особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.

Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретический анализ проблемы 3

1.1 Память как психический процесс и ее развитие в дошкольном возрасте 6

1.2 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи 10

1.3 Особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи 12

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня 15

2.1 Организация и ход исследования 15

2.2 Описание психодиагностических методик 17

2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 20

Заключение 30

Литература 33

Приложение 36

Введение

В настоящее время, стали актуальными проблемы развития познавательных процессов у детей с речевыми нарушениями в силу повышения требований к качеству получения знаний. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы: так, при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией. Это проблема особенно актуальна в старшем дошкольном возрасте в связи с лавинообразным притоком к ребенку новой информации, которую ему необходимо усвоить в вязи с подготовкой к обучению в школе.

До недавнего времени специальная психология и коррекционная педагогика фокусировали свое внимание преимущественно на грубых нарушениях речевого развития в ущерб легким и субклиническим формам, относящихся к категории общего недоразвития речи (ОНР) III уровня. В связи с этим особенности развития познавательной сферы детей с ОНР III уровня до сих пор недостаточно изучены. Вместе с тем, раннее начало целенаправленной коррекционной работы у детей с общим недоразвитием речи способствует ослаблению и преодолению имеющихся у детей тех отклонений, которые будучи незначительными, тем не менее, суммируясь, способны приводить к снижению школьной успеваемости и нарастанию явлений дезадаптации.

11 стр., 5395 слов

Особенности связной повествовательной речи детей с общим недоразвитием речи

... развитию связной речи, содержание, средства обучения, критерии оценки уровня развития этого вида коммуникации. Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической работы с детьми с общим речевым недоразвитием. Отмечаемое у детей ...

В частности, требуют исследования особенности развития памяти у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению, поскольку нарушения этих когнитивных процессов отрицательно сказываются на освоении этими детьми учебных навыков и в осознанных коммуникативных действиях, в умении строить свое поведение в соответствии с задачами общения и требованиями ситуации. Это определило актуальность настоящего исследования.

Цель исследования – изучить особенности памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня в период их подготовки к школьному обучению.

В соответствии с целью определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме памяти у детей с ОНР.

2. Провести эмпирическое исследование памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и у их сверстников без речевых нарушений.

3. Провести анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования и на их основе выявить особенности развития памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Объект исследования – память детей с ОНР III уровня.

Предмет исследования – особенности развития зрительной и слухоречевой памяти у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению.

Гипотеза исследования: развитие памяти и внимании у детей с ОНР III уровня в период их подготовки к школьному обучению имеет свои особенности.

Методы исследования:

1. Теоретические методы: анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение полученных данных.

2. Эмпирические методы: психодиагностические методики исследования слухоречевой и зрительной памяти:

— методика «10 слов»;

— методика «Назови слова»;

— методика «Предметные картинки»;

— методика «Запомни рисунки»;

3. Методы математико-статистического анализа:

— описательная статистика (среднее значение, стандартное отклонение);

— λ-критерий Колмогорова-Смирнова;

— U-критерий Манна-Уитни;

— критерий φ* Фишера.

Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные в ходе настоящего исследования особенности развития слухоречевой и зрительной памяти старших дошкольников с ОНР III уровня открывают возможности для совершенствования системы оказания психолого-педагогической помощи детям указанной категории.

Сроки проведения исследования: декабрь 2011 г.

База эмпирического исследования – МДОУ ЦРР № 369 г. Челябинска.

В исследовании приняли участие 30 старших дошкольников в возрасте 6-7 лет из числа воспитанников МДОУ ЦРР № 369 г. Челябинска. В том числе 15 детей с ОНР III уровня из числа воспитанников логопедической группы второго года обучения и 15 детей, у которых речевое развитие в норме.

ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы

1.1 Память как психический процесс и ее развитие в дошкольном возрасте

11 стр., 5242 слов

Экспериментальное исследование влияния уровня интеллекта на школьную ...

... nbsp; РАЗДЕЛ І  ОБЗОРНО – АНАЛИТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ИНТЕЛЛЕКТА И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА ... задачей выявления в общеобразовательной школе детей , которые имеют сколь- нибудь ... Уровень Ι – уровень специфических факторов, или ограниченные способности   Уровень ΙΙ – так называемый широкий уровень. С ним связаны восемь факторов; текучий интеллект, кристаллизованный интеллект, общие факторы памяти ...

Память определяют как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память – это сохранение информации о сигнале после того, как действие сигнала уже прекратилось; это отражение того, что было в прошлом опыте. Основано это отражение на образовании достаточно прочных связей на их актуализации и на функционировании в дальнейшем [18]. Память как форма психического отражения имеет особое значение для жизнедеятельности человека. Каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который сохраняется на достаточно продолжительное время и при соответствующих условиях проявляется вновь и становится предметом сознания. Поэтому под памятью мы понимаем запечатление, сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта после того, как вызывающие их явления исчезли [24]. Основные функции памяти – это запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

П.П. Блонский высказал мысль о том, что в онтогенезе различные виды памяти формируются у ребенка в определенной последовательности: двигательная, аффективная, образная, словесно-логическая. Самая первая по времени – это моторная, или двигательная, память. Это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений. У ребенка двигательная память проявляется уже в первый месяц жизни и предшествует всем остальным. Это основа для формирования всех практических и трудовых навыков, навыков ходьбы, письма и т.д. [22]. У дошкольника содержание двигательной памяти значите…..

Литература

1. Бадалян Л., Миронов А. Память и нервно-психическое развитие // Дошкольное воспитание. – 1976. – №4. – С. 23–31.

2. Буторина Н.Е. Затяжные системные расстройства в детском возрасте клиника патогенез терапия [текст] : Учебное пособие / Н.Е. Буторина, К.Ю. Ретюнский. – Екатеринбург : Экспресс-дизайн, 2005.

3. Блонский П.П. Память и мышление. – Изд. 2. – М. 2007.

4. Возрастные и индивидуальные различия памяти. /Под ред. А.А. Смирнова – М. 1967.

5. Волкова, Л. С. Логопедия [текст] : учеб. пособие / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова [и др.]; под ред. Л.С. Волковой. – М.: Просвещение, 1989. – 528 с.

6. Выготский, Л. С. Психология развития человека [текст] / Л.С. Выготский. – М. : Смысл, Эксмо, 2005. – 1136 с.

7. Детская практическая психология: учебник [текст] / под ред. Т.Д. Марцинковской. – М. : Гардарики. – 2003. – 231 с.

8. Дубровина, И. В. Психология [текст] / И.В. Дубровина. – М. : Академия. – 2001. – 464 с.

9. Житникова Л.М. Учим детей запоминать. – Изд. 3-е, доп. – М. 1985.

10. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М. 1991.

11. Истомина З.М Развитие памяти: Учебное пособие. – М. 1978.

12. Истомина З.М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М. 1967.

13. Левина Р.Е. Избранные труды. – М., 1965.

14. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. 1998.

15. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии – СПб. 2006.

16. Маслов, А. С. Психологические процессы [текст] / А.С. Маслов – М.: Просвещение, 1994. – 340 с.

25 стр., 12187 слов

Психология. Учебное пособие по написанию курсовой работы

... изложены и реализованы в самом пособии как образец работ такого рода. Пособие предназначено студентам 1–5 курсов дневного и заочного обучения факультета психологии ЮУрГУ.   Ил. 1, ... Затем приводятся нормы внешнего оформления работы: правила оформления научного аппарата и всего текста. В третьей главе раскрываются основные этапы психологического исследования, рассматриваются проблемы, связанные с ...

17. Мухина, В. С. Детская психология [текст] / В.С. Мухина. – М.: Эксмо. – 1999. – 352 с.

18. Немов, Р. С. Психология : Кн. 1 : Основы общей психологии [текст] / Р.С. Немов. – М. : Владос, 2006. – 688 с.

19. Общая психопатология в детской и подростковой психиатрии: справочное пособие / гл. ред. проф. Н.Е. Буторина. – Челябинск: Изд-во АТОКСО, 2007.

20. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1967. – 367 с.

21. Петровский, А. В. Психология : учебник для вузов [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М. : Речь, 2003. – 480 с.

22. Психология памяти [текст] / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. : Педагогика, 1998. – 816 с.

23. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, 1976. – с. 256

24. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. – 720 с.

25. Рубинштейн С.Л. Память // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М. 1998.

26. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. – М. 1998.

27. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб. 1998.

28. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология: учеб. пособие [текст] / Г.А. Урунтаева. – 5-е изд. — М. : ИЦ «Академия», 2001. – 336 с.

29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М. 1998.

30. Филичева, Т. Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. – М., Союзиздат, 1989. – 339 с.

31. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. – М.: Академия, 2003. – 240 с.