МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический
Институт им. В. М. Бехтерева
УТВЕРЖДЕНО
Психиатрической секцией
Ученого совета МЗ МП РФ
26 декабря 1995 г. № 48
Председатель секции
профессор Дмитриева Т. Б.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ
ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ
Пособие для врачей
Санкт-Петербург
Пособие для врачей составлено в Санкт-Петербургском научно-исследовательском психоневрологическом институте им.В.М.Бехтерева при участии сотрудников кафедры психотерапии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования.
Авторы-составители: В. А. Абабков, Г. Л. Исурина, Б. Д. Карвасарский,
Л. М. Кульгавин, С.А.Подсадный, В.А.Ташлыков, А.П.Федоров.
В методическом пособии представлен первый в нашей стране опыт использования видеотехники в области психотерапии. Освещаются основные теоретические предпосылки, способы ее применения в практике работы психотерапевта, самомоделирование на основе видеозаписи, использование видеотехники в современных моделях интегративной психотерапии и др.
Методическое пособие предназначено для врачей-психотерапевтов, психиатров, психологов, работающих с больными, страдающими неврозами и пограничными с ними нервно-психическими расстройствами.
Местным органам здравоохранения разрешается размножить данное пособие для врачей в необходимом количестве экземпляров.
Санкт-Петербургский научно-исследовательский психоневрологический институт им.В.М.Бехтерева
Пособие для врачей
Введение
В последние десятилетия в связи с развитием психотерапии и расширением сферы ее применения при лечении больных с различной заболеваниями, прежде всего нервно-психическими и психосоматическими, все острее встает проблема повышения интенсивности, экономичности и эффективности психотерапевтических воздействий, а также подготовки квалифицированных специалистов в этом области. Совершенствование аудиовизуальных технических средств создает новые возможности для решения этих задач. В психотерапии видеосистемы используются в двух основных направлениях: 1) в процессе индивидуальной и групповой психотерапии и 2) при подготовке психотерапевтов (видеотренинг, создание учебных фильмов по различным методам психотерапии и др.).
Психоанализ, гуманистическая психотерапия, психодрама, поведенческая ...
... Бехтерева Сибирский вестник психиатрии и наркологии Интернет-ресурсы Журнал практической психологии и психоанализа. – Режим доступа. - URL: http://psyjournal.ru Институт психологии и психотерапии ... 541 с. Дополнительные источники Детская патопсихология: учеб. пособие / сост. Н.Л. Белопольская. - М. : ... Сидоров П.И. Психосоматическая медицина (руководство для врачей) / П.И. Сидоров, А.Г. Соловьев, И.А. ...
Основные цели применения видеозаписи в психотерапии заключаются в совершенствовании личностной диагностики в связи с конкретными задачами психотерапии и в оптимизации механизмов лечебного действия психотерапии, прежде всего, обратной связи, предоставляющей существенный материал для конфронтации и последующего осознания пациентом своих личностных особенностей, особенностей своего взаимодействия, поведения и эмоционального реагирования.
Традиционно в качестве основных положительных эффектов видеообратной связи рассматриваются:
¾ более глубокое усвоение новой модели поведения на когнитивном уровне;
¾ распознавание положительных и отрицательных способов поведения;
¾ выявление причинно-следственных связей между событиями в процессе психотерапии;
¾ повторное возвращение к ситуациям, вызвавшим спорное толкование;
¾ более детальное расчленение поведения благодаря возможности повторного просмотра, замедленному или ускоренному воспроизведению и другим техническим приемам;
¾ выявление скрытых мотивов поведения за малозаметными деталями поведения;
¾ подкрепление нового поведения демонстрацией успеха на видеозаписи.
Однако использование видеотехники в психотерапии не ограничивается только задачами предоставления пациенту видеообратной связи. Она может также использоваться как средство для моделирования различных вариантов психотерапевтического процесса в теоретических и прикладных исследованиях, а также для обеспечения процессов моделирования (самомоделирования) поведения пациента.
Теоретические предпосылки к использованию видеотехники
В психотерапии
При построении модели психотерапевтического процесса с применением видеозаписей примем положение, определяющее суть самой модели. Оно заключается в том, что психотерапия может рассматриваться как многоуровневый двусторонний (от психотерапевта к пациенту и наоборот) специфический информационный процесс, так как лечение подразумевает не просто передачу сообщений, но и их интерпретацию врачом, который осуществляет отбор содержания, «кодирование» сообщений, определяет стратегию и тактику передачи информации.
Если исходить из модели психотерапии как информационного процесса, то очевидно, что врач (психолог) для проведения каждого психотерапевтического занятия должен сформулировать определенную лечебную цель. Эта цель обусловливает его деятельность, с одной стороны, и определяет деятельность пациентов, с другой. Деятельность психотерапевта и средства его воздействия на пациентов приводят к появлению цели у пациентов. Этому процессу может способствовать использование в психотерапии таких технических систем как видеоаппаратура, которыми обеспечиваются фиксация и воспроизведение аудиовизуальных сообщений. Они призваны не только предъявлять информацию, но и направлять деятельность больных (направленно и последовательно содействовать формированию у пациентов специальных умственных навыков, необходимых им для усвоения в реальных условиях новых моделей адаптивного поведения).
Майкл Х. Стоун. Клиническое руководство по психотерапии пациентов ...
... В каждом из вышеназванных случаев необходимо применять особые методы лечения. Подобный подход был бы идеальным в терапии пациентов с латентным пограничным расстройством личности. Многие из этих ... или маниакальной депрессии. Второе место в ряду сопутствующих заболеваний занимает расстройство пищевого поведения, более распространенное среди женщин. Речь идет, прежде всего, о нервной анорексии и ...
Б свою очередь, это требует предварительной постановки коммуникативной цели предъявления каждого отдельного фрагмента видеозаписи. Видеотехнику как средство предъявления аудиовизуальных сообщений следует подчинять основным мишеням психотерапии, а не приспосабливать лечебный процесс, организацию его проведения к имеющимся в наличии фрагментам видеозаписи. Цели использования видеозаписи в ходе психотерапевтического процесса можно свести к двум основным: 1) демонстрация больным структуры, организации движения, системы, процесса, тенденции и т.д. и 2) использование содержания аудиовизуального сообщения для усиления интеллектуальных умений или приемов познавательной деятельности. С помощью видеотехники в ходе лечения можно передавать специальную информацию, организуя процесс ее усвоения, т.е. имеется возможность целенаправленно активировать и совершенствовать познавательную деятельность пациентов.
К настоящему времени анализ материалов, полученных в отделении неврозов и психотерапии Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева с использованием видеотехники для повышения эффективности психотерапии, позволил выделить три основных метода предъявления видеозаписей: 1) информационно-рецептивный, 2) репродуктивный и 3) метод проблемного изложения.
Информационно-рецептивный метод характеризуется использованием видеозаписей, в которые входит информация об объектах (например, о наиболее распространенных факторах психотравмирующих ситуаций для большого числа людей) и способах деятельности, обеспечивающих применение этих знаний на практике (для поиска наиболее вероятного или традиционного пути выхода из трудных обстоятельств).
Эта информация должна быть воспринята, осознана и закреплена пациентом. Информационно-рецептивный метод допускает использование уже «готовых» знаний — аудиовизуальные сообщения путем электронного монтажа видеозаписей формируются психотерапевтом самостоятельно (без привлечения к этому процессу пациентов) и наполняются лучшими образцами деятельности (моделями поведения).
Репродуктивный метод основан на многократном просмотре специального набора видеофрагментов, демонстрирующего наиболее эффективное поведение с использованием готовых знаний (социальных норм, ролей, законов или запретов и т.п.) в объективно трудных для большинства людей ситуациях. Репрезентация их пациентами на уровне своего поведения отражает их усвоение и выступает в качестве критерия успешного применения метода.
Метод проблемного изложения, в отличие от информационно-рецептивного и репродуктивного методов, в наибольшей степени ориентирован на повышение активности познавательных процессов, допускает использование аудиовизуальных сообщений, которые отражают неопределенную или спорную информацию. В подобных случаях пациентов побуждают к прояснению ситуаций через высказывание альтернативных гипотез (суждений) и исследование скрытых причин или мотивов поведения людей в представленных видеофрагментах; здесь могут быть пациенты, участвующие в обсуждении проблемного эпизода через анализ собственного поведения.
Влияние стиля поведения на успешный результат деятельности
... данной работы считаю изучить влияние стиля поведения на успешный результат деятельности. Задача работы: Показать как влияет стиль поведения на результат деятельности, а так же различные стили делового ... поведения их значение, различия. 1. Деловой стиль Важным отличительным признаком делового ...
Путем электронного монтажа видеозаписей (через произвольную концентрацию в единицу времени реальных событий) психотерапевт имеет возможность по новому расставить акценты в структуре переживаний пациентов или фокусировать интерпретацию основных аспектов деятельности и поведения больных в контексте «новой (сконструированной) реальности». «Новая реальность», как отражение возможностей современной видеотехники, может использоваться с целью последовательной и наглядной демонстрации пациентам многих типичных ситуаций из жизни психотерапевтической группы (или индивидуальных психотерапевтических занятий), которые с высокой вероятностью отражались в сознании больных как психотравмирующие или объективно труднопреодолимые из-за непонимания их операциональных характеристик. Направленное формирование у них специфических приемов познавательной деятельности (интеллектуальных умений) путем структурирования аудиовизуальных сообщений, в связи с задачами психотерапии, встречает естественное препятствие в форме своеобразной «слепоты» к зрительно-очевидным отношениям, если у пациентов отсутствуют из прежнего опыта навыки по их распознаванию. Иными словами, проблему перехода от «внешних» действий к «внутренним» следует рассматривать с точки зрения структуры самой психической деятельности и тех изменении, которые она претерпевает по мера этого перехода.
Использование современной видеотехники может быть эффективным в случаях адекватного применения знаковых систем. В качестве таковой используется структурная классификация невербального поведения Л.Маркоса, в которой учитываются следующие категории жестов. 1) Ритмические короткие движения, напоминающие удар без привлечения его сути. Эти движения руками порывисты и являются внутренней координацией ритмических аспектов речи. Рука выполняет по существу прямые вертикальные движения или наблюдаются вращения запястьем. 2) Указывающие движения, используемые для указания человека или объекта на близком или дальнем расстоянии, распознающие и уделяющие внимание объектам в пространстве. С помощью указывания индивид пытается вновь утвердить себя, других или предметы в пространстве. 3) Ощупывающие движения, проявляющиеся при усилии индивида подобрать слова или недостаточности словесного выражения и выполняющие замещающую функцию. Ощупывающие движения часто сопровождают несостоятельную речь. Наглядно это проявляется в коротких ритмичных движениях рук, напоминающих ощупывание ткани или мелких предметов, происходящих в ходе проявления чувств при заминках в речи. 4) Изобразительные (символизирующие) движения, несущие в себе сообщение сути образа, чувства или мысли. Они часто являются буквальным отражением вербальной картины, иногда ее «сгущением», зачастую обеспечивая более общей информацией, чем та, которую передает одна речь.
В практической деятельности психотерапевтов важными представляются навыки в сфере «кодирования» невербального поведения больных (хотя бы в категориях приведенной классификации жестов) для предметного анализа эффективности психокоррекционных воздействий. Аналогичные навыки полезны и пациентам, что облегчает им распознавание и фиксацию образцов адаптивного поведения. В других случаях специальные знания и навыки указывают больным на очевидные признаки инконгруэнтности, т.е. на нежелательные рассогласования между каналами невербальных и речевых сообщений, что уменьшает эффективность их коммуникации или затрудняет переработку информации, исходящей от них. Последнее, в свою очередь, может выступить одной из причин их дезадаптации.
Психотерапия неврозов
... подготовку к более плодотворному восприятию больным проводимой психотерапии. С этой целью проводятся удлиненные сеансы гипнотерапии ... и психопатических особенностей, которые во многом определяют поведение человека и его дезадаптацию. Т.о. первичные личностные ... осознание больным психотравмы, как причины расстройств, осознание связи между психотравмой и болезненной симптоматикой. Переработка этой ...
Классификация невербального поведения Л.Маркоса построена таким образам, что она дает возможность субъекту перевода неявной, имплицитной формы знания в эксплицитное, объективное знание. Иначе говоря, она позволяет субъекту из неявного предпосылочного знания сделать явные выводы, составляющие психологическое ядро операциональных смыслов или сформировать познавательное отношение к предмету деятельности. Системы невербальной коммуникации (наряду с некоторыми характеристиками речевой активности) могут выступать в виде критерия оценки успешности собственного поведения (для пациентов) и одновременно средством оценки качества лечения (для врачей).
В нашем опыте психотерапия оценивалась как эффективная, если по ходу лечения уменьшался разрыв в содержательных характеристиках невербального и речевого поведения больных и наоборот, как менее эффективная, если на завершающем этапе психотерапии выявлялось очевидное рассогласование между основными характеристиками речевой активности и невербального поведения.
Видеообратная связь и моделирование (самомоделирование) поведения как основные формы применения видеотехники рассматриваются только в контексте трех основных методов предъявления видеозаписей (информационно-рецептивного, репродуктивного и проблемного изложения).
Различия в характере использования видеотехники определяются сочетаниями основных вариантов видеообратной связи и моделирования (самомоделирования) поведения с учетом разных этапов и методов психотерапии, а также их основными мишенями.
При построении модели психотерапевтического процесса с применением видеозаписей примем положение, определяющее суть самой модели. Оно заключается в… Если исходить из модели психотерапии как информационного процесса, то… К настоящему времени анализ материалов, полученных в отделении неврозов и психотерапии Психоневрологического…
Основные способы применения видеотехники в практике
Психотерапевта
Видеотехника в психотерапии используется для реализации как собственно видеообратной связи, так и для обеспечения процессов моделирования (самомоделирования) поведения. Видеообратная связь основана на таком использовании видеотехники, когда пациентам создают условия для самоконфронтации через предъявление им объективного и «нейтрального» отражения их собственного поведения, а в случае групповой психотерапии — возможности для проверки и пересмотра своих понятий о «других в восприятии «Я»» и «Я» в восприятии других». Постоянная практика подобного рода восприятия и повторного пересмотра повышает уровни рефлексивности у пациентов, что переносится ими на отношения и вне группы. Именно таким путем, содействуя психотерапевтической задаче «пересмотра» концепции «Я», могут интегрироваться новые позиции.
Поведение экспрессивное
... (прическа, одежда) и низкую степень изменчивости (физиогномические составляющие экспрессии). В психологии экспрессивного поведения рассматривается широкий спектр средств, с помощью которых личность выражает себя или ее ... Более того, экспрессивное поведение, как правило, становится частью этого состояния, например, глупыми выходками идиота; улыбкой и ...
По способам применения и средствам привлечения внимания к содержанию предъявленной информации различают активную видеообратную связь, когда отобранный фрагмент видеозаписи демонстрируется больным в сопровождении подробных комментариев психотерапевта и пассивную видеообратную связь в случаях использования видеосюжетов без анализа их специалистами. По времени предъявления выделяют прямую видеообратную связь, т.е. по ходу лечебных сеансов, и отсроченную, после завершения психотерапевтических занятий. По содержанию отобранных материалов — тематически ориентированную, когда расставлены акценты, например, на восприятие преимущественно невербальных способов взаимодействия или на распознавание вербально-логической системы знаков в структуре речевого поведения и т.д., и аморфную видеообратную связь, ориентированную на восприятие и интерпретацию больными структуры поведения в целом. Варианты использования видеообратной связи представлены по классификации, разработанной в отделении неврозов и психотерапии Института им. В. М. Бехтерева. Путем электронного монтажа возможны также изменения пространственно-временных характеристик видеообратной связи (с очевидным замедлением или ускорением распознаваемых процессов).
Необходимые предпосылки или наиболее обшие условия для эффективного использования видеообратной связи в индивидуальной и групповой психотерапии сводятся к следующим. 1) Основные характеристики видеообратной связи определяются целью и задачами всего курса психотерапии и соответствуют той общетеоретической концепции, которой руководствуется психотерапевт в своей деятельности. 2) Необходимо учитывать, насколько видеообратная связь помогает пациенту узнать что-либо новое о себе или облегчить ему изменения собственного поведения. 3) Бидеообратная связь во многих случаях относится к такому поведению, которое перципиент может изменить, и бесполезна, если относится к тому, на что перципиент повлиять не может. 4) Видеообратная связь приносит больше пользы в тех случаях, когда обращаются с просьбой о ней, чем тогда, когда ее навязывают. 5) Важный аспект полезности видеообратной связи — ее своевременность. В одних случаях она относится к поведению больного, которое имело место в текущий момент (вариант прямой видеообратной связи, в других — пациенту целесообразнее предоставить суммированную информацию о его поведении, т.е. после завершения очередного или нескольких психотерапевтических занятий (вариант отсроченной видеообратной связи), 6) Видеообратная связь не должна быть слишком продолжительной (одно занятие не более 5-10 минут, реже 15-20 минут).
В противном случае может наблюдаться так называемая перегрузка видеообратной связи. Перципиент оказывается не в состоянии абсорбировать и интегрировать большой объем информации. Если видеообратная связь носит подчеркнуто конфронтационный характер, то ее негативные аспекты должны быть уравновешены обшей позитивной атмосферой. 7) Видеообратная связь приводит не только к изменению, но и к принятию иных форм поведения перципиентом.
Поведение как психофизиологический феномен
... внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на ... некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов. Просоциальное поведение — поведение человека, в основе которого лежат просоциалъные мотивы, т.е. мотивы ...
Использование видеотехники в режиме моделирования предполагает отбор и демонстрацию больным примеров только адаптивного поведения. С этих позиций моделирование является вариантом позитивной видеообратной связи. В основании механизма моделирования -воздействие носителя примера на перципиента. Оно может быть реализовано разными способами: непосредственно, личностными особенностями и поведенческими реакциями, что называют также методами «преддепонирования» тл «экспонирования» и опосредованно, через обсуждение поведения третьего лица (по материалам видеозаписей) или через образцы поведения реальных или вымышленных героев. Если примерами служат образцы собственного поведения, моделирование превращается в самомоделирование или аутоэкземплификацию.
Видеотехника в психотерапии используется для реализации как собственно видеообратной связи, так и для обеспечения процессов моделирования… По способам применения и средствам привлечения внимания к содержанию… Необходимые предпосылки или наиболее обшие условия для эффективного использования видеообратной связи в…
Самомоделирование (аутоэкземплификаиия) на основе
Видеозаписи
Эта методика применяется в двух вариантах. а) Программы занятий для самомоделирования составляются в сотрудничестве с психотерапевтом преимущественно самими пациентами, непосредственно участвующими в отборе видеосюжетов. б) Программы занятий самомоделирования составляются психотерапевтом самостоятельно. Достоинство первого варианта в том, что самомоделирование выполняет одновременно две функции: пациенты незаметно для себя вовлекаются в то, что фактически является и содержанием цели, и содержанием лечебной процедуры. Этот прием помогает преодолеть психологическую защиту пациентов, снижающую эффективность самомоделирования. Первый вариант самомоделирования можно назвать активным, второй — пассивным. В числе недостатков пассивного варианта следует отметить исключительно монопольный характер отбора для пациентов адаптивных образцов их поведения психотерапевтами. Последние в таких случаях вынуждены руководствоваться лишь собственными представлениями о наиболее целесообразных (адаптивных) способах поведения своих больных. Этим обстоятельством могут быть обусловлены возможные искажения в структуре самовосприятия пациентов.
Основные различия между самомоделированием и видеообратной связью сводятся к следующему. 1) При самомоделировании отбираются только положительные примеры (лучшие образцы собственного поведения для побуждения пациента к повторению аналогичных успешных действий и акцептации соответствующих поведенческих стереотипов. При видеообратной связи нет отмеченных ограничений. 2) При самомоделировании уровень стресса, от первичного знакомства больных с собственным изображением (отражением на мониторе своего поведения) минимизирован за счет демонстрации каждому пациенту лишь вариантов его успешной деятельности. По сравнению с самомоделированием при использовании видеообратной связи эмоционально-аффективные реакции больных в аналогичных ситуациях (при первичных просмотрах видеосюжетов со своим участием) значительно интенсивнее. Они проявлялись различными вегетативными реакциями (покраснением или побледнением кожных покровов, усиленным потоотделением, слезливостью, парэстезиями), ошупываюаими жестами (потиранием ладонью лица, шеи и пр.), а также демонстративным поведением (закрыванием глаз, опусканием головы, отворачиванием головы и корпуса в сторону или внезапным выходом из кабинета в период использования видеообратной связи).
02 Психотерапия и анестезиологическая защита больных
... поведенческим проявлениям. В этой связи следует выделить три основных варианта поведения пациентов: 1) скрытую реакцию, при которой больные сами не жалуются ... демонстрируют именно такую реакцию. Обоснование необходимости психологической коррекции и психомедикаментозной подготовки пациентов. Эмоциональное напряжение действует мобилизующе на функциональные резервы организма человека, повышая ...
Совокупность перечисленных реакций принято называть видеошоком.
В качестве негативных эффектов видеообратной связи, обычно при неквалифицированном применении видеотехники, могут наблюдаться также страх перед камерой, развитие боязни внешнего контроля у лиц с паранойяльными наклонностями, появление переживаний отчуждения пациента от самого себя, усиление сопротивления и психологической зашиты, возможное неблагоприятное воздействие на самооценку и групповую динамику, а также нарушение внимания, точности восприятия и быстрое утомление.
В структуре моделирования и самомоделирования основополагающая категория — пример. К основным характеристикам примера, отличающим его oт других средств воздействия, относят следующие: явность, очевидность; большое количество связей с другими людьми; возможность сравнения; убедительность воздействия; множественность критериев.
Эта методика применяется в двух вариантах. а) Программы занятий для самомоделирования составляются в сотрудничестве с психотерапевтом… Основные различия между самомоделированием и видеообратной связью сводятся к… В качестве негативных эффектов видеообратной связи, обычно при неквалифицированном применении видеотехники, могут…
Использование видеотехники в современных моделях
Психотерапии интегративного типа
Общим фактором различных направлений психотерапии, прежде всего таких противостояших в прошлом друг другу, как психодинамическое и поведенческое, становится принцип учета в лечебной работе внутренних и внешних детерминант поведения больных, в качестве которых обычно рассматривают варианты интрапсихических механизмов и основные характеристики психосоциальных воздействий. В этом случае, в зависимости от характера терапевтической ситуации и лечебных задач, психотерапевт имеет возможность различным образом расставлять (смещать) акценты в процессах переработки внутри- или межличностных конфликтов. Общими факторами для различных направлений психотерапии являются также: современная ориентация специалистов на групповые методы работы, их стремление к совершенствованию психотерапевтических воздействий в группе (с целью дальнейше повышения их эффективности и более активного использования принципов краткосрочной психотерапии), холистический подход. В совокупности отмеченные обстоятельства свидетельствуют о развитии интегративных подходов к основным направлениям современной психотерапии. Наиболее ярко значение видеотехники, возможности применения ее в контексте групповых методов можно показать на примере групповой психотерапии как модели естественного эксперимента по А.Ф.Лазурскому со всеми характерными для него особенностями. 1) Возможностью поставить пациента (испытуемого) в известные, заранее изученные условия, которые вызовут тот или иной процесс, ту или иную реакцию с его стороны. 2) Возможностью неоднократно повторять одни и те же условия, а следовательно, одни и те же проявления, что существенно для их трактовки. 3) Изолированностью экспериментальных приемов: каждый отдельный прием направлен на исследование какого-нибудь одного, обособленного процесса и тем самым создаются условия для диагностического заключения применительно к каждой отдельной личности.
Влияние психофармакотерапии и психотерапии на психофизиологическое ...
... отражающие функциональный уровень ЦНС у больных с неврозами. Изучение характера и глубины психофизиологического действия психофарма- котерапии, психотерапии и их комбинаций достаточно информативно, ... основные параметры психофизиологического состояния. Следует отметить, что у операторов энергоподстанций наиболее отчетливо на фоне приема нооклера оптимизировались профессионально значимые для них ...
При анализе процесса психотерапии в первую очередь обращает внимание на особенности использования психотерапевтических методов, их сочетаемость и очередность применения, что позволяет в условиях групповой психотерапии выявлять основные направления активности пациентов. Иными словами, предоставляется возможность определить, какими путями стимулируются активность пациентов, их рефлексивные способности: методом психотерапии, ориентированным на внешнюю активность больного, то есть усиливающим определенные поведенческие реакции и допускающим проявления его спонтанной поисковой активности для совладалия с проблемной ситуацией ( coping-поведение) или имеющим в основании преимущественно внутренний план действий (формирование умственных навыков) для изменения трудных обстоятельств. Правильное понимание основных характеристик «внутреннего и внешнего», особенностей их взаимодействия и взаимообусловливания, а также активизация познавательных процессов пациентов в течение всего периода психотерапии, определяют в конечном итоге ее эффективность.
Современная видеотехника становится средством, облегчающим формирование у пациентов поэтапного осознания психогенеза своей болезни и понимания путей или возможных вариантов восстановления адаптивных способностей. Просмотр видеозаписей с параллельным анализом их содержания пациентами производится по методике, разработанной в отделении неврозов и психотерапии Института им. В.М.Бехтерева. Путем электронного монтажа производили «сборку» отобранных видеофрагментов, ярко иллюстрирующих наиболее типичное поведение больных. В результате за счет концентрации в единицу времени эпизодов реального поведения пациентов без изменения или с изменением их исходной хронологической последовательности создавались возможности для конструирования нового контекста, которым избирательно фиксировали внимание пациентов на когнитивном, эмоциональном или поведенческом компонентах в структуре их отношений. Использование при таких условиях различных методов предъявления видеофрагментов делает перспективным применение разнообразных вариантов видеообратной связи, а также приемов моделирования или самомоделирования поведения больных.
Использование современной видеотехники для повышения эффективности психокоррекционных воздействий вновь привлекает внимание к давно назревшей проблеме более четких дефиниций основных понятий, отражающих содержание психотерапевтического процесса. В качестве примера рассмотрим осознание — один из наиболее сложных процессов в психотерапии. Первый и самый элементарный его этап — узнавание, идентификация (отождествление) воспринимаемого предмета или явления. Второй этап связан с отнесением осмысляемого к той или иной категории, подведение его под определенный ряд, то есть стадия объяснения, генерализации. На третьем этапе происходит выявление не только общих, но и специфических свойств явления, его индивидуализирующих отличий. И, наконец, самая высокая степень осознания (четвертая): наибольшая его глубина связана с выявлением источников, целей, мотивов и причин осмысляемого явления. Используя представления о структуре и последовательности этапов процесса осознания, можно применять видеотехнику наиболее рациональным способом. Для решения задач на первом этапе осознания следует предъявлять видеофрагменты в рамках информационно-рецептивного метода к наиболее полно реализовать возможности активной видзообратной связи, то есть с развернутыми комментариями психотерапевта по ходу их демонстрации, а также приемы моделирования поведения больных, где в активной позиции находится врач. При переходе ко второму этапу целесообразно использовать возможности репродуктивного метода в демонстрации видеозаписей, сочетая их по-прежнему с активной видеообратной связью и моделированием поведения. И только на третьем этапе целесообразно применение в контексте репродуктивного метода пассивной видеообратной связи (без сопровождающих просмотр видеофрагментов комментариев психотерапевта) и самомоделирования поведения, при котором активная роль в структурировании и анализе своего поведения переходит к пациентам. На четвертом (заключительном) этапе процесса осознания оптимальным способом закрепления результатов психокоррекционных воздействий является метод проблемного изложения материалов, представленных фрагментами видеозаписей. По форме это разнообразные способы использования видеоматериалов, но все сюжеты объединяет один существенный признак — ограниченный объем информации (зачастую искусственно, путем специального монтажа видеофрагментов) по главному предмету обсуждения, как следствие возможности неоднозначного прочтения основного содержания эпизода. На подобных видеозаписях пациенты обучаются разбору реальных проблемных (трудных) ситуаций, как из их собственной жизни, так и представленных поведением других больных. В итоге у них формируются устойчивые навыки по конструктивному разрешению психотравмирующих обстоятельств.
В моделях современной психотерапии интегративного типа при доминирующем значении в психотерапевтическом процессе одного из основных направлений психотерапии видеотехнику целесообразно использовать по следующей схеме. В гуманистической модели, где решающим фактором действенности психотерапии признана эмпатическая коммуникация между психотерапевтом и пациентом, видеозаписи просматриваются в контексте информационно-рецептивного метода, чтобы повысить эффективность лечебного процесса. В ряде случаев целесообразно повторно демонстрировать как одни и те же видеофрагменты, так и различные их сочетания для усиления конфронтации пациентов с собственным поведением.
В инструментально-интеракционной модели психотерапии, где также предпочтение отдается не техническим приемам, а использованию взаимоотношений психотерапевт-пациент как лечебному инструменту, но с заметно более активной позицией психотерапевта (он берет на себя определенную долю ответственности и инициативы), психотерапевтический процесс строится более структурированно, чем в предыдущей модели. И потому наиболее подходящим для демонстрации видеофрагментов является репродуктивный метод.
Инструментально-техническая модель психотерапии по сравнению с предыдущей характеризуется дальнейшим возрастанием активности психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом и еще более структурированным процессом психотерапии. В этой модели существенное значение придается использованию разнообразных технических приемов и методов психотерапии. Приверженность психотерапевта единой концепции, совмещающей лечебные воздействия на когнитивные, эмоциональные и поведенческие стороны функционирования личности пациента отличает эту модель психотерапии интегративного типа от простого эклектического подхода. В рамках инструментально-технической модели с целью оптимизации психокоррекционнкх воздействий наиболее адекватным для демонстрации видеозаписей является метод проблемного изложения.
Выбор различных методов предъявления видеофрагментов определяется специальными показаниями к их применению с учетом задач психотерапии на разных этапах. В соответствии с изменениями характера лечебного процесса от его начала к периоду завершения применяются все более сложные приемы для демонстрации видеозаписей. На начальных этапах психотерапии от пациентов при просмотре видеофрагментов не требуются значительные умственные нагрузки, им достаточно пассивно наблюдать представленные в видеозаписях сюжеты. В последующем усложняются способы и формы структурирования информации и пациенты побуждаются к многостороннему ее анализу с целью применения результатов такой деятельности на практике . На завершающем этапе психотерапии больным предлагают на моделях наиболее сложных (объективно трудных) для них ситуаций отработать навыки по распознаванию их скрытых механизмов и контекста для последующего использования аналогичных приемов в процессе конструктивного разрешения личностных проблем. Нарастающее усложнение от начала к концу лечения процесса кодирования информации, возвращаемой больным посредством видеотехники, достаточно полно реализуется путем применения трех основных методов демонстрации видеозаписей (информационно-рецептивного, репродуктивного и метода проблемного изложения).
Общим фактором различных направлений психотерапии, прежде всего таких противостояших в прошлом друг другу, как психодинамическое и поведенческое,… При анализе процесса психотерапии в первую очередь обращает внимание на… Современная видеотехника становится средством, облегчающим формирование у пациентов поэтапного осознания психогенеза…
Специфические феномены при использовании видеотехники
В психотерапии
Использование видеотехники в психотерапии, как показал опыт и других авторов, сопровождается рядом специфических феноменов, обусловленных неоднозначным воздействием ее на пациентов. По мнению М. А. Scafte , в качестве адекватной теоретической концепции для понимания структуры и динамики специфических эффектов от использования видеосистем может служить социальная теория Г. Мида. В нашем изложении интерес представляют четыре основных положения этой теории. 1) Если «Я» изначально построено из интернализованных позиций других людей, оно может быть переработано теми же способами. 2) Некоторые пациенты привыкли находиться в той части «Я», которая обозначается местоимением «Я», в русле субъективного, непосредственного опыта. Они сопротивляются переключению на другие позиции и переходу к аспекту «меня» в плане наблюдения, рефлексии. 3) Если представить, что группа существует сама по себе (посредством переживаний, разделенных между ее членами), можно сказать, что в какой-то момент времени она становится объектом для себя или достигает самосознания. Внедрение видеотехники ускоряет этот процесс. 4) «Взять роль другого» не означает принять участие в «ролевой игре» или в «разыгрывании роли». Это значит, что человек в воображении участвует в перспективе чего-то, что находится вне его. Видеомонитор — идеальный стимулятор эксплорации любой роли в группе. Он обеспечивает живые и жизненные отражения «Я-воплощений», как старых, так и новых, производимых участниками, и дает им возможность, с помощью руководителя, исследовать происхождение, цели и последствия этих «Я-воплощений».
Наиболее распространенный специфический эффект от использования видеокамеры в группе — отношение к ней как к «нейтральному» другому. Пациенты, за редким исключением, легко и охотно принимают видеокамеру в «члены своей группы» и иногда отводят ей роль значительно большую, чем формальным лидерам — психотерапевтам. Собственный опыт применения видеотехники в психотерапевтических группах позволяет полностью согласиться с отмеченным положением и проиллюстрировать его характерными высказываниями больных. Так, внезапное (по тактическим или техническим причинам) исключение видеокамеры из занятий по групповой психотерапии сопровождалось традиционными репликами пациентов типа: «Какой смысл (зачем) нам сегодня заниматься (активно работать), демонстрировать разные формы взаимодействия, если видеокамеры не будет?». Подобные упреки, уже на первых минутах занятия без видеотехники слышались сразу же от нескольких членов группы в адрес психотерапевта. Это отчетливо указывало на персонификацию видеокамеры, она фактически очень быстро становилась частью группы. Описанное действие видеокамеры на пациентов поначалу очень удивляло многих специалистов, использующих видеотехнику в психотерапии. Вместо ожидания негативных реакций на нее, наличие видеокамеры в психотерапевтических занятиях воспринималось совершенно «безболезненно». Видеообратная связь обеспечивала более нейтральный источник информации, чем всякий человеческий источник и приглашала к открытой самоконфронтации в группе. Применительно к индивидуальной психотерапии можно отметить аналогичные тенденции и привести соответствующее высказывание пациентки, которая уже на первых сеансах доверяла свои «секреты» больше видеокамере, чем лечащему врачу. Периодически (в ходе индивидуальной психотерапии) она обращалась к психотерапевту со следующей репликой: «Я расскажу вам об одной (этой) ситуации с условием, если в истории болезни ничего не будет записано о ней». Но ее не смущала проводившаяся параллельно с беседой видеосъемка.
Опыт работы психотерапевтов, использующих видеотехнику, заостряет внимание на следующих вопросах, относящихся к ее влиянию на межличностную динамику и пациента. 1) Почему группа, испытав наблюдение видеосистемами, достигает новой реальности и эффективности? 2) Почему у пациента, увидевшего собственное изображение, появляется тенденция к новым измерениям идентичности? Так как видеокамеру пациенты рассматривают в качестве «нейтрального» другого, видеоаппаратуру следует учитывать как потенциальный «Я» — объект в группе. Когда она адекватно используется ведущим, то может вполне подойти для этой роли. Как точное зеркало, она дает нейтральную, свободную от давления обратную связь и может служить не представляющим угрозы объектом переноса. В отличие от пациентов, у видеотехники нет своих потребностей, которые могли бы препятствовать процессам, протекающим у пациентов. Эта нейтральность, возможно, объясняет готовность участников группы работать в присутствии видеокамеры, иными словами, допустить ее в свой внутренний мир.
Одним из специфических феноменов в случаях использования видеотехники в психотерапии является «переход» пациентов от пассивного восприятия (на экране монитора) самих себя к активному распознаванию собственного поведения, то есть с позиции «Я» — «обо мне». Под влиянием видеотехники у больных формируются способности к распознаванию более сложной информации.
Нередко при использовании видеообратной связи можно было слышать высказывания пациентов о самих себе в третьем лице. Это явилось еще одним специфическим феноменом, возникшим в результате применения видеотехники в психотерапии. Этот феномен близок к ассоциации, вызываемой в терапевтических целях при работе с трансовыми состояниями. Анализ отмеченного эффекта позволил выделить по характеру отношения к собственному изображению две различающихся группы больных. Одни пациенты относились к нему как к «нейтральному» другому и описывали увиденное достаточно объективно, однако при отсутствии значительной идентификации самих себя (стремились к отчуждению собственного поведения).
Другие пациенты в периоды демонстрации видеосюжетов часто отвлекались от экрана монитора или наблюдали за собственным поведением без глубокого анализа его содержания. Вместе с тем, по окончании сеанса видеообратной связи они старались описать или скорее угадать содержание просмотренных видеосюжетов. Для них было характерно в описаниях объективно отраженного собственного поведения использование своих прежних представлений вместо нового опыта, приобретаемого посредством видеотехники. Они так же, как и пациенты первой группы, фактически «отчуждали» предъявленную им зрительно информацию, но обусловливалось это у больных второй группы низким уровнем их перцептивной деятельности. Они не столько видели и наблюдали исходные видеосюжеты, сколько «читали собственные мысли» по поводу того, что могли или должны были бы распознать.
Использование видеотехники в психотерапии, как показал опыт и других авторов, сопровождается рядом специфических феноменов, обусловленных… Наиболее распространенный специфический эффект от использования видеокамеры в… Опыт работы психотерапевтов, использующих видеотехнику, заостряет внимание на следующих вопросах, относящихся к ее…
Заключение
Внедрение видеотехники в психотерапевтический процесс заметно расширяет границы использования различных методов и создает необходимые предпосылки для развития интегративных подходов в психотерапии.
Пациенты, во многих случаях впервые, получают возможность объективно наблюдать собственное поведение, проанализировать скрытые причины своих переживаний и поступков без искажающего влияния других пациентов или психотерапевта.
Психотерапевту возможности видеотехники позволяют активизировать познавательные процессы больных с учетом исходных целей психотерапии путей их достижения и индивидуальных особенностей пациентов и как следствие более дифференцированно и направленно применять различные методы психотерапевтических воздействий.
Современная видеотехника совместима с компьютерными системами и в сочетании с ними образует видеокомпьютерные комплексы (видеокомпьютеры) . Видеокомпьютеры позволяют конструировать так называемую третью реальность, в которой наглядно представлены различные ситуации из будущего на основании имеющейся информации или восстанавливается давно утраченная информация по сохранившимся ее элементам. Третья реальность (создаваемая посредством компьютерных систем или виртуальное пространство) — это наглядные картины ожидаемых (прогнозируемых) результатов лечения по каждому больному уже в самом начале психотерапии и, следовательно, возможность своевременно произвести в ней необходимые коррективы и проверить ее результативность путем моделирования.
Можно полагать, что в недалеком будущем от активного применения видеотехники психотерапевтами-профессионалами, умения использовать новые информационные технологии во многом будет зависеть дальнейшее развитие теории и практики психотерапии.
Оглавление
- Введение
- Теоретические предпосылки к использованию видеотехники в психотерапии
- Основные способы применения видеотехники в практике психотерапевта
- Самомоделирование (аутоэкземплификация) на основе видеозаписи
- Использование видеотехники в современных моделях психотерапии интегративного типа
- Специфические феномены при использовании видеотехники в психотерапии
- Заключение