Основные достижения психология в XX столетии

История развития отечественной и зарубежной

Юридической психологии

Хотя предпосылки возникновения юридической психологии уходят глубоко в древность, считается правильным представлять их анализ с эпохи Просвещения, когда возникает реальная социальная потребность учета в правовом регулировании психологического фактора, что находило свое отражение и в правовой практике и в разных научных дискуссиях. Именно в этот период закладывались основы рационалистического подхода к объяснению причин преступности, а также осуществлялся сбор эмпирического психологического материала по деятельности суда и мест лишения свободы.

Истоки юридической психологии в работах зарубежных специалистов и философов XVIII столетия

Преодоление теологических и натуралистических взглядов на преступность осуществлялось в трудах французских философов-гуманистов Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, М.Ф.А. Вольтера, К. Гельвеция, П. Гольбаха, где доказывалось, что право должно быть не волей правителей, а осознаваемой обществом мерой социальной справедливости, базироваться на идеях свободы личности и соблюдения ее естественных прав. Одновременно благодаря научно-правовым разработкам итальянского юриста Чезаре Беккариа (1738—1794), заложившего основы рационально-юридической кодификации преступлений, и английского ученого Иеремии Бентама (1748-1832), создавшего «утилитарную теорию причин преступности», все больше стал возрастать интерес к изучению факторов преступности и личности конкретных типов преступников, влиянию на них следствия, судебного процесса и наказания.

Первыми монографическими работами по юридической психологии традиционно считают публикации немецких ученых К. Эккартегаузена «О необходимости психологических познаний при обсуждении преступлений» (1792) и И.Х. Шауманна «Мысли о криминальной психологии»(1792). Однако интересные психологические идеи содержались и в трудах их предшественников. Так, французский юрист Франсуа де Питаваль в 1734—1743гг. издал двадцатитомный труд «Удивительные уголовные дела», где предпринял попытку вскрыть психологическую суть преступных деяний. В монографии Джона Говарда «Состояние тюрем в Англии и Уэльсе» (1777), написанной на основе изучения значительного числа мест лишения свободы по всей Европе (более 300, в том числе и в России), не только активно отстаивались идеи улучшения содержания заключенных и соблюдения их прав, но и указывалась важность изучения и учета в пенитенциарных учреждениях индивидуальных особенностей лиц, отбывающих наказания.

6 стр., 2930 слов

Тема 1:Теоретические основы юридической психологии

... своей жизни в борьбе с преступностью. В результате изучения курса «Юридическая психология» (Психология в деятельности следователя)», курсант должен знать: · место и роль юридической психологии в системе научного познания; · ... физиолог и основоположник объективного поведенческого подхода в психологии как самостоятельной науки и его работа «Учение о свободе воли с практической стороны». Конец 80-х ...

Истоки юридической психологии в работахотечественных ученых XVIII столетия

Именно в этот период в России стала зарождаться психология как наука, но какого-либо влияния на уголовное судопроизводство она не оказывала, поскольку в это время действовал розыскной (инквизиционный) процесс, не нуждающийся в применении психологических знаний. Это был тайный процесс, где применялись все средства, позволяющие от обвиняемого добиться признания (физические и психологические пытки).

Обращение к психологическим аспектам розыскной деятельности появляется в работах следующих авторов:

– И.Т. Посошкова (1652—1726) – доказывал актуальность разработки классификации преступников по «степени испорченности», а также обосновал психологически эффективные способы допроса свидетелей и обвиняемых.

– В.Н. Татищев (1686—1750) – утверждал, что законы часто нарушаются по незнанию, а потому необходимо создавать условия их изучения с детства.

– М.М. Щербатов(1733— 1790) – обращал внимание на особую важность знания законодателями«человеческого сердца».

– Ф.В. Ушаковпредпринял попытку раскрыть психологические условия воздействия наказания и, в частности, «исправительное доведение его до раскаяния» (трактат «О праве и цели наказания» (1770)).

– А.Н. Радищев (1749—1802) обосновывал меры по предупреждению преступлений, основанные на учете психологии личности преступника и прежде всего его мотивации (работа «О законоположении»).

 

Истоки юридической психологии в работах зарубежных авторов XIX столетия

Особенность – рост публикаций о преступности и личности преступника, опирающихся на достижения естественных наук (анатомии, биологии, физиологии, психиатрии и др.).

Психологическое обоснование меры наказания, исправления и перевоспитания преступников былоосвещено в работахИ. Гофбауэра – «Психология в ее основных применениях к судебной жизни» (1808), И. Фридрейха «Систематическое руководство по судебной психологии» (1835).

В первой половине XIX в.большую популярность получила френологическая (от греч. френ — ум) теория австрийского врача-анатома Франца Галля (1758-1828), пытавшегося доказать прямую зависимость между психическими явлениями и внешними физическими особенностями строения головного мозга человека (наличием выпуклостей, впадин и соотношений частей черепа).

Его последователи пытались создать«френологические карты» для идентификации типов преступников.

Апофеозом в развитии биологизаторского подхода к личности преступника явилось издание итальянским тюремным врачом-психиатром Чезаре Ломброзо (1835-1909) монографии «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения» (1876), который разработал концепцию «прирожденного преступника», считая, что ему свойственны атавистические черты, роднящие с предками-дикарями. По мнению Ч. Ломброзо, типичный «прирожденный преступник» может быть распознан по определенным физиогномическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочки ушей, выпуклые скулы, большие челюсти, ямочки на затылочной части головы и т.д. Отстаивание Ч. Ломброзо объективного подхода к изучению личности преступников нашло активную поддержку со стороны ученых многих стран мира, в том числе и в России (И.Т. Оршанский, И. Гвоздев,в ранних работах Д.А. Дриля).

12 стр., 5899 слов

1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических ...

... с позиции предмета психологии. Например, связь психологии с антропологией устанавливается благодаря существованию такой фундаментальной отрасли психологии, как психологии личности; связь психологии с психиатрией ... фон деятельности и активности психики. 5.Деятельность: понятие, структура, основные психологические условия высокой эффективности деятельности. Деятельность- форма поведения активности ...

Основное событие в истории психологии связывается с датой создания в Лейпциге первой экспериментальной психологической лаборатории (1879 г.), Вильгельмом Вундтом. Считают, что это событие можно отнести к рождению психологии как самостоятельной науки.

В зарубежных странах после возникновения психологии в качестве самостоятельной науки2 многие ее теории стали активно востребоваться для объяснения причин преступности. Так, руководствуясь идеями Густава Лебона. (1841—1931), который первым начал психологический анализ феномена «толпы» и выявил роль механизма «заражения», ряд ученых попытался развить их в своих концепциях, объясняющих причины противоправных деяний масс. Габриэль Тард (1843-1904) в фундаментальных трудах «Законы подражания» и «Философия наказания», изданных в Париже в 1890 г., доказывал, что преступному поведению, как и всякому другому, люди могут обучаться в реальном обществе на основе психологических механизмов «подражания» и «научения». Рассматривая преступников как своего рода «социальный экс-кремент», Тард утверждал, что юридические диспозиции должны строиться скорее на психологической основе, чем на посылке «о равных наказаниях за одинаковые преступления».

Для конца XIX — начала XX вв. характерна активизация усилий по изучению психологии лиц, отбывающих наказания (И.Б. Горинг, В. Хилее и др.).

Учитывая наметившееся значительное расширение круга психолого-правовых проблем, которые стали подвергаться тщательному научному изучению, швейцарский психолог Эдуард Клапаред (1873—1940) вводит в 1906 г. обобщающий термин юридическая психология.К тому времени в ней четко обозначились три основных направления — криминальная, судебная и пенитенциарная психология.

 

Истоки юридической психологии в работах отечественных ученых XIX столетия

Публикации российских ученых о преступности и личности преступника, опирающиеся на достижения естественных наук (анатомии, биологии, физиологии, психиатрии и др.) отечественных ученых А.П. Куницына, А.И. Галича, К. Елпатьевского, Г.С. Гордиенко, П.Д. Лодий – характеризовали истоки отечественной юридической психологии XIX в. При подготовки юристов В России получила воплощение «фенологическая идея» Ф. Галя. Профессором Х.Р. Штельцером сначала в Московском (1806-1812), а затем в Юрьевском (ныне Тартуском) университетах читался спецкурс «Уголовная психология по Ф. Галлю».

В силу отечественных социально-культурных традиций и междисциплинарной ориентированности теория Ч. Ломброзо была подвергнута критике со стороны многих российских юристов (В.Д. Спасович, Н.Д. Сергиевский, АФ. Конии др.) и психологически ориентированных ученых (В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, П.И. Ковалевский и др.).

12 стр., 5568 слов

Особенности личности несовершеннолетних преступников

... насилия в собственной обстановке. Без изучения личности несовершеннолетнего преступника невозможно исследовать причины, условия и ... несовершеннолетних преступников от взрослых. Сохранен главный юридический критерий - возраст. Биография становления преступника охватывает ... индивидуальному господству над партнерами)». Сравнивает взрывную психологию переломного возраста с «возбужденным поведением животных ...

Основным достижением Российской судебной практики стала судебная реформа 1864г., что, с одной стороны, было обязано развитию психологических знаний и, с другой стороны, актуализировало необходимость обсуждения психологических аспектов следственной деятельности.

К основным достижениям становления юридической психологии в процессе развития Российского судопроизводства можно отнести следующее:

 

доказывалась востребованность психологических знаний;

С.И. Баршев писал в работе «Взгляд на науку уголовного законоведения» (1858); «Ни один вопрос уголовного права не может быть решен без помощи психологии, и если судья не знает психологии, то это будет суд не над живыми существами, а над трупами».

утверждались принципы независимости и несменяемости судей, состязательности судебного процесса и равноправия сторон, признания вердикта суда присяжных и т.д.;

создавались благоприятные условия для проведения (в России с 1864 г.) судебных реформ;

К.Я. Яневич-Яневский в статье «Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии»(1862) и В.Д. Спасович в учебнике «Уголовное право» (1863) обращают внимание на важность установления правовых законов с учетом природы человека и на важность наличия у юристов психологической компетентности.

 

разрабатывался объективный поведенческий подход в психологии как самостоятельной науке;

Основоположник И.М. Сеченов (1829—1905), лидер отечественных физиологов. В работе «Учение о свободе воли с практической стороны» доказывал, что «принудительные меры в отношении преступников, базируясь на физиологических и психологических знаниях о внутренних закономерностях развития личности, должны преследовать цель их исправления».

А.У. Фрезе (отечественный психиатр) в монографии «Очерки судебной психологии» (1871) утверждал, что предметом данной науки должно являться «применение к юридическим вопросам сведений о нормальном и ненормальном проявлении душевной жизни».

Л.Е. Владимиров в статье «Психологические особенности преступников по новейшим исследованиям» (1877) констатировал, что социальные причины преступности коренятся в индивидуальном характере преступника, а поэтому требуются основательные психологические исследования.

ДА. Дриль, (врач и юрист) в публикациях «Преступный человек», 1882; «Малолетние преступники», 1884 и др. отстаивал междисциплинарный подход, доказывая, что право и психология имеют дело с одними и теми же явлениями — законами сознательной жизни человека, а поэтому право, не обладая собственными средствами для изучения этого явления, должно заимствовать их у психологии.

 

появилась теоретически обоснованная типология преступников;

И.Я. Фойницкий (профессор Санкт-Петербургского университета) и его последователи (Д.А. Дриль, А.Ф. Лазурский, С.Н. Познышев и др.) предлагали выделять невменяемых, случайных, профессиональных преступников.

12 стр., 5721 слов

Изучение индивидных свойств и их роли в развитии личности человека

... на становление личности, так же являясь одним из ориентиров её развития. А вопрос становления личности является важным не только для психологии как науки, ... типические. Индивидуально - типические делятся на три группы: конституциональные особенности, нейродинамические свойства человека, функциональная асимметрия индивида. 1)Возрастно - половые свойства - возрастные свойства, последовательно ...

появились сторонники внедрения в судопроизводство психологической экспертизы;

Среди активных сторонниковбыли юристы Л.Е. Владимиров, С.И. Гогель, психиатры В.М. Бехтерев, С.С. Корсаков и В.П.Сербский.

поднимался и обсуждался вопрос о мотивах преступления и возможностях исправления заключенных;

К этому подтолкнули публикации авторов, испытавших на себе мучения, связанные с пребыванием в местах лишения свободы (П.Ф. Якубович («В мире отверженных, записки бывшего каторжника», 1897), А. Семилужского («Община и ее жизнь в русском остроге», 1870), Н.М. Ядринцева («Русская община в тюрьме и ссылке», 1872)).

Также следует отметить роль произведений отечественных писателей Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского.

– активизировались усилия по изучению лиц, отбывающих наказания (М.Н. Гернет, С.К. Гогель, А.А. Жижиленко, Н.С. Таганцев);

 

создана рационалистическая концепция «психология права»;

Автор – крупнейший юрист начала XX столетия Л.И. Петражицкий (1867—1931), в его концепции «право» выступает как психическое явление,

Н.М. Коркуновым в «Лекциях по общей теории права» (1886) общество рассматривалось как «психическое единение людей», а право трактовалось как инструмент обеспечения определенного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях.

 

– открылась первая экспериментальная психологическая лаборатория;

В 1885 г. в Казани (руководитель В.М. Бехтерев), в последствие до конца прошлого столетия они возникли в Киеве, Харькове, Одессе, Тарту, Петербурге, Москве, Львове (П.И. Ковалевский, И.А. Сикорский, Н.Н. Ланге, В.Ф. Чиж, С.С. Корсаков, А.А. Токарский).

 

– применение и развитие в юридической психологии метода эксперимента.

 

Эта идея и ее воплощение принадлежит, в значительной мере, крупнейшему психологу, психиатру и невропатологу В.М. Бехтереву (1857-1927) Его талантливый ученик А.Ф. Лазурский (1874-1917) не только разработал методику «естественного эксперимента», но и создал теорию личности, котораяв качестве приложения содержала достаточно продуктивную типологию личности преступников.

 

Основные достижения психология в XX столетии

Отечественная юридическая психология в XX столетии

В открытом В.М. Бехтеревым в начале XX столетия Психоневрологическом институте (1908) начала свою деятельность специальная криминологическая секция. В печати появляются работы, где пропагандируется комплексный подход к изучению преступного человека, в том числе с учетом генеалогической наследственности, влияния воспитания, среды жизни и особенностей генезиса самой психики.

В первые 15 лет советской власти в силу социального заказа и создания условий для прикладных исследований возникли благоприятные обстоятельства для развития практически всех направлений юридической психологии.

15 стр., 7008 слов

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ I

... в обучении. 2. Педагогические способности Способности в отечественной психологии определяются как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов ... эмпатией, проявляющейся в: быстром, сравнительно легком и глубоком проникновении в психологию учащегося; эмоциональной идентификации педагога с учащимся; активной целенаправленной совместной ...

В 1925 г.в Москве создается Государственный институт по изучению преступности и преступника, где разрабатывались разноплановые средства исследования личности правонарушителей и воздействия на них. Среди наиболее значительных монографических работ того периода следует отметить труды К. Сотонина «Очерки криминальной психологии» (1925), С.В. Познышева «Криминальная психология: Преступные типы» (1926), М.Н. Гернета «В тюрьме. Очерки тюремной психологии» (1927), Ю.Ю. Бехтерева «Изучение личности заключенного» (1928), А.Р. Лурия «Экспериментальная психология в судебно-следственном деле» (1928), А.Е. Брусиловского «Судебно-психологическая экспертиза» (1929).

На состоявшемся в 1930 г. I съезде по изучению поведения человека юридическая психология уже признается прикладной наукой, отмечаются заслуги ученых в разработке проблем криминальной, судебной и пенитенциарной направленности (А.С. Тагер, А.Е. Брусиловский, М.Н. Гернет и др.).

Однако в дальнейшем (более чем на три десятилетия) исследования в области юридической психологии в нашей стране по политическим причинам были прекращены.

Возобновились исследования в области юридической психологии лишь в 60-е годы. На протяжении последующих двадцати лет положение юридической психологии было относительно стабильным: активное сотрудничество психологов и юристов принесло немалые плоды. Преподавание ее в юридических вузах началось в 1965–1966 гг., ее проблемы обсуждались на секциях III и IV съездов Общества психологов СССР (1968 и 1971 гг.), а также на Всесоюзной научно-пактических конференциях. В ВНИИ Прокуратуры СССР под руководством А.Р. Ратинова начал работать психологический научно-исследовательский сектор юридической психологии.

Следующий удар по отечественной науке нанес экономический кризис конца 1980 – начала 1990-х гг.

После «второй русской революции» наступил новый этап развития: начали возрождаться лаборатории и исследовательские центры, открываться кафедры, издаваться книги. Стали вводиться штатные места психологов в районных отделениях милиции, следственных изоляторах, местах отбытия наказания. Новый статус обрела судебная психологическая экспертиза.

В настоящий момент открываются новые направления совместной работы юристов и психологов: осознана необходимость обеспечения специальным психологическим знанием работы оперативно-следственных групп, следователей, прокуроров и судей, создания центров психологической помощи потерпевшим. К новым, экспериментальным направлениям можно отнести введение института ювенальной юстиции, требующее введения в работу правоохранительных органов новых психологических структур: специализированного телефона доверия для подростков при отделениях милиции, групп воспитателей и психологов нового поколения в детских исправительно-трудовых учреждениях.

Т.о. история зарождения и развития юридической психологии убедительно свидетельствует, что данная область теоретического знания и психологической практики становится весьма многоплановой и в перспективе будет еще более востребованной в правовой сфере и сможет оказывать на нее свое формирующе-гуманизирующее воздействие.

10 стр., 4906 слов

Профессиональная деятельность юридического психолога

... первый план в научно-образовательной сфере, в том числе исследования труда практических психологов ОВД. Решение данной проблемы возможно лишь при условии обоснования ... необходимость научно-практических исследований социально-психологических аспектов содержания профессионального отбора и определения психологических качеств личности, необходимых практическим психологам. Между тем специфика ...

 

Вопросы и задания для повторения по теме:

1. Что изучает юридическая психология?

2. Что будет являться предметом юридической психологии ?

3. . В чем заключается особенность юридической психологии?

4. Перечислите основные методы изучения психики человека?

5. Назовите основную классификацию методов по целям исследования.

6. Что относится к инструментальным методам изучения индивидуально-психологических особенностей?

7. Подробно охарактеризуйте методы: наблюдение, эксперимент, интервью, анкетирование, беседа, тестирование.

8. Какие из перечисленных выше методов не позволяют получить объективные данные о личности человека?

9. Назовите истоки юридической психологии в зарубежных странах в IX и XXвв.

10.Назовите истоки развития отечественной юридической психологии в IX и XXвв.

11. Назовите ученого, внесшего наибольший вклад в развитие отечественной психологии.