3. Контракт как составная часть индивидуальной социальной работы

государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

кафедра общей психологии и социальной работы

Дисциплина: «ППТСРУЗ»

Контрольная работа

3. Контракт как составная часть индивидуальной социальной работы.

12. Основные подходы к целеполаганию в консультировании.

23. Этические принципы социальной работы с группой.

Подготовил:

студент 398 группы 3 курса

факультета медицинской психологии

специальности Социальная работа

_____________________________

_____________________________

Проверил:

зав. кафедрой общей психологии и

социальной работы, к.м.н., доцент

Е.В. Захарова

Дата сдачи работы:

Оценка:

Самара, 2015

Контракт – римское название юридического договора, подлежащего прямой исковой защите, в отличие от простого соглашения (pactum), вовсе не имевшего силы или защищавшегося лишь эксцепцией. Выражение это употребляется в том же смысле и у нас, хотя теперь различие между контрактом и простым соглашением проводится с большей трудностью, а многими юристами даже и совсем отрицается. В Риме контракт разделялся на несколько видов, соответственно форме своего заключения. Формальный контракт требовал для своей действительности либо совершения определенных торжественных действий, либо произнесения торжественных слов. Договор не считался заключенным, если стороны ошибались в действиях или неточно произносили слова. Реальный контракт был действителен лишь тогда, когда одно лицо, согласившиеся на известные действия, производило полное или частичное исполнение договора.

Помощь, которую оказывает социальный работник клиенту, несет в себе договорной характер, так как стороны имеют отношения, которые предусматриваются законодательством и имеют финансовую основу. Клиент имеет право на бесплатное или платное социальное обслуживание, что регламентируется соответствующим законодательством.

Таким образом, правовые основания деятельности социального работника формируют основания для установления контракта с клиентом и реализации адекватной помощи, в соответствии с функциями социальной службы.

2 стр., 862 слов

Примерный перечень тем курсовых работ кафедры общей и социальной психологии

... психики. Связь эмоций и познавательных процессов. Примерный перечень тем курсовых работ кафедры общей и социальной психологии Курс 1. Интеллект как объект психологической диагностики 2. Подходы ... российским условиям. 14. Факторный анализ как метод психологического исследования. 15. Психологический контракт как модель управления карьерой на этапе профессионального мастерства 16. Организационные нормы ...

С другой стороны, контракт для клиента несет определенную степень защиты, дает основание для иска в случае нарушения его прав, определяет его место в системе взаимоотношений с социальным работником.

В индивидуальной социальной работе принято считать, что клиент несет ответственность за процесс изменения в той же степени, что и социальный работник, т.е. клиент – активный участник терапевтического процесса.

Таким образом, социальный контракт в системе взаимодействия социального работника и клиента есть соглашение относительно взаимных обязательств, задач, целей и операциональных процедур, которые должны быть выполнены в процессе терапевтического контакта.

В практике социальной работы выделяют предварительные контракты, их функция – сориентировать клиента в тех видах помощи, которые ему необходимы, чтобы помочь в дальнейшем решить трудную жизненную ситуацию. Исполнение данного контракта определяется установленными временными пределами, однако здесь также соблюдается принятие взаимных обязательств и обязанностей между сторонами.

Первичные и вторичные контракты основаны на оценке плана взаимодействий, связаны с особенностями случая, оценкой действий и планированием процесса интеракций. При заключении контрактов используют следующие принципы:

1. Потребности клиента имеют приоритетное значение, являются основанием для заключения контракта.

2. Социальный работник несет ответственность за оказание помощи клиенту. Основанием для оказания помощи и заключения контракта выступают определенные доказательства со стороны клиента, которыми могут быть наличие/ отсутствие места жительства, статус, занятость, здоровье, возраст, финансы и т.д.

3. Социальный работник несет ответственность за обслуживание, разъяснение возможностей социальных служб в оказании поддержки. Он обязан ознакомить клиента с условиями контракта относительно задач, которые будут решаться, взаимных обязательств, средств и процедур, времени, необходимого для изменения ситуации клиента, а также санкций, которые могут применяться со стороны социальных служб.

4. Контракт должен быть сформулирован так, чтобы клиент мог получить достаточно большой выбор средств и ресурсов для решения своих целей и задач и быть ясным для ограничения выбора касательно тем и проблем, не входящих в функции социальных служб.

5. При заключении контракта используют принцип «последовательного структурирования». Он заключается в таком подходе, при котором клиенты постепенно, по мере решения отдельных задач, расширяют область проблем, требующих вмешательства со стороны социального работника.

6. Контракт должен отражать не только специфику работы социальных служб, но и быть достаточно гибок, чтобы приспособиться к непредвиденным обстоятельствам или ситуации клиента или его членов семьи. Некоторые вопросы могут быть сформулированы как гипотетические, требующие исследования в процессе терапевтического контакта.

30 стр., 14990 слов

Цели и задачи психологического консультирования

... Проблемное информирование клиента.) 3. Изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сможет ли клиент самостоятельно справиться ... на клинически здоровуюü личность, на здоровые стороны личности вне зависимости от степени нарушения (« ... профессионалы, несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего он ответственен перед клиентом. Однако клиент и ...

Список литературы:

1. Студми. Учебные материалы для студентов: [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/1212012427844/psihologiya/kontrakt_kak_sostavnaya_chast_individualnoy_sotsialnoy_raboty. (Дата обращения: 07.12.2015).

12. Основные подходы к целеполаганию в консультировании

Целеполагание. Цели любой консультативной помощи должны базироваться на потребностях клиента. В этом контексте можно говорить о двух основных целях:

1) повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью;

2) развитие способности клиента решать проблемные ситуации и развивать имеющиеся возможности.

Консультирование/помощь обязательно должно включать научение клиента, т.е. привнесение в его жизнь новых ценностей, альтернативных ракурсов видения жизни, способности вырабатывать решения собственных проблем и реализовывать их на практике.

Иногда цели консультирования разделяют на цели, связанные с исправлением (коррекцией), и цели, связанные с обеспечением роста или развития. Задачи развития – это задачи, с которыми люди сталкиваются на разных этапах своей жизни. Например, это переход к независимому существованию, поиски партнера, воспитание детей и адаптация к старости. Для достижения целей, связанных с развитием, необходимо как подавление негативных черт, так и усиление положительных качеств. В консультировании большое внимание уделяется достижению состояния психологического комфорта и сохранению душевного здоровья.

По А. Маслоу, полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей, автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем. Можно сказать, что конечная цель консультирования – научить клиентов оказывать помощь самим себе и таким образом научить их быть своими собственными консультантами. Это согласуется с одним из ведущих методологических принципов социальной работы – концепцией независимой жизни.

Как отмечает Р. Кочюнас, вопрос определения целей консультирования не является простым и потому, что зависит как от потребностей клиентов, обращающихся за помощью, так и от теоретической ориентации самого консультанта. Однако можно выделить несколько универсальных целей, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ.

 Основные подходы к целеполаганию в консультировании.

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

7 стр., 3129 слов

Когнитивное оценивание трудных жизненных ситуаций

... РФ 15 ноября 1995 г. дает следующее определение данному понятию: трудная жизненная ситуация – это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Сущностная ... 3. Особенности оказания психологической помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации 66 Заключение 75 Литература 80 Приложения 86 Введение Жизнь человека в современном ...

4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. Общение с людьми занимает значительную часть жизни и у многих вызывает трудности из-за низкого уровня их самоуважения или недостаточных социальных навыков. Будь то семейные конфликты взрослых или проблемы взаимоотношений детей, следует улучшать качество жизни клиентов посредством обучения лучшему построению межличностных отношений.

5. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. По мнению Блошср в консультировании необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Р. Мэй указывает, что при работе с детьми консультант должен добиваться изменения их ближайшего окружения в целях повышения эффективности помощи.

Вышеприведенный список целей во многом совпадает с перечнем типовых запросов клиентов и их ожиданий от результатов консультативной помощи:

– лучше понять самого себя или ситуацию;

– изменить свои чувства;

– суметь принять решение;

– утвердиться в решении;

– получить поддержку при принятии решения;

– суметь изменить ситуацию;

– приспособиться к ситуации, которая, скорее всего, не изменится;

– дать разрядку своим чувствам;

– рассмотреть возможности и выбрать одну из них.

Нередко клиентов интересуют результаты, не связанные непосредственно с консультированием: информация, новые навыки или же практическая помощь.

В основе всех этих запросов лежит идея изменения. Независимо от характера запроса или типа проблемы существуют четыре основные стратегии.

Первая ситуация – изменение самой ситуации.

Вторая ситуация – изменение себя для адаптации к ситуации.

Третья ситуация  выход из ситуации.

Четвертая ситуация  нахождение способов жить с этой ситуацией.

При этом еще раз следует подчеркнуть необходимость повышения личной ответственности клиентов за решение проблемной ситуации и, в целом, дальнейшее развитие своего жизненного сценария. Клиенту, как отмечает Н. Линде, нужно помочь освободиться от состояния объектности и активизировать качества субъекта, готового и способного к изменениям, принятию решений и их реализации.

Типология консультативной помощи. Консультативная помощь может осуществляться в разных формах и видах. Существует широкое разнообразие форм консультативной практики и классификаций этих форм по разным основаниям. Так, по критерию объекта помощи различают индивидуальное («один на один» или «лицом к лицу»), групповое и семейное консультирование.

14 стр., 6967 слов

Место групповой работы в общей системе консультирования

... консультирования имеет определенные ограничения и недостатки. Например, групповая работа подходит для решения далеко не всех проблем и годится не для всех клиентов. В группе ... реакций. Групповой марафон Групповой марафон представляет собой единую продолжительную сессию групповой работы, направленной на устранение защитных барьеров, используемых людьми в обычных ситуациях. Групповой марафон ...

 Подходы к классификации консультирования.

По критерию возраста дифференцируют работу с детьми и взрослыми.

Пространственная организация консультирования может быть осуществлена в форматах контактного (очного) или дистантного (заочного) взаимодействия. Последнее может осуществляться в рамках телефонного консультирования (хотя это в определенной степени и контактное консультирование), письменного консультирования, а также через печатные материалы (научно-популярные издания и руководства по самопомощи).

По критерию продолжительности консультирование может быть экстренным, краткосрочным и долгосрочным.

Существует также несколько типологий консультативной помощи, ориентирующихся на содержание запроса клиента и характер проблемной ситуации. Так, различают интимноличностное, семейное, психолого-педагогическое и деловое консультирование.

Консультирование может быть реакцией на ситуацию клиента («кризисное консультирование») либо стимулом для роста и развития клиента («развивающее консультирование»).

Традиционно о консультировании говорят применительно к ситуации во время или после кризиса, однако следовало бы также помочь людям предвидеть возможные проблемы в будущем, научить их распознавать признаки надвигающегося кризиса и вооружить их навыками подавления кризисов в зародыше.

Любое успешное консультирование подразумевает личностный рост, однако в кризисной ситуации человек находится в ее тисках, под давлением обстоятельств, и поскольку консультирование ограничивается рамками существующей проблемы, концептуальный и поведенческий арсенал клиента может пополниться в весьма небольшом объеме.

Херон (1993) выделяется несколько категорий консультативных воздействий в зависимости от их целей и содержания.

 Типология консультативного воздействия по Херону:

Авторитарные  предписывающие, информирующие, конфронтационные.

Предписывающее воздействие сфокусировано на поведении клиента вне рамок консультативного взаимодействия.

Информирующее воздействие предоставляет клиенту знания, информацию и смыслы.

Конфронтационное воздействие имеет своей целью осознание клиентом каких-либо ограничительных установок или поведения.

Фасилитирующие – катарсические, каталитические, поддерживающие.

Катарсическое воздействие своей целью имеет помочь клиенту разрядиться, дать выход подавляемым болезненным эмоциям (абреакция), главным образом таким, как горе, страх или гнев.

Каталитическое воздействие ориентировано на стимулирование самопознания, самоуправляемого бытия, научения и решения проблем.

Поддерживающее воздействие ориентировано на подтверждение значимости и ценности личности клиента, его качеств, установок или поступков.

5 стр., 2372 слов

Теоретические аспекты изучения клиентов социальной работы.Практические ...

... социального обслуживания, относится и проблема взаимодействия в системе «социальный работник - клиент». Объектом данной работы выступает клиент в социальной работе. Предмет социальной работы - особенности взаимодействия социального работника и клиента. Цель исследования - проанализировать особенности клиентов в социальной работе и сущность их взаимодействия с социальными ...

Авторитарные виды воздействия более иерархизированы: практик принимает ответственность за клиента и от его имени (направляя поведение, давая инструкции и повышая уровень осознанности).

Фасилитирующие виды воздействия ориентированы на большую автономность клиентов и принятие ответственность за самих себя (помогая в облегчении душевных страданий и боли, уменьшающих силу “Я”, способствуя самостоятельному научению, подтверждая их значимость как уникальных существ).

Выбор того или иного типа и вида воздействия зависит от типа личности клиента (а также типа личности консультанта) и специфики его ситуации. Соотношение авторитарных и фасилитирующих видов воздействия связаны главным образом с темой власти и контроля:

– консультант полностью контролирует клиента;

– контроль поделен между консультантом и клиентом;

– клиент полностью автономен.

Список литературы:

1. Студми. Учебные материалы для студентов: [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/1499052827871/psihologiya/tselepolaganie_osnovnye_vidy_konsultativnoy_pomoschi. (Дата обращения: 07.12.2015).

23. Этические принципы социальной работы с группой

Термин «групповая работа» употребляется применительно к деятельности с группами, требующей определенные профессиональные знания и квалификацию, где социальная групповая работа понимается как особая форма индивидуальной работы. В этом контексте для социальной работы данного уровня характерно:

– проблемно ориентированные подходы, где специфика проблем клиентов вызывает к жизни определенные техники групповой работы;

– ориентация групповой работы на работу со случаем через установление субъект-субъектных отношений с группой, где социальному работнику определена роль посредника и фасилитатора;

– ориентация на техники и методы групповой работы, принятые в смежных дисциплинарных областях, ориентированных на работу с патологиями;

– присвоение и переосмысление в теоретических и практических подходах понятийного аппарата, методов и принципов из практики работы психотерапевтов и практических психологов;

– создание индивидуальных подходов, деятельностных принципов и ценностей в работе с различными случаями.

Основная задача группы – помощь друг другу, поэтому группа рассматривается как определенная система взаимопомощи. Отсюда существуют специфические особенности группы в теории и практике социальной работы.

Первая особенность. Социальная работа с группой отличается от групповой психотерапии. Концепция групповой деятельности предполагает выстраивание отношений не только в групповом пространстве, но и в социальной среде.

Внешняя среда включается в процесс групповой работы, когда необходимо отдельным членам группы научиться изменять ситуацию, влиять на свое окружение. Каждый член группы может экстраполировать индивидуальные концепции компетенции, они могут либо приняты, либо отвергнуты группой.

19 стр., 9470 слов

35. Групповая социальная работа: общая характеристика, сферы ...

... их как ос­новной центр групповой социальной работы, так как цели этих групп — поведенческие изменения и развитие социальных на­выков. Социальный работник, действуя в подобных группах как агент социа­лизации, активно ...

Вторая особенность. Другой отличительный аспект данной группы в том, что концепция предполагает ее развитие в ситуации «группа – как – целое». Это требует высокого уровня понимания со стороны социального работника интегративных механизмов группового взаимодействия, протекающих процессов изменения.

Начальный состав группы, спонтанно собранный или созданный усилиями группового работника, образует структуру автономного развития, в которой проявляются лидеры, берущие на себя роль координирующих ситуацию, направляющие групповое развитие на решение необходимых потребностей.

Третья особенность. Отличительным фактором данной группы является гибкость ее целей, учет различных человеческих потребностей.

Четвертая особенность. Потребности клиентов и задачи групповой работы образует единое пространство для взаимодействий.

Пятая особенность. Спонтанность и планирование – две доминанты групповой работы. Действия, разворачивающиеся по принципу «здесь и сейчас», дают возможность клиентам получить опыт взаимодействия, который может быть актуализирован в дальнейших отношениях.

Шестая особенность. Группа не имеет ограничений по своему развитию и выдвижению инициатив как взаимодействия, так и расширения компетенций и полномочий.

В групповой модели взаимодействия индивиды проявляют активность в процессе группового взаимодействия. Каждый член группы имеет возможность управления и разделения властных полномочий, поскольку работа в группе рассматривается как один из элементов социального обучения, направленного на развитие социального функционирования индивидуума. Среди потребностей индивидуума важнейшими в групповой работе являются соучастие, сочувствие. Развитие данных социальных навыков является целью групповой социальной работы, а также потребностью общества, где господствует идеология деперсонализации, отчуждения людей друг от друга. Независимо от профиля группы: терапевтического, профилактического, связанного с развитием – развитие способности соучастия индивидуума к ситуации другого человека является основополагающим фактором в работе с группой. Можно отметить, что данный подход усиливает навыки автономии, способствует развитию индивидуальности клиента. Используя ресурсы группы, ее члены могут рефлектировать индивидуальные особенности, развивать и приобретать навыки межгруппового взаимодействия, учитывать и осмыслять не только позитивные, но и негативные проявления индивидуальности. Основной из важнейших задач в групповой работе является поддержание динамического баланса между индивидуальными и групповыми потребностями и нуждами.

Социальный работник имеет большой репертуар ролевых взаимодействий в групповой работе, от «помощника» до «учителя», в зависимости от оценки потребностей группы, межгруппового взаимодействия, ситуации. В своей деятельности он проявляет определенную меру теплоты, но в то же время должен быть естественным, профессиональным, и не директивным. Как в индивидуальной, так и в групповой работе отношения, которые складываются между клиентами в группе и между социальным работником и отдельным клиентом, рассматриваются как терапевтические. Большую роль в этом играют процессы идентификации между клиентами и социальным работником. Это достигается за счет неформального общения, уменьшения социальной дистанции, доверия.

2 стр., 937 слов

Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы. Групповое ...

... называют социально-психологическими феноменами группового поведения. 1. Основные феномены взаимодействия индивида и малой группы 1.1. Групповое давление Феномен группового давления в социальной психологии получил название феномена ... неверный ответ, тогда как при индивидуальной работе эти ответы были верны. Внешняя конформность - подчинение индивида нормам группы под влиянием желания остаться ее ...

Социальный работник несет ответственность за оказание помощи. Он имеет дело с чувствами людей, их экзистенциальными ценностями. Социальный работник осуществляет функции власти в рамках концепции полномочий, контроль над развитием группы и реализацией поставленных целей и задач, однако он не ограничивает группу в автономном развитии, поддерживает ее независимость, разделяет с ней властные полномочия.

Основные этические принципы социальной работы с группой

Идеология социальной работы с группой основывается на том утверждении, что человек может изменить трудную жизненную ситуацию, если ему оказывать содействие. В этом проявляется гуманистическая сущность социальной работы вообще и групповой практики в частности. Социальная работа направлена на повышение индивидуального функционирования, в групповой работе реализацию этой потребности осуществляет межгрупповое взаимодействие, которое осуществляется на следующих принципах:

1. Признание уникальности каждого клиента в межгрупповом взаимодействии.

2. Признание широкого разнообразия групп как видов человеческого сообщества.

3. Принятие индивидуума с его уникальными возможностями, способностями, слабостями и своеобразием.

4. Утверждение целенаправленных взаимодействий между членами группы и социальным работником.

5. Поддержка и предоставление полезных контактов всем членам группы.

6. Осуществление модификации группового процесса в контексте изменения групповых задач.

7. Поддержка каждого члена группы, предоставление ему возможности для реализации и актуализации своих потребностей.

8. Предоставление возможности каждому члену группы участвовать в групповом процессе, решая свои индивидуальные проблемы.

9. Создание условий членам группы для получения нового опыта социальных отношений.

10. Разумное использование ограничений, оценивание индивидуума и его ситуации в групповом взаимодействии.

11. Целенаправленное использование программы работы с группой с целью достижения поставленных задач.

12. Проявление теплых и дружеских отношений со стороны социального работника ко всем членам группы.

Список литературы:

1. Студми. Учебные материалы для студентов: [Электронный ресурс]. URL: http://studme.org/1031020827857/psihologiya/gruppa_kak_psihosotsialnyy_fenomen_mezhlichnostnom_vzaimodeystvii. (Дата обращения: 07.12.2015).

7 стр., 3215 слов

40.Предмет, задачи и методы социальной статистики. Статистические ...

... причинный анализ, а также большую группу статистических моделей. 41.Профессиональные функции специалиста социальной работы. Основные сферы профессиональной деятельности социальных работников. Профессиональные роли. Одна из главных задач социальной работы в области здравоохранения состоит ...

15