Использование современных аудиовизуальных

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический

Институт им. В. М. Бехтерева

 

 

УТВЕРЖДЕНО

Психиатрической секцией

Ученого совета МЗ МП РФ

26 декабря 1995 г. № 48

 

 

Председатель секции

профессор Дмитриева Т. Б.

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ

ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ

 

 

Пособие для врачей

 

 

Санкт-Петербург

Пособие для врачей составлено в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева при участии сотрудников кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.

 

Авторы-составители: В. А. Абабков, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский,

Л. М. Кульгавин, С.А.Подсадный, В.А.Ташлыков, А.П.Федоров.

 

В методическом пособии представлен первый в нашей стране опыт использования видеотехники в области психотерапии. Освещаются ос­новные теоретические предпосылки, способы ее применения в практи­ке работы психотерапевта, самомоделирование на основе видеозаписи, использование видеотехники в современных моделях интегративной пси­хотерапии и др.

 

Методическое пособие предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психологов, работающих с больными, страдающими невро­зами и пограничными с ними нервно-психическими расстройствами.

 

 

Местным органам здравоохранения разрешается размножить данное пособие для врачей в необходимом количестве экземпляров.

 

Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева

 

  Пособие для врачей  

Введение

В последние десятилетия в связи с развитием психотерапии и расширением сферы ее применения при лечении больных с различной заболеваниями, прежде всего нервно-психическими и психосоматическими, все острее встает проблема повышения интенсивности, эконо­мичности и эффективности психотерапевтических воздействий, а также подготовки квалифицированных специалистов в этом области. Совершенствование аудиовизуальных технических средств создает новые возможности для решения этих задач. В психотерапии видеосистемы используются в двух основных направлениях: 1) в процессе индиви­дуальной и групповой психотерапии и 2) при подготовке психотера­певтов (видеотренинг, создание учебных фильмов по различным мето­дам психотерапии и др.).

5 стр., 2034 слов

Психоанализ, гуманистическая психотерапия, психодрама, поведенческая ...

... Бехтерева Сибирский вестник психиатрии и наркологии Интернет-ресурсы Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. - URL: http://psyjournal.ru Институт психологии и психотерапии ... 541 с. Дополнительные источники Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. - М. : ... Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. ...

Основные цели применения видеозаписи в психотерапии заключаются в совершенствовании личностной диагнос­тики в связи с конкретными задачами психотерапии и в оптимизации механизмов лечебного действия психотерапии, прежде всего, обрат­ной связи, предоставляющей существенный материал для конфронтации и последующего осознания пациентом своих личностных особенностей, особенностей своего взаимодействия, поведения и эмоционального реагирования.

Традиционно в качестве основных положительных эффектов ви­деообратной связи рассматриваются:

¾ более глубокое усвоение новой модели поведения на когни­тивном уровне;

¾ распознавание положительных и отрицательных способов пове­дения;

¾ выявление причинно-следственных связей между событиями в процессе психотерапии;

¾ повторное возвращение к ситуациям, вызвавшим спорное толкование;

¾ более детальное расчленение поведения благодаря возможности повторного просмотра, замедленному или ускоренному воспроизведению и другим техническим приемам;

¾ выявление скрытых мотивов поведения за малозаметными деталями поведения;

¾ подкрепление нового поведения демонстрацией успеха на видеозаписи.

Однако использование видеотехники в психотерапии не ограничи­вается только задачами предоставления пациенту видеообратной связи. Она может также использоваться как средство для моделирования различных вариантов психотерапевтического процесса в теоретиче­ских и прикладных исследованиях, а также для обеспечения процессов моделирования (самомоделирования) поведения пациента.

 

Теоретические предпосылки к использованию видеотехники

В психотерапии

 

При построении модели психотерапевтического процесса с применением видеозаписей примем положение, определяющее суть самой модели. Оно заключается в том, что психотерапия может рассматри­ваться как многоуровневый двусторонний (от психотерапевта к паци­енту и наоборот) специфический информационный процесс, так как лечение подразумевает не просто передачу сообщений, но и их интерпретацию врачом, который осуществляет отбор содержания, «кодирование» сообщений, определяет стратегию и тактику передачи информации.

Если исходить из модели психотерапии как информационного процесса, то очевидно, что врач (психолог) для проведения каждого психотерапевтического занятия должен сформулировать определен­ную лечебную цель. Эта цель обусловливает его деятельность, с од­ной стороны, и определяет деятельность пациентов, с другой. Дея­тельность психотерапевта и средства его воздействия на пациентов приводят к появлению цели у пациентов. Этому процессу может способствовать использование в психотерапии таких технических систем как видеоаппаратура, которыми обеспечиваются фиксация и воспроиз­ведение аудиовизуальных сообщений. Они призваны не только предъ­являть информацию, но и направлять деятельность больных (направленно и последовательно содействовать формированию у пациентов специальных умственных навыков, необходимых им для усвоения в ре­альных условиях новых моделей адаптивного поведения).

13 стр., 6039 слов

Майкл Х. Стоун. Клиническое руководство по психотерапии пациентов ...

... В каждом из вышеназванных случаев необходимо применять особые методы лечения. Подобный подход был бы идеальным в терапии пациентов с латентным пограничным расстройством личности. Многие из этих ... или маниакальной депрессии. Второе место в ряду сопутствующих заболеваний занимает расстройство пищевого поведения, более распространенное среди женщин. Речь идет, прежде всего, о нервной анорексии и ...

Б свою очередь, это требует предварительной постановки коммуникативной цели предъявления каждого отдельного фрагмента видеозаписи. Видеотех­нику как средство предъявления аудиовизуальных сообщений следует подчинять основным мишеням психотерапии, а не приспосабливать лечебный процесс, организацию его проведения к имеющимся в нали­чии фрагментам видеозаписи. Цели использования видеозаписи в хо­де психотерапевтического процесса можно свести к двум основным: 1) демонстрация больным структуры, организации движения, системы, процесса, тенденции и т.д. и 2) использование содержания аудио­визуального сообщения для усиления интеллектуальных умений или приемов познавательной деятельности. С помощью видеотехники в хо­де лечения можно передавать специальную информацию, организуя процесс ее усвоения, т.е. имеется возможность целенаправленно ак­тивировать и совершенствовать познавательную деятельность пациен­тов.

К настоящему времени анализ материалов, полученных в отде­лении неврозов и психотерапии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева с использованием видеотехники для повышения эффективности психотерапии, позволил выделить три основных метода предъявления видеозаписей: 1) информационно-рецептивный, 2) репро­дуктивный и 3) метод проблемного изложения.

Информационно-рецептивный метод характеризуется использова­нием видеозаписей, в которые входит информация об объектах (на­пример, о наиболее распространенных факторах психотравмирующих ситуаций для большого числа людей) и способах деятельности, обеспечивающих применение этих знаний на практике (для поиска наибо­лее вероятного или традиционного пути выхода из трудных обстоя­тельств).

Эта информация должна быть воспринята, осознана и за­креплена пациентом. Информационно-рецептивный метод допускает ис­пользование уже «готовых» знаний — аудиовизуальные сообщения путем электронного монтажа видеозаписей формируются психотерапевтом самостоятельно (без привлечения к этому процессу пациентов) и на­полняются лучшими образцами деятельности (моделями поведения).

Репродуктивный метод основан на многократном просмотре спе­циального набора видеофрагментов, демонстрирующего наиболее эф­фективное поведение с использованием готовых знаний (социальных норм, ролей, законов или запретов и т.п.) в объективно трудных для большинства людей ситуациях. Репрезентация их пациентами на уровне своего поведения отражает их усвоение и выступает в каче­стве критерия успешного применения метода.

Метод проблемного изложения, в отличие от информационно-рецептивного и репродуктивного методов, в наибольшей степени ориен­тирован на повышение активности познавательных процессов, допу­скает использование аудиовизуальных сообщений, которые отражают неопределенную или спорную информацию. В подобных случаях паци­ентов побуждают к прояснению ситуаций через высказывание альтернативных гипотез (суждений) и исследование скрытых причин или мотивов поведения людей в представленных видеофрагментах; здесь мо­гут быть пациенты, участвующие в обсуждении проблемного эпизода через анализ собственного поведения.

3 стр., 1258 слов

Влияние стиля поведения на успешный результат деятельности

... данной работы считаю изучить влияние стиля поведения на успешный результат деятельности. Задача работы: Показать как влияет стиль поведения на результат деятельности, а так же различные стили делового ... поведения их значение, различия. 1. Деловой стиль Важным отличительным признаком делового ...

Путем электронного монтажа видеозаписей (через произвольную концентрацию в единицу времени реальных событий) психотерапевт имеет возможность по новому расставить акценты в структуре переживаний пациентов или фокусировать интерпретацию основных аспектов деятельности и поведения больных в контексте «новой (сконструиро­ванной) реальности». «Новая реальность», как отражение возможнос­тей современной видеотехники, может использоваться с целью после­довательной и наглядной демонстрации пациентам многих типичных ситуаций из жизни психотерапевтической группы (или индивидуальных психотерапевтических занятий), которые с высокой вероятностью от­ражались в сознании больных как психотравмирующие или объективно труднопреодолимые из-за непонимания их операциональных характерис­тик. Направленное формирование у них специфических приемов позна­вательной деятельности (интеллектуальных умений) путем структури­рования аудиовизуальных сообщений, в связи с задачами психотера­пии, встречает естественное препятствие в форме своеобразной «сле­поты» к зрительно-очевидным отношениям, если у пациентов отсутст­вуют из прежнего опыта навыки по их распознаванию. Иными словами, проблему перехода от «внешних» действий к «внутренним» следует рассматривать с точки зрения структуры самой психической деятельности и тех изменении, которые она претерпевает по мера этого перехода.

Использование современной видеотехники может быть эффектив­ным в случаях адекватного применения знаковых систем. В качестве таковой используется структурная классификация невербального поведения Л.Маркоса, в которой учитываются следующие категории жестов. 1) Ритмические короткие движения, напоминающие удар без привлечения его сути. Эти движения руками порывисты и являются внутренней координацией ритмических аспектов речи. Рука выполняет по существу прямые вертикальные движения или наблюдаются вращения запястьем. 2) Указывающие движения, используемые для указания че­ловека или объекта на близком или дальнем расстоянии, распознаю­щие и уделяющие внимание объектам в пространстве. С помощью указывания индивид пытается вновь утвердить себя, других или предметы в пространстве. 3) Ощупывающие движения, проявляющиеся при усилии индивида подобрать слова или недостаточности словесного выражения и выполняющие замещающую функцию. Ощупывающие движения часто со­провождают несостоятельную речь. Наглядно это проявляется в корот­ких ритмичных движениях рук, напоминающих ощупывание ткани или мелких предметов, происходящих в ходе проявления чувств при замин­ках в речи. 4) Изобразительные (символизирующие) движения, несу­щие в себе сообщение сути образа, чувства или мысли. Они часто являются буквальным отражением вербальной картины, иногда ее «сгу­щением», зачастую обеспечивая более общей информацией, чем та, которую передает одна речь.

В практической деятельности психотерапевтов важными представ­ляются навыки в сфере «кодирования» невербального поведения боль­ных (хотя бы в категориях приведенной классификации жестов) для предметного анализа эффективности психокоррекционных воздействий. Аналогичные навыки полезны и пациентам, что облегчает им распозна­вание и фиксацию образцов адаптивного поведения. В других случаях специальные знания и навыки указывают больным на очевидные приз­наки инконгруэнтности, т.е. на нежелательные рассогласования меж­ду каналами невербальных и речевых сообщений, что уменьшает эффективность их коммуникации или затрудняет переработку информации, исходящей от них. Последнее, в свою очередь, может выступить од­ной из причин их дезадаптации.

7 стр., 3311 слов

Психотерапия неврозов

... подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии ... и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию. Т.о. первичные личностные ... осознание больным психотравмы, как причины расстройств, осознание связи между психотравмой и болезненной симптоматикой. Переработка этой ...

Классификация невербального поведения Л.Маркоса построена таким образам, что она дает возможность субъекту перевода неяв­ной, имплицитной формы знания в эксплицитное, объективное знание. Иначе говоря, она позволяет субъекту из неявного предпосылочного знания сделать явные выводы, составляющие психологическое ядро операциональных смыслов или сформировать познавательное отношение к предмету деятельности. Системы невербальной коммуникации (наря­ду с некоторыми характеристиками речевой активности) могут высту­пать в виде критерия оценки успешности собственного поведения (для пациентов) и одновременно средством оценки качества лечения (для врачей).

В нашем опыте психотерапия оценивалась как эффективная, если по ходу лечения уменьшался разрыв в содержательных характе­ристиках невербального и речевого поведения больных и наоборот, как менее эффективная, если на завершающем этапе психотерапии вы­являлось очевидное рассогласование между основными характеристи­ками речевой активности и невербального поведения.

Видеообратная связь и моделирование (самомоделирование) пове­дения как основные формы применения видеотехники рассматриваются только в контексте трех основных методов предъявления видеозаписей (информационно-рецептивного, репродуктивного и проблемного изло­жения).

Различия в характере использования видеотехники определяются сочетаниями основных вариантов видеообратной связи и модели­рования (самомоделирования) поведения с учетом разных этапов и методов психотерапии, а также их основными мишенями.

 

 

При построении модели психотерапевтического процесса с применением видеозаписей примем положение, определяющее суть самой модели. Оно заключается в… Если исходить из модели психотерапии как информационного процесса, то… К настоящему времени анализ материалов, полученных в отде­лении неврозов и психотерапии Психоневрологического…

Основные способы применения видеотехники в практике

Психотерапевта

 

Видеотехника в психотерапии используется для реализации как собственно видеообратной связи, так и для обеспечения процессов моделирования (самомоделирования) поведения. Видеообратная связь основана на таком использовании видеотехники, когда пациентам соз­дают условия для самоконфронтации через предъявление им объектив­ного и «нейтрального» отражения их собственного поведения, а в случае групповой психотерапии — возможности для проверки и пере­смотра своих понятий о «других в восприятии «Я»» и «Я» в восприя­тии других». Постоянная практика подобного рода восприятия и пов­торного пересмотра повышает уровни рефлексивности у пациентов, что переносится ими на отношения и вне группы. Именно таким путем, содействуя психотерапевтической задаче «пересмотра» концепции «Я», могут интегрироваться новые позиции.

4 стр., 1649 слов

Поведение экспрессивное

... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...

По способам применения и средствам привлечения внимания к содержанию предъявленной информации различают активную видеообрат­ную связь, когда отобранный фрагмент видеозаписи демонстрируется больным в сопровождении подробных комментариев психотерапевта и пассивную видеообратную связь в случаях использования видеосюже­тов без анализа их специалистами. По времени предъявления выделя­ют прямую видеообратную связь, т.е. по ходу лечебных сеансов, и отсроченную, после завершения психотерапевтических занятий. По содержанию отобранных материалов — тематически ориентированную, когда расставлены акценты, например, на восприятие преимуществен­но невербальных способов взаимодействия или на распознавание вербально-логической системы знаков в структуре речевого поведения и т.д., и аморфную видеообратную связь, ориентированную на вос­приятие и интерпретацию больными структуры поведения в целом. Варианты использования видеообратной связи представлены по класси­фикации, разработанной в отделении неврозов и психотерапии Институ­та им. В. М. Бехтерева. Путем электронного монтажа возможны также изменения пространственно-временных характеристик видеообратной свя­зи (с очевидным замедлением или ускорением распознаваемых процес­сов).

Необходимые предпосылки или наиболее обшие условия для эффек­тивного использования видеообратной связи в индивидуальной и груп­повой психотерапии сводятся к следующим. 1) Основные характерис­тики видеообратной связи определяются целью и задачами всего кур­са психотерапии и соответствуют той общетеоретической концепции, которой руководствуется психотерапевт в своей деятельности. 2) Не­обходимо учитывать, насколько видеообратная связь помогает пациен­ту узнать что-либо новое о себе или облегчить ему изменения соб­ственного поведения. 3) Бидеообратная связь во многих случаях от­носится к такому поведению, которое перципиент может изменить, и бесполезна, если относится к тому, на что перципиент повлиять не может. 4) Видеообратная связь приносит больше пользы в тех случа­ях, когда обращаются с просьбой о ней, чем тогда, когда ее навя­зывают. 5) Важный аспект полезности видеообратной связи — ее свое­временность. В одних случаях она относится к поведению больного, которое имело место в текущий момент (вариант прямой видеообрат­ной связи, в других — пациенту целесообразнее предоставить сумми­рованную информацию о его поведении, т.е. после завершения оче­редного или нескольких психотерапевтических занятий (вариант от­сроченной видеообратной связи), 6) Видеообратная связь не должна быть слишком продолжительной (одно занятие не более 5-10 минут, реже 15-20 минут).

В противном случае может наблюдаться так назы­ваемая перегрузка видеообратной связи. Перципиент оказывается не в состоянии абсорбировать и интегрировать большой объем информа­ции. Если видеообратная связь носит подчеркнуто конфронтационный характер, то ее негативные аспекты должны быть уравновешены обшей позитивной атмосферой. 7) Видеообратная связь приводит не только к изменению, но и к принятию иных форм поведения перципиентом.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...

Использование видеотехники в режиме моделирования предпола­гает отбор и демонстрацию больным примеров только адаптивного поведения. С этих позиций моделирование является вариантом позитив­ной видеообратной связи. В основании механизма моделирования -воздействие носителя примера на перципиента. Оно может быть реали­зовано разными способами: непосредственно, личностными особеннос­тями и поведенческими реакциями, что называют также методами «преддепонирования» тл «экспонирования» и опосредованно, через обсуждение поведения третьего лица (по материалам видеозаписей) или че­рез образцы поведения реальных или вымышленных героев. Если при­мерами служат образцы собственного поведения, моделирование прев­ращается в самомоделирование или аутоэкземплификацию.

 

Видеотехника в психотерапии используется для реализации как собственно видеообратной связи, так и для обеспечения процессов моделирования… По способам применения и средствам привлечения внимания к содержанию… Необходимые предпосылки или наиболее обшие условия для эффек­тивного использования видеообратной связи в…

Самомоделирование (аутоэкземплификаиия) на основе

Видеозаписи

 

Эта методика применяется в двух вариантах. а) Программы за­нятий для самомоделирования составляются в сотрудничестве с пси­хотерапевтом преимущественно самими пациентами, непосредственно участвующими в отборе видеосюжетов. б) Программы занятий самомо­делирования составляются психотерапевтом самостоятельно. Достоин­ство первого варианта в том, что самомоделирование выполняет од­новременно две функции: пациенты незаметно для себя вовлекаются в то, что фактически является и содержанием цели, и содержанием лечебной процедуры. Этот прием помогает преодолеть психологическую защиту пациентов, снижающую эффективность самомоделирования. Первый вариант самомоделирования можно назвать активным, второй — пассивным. В числе недостатков пассивного варианта следует отме­тить исключительно монопольный характер отбора для пациентов адап­тивных образцов их поведения психотерапевтами. Последние в таких случаях вынуждены руководствоваться лишь собственными представле­ниями о наиболее целесообразных (адаптивных) способах поведения своих больных. Этим обстоятельством могут быть обусловлены возмож­ные искажения в структуре самовосприятия пациентов.

Основные различия между самомоделированием и видеообратной связью сводятся к следующему. 1) При самомоделировании отбираются только положительные примеры (лучшие образцы собственного поведения для побуждения пациента к повторению аналогичных успешных действий и акцептации соответствующих поведенческих стереотипов. При видеообратной связи нет отмеченных ограничений. 2) При самомоделировании уровень стресса, от первичного знакомства больных с собственным изображением (отражением на мониторе своего поведения) минимизирован за счет демонстрации каждому пациенту лишь вариантов его успешной деятельности. По сравнению с самомоделированием при использовании видеообратной связи эмоционально-аффективные реак­ции больных в аналогичных ситуациях (при первичных просмотрах ви­деосюжетов со своим участием) значительно интенсивнее. Они прояв­лялись различными вегетативными реакциями (покраснением или побледнением кожных покровов, усиленным потоотделением, слезливостью, парэстезиями), ошупываюаими жестами (потиранием ладонью ли­ца, шеи и пр.), а также демонстративным поведением (закрыванием глаз, опусканием головы, отворачиванием головы и корпуса в сторо­ну или внезапным выходом из кабинета в период использования видео­обратной связи).

11 стр., 5306 слов

02 Психотерапия и анестезиологическая защита больных

... поведенческим проявлениям. В этой связи следует вы­делить три основных варианта поведения пациен­тов: 1) скрытую реакцию, при которой больные сами не жалу­ются ... демонстрируют именно такую реакцию. Обоснование необходимости психологической коррекции и психомедикаментозной подготовки пациентов. Эмоциональное напряжение действует мобилизующе на функциональные резер­вы организма человека, повышая ...

Совокупность перечисленных реакций принято называть видеошоком.

В качестве негативных эффектов видеообратной связи, обычно при неквалифицированном применении видеотехники, могут наблюдать­ся также страх перед камерой, развитие боязни внешнего контроля у лиц с паранойяльными наклонностями, появление переживаний отчужде­ния пациента от самого себя, усиление сопротивления и психологиче­ской зашиты, возможное неблагоприятное воздействие на самооценку и групповую динамику, а также нарушение внимания, точности вос­приятия и быстрое утомление.

В структуре моделирования и самомоделирования основополагаю­щая категория — пример. К основным характеристикам примера, отли­чающим его oт других средств воздействия, относят следующие: яв­ность, очевидность; большое количество связей с другими людьми; возможность сравнения; убедительность воздействия; множественность критериев.

 

Эта методика применяется в двух вариантах. а) Программы за­нятий для самомоделирования составляются в сотрудничестве с пси­хотерапевтом… Основные различия между самомоделированием и видеообратной связью сводятся к… В качестве негативных эффектов видеообратной связи, обычно при неквалифицированном применении видеотехники, могут…

Использование видеотехники в современных моделях

Психотерапии интегративного типа

 

Общим фактором различных направлений психотерапии, прежде всего таких противостояших в прошлом друг другу, как психодинами­ческое и поведенческое, становится принцип учета в лечебной рабо­те внутренних и внешних детерминант поведения больных, в качест­ве которых обычно рассматривают варианты интрапсихических механиз­мов и основные характеристики психосоциальных воздействий. В этом случае, в зависимости от характера терапевтической ситуации и ле­чебных задач, психотерапевт имеет возможность различным образом расставлять (смещать) акценты в процессах переработки внутри- или межличностных конфликтов. Общими факторами для различных направ­лений психотерапии являются также: современная ориентация специалистов на групповые методы работы, их стремление к совершенствова­нию психотерапевтических воздействий в группе (с целью дальнейше повышения их эффективности и более активного использования прин­ципов краткосрочной психотерапии), холистический подход. В сово­купности отмеченные обстоятельства свидетельствуют о развитии интегративных подходов к основным направлениям современной психоте­рапии. Наиболее ярко значение видеотехники, возможности примене­ния ее в контексте групповых методов можно показать на примере групповой психотерапии как модели естественного эксперимента по А.Ф.Лазурскому со всеми характерными для него особенностями. 1) Возможностью поставить пациента (испытуемого) в известные, за­ранее изученные условия, которые вызовут тот или иной процесс, ту или иную реакцию с его стороны. 2) Возможностью неоднократно повторять одни и те же условия, а следовательно, одни и те же про­явления, что существенно для их трактовки. 3) Изолированностью экспериментальных приемов: каждый отдельный прием направлен на исследование какого-нибудь одного, обособленного процесса и тем самым создаются условия для диагностического заключения примени­тельно к каждой отдельной личности.

4 стр., 1974 слов

Влияние психофармакотерапии и психотерапии на психофизиологическое ...

... отражающие функциональный уровень ЦНС у больных с неврозами. Изучение характера и глубины психофизиологического действия психофарма- котерапии, психотерапии и их комбинаций достаточно информативно, ... основные параметры психофизиологического состояния. Следует отметить, что у операторов энергоподстанций наиболее отчетливо на фоне приема нооклера оптимизировались профессионально значимые для них ...

При анализе процесса психотерапии в первую очередь обращает внимание на особенности использования психотерапевтических мето­дов, их сочетаемость и очередность применения, что позволяет в ус­ловиях групповой психотерапии выявлять основные направления актив­ности пациентов. Иными словами, предоставляется возможность определить, какими путями стимулируются активность пациентов, их рефлексивные способности: методом психотерапии, ориентированным на внешнюю активность больного, то есть усиливающим определенные поведенческие реакции и допускающим проявления его спонтанной поис­ковой активности для совладалия с проблемной ситуацией ( coping-поведение) или имеющим в основании преимущественно внутренний план действий (формирование умственных навыков) для изменения труд­ных обстоятельств. Правильное понимание основных характеристик «внутреннего и внешнего», особенностей их взаимодействия и взаимо­обусловливания, а также активизация познавательных процессов паци­ентов в течение всего периода психотерапии, определяют в конечном итоге ее эффективность.

Современная видеотехника становится средством, облегчающим формирование у пациентов поэтапного осознания психогенеза своей болезни и понимания путей или возможных вариантов восстановления адаптивных способностей. Просмотр видеозаписей с параллельным ана­лизом их содержания пациентами производится по методике, разрабо­танной в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М.Бех­терева. Путем электронного монтажа производили «сборку» отобранных видеофрагментов, ярко иллюстрирующих наиболее типичное поведение больных. В результате за счет концентрации в единицу времени эпизо­дов реального поведения пациентов без изменения или с изменением их исходной хронологической последовательности создавались возмож­ности для конструирования нового контекста, которым избирательно фиксировали внимание пациентов на когнитивном, эмоциональном или поведенческом компонентах в структуре их отношений. Использование при таких условиях различных методов предъявления видеофрагментов делает перспективным применение разнообразных вариантов видеооб­ратной связи, а также приемов моделирования или самомоделирования поведения больных.

Использование современной видеотехники для повышения эффек­тивности психокоррекционных воздействий вновь привлекает внимание к давно назревшей проблеме более четких дефиниций основных поня­тий, отражающих содержание психотерапевтического процесса. В качестве примера рассмотрим осознание — один из наиболее сложных процессов в психотерапии. Первый и самый элементарный его этап — узнавание, идентификация (отождествление) воспринимаемого предмета или явления. Второй этап связан с отнесением осмысляемого к той или иной категории, подведение его под определенный ряд, то есть стадия объяснения, генерализации. На третьем этапе происходит выявление не только общих, но и специфических свойств явления, его индивидуализирующих отличий. И, наконец, самая высокая степень осознания (четвертая): наибольшая его глубина связана с выявлени­ем источников, целей, мотивов и причин осмысляемого явления. Ис­пользуя представления о структуре и последовательности этапов процесса осознания, можно применять видеотехнику наиболее рациональ­ным способом. Для решения задач на первом этапе осознания следует предъявлять видеофрагменты в рамках информационно-рецептивного метода к наиболее полно реализовать возможности активной видзообратной связи, то есть с развернутыми комментариями психотерапевта по ходу их демонстрации, а также приемы моделирования поведения больных, где в активной позиции находится врач. При переходе ко второму этапу целесообразно использовать возможности репродуктив­ного метода в демонстрации видеозаписей, сочетая их по-прежнему с активной видеообратной связью и моделированием поведения. И только на третьем этапе целесообразно применение в контексте ре­продуктивного метода пассивной видеообратной связи (без сопровождающих просмотр видеофрагментов комментариев психотерапевта) и самомоделирования поведения, при котором активная роль в структури­ровании и анализе своего поведения переходит к пациентам. На чет­вертом (заключительном) этапе процесса осознания оптимальным спо­собом закрепления результатов психокоррекционных воздействий яв­ляется метод проблемного изложения материалов, представленных фрагментами видеозаписей. По форме это разнообразные способы ис­пользования видеоматериалов, но все сюжеты объединяет один сущест­венный признак — ограниченный объем информации (зачастую искусст­венно, путем специального монтажа видеофрагментов) по главному предмету обсуждения, как следствие возможности неоднозначного про­чтения основного содержания эпизода. На подобных видеозаписях пациенты обучаются разбору реальных проблемных (трудных) ситуаций, как из их собственной жизни, так и представленных поведением дру­гих больных. В итоге у них формируются устойчивые навыки по кон­структивному разрешению психотравмирующих обстоятельств.

В моделях современной психотерапии интегративного типа при доминирующем значении в психотерапевтическом процессе одного из основных направлений психотерапии видеотехнику целесообразно ис­пользовать по следующей схеме. В гуманистической модели, где ре­шающим фактором действенности психотерапии признана эмпатическая коммуникация между психотерапевтом и пациентом, видеозаписи про­сматриваются в контексте информационно-рецептивного метода, чтобы повысить эффективность лечебного процесса. В ряде случаев целесообразно повторно демонстрировать как одни и те же видеофрагменты, так и различные их сочетания для усиления конфронтации пациентов с собственным поведением.

В инструментально-интеракционной модели психотерапии, где также предпочтение отдается не техническим приемам, а использова­нию взаимоотношений психотерапевт-пациент как лечебному инстру­менту, но с заметно более активной позицией психотерапевта (он берет на себя определенную долю ответственности и инициативы), психотерапевтический процесс строится более структурированно, чем в предыдущей модели. И потому наиболее подходящим для демонстрации видеофрагментов является репродуктивный метод.

Инструментально-техническая модель психотерапии по сравне­нию с предыдущей характеризуется дальнейшим возрастанием актив­ности психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом и еще более структурированным процессом психотерапии. В этой модели существенное значение придается использованию разнообразных техниче­ских приемов и методов психотерапии. Приверженность психотерапев­та единой концепции, совмещающей лечебные воздействия на когни­тивные, эмоциональные и поведенческие стороны функционирования личности пациента отличает эту модель психотерапии интегративно­го типа от простого эклектического подхода. В рамках инструмен­тально-технической модели с целью оптимизации психокоррекционнкх воздействий наиболее адекватным для демонстрации видеозаписей яв­ляется метод проблемного изложения.

Выбор различных методов предъявления видеофрагментов опре­деляется специальными показаниями к их применению с учетом задач психотерапии на разных этапах. В соответствии с изменениями ха­рактера лечебного процесса от его начала к периоду завершения применяются все более сложные приемы для демонстрации видеозапи­сей. На начальных этапах психотерапии от пациентов при просмотре видеофрагментов не требуются значительные умственные нагрузки, им достаточно пассивно наблюдать представленные в видеозаписях сюжеты. В последующем усложняются способы и формы структурирова­ния информации и пациенты побуждаются к многостороннему ее ана­лизу с целью применения результатов такой деятельности на прак­тике . На завершающем этапе психотерапии больным предлагают на моделях наиболее сложных (объективно трудных) для них ситуаций отработать навыки по распознаванию их скрытых механизмов и кон­текста для последующего использования аналогичных приемов в процессе конструктивного разрешения личностных проблем. Нарастающее усложнение от начала к концу лечения процесса кодирования инфор­мации, возвращаемой больным посредством видеотехники, достаточно полно реализуется путем применения трех основных методов демонст­рации видеозаписей (информационно-рецептивного, репродуктивного и метода проблемного изложения).

 

Общим фактором различных направлений психотерапии, прежде всего таких противостояших в прошлом друг другу, как психодинами­ческое и поведенческое,… При анализе процесса психотерапии в первую очередь обращает внимание на… Современная видеотехника становится средством, облегчающим формирование у пациентов поэтапного осознания психогенеза…

Специфические феномены при использовании видеотехники

В психотерапии

 

Использование видеотехники в психотерапии, как показал опыт и других авторов, сопровождается рядом специфических феноменов, обусловленных неоднозначным воздействием ее на пациентов. По мнению М. А. Scafte , в качестве адекватной теоретической концеп­ции для понимания структуры и динамики специфических эффектов от использования видеосистем может служить социальная теория Г. Мида. В нашем изложении интерес представляют четыре основных поло­жения этой теории. 1) Если «Я» изначально построено из интернализованных позиций других людей, оно может быть переработано те­ми же способами. 2) Некоторые пациенты привыкли находиться в той части «Я», которая обозначается местоимением «Я», в русле субъ­ективного, непосредственного опыта. Они сопротивляются переклю­чению на другие позиции и переходу к аспекту «меня» в плане наб­людения, рефлексии. 3) Если представить, что группа существует сама по себе (посредством переживаний, разделенных между ее чле­нами), можно сказать, что в какой-то момент времени она становит­ся объектом для себя или достигает самосознания. Внедрение видео­техники ускоряет этот процесс. 4) «Взять роль другого» не озна­чает принять участие в «ролевой игре» или в «разыгрывании роли». Это значит, что человек в воображении участвует в перспективе чего-то, что находится вне его. Видеомонитор — идеальный стимулятор эксплорации любой роли в группе. Он обеспечивает живые и жизненные отражения «Я-воплощений», как старых, так и новых, производимых участниками, и дает им возможность, с помощью руководителя, иссле­довать происхождение, цели и последствия этих «Я-воплощений».

Наиболее распространенный специфический эффект от использова­ния видеокамеры в группе — отношение к ней как к «нейтральному» другому. Пациенты, за редким исключением, легко и охотно принима­ют видеокамеру в «члены своей группы» и иногда отводят ей роль значительно большую, чем формальным лидерам — психотерапевтам. Собственный опыт применения видеотехники в психотерапевтических группах позволяет полностью согласиться с отмеченным положением и проиллюстрировать его характерными высказываниями больных. Так, внезапное (по тактическим или техническим причинам) исключение видеокамеры из занятий по групповой психотерапии сопровождалось традиционными репликами пациентов типа: «Какой смысл (зачем) нам сегодня заниматься (активно работать), демонстрировать разные фор­мы взаимодействия, если видеокамеры не будет?». Подобные упреки, уже на первых минутах занятия без видеотехники слышались сразу же от нескольких членов группы в адрес психотерапевта. Это отчетли­во указывало на персонификацию видеокамеры, она фактически очень быстро становилась частью группы. Описанное действие видеокамеры на пациентов поначалу очень удивляло многих специалистов, исполь­зующих видеотехнику в психотерапии. Вместо ожидания негативных реакций на нее, наличие видеокамеры в психотерапевтических заня­тиях воспринималось совершенно «безболезненно». Видеообратная связь обеспечивала более нейтральный источник информации, чем вся­кий человеческий источник и приглашала к открытой самоконфронта­ции в группе. Применительно к индивидуальной психотерапии можно отметить аналогичные тенденции и привести соответствующее выска­зывание пациентки, которая уже на первых сеансах доверяла свои «секреты» больше видеокамере, чем лечащему врачу. Периодически (в ходе индивидуальной психотерапии) она обращалась к психотера­певту со следующей репликой: «Я расскажу вам об одной (этой) си­туации с условием, если в истории болезни ничего не будет записа­но о ней». Но ее не смущала проводившаяся параллельно с беседой видеосъемка.

Опыт работы психотерапевтов, использующих видеотехнику, заост­ряет внимание на следующих вопросах, относящихся к ее влиянию на межличностную динамику и пациента. 1) Почему группа, испытав наб­людение видеосистемами, достигает новой реальности и эффективнос­ти? 2) Почему у пациента, увидевшего собственное изображение, по­является тенденция к новым измерениям идентичности? Так как видео­камеру пациенты рассматривают в качестве «нейтрального» другого, видеоаппаратуру следует учитывать как потенциальный «Я» — объект в группе. Когда она адекватно используется ведущим, то может впол­не подойти для этой роли. Как точное зеркало, она дает нейтраль­ную, свободную от давления обратную связь и может служить не пред­ставляющим угрозы объектом переноса. В отличие от пациентов, у ви­деотехники нет своих потребностей, которые могли бы препятство­вать процессам, протекающим у пациентов. Эта нейтральность, воз­можно, объясняет готовность участников группы работать в присутст­вии видеокамеры, иными словами, допустить ее в свой внутренний мир.

Одним из специфических феноменов в случаях использования ви­деотехники в психотерапии является «переход» пациентов от пассив­ного восприятия (на экране монитора) самих себя к активному рас­познаванию собственного поведения, то есть с позиции «Я» — «обо мне». Под влиянием видеотехники у больных формируются способности к распознаванию более сложной информации.

Нередко при использовании видеообратной связи можно было слы­шать высказывания пациентов о самих себе в третьем лице. Это яви­лось еще одним специфическим феноменом, возникшим в результате применения видеотехники в психотерапии. Этот феномен близок к ассоциации, вызываемой в терапевтических целях при работе с трансовыми состояниями. Анализ отмеченного эффекта позволил выделить по характеру отношения к собственному изображению две различающих­ся группы больных. Одни пациенты относились к нему как к «нейт­ральному» другому и описывали увиденное достаточно объективно, од­нако при отсутствии значительной идентификации самих себя (стреми­лись к отчуждению собственного поведения).

Другие пациенты в пе­риоды демонстрации видеосюжетов часто отвлекались от экрана мони­тора или наблюдали за собственным поведением без глубокого анали­за его содержания. Вместе с тем, по окончании сеанса видеообрат­ной связи они старались описать или скорее угадать содержание просмотренных видеосюжетов. Для них было характерно в описаниях объективно отраженного собственного поведения использование своих прежних представлений вместо нового опыта, приобретаемого по­средством видеотехники. Они так же, как и пациенты первой группы, фактически «отчуждали» предъявленную им зрительно информацию, но обусловливалось это у больных второй группы низким уровнем их пер­цептивной деятельности. Они не столько видели и наблюдали исход­ные видеосюжеты, сколько «читали собственные мысли» по поводу то­го, что могли или должны были бы распознать.

 

Использование видеотехники в психотерапии, как показал опыт и других авторов, сопровождается рядом специфических феноменов, обусловленных… Наиболее распространенный специфический эффект от использова­ния видеокамеры в… Опыт работы психотерапевтов, использующих видеотехнику, заост­ряет внимание на следующих вопросах, относящихся к ее…

Заключение

 

Внедрение видеотехники в психотерапевтический процесс заметно расширяет границы использования различных методов и создает необходимые предпосылки для развития интегративных подходов в пси­хотерапии.

Пациенты, во многих случаях впервые, получают возможность объективно наблюдать собственное поведение, проанализировать скры­тые причины своих переживаний и поступков без искажающего влияния других пациентов или психотерапевта.

Психотерапевту возможности видеотехники позволяют активизиро­вать познавательные процессы больных с учетом исходных целей пси­хотерапии путей их достижения и индивидуальных особенностей паци­ентов и как следствие более дифференцированно и направленно приме­нять различные методы психотерапевтических воздействий.

Современная видеотехника совместима с компьютерными система­ми и в сочетании с ними образует видеокомпьютерные комплексы (ви­деокомпьютеры) . Видеокомпьютеры позволяют конструировать так назы­ваемую третью реальность, в которой наглядно представлены различ­ные ситуации из будущего на основании имеющейся информации или восстанавливается давно утраченная информация по сохранившимся ее элементам. Третья реальность (создаваемая посредством компьютер­ных систем или виртуальное пространство) — это наглядные картины ожидаемых (прогнозируемых) результатов лечения по каждому больно­му уже в самом начале психотерапии и, следовательно, возможность своевременно произвести в ней необходимые коррективы и проверить ее результативность путем моделирования.

Можно полагать, что в недалеком будущем от активного примене­ния видеотехники психотерапевтами-профессионалами, умения исполь­зовать новые информационные технологии во многом будет зависеть дальнейшее развитие теории и практики психотерапии.

 

 

Оглавление

 

 

  1. Введение
  2. Теоретические предпосылки к использованию видеотехники в психотерапии
  3. Основные способы применения видеотехники в практике психотерапевта
  4. Самомоделирование (аутоэкземплификация) на основе видео­записи
  5. Использование видеотехники в современных моделях психо­терапии интегративного типа
  6. Специфические феномены при использовании видеотехники в психотерапии
  7. Заключение