Общая психология. Черменская

18.02.11

Литература:

  • Сергей Яковлевич Рубинштейн «Основы общей психологии».
  • Александер Ф., Селезник Ш. «Человек и его душа».
  • Гиппенрейтер Ю. «Общая психология».

Филогенез — видовое развитие.

Онтогенез — индивидуальное развитие.

Развитие психики в филогенезе

Системный взгляд.Различие между живым и неживым в том, что живое обладает способностью к самосохранению, самонастройке, самовоспроизведению и т. д. С точки зрения общей теории, система жизнь рассматривается как антиэнтропийный процесс, как феномен, противостоящий и противодействующий хаосу, любая живая система живет по принципу гомеостаза (постоянство среды) при помощи психики. В этом контексте растения, грибы, животные, насекомые, черви и человек — все психичны.

Есть несколько вариантов подхода к психичности:

есть теории биопсихизма (психикой обладают биологические системы,

теория нейропсихизма (психикой обладают системы, имеющие нервную систему),

теория панпсихизма (психично все).

Уровни психического реагирования:

  1. Первый уровень психического реагирования — тропизм — общая реакция системы на физико-химические изменения среды. Гелиотропизм — реакция всего живого на Землю на Солнце. Геотропизм — корни всех растений всегда растут вниз.
  1. Второй уровень — таксис — более специальные, уже механические, реакции на изменения среды.
  1. Третий уровень — рефлекс — совершенно специальные реакции, направленные на конкретное решение проблем по поддержанию гомеостаза.
  1. Четвертый уровень — инстинктивное поведение.
  1. Пятый уровень — интеллектуальная деятельность.
  1. Шестой уровень — сознание.

Лев Семенович Выготский — Моцарт русской психологии:

«Психика — орган отпора, решето, просеивающее мир, задача которого не в том, чтобы отражать, а в том, чтобы искажать мир в пользу индивида».

Слово «отражение» по-другому — рецепция.

14 стр., 6736 слов

Раздел 1. Диагностика уровня развития общения и предметно-манипулятивной деятельности ребенка второго полугодия жизни

... уровня развития общения с психическим развитием ребенка, приводится табл. 2. Таблица 2 Взаимосвязь уровня развития общения с психическим развитием ребенка второго полугодия жизни Нормальное развитие Задержка в развитии ... . Причины 1. Высокий или средний уровень чувствительности ...

Мифы, что существует объективная реальность, что мы ее знаем, если кто-то не согласен с моей (!!!) реальностью, то он не прав.

Вариабельная часть — если ваше поведение повторяется 40 и более раз — оно пишется на геном.

Стигма — отметина — знак. Например, появление у человека редуцированного века.

25.02.11

Психика по Леонтьеву — психика возникает с чувствительности на абиотический раздражитель.

Гендер — психосоциальный пол.

Сознание в онтогенезе

Уалдер Пенфилд: «Мозг не является источником сознания». Мират Мамардашвили: «Мы вынуждены постулировать существование некоторой полевой структуры, которая находится вне человека».

Этапы становления сознания ребенка:

  1. Деление на «я» и «не я», которое происходит через реакцию матери на крик ребенка. Его берут на руки, гладят, и возникают контуры тела. Здесь формируется «базовое доверие» и «базовое недоверие», которые возникают из отношения матери к ребенку. Если она не оказывает достаточного внимания ребенку, возникает «недоверие».
  1. Владение рукой — отношение — что можно, что нельзя.
  1. Сидение, ползание, ходьба и др.
  1. К 7 месяцам появляется социальная улыбка — ребенок улыбается осознанно.
  1. Узнавание себя в зеркале.
  1. Сензетивный период речи — до 3-х лет.

04.03.11

Девиация — отклонение.

Делинквентность — преступное поведение.

Аддикция — зависимость.

Мишель Фуко «Ненормальный».

3 вида материнской любви:

  • Возвратная — я люблю, чтобы ты потом любил меня.
  • Проективная любовь — дети продолжат мое дело.
  • Эмпатическая любовь — сочувствие. Это любовь, в которой чувствуют то, что нужно тому, кого любят.

Садист — тот, кто никогда не поверит в то, что его любят.

5 стр., 2317 слов

Психофизиологические особенности восприятия аудиовизуальной информации учащимися различного возраста

... конкретная, представленная уже в сформированном виде информация видеоряда. В процессе восприятия экранной информации ее количество, поступающее через зрительный канал ... образуются временные связи между самими анализаторами, возникает ассоциация ощущений, что ведет к повышению ... точным и дифференцированным. Восприятие формы лучше дается в плоскостных фигурах, а в назывании объемных фигур (шар, конус ...

Мазохист — тот, кто сомневается в своей способности любить.

Эрих Фромм «Искусство любви».

18.03.11

Когнитивные процессы — познавательные процессы.

Пороговые и подпороговые ощущения — Гершуни — субсенсорный диапазон.

Восприятие- перцепция — сложный аналитико-синтетический процесс вычленения существенного и торможения несущественного, в результате которого возникает целостные образ. Восприятие не есть сумма ощущений. Этоэмерджентный процесс.

Основной закон восприятия — «закон фигуры фона».Закон действия фигуры и фона. Константность восприятия. Человек предпочитает воспринимать (осознавать) то, что уже ранее видел. Это проявляется в серии законов. Закон последействия фигуры и фона гласит: то, что однажды человек воспринял как фигуру, имеет тенденцию к последействию, т. е. повторному выделению в качестве фигуры; то, что однажды было воспринято как фон, имеет тенденцию и далее восприниматься как фон.

Характеристики восприятия:

  • Восприятие устойчиво, стабильно.
  • Подвижно.
  • Предметно.
  • Избирательно.

Процесс восприятия по результатам прошлого опыта — апперцепция.

Проблемами восприятия занималась Гештальт психология, основатель которой — Макс Вертгеймер. Это структурированное целое, части которого определяются этим целым.

Прегнантность- таинственное стремление психики к совершенству.

Эффект отложенного действия- его открыла Б. В. Зейгарник. Если мы слишком много откладываем на потом, то мы изнемогаем.

25.03.11

Память- процесс сохранения, воспроизведения и стирания информации.

Закон Рибо — закон реминисценции— пожилые люди гораздо лучше и отчетливее помнят свою молодость, но не помнят, куда они положили свои очки.

Виды памяти.

Объем оперативной памяти — 72 объекта.

7 стр., 3044 слов

Основные законы образования человека и их следствия для социологии, психологии и педагогики

... и не имеете права как учителя: не знать фундаментальных законов образования человека. Знание жизни в ее фундаментальных процессах есть основа нашего педагогического мастерства ... Программ возможного развития образования, мы можем сделать принципиальный целеопределяющий вывод: Система общего образования и, в частности высшего профессионального педагогического образования, должна ...

Александр Романович Лурия — «Маленькая книжка о большой памяти».

Энграмма- энерго-информационный комплекс, который возникает в результате реверберации (эхо).

Репрезентативные системы делят по

  1. сенсорному способу представления информации:
  • Визуальная (В) — обработка зрительной информации;
  • Кинестетическая (К) — обработка чувственной информации (тактильные ощущения, внутренние, вкус, запах);
  • Аудиальнаяили Аудиально-тональная (А или Ат) — звуки, тон голоса;
  • Дигитальнаяили Аудиально-дигитальная (Ад) — внутренний диалог.

Так же присутствует деление по

  1. роли в мыслительных процессах:
  • Ведущая- репрезентативная система, запускающая стратегию мышления. Например, предлагается вспомнить звук скрипки. Человек с ведущей Визуальной системой сначала представит образ этой скрипки, а только потом услышит ее звучание. А для того, чтобы почувствовать какой на ощупь слон, ему сначала надо вспомнить как слон выглядит, и только потом он сможет его «пощупать». Ведущая система обычно совпадает с первичной (то есть основной) системой человека.
  • Первичная (основная) — наиболее используемая и развитая репрезентативная система человека. Когда говорят о типах человека по предпочитаемой модальности — Аудиал, Визуал, Дигитал, Кинестетик — то как раз имеется в виду, что у человека соответствующая первичная репрезентативная система. Первичная репсистема обычно совпадает с ведущей. Но если не совпадает, ведущая оказывается неосознаваемой.
  • Референтная- репрезентативная система, в которой человек получает результат внутренних расчётов. Например: о своем согласии или не согласии с высказыванием человек может узнавать по ощущению в области груди. В этом случае референтной системой будет Кинестетическая.

01.04.11

Речь и язык

Речь- деятельность языка в общении. Речь в отличие от языка всегда исторична.

11 стр., 5455 слов

Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики

... полноте и цельности, к андрогинному образу. Бердяев Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики   Вопросы для самопроверки 1. В чем Н ... окружающей среде. У высших приматов можно наблюдать даже определенный уровень интеллекта – использование мышления для достижения желаемых целей. Таким образом, животное способно ...

Отличие речи от языка заключается в том, что в ней есть сигнификат. Сигнификативная функция — отсроченное воспроизведение объекта в словесной форме, отображение объекта в символическом пространстве.

Гипотеза Сепира-Уорфа. Предполагается, что люди, говорящие на разных языках, по-разному воспринимают мир и по-разному мыслят.

15.04.11

Интеллект

М. А. Холодная «Психология интеллекта».

Уникальность — ментальность- умонастроение, в рамках какой-то культуры.

Непредсказуемость — к нему трудно привыкнуть.

Лонгитюдные исследования — длительные исследования.

Антропоцентричность школы — в центре стоит ребенок.

Традиционная парадигма образования — ЗУМ (знания, умения, навыки).

В новой парадигме образования главное не уровень образования, а уровень психологических ресурсов, развитие внутреннего субъективного мира.

Детям в школе создали проблемы:

  • Первая группа — видят противоречия и пытаются их решить — 18%.
  • Вторая — видят, но ничего не пытаются решить — 30%.
  • Третья — стремление уйти от ситуации — эскапизм (избегание проблем) — 20%.
  • Четвертая — не способны обнаружить противоречия вообще — 23%.

Причины:

Генетика — феномен «русского креста».

Главная задача образования — переход от ЗУМ к КИТСУ:

  • К — компетентность — особый тип организации знаний, при котором возможно эффективное решение. Состоит из подпунктов:
  • Разнообразие в контекст — антипод — профессиональный кретинизм (особенно в медицине).
  • Структурированность знаний.
  • Гибкость знаний.
  • Быстрота актуализации в нужный момент.
  • Способность к переносу знаний.
  • Выделенность ключевых моментов.
  • Категориальность знаний.
  • И — интеллектуальная инициатива — готовность по собственному побуждению заниматься интеллектуальной деятельностью.
  • Т — творчество — субъективно-новые идеи. Враг творчества — страх.
  • С — саморегуляция — произвольное управление интеллектуальной деятельностью. Самое главное здесь — глупая мысль. Творчество всегда для одних — глупость, для других — откровение.
  • У — уникальность.

Основные подходы у определению интеллекта. В СССР первая проблема — политико-идеологическая — геноцид «умных». Вторая проблема — обыденно-житейская.

15 стр., 7478 слов

Интеллект: новый взгляд

... тех перспектив, которые открывает содержащийся в ней подход к научному изучению развития интеллекта. Д. и В.Молфезе [73] ... превосходила таковую для тестов общей информированности, арифметических рассуждений, операций с цифрами, понимания прочитанного — тестов, представляющих собой ... для нахождения новых решений, расширяя тем самым пространство научных знаний и умений» [6; 46]. Таким образом, мы ...

Первым научным методом (способом) измерения интеллекта человека был тест, «куча тестов», но исследователи до сих пор не понимают, что они мерят.

29.04.11

Выготский

Генетический подход Ж. Ж. Пиажесчитал, что интеллект созревает — придет время, и ты поумнеешь. В этом смыслекритериями развития интеллекта по Пиаже являются:

  • Скоординированность операций.
  • Обратимость операций, умение возвращаться назад.
  • Сформированность операций — автоматизация операций.

Стадии развития детского интеллекта по Пиаже:

  1. Сенсомоторный — накопление моторных схем от 8 месяцев до 1,5 лет.
  2. Символический — от 1,5 до 4 лет.
  3. Фантазийный — мысли, комбинации, субъективные ассоциации.
  4. Стадия конкретных операций — 7−11 лет. Здесь формируется обратимость.
  5. Рефлексивный этап — самоанализ.
  1. Деятельностный подход— типичный для психологии подход. Теория деятельности — феномен научного совершенства."Ум — не деятельность, это способность к ней," - Аристотель.
  1. Образовательный подход— интеллект рассматривается как совокупность определенных когнитивных навыков. Критерии:
  • Быстро формировать обобщение.
  • Переход от слова к образу и обратно.
  • Работа с классами слов. Родовидовые связи.
  1. Информационный подход.Айзексчитал, что интеллект имеет биологическую природу и объясняется особенностями нервных тканей. Диссоциация.
  1. Регуляционный подходТерстоуна. Он исходил из представления о множественном интеллекте. По нему, интеллект — способность тормозить импульсивное побуждение. Интеллект — способность абстракции, которая по своей сути служит тормозящим процессом.
  1. Холодная — индивидуальный ментальный опыт (ИМО).

Она выделяла в его составе 4 компонента:

7 стр., 3155 слов

Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной теории личности Карен Хорни

... университет имени С.А.Есенина Реферат Подходы к понимаю человека и его потребностей в социокультурной теории ... семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление ... основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна ...

  1. Когнитивный опыт — психические механизмы хранения и переработки информации.
  2. Рефлексивный опыт — психически механизмы управления когнитивными процессами.
  3. Интенциональный опыт — «в каком направлении будем думать» (интенция — предрасположенность, направленность на что-либо, избирательность).
  4. Опыт интеллектуального поведения — наши привычные способы кодирования информации:
  • Словесный.
  • Визуальный.
  • Сенсорный.

06.05.11

Эмоции

Эмоции- форма проявления смыслов. Это не ощущения. Смыслы — то, что значимо для человека. Эмоции — форма существования смысла.

Лэнгле «Экзистенциальная аналитическая теория эмоций».

Экзистенция- существование. После Второй Мировой войны осуществился переход отessenseкexistence. То есть, до Второй Мировой войны человек воспринимался как творение Бога.

Мораль- набор общественного сознания (моральный человек, неморальный, аморальный).Нравственность- это наш личный выбор, за который мы несем ответственность.

Смысл состоит из двух атрибутов:

  • Контекстуальный.
  • Интенциональный.

Правильное выражение эмоций:

  • От первого лицасказать человеку.
  • Аутентичность — искренность.
  • Не трогать личность, говорить только о себе.

Кастрирующее поведение женщины (у всех получается, а у тебя нет, например).

Все маньяки имели специфических мам.

Предметность эмоций — они всегда направлены на конкретный предмет.

Основная функция интеллекта — тормозить эмоциональное возбуждение.

13.05.11

Аффект

Аффект- состояние, характеризующееся резким сужением сознания, кратковременная и бурно протекающая реакция на происходящее. В нем актуализируется видовой опыт — агрессия, бегство или оцепенение.

Патологический аффект отличается от физиологического лишь длительностью. Физиологический— кратковременный,патологический— постоянный, он делает человек недееспособным.

Фрустрация- напряжение — состояние напряжения, обусловленное возникновением объективно недоступной или субъективно так воспринимаемой цели.

Стресс- Ганс Селье — теория гомеостаза — состояние, направленное на поддержание гомеостаза, некая активность — неспецифическая активность организма, общий адаптационный синдром. 2 стадии:

  • Эустресс — стадия напряжения и мобилизации — хороший стресс.
  • Дистресс — стадия разрушения системы — плохой стресс.

Стыд- состояние несовершенства (несоответствия) по отношению к существующим рамкам в обществе. Пристыженный человек всегда ведет себя агрессивно (но в разных видах — открыто, скрытно и т. д.).

Вина- это несоответствие «я» и «супер я» (по Фрейду).

Механизм интроектирования — механизм возникновения совести путем соотношения своих поступков в детстве с поведением родителей.

К экзамену: Джеймс Ланге, Раппапорте и Кэннон Бард.

Ролла Мэй вносит понятиедистенциальной вины- вины за существование, понимая под этим факторы:

  1. Вина за невозможность полной самореализации.
  2. Вина за невозможность полностью понять другого человека, вина за невозможность слияния с другим человеком.
  3. Вина за невозможность слияния с природой, за насильственное отношение к ней.

БПМ- базовая перинатальная матрица. Чем острее синдром, тем больше скорость излечения.

  • Перинатальный — внутриутробный — желанность ребенка оказывает огромное влияние.
  • Перинатальный — интервал около рождения — погружение в процесс рождения. Это ведет к тому, что нарушается процесс кровообращения и дыхания. Матрица отвечает за триаду: страх сойти с ума, страх смерти и страх не вернуться назад.
  • Постнатальный — после рождения — смирение.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector