1. Общение как обмен информацией. Опишите четыре группы невербальных средств коммуникации (кинесика, экстралингвистика и паралингвистика, проксемика и визу

2. Раскройте сущность перцептивной стороны общения, опишите основные механизмы восприятия людьми друг друга.

Процесс восприятия одним человеком другого является обязательной составной частью общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения.

3 основ.механизмов:

  1. познание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);

Идентификация – это уподобление себя другому (если я поступила так, то и др. чел. поступит также)

Стереотипизация — это восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.

Эмпатия – способность сопереживать, сочувствовать, переживать эмоции собеседника).

Аттракция — представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновении к нему положительных чувств: от симпатии до любви.

  1. познание самого себя в процессе общения (рефлексия-способность человека представить, как он воспринимается партнёром по общению);
  2. прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция –способы приписывания, объяснения причин поведения др. чел-ка и своего).

Важным аспектом перцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, в результате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияние бывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) и ненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое (требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающую среду, а не на объект) влияния.

  1. Дайте опред. личности, назов. критерии сформированной личности

Личность – чел-к, взятый в системе таких его психологич. харак-к, ктр соц. обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, опред. нравственные поступки чел-ка, имеющие существенные знач. для него самого и окружающих.

Критерии сформированной личности:

  1. Наличие иерархии мотивов, способность преодолевать собственные непосредственные побуждения ради чего-то др. более значимого, способность к опосредованному поведению (для дошкольника: синдром «горькой конфеты»).
  2. Способность к сознательному руководству поведением (подростковый возраст, форм-е самооценки, самосознания, самовоспитания).

6. Опишите элементы структуры личности согласно концепции К.К. Платонова.

5 стр., 2059 слов

Типы темперамента. Специальные способности личности

... зарубежной классической литературы до современной фантастики, детективов, детских произведений и т.д. Специальные способности личности - математические. Отрывок из повести Тамары Крюковой "Герой поневоле": "Он просто ... и спокойной обстановке чувствует себя спокойно и работает продуктивно; Круг общения немногочислен, предпочитала проводить время в одиночестве, склонна к замкнутости, избегает ...

Назв. структур

Элементы структуры

Соотнош. соц. и биолг.

Форм-е подструктуры

Биопсихические св-ва личности

Темперамент, задатки, возрастные, половые, патологические и др.

Соц. очень мало

В рез-те тренировки

Особенности психич. процессов

Все позновательные, когнитивные процессы: память, внимание, мышление, ощущение, восприятие. Эмоционально волевая сфера

Чаще больше соц.

В рез-те упражнений

Опыт личности

Знание, умение, навыки, привычки

Значит. больше соц-го.

В процессе обучения

Направленность личности

Убеждения, мировоззрение, идеалы, система ценностей, интересы, желания, влечения.

Биологич. очень мало

В рез-те воспитания

8. Дайте представление о структуре личности в th З.Фрейда и Э. Берна.

З.Фрейд : ИД(оно)→ЭГО(я)→СУПЕР-ЭГО(сверх-я)

Ид — всё врожденное генетически, первичное, бессознательное, подчиненное принципу удовольствия, изначально иррационально и аморально: это наши инстинкты, влечения (лИбодо-сексуальное влечение, самое мощное и самое сильное).

Эго – следует принципу реальности, вырабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к среде, регулирующей поведение. Функции: самосохранение организма, запечатление опыта внешних воздействий в памяти, избегание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов. Эго – продукт индивидуального опыта.

Супер-Эго – источник моральных и религиозных чувств, контроль над поведением, продукт влияния др. людей. Фор-ся в раннем детстве. (ребенок идентифицируется с родителем согласно комплексу «Эдипа»).

Часть сознательно, часть бессознательно – это наша нравственность, совесть, знание соц.правил и норм.

Эрик Берн (последователь Фрейда): Д(дитя)→В(взрослый)→Р(родитель)

Д – инстинкты, влечения, творческое начало, сумма качеств: искренность, открытость, эмоциональность и т.д.

Р – контролёр, наблюдает, насколько правильно личность поступает.

В – регулятор поведения.

10. Дайте определение группы, опишите виды групп.

Группа – совокупность людей, ктр определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе, считаются её членами с точки зрения др. людей.

Виды групп (Немов):

  1. Условно-нормативные: объединяющие людей, не входящих в состав ни одной малой группы. (Пр. интернет общение).
  2. Реальные (действительные): группы представляющие собой, действительно существующие объединения людей.

Естественные – складывающиеся сами по себе, независимо от желания экспериментатора.

  • Формальные (офиц-е)– гр.возникающ. лишь в рамках офиц. признанных организаций.
  • Неформальные(неофиц.) – гр. возникающ. вне офиц. рамок (пр. молодёжное объединение).
  • Высокоразвитые –гр. имеющие достаточную психологическую общность, налаженность деловых и личных взаимоотношений, структура взаимодействия и пр. (пр. корпорация, коллектив).
  • Слаборазвитые –гр. не имеющие психологической общности, лидера, взаимоотношений. (пр. очереди, концертный зал).
  1. Референтные – любые реальные или условные гр. к ктр чел-к добровольно себя причисляет. Здесь индивид ищет для себя образцы для подражания (чьи оценки значимы для личности) (пр. преподаватели)
  2. Нереферентные – гр. психология и поведение ктр чужды для индивида или безразличны ему.
  3. Антиреферентные – гр. поведение и психология, ктр чел-к осуждает, отвергает.

12. Расскажите о двухмерной модели развития группы Б. Такмена.

Сфера межличностной активности.

1 стадия: «проверки и зависимости», т.е. поиск взаимоприемливого поведения.

2 ст.: «внутреннего конфликта», нарушение взаимодействия и единства.

3 ст.: «развитие групповой сплоченности», постепенная гармонизации отношений.

4 ст.: «функциональная ролевая соотнесенность», создание групповой структуры.

Сфера деловой активности.

1 ст.: «Ориентировка в задаче», знакомство с задачей, поиск оптимального способа решения.

2 ст.: «Эмоциональный ответ на требование задачи», противодействие требованиям, предъявляемым группе.

3 ст.: «Открытый обмен максимальной информации между членами группы».

4 ст.: «Принятие решений», конструктивные попытки решения групповой задачи.

В экстремальных условиях резво повышается вес экспрессивных моментов групповой жизнедеятельности.

14. Охарактеризуйте типы лидерства и уровни развития группы (Ф. Вудкок)

Ф.Вудкок «раскрепащенный менеджр», описыв. 4 стиля руководства (имеет в виду 2 стороны деят-ти лидера: контроль за выполнением задачи и контроль за отношениями лидером)

1. «Указание-объяснение» (в центре внимания задачи), годится для новичков, не способных справится с задачей. Лидер объясняет, требует, показывает, контролирует и наказывает, дает чёткие образцы, чётко инструктирует. (пр. первый класс в школе).

2. «Популяризация – внушение» (в центре внимания лидера и задачи и отношения. Применяется в сформированной группах, ктр далеко до совершенства).

базовые навыки есть, но возникает проблема качества. Лидер инициативен, активен в указаниях, продолжает показ. образцы, контролирует и оценивает, но одновременно для него важно общение в группе. Лидер выявляет общие интересы, знакомится с хар-ми каждого, организует интенсивное общение в группе, развивает чувство гордости за результаты, показывает/награждает. (пр. среднее звено в школе 5-7 класс)

3. «Участие в управлении» (задачи не важны для лидера).

Внимание лидера сосредоточено на отношениях в группе. Для группы с базовыми навыками и квалифицированных. Лидер сокращает прямые указания и контроль, создает системы самоконтроля, приучает к самостоятельности, поощряет обратную связь, развивает ответственность, сосредотачивается на моральном состоянии группы, на отношениях. критика продуктивна только на этом этапе. (пр. старшие классы).

4. «Передача полномочий» (отношения и задачи не в центре внимания).

лидер в качестве резерва, для лиц и групп высоко профессиональных с ответственным и позитивным отношением к группе. ежедневный контроль осуществляется членами группы. Лидер оказ. помощь только когда просят. (пр. творческие коллективы).

16. Опишите навыки поведения лидера (Д.Сиск).

Проанализируйте у себя.

1.Открытость новым идеям, безоценочное их восприятие («не верю, но допускаю»); 2. Положительная самооценка; 3. Широкий круг интересов; 4. Общительность; 5. Любознательность; 6. Толерантность к неопределенности;7. Ответственность; 8. Независимость; 9. Настойчивость; 10. Серьёзность; 11. Эмпатичность; 12. Критичность; 13. Энергичность; 14. Гибкость мышления и действий; 15. Потребность в достижениях; 16. Энтузиазм; 17. Саморегуляция ( умение управлять своими эмоциями); 18. Творческое решение проблем; 19. Доминирование; 20. Принятие решений;

18. Дайте определение конформизма, расскажите о его разновидности. Классич. эксперементы Аша, Шерифа, Милграмма.

Конформизм — это изменение поведения или убеждения, в результате реального или воображаемого давления группы.

Разновидностей конформизма:

  1. Уступчивость — внешний конформизм (повязывание галстука или надевание платья, хотя не любим ни того ни другого) Мы уступаем требованиям окружающих, чтобы заслужить поощрение или избежать наказания. Если наша уступчивость представляет собой ответ на недвусмысленный приказ, то ее можно назвать подчинением.
  2. Одобрение — внутренний, искренний конформизм (пьём молоко, потому что это считается полезным).

    Мы сами искренне верим в то, что нас вынуждает делать группа. Нередко одобрение возникает после уступки.

Исследователи, изучающие конформизм, создают социальные миры в миниатюре — некие лабораторные «микрокультуры», упрощающие и имитирующие важные черты повседневного социального влияния. Рассмотрим три серии экспериментов, ставших классическими. О каждой из них можно сказать, что она представляет собой один из возможных методов изучения конформности и принесла в известной мере неожиданные результаты.

Формирование норм: эксперименты Шерифа

Эксперименты Шерифа были основаны на иллюзии восприятия, известной под названием «автокинетическое движение». В темной комнате, и в 4,5 метрах от чел появляется святящаяся точка. Сначала ничего не происходит. Затем она передвигается в течение нескольких сек., после чего исчезает. Чел. нужно ответить на вопрос, на какое расстояние она сместилась. В комнате темно, и нет никакой «точки отсчета», которая помогла бы определить его. И начинает гадать: «Может быть, сантиметров на 15». Экспериментатор повторяет процедуру, и на этот раз на тот же самый вопрос отвечают по-другому: «25 сантиметров». Все последующие ответы колеблются вокруг цифры «20».

На следующий день оказывается в обществе еще 2-х испытуемых, которые накануне, как и вы, наблюдали за светящейся точкой поодиночке. Когда заканчивается первая процедура, они предлагают свои ответы, исходя из уже имеющегося у них опыта. «2,5 сантиметра», — говорит первый. «5 сантиметров», — говорит второй. Чел. говорит: «15 сантиметров». Процедура повторяли в том же составе и в течение этого дня, и в течение двух последующих дней, ответы участников эксперимента Шерифа, изменились весьма существенно. Обычно складывалась некая групповая норма. Она не соответствовала действительности. Потому что световая точка вообще не двигалась! Урок, который можно извлечь из этих экспериментов, заключается в следующем: наши представления о действительности принадлежат не только нам.

Давление группы: эксперименты Аша

Ряд из 7 чел., эксперементуемый 6-тым . Сначала экспериментатор объясняет, что все принимают участие в исследовании процесса восприятия и связанных с ним суждений, а затем просит ответить на вопрос: какой из отрезков прямой равен по длине стандартному отрезку? С первого взгляда понятно, что стандартному отрезку равен отрезок № 2. Поэтому нет ничего удивительного в том, что все 5 человек, которые ответили до, сказали: «Отрезок № 2».Следующее сравнение проходит столь же легко. Однако третий раунд очень удивляет.. Хотя правильный ответ кажется таким же бесспорным, как и в первых двух случаях, первый отвечающий дает неверный ответ. Все остальные тоже. Эксперементуемый испытываете то, что называется «эпистемологической дилеммой»: «Как узнать, кто прав? товарищи или глаза?»В целом 37% ответов оказались «конформными», это означает, что в 63% случаев конформизма не было.

Подчинение: эксперименты Милгрэма

Эксперименты Милгрэма — изучение того, что происходит с людьми, когда приказы наделенных властью лиц расходятся с требованиями их собственной совести (учитель и ученик; шкала «напряжение» можно варьировать от 15 до 450 вольт;;цена деления составляет 15 вольт. На шкале сделаны надписи: «Слабый удар», «Очень сильный удар», «Опасно: сильнейший удар!» и т.д. В интервале от 435 до 450 вольт появляется надпись «XXX». За неправильный ответ удар током; С каждым последующим неправ. ответом увеличивается сила удара, При каждом повороте переключателя вспыхивает лампочка, срабатывает реле и звучит зуммер.В ответ на просьбу «учителя» прекратить эксперимент исследователь говорит, что отсутствие ответа будет приравнено к неверному ответу, и, чтобы заставить его продолжать, использует четыре фразы.

«Пожалуйста, продолжайте» (или «Прошу вас продолжить»).

«Условия эксперимента требуют, чтобы вы продолжили». «Эксперимент должен быть продолжен — это очень важно». «У вас нет выбора, вы должны продолжать».

Участниками эксперимента Милгрэма были 40 мужчин — представители разных профессий в возрасте от 20 до 50 лет, — 26 из них (65%) дошли до 450 вольт. Впрочем, правильнее сказать, что все они подчинялись команде экспериментатора «Продолжать!» до тех пор, пока после двух ударов он сам не останавливал их).

Оказалось, что определяющими послушание являются следующие четыре фактора: эмоциональная удаленность жертвы, присутствие «носителя власти» и его легитимность, институциональность власти и раскрепощающее влияние тех, кто не подчинился.

20. Перечислите вербальные и невербальные средства, охлаждающие общение.

Саботажники общения:

Угрозы; приказы; критика; оскорбительные прозвища; слова – «должники», сокрытие важной инф-ции (реплика-ловушка); допрос; похвала с подвохом; диагноз мотивов поведения; несвоевременные советы; убеждение логикой; смена темы; соревнование; успокоение отрицанием; негативные установки «всё бесполезно», «он всё равно не поймёт», «я никогда не смогу»)

Вносит теплоту в общение эмпатическое слушание: не говорите о себе; не меняйте тему; не советуйте; не занимайтесь диагнозом, критикой; не думайте наперед; не притворяйтесь, что вы их понимаете; не защищайте себя и не наподдайте в ответ, когда на вас кричат; отреагируйте на эмоции; подтвердите, что вы услышали из точку зрения; объясните свою, когда нет эмоционального накала; спросите, что можно сделать вместе.

В конфликте эмпатическое слушание применяют для:

  • проверки фактов
  • уточнения информации
  • подтверждения и эмоций, и информации
  • разрядки

22. Расскажите о структуре « я-высказывания», пример.

1 часть: описание событий начинается со слова «когда»

2 часть: ваша реакция начинается со слов « я чувствую»

3 часть: предпочитаемый вами исход «мне хотелось бы, чтобы…»

«Я-высказывание» используется для того, чтобы ясно и прямо рассказать о своих чувствах никого не обвиняя в этом. В конфликте используется для начала непростого разговора.

24. Дайте хар-ку основным th агрессии: th инстинкта, th фрустрации и соц.излучения.

Следует различать напористость, т.е. самоуверенное, энергичное поведение и агрессовность – поведение, цель ктр причинить боль, навредить, разрушить. Различают враждебную (горячую) агрессию, побуждаемая злостью и являтеся самоцелью, инструментальная(холодная), яв-ся средством достижения какой-либо цели.

3 th агрессии:

1 th инстинкта – сторонники этой теории считаю, что агрессия врожденна.

З.Фрейд «А. – это перенесение индивида примитивного влечения к смерти с самого себя на внешние объекты.»

К.Лоренц «А. – это не саморазрушительное, а адаптивное поведение».

Биологические факторы, обуславливающие агрессию:

  1. Особенности нервной системы (есть участки в КГМ, отвечающие за проявление аргрессии)
  2. Изучаются генетические влияния
  3. Темперамент
  4. Тестостерон (мужской гормон)
  5. Кровь (влияет на чувствительность нервной системы к агрессии).

2 th фрустрации –(заблокированное поведение).

Когда на пути к очень желанной цели возникают непреодолимые препятствия (или кажущиеся таковыми).

Агрессия может быть реакцией на фрустрацию и тогда она переносится на др. мишень и на самого себя (суицид).

Не всегда фрустрация усиливает агрессию.

Депривация – лишение чего-либо безнадёжно.

Феномен уровня адаптации предполагает, что ощущение успеха и неуспеха связано с предшествующими достижениями. Мы быстро адаптируемся к успеху.

Относительная депривация – чувство обойденности. Сопоставление себя с другим может и радовать и ввергать в отчаяние.

Один из источников фрустрации – телевизор.

3 th соц-го навыка

th инстинкта и фрустрации предполагает, что агрессия выталкивается наружу глубинными эмоциями. Сторонники этой th полагают, что агрессивному поведению можно научится, наблюдая за поведением др.

А.Бандура изучает, что битый в детстве ребёнок, будет бить своих детей.

Субкультура и СМИ дают в изобилии модели агрессивного поведения.

Что влияет на агрессию:

  • боль
  • жара
  • атакующее поведение порождает ответную реакцию
  • теснота
  • порнография провоцирует сексуальное насилие
  • фильмы-боевики, компьютерные игры провоцируют агрессивное поведение.

26. Проанализируйте свои результаты диагностики межличностных отношений Т.Лири.

Записать цифры в строчку от 1-32 на следующей строке от 32-64; далее от 65-128 (четко друг под другом с интервалом в 3 клетки между рядами).

Затем разделить на колонки по 4 цифры.

В опроснике представлены суждения, касающиеся характера человека, его взаимоотношений с окружающими людьми. Необходимо внимательно прочитать каждое суждение и оценить, соответствует ли оно представлению испытуемого о себе. Поставить знак » + » против номеров тех определений, которые соответствуют представлению о себе. После оценивания своего реального «Я» вновь нужно прочитать все суждения и отметить те из них, которые соответствуют представлению о том, каким, по своему мнению, следовало бы быть в идеале. Первые четыре типа межличностных отношений (октанты 1-4) характеризуются тенденцией к лидерству и доминированию, независимостью мнения, готовностью отстаивать собственную точку зрения в конфликте. Другие четыре октанта (5-8) – отражают преобладание конформных установок, неуверенность в себе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам.

1 столбик – Властный(лидирующий); 2-независимый (доминирующий); 3-Агрессивный (прямолинейный); 4-недоверчивый скептический); 5-зависимый послушный); 6-робкий(застенчивый); 7-сотрудничающий; 8-ответственный(великодушный).

Максимальная оценка уровня – 16 баллов, но она разделена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла – низкая (адаптивное поведение)

5-8 баллов – умеренная

9-12 баллов – высокая (экстремальное поведение)

13-16 баллов — экстремальная (до патологии поведение)

1. Общение как обмен информацией. Опишите четыре группы невербальных средств коммуникации (кинесика, экстралингвистика и паралингвистика, проксемика и визуальный контакт).

Общение – обмен информацией между людьми, их взаимодействие.

Особенности живого человеческого общения:

  1. Общение – непросто передающая/принимающая система. В общении имеет значение: активность собеседников, их мотивы и цели, значимость информации.
  2. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга с целью изменить поведение собеседника.
  3. Коммуникатор и реципиент должны говорить на одном языке.
  4. Общение осложняют барьеры – социальные, психологические.

Кинесика — совокупность телодвижений, применяемых в процессе человеческого общения (оптико-кинетическая система знаков: жесты, мимика, пантомимика).

Экстралингвистика — это включение в речь пауз и различных психофизиологических явлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т.д.

Паралингвистика — наука, изучающая суперсегментные свойства (тоны голоса) и факультативные варианты, дополняющие словесное общение (качественные характеристики голоса – тональность, тембр, диапазон).

Проксемика — область социальной психологии и семиотики, занимающаяся изучением пространственной и временной знаковой системы общения.

НЛП, зоны: 1. Интимная (менее 40 см); 2. Личная, также зона доверия (то 05, до 1,5м); 3. Социальная, для общения (от 1,5 до 2м); 4. Формальная, приём в кабинете (2 — 4м); 5. Публичная (более 4м).

Визуальное общение — контакт взглядами в невербальном общении.

3. Охарактеризуйте известные эффекты восприятия. Раскройте суть понятий «каузальная атрибуция» и «межличностная абстракция».

Установка восприятия человека человеком. Особо ярко работает при формировании первого впечатления. Если есть дефицит информации о собеседнике, то нам свойственно приписывать ему черты и причины поведения на основе своего прошлого опыта. Опыт Бодалева: 2 аудитории студентов, одно фото, 2 установки – гений и преступник, 2 разных описания.

Эффект Ореола (Галаэффект) – Влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если в малой группе или у руководителя сложилось мнение, что человек очень хороший, то его плохой поступок расценивается как случайность. И наоборот, если все считают человека плохим, то хороший поступок этого человека расценивается также как случайность. Эффект «ореола» определяют следующие факторы:

  • дефицит времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его качества или ситуацию, в которую он попал;
  • перегруженность информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности;
  • незначимость другого человека. Соответственно возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»;
  • стереотип восприятия, возникший на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит;
  • яркость, неординарность личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и отодвигает на задний план все его другие качества.

Эффект первичности – работает в общении с незнакомыми людьми, когда значима первая реакция; эффект новизны – со знакомыми людьми, где важна новая информация.

Эффект стереотипизации — А.Липпман: человек сначала формирует представление об объекте, а лишь затем «видит» его. Отсюда делается вывод, что процесс социальной перцепции в большей степени зависит от имеющихся прообразов, «картинок в голове», которые Липпман и называет стереотипами. Привычки, надежды, устремления, ценности и идеалы людей перемещаются в сферу идеальных объектов, порождающих свои эмпирические проявления. Последние — не более чем стимулы, здесь сами стимулы являются продуктом предзаданных стереотипов.

«Каузальная атрибуция» — способы приписывания, объяснения причин поведения: своего и других людей. Г.Келли описывает 3 типа атрибуции:

  • Личностная – причины приписываются совершающему поступок.
  • Объективная – причина приписывается тому объекту, на которое направлено действие.
  • Обстоятельственная – причина в «объективных» обстоятельствах.

Ошибка атрибуции: объясняя своё поведение, мы пользуемся обстоятельственной атрибуцией, а объясняя поведение др.людей, мы зачастую используем личностную атрибуцию.

Межличностная абстракция – (привлечение) процесс формирования привлекательности какого-либо человека для воспринимающего. Эта область соц.психологии изучает феномены – любовь, дружба, симпатия и пр.

5. Дайте определение социализации и перечислите основные её механизмы. Приведите примеры

Социализация – процесс включения человека в общества, освоение им соц.правил и норм.

Механизмы социализации:

  1. Идентификация – стихийный механизм, уподобление себя другому. Самая популярная – поло-ролевая идентификация.
  2. Подражание – сознательное//бессознательное.
  3. Внушение – неосознаваемое.
  4. Сдвиг мотива на цель – сначала ребёнок выполняет соц.полезные поступки – ради похвалы матери. Если это действие (делиться, говорить «спасибо», убирать игрушки) устойчиво сопровождается + эмоциями, то происходит сдвиг мотива на цель. Цель и мотив – одно действие.
  5. Социальная фасилитация (облегчение) – стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других. В результате деятельность последних протекает свободнее. (т.е. велогонщик даёт более высокие результаты, имея живых соперников, нежели состязаясь с тренажёром)
  6. Конфомность – соответствие некоему признанному или требуемому стандарту: «я как все».
  7. Стыд – переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других.
  8. Вина – переживание разоблачения и позора, связанное с наказание себя.
  9. Освоение соц.ролей — Процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей. Освоение новой роли может кардинально повлиять на человека. Например – дочь/сын, брат/сестра, подруга, невеста, жена и пр.

7. Дайте представление о структуре личности в понимании а.В.Петровского. В качестве примера проанализируйте структуру личности какого-нибудь литературного героя или известной личности.

Структура личности — концепция личности, обобщающая процессуально — иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.

Структура Петровского состоит из 3-х элементов.

  1. Интраиндивидная (внутрииндивидная): темперамент, характер, способности когнитивных (познавательных) процессов.
  2. Интериндивидная (межиндивидная): особенности межличностного взаимодействия – экстраверт/интроверт, доминант/подчинение, уровень эмпатии, ролевой веер (набор всех и всяческих усвоенных им психологических ролей), конфликтность/агрессивность.
  3. Метаиндивидная (надиндивидная): продолжение личности в другом индивиде, вклад в др.людей. Эта подструктура объясняет проблему бессмертия человека.

Например, Князь Тьмы («Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова).

1. По темпераменту можно отнести к флегматику; по характеру – внимателен, сосредоточен, предпочитает слушать, потом говорить; когнитивные процессы – высоко. 2. Интроверт, доминантен, сопереживание лишь тем, кто заслужил, неконфликтен, «ролевой веер» — сочетание в принципе жёсткого начальника, в то же время довольно добродушного к своим «ближним». 3. Т.к. персонаж сам по себе бессмертен, можно отметить, что он дал некое продолжение себя через Маргариту и Мастера.

9. Расскажите о механизмах психологической защиты в психоаналитической теории з.Фрейда, приведите примеры.

Отрицание – отрицание существования деятельность, неприятной для человека, представляющее угрозу его «Сверх-Я». Чаще всего это отрицание критики в свой адрес, критики в адрес близких, серьёзной болезни. Например, человек, больной раком даже имея на руках результаты, подтверждающие заболевание, не верят в тяжесть происходящего. Ведут активную жизнь, превозмогаю боль и пр.

Вытеснение – блокирование внутренних импульсов и угроз, идущих от «Сверх-Я». Подавление мыслей и чувств, противоречащих своим же нормам. Например, человек формирует для себя норму – каждое утро бегать несколько километров. Он это делает, однако через некоторое время заболевает. Казалось бы, нужно отлежаться, но человек, дабы не противиться самому себе, выходит на утреннюю пробежку. Он подавил желание организма остаться в покое.

Рационализация – разумное оправдание поступков, противоречащих нравственным нормам и вызывающих беспокойство.

Приёмы рационализации: а) оправдание своей способности что-либо сделать нежеланием делать. Например, я умею вышивать, но это отнимает много времени, поэтому не хочу этого делать. б) оправдание совершённого нежелательного действия «объективными обстоятельствами». Например, я разбила вазу, потому что оступилась, подвернула ногу и случайно её выронила.

Формирование реакции – вытеснение мотива собственного поведения и поддерживание мотива противоположного типа. Например, в коллективе появляется новый сотрудник, который ничего не смыслит в общем деле – ребёнок начальника. Пытаться выжить его – риск потерять место. Тогда коллектив начинает подчёркнуто, явно помогать этому сотруднику.

Проекция – приписывание собственных негативных качеств др.людям в преувеличенном виде. Например, человек любит сплетничать, делая это, он думает: «я совсем немного этим занимаюсь, не обижаю. А вот тот-тот и этот вообще открыто и негативно говорят о том и этом».

Интеллектуализация – отстранённое, холодное обсуждение эмоционально-угрожающей ситуации в абстрактных терминах. Например, ссора молодой пары, девушка психолог. Пытаясь выяснить отношения, она использует проф.лексику, открыто анализирует своего собеседника. Тот в свою очередь ничего не понимает, а переход на личности ставит их отношения под угрозу.

Сублимация (замещение) – удовлетворение неприемливого мотива каким-либо нравственно допустимым способом. Единственный положительный механизм. Например, т.к. Фрейд был заинтересован сексуальной жизнью людей, то нереализованная сексуальная энергия человека может вылиться в картины, песни, танец, кулинарные творения.

11. Опишите признаки высокоорганизованной группы (а.В.Петровский): сплочённость, коллективное самоопределение, эмоциональная идентификация, эталонность

Группа – совокупность людей, определённым образом взаимодействующие друг с другом, осознающие свою принадлежность к группе и считающиеся частью этой группы по мнению других людей.

Признаки группы:

  1. Сплочённость – целостно-ориентировочное единство, степень совпадения ценностей, установок, моральных ориентиров в группе. Не зависит от частоты контактов.
  2. Коллективное самоопределение – проявляется в том, что член коллектива следует его идеалам, но в конфликтной ситуации противостоит групповому давлению. Например, группа делает что-то вместе. Одному из членов говорят, что дело провальное. Истинный коллективист продолжает работу, группа подтягивается за ним.
  3. Эмоциональная идентификация – способность членов группы к сопереживанию и в горе, и в радости. Действенная эмоциональная идентификация – «сочувствую и помогаю».
  4. Эталонность – удовлетворённость в том, что моя группа самая лучшая.

13. Опишите основные механизмы групповой динамики: разрешение внутригрупповых противоречий, «идиосинкразитический кредит», психологический обмен.

  1. Разрешение внутригрупповых противоречий:
    1. Между возрастающими потенциальными возможностями группы и её актуальной деятельностью (нет реализации потенциала).

      Например, группа музыкантов – они могут играть лучше, чем от них этого требуют.

    2. Между растущим стремлением членов группы к самоорганизации и самоутверждению и усиливающимися тенденциями включения личности в группу. Например, профессиональный танцор и человек, никогда не занимавшийся этим.
  2. «Идиосинкразитический кредит» — соотношение нормативного поведения (в узком смысле комфорности) и величины статуса субъекта в группе. Разрешение на отклоняющееся поведение высокостатусных членов группы. Т.о. групповая норма обновляется и внедряется в новое. Например, автомат за экзамен.
  3. Психологический обмен – его разновидность: ценностный обмен. Может происходить обмен материальными, духовными ценностями; межличностные отношения проходят ряд этапов в процессе расширения актов обмена. 1 этап: ориентации, поверхностные отношения. 2 этап – пробный эмоциональный обмен (контакты частые, но всё ещё поверхностные).

    3 этап – полный эмоциональный обмен, глубокие межличностные контакты.

15. Раскройте суть теории ситуационного лидера, назовите основные характеристики одарённого к лидерству. Оцените свои сильные и слабые стороны в этом плане.

Теория ситуационного лидерства (Фред Фидлер) – каждый может быть лидером в специальной обстановке в особых условиях. Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее.

Лидер, ориентированный на задачу больше обеспокоен тем, чтобы работа была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не интересуют. Потенциальные преимущества такого стиля — это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными.

Лидер, ориентированный на взаимоотношения в первую очередь интересуется тем, какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников. Он стремится повысить эффективность труда путем улучшения человеческих отношений: поощряет взаимопомощь, позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений, учитывает настроение и потребности работников и т.д.

Фидлер утверждал, что ни один из этих двух типов лидера не является более эффективным, чем другой. Все зависит от обстоятельств и от характера ситуации, а именно от того, какова степень контроля лидера и его влияния среди членов группы.

Лидеры, ориентированные на задачу, наиболее эффективны в ситуациях либо с очень высоким, либо с очень низким контролем. В ситуациях средней степени контроля самыми эффективными являются лидеры, ориентированные на взаимоотношения.

Суть теории состоит в невозможности определения эффективности лидера вне зависимости от ситуации. Фидлеру удалось создать фундаментальную и одновременно прикладную модель, главным параметром которой является степень определенности задачи, которую решает группа (насколько данная задача определена, насколько понятны методы решения этой задачи, насколько задача вообще имеет решение).

Основные характеристики (Джеймс О’Тул):

  1. Целостность личности – идти за своей целью несмотря ни на что;
  2. Доверие – лидерство – это ответственность;
  3. Способность слушать – прислушиваетесь, но не зависите от чужого мнения;
  4. Уважение к подчинённым;

Основные характеристики (Стивен Кол):

  1. Излучение положительной энергии;
  2. Вера в других людей;
  3. Способность к обучению;
  4. Жизнь – как приключение;

17. Сформулируйте основные признаки положительного и отрицательного воздействия группы на личность

Положительное воздействие:

  1. Люди — источник духовной культуры
  2. Социальные нормы и целостные ориентации усваиваются личностью в системе групповых взаимоотношений.
  3. В группе отрабатываются коммуникативные навыки.
  4. В группе личность получает информацию о себе, т.о. формируется самооценка. Самооценка – сумма множества внешних оценок, освоенных личностью.
  5. Положительное эмоциональное потребление человек получает в группе (поглаживание).

Отрицательное воздействие:

  1. Ситуационные причины деиндивидуализации (характеристики толпы):
  • Анонимность.
  • Высокий уровень эмоциональной напряжённости.
  • Сосредоточение внимания человека не на себе, а на то, что происходит вокруг.
  1. Социально-психологические состояния, ведущие к деиндивидуализации:
  • Высокая сплочённость группы, её единство.
  • Сниженный уровень самосознания и самоконтроля.
  1. Следствия деиндивидуализации:
  • Импульсивное поведение.
  • Возрастающая чувствительность к внешним воздействиям, повышенная реактивность.
  • Неспособность управлять собственным поведением.
  • Пониженный интерес к оценкам окружающих людей.
  • Неспособность взвешенно оценивать и разумно планировать поведение.

19. Дайте характеристику основным стратегиям поведения в конфликте. Проанализируйте свои результаты в тесте Томаса.

Существует 5 стратегий поведения в конфликте:

  1. Уход/избегание – молчания, едкие замечания за глаза, игнорирование. Данная стратегия способствует затягиванию и ухудшению конфликта.
  2. Подавление – мир любой ценой может оказаться опасным. Ругать себя за терпение, накручивание, вынашивание планов мести. Данная стратегия – как скрытая угроза более серьёзного конфликта, т.к. одна из сторон ущемила саму себя.
  3. Выиграть/проиграть (соперничество) – «остерегайтесь побеждённого». Стремление доказать, что против неправ, моя позиция правильна, обижаться и пр. Данная стратегия может вновь разжечь конфликт, ктр-ый казался «погашенным».
  4. Компромисс – взаимоуступки. Такая стратегия будет эффективной, если обе стороны уступают равноценно.
  5. Выиграть/выиграть (сотрудничество) – стремление к выигрышу обеих сторон. Такая стратегия наиболее эффективная, т.к. конфликтующие стороны могут иметь разные виды на предмет спора.

Тест Томаса. Выявление реакции на конфликт, представлено 30 вопросов, предложены 2 варианта ответов. В ключе каждый из ответов соотносится с двумя стратегиями в конфликте из пяти (в таблице номер вопроса, буква ответа соответствует одной из стратегий).

После чего проводиться подсчёт результатов.

21. Раскройте суть стратегии сотрудничества, опишите 4 шага на пути к взаимовыгодному решению. Приведите личный пример использования стратегии сотрудничества.

Данной стратегии дают также название «Сова», т.к. это мудрая и здравомыслящая птица. При использовании стратегии сотрудничества участники конфликта становятся равными партнерами, а не противниками, которые интересны друг другу как люди со своими индивидуальностями. Их всегда интересуют не только противоречивые потребности друг друга, но и их мотивация. Они стремятся к искренности в отношениях и максимальному доверию.

Партнеры признают свой конфликт, подчеркивая общую основу для взаимодействия, которой может стать даже одно желание вместе найти выход из создавшейся ситуации. Они не занимаются взаимной перепалкой и обвинениями – в интересах дела эмоции отбрасываются. В ходе поиска совместных решений партнеры могут интересоваться историей возникновения конфликта, но это не является самоцелью.

4 шага:

  1. Какая потребность стоит за желаниями?
  2. В чём ваши разногласия компенсируют друг друга?
  3. Разработать новые варианты (не менее 7) решения;
  4. Сделайте это вместе – поиск решений.

Пример: конфликт на почве выбора места получения высшего образования. Родители настаивают на том, чтобы уехать учиться в другой город, ребёнок не хочет уезжать. Если рассматривать по шагам, то 1. Родители – ребёнок научиться самостоятельности; ребёнок – здесь все родные и близкие, покидать их не хочу. 2. Выбранной специализации соответствует и местный ВУЗ и иногородний. 3. Подать документы в тот и другой, посмотреть на обстановку там и тут. 4. Вместе съезить, всё посмотреть, оценить и принять решение в сторону одного из учреждений (к тому же они абсолютно идентичны).

23. Опишите особенности активного (эмпатического) восприятия

Эмпатического восприятие вносит теплоту в общение.

  • Не говорить о себе;
  • Не менять тему;
  • Не советовать;
  • Не заниматься диагнозом/критикой;
  • Не думать наперёд;
  • Не притворяться, что понимаете;

В конфликте такое восприятие применяется для 1) проверки фактов, уточнения информации; 2) для подтверждения эмоций и информации; 3) для разрядки.

Отсюда поведение в конфликте:

  • Когда на вас кричат, не защищайтесь и не кричите в ответ;
  • Отреагируйте на эмоции;
  • Подтвердите, что вы услышали точку зрения говорящего;
  • Объясните свою точку зрения после того, как накал страстей спадёт;
  • Спросите, что можно сделать вместе.

25. Проанализируйте свои результаты в тесте Басса-Дарки, измеряющем агрессию.

Тест Басса-Дарки, направленный на выявление агрессии, состоит из 75 вопросов, на которые отвечают «да» либо «нет». К нему представлены ключи, включающие в себя 8 пунктов: физическая агрессия (мах=10), косвенная агрессия(мах=9), раздражение(мах=5), негативизм(мах=5), обида(мах=8), подозрительность(мах=10), вербальная агрессия(мах=13), чувство вины(мах=9).

Каждому пункту соответствуют номера вопросов, на которые тестируемый ответил «да» или «нет». Это объяснено тем, что каждый из 75 вопросов направлен на определённый вид агрессии. Далее подсчитываются результаты, сверяются с максимально допустимым к определённому пункту.

Мои результаты — физическая агрессия (мах=10) — 4, косвенная агрессия(мах=9) — 3, раздражение(мах=5) — 5, негативизм(мах=5) — 0, обида(мах=8) — 1, подозрительность(мах=10) — 1, вербальная агрессия(мах=13) — 8, чувство вины(мах=9) — 7.

27. Опишите основные принципы или механизмы влияния людей друг на друга.

Роберта Б. Чалдини «Влияние: Психология убеждения»

1. Приверженность и последовательность. У каждого человека есть свои сложенные в течение жизни обязательства и привычки действий, которые оказывают воздействие на принятие ими решений. Именно на этом основан принцип влияния приверженность и последовательность.

2. Взаимный обмен. Здесь всё более менее просто, вы даёте человеку что-либо, тот в свою очередь считает себя обязанным дать что-то взамен. Этот приём часто используется в торговой деятельности.

3. Дефицит. Нас намного легче убедить, когда нам чего-то недостаёт. В жизни это легко заметить, ресурс, количество которого ограничено, часто становится более желанным, чем это было ранее.

4. Авторитет. Мы больше доверяем людям, которые обладают авторитетом, и неосознанно стараемся им угодить. Так, мы обычно прислушиваемся к более взрослым или успешным по отношению к нам людям.

5. Симпатия. Это значительная по объёму тема для обсуждения, и один из самых распространённых инструментов влияния. Люди склонны доверять другим людям, которые по тем или иным причинам им симпатичны.

6. Социальное доказательство. Для людей обычно следовать тому, что делают другие люди в группе. Если они бегут, вас неминуемо будет тянуть делать то же самое, без лишних вопросов.

Принципы влияния достаточно мощные инструменты воздействия на подсознание человека