1. Эффекты группы: сдвиг риска

Эксперимент Дж.Стонера (про писательницу).

Групповые решения оказываются более рискованными, чем индивидуальные. Во время обсуждений мнения сближаются, и точка схождения располагается ниже, чем усредненное исходное мнение всех членов группы.

Эффект сдвига риска не всегда явл. универсальным, после обсуждения некоторых дилемм люди становятся более осторожными (Роджер, отец семейства).

Имеет место тенденция усиления исходных склонностей индивидов после группового обсуждения, называемое феноменом групповой поляризации: обсуждение обычно усиливает усредненную предрасположенность группы (Серж Московичи, Марис Заваллони).

2. Вхождение в группу – инициация.

Инициация (от лат. инитио — начать) — совокупность обрядов, которая приводит к возникновению новой социальной позиции, статуса и роли. первоначально относилась к институту посвящения (в традиц. обществах), затем стал использоваться различными тайными обществами. И. — регламентировалась посвятительскими ритуалами в к-л. реально существующую группу, организацию. Ритуал — спец. действия, с пом-ю кот. вырабатываются нормы общественного поведения. выполняют функцию сплочения группы. Важную роль играет специфика группы, ее структура, иерархия в ней и др. параметры.

3. Семья как малая группа.

Семья явл. результатом тотальной конкуренции М за Ж, а Ж за М. Когда союз м/д М и Ж становится устойчивым, в б-ве общ-в обеспечивается соц. признание этого союза – вступление в брак.

Семья – высшая групповая сплоченность.

Зельдич и Парсон:

Особенность семьи – внутреннее распределение обязанностей. Согласно их исследованиям, семьи тем сплоченнее, чем больше это распределение учитывает индивидуально-психологические х-ки:

  • инструментальные, сильнее выражены у М (добывание хлеба);
  • экспрессивные, у Ж (связано с чувствами).

4. Эксперименты показывающие, как власть изменяет поведение людей (Капанис и др.).

Капанис – амер. психолог. «Власть разрушает?», 1972г.

Эксперимент: Комната, разделенная стеклянной перегородкой, с одной стороны менеджеры (случайные люди), с другой подчиненные.

I группа менеджеров могла обещать, материально поощрять работников.

IIгр. – угрожать, переводить на другую работу.

IIIгр. – угрожать, понижать з/п.

IVгр.(контрольная) – только уговоры по микрофону.

Требовалось выяснить следующие вопросы:

7 стр., 3451 слов

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений

Приемные семьи в пространстве детско-родительских отношений Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, Москва, Россия Институт интегративной семейной терапии, Детская психиатрическая больница N 6, Москва, Россия Анализируются различные формы усыновления детей, рассматриваются психологические концепции, объясняющие различные варианты складывающихся в таких семьях ...

  1. Какие средства используют в разных группах.
  2. Насколько эффективны эти средства.
  3. Каково мнение менеджеров относительно рабочих.

Результаты:

I-III группы – 16% использовали поощрение, остальные – прямые угрозы и лишения. Мнение менеджеров о рабочих в 28% осталось положительным, > чем в 70% отрицательным. Производительность одинаковая. В контрольной группе абсолютное б-во использовали поощрение и просьбы. Производительность такая же, мнение положительное >, чем в 70 случаях.

Вывод: Если среднего чела наделить властью, он почти не прибегает к поощрению, действует наказанием, старается сохранить или увеличить социальную дистанцию. Эти люди начинают резко хуже оценивать людей.

5. Групповая сплоченность.

Группа(по Кеттелу) – совок. индивидов, в кот. существование всех используется для удовлетворения к-л потребности каждого.

Групповая сплоченность– то, насколько члены группы связаны м/д собой паутиной чувств. Степень сходства личностей и точек зрения, подходов, кот. они проявляют при решении проблем.

Считается как функция кол-ва взаимных выборов членов группы. Она тем больше. чем плотнее коммуникативная сеть и паутина чувств.

Картрайт Херрери:

Клика – подгруппа в малой группе, члены которой связаны между собой сильнее (кол-во взаимных выборов больше), чем со всеми остальными ее членами. (В группе д.б. взаимоположительные и взаимоотрицательные выборы)

6. Социально-психологические исследования чувств (виды любви)

Клайд и Сьюзен Хэндрик выделяет 6 видов любви:

1. Эрос – страстная любовь, предполагающая полное физическое обладание.

2. Людус – гедонистическая любовь-игра, допускающая возможность измены.

3. Строге – спокойная, теплая, нежная любовь-дружба.

4. Прагма – любовь по расчету, поддающаяся рассудочному контролю.

5. Мания – иррациональная любовь, одержимость. После нее наступает пустота (90% таких браков распадается).

6. Агапе – материнская любовь-самоотдача.

Стернберг рассматривает любовь как треугольник, сторонами кот. (разными по длине) явл. страсть, интимность и преданность.

7. Взаимозависимости факторов социальной успешности (конформность и личностные черты).

Конформизм – изменение челом своего мнения или убеждений в рез. группового давления. В соц.псих. лит-ре говорят не о конформизме (приспособленчество), а о конформности или конформном поведении.

11 стр., 5256 слов

Философия любви 5

Введение Только в любви и через любовь человек становится человеком. Без любви он неполноценное существо, лишенное подлинной жизни и глубины и не способное ни действовать эффективно, ни понимать адекватно других и себя. И если человек – центральный объект философии, то тема человеческой любви, взятая во всей ее широте, должна быть одной из ведущих в философских размышлениях. Философский анализ ...

Иссл-я конформности начались в нач. ХХ века. (сер. 70-х – Мухина):

1) Чел. выбирает ту фотографию, кот. выбрали все другие члены гр., даже если ранее у него было др. мнение – это неявное давление гр.

Конформизм бывает настолько развит, что чел начинает действовать даже вопреки своим нормальным инстинктам.

2) Дети стреляют по двум мишеням за рубль (для себя или для класса).

Инстинкт – для себя, но по примеру других детей (подставных) изменяют своим интересам во имя общественных.

Кач-ва успешности в любой соц. группе:

— Темперамент (его основа – эргичность – способность проявлять активность, сила желаний, определяется наследственностью);

— Пластичность (без принуждения в разговоре коснуться всего слегка);

— Темп мыслительных процессов;

— Эмоциональность (д.б. средней) – способность чела различать результат и свои ожидания: если чел испытывает сильные эмоции, даже если разница между произошедшим и ожидаемым невелика, то эмоциональность такого чела мешает ему добиться успеха в б-ве соц. групп.

8. Психоаналитический и коллективистский (Донцов) подходы к исследованию развития групп.

Психоаналитическийподход (Фрейд) на основе анализа либидозных связей. От них зависит отношения в группе. Лидер воспринимается как отец. Ост. члены гр. любят его либо как соперники, либо как дочери (самоотдача, самопожертвование).

Это приводит к тому, что группа развивается через ряд последовательных стадий (фаз).

Переход от одной фазы к другой связан с изменением отношения к отцу. Почти обязательно группа переживает кризис, главное в нем – восстание против отца (б-во членов гр. стараются свергнуть лидера).

Если им это удается, то возникает тотемная совок. братьев, объединенная грехом отцеубийства.

После свержения лидера у членов гр. возникает довольно сильное ч-во, сплачивающее гр. в дальнейшем. Оно состоим из любви/ненависти и вины за попрание норм.

Коллективистскийподход. Группа развивается по мере развития групповой деятельности (на сколько много ее во всем остальном).

15 стр., 7328 слов

Группы телесной психотерапии

... быть обескуражен, обнаружив, что эта его способность совер­шенно не ценится в группе. Более того, член группы, взявшийся на первых этапах ее ... либо на рациональность, либо на эмоциональность — в зависи­мости от задания или темы. Группы встреч могут быть центрированными либо ... ряд причин, обусловивших развитие и успех групповой терапии. Жизнь чело­века — явление социальное. Во время работы или игры, ...

Чем больше, тем сплоченнее.

Донцов выделил три стадии развития групп:

1. Вхождение в гр.(подготовительный этап, от группы до коллектива).

Низкая сплоченность, груп деят. только начинается. Гр.деят. полностью определяется внутригрупповыми факторами: наличие лидера, симпатия/антипатия, влияние большинства на меньшинство (преобладание конформизма).

Включение в грп. деят. участников минимально.

Механизм, регулирование групповой динамики:

  • подражание/негативизм (сопротивление давлению);
  • внушение/заражение (поддаваться чужим эмоциям)

2. Организационная стадия(формирование общих целей).

Направленность групповой активности позволяет связать ее с конечной целью деятельности группы; а ее формы позволяют включиться личности в груп.деят.

Мех-мы:

  • социального и межиндивидуального сравнения.

Индивид принимает решение, ориентируясь на идеал и на гр. норму.

3. Стабилизация группы. Главным становится содержание общения, распределение позиций в гр. отходит на второй план. Внутригрупповые нормы играют малую роль и заменяются на взаимодействие членов гр.

Считается, что на первых 2 этапах все определяется нормами.

На третьем этапе гр. становится коллективом. Все работают на общую цель без принуждения (нормы, правила).

Это ценностный ур-нь регуляции. Каждый способен осознать все «за» и «против» решений. Здесь не наблюдается сдвиг риска.

9. Иерархия и Лидерство в группе

Лидерство – это феномен воздействия или влияния одного из членов гр. на мнения, оценки, отношения и поведение и поведение гр. в целом или отдельных ее членов.

Самый важный фактор, благодаря кот. люди быстро продвигаются по соц. иерархии – конформность(быстрее опутывается паутиной ч-в).

Чем больше чел чувствует расположение, тем в большей степени он старается соответствовать ожиданиям.

Девианты (не собдюд. груп. нормы) оказ в узлах коммуникативной решетки, с ними больше взаимодействий, чем с конформистами. Девианты либо изгоняются из группы, либо их ломают, и они становятся конформными.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

Личность человека в компьютеризированном мире “Когда мне по дороге в деревню сказали, что доктор прописал месячное воздержание от работы на моем компьютере,  то я потерял сознание. Привели в чyвство, поднеся к носy тюбик с термопастой для  приклейки кyлеров на процессоры….”. [28] Введение Проблема взаимодействия человека и ЭВМ возникла уже на первых этапах развития вычислительной ...

Статус завоевывается конформностью, а завоеванный статус позволяет нонконформизм.

Признаки лидерства:

  • более высокая активность и инициативность в решении задач группы;
  • большая информированность;
  • способность оказывать влияние;
  • большее соответствие поведения соц.установкам, нормам и ценностям гр.
  • наибольшая выраженность личностных кач-в, эталонных для данной гр.

Ф-ции лидера:

  • организация совм. ж/д гр. в разл сферах, выработка и поддержание гр. норм.
  • внешнее представительство группы
  • ответственность за результаты гр. деят., благоприятные отношения в гр.

10. Личностные качества успешности в группе.

  1. Общение с людьми с более высоким соц.статусом;
  2. Стереопатия (авторитарность).

    Х-ки: прислуш-ся почти искл-но к собств. мнению, резкое желание доминировать, желание все упорядочивать.

Кач-ва успешности в любой соц. группе:

— Темперамент (его основа – эргичность – способность проявлять активность, сила желаний, определяется наследственностью);

— Пластичность (без принуждения в разговоре коснуться всего слегка);

— Темп мыслительных процессов;

— Эмоциональность (д.б. средней) – способность чела различать результат и свои ожидания: если чел испытывает сильные эмоции, даже если разница между произошедшим и ожидаемым невелика, то эмоциональность такого чела мешает ему добиться успеха в б-ве соц. групп.

11. Факторы успешности в группе, выводимые из новых теорий.

Кач-ва успешности в любой соц. группе:

— Темперамент (его основа – эргичность – способность проявлять активность, сила желаний, определяется наследственностью);

— Пластичность (без принуждения в разговоре коснуться всего слегка);

— Темп мыслительных процессов;

— Эмоциональность (д.б. средней) – способность чела различать результат и свои ожидания: если чел испытывает сильные эмоции, даже если разница между произошедшим и ожидаемым невелика, то эмоциональность такого чела мешает ему добиться успеха в б-ве соц. групп.

12. Групповое давление — конформизм.

Групповое давление–процесс влияния установок, норм, ценностей и поведения членов гр. на мнения и поведение чела.

3 стр., 1090 слов

Понятие о личности человека в психологии

Психические свойства человека Индивидуальные особенности психической деятельности человека, особенности его психического состояния, межличностных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психологического развития. К числу наиболее общих видов психодинамических свойств относится: 1. психические и мотивированные черты (индивидуальные) 2. ...

Нормативноевлияние х-ся: принятием мнения большинства в кач-ве групповой нормы; зависимостью от группы; стремлением к согласованию своего поведения ии своих установок с поведением и установками группы.

Информативномувлиянию присуще влияние др. членов гр. как источника инфы, важной для принатия решения и учитываемой индивидом

Конформизм – изменение челом своего мнения или убеждений в рез. группового давления. В соц.псих. лит-ре говорят не о конформизме (приспособленчество), а о конформности или конформном поведении.

Иссл-я конформности начались в нач. ХХ века. (сер. 70-х – Мухина):

1) Чел. выбирает ту фотографию, кот. выбрали все другие члены гр., даже если ранее у него было др. мнение – это неявное давление гр.

Конформизм бывает настолько развит, что чел начинает действовать даже вопреки своим нормальным инстинктам.

2) Дети стреляют по двум мишеням за рубль (для себя или для класса).

Инстинкт – для себя, но по примеру других детей (подставных) изменяют своим интересам во имя общественных.

Внешний и внутренний конформизм.

13. Когнитивный диссонанс

Социально-психологическая теория, разработанная американским исследователем Л.Фестингером. К.д.т. утверждает, что индивидом, если в его сознании сталкиваются логические противоречивые знания об одном и том же объекте или событии, переживается чувство дискомфорта и он стремится от него избавиться. Стараясь решить эту задачу, индивид реконструирует свои знания или социальные установки относительно соответствующих объектов или событий т.о., чтобы противоречие между ними было снято.

Диссонанс связан со знанием чела о себе и мире; диссонанс – расхождение, рассогласование. Когн. диссонанс – познавательное расхождение.

Л.Фистингель привел классический пример (про курение) и построил на этом теорию.

Если мы являемся личностями, то одновременно в нашем сознании не могут присутствовать идеи, выражающие положительные и отрицательные идеи этого мираНо если необходимо осознавать, что одно и то же действие явл. и положительным и отрицательным, то мы испытываем отриц. эмоции. Мы можем иметь актуальной только одну оценку.

5 стр., 2308 слов

Человек, индивид, личность, индивидуальность

Человек, индивид, личность, индивидуальность.   Понятие человек включает в себя два слова – чело и век. Человек есть чело века, лицо эпохи, а если более широко, то - «цельно вечность». Понятие человек есть понятие родовое, выражающее общие черты, присущие человеческому роду. Поскольку человек есть существо биосоциальное, то в понятие это включаются как его общесоциальные черты, так и ...

Первые эксперименты в 1956г. были проведены амер. психологом Бреном (про чайники).

Люди стремятся уменьшить отриц. х-ки объектов, с кот. осуществляется поведение и увеличить положительные.

Виды диссонанса:

  • связанный с затраченными усилиями (чайники, дискуссия о сексе);
  • с величиной стимула (дети с игрушками);
  • с изменением установок (студентам предлагали написать работу за вознаграждение, с подписью и без).

    Установки сильнее меняются при меньших вознаграждениях. Исследования связи эффектов КД и ответственности.

14. Социометрия.

Специфический метод СП: социометрия (социография) призвана исследовать паутину чувств – незримые нити, связывающие людей. Чем она плотнее, тем лучше соц.взаимод. между людьми.

15. Использование эффектов когнитивного диссонанса в социальном управлении (эксперименты Аронсона, Миллса и др).

16. Социальные аспекты личности (понятия и характеристики)

Ценностные ориентации. Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

Убеждения.Осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями.

Соц. установки– Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

Роли(от франц. role) — социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

17. Когнитивный диссонанс: его связи с эффектами стимула и изменения установок

  • с величиной стимула (дети с игрушками);
  • с изменением установок (студентам предлагали написать работу за вознаграждение, с подписью и без).

    Установки сильнее меняются при меньших вознаграждениях. Исследования связи эффектов КД и ответственности.

Установки – мех-м бессознательного управления челов. поведением, мотивацией. Поэтому большая часть рекламы построена на изменении установок.

18. Системы социальной регуляции больших и малых групп (законы, ритуалы, обряды, мода).

19. Казуальная атрибуция.

Приписывание причин. Первые работы 70е годы. 1972 – МакАртур.

Причины приписывают:

  • личности:
  • ситуации.

Зная когнитивную сложность чела и различия его ответов и ответов других людей, можно спрогнозировать, чему чел припишет причину. Если чел. образован и неглуп, то узнав ситуацию и мнение др. людей, он правильно припишет причину событию. Иначе он припишет причину в соответствии с мнением др. людей.

В 1955г. Тибо и Рикин изучали угодливость поведения более низкого по статусу чела с угодливостью более высокого. Б-во испытуемых угодливость склонны приписывать личности более низкого по статусу чела. Если чел был высоким по статусу, то она приписывалась в равной пропорции и его личности и обстоятельствам.

Из этих иссл-ий было выведено правило: статусная роль чела изменяет закономерности приписывания причин. Если нет явной причины событий.

Фундаментальная ошибка атрибуции: Наблюдатель чаще приписывает причину личности, а участник – обстоятельствам.

20. Большие группы (понятия и характеристики)

Классификации:

Несознательные объединения

1) По х-ру связей:

  • соц. класс
  • нации

2) Соц.-дем. х-ки:

  • М
  • Ж
  • подростки
  • дети

3) Сознательные объединения (профсоюзы, партии,)

4) По длительности существования:

  • долговременные (соц.слои, этнические образования)
  • недолговрем. (праздничные шествия, митинги, демонстрации, толпа)

5) По х-ру организованности:

  • стихийно возникающие (толпа)
  • сознательно, целенапр. организованные (ассоциации, обществ. движения)

6) По контактности и взаимодействию:

  • условные (поло-возрастные и проф. группы)
  • реальные (демонстрации, митинги, собрания)

7) По наличию внутр. правил:

  • открытые
  • закрытые

21. Казуальная атрибуция: эффекты усиления и ослабления приписываемой причины.

Пытаясь объяснить чье-либо поведение, мы недооцениваем воздействие самой ситуации и переоцениваем влияние характерных особенностей человека и его установок. Свое собственное поведение мы часто объясняем, ссылаясь на внешние обстоятельства.

Это происходит от того, что когда мы действуем сами, нашим вниманием управляет окружающая среда, а когда наблюдаем за человеком, то этот человек. Если поменять ракурс и осведомленность о ситуации, то поменяется и приписываемая причина. Также ракурс меняется с течением времени: когда человек исчезает из памяти наблюдателя, появляется склонность придавать ситуации все большее значение.

Причина ошибки атрибуции: мы находим причины там, где их ищем.

22. Общение индивидов и в группе (понятия и характеристики)

23. Воздействия в процессе общения.

Воздействия при общении:

Рациональн. воздействие. По ср-м масс инф-и.Главное говорить правду так , чтобы чел воспринимал то , что вам нужно

Зарожение ( способность заразить эмоциями)

Внушение :

А) вызывание тарнса ( шаманство)

Б) эмоц воздействие, их не демонстрируют, а говрят такую инф-ю кот-я д вызвать некоторые эмоции у собеседника.

24. Основные направления исследования малых групп (понятия и характеристики)

Психоаналитическийподход (Фрейд) на основе анализа либидозных связей. От них зависит отношения в группе. Лидер воспринимается как отец. Ост. члены гр. любят его либо как соперники, либо как дочери (самоотдача, самопожертвование).

Это приводит к тому, что группа развивается через ряд последовательных стадий (фаз).

Переход от одной фазы к другой связан с изменением отношения к отцу. Почти обязательно группа переживает кризис, главное в нем – восстание против отца (б-во членов гр. стараются свергнуть лидера).

Если им это удается, то возникает тотемная совок. братьев, объединенная грехом отцеубийства.

После свержения лидера у членов гр. возникает довольно сильное ч-во, сплачивающее гр. в дальнейшем. Оно состоим из любви/ненависти и вины за попрание норм.

Коллективистскийподход. Группа развивается по мере развития групповой деятельности (на сколько много ее во всем остальном).

Чем больше, тем сплоченнее.

Донцов выделил три стадии развития групп:

1. Вхождение в гр.(подготовительный этап, от группы до коллектива).

Низкая сплоченность, груп деят. только начинается. Гр.деят. полностью определяется внутригрупповыми факторами: наличие лидера, симпатия/антипатия, влияние большинства на меньшинство (преобладание конформизма).

Включение в грп. деят. участников минимально.

Механизм, регулирование групповой динамики:

  • подражание/негативизм (сопротивление давлению);
  • внушение/заражение (поддаваться чужим эмоциям)

2. Организационная стадия(формирование общих целей).

Направленность групповой активности позволяет связать ее с конечной целью деятельности группы; а ее формы позволяют включиться личности в груп.деят.

Мех-мы:

  • социального и межиндивидуального сравнения.

Индивид принимает решение, ориентируясь на идеал и на гр. норму.

3. Стабилизация группы. Главным становится содержание общения, распределение позиций в гр. отходит на второй план. Внутригрупповые нормы играют малую роль и заменяются на взаимодействие членов гр.

Считается, что на первых 2 этапах все определяется нормами.

На третьем этапе гр. становится коллективом. Все работают на общую цель без принуждения (нормы, правила).

Это ценностный ур-нь регуляции. Каждый способен осознать все «за» и «против» решений. Здесь не наблюдается сдвиг риска.

25. Исследования соотношения информационного и эмоционального компонентов в общении.

В общении есть 2 компонента:

-связь с информ. хар-ми

-связь с эмоц хар-ми

Информ хар-ки:

Кодификация

декодификация

Язык –набор стандартизированн-х кодов.

→Люди говорят на одном языке, но все равно могут др-др-га не понимать.

→Стиль одинаковости слов и выражений у разных людей разной культуры различен.

→ нужно обратить на исп-е ( на частоту ) опред слов , так как чем чаще опред слово повторяется, тем более вероятно , что оно имеет смысл для чела. если исп-ся устойчивые выражения, поговорки , прибаутки , то смысловой оттенок теряется по мере исп-я.

Матрица убеждающей комм-и Холанда ( в 80 гг, амер)

Смысл выделять те эл-ты сообщения, кот-е в большей степени подвержены искажению инф-и и улучшить каждый из этих эл-в.

Иссл-я Питти (1994)

прямая аргументация(речь идет о прямокосаемого предмета напр, машина , говорят о скорости , двигателе и тп.) , она луче дейст-ет при: 1)ауд-и с аналитич складом мышл-я.2)ауд-я заинтересована в этой инфе 3)ауд-я внимательно слушает

в др случаях косвенная аргументация действенна( ссылки на авторитеты, харки вещи , экспертные оценки).

2) Эмоц компонент.

Проявл-ся когда общение становиться взаимодействием.

Здесь важно « помогающее повед-е», придумали термин психологи по по тренингу.

→ помогающее повед-е предполаг-ет: 1) открытую позу 2) заинтересованное выраж-е лица. Люб. действе и поведение произ-ся в целом с сообщением , воспринимающимся как знак внимания.

→ можно перебивать когда :

чел говорит медленно и подбирает слова

уклоняется от начально заданной темы. Помогающее повед-е будет –напомнить о теме общения.

→ суще- т расшатывающее повед-е. –это повед-е , кот-е мешает осущ-ть эмоц воздействие на себя ( на чела).

Оно напрвлено на умен-е негативн. эффектов в общении.

26. Теория инстинктов социального поведения Мак-Дауголла

МакДугл. Введение в СП.

— Любым соц.поведеним людей управляют врожденные инстинкты.

— Сущ. принцип целесообразности, кот подчинено соц.поведение чела. Вся жизнь это стремление к цели. Все стремится к цели. Цели порождены инстинктами. Движ. к цели управляется эмоциями, в кот разряжается нервная энергия; каждому из осн. инстинктов соотв. набор эмоций (инстинкту борьбы соотв. гнев и страх; бегства – ч-во самосохранения; воспроизведения рода – женская робость и ревность)

27. Социальные аспекты личности (системы ценностных ориентаций, социальные установки)

Ценностные ориентации. Ориентация человека на определенные ценности возникает в результате их предварительной положительной оценки. Однако об ориентации на ту или иную ценность можно говорить только тогда, когда субъект запроектировал в своем сознании (или подсознании) овладение ею. А это человек делает, учитывая не только свои потребности, но и свои возможности. Для отдельных индивидов путь формирования ценностных ориентации может быть не от потребности к ценностям, а прямо противоположный: перенимая от окружающих людей взгляд на нечто как на ценность, достойную того, чтобы на нее ориентироваться в своем поведении и деятельности, человек может тем самым закладывать в себе основы новой потребности, которой раньше у него не было.

Соц. установки– Готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту.

28. Методы социальной психологии.

1) Методы иссл-я.

  • методы сбора (наблюдение, изуч. документов, опросы, тесты, социометрия, эксперимент)
  • методы обработки инфы

2) Методы воздействия

3 гр.:

  • эмпирического исследования
  • моделирования
  • управленческо-воспитательные

Специфический метод СП: социометрия (социография) призвана исследовать паутину чувств – незримые нити, связывающие людей. Чем она плотнее, тем лучше соц.взаимод. между людьми.

29. Социальные установки и их модификация (экспериментальные исследования).

Установка –это 1 из осн-х мех-в бессознат.управл-я чел-м поведением, чел-кой мотивацией.

Соц установки: когнетивная, аффективная, поведенческая. Играет роль стереотипы. Установки у чела : центральные и переферийные.. Чел бывает ригидный и пластичный.

В 60х гг. Хиральда Пик изучала аттитюды( установки …) напр. на узуч-е дисскусии как метода обучения в колледже. Группе в колледже внушалось необх-сть получения хороших оценок. Группа после этого резко повысила оценку метода дисскусиий ( потому , что с ними именно методом проводили внушение положит. оценок)

В 70 гг. эксперимент Розинберга. 2 группы испытуемых 1) с высшим образованием 2) студенты. 1 гр –контрольная, 2- экспериментная. 2-против свертывания помощи США др странам. 1гр. -нейтральная позиция. Были использованы несколько гипнотизеров, 3 сеанса с группой 2 было произведено.На сеансах внушалось , что помощь США др странам подрывает ее экномич. положение. В конце сеанса внушалось-забыть о сеансе гипноза.

По Розенбергу-установка на помощь др странам кардинально изменилась в гр 2.

Эффект 25 кадра.

Инф-я, к-я может изменить установки

Эмоциональная. Люб. демонстрация эмоций, кот-й сопереживает ауд-я способна поменять установки ауд-и.

яркие образы.

дозируемая инф-я (сообщение рез-в выборов до оглашения основных рез-в)

Иссл-я Фишбайна и Ядова в 70 -ч (так же подключился Моглум)

Причина действия или бездейт-я индивидов из-за рассогласованности индивид. ХОЧУ и соц НАДО.

Чем больше чел-к ориентирован на соц значимые ценности , тем сильнее подавляются его индивидуальные (соц кач-ва –чуткость,честность, широта взглядов-более слабые и подавляются (след ка-ми): самостоятельность ,независимость, смелость , рационализм).

→ Самостоятельность , независимость – то чел не проявляет чуткость , честность

→ Твердая воля , смелость, уверенность в себе –то в челе подавляются познание , образованность , воспитанность.

Самостоятельность, уверенность, доминирующая потребн-ть в достиж-ях подавляют установки на хорошую обстановку в стране, возмож-ть творческой деят-ти и саморазвития личности

Также здесь присутствует объективация и субъективация. Чел м. относит-ся к себе более-мене объективно, тогда у него больше шансов ( КУН и МакПартли).

Чел м относит-я субъективно, тогда у менбше шансов.

Еще было исследования на ориентацию коллективных или индивидуальных ценностей рабочих и инженеро-технич рабочих. Их спросили улучшить ли прибавка к зарплате ур-нь их жизни. На что, 60 %рабочих «за», что улучшит., 30 % у инженеров , что не улучшит. Коллективно ориентированные оказались инженеры, так как те, кто достигли успехов и делают например творческую работу более требовательны к условиям труда. Кто менее, тому и маленькой добавки достаточно , ориентированы на себя.

30. Предмет социальной психологии

СП – отрасль психологии, изучающая закономерности психических явл., поведения и деят. людей, обусловленные фактором их включения в соц. гр., а также психологические х-ки самих этих групп.

Соц.психология начала развиваться в конце 19 в. Сп изуч чела внутри группы, взаимод., обусловленое чувствами, мыслями;

1) взаимод людей;

2) личные особ и св-ва людей важные с т.зр соц.взаимод.;

3) разитие соц.совок., порождаемое личными св-вами их участников.

31. Конфликты и способы их разрешения.

КОНФЛИКТ (от лат. столкновение) — столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнении или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. основе любого К лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в денных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т. п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного К. и его объект. чтобы К начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. Если противоположная сторона отвечает тем же, К. из потенциального переходит в актуальный и далее может развиваться как прямой или опосредованный, конструктивный стабилизирующий или неконструктивный В качестве субъекта взаимодействия в К. может вступать как отдельное лицо (внутриличностный К), так и два или несколько лиц (межличностный).

В зависимости от конфликтной ситуации выделяются межгрупповые К, межорганизационные К., классовые К, межгосударственные К. В особую группу выделяется межнациональные К. Конструктивным К. может быть лишь тогда, когда оппоненты не выходят за рамки деловых аргументов и отношений. При этом могут наблюдаться различные стратегии поведения. Р. Блейк и Дж. Моутон выделяют: соперничество(противоборство), сопровождающееся открытой борьбой за свои интересы; сотрудничество, направленное на поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон;компромисс-урегулирование разногласий через взаимные уступки, избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивал на своем; приспособление — тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами. Обобщенное выражение этих стратегий поведения характеризуется как корпоративность и напористость. Развитие К. обычно идет в следующей последовательности:

а) постепенное усиление участников К за счет введения более активных сип, а также за счет накопления опыта борьбы; б) увеличение количества проблемных ситуаций и углубление первичной проблемной ситуации; в) повышение конфликтной активности участников, изменение характера К. в сторону его ужесточения, вовлечения в К. новых лиц, г) нарастание эмоциональной напряженности, сопровождающей конфликтные взаимодействия, к-рая может оказать как мобилизующее, так и дезорга- низующее влияние на поведение участников К.; д) изменение отношения к проблемной ситуации и К. в целом.

32. Истоки социальной психологии.

Истоки СП (идеи).

1) Первые идеи касались «духа целого народа» (Лазарус, Штейнталь, конец 19в).

1860-1990г — журнал «Психология народов и языкознания»

«Своеобразие народа и его культуры порождено своеобразием духа этого народа.»

2) В 1895г Лебон «психология народов и масс».

Масса — безликая совокупность людей, особенность — утрата способности к наблюдению —> обезличивание (если чел не м наблюдать, то не может отличить себя от других); резкое преобладание ч-в над разумом (подвержена влияниям, полная утрата логики, утрата ч-ва личной ответственность, контроля над страстями).

Вывод: масса не м сущ без вождей или элиты.

3) Первое рук-во психологам было разработано 1897 Дж. Болдуин:

Сущ 2 вида наследств.: -естественная;

-социальная (передача форм поведения, думания, общения путем подражания).

Всякое общ-во строится на обмене внушениями м/д его членами. Оно регул взаимоотнош людей. Если вы способны что-то внушить общ-вом, вы м управлять общ-вом.

4) МакДугл. Введение в СП.

— Любым соц.поведеним людей управляют врожденные инстинкты.

— Сущ принцип целесообразности, кот подчинено соц.поведение чела

— Вся жизнь это стремление к цели. Цели порождены инстинктами, кот управляются эмоциями, в кот разряжается нервная энергия; каждому из осн инстинктов соотв набор эмоций (инстинкту борьбы соотв гнев и страх; бегства — ч-во самосохранения; воспроизведения рода — женская робость и ревность)

33. Исследование установок направленных на себя (self-attitudes test)

Крайне субъективная личность, оценивает жизнь по собственному произволу — более-менее сбалансированная личность — излишне объективный чел.

34. Психологическая и иная совместимость в малой группе на примере семьи.

Самое главное в духовной совместимости – совпадение основных ценностей:

  • ценности увств (любовь, дружба)
  • семейные цен. (создание семьи и поддержание устоев)
  • цен. достижений (связаны с жизненным успехом)
  • познавательные (туризм, наука, искусство)
  • ц. воспроизводства (все, что остается после смерти: дети, идеи, книги)
  • ц. образа жизни («жить не по лжи» Солженицин)

Если основные ц. супругов несовместимы, браки связаны либо с негативными эмоциями, либо развод.

Темперамент. Главное – чтобы были похожи показатели по «переключаемости», т.е. пластичности. Если эти показатели разные: низкая пластичность – склонность к ревности и наоборот: высокая пластичность – треб разнообразия соц. (в т.ч. сексуальных) контактов.

Характер. Автор – Леонгард. 2 типа несовместимых х-ров: демонтративный (все на публику, главное – оценка окружающих) и педантичный (избегают этого, порядок во всем).

Остальные>< совместимы.

Сексуальная совместимость.

35. Типы способов разрешения конфликтов по Томасу.

Сущ. принципиально неразрешимыеконфликты, определяются несовместимыми целями.Разрешимыепорождаются различными установками и целями.

Пассивные способы решения:

1) Компромисс. Взаимные уступки, ущемление интересов всех сторон. Выгодно с теми, кто более силен, людям с низкой когнитивной сложностью иIQ. Может разгореться снова.

2) Избегание: (оба варианта явл. неудачным прведением)

  • не предприн. никаких действий, отклад. в долгий ящик
  • полностью подчиниться конфликтующему

Активные:

  • соперничесво
  • сотрудничество (никто не делает уступок, но конфликт разрешается, находят ту цель, кот. устраивает обоих)

36. Информационные и смысловые компоненты общения.

В общении есть 2 компонента:

-связь с информ. хар-ми

-связь с эмоц хар-ми

Информ хар-ки:

Кодификация

декодификация

Язык –набор стандартизированн-х кодов.

→Люди говорят на одном языке, но все равно могут др-др-га не понимать.

→Стиль одинаковости слов и выражений у разных людей разной культуры различен.

→ нужно обратить на исп-е ( на частоту ) опред слов , так как чем чаще опред слово повторяется, тем более вероятно , что оно имеет смысл для чела. если исп-ся устойчивые выражения, поговорки , прибаутки , то смысловой оттенок теряется по мере исп-я.

Матрица убеждающей комм-и Холанда ( в 80 гг, амер)

Смысл выделять те эл-ты сообщения, кот-е в большей степени подвержены искажению инф-и и улучшить каждый из этих эл-в.

Иссл-я Питти (1994)

прямая аргументация(речь идет о прямокосаемого предмета напр, машина , говорят о скорости , двигателе и тп.) , она луче дейст-ет при: 1)ауд-и с аналитич складом мышл-я.2)ауд-я заинтересована в этой инфе 3)ауд-я внимательно слушает

в др случаях косвенная аргументация действенна( ссылки на авторитеты, харки вещи , экспертные оценки).

2) Эмоц компонент.

Проявл-ся когда общение становиться взаимодействием.

Здесь важно « помогающее повед-е», придумали термин психологи по по тренингу.

→ помогающее повед-е предполаг-ет: 1) открытую позу 2) заинтересованное выраж-е лица. Люб. действе и поведение произ-ся в целом с сообщением , воспринимающимся как знак внимания.

→ можно перебивать когда :

чел говорит медленно и подбирает слова

уклоняется от начально заданной темы. Помогающее повед-е будет –напомнить о теме общения.

→ суще- т расшатывающее повед-е. –это повед-е , кот-е мешает осущ-ть эмоц воздействие на себя ( на чела).

Оно напрвлено на умен-е негативн. эффектов в общении.

Осн помехи приобщении:

различи есемантических прост-в коммуникаторов

различие когнетивн-х одерж-й

излишняя эмоциональность

неверные установки

Способствуют общению личностные кач-ва:

гибкость . чел способен перестраиваться по ходу коммуникации

когнетивная сложность

память

Невербальное общение:

Источники: мимика . Первые 20 сек. общения лицевая мимика поставляет 70 % инф-и, тоже самое позы, интонация –3 мин –40-70 % инф-и поставляют)

Мешает передаче невербальн. инф-и:

1)аутизм

эмоциональная тупость –несспособность заразиться чужой эмоцией

слабость непроизвольного внимания. Для этого нужно говорит то, что от вас не ожидают

Правила для того , чтобы вас правильно понимали :

чекость изложения

а) осн мысль ( 3-5 слов) , затем следствия

б) сначала пример привести , потом обобщать мысль

-последовательность изложения

-эмоц поддержка изложения

а) интонирование ( то , что важно выделить)

-соответствие тематики и стр-ры излогаемого психофих хар-м участников ( напр, разговоры о любви в 3 м классе)

эмоц хар-ки ауд-и ( в некоторых странах не принято выражать свои эмоции)

Воздействия при общении:

Рациональн. воздействие. По ср-м масс инф-и.Главное говорить правду так , чтобы чел воспринимал то , что вам нужно

Зарожение ( способность заразить эмоциями)

Внушение :

А) вызывание тарнса ( шаманство)

Б) эмоц воздействие, их не демонстрируют, а говрят такую инф-ю кот-я д вызвать некоторые эмоции у собеседника.

37. Когда и почему возникают непроизвольные информационные искажения

Осн помехи приобщении:

различи есемантических прост-в коммуникаторов

различие когнетивн-х одерж-й

излишняя эмоциональность

неверные установки

Способствуют общению личностные кач-ва:

гибкость . чел способен перестраиваться по ходу коммуникации

когнетивная сложность

память

38. Взаимодействие индивидуального хочу и социального надо (по исследованиям Фишбайна и Ядова )

  • Иссл-я Фишбайна и Ядова в 70 -ч (так же подключился Моглум)

Причина действия или бездейт-я индивидов из-за рассогласованности индивид. ХОЧУ и соц НАДО.

Чем больше чел-к ориентирован на соц значимые ценности , тем сильнее подавляются его индивидуальные (соц кач-ва –чуткость,честность, широта взглядов-более слабые и подавляются (след ка-ми): самостоятельность ,независимость, смелость , рационализм).

→ Самостоятельность , независимость – то чел не проявляет чуткость , честность

→ Твердая воля , смелость, уверенность в себе –то в челе подавляются познание , образованность , воспитанность.

Самостоятельность, уверенность, доминирующая потребн-ть в достиж-ях подавляют установки на хорошую обстановку в стране, возмож-ть творческой деят-ти и саморазвития личности

Также здесь присутствует объективация и субъективация. Чел м. относит-ся к себе более-мене объективно, тогда у него больше шансов ( КУН и МакПартли).

Чел м относит-я субъективно, тогда у менбше шансов.

Еще было исследования на ориентацию коллективных или индивидуальных ценностей рабочих и инженеро-технич рабочих. Их спросили улучшить ли прибавка к зарплате ур-нь их жизни. На что, 60 %рабочих «за», что улучшит., 30 % у инженеров , что не улучшит. Коллективно ориентированные оказались инженеры, так как те, кто достигли успехов и делают например творческую работу более требовательны к условиям труда. Кто менее, тому и маленькой добавки достаточно , ориентированы на себя.