Тема 1. Возраст в сознании человека

Рабочая тетрадь студента по изучению курса »Психология развития и возрастная психология»

____________________________________________________________________________________________________________

ТЕМА 1. ВОЗРАСТ В СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА

ОРИЕНТИРОВКА В ТЕМЕ

ГЛОССАРИЙ

  • Развитие. Задача развития.
  • Возраст. Виды возраста: хронологический, биологический, психологический.
  • Границы возраста. Конкретно-исторический характер границ возраста.
  • Темп развития: ускорение (акселерация), замедление (ретардация), неравномерность развития (гетерохрония).
  • Этапы развития. Детство. Взрослость. Старость.
  • Возрастное самосознание. Возрастной статус. Возрастная идентичность.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

  1. Место детства, зрелости, старости в возрастном самосознании человека: значение и смысл разных возрастных периодов.
  2. Представление человека о критериях разных периодов жизни.
  3. Задачи развития человека на разных возрастных этапах. Принятие возрастного статуса. Трудности возрастной идентичности.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

  1. При изучении рекомендованной литературы выделите основные понятия темы (см. Глоссарий).
  2. Постройте ассоциативные ряды к понятиям »детство», »взрослость», »старость». Основные требования к выполнению этого задания:
  • ограниченность времени работы (5 минут на каждое понятие);
  • отсутствие отвлекающих факторов (присутствующие люди, музыка и др.);
  1. Используйте вопросы анкеты (см. Приложение к теме), позволяющие изучить различные стороны осознания человеком себя в контексте конкретного возраста (переживание возраста, понимание его места и роли, отношения к нему).

    В рамках практикума профессионального обучения проведите опрос двух небольших групп испытуемых разного возраста.

Литература

  1. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности //Психологический журнал. 1983, Т. 4, № 5. С. 57 – 64.
  2. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 2008.
  3. Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М., 2007.
  4. Толстых А.В. Возрасты жизни. М., 1988.
  5. Хейманс П.Г. Концептуализация и операционализация задач развития /Процессы психического развития: в поисках новых подходов. Под ред. А.И. Подольского, Я.Я.Ф. Тер Лаака и П.Г. Хейманса. М., 1995. С. 8 – 18.
  6. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1995.

РАБОТА С ПОНЯТИЯМИ

2 стр., 923 слов

ВОПРОС ╣ 7 Понятие об эмоциях. Особенности развития эмоциональной ...

... появляются первые признаки воли. Эмоциональное развитие ребенка в младшем школьном возрасте (от 6 до 11 ... своей специфики не без трудностей. В психологии принято подразделять эмоции на стенические и ... – это чувства, связанные с познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе учебной и научной ... реакции у детей в этом возрасте могут выражаться по-разному, в зависимости от типа темперамента ...

Развитие

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

задача развития

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Возраст

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

хронологический

биологический

психологический

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Границы возраста

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

конкретно-исторический характер границ возраста

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

Темп развития

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ускорение (акселерация)

замедление (ретардация)

неравномерность развития (гетерохрония)

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Этапы развития

__________________________________________________________________________________________

детство

взрослость

старость

________________________________________

_______________________________________

_______________________________________

Возрастное самосознание

__________________________________________________________________________________________

возрастной статус

возрастная идентичность

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Страница «исследовательские умения» теоретический анализ

Психолог П.Г. Хейманс (Нидерланды, Утрехт), рассматривая понятие »задачи развития человека» как приобретение жизненно значимой компетенции, выделяет в нем следующие аспекты:

  1. Наличие задачи, которое предполагает возможность успеха или неудачи.
  2. Успех или неудачу определяет жюри, состоящее, например, из родителей, учителей, других детей, самого ребенка.
  3. Принятие собственной ответственности за успешное выполнение задачи предполагает целенаправленное осуществление действий, связанных с ней.
  4. Успех или неудача в решении задачи развития оказывает влияние на моральный статус человека и поэтому он стремиться к приобретению новой компетентности, способности.
  5. Решение задачи развития требует времени и усилий всех вовлеченных в нее участников. В каждый момент времени человек может быть вовлечен в решение нескольких задач развития.
  6. Задача развития является связующим звеном между человеком и его социальным окружением.

Сформулируйте понятие »задача развития человека», используя выделенные автором признаки.

Приведите конкретный пример задачи развития человека на том или ином возрастном этапе.

Моделирование

На конкретных примерах покажите проявление неравномерности развития человека при расхождении возраста:

а) хронологического и биологического

____________________________________________________________________________________________________________

б) хронологического и социального

______________________________________________________

в) хронологического и психологического

____________________________________________________________________________________________________________

г) хронологического, биологического, социального и психологического

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ

Сравните ассоциативные ряды к понятиям »детство», »взрослость», »старость» по критериям:

  • объем (количественный параметр анализа);
  • единицы содержания, модальность переживания (качественный анализ).

Объясните полученные результаты с точки зрения задач (перспектив) развития, влияния собственного опыта и др.

На основе своей работы и знакомства с результатами работ студентов Вашей группы создайте обобщенные психологические портреты людей разного возраста.

Психологический портрет детства

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Психологический портрет зрелого человека

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Психологический портрет старости

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Качественный анализ результатов исследования. Освоение элементов контент-анализа

Познакомьтесь с текстами высказывания студентов на вопрос анкеты »Возрастное самосознание »:

  1. Мое детство закончилось в возрасте ________. Я так считаю, потому что…

Проведите контент-анализ высказываний студентов на основе выделенных единиц содержания, их количества и частоты. Сделайте выводы

  1. об особенностях границ детского периода жизни человека (средняя продолжительность периода, индивидуальные варианты верхней границы возраст), объясните различия представлений;
  2. о преобладающей модальности переживаний детского периода жизни у студентов данной выборки.

При анализе текста используйте следующие единицы содержания:

  • указание на анатомо-физиологические изменения;
  • фиксация изменений объективных условий жизни;
  • выделение событий социально-психологического характера;
  • рассмотрение событий психологического характера.

Тексты высказываний студентов 2 курса педагогического университета

Единицы анализа содержания

количество

идентификация содержания

Оля П.

Скорее всего, мое детство кончилось в 13 лет. Тогда я училась в 7 классе.

Почему я так считаю? В это время я перестала думать о каких-то загадочных мирах, перестала играть в куклы. Мои мысли были заняты совсем другим, – я в первый раз влюбилась.

______

________________________

________________________

________________________

________________________

Елена Ч.

У меня кончилось детство после окончания 8 класса. В это время я по-другому стала смотреть на жизнь, захотелось стать лучше, характер мой стал настолько устойчивым, что даже сама удивлялась. Стала много задумываться о будущем, оглядываясь назад (правда, пока еще не с устойчивых позиций).

Даже стала искать себе занятие потруднее, занялась творчеством, выбрала первую серьезную цель впереди – приобрести профессию и обязательно учителя, никого больше.

______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Галя Х.

У меня детство закончилось, наверное, где-то в 11-12 лет. В этом возрасте я стала больше увлекаться книгами, а не какими-то играми, игрушками. Причем, увлекалась уже не сказками или забавными историями, а более серьезными произведениями.

Серьезнее стала относиться к учебе. Появились другие увлечения, например, приобрести не какую-нибудь красивую куклу, а научиться красиво танцевать, хорошо петь.

______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Санти Н., девушка из Казахстана

Детство у меня окончилось в 9-10 лет, т.е. в 4-5 классе. Я так считаю, потому что я встала перед проблемами взрослого человека. Я жила дома одна, когда родители уезжали в командировку, и нужно было уже самой о себе заботиться. Я думала о том, для чего я живу, о своей роли в этом мире. Я уже воспринимала мир таким, какой он есть, а не таким, каким я представляла его в детстве, т.е. в ярких красивых красках. Теперь мир, кроме »белого» и »черного» цветов, имел другие оттенки. Сказки и игрушки перестали для меня значить истинную жизнь, т.е. жизнь – это не сказка, и в ней действуют другие законы и правила.

______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Аслан М., юноша из Узбекистана

Мое детство кончилось, когда мне было 10 лет, потому что я приехал учиться в спецшколу. Тогда я уже стал самостоятельным, сам стирал, сам гладил, и никто мне не помогал. Но детство мое прошло очень весело, и даже не заметил, что уже 10 лет.

______

________________________________________________________________________________________________________________________

Алим Н., юноша из Узбекистана

В детстве все было как во сне, никаких проблем – ешь, пей, играй да спи, – ни о чем не думай. Я думаю, мое детство закончилось в 7 или 8 классе, когда я стал думать о будущем. Возникали проблемы, конфликты с братьями. Изменился разговорный этикет с товарищами. Раньше мы беседовали о фильмах, которые вместе смотрели, а уже когда я считал себя взрослым, обсуждали более сложные вещи. Изменился голос, вырос, руки стали грубее, чем раньше.

______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лида К.

Наверное, мое детство кончилось, когда мне было 12 лет. Я тогда перешла в 6 класс, а мы переехали в другой город, я пошла в новую школу, стала замкнутой: я перестала играть. Мне стали не нужны сверстники для игр, я даже перестала выходить на улицу, чтобы поиграть с другими. Играла я тогда только по обязанности с младшей сестрой, иногда даже увлекалась. Тогда же я стала мечтать о несбыточном. Может это, продолжалось мое детство, т.к. я до сих пор мечтаю и представляю себя в качестве кого-либо. Только теперь мои мечты стали более земными. Так что, может, мое детство еще не кончилось.

______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Света Т.

Наверное, детство у меня кончилось не сразу. В 8 классе я первый раз сильно влюбилась. Причем эта любовь оказалась неразделенной. Тогда почувствовала себя взрослой. Но это еще было неокончательно.

По- моему, до 18 лет я так и была ребенком. Но через месяц после наступления моего восемнадцатилетия в нашей семье произошла трагедия. Теперь уже все – детства никакого быть не может.

______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Люда Ю.

Детство закончилось в 17 лет, после поступления в вуз. Я начала жить самостоятельно. Ну, как самостоятельно? Просто далеко от дома. Раньше, в школьные годы я надолго далеко никуда не ездила, наверное, только в летний лагерь. В 17 лет я стала студенткой и стала, взрослой и после приезда в Волгоград, начала считать себя самостоятельным взрослым человеком. Раньше дома всегда занималась школьными делами, учебой, а на счет бытовых проблем никогда не задумывалась. Всегда у меня были капризные черты, опиралась на родителей. Здесь надо было быть, как и все другие студенты, нужна полная самостоятельность, надо отбросить все свои детские привычки, жить и учиться серьезно.

______

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

СТРАНИЦА РЕФЛЕКСИИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К МОЕМУ ОБУЧЕНИЮ»

Культурный контекст рефлексии (имена, события, факты, книги, пословицы, поговорки…)

Направление и содержание

рефлексии

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я чувствую»

Мои доминирующие переживания…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я теперь знаю»

Новое для меня ….

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я теперь могу»

Фокус и мера трудностей в освоении темы…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я хочу»

Зона моего ближайшего развития…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

»Я-концепция»

Я как будущий специалист…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Страница самоконтроля «ай, да я!»

Задание 1

Метрическая характеристика возраста может быть представлена в одном из следующих понятий. Выделите его знаком.

а) темп развития человека; б) периодизация психического развития; в) демография; г) задачи развития.

Задание 2

Выделите из перечисленных ниже понятий одно по признаку несоответствия группе остальных:

а) ускорение развития; б) долголетие; в) гетерохрония развития;

г) жизненный путь.

Задание 3

Закон гетерохронии объясняет один из следующих феноменов развития. Отметьте, какой из четырех:

а) увеличение средней продолжительности жизни человека; б) варианты возрастного развития людей; в) качественно своеобразную ступень онтогенетического развития; г) переживания психологического возраста.

Задание 4

Понятие »детство» носит конкретно-исторический характер. Опираясь на гипотезу Д.Б.Эльконина, покажите историческое возникновение периодов современного детства. Укажите в ниже приведенной схеме пропущенные четыре этапа становления детства:

а) раннее детство — период зрелости.

б

х

) раннее детство — — период зрелости.

в

х

) раннее детство — — конец детства (инициация) — период зрелости.

х

г

хх

ххх

) раннее детство – — — — — — — период зрелости.

хххх

д

хх

х

ххх

) раннее детство — — — — —

период зрелости.

Задание 5

Выделите верный вариант сочетания характеристик, относящийся к социально-психологическому статусу человека в период зрелого возраста:

а) относительно экономически не зависим; самоактуализирующаяся личность; отличается ответственностью; уменьшается ценность карьеры;

б) автономное существование; свободный и сознательный выбор целей действий; переживание будущего связано с настоящим моментом жизни; организатор помощи людям;

в) актуализация личностных и профессиональных ресурсов; эмоциональная гибкость; реалистичность устремлений; социальная роль учителя;

г) повышенное внимание к состоянию здоровья; может участвовать в голосовании; возраст философа, мобилизация компенсаторных физических и психологических ресурсов.

СТРОКИ ОТВЕТОВ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1

а

б

в

г

2

а

б

в

г

3

а

б

в

г

4

х

хх

ххх

хххх

5

а

б

в

г

ПРИДУМАЙ СВОЮ ЗАДАЧУ ПО ЭТОЙ ТЕМЕ!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ К ТЕМЕ «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ»

Метод ассоциативного ряда

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данная методическая процедура позволяет репрезентировать осознание человеком индивидуального и социокультурного опыта переживаний различных возрастных периодов жизни.

МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Инструкция: »Вам предлагается подобрать 3 ряда слов, которые ассоциируются с понятиями »детство», »взрослость», »старость».

Время работы с каждым рядомассоциаций ограничено – 5 минут.

Выполнение этой работы предполагает сосредоточенность, исключение отвлекающих факторов.

Детство – это…

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Взрослость – это…

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Старость – это…

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Студент на основе анализа объема и содержания лексических единиц описывает особенности своих представлений о трех возрастных этапах жизни человека.

Анкетирование

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Направленность вопросов анкеты позволяет выявить понимание человеком места, роли, содержания определенного возрастного этапа в его жизни, особенности возрастной идентификации.

МАТЕРИАЛ И ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ

Предлагается письменно ответить на вопросы анкеты »Возрастное самосознание».

ИМЯ___________________________________ ВОЗРАСТ___________

  1. У каждого человека каждый период жизни вызывает определенные ассоциации.

1.1. Детство — это ______________________________________________________

1.2. Взрослость — это ____________________________________________________

    1. Старость — это ______________________________________________________
  1. Я знаю, что у человека в каждый период жизни есть необходимость решать свои возрастные задачи развития. По моему мнению, основные 2– 3 задачи развития

2.1. для детского периода жизни – это ______________________________________ _______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

2.2. для взрослого периода жизни – это_______________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. для периода старости – это _____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Мое детство закончилось в возрасте _____________. Я так считаю, потому что …

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

  1. Роль детства для разных периодов жизни я вижу в следующем __________________

_______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Для меня наиболее привлекательный период жизни — это _______________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Мое ощущение возраста: »чувствую себя моложе своих лет», »на свой настоящий возраст», »чувствую себя старше своих лет». Это так, потому что… __________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Студент представляет результаты контент-анализа высказываний на вопросы анкеты.

17