Групповая работа традиционно широко используется в социальной работе и наиболее часто применяется в сфере работы с детьми и подростками, а также с людьми всех возрастов, имеющими схожие социальные и индивидуальные проблемы или находящимися в похожей социальной ситуации. Интенсивно групповые формы деятельности используются для работы с малолетними правонарушителями, подростками из неблагополучных семей, с престарелыми и людьми с физическими и умственными недостатками. Обычно групповая работа заключается в том, что небольшая группа людей со схожими целями, интересами или проблемами по инициативе или при участии социального работника регулярно собирается и включается в совместную деятельность для достижения общих целей. В отличие, скажем, от психотерапевтических групп цели совместной деятельности в этом случае не обязательно связаны с решением эмоциональных и внутриличностных конфликтов и проблем. Это может быть обмен информацией, совместные социальные действия, развитие практических, социальных и межличностных умений, перестройка асоциального поведения. Многообразие групп может быть классифицировано относительно их целевой направленности.
1. Группы организации досуга: часто существуют без внешнего руководства; если такая группа действует под эгидой какого-либо муниципального центра, то его работники могут предложить организатора, который поможет собрать заинтересованных людей и вовлечь их в целенаправленную деятельность (например, по организации спортивной команды или творческого или развлекательного мероприятия).
Такие группы могут дополнительно развивать те или иные навыки. Социальные агентства помогают организовать и структурировать подобные группы.
2. Группы обучения: группы, в которых происходит обучение тем или иным навыкам деятельности, часто обычными дидактическими методами, например, родительские группы, группы по ведению дома и т. п., различные дискуссионные группы.
3. Группы «самопомощи»: это группы, объединяющие людей со сходными проблемами (в рамках программ реабилитации, использующих групповые формы работы, например, такие как «Анонимные алкоголики» или «Синанон»), которые собираются вместе для моральной, эмоциональной и информационной поддержки; хотя эти группы принципиально отказываются от услуг профессионалов, социальный работник может быть инициатором создания подобных групп.
Психолого-социальная работа с детьми и подростками, находящимися ...
... человек с его деятельностью. Принято различать исторические, социокультурные и жизненные ситуации, в зависимости от их внешних, объективных проявлений в определенной цивилизации, культуре, микросреде. В теории социальной работы ... осуществляется законодательная деятельность по следующим направлениям: охрана семьи, материнства, отцовства и детства; социальная поддержка детей групп риска; защита ...
4. Группы социализации: многие рассматривают их как основной центр групповой социальной работы, так как цели этих групп — поведенческие изменения и развитие социальных навыков. Социальный работник, действуя в подобных группах как агент социализации, активно обучает, задает модели социального поведения, помогает ускорить научение новым социальным ролям и развивать ролевую компетентность, организует дискуссии, обеспечивает благоприятную среду и, таким образом, создает возможности для изменения ролевого поведения и взаимодействия. Такие группы организуются обычно в системе исправительных учреждений, в больницах, детских учреждениях, различных клубах и т. п. с целью адаптации и реадаптации определенных категорий людей к тем или иным ситуационным условиям. Группы социализации могут иметь и более широкие цели содействия вхождению в общество и общего развития.
5. Психокоррекционные группы: создаются для клиентов, которые хотят решить свои эмоциональные проблемы или не могут принимать участие в деятельности обычных групп. В отличие от психотерапевтических групп здесь не лечат неврозы, реактивные состояния и другие клинически выраженные психопатологические состояния. Целями таких групп могут быть развитие самосознания и самопринятия, поведенческая коррекция и т. п. Обычно такие группы существуют в рамках организаций, работающих в области психического здоровья, медицинской социальной работы и т. д.
Отдельно необходимо отметить групповую работу с молодежью. Традиционно она была и остается одним из основных направлений групповой социальной работы и ей отводится значительное место в групповой практике, но, правда, как отмечают некоторые авторы [275, 282], большей частью в сфере организации досуга. Цели различных программ социальной работы с молодежью в определяют следующие направления деятельности [233, p. 274]:
1) рекреационные виды деятельности и неформальное обучение, предназначенное для развития таких духовных и этических ценностей, как любовь к дому, семье, друзьям, интерес к общине и стране, формирование опыта гражданской ответственности;
2) развитие социальных навыков и опыта межличностных отношений через участие в работе клубов дружбы, групп по интересам, через расширение внесемейного и внешкольного жизненного опыта, занятие спортом и т. д.;
3) услуги для молодежи с особыми проблемами (трудности при обучении в школе, конфликты с полицией, социальная изоляция) в целях содействия адаптации к семье, сверстникам, социальным сообществам;
4) развитие местного управления и самоуправления через создание специальных программ обучения граждан и советов общественных представителей.
Таким образом, групповая работа в ее самых разнообразных видах и организационных формах составляет огромный пласт деятельности работников в США. Очевидно, подобная широта профессиональных интересов и разнообразие направлений деятельности создают значительные трудности при создании дефиниций групповой социальной работы.
Модели группового развития в исследованиях треннииговых и психотерапевтических ...
... феномена треннинговых групп с точки зрения принятых в современной социальной психологии представлений до сих пор полностью не проведен, Вследст-вии этого7подавляющее большинство работ по исследованию группового развития /см.,например, 22,84,82/ ...
В современной англоязычной литературе по социальной работе можно найти большое число определений групповой работы. Мы приведем здесь лишь некоторые из наиболее часто цитируемых. Итак, групповая социальная работа может рассматриваться как:
— «метод социальной работы, который помогает индивидам улучшить их социальное функционирование через целенаправленную организацию группового опыта и дает возможность более эффективно справляться с индивидуальными, групповыми или общинными проблемами» [322, p. 118];
— «целенаправленная деятельность в контексте малых групп, нацеленная на удовлетворение социоэмоциональных потребностей и решение групповых задач. Эта деятельность может быть направлена как на индивида в качестве члена группы или на группу в целом» [440, c. 12];
— «работа с малой группой, направленная на оказание помощи членам группы с целью использования возможностей совместной деятельности для решения существующих проблем в психосоциальном функционировании, превенции возможных проблем, развития групповой и организационной структуры, ликвидации препятствий для нормальной жизнедеятельности и социальной среде» [362, p. 4].
При имеющихся различиях в определениях в них присутствуют два центральных для американской традиции социальной работы с группой момента. Во-первых, эти определения репрезентируют магистральное направление социальной работы — улучшение и развитие способности к социальному функционированию. В данной парадигме отправной точкой социальной работы является актуальная или потенциальная проблема — макро- или микросоциальная, личностная или межличностная — в ее конкретной представленности индивиду. Такая прагматическая ориентация «от проблемы» весьма характерна для американских моделей социальной работы, которые не актуализируют, по крайней мере на уровне теоретических построений, общеразвивающих и воспитательных задач. Но, видимо, не следует полагать, что решение проблемы в социальном функционировании индивида при этом сводится к оказанию утилитарной помощи. Проблема в этом смысле есть не просто нехватка чего-либо для нормальной жизнедеятельности, но реальное противоречие между потребностями индивидуального развития и внутренними и внешними возможностями личности или общности людей. Снятие этого противоречия актуализирует потенциал развития личности и тем самым соотносится с целями воспитания в широком смысле как «планомерного создания условий для относительно целенаправленного развития человека в процессе его социализации» [81, c.
153]. Кстати, европейская модель социальной работы в большей степени, связана с традициями социально-педагогической мысли, поэтому цели социального воспитания в ней представлены в более явном виде. В частности, Т. Яркина приводит одно из европейских определений групповой социальной работы как «формы и метода, который используется с целью оказания человеку помощи через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения» [201]. Это определение прямо эксплицирует, на наш взгляд, воспитательные цели социальной работы, хотя и несколько затеняет специфику именно социальной работы с группой.
Изучение работы социального педагога с подростками, склонными ...
... дальнейшем в этой работе будет рассматриваться содержание, формы, функции права и обязанности работы социального педагога в школе. Цель: общее изучение работы социального педагога с подростками ... обучающихся [9,с.46]. Рассмотрим основные должностные обязанности социального педагога. Социальный педагог организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе ...
Второй центральный момент социальной работы с группой, отчетливо просматривающийся в приведенных выше определениях, — это целесообразная организация группового опыта, дающая возможность членам группы искать эффективные решения общей проблемы и тем самым развивать, видоизменять и обогащать индивидуальный опыт участников. В этом плане групповая работа предназначена для обретения конструктивных жизненных целей и содействия изменениям в оценке реальности, в структуре самосознания, коммуникативных и социальных навыков участников группы через организацию позитивного группового опыта и взаимодействия. Это своего рода инструмент содействия самоопределению личности, способ развития личностной автономии, социальной ответственности и достоинства [233, p. 98].
Эти два аспекта являются ключевыми и при определении общих целей социальной работы с группой. Обычно в качестве таковых называют [410, c. 78]:
1) помощь группе в достижении совместно определенных целей;
2) содействие желаемым изменениям в структуре индивидуального опыта, в понимании личностных, семейных, профессиональных проблем и проблем взаимоприспособления;
3) оказание помощи группе в более полном использовании возможностей совместной деятельности для саморазвития и взаимного обогащения ее членов.
Если теперь обратиться к теоретическим концепциям групповой социальной работы, которые в идеале должны перевести общие цели работы с группой на язык конкретных задач и операциональных принципов деятельности социального работника, то приходится признать, что современное состояние теории в США в области групповой социальной работы характеризуется эклектичностью, непоследовательностью, фрагментарностью концепций, противоречивостью общих методологических оснований и принципов. Большинство концепций ретранслируют без адекватного переосмысления достаточно произвольно выбранный набор понятий, феноменов и механизмов групповой и социальной динамики, заимствованный из различных областей научного знания (социальная психология, социология, теория систем и управления и т. д.) и адаптируют его в наборах методических рекомендаций, советов и функциональных долженствований для социального работника. Р. Робертс и Х. Нозерн издали коллективную научную работу [435], в которой свои позиции изложили наиболее авторитетные представители различных концепций социальной работы с группой. Цель этого издания заключалась в том, чтобы провести теоретическую систематизацию и выявить принципиальные различия между различными подходами, подобно тому, как это происходит в теории индивидуальной социальной работы.
Но как отмечают Робертс и Нозерн, это предприятие оказалось малоуспешным. С одной стороны, в теоретическом плане авторы говорят о столь разных вещах, что не возникает даже предмета спора. С другой стороны, на уровне содержательного описания групповой работы воспроизводят в разных терминах фактически идентичный набор практических рекомендаций. В послесловии, пытаясь все же высветить основные точки противоречий, редакторы использовали даже процедуры контент-анализа. Но и эти меры позволили сделать лишь поверхностный анализ по типу «больше или меньше уделяют внимания», и «упоминают или не упоминают». Редакторы пришли к выводу, что представленные подходы являются скорее не теориями социальной работы, а теориями для социальной работы с группой.
Технология работы социального педагога по преодолению агрессивности ...
... социальная ситуация изменилась в корне. Степень научной разработанности проблемы. При подготовке работы ... возрастного периода вследствие чего «групповой портрет» современного юноши «…выглядит ... поведения у детей данной возрастной группы; - Выявление степени выраженности агрессивности ... исследования – проявления агрессивности старшеклассников. Цель исследования: выявление уровня агрессивности ...
Поэтому мы, обращаясь к анализу содержательных аспектов организации взаимодействия в процессе групповой социальной работы, сочли целесообразным идти не от теоретических постулатов и конструкций отдельных авторов, а от реально существующих в практике моделей организации групповой работы. За основу мы взяли идею американских исследователей К. Пэйпелл и Б. Ротман. Они обозначили три модели работы с группой, в разной степени выраженности, представленные в практике социальной работы.
Модель «социальных целей» в групповой социальной работе
Она возникла на ранних стадиях развития социальной работы, когда своей основной задачей социальные работники видели создание системы социальной помощи в рамках общины и государства. В этой модели группа рассматривается прежде всего как ассоциация граждан, существующая в контексте сложноструктурированного и институализированного общества. Именно внешние социальные и культурные институты определяют наличие и доступность ресурсов, необходимых для удовлетворения базовых индивидуальных, групповых и социальных потребностей. Личное и общественное благосостояние взаимосвязаны в той мере, в какой люди оптимально функционируют и выполняют свои гражданские обязанности и задачи через участие в жизнедеятельности социальных институтов, таких как семья, экономика, политическая система. Люди сталкиваются с трудностями, когда социальные структуры и институты действуют неэффективно или неадекватно и не обеспечивают оптимальных стандартов существования [409; 303]. И в этом случае они имеют право на организованные действия с целью изменения существующих социальных структур.
Эта модель, таким образом, ориентируется на оказание помощи группам в достижении социально значимых в контексте общины целей и решении организационно-правовых проблем на местном уровне. Стратегия деятельности группы здесь определяется социально-детерминированными интересами. Социальный работник выступает в качестве координатора деятельности группы или ее представителя, консультанта или даже в качестве лидера-активиста. Подобные формы групповой работы используется главным образом в рамках деятельности общественных советов, общинных центров и сеттльмент-центрах (то есть специальных центров, цель которых — организация взаимопомощи и установление конструктивных и кооперативных отношений между жителями общины).
Групповая работа на основе модели социальных целей осуществляется преимущественно социальными работниками, специализирующимися в области организации общины и социального планирования. Эту сферу социальной работы мы рассмотрим далее, где и остановимся подробнее на подобных формах работы с группой.
Технология работы социального педагога в центре помощи детям, ...
... работы - работа социального педагога в центрах помощи детям. Предмет работы - технология работы социального педагога в центрах помощи детям. Задачи: 1. Рассмотреть особенности работы социального ... в помощи: индивидуальное консультирование, групповая терапия, межперсональное консультирование, различные ... творческом развитии личности и группы: - педагогическая диагностика способностей; -& ...
Коррекционная модель (Remedial Model).
Основная цель групповой работы при данной модели заключается в том, чтобы посредством специально организованного внутригруппового взаимодействия и общения внести коррективы в структуру самосознания и/или поведения участников группы. Речь идет о специально создаваемых малых группах, участники которых при содействии ведущего (в данном случае — социального работника) включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, во время которого они учатся пониманию других и самопониманию, делятся своими переживаниями, постигают принципы неформального и межличностного контакта. Иными словами, приобретают особый психологический опыт рефлексивного общения. Совершенствование внутреннего и внешнего опыта включает процесс перестройки, коррекции уже сложившегося, наличного потенциала участников. Группа в этом случае выступает как особая реальность, условие индивидуальных изменений ее членов.
Подобные группы широко распространены в практике психологической помощи и реабилитации и представлены огромным разнообразием теоретических школ и направлений: от групп тренинга сензитивности до групп танцевальной терапии, от групп встреч до групп тренинга умений, от групп терапии искусством до гештальтгрупп и психодрамы. Каждое направление формирует свою систему понятий, теоретических постулатов и принципов, создает свое представление о целях и методах организации группового процесса. Так, например, цели групповой деятельности в зависимости от теоретической ориентации могут определяться как достижение участниками групп индивидуальной адаптации в социуме (поведенческие подходы), осознание внутриличностных конфликтов (психоанализ, гештальттерапия), осуществление жизненных смыслов (экзистенциализм), самоактуализация (гуманистическая психология).
Соответственно, различаются и способы и процедуры достижения этих целей. Подробный анализ подходов к групповой психокоррекции и терапии выходят за рамки нашего исследования, тем более, что многие из них детально описаны и проанализированы в отечественной литературе [118]. Кроме того, групповая психокоррекция не является основным направлением для социальной работы, применяемые здесь методики лишены профессиональной специфичности, к тому же репертуар их достаточно ограничен. Поэтому мы коротко остановимся на некоторых из них, имеющих наиболее широкую сферу применения в социальной работе.
Из всего разнообразия терапевтических групп, по замечанию Э. Троппа, наиболее релевантны целям социальной работы группы встреч (иначе Т-групп, группы сензитивности) и группы тренинга умений [442, c. 1326].
В основе концепции Т-групп лежит идея К. Левина о том, что эффективная коррекция неадаптивных индивидуальных установок и выработка новых форм поведения возможна только в групповом контексте, где люди учатся видеть себя такими, как их видят другие. Цель всех Т-групп — личностный рост посредством расширения осознания себя и других, а также процессов, происходящих в группе. Т-группы используются как обучающая лаборатория для развития и отработки умений межличностного общения в процессе принятия решения. Групповая работа здесь предполагает сознательное и целенаправленное использование всей совокупности взаимоотношений, возникающих внутри группы (то есть групповой динами) в коррекционных целях. Основной механизм группового процесса — предоставление обратной связи. Обратная связь осуществляется, например, когда одни участники группы сообщают другим о своих реакциях на поведение других с целью помочь им откорректировать «курс» в направлении достижения целей. Те участники, которые хотят лучше понять себя и других, расширить самосознание, могут получить обратную связь об особенностях своего поведения и привычках. На практике цели Т-групп определяются в основном ее участниками. Это могут быть повышение коммуникативной или ролевой компетентности, исследование и решение специфических организационных проблем и т. д. Основная форма работы — групповая дискуссия.
Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива
... Для преодоления возникшего противоречия, была сформулирована проблема исследования: каковы формы работы социального педагога в школе по сплочению ученического коллектива? Существование объективной ... коллектива трудно рассчитывать на высокую эффективность воспитания. Коллектив - контактная группа, характеризующаяся общностью общественно значимых целей ее членов, высоким уровнем организованности, ...
Группы тренинга умений развиваются в контексте бихевиористской парадигмы в психологии и педагогике. Их целью является обучение адаптивным умениям, необходимым при решении сложных жизненных ситуаций. Группы тренинга умений стараются соединить дидактическое и практическое обучение. Как отмечает К. Рудестам, группа тренинга умений — это скорее запрограммированный курс обучения, чем серия психологических занятий [118, c. 139]. Задача данного обучения в том, чтобы отрепетировать такое поведение, которое рассматривается как желательное либо членом группы, либо обществом в целом. Основные процедуры связаны с ролевым проигрыванием сложных для члена группы ситуаций. Руководитель здесь выступает в качестве тренера, который активно участвует в моделировании поведения участников. Поведенческие методы применяются руководителями группы, обучающими таким жизненным умениям, как родительские умения, принятие решений и планирование карьеры, установление межличностных контактов, поддержка уверенности в себе.
Таким образом, коррекционная модель групповой социальной работы направлена главным образом на достижение индивидуальных целей и удовлетворение индивидуальных потребностей участников группы. Группа рассматривается в качестве социально организованной среды, особой реальности, отделенной от внешнего мира рамками обусловленного общения. Такие группы ориентированы прежде всего на решение психологических проблем. Но специфика использования коррекционных групп в социальной работе связана с тем, что они обычно применяются в рамках общеразвивающих и учебных задач в русле нормативного развития. Группа в этом случае является инструментом неформального обучения. Любые другие проблемы, связанные с психологическими расстройствами и заболеваниями, остаются в компетенции специально подготовленных психологов, психотерапевтов и психиатров.
Взаимодополнительная модель (Reciprocal Model)
В этой модели группа рассматривается не просто как ассоциация граждан или лаборатория индивидуального развития, но как реальный способ включения индивида в значимые отношения со сверстниками, коллегами, соседями и вообще любыми людьми, имеющими схожие интересы и стремления. Группа — прежде всего средство обогащения и развития жизнедеятельности участников через включение их в совместную групповую деятельность, направленную на достижение определенных целей. Программы работы таких групп не имеют ни коррекционных, на политических или правовых целей в качестве основных (хотя они и могут спонтанно возникать в процессе групповой жизнедеятельности).
Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", ...
... уменьшение воспринимаемых различий между группами и максимизация сходства между представителями разных групп, позволяющего им воспринимать себя как членов одной группы. Теория социальной (групповой) идентичности позволяет более конструктивно ... можно условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой ...
Цели и направления деятельности группы определяются самими участниками исходя из принципов взаимного интереса и взаимопомощи. Социальный работник участвует в определении целей групповой работы в той мере, в какой он может предоставить возможности для совместной деятельности. Его усилия в большей степени концентрируются на вовлечении участников группы в совместную деятельность, межличностное взаимодействие и межличностные отношения [410]. Социальный работник здесь выступает в роли посредника во взаимодействии между членами группы и во взаимодействии группы с внешними социальными институтами. Иными словами, он ничего не делает для группы, но все делает совместно с группой.
Как отмечает А. Браун, выделенные Пэйпел и Ротман типы групп не достаточно адекватно отражают содержание и специфику групповой социальной работы и, свою очередь, предлагает более конкретизированную классификацию групповых видов деятельности, основанную на целевых ориентациях участников и общегрупповых целях [236]. Группы в системе профессиональных координат социальной работы, с его точки зрения, могут создаваться и существовать в следующих целях:
1. Индивидуальная диагностика и оценка. Эти группы преимущественно ориентированы на диагностику и оценку индивидуальных потребностей, способностей или поведения участников. Диагностические данные, получаемые в ходе работы такой группы – это комбинация самодиагностики в групповом процессе, и оценок индивидуальных действий и поведения, предлагаемых друг другу другими участниками. Последние представляют самую ценную информацию, поскольку суждения партнеров помогают осознанию многих аспектов собственного индивидуального опыта участников. Такие группы используются, например, для работы с кандидатами в приемные родители или семейный патронат, правонарушителями, впервые столкнувшихся с законом или претендующих на смягчение условий наказания.
2. Индивидуальная поддержка и помощь. Такие группы создаются для целей психологической и иной поддержки людей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Они, например, могут создаваться для поддержки инвалидов или их родителей или опекунов. Иногда деятельность подобных групп может предполагать и внешние по отношению к внутригрупповой реальности цели. (Например, активное участие в социально значимых инициативах).
3. Индивидуальные изменения и развитие. Это большая часть групповой работы, в которой в качестве ведущей цели групповой деятельности рассматривается стимулирование широкого диапазона индивидуальных изменений. Такие группы могут фокусироваться на целях:
- социального контроля (например, при работе с людьми, демонстрирующими склонность к насилию);
- социализации (группы для клиентов, длительное время находящихся в институализированной социальной изоляции, например, в стационаре, интернате и т.п.); цели группы предполагают обучение социальным навыкам и способам самоорганизации и самообеспечения, необходимых для самостоятельной жизнедеятельности в обществе;
- развития навыков межличностного общения (например, группы тренинга уверенности);
- формирования личных целей и установок (например, группы поддержки для наркозависимых);
- преодоления негативных жизненных ситуаций и обстоятельств (например, группы помощи людям, ищущих работу, или борющихся за свои социальные права);
- повышения самооценки и самоуважения (например, для представителей депривированных социальных меньшинств);
- личностного роста и саморазвития (Т-группы и т.п.).
4. Образовательные и обучающие группы (например, группы обучения здоровому образу жизни, волонтерские группы и т.д.)
Психолого-педагогические условия эффективности работы социального ...
... С ДЕТЬМИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ИНТЕРНАТНОГО ТИПА 2.1 Основные формы и методы работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа 2.2 Методические рекомендации по эффективному ... проблемы. Актуальность и недостаточная разработанность проблемы определили выбор темы исследования «Специфика работы социального педагога с детьми в учреждениях интернатного типа». Объект исследования - деятельность ...
5. Досуговые и рекреационные группы. Обычно создаются для целей компенсации отсутствия возможностей для полноценной досуговой деятельности каких-либо уязвимых социальных групп.
6. Посредничество между индивидом и социальной средой. Такие группы предполагают интенсивное взаимодействие между их членами и социальным агентством, взаимную адаптацию целей, ожиданий и действий с обеих сторон. Примером является группа пациентов психиатрического стационара, готовящаяся к выписке, в которой социальный работник выступает в качестве посредника между участниками группы, социальными учреждениями, администрацией стационара и пытается помочь пациентам вернуться к независимой полноценной жизнедеятельности в локальном социуме.
7. Групповое взаимодействие и поддержка. Это в большинстве своем естественно сложившиеся группы, чьи цели сложно дифференцировать. Можно сказать их цель – это сама групповая деятельность. Например, семья, стремящаяся улучшить отношения между супругами и детьми, или уличная кампания, с которой пытается найти контакт социальный работник, чтобы направить ее активность в социально приемлемое русло.
8. Изменение социальной среды. Данный тип групп создаются для целей целенаправленного воздействия на непосредственное социальное окружение ее членов. Например, это может быть группа местных жителей, объединившихся вместе для организации досуга своих детей или защиты своих прав.
9. Социальные изменения. Эти группы преследуют цели социальных или политических реформ, развитие гражданского самосознания и перераспределения властных полномочий внутри институциональных систем. Очевидно, такая постановка целей группы может входить в противоречие с законодательно определенными целями деятельности социальных агентств (по крайней мере, тех из них, которые финансируются за счет федерального бюджета), поэтому некоторые авторы исключают данные цели из сферы социальной работы с группой. Тем не менее, политические цели и ценности могут преследоваться различными негосударственными организациями и общественными фондами, в рамках которых социальные работники могут реализовывать свои профессиональные функции в контексте групповой работы.
В целом данная классификация пресекается и дополняет ставшую уже классической трехуровневую модель Пэйпел и Ротман. Первый и третий тип групп в широком смысле соотносятся с коррекционными целями групповой работы. Второй, шестой и седьмой тип хорошо вписываются в рамки взаимодополнительной модели, а восьмой и девятый — в модель социальных целей.
Наш анализ показал, что основной массив групповой практики в социальной работе представляет взаимододолнительная модель работы с группой, соединяющая в себе цели индивидуального развития и адптации с целями социальной активности. Работа в клубах, добровольных ассоциациях, школах, медицинских и исправительных учреждениях ориентируется, прежде всего, на эту модель работы с группой. Поэтому, с нашей точки зрения, целесообразно подробнее остановиться именно на этой модели.
В современной англоязычной литературе данная модель наиболее полное развитие получила в рамках так называемого организационного подхода. Этот подход рассматривает возможности использования группы как социальной среды для стимулирования личностных изменений, индивидуального роста и развития.
Цель групповой социальной работы, с точки зрения представителей этого подхода, — это помочь индивиду достичь оптимального социального функционирования через включение его в организованную групповую деятельность [282]. Социальное функционирование понимается как совокупность способов реализации социальных ролей. Одна из основных задач социального работника — помочь индивиду эффективно выполнять какую-либо социальную роль или роли (например, пациент стационара, родителя, супруга, ученика) или же сменить социально-ролевую позицию (например, участника деликвентной группы, подростка, бросившего школу, и т. п.) на более социально и личностно приемлемую. Изменения в ролевом функционировании индивида можно достичь через целенаправленную организацию среды жизнедеятельности индивида (точнее, того сегмента среды, который непосредственно связан с выполнением определенной социальной роли) или же через изменение индивидуальных реакций на требования и ожидания, исходящие из среды. Часто эти процессы взаимообусловлены и идут параллельно.
Социальная среда здесь понимается как [282]:
1) жизненное пространство, где индивид реализует свои социальные роли;
2) организационный контекст, в котором осуществляется целенаправленная групповая работа;
3) малая группа, в которой осуществляется социальное вмешательство с целью изменения и коррекции социальных установок, чувств и эмоций клиента и расширения его сферы познания.
Физическое и социальное окружение личности может быть одновременно и источником личностных проблем, и мощным инструментом индивидуального развития. Человек часто сталкивается с проблемами или находится в зоне риска социальной дезадаптации вследствие неблагоприятных внешних обстоятельств. Вмешательства социального работника или активных действий самого клиента, направленных на изменение внешних условий или ситуации, бывает достаточно для восстановления адекватного социального функционирования. Такие действия могут предшествовать началу собственно групповой работы: создание условий для нормального питания, медицинского обслуживания и материальной помощи при работе с определенными категориями населения является необходимой предпосылкой успешного решения психолого-педагогических задач.
Но даже если удовлетворены базовые потребности, сложная структура современной социальной реальности, противоречивость требований, предъявляемых человеку социумом, может стать причиной социально-ролевых конфликтов, невозможности одновременно эффективно выполнять хотя бы ключевые социальные предписания.
Организационный контекст, в котором осуществляется социальная работа с индивидом или группой, может благоприятствовать достижению индивидуальных целей клиента. Но он может и препятствовать этому — в том случае, если он слабо коррелирует с потребностями и стремлениями индивида.
Наконец, малая группа в контексте данного подхода является одновременно и средством и средой индивидуального целедостижения ее участников. Создавая определенный тип группового давления, групповые правила и нормы, имитационные образцы, группа становится инструментом индивидуального изменения ее членов и средством изменения той или иной ситуации.
Отличительной чертой организационного подхода является то, что индивид с его знаниями, чувствами, социальными установками, поведением рассматривается не только в контексте группы, но и в контексте более широкого социального окружения. Именно социальная среда продуцирует стрессогенные ситуации или неблагоприятные условия развития, из-за которых появляется необходимость в превентивном или реабилитационном вмешательстве социального работника. Это требует от социального работника ясного понимания внешних по отношению к группе факторов, конституирующих (актуально или потенциально) проблемы ее участников. Социальный работник становится посредником (mediator) одновременно и во внутригрупповых взаимодействиях индивидов, и во взаимодействиях группы в целом с внешней социальной средой.
То, каким образом организуется посредническая деятельность при работе социального работника с группой, соотносится с функциями, которые агентство, организация или учреждение, в рамках которого осуществляется социальная помощь, реализует в общине, а также с типом социальных проблем и категорий клиентов, на которых организация ориентирована.
Тактика и стратегия в групповой социальной работе
Общие задачи, по мнению ряда авторов [275; 407; 442], решаемые социальным работником вне зависимости от организационного контекста работы, связаны с необходимостью первоначальной диагностики, управлением процессом группообразования и осуществлением спланированного вмешательства.
Как мы уже отмечали, для организационного подхода к групповой социальной работе первичными являются цели индивидуального развития. И поскольку социальный работник здесь выступает в качестве посредника между индивидуальными потребностями и запросами клиента, групповыми условиями и внешней социальной средой, то диагностическая активность социального работника направляется на определение и спецификацию актуальной или потенциальной проблемы клиента, изучение причинно-следственных отношений. Диагностические цели достигаются через изучение истории развития клиента, его поведенческого репертуара личностных особенностей вместе с проблемной ситуацией, в которой он оказался. В таком подходе к диагностике вполне очевидно прослеживаются традиции описанной нами выше психосоциальной парадигмы.
Когда проблема идентифицирована и диагностически описана, клиент и работник совместно принимают решение о том, необходимо ли вмешательство социального работника, и если необходимо — определяют модальность вмешательства: индивидуальная работа с клиентом, работа в группе или изменение внешних ситуационных условий. При этом клиент должен быть информирован о имеющемся выборе видов помощи.
После этого, как сделано решение о групповом контексте работы, социальный работник ищет способы организации группового процесса. В некоторых агентствах (разнообразные детские учреждения, клубы) группы уже целенаправленно сформированы. В других случаях, например при реализации программ работы с уличными группировками, социальный работник ищет подходы к стихийно сложившимся группам. Здесь социальному работнику важно определить для себя и для группы, какую помощь и каким образом он может предложить. В тех случаях, когда социальный работник сам формирует группу, он прежде всего учитывает функцию агентства, возможные цели группы, тип проблемы, ради решения которой создается группа.
На первых встречах группы усилия социального работника сосредоточиваются на прояснении групповых целей, установлении основных правил, касающихся времени, места и процедур взаимодействия, установления сферы взаимной ответственности участников группы и социального работника. Эта стадия заканчивается, таким образом, достижением согласия относительно целей и условий работы.
Далее, уже непосредственно в процессе работы перед социальным работником возникает уже ряд собственно «технологических» задач. Он принимает решение относительно: 1) «мишени для групповой работы; 2) стратегии своей деятельности в группе; 3) техники и тактики стимулирования групповой жизнедеятельности.
Отбор объекта («мишени») работы предполагает определение совместно с участниками группы тех аспектов структуры их личностного опыта (эмоции, установки, когнитивные процессы, социально-ролевое поведение) и/или средовых условий, которые требуют определенных изменений для достижения взаимосогласованных целей. Когда объектом выступают средовые условия, то требует прояснения вопрос о том, кто станет катализатором изменений в социальной среде — социальный работник от имени группы или сама группа.
Гарвин и Глассер определили, что работа группы может концентрироваться в трех направлениях [281, p. 95]. Усилия могут быть направлены: 1) на стимулирование индивидуальных изменений в каждом из участников (например, молодые родители стремятся повысить свою педагогическую компетентность через курс лекций или консультаций со специалистом); 2) на изменение существующих в социальной среде структур и возможностей для того, чтобы привести их в соответствие с потребностями членов группы (например, студенческое объединение просит о встрече с руководством колледжа с целью убедить его в необходимости изменить часы работы библиотеки); 3) на создание новых структур (например, молодые люди пытаются создать в своей общине молодежный клуб или спортивную команду).
В зависимости от выбора объекта работы определяется и стратегия работника. Стратегия может включать инициирование и поддержку групповой дискуссии, стимулирование взаимного обучения, элементы поведенческого тренинга и разыгрывание ролей, создание системы подкреплений в группе, изменение содержания и моделей коммуникации в группе, организацию групповой активности.
Техника и тактика действий в свою очередь зависят от выбранной стратегии и персонального стиля социального работника. Совокупность действий, входящих в «технику», может быть весьма большой (например, обучение какому-либо умению), но может ограничиваться только одним действием или даже намеренным бездействием. Примером такой техники является «использование молчания» [372].
Если теперь обратиться к специфике групповой работы в рамках организаций с различными целевыми функциями, то она определяется прежде всего типическими проблемами и особенностями контингента, с которыми приходится иметь дело социальным работникам в этих организациях. К сожалению, мы не смогли найти у авторов, разрабатывающих данный подход, каких-либо статистических ссылок относительно типов проблем, состава участников групп. Впрочем, возможно, такие данные существуют, но оказались вне поля нашего зрения. Так что это не дает нам права усомниться в верности описываемых тенденций.
Так, групповая работа в организациях с функциями уменьшения аномии, по мнению Глассера и Гарвина [281] как правило включает различные дискуссии и обсуждения и по стилю напоминает описанные нами выше Т-группы. Участники группы обычно высоко мотивированы к работе и не имеют серьезных нарушений в социальном функционировании. Поэтому им нужна главным образом организационная помощь и краткосрочные программы работы. Групповой процесс вскрывает нормы, отсутствующие в структуре индивидуального и социального опыта участников. Например, нормы и ценности родной семьи могут отличаться от ценностей общины, в которой живет клиент-участник группы. В групповой дискуссии эта проблема может стать предметом обсуждения с другими участниками испытывающими, возможно, те же трудности. Таким образом, группа дает возможность узнать и сравнить точки зрения других людей, уточнить собственную позицию, прояснить жизненные альтернативы и расширить собственный кругозор. Объектом работы здесь является система индивидуальных установок и знаний участников. Поэтому в этом случае используются стратегии и техники, позволяющие осознать свои внутренние и внешние конфликты — проигрывание жизненных ситуаций, словесная автобиография, техники «двух стульев» (когда один участник проигрывает диалог между двумя основными действующими лицами конфликта или любой другой воображаемой или реальной ситуации, подробнее см.: 118, c. 157—165).
Группы, создаваемые в рамках организаций с функциями социализации, достаточно разнородны. В тех случаях, когда они состоят из взрослых (например, молодых родителей или людей, готовящихся к выходу на пенсию), то в ней сильны добровольные мотивы. В детских группах, создаваемых, например, в школе, мотивация может быть амбивалентна, и поэтому здесь возникает необходимость в особом вовлечении в групповую работу.
Деятельность социального работника с группой в контексте подобных организаций направляется на то, чтобы создать условия для индивидуализированного процесса обучения [300]. Предметом обучения здесь выступают специфические жизненные знания, навыки и умения. Способы организации обучения включают как обычные дидактические методы (лекция, дискуссия), так и различные поведенческие тренинги (ролевая игра).
Внешне групповой план активности социального работника и группы направлены на создание во внешней среде организационных условий для работы группы.
Основная цель организаций с функциями социального контроля — видоизменение определенных типов поведения, которые определяются обществом как девиантные и неприемлемые. Природа таких организаций часто авторитарная и принудительная. Особенно это касается закрытых учреждений, составляющих в основном данный тип. Предлагаемые здесь виды помощи и коррекции часто связаны с моментом официальной предписанности и соответственно могут вызывать отторжение и сопротивление клиентов. К тому же это сопротивление может стимулироваться субкультурой учреждения и воспроизводиться в процессе групповой работы. Группа может стать как источником нового опыта и ценностей, так и, наоборот, способом закрепления антисоциальных установок. Поэтому социальный работник при формировании группы должен рассмотреть возможность создания гетерогенного по социальным ориентациям участников объединения, стараясь «просеивать» его индивидами, демонстрирующими стремление к просоциальным целям. Стратегия работы с группой подразумевает в этом случае генерирование особого позитивного группового давления и демонстрацию позитивных способов организации жизнедеятельности в сочетании с эмоциональной поддержкой, принятием индивида и рефлексивным рассмотрением причин и следствий девиантного поведения. При работе с группой социальному работнику необходимо достичь соглашения о совместной деятельности хотя бы по некоторым пунктам, определить хотя бы одну общую цель (например, обсудить альтернативы, открывающиеся в дальнейшем жизненном пути).
Там, где соглашения достигнуть не удается, социальный работник может сосредоточить усилия либо на индивидуальной работе, либо на структурных изменениях в рамках организации, в которой осуществляется деятельность. Примером работы со структурными изменениями является, в частности, создание программы профессиональной подготовки для подростков, осужденных условно за различные правонарушения.
Таким образом, деятельность социального работника в организациях, связанных с функциями социального контроля, так или иначе преследует цели ресоциализации. Но по отношению к основным функциям учреждения — социальному контролю — эти цели остаются вторичными. В то же время в США существует масса программ, главное направление деятельности которых — непосредственная ресоциализация различных депривированных групп населения. В их число входят программы реабилитации и консультирования инвалидов, наркоманов и т. п. и членов их семей, профессиональной переподготовки для хронически безработных и др. Подобные программы ориентированы на развитие и изменение системы персональных ценностей, знаний и умений тех людей, кто в силу неблагоприятных обстоятельств оказался перед необходимостью изменить сложившиеся образцы жизнедеятельности. Особенности групповой социальной работы в контексте этих программ заключаются в том, что здесь как бы соединяются черты, присущие вышеописанным моделям работы с группой. Во-первых, здесь широко используются, по данным М. Хатфорд [300], дискуссионные и тренинговые методы, позволяющие через общение с другими участниками группы переоценить индивидуальную систему социальных установок и жизненных перспектив. И во-вторых, программы реабилитации предполагают активное применение методов прямого обучения новым профессиональным и социальным знаниям, умениям и навыкам.
Таким образом, взаимодополнительная модель социальной работы с группой, представляемая организационным подходом, нацелена на то, чтобы, во-первых, помочь каждому члену группы полнее реализовать свой потенциал через организацию совместного группового опыта и, во-вторых, помочь группе более эффективно достичь взаимоопределенных коллективных целей. Подразумевается, что социальный работник инициирует создание группы (или входит в уже сложившуюся), члены которой нуждаются друг в друге для решения общих проблем и удовлетворения индивидуальных потребностей, и помогает согласовать цели, задачи и условия совместной деятельности, а также характер и содержание действий группы и социального работника в рамках сферы компетенции и функциональной ответственности конкретного социального агентства, учреждения или института. Основная задача социального работника — стать посредником во взаимодействии между членами группы и группы с внешними структурами. Внутригрупповой план работы подразумевает структурирование отношений между членами группы, дифференциацию и закрепление групповых ролей. Усилия здесь направляются на достижение групповой сплоченности, на создание климата доверия и делового сотрудничества с тем, чтобы группа стала эффективной средой для индивидуального развития и личностного роста. Область внешних взаимодействий группы организуется социальным работником через налаживание контактов и «переговорного процесса» с внешними системами (кто, чем и на каких условиях может помочь).
Формы организации групповой жизнедеятельности включают групповые дискуссии, групповой тренинг, формальное коллективное обучение (лекция, семинар, консультация), предметную социальную активность (то есть организованные действия группы в социальной среде) и т. д.
Подводя некоторые итоги, можно утверждать, что групповая социальная работа понимается в США как целенаправленное и упорядоченное взаимодействие социального работника с группой объединенных общими интересами людей в рамках общих задач социальной работы и целей участников группы. Групповая работа может инициироваться с целью психологической и педагогической реабилитации или коррекции участников группы, их обучения или социализации и тем ограничиваться рамками внутригрупповой деятельности. Но во многих случаях социальный работник решает задачи, связанные с организацией внешней активности группы в социальной среде, помогает членам группы контролировать и изменять существующие в их социальном окружении структуры, социальный работник тем самым стимулирует у членов группы процесс самоосознания самих себя как равноправных субъектов социальной жизнедеятельности и общественного прогресса.
Приоритетными для групповой работы являются задачи улучшения социального функционирования индивида через включение его в значимые отношения с другими людьми за счет:
1) организации опыта групповой деятельности и социальной активности;
2) расширения сферы индивидуального опыта в интенсивном и рефлексивном общении;
3) включения в продуктивную, творческую и развивающую деятельность.
Соответственно группа в социальной работе может выступать, как ассоциация единомышленников, и в этом качестве служить средством достижения социальных и правовых целей. Группа может быть «лабораторией общения», условием расширения самосознания и контекстом достижения индивидуально-психологических целей. И наконец, группа может стать средством обогащения и развития индивидуальной жизнедеятельности и социального опыта личности, являясь одновременно инструментом социально значимого целедостижения и стимулом для индивидуального самоизменения и саморазвития.
39. Социальная работа с локальными сообществами: понятие сообщества, уровни общности в социальных науках, проблемы локальных сообществ и способы их решения
В современной литературе социальная работа в общине маркируется самыми различными терминами: «общинная работа» (community work), «развитие общины» (community development), «планирование общины» (community planning), «развитие местной общины» (locality development), «организация общины» (community organization).
На наш взгляд, здесь необходимо отметить два момента.
Во-первых, некоторые термины у разных авторов употребляются в разном контексте и на разных уровнях абстракции. Но, видимо, можно согласиться с мнением Дж. Брагера и Х. Спекта, которые отмечают, что наиболее общим является термин «организация общины», раскрывающий содержание понятия «общинная работа», и который они определяют как «метод вмешательства, посредством которого индивиды, группы и организации вовлекаются в целенаправленные спланированные действия для решения социальных проблем [226]. Это подразумевает расширение, развитие и/или изменение социальных институтов и организаций и включает два взаимосвязанных процесса: планирование (то есть определение проблемных областей, диагностику причин и формулирование возможных путей решения) и организацию (то есть создание и/или поддержку различных групп граждан и разработку стратегий их деятельности по решению общезначимых проблем)» [226, p. 27—28].
Таким образом, согласно этой точке зрения, другие термины под рубрикой «социальная работа в общине» представляют собой лишь различные направления практической деятельности социальных работников по организацию общины. Это может быть развитие внутренних социальных ресурсов общины через организацию взаимодействия различных групп и организаций («общинное развитие», «развитие местной общины») или же планирование и реализация программ социального развития различных территориальных общностей («социальное планирование», «планирование общины»).
Поэтому часто данную область практики называют «социальное планирование и организация местных общин».
Во-вторых, требует пояснения и ключевое для этой области социальной работы понятие «община». Английскому community (общество, сообщество, община) достаточно трудно подобрать адекватное соответствие в русском языке. Лексема «общество» гораздо шире по значению и обозначает «обособившуюся часть материального мира» [176, с. 436]. «Община» же имеет некоторую патриархальную семантическую окраску, но все же оно ближе по смыслу к английскому community, и поэтому именно его мы предлагаем использовать в качестве эквивалента, имея в виду при этом, что община — «это относительно небольшая часть людей, проживающих на одной географически ограниченной территории и имеющих общие интересы и сложившуюся культуру» [246, p. 43].
Но, строго говоря, такое понимание общины не совсем точно соответствует той реальности, с которой приходится иметь дело социальным работникам. Хотя методы организации общины и социального планирования часто используются в работе с коллективами, представляющими небольшую окрестность, микрорайон или многоквартирный дом, но значительную часть в социальной работе в общине, по замечаниям Н. Гилберта и Х. Спекта, занимает взаимодействие с различными группами и организациями вне зависимости от их географической локализации [279]. Эти группы и организации могут представлять не столько территориальные, сколько социально-классовые интересы (например, безработных), интересы различных статусных групп (например, клиентов системы социального обеспечения), организационных структур (например, координационный совет больницы или межправительственный планирующий орган), этнических и расовых популяций населения, возрастных или половых общностей (например, объединения бойскаутов или Национальная организация за права женщин) и т. д.
Такое разнообразие объединений и отсутствие ограничивающих факторов места и размера не дает возможности однозначно определить качественные и количественные параметры общностей, для которых организуют свою деятельность общинные социальные работники. Видимо, понятие «община» применительно к социальной работе подразумевает все группы, отличающиеся по качественным и количественным параметрам от первичных, но чья деятельность напрямую связана с институциональными интересами первичных групп. Например, система школы не является первичной группой, она состоит из относительно больших, сложных организаций, объединяющих родителей, учителей, учащихся, администрацию и т. д. Но ее деятельность напрямую связана с интересами основной первичной группы — семьи. И в этом качестве школа может стать объектом общинной социальной работы.
В основе социальной работы в общине лежит традиция создания ассоциаций, характерных, в частности, для американского образа жизни. Например в США, по замечанию Р. Наан, следствием стремления американцев сократить вмешательства правительства в частную жизнь и экономику, стало небольшое количество государственных служб [86, с. 47—48]. Почти всегда, когда американец считает необходимым решить какой-либо общезначимый вопрос, единственным способом для него становится поиск единомышленников или группы заинтересованных лиц. Эти разнообразные ассоциации охватывают практически все стороны социальной жизни США. Дж. Приcтби и О. Вондерсман установили, что на самых разных по размерам территориях и на таких маленьких, как квартал, и на таких больших, как микрорайон, люди организуют неформальные, а порой формальные ассоциации, представляющие интересы жителей в городских ведомствах, транспортной администрации, выступающие против планов перемещения опасных материалов или коммунальных предприятий (газ и электричество) близко к жилью, против преступности. Почти в каждой американской школе существует ассоциация преподавателей-родителей, которая, несмотря на свое название, по существу является организацией родителей, согласных представлять интересы других родителей в их школе и способных, как от них того ждут, оказывать влияние на учебный план, а также включаться в работу по повседневному управлению делами школы [86, с. 47—48].
Наиболее естественный способ для людей оказать воздействие на их социальную среду и приобрести над ней больший контроль заключается в добровольном объединении усилий и создании некоммерческих ассоциаций. Решение сформировать группу, которая в итоге может стать добровольческой ассоциацией, гарантировано американской конституцией и является общепринятой нормой. Кроме того, добровольческие организации имеют в структуре американской налоговой системы особый статус; требования налоговой службы к ним весьма просты и выполнять их несложно. Общественные организации всех видов, чтобы заявить о своем существовании, посылают по почте бланк запроса, который почти никогда не отклоняется, и с этого момента платят более низкий налог [86, с. 50].
Каждый человек сам должен определить область своих интересов, оценить, какая группа могла бы представлять его интересы, вступить в нее и стать ее активным членом. Такой образ действий позволяет американцам почувствовать уверенность в себе и способность самим контролировать свое окружение, в то время как непосредственная работа для многих создает гнетущую атмосферу. Многочисленные исследования показывают, что люди, занимающие более высокое социально-экономическое положение в обществе, больше пользуются возможностью оказывать содействие добровольческим ассоциациям, чем люди из более низких социальных слоев. Д. Смит высказал идею, что в общем доля участия в добровольческих организациях выше среди лиц, характеризующихся рядом ключевых позиций и ролей (как прирожденных, так и благоприобретенных): это главным образом мужчины, имеющие высшее образование, женатые, принадлежащие к среднему или высшему классу, средних лет, физически здоровые, длительное время проживающие в стране, работающие на полную ставку и занимающие высокое профессиональное положение.
Организация общины как профессиональная деятельность социального работника может иметь множество разных целей и изменять их по мере изменения ситуации, в которой она осуществляется. Однако цели деятельности по организации общин в наиболее общем виде можно объединить в несколько групп [226].
1. Развитие социальных связей. В число организаций, которые развивают, укрепляют социальные связи между своими участниками, входят советы микрорайонов, объединяющие своих жителей на основе чувства общности, а также этнические, религиозные и расовые организации, пытающиеся укрепить способность своих членов к сотрудничеству на основе их общей истории, верований, культуры и судьбы.
2. Социальное планирование. Главными целями организаций по социальному планированию являются развитие программ и укрепление степени сотрудничества и согласованности в работе агентств, которые составляют сеть социального обслуживания. Примерами служат городские показательные агентства из Программы образцовых городов, районные агентства по проблемам престарелых и Советы по вопросам здравоохранения и обеспечения.
3. Непосредственное обеспечение услугами. Агентства, основной целью которых является предоставление социальных услуг, таких, как помощь в решении конкретных проблем, консультации и помощь в ведении домашнего хозяйства и др., зависят от внешних ресурсов и санкций. Хотя работа по социальному планированию и организации общин является вторичной функцией таких агентств, она становится все более необходимой.
4. Социальное действие. Организации, которые пытаются вызвать социальные изменения, обычно не занимаются социальным и культурным развитием какой-то определенной категории своих членов (хотя могут пополнять свои ряды за счет определенных групп населения), но не согласуют деятельность отдельных агентств, не обеспечивают прямых услуг. Они считают, что важно изменение как таковое. Например, Национальная организация за права женщин, «Общий путь» имеют весьма неконкретные цели. Деятельность организации направлена на улучшение социального и экономического положения женщин, а «Общего пути» — на повышение ответственности правительства перед избирателями. Исторически организации социального действия складывались как социальные движения, когда большое число лиц собирается вместе, чтобы действовать на основе глубокого прочувствованного убеждения в социальной несправедливости окружающей действительности.
Социальное действие может включать политическую деятельность, например лоббирование, демонстрации, обращение к общественному мнению. Оно может касаться небольшого числа людей, например жителей одного района, которые просят полицию о более эффективной работе, или носить широкомасштабный характер (лоббирование за принятие законодательства, защищающего права потребителей).
С точки зрения методологии социальные работники, занимающиеся планированием и организацией общин, имеют больше общего с представителями других отраслей, скажем, профсоюзными лидерами, политическими деятелями и специалистами по городскому и сельскому планированию, чем с социальными работниками, предоставляющими прямые услуги отдельным лицам, семьям и небольшим группам. Это расхождение в методах работы в течение десятилетий было причиной напряженности в профессиональной среде, ибо если методы столь различны, то что же объединяет социальных работников под крышей одной профессии?
До 60-х годов основная масса авторов по социальной работе не дифференцировала практику социального планирования и организации общин среди традиционных методов социальной работы — индивидуальной (casework) и групповой. Если рассматривать социальную работу как практику посредничества между различными социальными группами, то это означает с основным направлением практической социальной работы становиться координация частных и общественных инициатив. Такая практика, сложившаяся после окончания второй мировой войны, долгое время доминировала в социальной работе в рамках территориальных сообществ. Сообщество в этом контексте предстает как ассоциация взаимодействующих групп граждан. Цель работников — установление обоюдных каналов коммуникации и связей между взаимодействующими группами и их представителями. Модель профессиональных действий становилась продолжением социальной работы с группой, соответственной была и профессиональная идентичность специалистов, занимавшихся этой практикой [279].
Альтернативная точка зрения состояла в том, что практическая социальная работа должна не исключать из своего профессионального поля многочисленные функции, присущие социальному агентству, в том числе планирование, управление и координация мер по оказанию социальной помощи, аналитическое сопровождение принятия управленческих и законодательных решений, так же как и непосредственное обслуживание клиентов. Такой взгляд на профессиональную территорию позволял одновременно более точно и содержательно представить реальную действительность в области участия социальных работников в социальном планировании и организации общин и в то же время осложнял и без того затянувший процесс профессионального самоопределения и требовал примирения с господствовавшими в то время точками зрения на социальную работу [279]. Помимо полемики о формальных компонентах деятельности существовали расхождения во мнениях относительно и главной цели практической работы по социальному планированию и организации общин. Суть различий в позициях заключалась в следующем: цель социальной работы в территориальном сообществе — развитие внутреннего потенциала и интеграции в общине или разработка программ, нацеленных на стимулирование социальных реформ и изменений, совершенствование управления социальными институтами в интересах людей.
Цели первого рода вполне согласуются с практической ориентацией социальной работы как таковой. Эта ориентация основывается главным образом на методологии межгрупповой работы с сильным акцентом на посреднические, организаторские функции социального работника и развитие связей между партнерами по взаимодействию. Цели второй группы соответствуют технической (управленческой) ориентации, которая опирается на концепции эффективного менеджмента и широко использует инструменты анализа и оценки программ и управленческих и политических решений организаций. При такой ориентации основной акцент делается на процедурах планирования, разработке предложений по социальному развитию, подготовке отчета по итогам исследований и оценке различных социальных тенденций, действенности мер социальной профилактики и т. д.
В реальной практике социальные работники действуют в рамках множества муниципальных, государственных и общественных организаций и объединений, в чьи задачи, хотя бы косвенно, входит развитие социальных ресурсов. Профессиональные функции социальных работников чрезвычайно разнообразны и зависят от направления деятельности организации. Возможно, лучше всех это разнообразие систематизировали К. Пэйпелл и Б. Ротман [цит. по 265]. Они предложили выделить три основных направления практики в общине: развитие местной общности (locality development), социальное планирование (social planning), социальные действия (social action).
40. Основные модели социальной работы в локальных сообществах
1.Развитие местной общности.
Эта модель работы в общине придает особое значение развитию внутреннего потенциала общины, социальных связей и способности к самостроительству. Обычно она используется в проектах общинного развития и программах организации взаимной помощи для лиц, проживающих на небольшой территории и объединенных соседскими связями.
С точки зрения социальной работы развитие общины может быть понято как целенаправленное вмешательство в существующую сеть социальных связей или структуру местных отношений с целями изменения или улучшения сложившихся моделей поддержания социального благосостояния и социально-политического функционирования. Процесс социальной работы сфокусирован на взаимодействии людей в общине между собой и с организациями. В отличие от социального планирования, он характеризуется подходом «снизу», из «гущи народной инициативы» и реальностей повседневной жизни людей и потребности во взаимопомощи.
В основе этой модели лежит принцип собственно организации, т. е. стимулирования и агрегации индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем ограниченной «естественной» общности людей. Другой важнейший принцип — это развитие сопричастности (participation).
Его идея заключается в том, что многие проблемы общины — бедность, девиантное поведение отдельных групп, неблагополучие школы, ограниченные возможности в области профессиональной подготовки и переподготовки, общественная апатия и равнодушие — могут быть решены через привлечение людей к различным видам совместной деятельности на местном уровне и их активное участие в определении политики местной общины [265]. Термин «политика» обычно относится к деятельности профессиональных политиков и правительств. В этом контексте он используется в несколько ином значении, близком к первоначальному: это всякая деятельность, направленная на поддержание полиса или сообщества. Соседская община организовала дежурство на улице — это политика. Гражданская ассоциация работает над улучшением системы образования — и это политика. Интересы людей, которые хотят улучшить жизнь своей общины или образование детей, являются политическими. Политика подразумевает все совместные попытки решить общие проблемы.
Реализация этих принципов подразумевает вовлечение социального работника в организацию взаимодействия различных групп и организаций в рамках общины. Задачи организации такого взаимодействия включают создание структур для обширного планирования и принятия решений (например, «форум жителей»), выдвижение лидеров, формирование групповой сплоченности, мобилизацию энергии и облегчение связей, оговаривание условий и обмен мнениями между сторонами, вовлеченными в деятельность по решению проблемы.
Очевидно, развитие местной общности как модель (или направление) практик в настоящее время понимается как прежде всего работа с группами и организациями в общине и их развитие. Социальный работник может иметь дело со сложившимися группами (например, какая-то общественная организация имеет возможность нанять специалиста для работы с различными группами добровольцев в этой организации или же стимулировать создание новых групп и организаций.
Формироваться эти группы и организации могут с инструментальными или экспрессивными целями [279]. Экспрессивные цели будут ведущими, если группа создается для удовлетворения конкретных потребностей и личного развития членов общины (например, ассоциация соседей, которые хотят улучшить взаимоотношения жителей района) или для обучения участников группы, обогащения их эмоциональным опытом. Инструментальные цели предполагаются тогда, когда деятельность группы или организации направлена на изменение каких-либо социальных условий, внешних по отношению к непосредственным интересам участников группы (к примеру, инициативная группа для организации семейного кризисного центра).
В любом случае социальный работник должен помочь установить контакт и организовать взаимодействие подходящих людей (или групп), которые: 1) обеспечат финансовую и иную поддержку, необходимую для начала организованной деятельности; 2) определят проблему, для решения которой привлекается социальный работник; 3) согласятся работать над уже поставленной проблемой. Затем выбираются цели, разрабатывается план, чтобы объединить ресурсы общины (жителей как потенциальных избирателей, организационную поддержку и деньги) для решения этих целей. Социальный работник может помочь группе определить природу проблемы, сформулировать реальные цели, определить логические шаги и стратегию действий, найти источники финансирования, организовать кампанию, привлекающую внимание к проблеме.
Социальный работник выступает в качестве координатора действий инициативной группы (или групп) жителей и помогает наладить диалог между по меньшей мере четырьмя субъектами взаимодействия, вступающих в контакт по поводу характера и путей преодоления проблемных жизненных и социальных ситуаций: местных жителей, инвесторов (или спонсоров), должностных лиц и специалистов-экспертов (в случае необходимости обеспечивающих информационную и юридическую поддержку общественных усилий).
2. Социальное планирование
Это направление практики социальной работы в общине связано главным образом с созданием и внедрением программ социальной помощи и развития, координацией политики и стратегии действий различных организаций образования и здравоохранения, социального благосостояния, социальной оценкой управленческих решений. Занимаются этим в основном социальные работники, участвующие в работе различных территориальных советов (например, Совет по социальному благосостоянию или Совет социальных агентств) или властных органов. Деятельность социальных работников в сфере социального планирования концентрируется на решении определенного типа аналитических задач в контексте самых разнообразных вопросов, касающихся жизнедеятельности и социального благополучия достаточно больших общностей: здравоохранение, образование, досуг, отчуждение молодежи и подростковая преступность, экономическое положение, трудовые отношения, проблемы различных меньшинств, защита детей и т. д. Аналитические задачи включают в себя сбор данных, определение количества проблем, оценку срочности каждой из них, выбор стратегических альтернатив и оценку результатов политики. База данных заимствуется из прикладных социальных исследований, статистических данных, результатов опросов и из анализа политики социального обеспечения. В последние годы растет число разработанных и усовершенствованных специфических приемов для использования в аналитических задачах, например, социальное обследование, номинальное группирование для формулирования проблем, управление посредством целеналожения системы планирования, распределения и составления бюджета [37].
Современные зарубежные авторы, обращаясь к технологии социального планирования, обычно рассматривают два аспекта, необходимо присутствующих в деятельности социальных работников в этой области. Во-первых, это анализ и изучение общины и ее проблемных областей. И во-вторых, анализ и оценка влияния и последствий различных социальных программ и управленческих решений.
Анализ и изучение общины позволяет создать информационную базу для разработки различных программ. Подобный анализ может включать самые разнообразные переменные, но, по данным Д. Брилэнд и Л. Костин [233], обычно основные рубрики для изучения общины специфируют: 1) особенности исторического и географического положения общины; 2) демографию; 3) способы коммуникации в общине; 4) экономический статус и однородность жителей и экономическую жизнь в пределах общины; 5) особенности юридического регулирования и политики местных властей; 6) жилой фонд; 7) систему образования; 8) организацию досуга и рекреационные возможности общины; 9) систему помощи семье; 10) религиозную жизнь; 11) наличие различных ассоциаций и профессиональных союзов; 12) особенности системы здравоохранения; 13) экологические факторы.
Анализ исходных данных относительно общины и ее проблемных областей позволяет «запустить» механизмы собственно социального планирования. Разработка социальной программы или управленческого решения, становясь предметом деятельности социального работника, предполагает не столько составление плана конкретных мероприятий, сколько анализ социального воздействия этих программ или решений. Под социальным воздействием понимается влияние на занятость, образование и обучение, самообразование, на здоровье, качество жизни, на общение в социальных группах, их социальную сплоченность в рамках локальной территориальной общности.
Процедура такого анализа предполагает соблюдение определенной последовательности шагов, на каждом их которых выполняется ряд аналитических операций [128]:
1) определение масштаба проблемы, требующей решения (на каком уровне будут оцениваться социальные последствия — общегосударственном, региональном, локальном);
2) идентификация проблемы (формулировка целей, которые преследуются при ее решении; определение «клиентных групп» — категорий населения, для которых предназначена программа);
3) формулировка альтернатив решения проблемы (определение разумных альтернатив, соответствующих интересам вовлеченных сторон; определение способов, агентов, ресурсов управленческого вмешательства);
4) построение профиля воздействий и определение количественных параметров изменений (отбор, типологизация и количественное измерение социальных индикаторов изменений, например количество имеющихся мест в различных стационарных или детских клубах);
5) оценка (аssessment), сравнение альтернатив, определение разницы между воздействиями, которые повлекут за собой различные альтернативы решений;
6) определение (evaluation) отношения различных групп в общине к возможным воздействиям;
7) минимизация нежелательных последствий (анализ неизбежных отрицательных воздействий);
8) мониторинг (отслеживание эффективности и последствий программы).
Таким образом, социальное планирование — это прежде всего инструмент формирования социальной политики общины и ее институтов на основе объективного изучения общезначимых потребностей жителей, трансформирования этой политики в конкретные социальные программы и шаги деятельности различных организаций, учреждений или инициативных групп и их экспертную оценку с точки зрения социальной эффективности.
3. Социальные действия
Социальные действия как одно из направлений социальной работы в общине подразумевает организацию индивидуальных или групповых действий, направленных на изменение и корректировку официальной социальной политики или сложившейся практики различных социальных институтов в пользу клиентов из депривированных слоев общины [270, p. 171]. В отличие от модели «организация местной общности», где акцент ставится на вовлечение всех категорий местного населения в процесс формулирования и достижения целей, важных для улучшения условий жизни в общине, на организацию самопомощи и кооперации, модель «социальные действия» сфокусирована на депривированных и виктимизированных группах населения, нуждающихся в организации для того, чтобы добиться изменений в организационной политике и практике. Официальные лица рассматриваются здесь скорее не как потенциальные или реальные партнеры в реформаторской деятельности, но как часть истеблишмента, заинтересованная в сохранении статус-кво и поэтому требующая активного общественного нажима. Безусловно, реальная практика, связанная с организацией местной общности, предполагает не только сотрудничество с представителями официальных организаций, но и элементы конфликтных стратегий и конфронтаций с официальным мнением (преобладающих в модели «социальные действия»).
И довольно часто социальные действия рассматривают как часть практики под рубрикой «организация местной общности». Но мы в целях концептуальной ясности, вслед за Дж. Ротманом, посчитали целесообразным разделить эти две модели.
С самого начала социальная работа, изначально ориентированная на помощь обездоленным, развивалась под влиянием идей социального протеста. Право протеста — одно из базовых в американской культуре. Американцы как нация сформировались из протеста против условий правления британской короны. Конституция США наполнена фразами, делающими право протеста и право подачи петиций правительству значительной частью законодательства. В качестве аксиомы полагается, по словам Ф. Дугласа, что «там, где нет борьбы, нет прогресса. Эта борьба может быть моральной, может быть физической, может быть и той и другой, но это должна быть борьба. Власть ничего не уступит без требования» [цит. по 233, c. 123]. По традиции, идущей еще от первых поселенцев, американцы протестуют своими публичными действиями, голосами на выборах и своими деньгами. В этой логике и определяются два основных способа организации социальных акций: публичные акции (демонстрации, пикеты) и общественные кампании, создающие определенный настрой общественного мнения среди потенциальных избирателей (информационные кампании в печати, на телевидении и радио, лоббирование в законодательных органах и т. д.).
Социальные акции, начинаясь с небольшой группы активистов, которые создают ядро протестующих, могут перерасти в национальные движения, например, в защиту гражданских прав, экологические или антивоенные движения. Под давлением организованной общественности граждане приобретают новые медицинские, социальные и образовательные возможности и выгоды. Социальное страхование, помощь семьям с несовершеннолетними детьми, программы реабилитации инвалидов и безработных, возможности для равного жизненного старта, отмена дискриминационных требований при приеме на работу и в учебные заведения — все это вырастает из организованных действий протеста [233, p. 126].
Социальные работники всегда принимали активное участие в организации социальных акций от имени различных депривированных групп в силу того, что в моральные установки профессии изначально была заложена идея борьбы с несправедливостью и неравенством. Не претендуя на юрисдикцию над всей областью гражданских движений, социальные работники тем не менее могут выступать в роли организаторов или координаторов различных инициативных групп, включающихся в борьбу за свои гражданские права на местном уровне. На общенациональном уровне в лице Национальной организации социальных работников или в качестве экспертов в других общественных организациях они участвуют в деятельности законодательных органов страны по вопросам социального благосостояния, образования и здравоохранения.
Как и любой другой вид практики социальных работников, социальные акции как целенаправленно организуемая профессиональная деятельность включает такие компоненты, как сбор и анализ данных, диагностику ситуации и разработку плана деятельности, итоговую оценку результативности действий. С этой точки зрения социальные акции — это серия действий, направленных на достижение заранее определенной цели. Причем, в отличие от других моделей работы, главный критерий эффективности здесь не степень удовлетворенности участников процесса, не расширение сферы социального опыта и улучшение персонального социального функционирования, но прежде всего степень приближения к предопределенной вне рамок процесса социальной работы цели [437].
Таким образом, социальная работа в общине представляет собой целенаправленный процесс взаимодействия социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общенациональном уровнях с одной или несколькими целями:
— развитие социальных связей в местной общине и организация взаимопомощи;
— разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности основных институтов общины, связанных с вопросами социального благополучия населения;
— защита гражданских прав депривированных групп населения и оказание информационной и организационной поддержки различным инициативам в области социального благополучия населения.
Общинная социальная работа осуществляется через участие социальных работников в деятельности по:
1) развитию местной, географически ограниченной общности через стимулирование, аггрегацию и координацию индивидуальных и групповых отношений и интересов относительно некоторых общезначимых проблем;
2) социальному планированию, выработке политики и стратегии действий различных организаций по вопросам социальной защиты, образования и здравоохранения;
3) организации публичных социальных акций и общественных кампаний, направленных на изменение существующей законодательной и организационной практики, препятствующей осуществлению основных гражданских прав депривированных групп населения.