34 Личность как субъекти объект общ отн

34. Личность как субъект и объект общественно-исторического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)

Ананьев (1907−1972).

  • Разработал понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека.
  • Особенность концепции Ананьева: включил человека в более широкий, чем деятельность, контекст — человекознания. По Ананьеву человеч. эволюция — это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе.
  • Индивидуальность — это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.
  • Личн. — составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность — «вершина» всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность — это «глубина» личн. и субъекта.
  • Л рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом.

    Начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, аначало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.

  • Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, где показывает, что индивидуальное развитие -внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант.
  • Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид. развитие своих человеческих свойств.
  • Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»).

    13 стр., 6150 слов

    Человек как индивид: индивидуальность, субъект и личность

    ... в ходе жизни человека, однако от этого личностными не становятся. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные ... в деятельности и общении, но принадлежат они не этим процессам, а их субъекту -общественному индивиду, личности. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный ...

    Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие. Онтогенез индивидуальности — внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее общественных функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

  • Развитие, по Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций, что обеспечивается различными механизмами.
  • Структура Л организуется по двум принципам — иерархическому, при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, икоординационному, при которомвзаимодействие свойств строится на равных началах.
  • Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст — онто-, социо- и персоногенез.
  • Так, Личность — субъект общественного поведения и коммуникации, Социальные ситуации развития личности определяют ее статус.
  • Личность — общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.
  • Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.

    Личность — объект многих экономических, политических, правовых, моральных еtс. воздействий на человека обществом в данный момент его исторического развития.

  • Подобно тому, как не существует внесоциальной личности, так нет и внеисторической личности, не относящейся к определенной эпохе, национальностии т.д. Изучениеличности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, соратников, сотрудников — в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность.

Л.С. Выготский

8 стр., 3726 слов

Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций старшего дошкольника. Составьте программу обследования и опишите методы психодиагностики

... ребенка и др.     Вам предстоит выявить уровень развития высших психических функций старшего дошкольника. Составьте программу обследования и опишите методы психодиагностики ... . Взаимодействие со специалистами: Этап – заключительный. Презентация результатов исследовательской деятельности и др.. Продукт проектной деятельности: Оформление альбома «Все работы хороши, выбирай на вкус ...

  • Главная идея Выготского — в утверждении положения о развитии ВПФ. Они формируются у реб в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым.
  • Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово.
  • Различал две линии психического развития ребенка, которые соответствуют двум линиям филогенетического развития поведения. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования Л реб.
  • Натуральные функции — механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.
  • В то же время культурное развитие совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм реб.
  • К ВПФ относятся — логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях.
  • Первые — натуральные — развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.
  • Эксперименты показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними- закон общего генетического закона культурного развития. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли.
  • Формирование личности — это собой процесс культурного развития. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций.

Рубинштейн (1889−1960)

8 стр., 3707 слов

Мотивационная деятельность человека и формирование человеческих потребностей

... публикаций по основам общей психологии и философии. 1. Мотивационная сфера личности Всякая деятельность человека побуждается не одним мотивом, а несколькими, т.е ... ) Эти группы упорядочены в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. При этом потребности высоких и высших уровней трактуются как не ...

  • Главный источник развития личности — деятельность.
  • средством научения яв-ся механизм интериоризации, благ к-му происходит усвоение общественно-исторического опыта.
  • Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
  • Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.
  • Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека
  • Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
  • личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения.
  • Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
  • в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности.
  • Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм.
  • Свобода — это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению.
  • В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте
  • Однако автор выделил принцип детерминизма «внешнее только через внутреннее», согласно которому, субъект воспринимает все внешние воздействия избирательно и строит свою активность не только в согласии, но и вопреки требованиям природы и социума.
  • Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
  • Удельный вес внутренних условий по отношению к удельному весу внешних растет по мере развития личности
  • личность выступает как воедино связанная совок внутр усл, через кот преломляются все внешн воздействия. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носитель этих отношений.
  • Л как целое выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).
  • Сущность человеческой Л находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю.
  • Л как субъект жизни имеет три уровня организации: 1) психический склад — индивидуальные особенности протекания психических процессов; 2) личностный склад — качества характера и способности; 3) жизненный склад — нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.
  • принцип единства сознания и деятельности. надо понять сознание, психику как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деят-ти, в поведении чела раскрыть его психологический состав и сделать деятельность человека предметом психологического исследования.

КОНЕЦ

20 стр., 9559 слов

Исследование валентностных свойств группы глаголов психического воздействия

... Целью дипломной работы является исследование валентностных свойств группы глаголов психического воздействия. Объектом исследования являются 5 глаголов: ... в) основывающееся на установлении субъектом речевой деятельности разнопорядковых и в разной мере опосредованных смысловых ... как отмечает В. В. Бурлакова, продолжают привлекать вопросы валентности глагола - языковой единицы, обладающей наиболее ...

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени ... . 4. Психологическое сопровождение обучающихся в вузе. 5. Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной ...

litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/filosofsko-psixologicheskaya-koncepciya-s-l-rubinshtejn/

www.psyarticles.ru/view_post.php?id=211

2 стр., 908 слов

«ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА»

... имени М.Т.Калашникова») Кафедра «Психологии» Практическая работа № ____ «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА» Выполнил Ф.И.О.__________ ____№_группы______ Проверил ____________________ ... признаков нейротизма в сочетании с признаками эмоциональной устойчивости. 2.3. Психологическое заключение: на основании полученных результатов исследования, темперамент респондента можно оценить ...

http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt12.htm

С.Л. Рубинштейн.

  1. Удельный вес внутренних условий по отношению к удельному весу внешних растет по мере развития личности
  2. «направленность личности" — устойч доминир системой мотивов—интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в к-рых проявляют себяпотребностичеловека;

— личность выступает как воедино связанная совок внутр усл, через кот преломляются все внешн воздействия. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носитель этих отношений.

Психическое содержание личности — не только мотивы сознательной деятельности, оно включает в себя многообразие неосознанных тенденций-побуждений.

Зависимость психических процессов от личности — зависят от общего развития личности, и проявляется в индивидуально-дифференциальных различиях, психические процессы превращаются в сознательно-регулируемые действия.

Психические свойства — не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности; ее способности и характерологические черты — формируются в ходе ее жизни.

Изучение психического облика личности включает 3 основных вопроса:

  1. Вопрос о направленностях, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
  2. Вопрос о способностях, дарованиях человека.
  3. Вопрос о характере. Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан со смыслом жизни и деятельности человека.

Эти стороны психического облика личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

В действительности личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат деятельности. Внутреннее психическое содержание поведения, складывающиеся в ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении =>нельзя ни отрывать личность от динамики ее поведения, в котором она и проявляется и формируется, ни растворять.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector