18.Понятие о деятельности. Мотивы и цели деятельности

Де́ятельность — процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.

Деятельность можно разделить на 2 группы:

1.физикеский труд

2.умственный труд. Всякая деятельность состоит обычно из ряда актов — действий или поступков, основанных на тех или иных побуждениях или мотивах и направленных на определенную цель.

Понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает: <немотивированная> деятельность — это деятельность, не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом. Деятельность обычно осуществляется некоторой совокупностью действий, подчиняющихся частным целям, которые могут выделяться из общей цели. Роль общей цели выполняет осознанный мотив. Цель-сознательное представление о результате деятельности предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целепологание.

19. Основные виды деятельности. Знания, умения и навыки – основа успешной деятельности.

В зависимости от возраста человеку свойственны все три разновидности деятельности, однако в разные периоды жизни они проявляются по-разному за целью, содержанием, формой, значением В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности те есть игра, в школьном — обучения а в зрелом – труд игровая деятельность одновременно является и основным средством познания окружающего мира. Игровая деятельность направлена на сам процесс игры и в доступной форме воссоздает обучения и труд. Учебная деятельность — активная, сознательная деятельность, направленная на усвоение знаний, выработки умений и навыков. Труд — это сознательная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных благ

Труд является необходимым условием существования и развития человека Необходимым условием любого труда является наличие цели: создание определенного продукта

Знание — это теоретически обобщенный общественно-исторический опыт, результат овладения человеком действительности, ее познания Знание и действие тесно переплетены Действия с предметами дают одновременно знания об их свойствах и о возможности использования этих предметов. умение — это основанная на знаниях и навыках готовность человека успешно выполнять определенную деятельность Умение представляют собой сознательно контролируемые части деятельности, по крайней мере в главных промежуточных пунктах и конечной цели. Навык — это действие, сформирована путем повторения и характеризуется высокой степенью постижения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Умение в отличие от навыков образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем.

12 стр., 5739 слов

Влияние темперамента на деятельность и поведение человека

... инвариантов в различных актах психической деятельности людей [19, 236]. В. С. ... контактов и связей. В своих трудах Д. Кейрси писал, что «темперамент ... умение определить тип и свойства темперамента у конкретного человека или группы людей способствует нахождению подхода к человеку ... целенаправленной деятельности - проявляется в упорности и настойчивости в достижении поставленных целей деятельности. 7. ...

20.Понятие группы. Классификация групп и их социально-психологическая характеристика.

Группа — это человеческая общность, выделяемая на основе определенного признака, например классовой принадлежности, наличия и характера совместной деятельности, особенностей организации и т. д Группы: 1.большие(представлены госуд-ами, нациями, народностями и классами).

Через эти группы посредственно осуществляется воздействие идеалогии общества на психологию составляющих их людей. 2.малые.состав от 2..3 до 20..30 чел, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении(семья, школьный класс) -малые условные -малые реальные(действительно существующие)

Малые реальные делятся на:

1.лабораторные(с целью научного исследования)

2.естественные -формальные(официальные: школьный класс).Высокоразвитые -неформальные(объединения по интересам: кружок).

Низкоразвитые.

21.Понятие коллектива и их классификация. Соотношение понятий «группа» и «коллектив»

Коллектив — это группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

В диффузной группе:

В коллективе:

· положение человека неустойчиво и неопределенно, поэтому он робок и неуверен в поступках;

· лидер группы случайный, нет гарантий, что лидерство не захватит лицо асоциальной ориентации;

· отношение к делу регулируется администрацией; для большинства — некое принуждение;

· отношение к руководителю как к вышестоящему лицу, облеченному властью над каждым;

· отношение к группе защитно-оборонительное;

· по отношению к себе психологическая зажатость, скованность, робость;

· по отношению к другому — скрытая агрессия, конкуренция.

· положение человека устойчиво, определенно, поэтому он свободен в поведении;

· лидером группы является уважаемое большинством или всеми лицо с социально-ценностной ориентацией;

· отношение к делу как личностно значимому для каждого члена или для большинства;

· отношение к руководителю как к наиболее опытному и умелому товарищу, которого группа наделила полномочиями;

· отношение к группе открытое, товарищеское;

· по отношению к себе — свободное проявление «Я», инициативность;

· по отношению к другому — принятие как данности, дружба.

Требования к коллективу:

1.группа д.б.эффективнойпо отношению к основной деятельности

2.группа должна иметь высокую мораль

3.создавать для каждого в группе возможность развития как личности.

4.быть способна к творчекству.

22.Межличностные отношения. Психологический климат и совместимость.

Наибольшее влияние на психологический климат оказывает степень совместимости людей. Психологический климат-эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе их симпатии, совпадении характеров, интересов, склонностей.

Климат:

1.социальный:опр-ся осознанием общих целей и задач организации

2.моральный- опр-ся принятыми ценностями организации

3.психологический-неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

Психологическая совместимость- возможность людей длительно быть рядом, жить, общаться и взаимодействовать, не сталкиваясь характером.

4 вида совместимости:

1.физическая(гармоническое сочетание физ-их качеств2 или нескольких людей, выполняющих совместное действие)

2.психофизическая(в основе лежат особенности анализаторских систем и св-в темперамента)

3.социально-психологическая(взаимоотношение людей с такими личностными св-ами, которые способствуют усиленному выполнению соц-ых ролей. обязательна гармония)

4.социально-идеалогическая(предполагает общность идейных взглядов, сходство социальных уставов и ценностей)

23.Психология массовых социально-психологических явлений.

Массовые психологические явления- одновременное проявление одной из сторон сознанием многих людей. К ним относятся:

1.общественное мнение(единое по содержанию суждение коллективной деятельности отдельных личностей)

2.коллективное переживание(тождество эмоционального состояния людей,входящих в соц-ую общность)

3.соревнование(взаимодействие личностей, коллективов, групп в ходе которого возникает и реализуется стремление сторон превзойти результат друг друга)

4.подражание(сознательное и несознательное копирование образца)

5.групповые мероприятия

24.Методы изучения межличностных отношений в производственных коллективах и их регулирование

Межличностные отношения — это отражение объективных связей и взаимодействий между людьми, состоящими членами одной группы. Сложность этого явления порождает множество точек зрения. Межличностные отношения можно разделить на официальные и неофициальные. В первом случае они обусловлены какой-то определенной формальной организационной структурой, во втором — желаниями, стремлениями, предпочтениями людей. Официальные отношения закрепляются документально, контролируются; они, как правило, строго регламентированы. Неофициальные отношения могут признаваться и даже поощряться группой, но они не регулируются какой-либо официальной структурой, какими-либо документами.

Существует 4 метода изучения:метод наблюдения , метод эксперемента, биографический и самонаблюдения

Отношения делят также на деловые и личные. Деловые отношения связаны опять же с какой-либо общественно полезной деятельностью — трудовой, учебной, и определяются ею. Деловые отношения также чаще всего, но не всегда, закрепляются должностными инструкциями, какими- то правилами, предписаниями.

25. Психология процесса управления.

Психоло́гия управле́ния — раздел психологии, изучающий психологические закономерности управленческой деятельности. Основная задача психологии управления — анализ психологических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы в системе управления. Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие моменты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управляемого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психология управления различает его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию, включающую сверхзадачу, проблемное содержание, управленческие замыслы и внутренне принятые личностью принципы и правила управления. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. Основные методы психологии управления Психология управления как наука опирается на различные психологические методы, основными из которых являются наблюдение и эксперимент.

По своему характеру и сущности наблюдение — сложный объективный психологический процесс отражения действительности. Его сложность обуславливается тем, что оно ведется в естественной обстановке функционирования организации, в которой место и роль исследователя как наблюдателя оказывает определенное влияние и воздействие на наблюдаемых, с одной стороны, и на подбор и обобщение информации, с другой. Кроме того, в большинстве случаев роль исследователя пассивна, поскольку он лишь фиксирует проявившееся мнение или отношение людей к процессам, фактам и явлениям.

Эксперимент относится к числу самых своеобразных и трудно осваиваемых методов сбора информации. Осуществление эксперимента позволяет получить весьма уникальную информацию, добыть которую иными методами просто не представляется возможным. Например, в целях повышения производительности труда на предприятии решили использовать ряд новых форм морального и материального стимулирования. Однако неясно, приведет ли это к желаемому результату или, наоборот, повлечет за собой негативные последствия, снизит эффект применения ранее введенных и прижившихся форм поощрения за добросовестный труд? Здесь на помощь руководителю приходит эксперимент, способный в силу своих возможностей «проиграть» определенную ситуацию и «выдать» ценную информацию. Основная цель его проведения — проверка гипотез, результаты которых имеют прямой выход на практику, на различные управленческие решения

26. Профессионально важные качества личности руководителя. Лидер и руководитель

Специалисты разделили все качества руководителя на три большие группы: личные, деловые и профессиональные. Сочетание качеств всех трех групп является необходимым требованием, которому должен соответствовать руководитель любого ранга любой организации.Личные качества руководителя – это те, которые помогают приобрести уважение и авторитет среди сотрудников. Среди них можно назвать отзывчивость, готовность прийти на помощь, уверенность в себе, благожелательность и оптимизм в любых ситуациях, культуру и высокие моральные ценности, заботу о своем физическом и психическом здоровье.Деловые качества руководителя – это умение организовать работу, распределять обязанности, лидерство, коммуникабельность, способность убеждать, инициативность и самоконтроль. Все вместе эти характеристики показывают уровень компетентности и организаторских способностей управленца, насколько хорошо он готов справиться с поставленными перед ним задачами.Профессиональные качества руководителя – это хорошее специальное образование, эрудиция, компетентность в своей профессии, высокая обучаемость, а также умение планировать свою работу. Именно эти качества обеспечивают ему успешность на конкретной занимаемой должности.Чем выше уровень руководства, тем больше предъявляется требований и к таким психологическим качествам начальника, как настойчивость, целеустремленность, ответственность.Все эти качества руководителя в совокупности создают именно тот образ, которому стремятся соответствовать эффективные лидеры. Этот образ, в свою очередь, ведет к формированию позитивного имиджа управляющего.

лидер

руководитель

Осуществляет межличностные отношения

Осуществляет официальные отношния

Определяется стихийно

Назначается или избирается

Выдвигается в зависимости от настроения

Имеет стабильное положение

Не имеет системы санкций

Имеет определенную систему санкций

Сфера действий — любое сообщество

Сфера действий определена рамками законов, инструкций, постановлений

33. Стили управления

Авторитарный стиль управления. Авторитарный стиль управления является достаточно жестким. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, стремится к манипулированию подчиненными, доминированию над ними. Он единолично принимает все управленческие решения, строго контролирует выполнение поставленных им заданий. Использование авторитарного стиля возможно, а порой и необходимо в таких ситуациях как: отсутствие порядка и дисциплины в коллективе существование жесткого лимита времени на принятие неких важных решений либо внедрение изменений существование сложных условий функционирования организации и др.

недостатки: — ухудшение дисциплины в коллективе —снижение эффективности труда -текучесть кадров -отсутствие творческой инициативы.

Демократический стиль управления Контроль за выполнением заданий при демократическом стиле управления умеренный, зачастую основанный на самоконтроле исполнителей, присутствуют различные поощрения. Руководитель при этом стиле управления доброжелателен, открыт в общении, терпим к критике, делегирует полномочия, пытается сформировать у подчиненных чувство сопричастности к общему делу, дух сотрудничества, взаимопонимания в коллективе.

Либеральный стиль управления. Руководитель в либеральном стиле управления уклоняется от принятия каких-то стратегически важных решений, безразличен к критике, не интересуют его и нужды своих подчиненных, он не осуществляет четкого распределения заданий, обязанностей и прав между ними, контроль с его стороны, как правило, незначителен.