34 Личность как субъекти объект общ отн

34. Личность как субъект и объект общественно-исторического развития (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн)

Ананьев (1907-1972).

  • Разработал понятие возраста как основной единицы периодизации жизненного пути человека.
  • Особенность концепции Ананьева: включил человека в более широкий, чем деятельность, контекст – человекознания.По Ананьеву человеч. эволюция – это единый процесс во всей множественности его состояний и свойств, детерминированный истор. условиями жизни чел. в обществе.
  • Индивидуальность – это продукт слияния социального и биол. в индивид. развитии чел. Индивидуальность направляет развитие индивида, личности и субъекта, стабилизирует ее, взаимосвязывает свойства и явл. важным фактором высокой жизнеспособности и долголетия.
  • Личн. – составляющая индивидуальности, ее характеристика как общественного индивида, объекта и субъекта истор. процесса. Если личность – «вершина» всей структуры человеч. свойств, то индивидуальность – это «глубина» личн. и субъекта.
  • Л рассматривается им как наиболее позднее образование по сравнению с индивидом.Начало индивида — долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, аначало личности — долгий многофазный процесс ранней социализации индивида, наиболее интенсивно протекающий на втором-третьем годах жизни человека.
  • Ананьев предложил антропологический подход к исследованию человека, где показывает, что индивидуальное развитие -внутренне противоречивый процесс, зависящий от многих детерминант.
  • Как открытая система человек, находясь в постоянном взаимодействии с природой и обществом, осуществляет индивид. развитие своих человеческих свойств.
  • Но человек явл. и закрытой системой вследствие внутренней взаимосвязанности свойств личности, индивида и субъекта, составляющих ядро его личности (самосознание и «Я»).

    Неповторимость индивидуальности проявляется в переходе внутр. тенденций и потенций в продукты творч. деятельности личности, изменяющей окружающий мир и его общественное развитие. Онтогенез индивидуальности – внутренне противоречивый, неравномерный и гетерохронный процесс. Внутр. противоречивость развития личн. обусловливает смену ее общественных функций, ролей, состояний, которые, в свою очередь, усиливают противоречивость эволюции индивида.

  • Развитие, по Ананьеву, это возрастающая интеграция, синтез психофизиологических функций, что обеспечивается различными механизмами.
  • Структура Л организуется по двум принципам — иерархическому,при котором сложные социальные свойства подчиняют себе более элементарные, психофизиологические, икоординационному,при которомвзаимодействие свойств строится на равных началах.
  • Проблема интеграции позволила Ананьеву включить психическое развитие в более широкий контекст — онто-, социо- и персоногенез.
  • Так, Личность — субъект общественного поведения и коммуникации, Социальные ситуации развития личности определяют ее статус.
  • Личность – общественный индивид, объект и субъект исторического процесса.
  • Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху.Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных еtс.

    4 стр., 1649 слов

    Развитие личности донаучн. период

    Периодизации развития в донаучный этап развития психологии как науки: Аристотель, Ибн Сина (Авиценна), Ж.Ж. Руссо, Я.А. Коменский и др. Античность: Описательный (донаучный) этап истории психологии развития связывают с тем, что психологические знания существова­ли в недрах педагогики, медицины и философии. Философские, педагогические и медицинские трактаты этого периода содержат фрагменты общих ...

    воздействий на человека обществом в данный момент его исторического развития.

  • Подобно тому, как не существует внесоциальной личности, так нет и внеисторической личности, не относящейся к определенной эпохе, национальностии т.д.. Изучениеличности неизбежно становится историческим исследованием не только процесса ее воспитания и становления в определенных социальных условиях, но и эпохи, страны, общественного строя, соратников, сотрудников – в общем, соучастников дел, времени и событий, в которые была вовлечена личность.

Л.С. Выготский

  • Главная идея Выготского — в утверждении положения о развитии ВПФ. Они формируются у реб в процессе онтогенетического развития в общении со взрослым.
  • Развитие, по Выготскому, связано с усвоением культурных знаков, самым совершенным из которых является слово.
  • Различал две линии психического развития ребенка, которые соответствуют двум линиям филогенетического развития поведения. Оба плана развития — естественный и культурный — совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют в сущности единый ряд социально-биологического формирования Л реб.
  • Натуральные функции — механическая память, непроизвольное внимание, воспроизводящее воображение, образное мышление являются феноменами органического развития, которое совершается в культурной среде и превращается в исторически обусловленный биологический процесс.
  • В то же время культурное развитие совершается одновременно и слитно с органическим созреванием, поскольку носителем его является растущий, изменяющийся, созревающий организм реб.
  • К ВПФ относятся — логическая память, произвольное внимание, творческое воображение, мышление в понятиях.
  • Первые — натуральные — развиваются по принципу стимул-реакция, вторые опосредствуются знаком.
  • Эксперименты показали, что сначала овладение поведением происходит во внешнем (социальном) плане, в сотрудничестве со взрослым, а затем знаки и сами функции постепенно становятся внутренними- закон общего генетического закона культурного развития. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли.
  • Формирование личности — это собой процесс культурного развития. Показателем личности является соотношение натуральных и высших психических функций.

Рубинштейн (1889-1960)

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

Ленинградский государственный университет Имени А.С. Пушкина VIII международная Научно-практическая конференция Молодых ученых ПСИХОЛОГИЯ ХХI ВЕКА Психологическое сопровождение деятельности человека Конференция посвящена пятилетию психологической службы факультета психологии ЛГУ имени А.С. Пушкина 28-30 ноября 2012 г.   ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ КОНФЕРЕНЦИИ: 1. Психологическое сопровождение ...

  • Главный источник развития личности — деятельность.
  • средством научения яв-ся механизм интериоризации, благ к-му происходит усвоение общественно-исторического опыта.
  • Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
  • Специфика предметности состоит в том, что объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а лишь будучи преобразованными в процессе самой деятельности.
  • Предметность — это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется прежде всего в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная деятельность конкретного человека
  • Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях, мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.
  • личность формируется и развивается в течение всей жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он — активный участник социальных преобразований, активный субъект воспитания и обучения.
  • Детство и юношеские годы тем не менее рассматриваются в этой теории как наиболее важные для формирования личности. Представители этой теории верят в позитивные изменения личности человека по мере социального прогресса.
  • в личности основное место занимает сознание, причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе общения и деятельности.
  • Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных отношений и конкретных условий, в которые она включена. Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм.
  • Свобода — это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. Отдельные аспекты и свойства личности могут быть объективизированы в поведенческих проявлениях и поддаются операционализации и объективному измерению. 
  • В рамках деятельностного подхода в качестве элементов личности выступают отдельные свойства, или черты личности; принято считать, что свойства личности образуются в результате деятельности, которая осуществляется всегда в конкретном общественно-историческом контексте 
  • Однако автор выделил принцип детерминизма «внешнее только через внутреннее», согласно которому, субъект воспринимает все внешние воздействия избирательно и строит свою активность не только в согласии, но и вопреки требованиям природы и социума.
  • Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредствующим звеном, через которое внешнее оказывает влияние на человека (Рубинштейн С. Л., 1997).
  • Удельный вес внутренних условий по отношению к удельному весу внешних растет по мере развития личности
  • личность выступает как воедино связанная совок внутр усл, через кот преломляются все внешн воздействия. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носитель этих отношений.
  • Л как целое выражается через триединство: чего хочет человек (потребности, установки), что может (способности, дарования), что есть он сам (потребности и мотивы, закрепленные в характере).
  • Сущность человеческой Л находит свое завершающее выражение в том, что она имеет свою историю.
  • Л как субъект жизни имеет три уровня организации: 1) психический склад — индивидуальные особенности протекания психических процессов; 2) личностный склад — качества характера и способности; 3) жизненный склад — нравственность, ум, умение ставить жизненные задачи, мировоззрение, активность, жизненный опыт.
  • принцип единства сознания и деятельности. надо понять сознание, психику как процесс, как деятельность субъекта, реального индивида, и в самой человеческой деят-ти, в поведении чела раскрыть его психологический состав и сделать деятельность человека предметом психологического исследования.

КОНЕЦ

7 стр., 3231 слов

Память как специфическое свойство деятельности ЦНС

Учреждение образования "Гродненский государственный медицинский университет" Кафедра биологической химии Реферат Память как специфическое свойство деятельности ЦНС Подготовила: Студентка 2 курса, 4гр., МПФ Скорая А.И. Преподаватель: Леднёва И.О. Содержание Память, специфическое свойство деятельности ЦНС Виды памяти Биохимические исследования памяти Нарушения памяти Заключение Литература Память, ...

2 стр., 601 слов

Психическая деятельность – это свойство мозга

Психическая деятельность – это свойство мозга. Еще в глубокой древности люди по-разному объясняли мир. Одни философы считали, что мир по природе своей материален, т. е. существует независимо от сознания и состоит из вещественных, материальных элементов. Так, греческий философ Демокрит утверждал, что тела, существующие в мире, образованы из соединения мельчайших неделимых частиц этой материи ( ...

6 стр., 2522 слов

Девять вопросов о подарках

Адриан Фурнам (Adrian Furnham), профессор психологии Университетского колледжа Лондона (University College London). Большинство людей во всех культурах, за исключением наиболее примитивных, дарят подарки, которые по стоимости обычно соответствуют 4-5% их бюджета. Женщины дарят больше подарков, чем мужчины, и большинство подарков предназначаются близким родственникам, а также детям и друзьям. В ...

http://litpsy.ru/obshhaya-psixologiya/filosofsko-psixologicheskaya-koncepciya-s-l-rubinshtejn/

http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=211

http://psylib.org.ua/books/psiteol/txt12.htm

С.Л. Рубинштейн.

  1. Удельный вес внутренних условий по отношению к удельному весу внешних растет по мере развития личности
  2. «направленность личности»— устойч доминир системой мотивов—интересов, убеждений, идеалов, вкусов и т. д., в к-рых проявляют себяпотребностичеловека;

— личность выступает как воедино связанная совок внутр усл, через кот преломляются все внешн воздействия. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носитель этих отношений.

Психическое содержание личности – не только мотивы сознательной деятельности, оно включает в себя многообразие неосознанных тенденций-побуждений.

Зависимость психических процессов от личности – зависят от общего развития личности, и проявляется в индивидуально-дифференциальных различиях, психические процессы превращаются в сознательно-регулируемые действия.

Психические свойства – не изначальная данность; они формируются и развиваются в процессе деятельности личности; ее способности и характерологические черты – формируются в ходе ее жизни.

Изучение психического облика личности включает 3 основных вопроса:

  1. Вопрос о направленностях, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах.
  2. Вопрос о способностях, дарованиях человека.
  3. Вопрос о характере. Характер в своем содержательном аспекте теснейшим образом связан со смыслом жизни и деятельности человека.

Эти стороны психического облика личности взаимосвязаны и взаимообусловлены.

12 стр., 5643 слов

Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития

Содержание Введение 1. Задержка психического развития у детей: феноменология, происхождение, классификация 2. Формирование мотивации учебной деятельности с задержкой психического развития Заключение Список использованной литературы Приложение Введение Рост числа детей с отклонениями в психическом и соматическом развитии является одной из острых проблем современного общества. Экологическое ...

В действительности личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат деятельности. Внутреннее психическое содержание поведения, складывающиеся в ситуации, особенно значимой для личности, переходит в относительно устойчивые свойства личности, а свойства личности, в свою очередь, сказываются в ее поведении =>нельзя ни отрывать личность от динамики ее поведения, в котором она и проявляется и формируется, ни растворять.