Психоанализ, гуманистическая психотерапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез.

Понятие психотерапии; медицинское и психологическое значение понятия «психотерапия».

Классификация основных методов психотерапии. Основная характеристика методов психотерапии.

Психоанализ, гуманистическая психотерапия, психодрама, поведенческая терапия, гештальттерапия, психосинтез.

  1. «Психология здоровья» как один из аспектов клинической психологии. Основные задачи психологии здоровья.
  2. Понятие «психического здоровья»; основные критерии.
  3. Проблемы понятия психической «нормы».
  4. Психопрофилактика и задачи здравоохранения.
  5. Психогигиена.
  6. Медико-психологическая служба – служба охраны психического здоровья; многопрофильность психологических служб в помощи населению.

 

Основные источники

Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. — М.: Юрайт, 2015 — 367 с.

Клиническая психология: учебник / [Абабков В. А. и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. — 5-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2016. – 896 с.

Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.

Шевырева Е.Г. Клиническая психология: учебник / Е.Г. Шевырева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 541 с.

Дополнительные источники

Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. — М. : Когито-Центр, 2014. — 349 с.

Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская. – М.: Академический проспект, 2013. – 303 с.

Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика / В.Д. Менделевич. – М.: Гэотар-Мед, 2012. – 576 с.

Орлова Е.А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; под ред. Г.И. Ефремовой. – М. Юрайт, 2015. – 363 с.

Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2014. – 607 с.

Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова. – М.: МЕДпресс-инфо, 2006. – 568с.

Периодические журналы

Медицинская психология в России

Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева

Сибирский вестник психиатрии и наркологии

Интернет-ресурсы

Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. — URL: http://psyjournal.ru

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологие

Опред, объект, предмет, задачи ПС труда. Место психологии труда в системе наук. 1й из важн-х задач,стоящ перед людьми явл совершенствование способов и форм, котми оно произв необход для своего сущ-ния и развития ср-ва и продукты. Пути решения: 1.Технй (сост в пост-м технологич соверш-вании, в прогрессе ср-в ТРа). 2.Организа-й (связ с соверш-нием не технич стороны труд деят-сти(объект), а с ...

Институт психологии и психотерапии (библиотека).

– Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru

Фкультет психологии МГУ. – Режим доступа. — URL: http://www.psy.msu.ru

Журнал «Медицинская психология в России». – Режим доступа. — URL: http://www.medpsy.ru

Журнал «Психологический журнал». – Режим доступа. — URL: http://www.ipras.ru/08.shtml

Темы докладов по дисциплине «Клиническая психология детей»

 

  1. Идея связи душевных и телесных процессов.
  2. Становление клинической психологии за рубежом.
  3. Становление клинической психологии в нашей стране.
  4. Луриевских методов нейропсихологической диагностики.
  5. Нейропсихология сегодня.
  6. Основные проявления галлюцинаций.
  7. Природа галлюцинаций.
  8. Основные проявления агнозий.

9. Нарушения мышления при шизофрении.

10. Нарушения воображения у детей.

11. Депрессии у детей дошкольного возраста.

12. Депрессивные состояния и суицид.

13. Наиболее встречаемые нарушения волевой сферы у детей.

14. Нервная анорексия.

15. Психосоматика на современном этапе развития.

16. Соматоморфные расстройства.

17. Психогигиена и психосоматические расстройства.

18. Избыточная масса тела и ожирение.

 

Темы сообщений по дисциплине «Клиническая психология детей»

 

  1. Дисгармоничное психическое развитие.
  2. Задержка психического развития конституционального происхождения.
  3. Задержка психического развития самотогенного происхождения.
  4. Задержка психического развития психогенного происхождения.
  5. Задержка психического развития церебрально-органического генеза.
  6. Общее психическое недоразвитие.
  7. Аномалия развития в связи с недостаточностью зрения и слуха.
  8. Аномалия развития в связи с недостаточностью двигательной сферы.
  9. Функциональная локализация нарушений.
  10. Этиология и патогенез дизонтогений.
  11. Соотношение клинической и патопсихологической квалификации психических нарушений.
  12. Закономерности психического развития в норме и патологии.
  13. Роль времени в возникновении симптомов дизонтогенеза.
  14. Синдром детского раннего аутизма.
  15. Интеллектуальная недостаточность при умственной отсталости.
  16. Психопатия.
  17. Синдром Туретта.
  18. Проблема психопрофилактики соматических недугов.

 

21 стр., 10094 слов

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальн

1.Психология как наука. Предмет, функции и задачи различных отраслей психологии (общая психология, психологии развития, педагогической психологии, социальной психологии). Психология- это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности.В науку она была введена в18 в. немецким ...

Литература:

Основные источники

Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. — М.: Юрайт, 2015 — 367 с.

Клиническая психология: учебник / [Абабков В. А. и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. — 5-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2016. – 896 с.

Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.

Шевырева Е.Г. Клиническая психология: учебник / Е.Г. Шевырева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 541 с.

 

Дополнительные источники

Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. — М. : Когито-Центр, 2014. — 349 с.

Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская. – М.: Академический проспект, 2013. – 303 с.

Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика / В.Д. Менделевич. – М.: Гэотар-Мед, 2012. – 576 с.

Орлова Е.А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; под ред. Г.И. Ефремовой. – М. Юрайт, 2015. – 363 с.

Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2014. – 607 с.

Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова. – М.: МЕДпресс-инфо, 2006. – 568с.

 

Периодические журналы

Медицинская психология в России

Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева

Сибирский вестник психиатрии и наркологии

 

Интернет-ресурсы

Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. — URL: http://psyjournal.ru

Институт психологии и психотерапии (библиотека).

– Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru

Фкультет психологии МГУ. – Режим доступа. — URL: http://www.psy.msu.ru

Журнал «Медицинская психология в России». – Режим доступа. — URL: http://www.medpsy.ru

Журнал «Психологический журнал». – Режим доступа. — URL: http://www.ipras.ru/08.shtml

Комплект нестандартных заданий по дисциплине «Клиническая психология детей»

Задание 1.

Мальчик, 5 лет. Жалуется на неприятные ощущения в области живота, груди, головы, под кожей, слабость, плохой сон, отсутствие аппетита. Рассказал, что периодически отмечает у себя массу тягостных неприятных ощущений, которые начинаются в виде сжатия, внезапно «лопается какой-то шар в животе, и весь живот обливает «кипятком», захватывает дыхание, ударяет в голову, голова становится пустой, кожу головы покалывает. При обследовании ребенка в клинике какой-либо патологии со стороны внутренних органов не выявлено. Квалифицируйте состояние.

 

Задание 2.

Девочка, 6 лет. Поступает повторно. В первые дни на фоне приподнятого настроения отмечала, что окружающее воспринимает в ярких красках, прохожие на улице все красивые, нарядные, как артисты. Дома и в больнице все воспринимает обостренно: обычный свет ослепляет, звуки оглушают, щелчок замка воспринимает как выстрел. Все раздражает. Квалифицируйте состояние.

 

Задание 3.

Девочка 4 года. Настроение повышено, многоречива, деятельна, плохо спит. Читает наизусть стихи, пересказывает передачи. Когда такие состояния проходят, то стихи помнит отрывками, а пересказы воспроизвести не может.

Как называются такие временные нарушения памяти?

 

Задание 4.

Испытуемый – мальчик, 6 лет. Ориентирован правильно. Настроение хорошее. Охотно демонстрирует свои способности. Умеет читать и писать. Так, испытуемому выдан свежий номер газеты, чтобы и ключить возможность домашней подготовки. Мальчик просматривает газету и возвращает ее. После этого он по памяти легко вспоминает и пересказывает дословно любую статью, вплоть до объявлений.

Безошибочно помнит количество столбцов в статьях. Однако испытывает большие затруднения в том, чтобы своими словами пересказать содержание статьи. Квалифицируйте состояние.

 

Задание 5.

Девочка, лет. Возбуждена в пределах постели: ложится, встает, перебирает одежду, постельное белье, сто нет, заламывает руки. Однообразно, монотонно повторяет: «Не мучайте меня, не мучайте… убейте, я во всем виновата, все из-за меня». Между этими фразами удается выяснить, что из-за нее мучаются и страдают родные, семья, погибли, дом разрушен, го род погиб, землю заливают наводнения, что катастрофа ожидает всю страну. Тревожна, настроение подавленное. Предпринимает суицидальные попытки: затянуть шею полотенцем, разбить о кровать голову. Квалифицируйте состояние.

 

Задание 6.

Девочка, 7 лет. Больна шизофренией, многократно находилась в психиатрической больнице, бездеятельна, в труд включить не удается, неряшлива, без напоминания даже не умывается. Подбирает бумажки, окурки, если не удается удержать, то она их поедает. Как называются волевые расстройства у этой девочки?

Задание 7.

Подготовить сообщения на одну из предложенных тем: «Идея связи душевных и телесных процессов», «Становление клинической психологии за рубежом», «Становление клинической психологии в нашей стране»;

 

Задание 8.

Составить краткую характеристику ведущих разделов клинической психологии по предлагаемой таблице:

Раздел клинической психологии Предмет исследования Основные достижения Практическая значимость
       

 

Задание 9.

Составить характеристику основных методов исследования в клинической психологии и оценить положительные и отрицательные стороны по предлагаемой таблице:

Метод Характеристика Положительные стороны Отрицательные стороны
       

Задание 10.

Подготовить сообщения на одну из предложенных тем: «Практическое значение луриевских методов нейропсихологической диагностики», «Нейропсихология сегодня»

Задание 11.

Подготовить презентацию на одну из предложенных тем: «Основные проявления галлюцинаций», «Природа галлюцинаций», «Основные проявления агнозий»

Задание 12.

Составить краткую характеристику нарушений ощущений, восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения по следующей схеме:

Виды нарушений Причины и механизм нарушений Клинические проявления Примеры
       

 

Задание 13.

Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Основные проявления галлюцинаций», «Природа галлюцинаций», «Основные проявления агнозий»

 

Задание 14.

Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Нарушения мышления при шизофрении», «Нарушения воображения у детей»

Задание 15.

Составить краткую характеристику нарушений эмоциональной и волевой сфер по следующей схеме:

Виды нарушений Причины и механизм нарушений Клинические проявления Примеры
       

 

Задание 16.

Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Депрессии у детей школьного возраста», «Депрессивные состояния и суицид», «Наиболее встречаемые нарушения волевой сферы у детей», «Интернетзависимость как нарушение волевой сферы у школьников».

Задание 17.

Составить краткую характеристику психопатий у подростков по А.Е. Личко по следующей схеме:

Вид психопатии Основные клинические особенности Проявления девиантного поведения
     

 

Задание 18.

Подготовить презентацию на одну из следующих тем: «Психосоматика на современном этапе развития»; «Проблема психопрофилактики соматических недугов».

 

Основные источники

Зейгарник Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник. — М.: Юрайт, 2015 — 367 с.

Клиническая психология: учебник / [Абабков В. А. и др.] ; под ред. Б. Д. Карвасарского. — 5-е изд., перераб. и доп. – СПб: Питер, 2016. – 896 с.

Хомская Е.Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская. – СПб.: Питер, 2015. – 496 с.

Шевырева Е.Г. Клиническая психология: учебник / Е.Г. Шевырева. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2016. – 541 с.

 

Дополнительные источники

Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. — М. : Когито-Центр, 2014. — 349 с.

Лебединская К.С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская. – М.: Академический проспект, 2013. – 303 с.

Менделевич В.Д. Психиатрическая пропедевтика / В.Д. Менделевич. – М.: Гэотар-Мед, 2012. – 576 с.

Орлова Е.А. Клиническая психология / Е.А. Орлова, Н.Т. Колесник; под ред. Г.И. Ефремовой. – М. Юрайт, 2015. – 363 с.

Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. – СПб. Питер, 2014. – 607 с.

Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. Новикова. – М.: МЕДпресс-инфо, 2006. – 568с.

 

Периодические журналы

Медицинская психология в России

Журнал неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова

Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева

Сибирский вестник психиатрии и наркологии

 

Интернет-ресурсы

Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. — URL: http://psyjournal.ru

Институт психологии и психотерапии (библиотека).

– Режим доступа. — URL: http://www.psyinst.ru

Фкультет психологии МГУ. – Режим доступа. — URL: http://www.psy.msu.ru

Журнал «Медицинская психология в России». – Режим доступа. — URL: http://www.medpsy.ru

Журнал «Психологический журнал». – Режим доступа. — URL: http://www.ipras.ru/08.shtml

 

Вопросы для зачета

по дисциплине «Клиническая психология детей»

 

1. Предмет и структура клинической психологии. Ведущие разделы (области) клинической психологии.

2. История зарождения и становления клинической психологии.

3. Нарушения ощущений; классификация; основные характеристики.

4. Нарушения восприятия; классификация. Основные характеристики иллюзий, галлюцинаций, расстройств сенсорного синтеза, агнозий.

5. Нарушения памяти; классификация. Основные проявления гипермнезий, гипомнезий и парамнезий.

6. Нарушения внимания; классификация. Основные проявления нарушений внимания.

7. Нарушения мышления; клиническая классификация; характеристика количественных расстройств мышления (расстройства ассоциативного процесса).

8. Нарушения мышления; клиническая классификация; характеристика качественных расстройств мышления (патология суждений и умозаключений).

9. Нарушения воображения; классификация. Основные проявления нарушений пассивного и активного воображения.

10. Нарушения речи; классификация; нарушения устной речи (фонационного оформления речи; структурно-семантического оформления речи); нарушения письменной речи.

11. Нарушения интеллекта; классификация. Характеристика врожденных нарушений интеллекта.

12. Нарушения эмоциональной сферы, их классификация. Индивидуально-психологические особенности проявления эмоций и чувств.

13. Нарушения настроения, классификация. Понятие депрессивного и маниакального синдромов.

14. Нарушения волевой и произвольной регуляции; классификация. Нарушения на уровне мотивационного компонента волевого акта и нарушения на уровне реализации волевого акта.

15. Понятие акцентуации характера и психопатии. Основные критерии психопатии (по П.Б. Ганнушкину).

Характеристика психопатий по А.Е. Личко.

16. Нарушения личности; классификация. Характеристика нарушений личности.

17. Нарушения сознания; классификация. Общая характеристика количественных и качественных нарушений сознания; основные виды нарушений самосознания.

18. Нейропсихология; определение, основные отрасли нейропсихологии, их задачи. Понятие нейропсихологического синдрома. Основные положения синдромного (факторного) анализа. Основные синдромы в нейропсихологии; классификация.

19. Психосоматическая проблема. История изучения проблемы связи психических и соматических сфер. Основные концепции возникновения психосоматических нарушений.

20. Влияние болезни на психику человека.

21. «Психология здоровья» как один из аспектов клинической психологии. Основные задачи психологии здоровья. Понятие «психического здоровья»; основные критерии. Проблемы понятия психической «нормы».

22. Психопрофилактика и задачи здравоохранения. Психогигиена.

23. Медико-психологическая служба – служба охраны психического здоровья; многопрофильность психологических служб в помощи населению.

24. Психологические проблемы аномального онтогенеза. Типы нарушений психического развития детей.

25. Проблема психологических методов исследования и коррекции аномального ребенка. Роль семьи в коррекции аномального ребенка.

26. Понятие психотерапии; медицинское и психологическое значение понятия «психотерапия». Классификация основных методов психотерапии.