных специалистов в начальных, средних и высших профессиональных учебных заведениях Украины.

Деятельность инженера-педагогаучилища, лицея, техникума, колледжа многогранна, она требует от негоширокого кругозора и разносторонних знаний.

Основное содержание деятельности преподавателя включает выполнение нескольких функций — обучающей, воспитательской, развивающей, организаторской и исследовательской. Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих преподавателей одна из них доминирует над другими.

Профессионализм инженера-педагога в педагогической деятельности выражается также в умении видеть и формулировать педагогические задачина основе анализа педагогических ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее описать все многообразие ситуаций, решаемых педагогом в ходе работы невозможно. Принимать решения приходится каждый раз в новой ситуации, своеобразной и быстро меняющейся. Поэтому одной из важнейших характеристик педагогической деятельности является еетворческий характер.

Также одним из немаловажных факторов, определяющих эффективность деятельности инженера-педагога, является его высокая психолого-педагогическая культура.

Преподавательский состав профессиональных учебных учреждений до последнего времени (специальность инженер-педагог была введена с 2002 года) пополнялся в основном специалистами, получившими высшее образование в определенной предметной области, по специальности, как правило, не связанной с преподавательской деятельностью. Начиная свою преподавательскую деятельность, такие специалисты считали ведущими, прежде всего, научные проблемы специальности, а не проблемы подготовки специалистов по этой специальности. Отсюда собственно преподавательская деятельность складывалась из интуитивно-эмпирических решений или в ходе освоения и копирования приемов более опытных коллег. Так постепенно методом проб и ошибок приобретался методический опыт. Но, к сожалению, вся эта полезная работа осуществлялась без должной опоры на исследование процессов обучения и образования, без осознанного знания сущности закономерностей, ведущих характеристик этих процессов.

6 стр., 2654 слов

Инновационные технологии обучения в повышении эффективности преподавания ...

... деятельность. Целью данной статьи является определение наиболее актуальной технологии обучения для повышения эффективности преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла при подготовке инженеров-педагогов. Для обеспечения качественной профессиональной подготовки инженеров-педагогов ... образования, ... деятельности, максимально приближенной к условиям работы по приобретаемой специальности. ...

Широко распространенное в среде преподавателей профессиональных учебных учреждений мнение о ненужности изучения педагогики подкреплялось некорректной ссылкой на К.Д.Ушинского (“знай свой предмет и излагай его ясно…”).

Однако возникают вопросы: что значит “излагай ясно”? Могут ли методы “изучаемой науки” быть полезными для управления такой сложной деятельностью, как познавательная деятельность учащихся?

Основной задачей современной профессиональной школыявляется подготовка будущих специалистов с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании и саморазвитии учащихся, способных к творческой самореализации в избранной профессии. Для ее успешного решения необходим преподаватель-профессионал, который ориентирован на развитие человеческих способностей, способный к развитию как индивидуальности учащихся, так и своей собственной.

Актуальность овладения педагогическими знаниями очевидна и в связи с осознанием тех требований, которые предъявляются сегодня к современному инженеру-педагогу – глубокое знание своего предмета и основательная педагогическая подготовка. Современный преподаватель профессиональной школы должен понимать основные теоретико-педагогические проблемы, владеть педагогическим понятийным аппаратом, ориентироваться в педагогических технологиях, основных составляющих педагогического процесса (цель, содержание, метод, средство, контроль и т.д.).

Без этого необходимого педагогического минимума не может быть результативной педагогической деятельности.

Решение проблем профессионального образования сегодня связано с разработкой и внедрением в практику передовых педагогических технологий, с постоянным повышением педагогической культуры работников профессионального образования. Последние годы характерны бурным развитием отечественной педагогической науки. Преподаватели смело ищут новые методы обучения и воспитания. Ведется борьба с догматизмом и шаблоном в преподавании. Наблюдается повышенный интерес всех категорий педагогических работников к вопросам дидактики, методики обучения и воспитания, педагогической психологии, методологии профессионального образования.

2.2 Профессиональное образование как социокультурный институт

Как социокультурный институт профессиональное образование представляет собой систему организаций и учреждений, обеспечивающих воспроизводство и совершенствование кадрового потенциала всех сфер общественного, материального и духовного производства, способствующих экономическому, культурному функционированию и развитию общества и личностному становлению индивида.

4 стр., 1767 слов

Профессиональные функции педагога, особенности его профессии

... Я. Л. Коломинский и др.). 4. Организаторская функция. Профессиональный педагог имеет дело с разными группами воспитанников, со своими коллегами, родителями учащихся, с общественностью. Ему приходится согласовывать действия ...

Объективными признаками социального института профессионального образования выступают его:

  • идеология – определенное осмысление сущности, значения и роли института профессионального образования в системе других социальных структур;
  • совокупность норм и предписаний, регулирующих юридические, экономические, педагогические отношения, как в системе профобразования, так и в сфере ее отношений с другими социокультурными институтами;
  • формальные и неформальные организации, в том числе структуры управления и самоуправления, письменные или устные кодексы принятых принципов, норм и правил поведения, а также совокупность традиций, обычаев, образцов поведения.

Профессиональное образование входит в ряд социокультурных институтов общества (семья, производственные структуры, наука, средства массовой коммуникации и др.), осуществляющих:

  • передачу знаний, опыта от одного поколения к другому;
  • формирование менталитета социальной общности;
  • сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений;
  • способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека.

Вместе с другими социокультурными институтами система профессионального образования выполняет ряд базовых функций по отношению к человеку и обществу.

Функции профессионального образования

  1. Реляционная функция (от латинского relatio — донесение) направлена на освоение обучающимися определенных социальных ролей и статусов, приобретаемых в процессе социализации (уровень образования, профессионализация, гражданские, нравственные качества и др.).
  2. Регулятивная функция (от лат. regulare – приводить в порядок, давать направление) нацелена на выработку определенных стандартов поведения и социального контроля за действиями и поступками индивида – члена профессионального образовательного сообщества.
  3. Аксиологическая функция (от греч. аxios – ценный) связана с наличием в любом социальном институте определенной системы базовых ценностей, которые разделяются всеми его членами или их большинством.
  4. Интегративная функция (от лат. integer — целый) указывает на то, что в целях и результатах деятельности системы профессионального образования приоритетными должны быть интересы всего общества, а не только успешное функционирование всего института.
  5. Образовательная функция – это формирование у учащихся:
  • системы фундаментальных знаний на которых основываются экономика, производство, наука, культура и т.д.;
  • общепрофессиональных и специальных знаний, умений и навыков будущего специалиста как субъекта профессиональной деятельности, участия преподавателей и студентов в распространении научных знаний, результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности.
  1. Воспитательная функция – это формирование жизненных установок и принципов, социально-нравственных норм, ценностей, идеалов, присущих профессиональному сообществу и обществу в целом.
  2. Развивающая функция – направлена на развитие человека как личности, на его подготовку к самостоятельной творческой жизни, к самореализации (причем это не стремление к определенному идеалу, а возможность реализации посредством предоставления широкого выбора возможностей в различных видах деятельности).

Здесь основными ориентирами развития являются:

1 стр., 373 слов

Мотивация профессиональной деятельности

Инструкция: «Прочитайте нижеперечисленные побуждения в профессиональной деятельности и дайте оценку их значимости для вас по пятибалльной шкале». В очень ... процесса и результата труда 7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности Обработка: Подсчитываются показатели внутренней мотивации (ВМ), внешней положительной (ВПМ) и внешней отрицательной ...

  • укрепление здоровья и физическое совершенствование;
  • развитие интеллекта и творческого мышления;
  • развитие самосознания;
  • формирование эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;
  • формирование способностей и на их основе – индивидуального стиля работы и общения.
  1. Мировоззренческая функция – это формирование целостного мировоззрения и мироощущения учащихся, адекватного современным достижениям фундаментальных наук. Выпускник профессиональной школы должен быть способен к осмысленному общественному труду и творчеству, к строительству собственной жизни, к общению.

Основные условия его жизнедеятельности:

  • осознание целостной картины мира,
  • места, роли и назначения человека в этом мире,
  • гармонизация его контактов с природой, культурой
  • отношение к самому себе.
  1. Инновационная функция – это формирование, распространение и внедрение идей, нацеленных на решение профессиональных и общекультурных задач нового класса.

Эта функция осуществляется посредством:

  • проведения научных исследований,
  • распространения результатов научно-исследовательской и научно-технической деятельности,
  • создания и развития малых предприятий инновационного типа,
  • реализации инновационных образовательных программ,
  • освоения новых информационных технологий и возможности их использования в различных сферах общественной жизни.
  1. Экономическая функция – это все более активное включение системы профессионального образования в функционирование и развитие рынков интеллектуальной собственности, услуг (прежде всего образовательных), товаров и т.д.

Данная функция осуществляется в деятельности подсобных хозяйств, учебно-производственных цехов и предприятий, опытно-конструкторских участков и производств, научно-исследовательских коллективов, а также в индивидуальной деятельности преподавателей и сотрудников – все это содействует как экономическому росту, так и увеличению финансирования учреждений образования за счет внебюджетных источников.

  1. Статусная функция – это предоставление возможности получить профессиональное образование, в особенности высшее, что означает одновременно приобретение определенного социального статуса, который позволит подняться по социальной лестнице на ступеньку выше. Это приобретение так называемого «образовательного ценза», дающего допуск в особо привлекательные сферы профессиональной деятельности.
  2. Политическая функция. Система профессионального образования представляет собой весьма многочисленное сообщество людей, объединяющее разные возрастные группы, выражающие общие интересы, которые реализуются в предъявлении законных требований (например, повышение в должности, материальная поддержка и т.д.).

    Подобные требования активизируют взаимодействие сферы профессионального образования (в лице профессиональных академических сообществ, творческих союзов, советов ректоров и т.д.) с политической системой, влияя на деятельность правительственных органов и политических элит.

  3. Специфические функции профессионального образования:
  • адаптация учащихся с ограниченными возможностями к социокультурным процессам в обществе;
  • социальная реабилитация учащихся с неадекватным и противоправным поведением;
  • поддержка выпускников в момент их вступления на рынок труда и т.д.

2.3. Профессиональное образование как педагогическая система

Структуру ПО как педагогической системы можно охарактеризовать, используя разные подходы.

І. Первый подход. В структуру ПО входят такие компоненты, как педагогические подсистемы-уровни: начальное ПО, среднее ПО, высшее ПО, послевузовское и дополнительное ПО.

Начальное ПО направлено на подготовку работников квалифицированного труда и осуществляется в старших классах общеобразовательной школы, на учебно-курсовых комбинатах, в технических школах, на различного рода специальных курсах (в том числе коммерческих) либо непосредственно на предприятиях и в организациях. В настоящее время существует три ступени начального ПО с присвоением квалификации квалифицированный рабочий:

  1. подготовка на уровне начальных рабочих разрядов (1 и 2);
  2. подготовка на уровне 3 и 4 разрядов;
  3. повышенная ступень 4 и 5 разряды.

Среднее ПО готовит специалистов среднего звена и имеет как минимум две ступени:

  1. традиционное среднее специальное образование;
  2. образование повышенного типа, когда в техникумах и колледжах технического профиля готовят техника и младшего инженера с присвоением квалификации младшего специалиста.

Высшее ПО – осуществляет подготовку и переподготовку специалистов высшего уровня, имеет три ступени:

  1. со сроком обучения 4 года — бакалавры
  2. 5 лет – специалисты
  3. 6 лет — магистры.

В высшем ПО студенты обучаются как по узким, так и по широким направлениям подготовки.

Послевузовское(дополнительное)– предоставляет возможность повышения уровня образования, научной и профессиональной квалификации.

Указанные подсистемы могут быть охарактеризованы с помощью параметров, предложенных Л.Г.Семушиной:

  • класс профессиональных задач, к решению которых готов специалист;
  • соотношение теоретической и практической подготовки, аудиторной и самостоятельной работы, инвариантных и вариативных курсов.

Класс профессиональных задач

  1. Класс профессиональных задач для рабочих широкого профиля и высокой квалификации ориентируется на деятельность по простому алгоритму (приведение орудий труда в действие, воздействие на предмет труда, наладка и ремонт орудий труда и др.).
  2. Аналогичные задачи специалистов среднего звена предполагают деятельность по заданному сложному алгоритму без принятия решений или с частичным принятием решения.
  3. Для специалистов высшего ПО – способность решать достаточно сложные задачи, выдвигать проблемы, находить принципиально новые решения.
  4. Класс профессиональных задач специалистов высшего ПО (послевузовское и дополнительное образование) предусматривает самостоятельную постановку и решение оригинальных проблем, поиск необходимой для этого информации, владение методами соответствующей науки, готовность к инновационной деятельности.

Соотношение теоретической и практической подготовки, аудиторной и самостоятельной работы, инвариантных и вариативных курсов – таблица 1.

Таблица 1

Уровень образования

Соотношение (%)

Теоретическое и практическое обучение

Аудиторная и самостоятельная работа

Инвариантные и вариативные курсы

теор.

практ.

ауд.

самост.

инв.

вариат.

Начальное ПО

основное

30

70

100

100

повышенное

40

60

90

10

90

10

Среднее ПО

базовое

50

50

80

20

80

20

повышенное

60

40

70

30

75

25

Высшее ПО

академическое

90

10

50

50

60

40

бакалавриат

70

30

80

20

70

30

магистратура

80

20

40

60

50

50

ІІ.Второй подход. Согласно ему структуру ПО как педагогической системы составляют взаимосвязанные подсистемы-процессы:

  1. профессионально-трудовая социализация;
  2. профессиональная подготовка;
  3. профессиональное становление личности.

Профессионально-трудовая социализация – это совокупность социальных и педагогических процессов, позволяющих будущему работнику, специалисту усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих социальной роли профессионала.

Сущность профессиональной социализациисостоит в том, что в ее процессе человек приобщается к профессиональной роли, интегрируется в профессиональное сообщество (формирование профессиональных интересов, мотивов деятельности, склонностей, ценностных представлений о будущей профессии, профессионального мышления).

Условия профессиональной социализации:

  • активизация профессионального самоопределения личности – развитие отношений к будущей профессии;
  • освоение требований, предъявляемых профессией к человеку (технико-экономических, социальных, психологических и др.);
  • усвоение базовых и инструментальных ценностей профессионального сообщества, традиций, норм и правил поведения.

В ходе профессиональной социализации формируется ряд профессионально важных качеств, влияющих на отношение личности к себе как профессионалу, на успешность будущей карьеры: установки, взгляды, убеждения, активность, инициативность и способность делать свой выбор. Они помогают формированию имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, Я-концепции профессионала.

Профессионально-трудовая социализация обеспечивается рядом факторов:

  1. Общей средой образовательного учреждения, включающей все направления деятельности.
  2. Социокультурной и гуманитарной средой учебного заведения, обеспечивающей усвоение гражданских, духовно-нравственных, моральных ценностей.
  3. Микросредой личности (ее внутренним миром).

Профессиональная подготовка предусматривает овладение необходимой суммой знаний, умений и навыков (ЗУН).

Ее результатом является определенный тип самостоятельного человека – квалифицированный профессионал, подготовленный к включению в стабильную производственную среду.

Система профессиональной подготовки представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов:

  1. Цели подготовки рабочего и специалиста — формируются на основе оценки потребностей общества (производства, экономики и т.д.).

    В результате определяют профессии, виды работ, уровни квалификации, по которым необходимо осуществлять профессиональную подготовку.

  2. Модель рабочего и специалиста, в основе которой лежит квалификационная характеристика (требования к работнику, назначения рабочего поста (должности), основной характер деятельности, его знания, умения и личностные качества).
  3. Модель подготовки рабочего и специалиста, которая представляет собой образовательную программу определенного уровня и специальности и включает учебный план, рабочие программы учебных дисциплин, их учебно-методическое обеспечение, формы контроля, организацию учебного процесса, технологии обучения и т.д.

Задачи профессиональной подготовки:

Первый уровень составляют задачи, которые должны быть под силу всем специалистам независимо от их конкретной профессии или страны проживания:

  • экологические – минимизация негативных воздействий производственной и иной деятельности на людей и природу;
  • учебные – непрерывное профессиональное образование и самообразование;
  • социализирующие – установление социальных контактов между различными профессиональными группами, планирование и организация их совместной деятельности и т.д.

Второй уровень образуют задачи, связанные с развитием рыночных отношений (экономическое обоснование проектов, маркетинг, поиск надежных партнеров и финансовых источников, выход на зарубежный рынок и т.д.).

Важная группа задач связана с проблемами межнациональных отношений (учет национальных и этнических традиций и обычаев, адекватное реагирование на проявление шовинизма и агрессивных разновидностей национализма).

Наконец, современный специалист должен уметь решать производственные, экономические и управленческие задачи в условиях демократии, гласности и толерантности (исключает всякого рода насилие) открытого общества.

Третий уровень – это собственно профессиональные задачи:

  • практические, направленные на получение конкретного результата;
  • исследовательские – требующие умение планировать и проводить исследовательскую работу в данной области знаний или сфере деятельности;
  • педагогические – преподавание соответствующего предмета в условиях производственного обучения или образовательного учреждения.

Таким образом, результативность профессиональной подготовкихарактеризуется степенью соответствия знаний, умений и навыков социально-экономическим потребностям общества.

Профессиональное становление личности

Профессиональное становление личности в профессиональной педагогике основывается на идеях личностно-ориентированного подхода (Е.В.Бондаревская, В.А.Сластенин и др.) и рассматривает профессиональное образование как становление личностных особенностей будущего профессионала в единстве с усвоением ЗУН.

Личностно-развивающее обучение ориентируется на формирование работника нового типа, для которого потребности в творчестве, самообразование и саморазвитие приобретают значимый характер.

Для профессионального развития личности будущего специалиста необходимы следующие условия.

1. Создание в учреждениях профессионального образования благоприятной демократической среды для реализации свободы и прав личности с целью ее развития. При этом важны:

  • равноправие учащихся, студентов, преподавателей, управленческого персонала;
  • активизация их взаимодействия в разных сферах жизнедеятельности (неформальное общение, спорт, искусство и т.д.);
  • открытость учебного учреждения производственным, научным, общественным, культурным, экономическим связям.

2. Акцентирование внимания на развитии профессионально важных качеств личности, которое требует:

  • учитывать личностные особенности, начиная с отбора абитуриентов и заканчивая выпуском специалистов;
  • в содержании подготовки ориентироваться не только на ЗУН, но и на развитие профессионально значимых качеств личности.

3. Актуализация личностного саморазвития – это воспитание самостоятельности учащихся, совершенствование их личностных особенностей, а также развитие способности к творческой деятельности.

4. Вовлеченность в учебный процесс не только памяти, внимания и усидчивости, но и высших способностей — понимания, воображения, мышления, проектирования и др.

5. Интелелктуализация содержания профессионального образования, т.е. содействие интеллектуально-творческой направленности личности. Она включает:

  • насыщение содержания современными научными взглядами, развитие методологии научного познания;
  • формирование системы знаний, в которой основную роль играют такие качественные параметры, как системность, динамичность, уровень обобщенности и др.
  • развитие способов мышления, связанных с постановкой цели и выработкой методов ее достижения, со способностью к оценочным действиям.

6. Гуманитаризация ПО:

  • вычленение гуманитарного знания (социальное знание, раскрывающее аспекты функционирования и развития общества), отражающего внутренний мир человека и его деятельность в духовной сфере;
  • формирование самосознания личности (формируют дисциплины этика, эстетика, философия, литература, психология);
  • восприятие прав человека, свобод личности и достоинств личности (формируют дисциплины право, история);
  • овладение культурными ценностями и моралью, бережное отношение к природе (культура, экология);

7. Кроме того программы по гуманитарным дисциплинам необходимо разрабатывать с учетом тенденций:

  • прагматизации (сближения содержания гуманитарных дисциплин с профилем подготовки, спецификой будущей профессии);
  • диверсификации (расширение круга обязательных и вариативных гуманитарных дисциплин);
  • интеграции (организация преподавания и изучения междисциплинарных курсов).

8. Фундаментализация содержания образования – это ориентация ПО на овладение сущностными основами наук и развитие интеллектуального потенциала личности. Она также предполагает формирование способов творческой деятельности, умений и навыков использования знаний в конкретной профессиональной области.

2.4. Профессиональное образование как достояние личности

Результат ПО – это:

  • приобретенная индивидом в ходе образования способность к выполнению функциональных обязанностей;
  • уровень мастерства и искусности в определенном профессиональном занятии, соответствующем уровню сложности выполняемых задач, т.е. профессионализм.

Ступени восхождения человека по лестнице профессионализма изучались многими педагогами (Б.С.Гершунским, Э.Ф.Зеером, А.К.Марковой и др.)., которые выделили этапы развития профессионализма:

  • функциональная грамотность;
  • профессиональная квалификация;
  • профессиональная компетентность и культура личности.

Функциональная грамотность

Это минимальный уровень сформированности ЗУН, необходимый для выполнения элементарных профессиональных функций репродуктивно-исполнительного характера и для последующего профессионального образования. Функционально грамотным можно считать также работника, способного применять общеобразовательные знания и умения в своем труде (умения достаточно быстро считывать текст и помнить необходимую информацию, мысленно выполнять математические действия, грамотно заполнять документацию и др.).

Профессиональная квалификация

Это достижение работником определенного уровня ПО (начальное, среднее, высшее и т.д.).

Уровень квалификации характеризует профессиональное мастерство, которое зависит от объема и качества ЗУН.

Но профессиональная квалификация без достаточного развития профессионально-важных личностных качеств чревата:

  • профессиональным шовинизмом (профессиональный интерес может заслонить все остальное, даже интересы других людей и всего человечества в целом);
  • бюрократизмом (продукт высокой квалификации профессиональных управленцев) и др.

Профессиональная компетентность

Это интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалиста, отражающая не только уровень ЗУН, опыта, достаточных для достижения целей профессиональной деятельности, но и социально-нравственную позицию личности.

Профессиональная компетентность специалиста любого профиля включает такие разновидности, как:

  • специальная компетентность – высокий уровень знаний, используемых в профессиональном труде и обеспечивающих возможность профессионального роста специалиста, смену профиля работы, результативность творческой деятельности;
  • социальная компетентность – способность брать на себя ответственность, принимать решения (в том числе совместные), регулировать конфликты ненасильственным путем и т.д.;
  • психологическая компетентность – обусловлена пониманием того, что без культуры эмоциональной восприимчивости, без умений и навыков рефлексии, без опыта межличностного взаимодействия профессионализм остается неполным;
  • информационная компетентность – включает владение новыми информационными технологиями;
  • коммуникационная компетентность – предполагает знания иностранных языков, высокий уровень культуры речи и общения;
  • экологическая компетентность – основывается на знании общих законов развития природы и общества, на экологической ответственности за профессиональную деятельность;
  • валеологическая компетентность – означает наличие знаний и умений в области сохранения здоровья и в вопросах здорового образа жизни.

2.5 Основные направления развития системы непрерывного профессионального образования в Украине

В условиях новых экономических отношений, при проведении реформ происходят серьезные изменения во всех сферах социальной жизни Украины – в экономике и политике, науке и культуре, образовании. При этом реформирование образования непосредственно связано с подготовкой конкурентноспособных квалифицированных кадров, которые смогут успешно работать на внутреннем и внешнем рынке труда.

Впервые концепция непрерывного образования представлена на форуме ЮНЕСКО в 1965г. Непрерывное образование в концепции рассматривается как процесс, начинающийся с первых лет жизни, продолжающийся в течение всей жизни. Он охватывает все формы, все типы и все уровни образования, предназначен для всех возрастов и имеет целью использовать весь образовательный потенциал общества, все ситуации, в которых может оказаться человек, чтобы способствовать его всестороннему развитию.

Основными категориями непрерывного образования являются:

  • уровень – который связан с образованием — процесс усвоения общественного опыта, норм и ценностей формирующейся и развивающейся личности;
  • ступень – которая связана с обучением – организационная основа образования.

Центральной идеей непрерывного образования является категория постоянного развития человека в течение жизни, как активного субъекта общества.

Механизмы непрерывного по

Человек имеет возможность на любом этапе обучения вернуться к профессиональной деятельности, а при необходимости, продолжить «образовательную карьеру».

Человек имеет возможность продвигаться по образовательной траектории «вверх», поднимаясь по ступеням и уровням профессионального образования (получая «дипломное образование»), а также может повышать свою квалификацию на любом этапе профессиональной деятельности, на базе любого образовательного уровня, то есть продвигаться «вперед» (получая «последипломное образование») или сменить профиль подготовки, воспользовавшись услугами системы переподготовки специалистов.

Три вида образовательной деятельности:

  • формальное образование, завершающееся выдачей общепризнанного диплома или аттестата,
  • неформальное образование, обычно не сопровождающееся выдачей документа, происходящее в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером,
  • инфернальное образование, индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

Основная цель непрерывного образования в Украине – удовлетворить потребности:

  1. личности, как главной движущей силы общества, а именно:
  • дать учащимся глубокие и разносторонние знания;
  • развивать аналитические способности и критическое мышление;
  • развивать способность к самоанализу, к осмыслению своих возможностей;
  • развивать творческие и организаторские способности, инициативу;
  • развивать чувство ответственности за свои поступки, способности анализировать, оперативно и эффективно решать проблемы;
  • развивать коммуникативность, умение приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, работать на перспективу.
  1. общества с целью творческого развития и образованности своих членов;
  2. экономики страны для обеспечения кадрами различных уровней и квалификации;
  3. самой системы образования для ее эффективного функционирования и развития.

Исходными положениями непрерывного профессионального образования в Украине выступают:

1. Системный подход к ПО на основе перестройки содержания образования, что предусматривает:

Системность знаний будущего специалиста. В содержание подготовки необходимо закладывать знания о:

  • знаниях (о теории, о законе и т.д.)
  • способах теоретической и практической деятельности;
  • знаниях, которые помогают специалисту выполнять онтологические (философия о бытие), ориентировочные и оценочные функции. Систематичность предполагает опору последующих сведений на предшествующие, раскрытие связей между различными массивами информации.

Непрерывность знаний – в системе непрерывного образования, когда знание-знакомство, постепенно расширяется, переходит в знание-умение, а затем – в знание-трансформацию, когда человек, работая в какой-либо отрасли, выдвигает новые цели и показывает пути их достижения.

Обобщенность знаний – это способность специалиста воспринимать конкретное знание как часть обобщенного знания; знание и опыт осуществления обобщенных способов деятельности обеспечивают будущим специалистам объединение разнородных предметных знаний в единый комплекс.

Оперативность – это готовность будущего специалиста применять знания в различных ситуациях; расширение опыта осуществления видов деятельности; для достижения такого качества знаний необходимо, чтобы в обучение и подготовку включались не только информативные материалы, но и материалы, помогающие приобретать умения и навыки поиска знаний и определения тех или иных способов деятельности.

Гибкость знаний – это способность будущего специалиста самостоятельно находить способы применения своих знаний в изменяющихся ситуациях, предлагать эти самостоятельно найденные способы применения таких знаний в аналогичных ситуациях.

2. Целостность профессиональной подготовки, которая обеспечивается прочными взаимосвязями ее компонентов: обучения, воспитания, развития, мотивации обучения и профессиональной деятельности, которые в конечном счете ориентированы на повышение качества подготовки квалифицированных и конкурентноспособных работников.

3. Приоритет личности в выборе и построении своей образовательной траектории в соответствии со своими возможностями, сособностями и потребностями рынка труда.

4. Приоритет специальности в профессиональном образовании, что означает нацеленность всех программ подготовки на профиль будущей профессиональной деятельности.

5. Диверсификация ПО, которая обеспечивается:

  • многоуровневостью – разнообразие образовательных программ с учетом возрастных особенностей обучаемых, их базового образования:
  • ступенчатой подготовкой – профессиональная подготовка, представленная блоками, что позволяет строить собственную образовательную траекторию;
  • вариативностью и гибкостью – широкий выбор профессий, специализаций, элементов содержания подготовки;
  • многофункциональностью – широкий спектр функций профессиональных учебных учреждений и широкий спектр профессиональной подготовки.

Основные тенденции развития системы непрерывного ПО в Украине отражены в Национальной доктрине развития образования и Концепции развития профессионального образования:

  1. Личностная ориентация образования.
  2. Формирование национальных и общечеловеческих ценностей.
  3. Создание для граждан равных возможностей для получения образования.
  4. Постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса.
  5. Пропаганда здорового образа жизни.
  6. Расширение украиноязычного образовательного пространства.
  7. Обеспечение социальных и экономических гарантий для самореализации личности.
  8. Органическое соединение образования и науки, развитие дистанционного образования.
  9. Внедрение инновационных и информационных образовательных технологий.
  10. Создание индустрии современных средств обучения и воспитания
  11. Создание рынка образовательных услуг и его научно-методическое обеспечение.
  12. Интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство.