Рассмотрим проявление гендерные стереотипов в семье

Термин «гендер» появился сравнительно недавно, в 1975 году [1, с.7], в связи с явными разграничениями социальных, культурных и политических аспектов в различении мужского и женского, связывая их с понятиями пола и гендера.

Термин «пол» описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Термин «гендер», широко используемый научной и популярной литературой в последнее время, в буквальном переводе с английского языка означает «социальный пол». Данное понятие связано с рассмотрением социальных, а не биологических отличий индивидов, определяя их место и роль в общественной жизни в зависимости от принадлежности к мужскому или женскому полу. 

Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.

Гендерные роли — одни из видов социальных ролей, набор ожидаемых образцов поведения (или норм) для людей того или иного пола (чаще социального пола или гендера), представителей определённой сексуальной ориентации. Роль в социальной психологии определяется как набор норм, определяющих, как должны вести себя люди в данной социальной позиции.

Феминная гендерная роль предписывает женщинам быть заботливыми, эмоциональными, чувствительными к интересам и проблемам других людей[1]. Маскулинная гендерная роль требует от мужчин активности, агрессивности, доминирования, амбициозности[1].

Современному обществу свойственно стереотипное мышление и восприятие гендерных отличий. При первом впечатлении множество людей приписывают собеседнику не те качества, которыми он обладает, а те, которыми в его представлении должен обладать представитель данного пола. Чрезвычайно важно обращать внимание на стереотипы, чтобы не поддаваться их воздействию на восприятие и жизнедеятельность. Одни из наиболее распространенных стереотипов это представление о типично женских и типично мужских качествах. Наличие разных социальных ролей, которые  воспринимаются как фундаментальные различия между мужчинами и женщинами в их психике и деятельности, формирует гендерные стереотипы. В первую очередь гендерные стереотипы формируются в рамках определенной культуры.

11 стр., 5190 слов

Социальная роль как функциональная единица группы

... дефиниции понятия «социальная роль». Словарь психологических терминов трактует понятие социальной роли как «совокупность нормативно одобряемых форм поведения, которые ожидаются от человека, занимающего определенную позицию ... которых своеобразно в пересечении со значением понятия роль (понятия статуса, стереотипа). [3] Исполнение роли - фактическое поведение лица, обладающего определенным статусом. ...

Культурные cтереотипы — неотъемлемый элемент обыденного сознания. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения с другими, помогает ему ориентироваться в жизни и направляет его поведение в определенное русло. Он выражает отношение, установку данной социальной группы. У разных групп и культур гендерные стереотипы совершенно противоположны [1].

Вильямс и Бест (Williams & Best, 1990 а), Хоффман и Херст (Hoffman & Hurst, 1990), Игли (Eagly, 1987) утверждают, что гендерные стереотипы возникают на основе гендерных ролей. Установившиеся стереотипы выступают как нормы для женщин и мужчин и являются моделями для гендерно-ролевой социализации (Eagly, 1987; Williams & Best, 1990)

Уже в процессе первичной социализации стереотипы активно функционируют как гендерные схемы.( Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации имеет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Так, например, если родители выражают мнение, имеющее характер дискриминации относительно какой-либо социальной группы, то ребёнок может воспринять такое отношение как приемлемое, нормальное, устоявшееся в обществе).

Гендерные схемы — это когнитивные( изучающий когницию — процесс, с помощью которого происходит обработка информации нашим сознанием, опирающийся на понятие когниции ) категории гендера. Они управляют процессами обработки поступающей информации таким образом, что увиденнное начинает восприниматься, запоминаться и интерпретироваться в соответствии с представлениями о гендере.

Кондри и Росс (Condry & Ross, 1985) установили, что гендер ребенка влияет на то, каким образом его воспринимают взрослые. Исследователи пришли к выводу, что такая когнитивная социальная категория, как гендер, преимущественно направляет восприятие одного и того же качества, предчувствия и ожидания по отношению к ребенку в зависимости от его гендера. Вера в то, что ребенок является мальчиком, настраивает на одни ожидания, а вера в то, что ребёнок окажется девочкой — на совершенно противоположные [2].

Таким образом, родители и окружающие ребенка люди формируют его представление о себе и своей гендерной идентичности.

Гендерная идентичность — базовая структура социальной идентичности, которая характеризует человека с точки зрения принадлежности к мужской или женской группе. Наиболее значимо, как человек сам оценивает свою идентичность, что формируется в определенной культуре при взаимодействии «Я» и «других». Психологический пол — это совокупность личностно психологических, социокультурных и поведенческих характеристик личности [3].

18 стр., 8831 слов

Гендерные стереотипы решения конфликтов в современной семье

... конфликта в семье, с другой стороны гендерные стереотипы могут сыграть и позитивную роль, подсказав членам семьи подходящую модель поведения в той или иной конфликтной ситуации. ... являются и женщины, и мужчины как конкретные, крупные, исторически сложившиеся социальные общности. Эти социальные общности имеют не только исторические, временные, количественные, но и пространственно-географические ...

Взаимодействуя и наблюдая за окружающими его людьми, человек приобретает представление о том, к какой группе относиться и выбирает те типы деятельности и поведения, которые соответствуют его представлению о мужском и женском поведении и увлечениях.

Стереотипы проявляются на всех стадиях развития. В младшем и дошкольном возрасте наблюдается четкое разделение полов: они почти не общаются, у них нет общих интересов. На более старших этапах развития женщины и мужчины начинают стремиться к общению и опять же попадают во власть своих стереотипов — как следствие, им трудно понять поведение друг друга.

Стили социального гендерного поведения так же отличаются, так как существуют половые различия в таких типах поведения: инструментальное и экспрессивное, деятельное и коммуникативное, конкурентное и кооперативное поведение, а также поведение, связанное с ориентацией на задачу или на взаимоотношения.

Популярность приобрела точка зрения Д. Бакана: мужчины считались «деятельными» (активными, производящими действия, решающими проблемы, агрессивными), а женщины — «коммуникативными» (пассивными, эмоциональными, интересующимися не делом, а взаимоотношениями индивидами).

Стиль поведения представителя определенного пола не является врожденным, а формируется обществом. Сочетание индивидуальных качеств и требований социума влияет на тип подчинения гендерным нормам.

Шон Берн (2001) выделяет три типа подчинения людей гендерным нормам: уступчивость, одобрение и идентификацию.

Уступчивость  это такой тип подчинения социальным нормам, когда человек не приемлет их, но приводит свое поведение в соответствие с ними, чтобы избежать наказания и получить социальное одобрение.

Одобрение, или интернализация это тип подчинения, когда человек полностью согласен с гендерными нормами.

Идентификация — это повторение действий ролевой модели (мужчины, женщины, отца, матери).

Обществу нужно, чтобы женщины были ориентированы на взаимоотношения, а мужчины — на задачу. Это соответствует исторически сложившемуся разделению ролей — мужчина занимался делом, а женщина заботилась о психологическом климате. Такое разделение ролей можно часто проследить и в семьях, и в деловом мире.

В привычных условиях, т. е. при решении стереотипной задачи (где, как правило, преимущество на их стороне) женщины не уступают мужчинам по инструментальности, но в сложной ситуации (возможно, из-за того, что они не знают решения задачи) женщины прибегают к гендерно-типичному поведению и не решают задачу, а проявляют эмоции, выясняют отношения с окружающими [4].

Часто стереотип преувеличивает гендерные различия которые на самом деле не является устойчивой характеристикой отдельных личностей. В современном обществе существует множество женщин, которые успешно занимаются бизнесом и мужчин, которые обретают себя в творчестве и традиционно чисто женских занятиях.

12 стр., 5900 слов

Разница в выражении эмоций мужчин и женщин

... приятен...") - начальный момент управления этим чувством. 1. Женщина и Мужчина: два пути к одной цели Женщины и мужчины - существа разные. И эта разница настолько существенна, ... позиций - одна из самых характерных черт подросткового возраста. Психофизиологические особенности мужчин и женщин Психоаналитическая теория основную роль в половой дифференциации приписывает биологическим факторам, признавая, ...

Социальные представления в отношении мужчин и женщин касаются норм их социального поведения, а также того, чем должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим социальным и психологическим качествам.

В таких случаях несоответствие стереотипу может проявляться в осуждение или непонимании со стороны общества, это непонимание может травмировать личность.

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности. Те, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности. Те, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем они есть в действительности.

Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола.

Дж. Рубин с коллегами (J. Rubin et al., 1974) опросили родителей, имевших однодневный опыт общения со своим младенцем в первый день его появления на свет. Младенцы мужского и женского пола не различались в оценках по активности и другим поведенческим признакам. Однако девочек описывали как маленьких, хорошеньких, красивеньких, а мальчиков как более настороженных, уверенных и сильных.

Третий отрицательный эффект гендерных стереотипов заключается в торможении развития тех качеств, которые не соответствуют данному полоролевому стереотипу.

Считается, например, пишет Н. Н. Обозов (1997), что мужчина должен быть выдержанным, уравновешенным, беспристрастным во взаимоотношениях с другими людьми. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов.

Для лица мужского пола проявить чувства — значит, нарушить норму мужественности. В результате у мальчиков может развиться феминофобия, т. е. страх перед проявлением у себя женственности. Поэтому мужчины с выраженным традиционным подходом к мужской роли могут считать, что раз мужчина не должен быть эмоциональным, то не за чем совершенствовать экспрессивные способности и способность понимать эмоции других.

Наиболее распространенный стереотип о подчиненном, зависимом положении женщины проявляется в обществе на подсознательном уровне, вне зависимости от сознательного восприятия. Это стереотип хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), ниже дается ее сокращенное изложение.

10 стр., 4758 слов

Особенности развития стресса у мужчин и женщин

... ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. ОцеМужчина, женщина и стресс. 6 2. Гендерные различия в стрессоустойчивости. ... общей практики, есть необходимость в его популяризации. 1. Мужчина, женщина и стресс Стресс - это вызванное каким-либо сильным ...

В большинстве культур «мужское» отождествляется с духом, логосом, активностью, силой, культурой, рациональностью, светом, наполненностью. «Женское» — с материей, хаосом, природой, пассивностью, слабостью, эмоциональностью, тьмой, пустотой, бесформенностью. Мужчина выступает как носитель активного, социально-творческого начала, а женщина — как пассивно-природная сила. Мужчинам и женщинам предписываются противоположные и социальные роли. Первые являются преимущественно «инструментальными», а вторые — «экспрессивными». Мужчина — это «кормилец», который в семье осуществляет общее руководство и несет главную ответственность за дисциплинирование детей; женщина должна выполнять семейно-бытовые обязанности и обеспечивать дома душевное тепло и уют. Уже из этого перечня следует, что речь идет не просто о распределении функций между мужчинами и женщинами, но и об иерархии, подчинении женщины мужчине.

Подтверждает существующие в обществе гендерные стереотипы эксперимент Н. Портер с соавторами (N. Porter et al., 1983), которые давали испытуемым фотографии «группы выпускников университета, работающих над исследовательским проектом». Они предлагали им высказать свое мнение по поводу того, кто из изображенных на фотографии внес наибольший интеллектуальный вклад в данный проект. Когда группа на фотографии состояла из одних мужчин, испытуемые преимущественно выбирали того из них, кто сидел во главе стола. Когда группа была разнополой, тоже преимущественно выбирали мужчину, занимавшего эту позицию. Но если во главе стола сидела женщина, то ее игнорировали. Каждый из мужчин на рисунке выбирался на роль лидера в три раза чаще, чем все три женщины, вместе взятые. Это стереотипное представление о мужчине как о лидере было характерно и для феминисток [6].

Хотя в современном обществе представление о мужественности и женственности становятся более гибкими для восприятия, все же многим людям нужна помощь психолога для того, чтобы принять себя и свои качества, которые не всегда одобряются традиционными взглядами общества.

 Исследования гендерного неравенства в различных областях и сферах общественной жизни

Гендерные стереотипы, как и любые другие социальные стереотипы, играют существенную роль в оценке человеком окружающего мира и себя, позволяя быстро, просто и достаточно надёжно категоризировать, упрощать своё социальное окружение. Однако, возникая в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, стереотип часто оказывается ложным и выполняет консервативную роль, формируя у личности ошибочное знание людей и деформируя процесс межличностного взаимодействия.

Дальше приведены результаты социологических исследований, касающихся положения мужчин и женщин в разных странах мира.

В большинстве стран мира средний заработок женщин составляет 40-65% от такового у мужчин. Слаборазвитые страны отличаются большим разбросом — но в обе стороны.

Наиболее антифеминистичны в этом отношении исламские страны — Саудовская Аравия, Оман, Катар, Ливия, Белиз, Сирия, Йемен, Иран, Алжир и т.п., а также некоторые страны Латинской Америки — Перу, Эквадор, Гватемала, Парагвай, Аргентина и т.п. Во всех этих странах средний заработок женщин не дотягивает до 35% от мужского. Примеры из Европы — Люксембург (36%), Ирландия (38%), Испания (41%), Бельгия и Япония (43%), Греция и Италия (46%).

10 стр., 4601 слов

Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

... и на поведение в отношении объекта стереотипа. Основные свойства стереотипов: (Липпман) 1.«Истиность» стереотипов. 2 точки зрения: 1)содержание стереотипов не соответствует действительности (в состав каждой ... информация оказывает на оценку человека более выраженное влияние, чем стереотип. Сознательность использования стереотипов (и предрассудков) . 2 точки зрения: 1)Стереотипы и предрассудки ...

В пределах стран Третьего мира вообще можно говорить об обратной тенденции. Оплата женского труда бывает ближе к оплате мужского труда в самых бедных странах (в «Четвёртом мире»), а сильнее всего отстаёт в самых богатых. [18]

На основании этого можно сделать вывод, что, в исламских странах наблюдается сильное различие в положении прав мужчины и женщины, при чём женщина имеет статус ниже, чем мужчина. Это объясняется сильным влиянием религии на формирование стереотипов.

В богатых развитых странах по-прежнему сохраняется стереотип «женщины-домохозяйки» и «мужчины-кормильца», поэтому разница в доходах высока. Например, в Америке существуют занятия «для мальчиков» и «для девочек», «мужская» и «женская» работа, чисто «мужское» и чисто «женское» поведение. В самых бедных странах, наоборот — в своих способностях женщина зачастую приравнивается к мужчине. [18]

Влияние гендерных стереотипов проявляется во всех сферах общественной жизни. Это касается разделения обязанностей в семье, в рекламе и в трудовой деятельности.

Рассмотрим проявление гендерные стереотипов в семье.

До сих пор гендерные различия в семье и обществе объясняются зачастую некими заведомо известными психологическими или биологическими особенностями женщин или мужчин, что скорее соответствует традиционным гендерным стереотипам.

Согласно опросу, проведённому в 2001 году учеными Ивановского Государственного Университета при поддержке Минобразования РФ в рамках научной программы «Гендерные исследования», стало ясно, что более половины опрошенных (52,1%) считают, что семейным бюджетом должны распоряжаться оба супруга, 12% отдают эту привилегию мужу, 27,7% — жене. В опросе участвовало 600 мужчин и женщин. В качестве дифференцирующих признаков были выбраны: профессиональная принадлежность, семейное положение, возраст, пол и уровень образования респондентов. Данные результаты показывают, что женщина чаще, чем мужчина, выступает в определении жизненной стратегии семьи. Однако власть, которой обладает женщина, носит мифический характер. Именно женщина обладает способностью «растягивать семейный бюджет на покрытие всех нужд» посредством всяческой экономии, планирования расходов до мельчайших деталей и т.д. Вследствие этого понимание о раскладе властных полномочий в семье имеет принципиально иной оттенок, чем в случае властных отношений в обществе. Женщина с молчаливого согласия своего супруга по-прежнему «властвует» в большинстве сфер внутрисемейной жизни — распоряжается бюджетом, ведет домашнее хозяйство, занимается с детьми. И в мужском, и в женском социумах такое распределение ролей пока не встречает противодействия.

Подтверждением глубокого проникновения в массовое сознание стереотипа о том, что женщина, карьера и семья — не совсем совместимые понятия, служат ответы на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что если муж делает карьеру, то жена должна создавать ему для этого условия?». Подавляющее число участвовавших в опросе (75,2%) согласны с этим утверждением. В то же время лишь 14,2% мужчин и 13,9% женщин полагают, что если жена делает карьеру, то муж должен создавать ей условия. Еще 40,1% допускают такую возможность. 21,7% опрошенных полагают, что условий создавать женщине не следует. Таким образом, в случае, если карьеру делает мужчина, считается естественным, что «создание условий» для этого ложится на плечи супруги. Ситуация, когда карьеру делает женщина, для российской действительности не типична, поэтому о создании ей благоприятных условий говорит незначительное число опрошенных. 

12 стр., 5527 слов

Социальный статус женщины в обществе

... россиянок за черту бедности. Снижение социального положения женщин в обществе, неуклонное ухудшение материального положения семей, гендерная асимметрия, возрастающие трудности в совмещении нескольких социальных ... провел всероссий ский опрос “ Положение женщин в российском обществе”.Вот некоторые результаты этого опроса. Известно, что гендерное неравенство выражается, помимо прочего, в разделении ...

Теперь обратимся к стереотипам, проявляющимся в рекламе.

Жизнь современного человека немыслима без рекламного фона, который становится все более очевидным и более активным. Реклама, проникающая во все сферы общества, в настоящее время активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей. Современная реклама стала своего рода своеобразным литературным жанром, только более кратким и существующим в форме не слов, а зрительских образов. Рекламу даже начали называть новым видом искусства, обсуждая ее этические качества, оригинальные режиссерские ходы, яркость красок и остроумие высказываний.

Однако здесь необходимо отметить очень важную грань рекламной коммуникации, заслуживающей особого внимания, — сам способ подачи информации в рекламе. Реклама передает не только информацию о товарах, изделиях, услугах, рынках, но и об общественных, политических и других типах отношений в обществе, в том числе и межличностных взаимоотношениях мужчин и женщин, в которых последние, как правило, не только стереотипизированы, но и упрощены, сведены до уровня «ритуальных идиом». Иными словами, непосредственные предложения о товарах и услугах обычно представляются в рекламе в контексте других образов, рассказывающих об устройстве общества, его культурных конструкциях и о взаимоотношениях в нем (мужчин и женщин).

Как и любой другой вид творчества, реклама удивительным образом воплощает в себе и соединяет воедино процесс нашего восприятия действительности и способ выражения этого восприятия вовне. Независимо от того, каким образом сделана реклама, она, как правило, представляет собой завершенную в смысловом отношении картину, посредством которой ее создатель пытается донести до аудитории определенные мысль, образ, настроение, чувство, оценку, отношение. И чем более сознательно реклама использует верно отобранные и успешно апробированные приемы по созданию у аудитории необходимого образного представления и впечатления, тем более эффективно она действует на сознание последней посредством кино-, радиосредств, различной книжной, газетно-журнальной продукции.

Очевидно, что залогом успешной работы рекламы по ее воздействию на потребителя, является ее «искушающе-соблазняющий» характер. Реклама не только обещает получение удовольствия одновременно с приобретением продукта («Баунти — райское наслаждение»), но и формирует само желание. И первым шагом на этом пути является создание желаемого объекта. Чем же можно пробудить интерес потребителя и что может привлечь его внимание?

Одним из самых соблазнительных и желаемых и, соответственно, главных символов в мифологии потребления стала женщина, ее образ, включая и ее тело, которое является одновременно и инструментом, и средством. Далее по силе эффекта привлекательности следуют дети, затем животные, особенно домашние, и только потом мужчины. Такова феноменология. Она объяснима как психологически, так и с точки зрения обыденно-практического мышления. Как отмечал в начале 60-х годов Ж. Батай, теоретически мужчина может быть объектом желания женщины, как и женщина является объектом желания мужчины. Нельзя сказать, что женщины более прекрасны или более желаемы, чем мужчины, однако в большинстве случаев женщины более открыты к тому, чтобы быть желаемыми. Несмотря на радикальное изменение социальной жизни общества в последнее десятилетие, женщина по-прежнему смотрит на себя «глазами мужчины», представляя себя объектом его желания.

14 стр., 6813 слов

Гендер и гендерные стереотипы

... воздействия гендерных стереотипов -изучение сложившихся гендерных стереотипов в российском обществе -анализ мужских и женских гендерных стереотипов -анализ конкретных примеров рекламы в СМИ с точки зрения гендерных стереотипов Объектом ... помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» и «женщина». На гендерные особенности влияют культурные нормы, указывающие, что должен делать мужчина, ...

Львиная доля рекламируемой продукции демонстрируется именно на фоне красивых женщин, частей женского тела или в целом женских тел. И так как желание приносит прибыль в потребительском обществе, женское тело, исторически отождествляемое с сексуальностью и природой, «плодоносит» не только в различной рекламной продукции, но и в сфере политики, экономики, социальных отношений.

В последнее время в рекламе, в основном зарубежной, образ женщины трансформируется и преподносится в совершенно непривычном для отечественного зрителя ракурсе. Именно женщина становится активной, занимает маскулинизированные позиции, уходит от привычной роли жены, матери, пытается реализоваться как личность. Исследования показали, что в более чем 85% различной рекламной продукции вопросы задают женские персонажи.

Действительно, мужская фигура, всегда маргинальная в рекламных сюжетах, возникает как некое чужеродное тело, отторгаемое их четко структурированной реальностью, специфической ориентированностью на отличный, как нам кажется, от мужского», тип социально-культурной чувствительности. Создается впечатление, что мужчина в ситуациях вечной стирки белья, приготовления пищи, борьбы с микробами — посторонний гость. Другой, одним словом. Всё это — влияние устойчивых сформировавшихся в обществе стереотипов.

В трудовой деятельности гендерные стереотипы также влияют на разделение производственных обязанностей между мужчиной и женщиной.

В большинстве стран женское население составляет не менее половины рабочей силы. Демографические исследования показывают, что возрастает число женщин, которым все чаще приходится самостоятельно принимать решения финансовых вопросов. Женщины играют важную и все возрастающую роль в мировой экономике. Предполагается, что возрастающее участие женского населения на рынке труда способствует потенциальному росту экономики, в особенности на западе. В большинстве развитых стран среди студентов, получающих первое высшее образование, а также неполное высшее (минимальный срок обучения — два года) больше девушек, чем юношей. [24]

В сентябре 2010 года Исследовательский центр рекрутингового портала Superjob.ru провел масштабное исследование, посвящённое гендерному распределению в различных сферах деятельности. В опросе участвовали по 1800 респондентов (экономически активное население России старше 18 лет).

Им было предложено оценить, кто, по их мнению, проявляет себя лучше в том или ином виде деятельности — мужчины или женщины. В большинстве случаев представления россиян соответствовали ситуации на рынке труда. Более половины россиян (58%) убеждены, что бухгалтер — исключительно женская профессия. Это подтверждается статистикой: представителей сильного пола в этой сфере всего 5%. Среди сугубо мужских ремёсел лидирует относительно молодая профессия программиста. Занятием для настоящих мужчин разработку компьютерных программ считают 79% опрошенных. Слабый пол, по мнению россиян, эффективнее в связях с общественностью, управлении персоналом, дизайне, рекламе, страховании и туризме. Респонденты уверены, что дамы лучше справляются с переводами, экологией, экономикой и преподаванием. Мужчинам опрошенные отводят такие занятия, как бизнес, управление проектами, логистика. По мнению респондентов, представители сильного пола лучше работают в качестве менеджеров по продажам, торговых представителей и спортивных тренеров. Мнение россиян подтверждает статистика. [25]

12 стр., 5966 слов

Сущность правосознания и его роль в жизни общества

... и особенности в отражении правовых явлений в сознании того или иного общества. Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно ... относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего ...

Существующие модели отношений в трудовой деятельности до сих пор поддерживаются гендерным стереотипами. Женщины в основном сосредоточены в определенных отраслях хозяйственной деятельности: легкая, пищевая, фармацевтическая, прядильная, швейная промышленность, образование, здравоохранение и др. Мужчины в тяжелой и добывающей промышленности, строительно-монтажных работах, транспорте и т.д.

Всё ещё существуют серьезные препятствия для полноценного использования одного из наиболее незатронутых источников рабочей силы во всем мире. Речь идет о роли работающих матерей. С одной стороны, существуют опасения, что участие большого числа женщин может негативно отразиться на уровне рождаемости. Академические исследования, однако, показывают, что, напротив, существует положительная взаимосвязь между уровнем рождаемости и коэффициентом занятости среди женского населения, по крайней мере, в развитых странах. Последний во многом определяется особенностями каждой отдельной страны, такими как налогообложение дохода второго работающего члена семьи, льготы и субсидии на воспитание ребенка, оплачиваемый отпуск родителей. Например, страны Скандинавии показывают высокий коэффициент полной занятости среди женского населения.

В самом широком смысле решение женщины присоединиться к числу работающих объясняется тремя факторами: их экономическое положение, их предпочтения и культурные традиции и институциональная (организационная) структура общества. В то время, как культурные традиции меняются достаточно сложно, условия институциональной структуры возможно изменить быстрее, они в свою очередь могут стимулировать изменения традиций.

Со вступлением большого числа женщин в активную экономическую жизнь, маркетинг, ориентированный на покупателя-женщину может стать ключевой возможностью для развития компаний, оказывающих финансовые услуги. Принимая во внимание изменения стиля жизни и почтенный возраст представителей поколения «бума рождаемости», несложно заметить, что все большему числу женщин в США приходится самим заботиться о собственном благосостоянии. Для женщин становится необходимостью накапливать и инвестировать больше, если они хотят иметь достаточно средств к существованию после ухода на пенсию.

Гендер — Стр 2

Разделение труда по половому признаку связано с представлениями о «мужской» и «женской» работе на основании гендерных различий, которые, хотя и создаются социально, в том числе используя и гендерные стереотипы, все же продолжают базироваться на «естественных» качествах и способностях полов. [20]

Рассмотрев проявление гендерных стереотипов в разных сферах современной жизни, обратимся к вопросу о том, как же формируется гендерное неравенство (и возникающие на его основе гендерные стереотипы), и каковы последствия этого явления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из вышеприведенных фактов следует: понимание гендерного стереотипа чрезвычайно важно, поскольку многие талантливые люди вынуждены бороться с химерами не только общества, но и своими собственными. Осознание и принятие того факта, что каждый человек, вне зависимости от его гендерной принадлежности, является индивидуальностью, со своим набором психологических качеств и свойств, соотношением маскулинности и феминности в психике, позволит каждой индивидуальности и обществу в целом стать более продуктивным, развивающимся и гармоничным.

Гендерные стереотипы выполняют роль схем, благодаря которым люди с большей вероятностью замечают и запоминают примеры, подтверждающие устойчивые убеждения относительно гендеров. Гендерные схемы находятся «во взведенном состоянии» и всегда готовы к управлению процессами обработки информации благодаря той упорной настойчивости, с которой в нашем обществе говорится о гендерных различиях.

Гендерные стереотипы определяют статусные характеристики мужчин и женщин, закрепляя доминирующее положение мужчин и дискриминационной практики в отношении женщин. Это явление имеет отражение во всех сферах социальной жизни — от взаимоотношений между супругами до масштабного проявления гендерного неравенства в СМИ.

Гендерные стереотипы транслируются человеку на протяжении всей жизни и формируют гендерные роли. Гендерные роли всегда связанны с определённой нормативной системой, которую личность усваивает и преломляет в своём сознании и поведении. Часть этих норм внедряется в сознание через телевидение и популярную литературу, ряд других мы получаем в виде наставлений родителей или испытывая неодобрения со стороны общества. Таким образом, гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы.

Гендерный стереотип закрепления социальных ролей оказывает решающее влияние на возникновение гендерных конфликтов. Любой гендерный конфликт базируется на полоролевой дифференциации, существующей в любом обществе. Таким образом, гендерные конфликты в основном вызваны потребностью в перераспределении традиционных женских и мужских ролей.

Негативная сторона усвоения гендерных ролей состоит в том, что они могут тормозить личностное развитие человека и закрепляют гендерное неравенство в обществе, что может служить причиной многих социальных конфликтов и поводом к активным действиям. Необходимо проведение работы по гендерному просвещению с целью расширения сознания каждого члена общества, предоставления личности больших возможностей самоактуализации, права выбора своего стиля жизни, творческого подхода к собственной жизни.

Консервативность и традиционность взглядов на распределение социальных ролей значительно сужают рамки самореализации личности, что подтверждает приверженность гендерной стереотипизации, а это в конечном итоге приводит к внутриличностному конфликту, при отсутствии чёткого осознания причин его возникновения.

Давление гендерных стереотипов искажает социальное сознание личности, в некоторой мере наносит ущерб психологическому здоровью людей.

Гендерные стереотипы, как и стереотипы вообще, обладают такими свойствами как: устойчивость, укоренённость в сознании, способность передаваться из поколения в поколение, сложность в их преобразовании. Так как они сконструированы обществом, значит, их можно изменить, меняя сознание общества. Целесообразно проводить не только просветительскую и коррекционную работу с взрослыми индивидуумами общества, вскрывающую механизмы конструирования гендерной идентичности в разных временных и социокультурных контекстах и обосновывающую возможности изменения идентичности у мужчин и женщин в ситуации социальных преобразований, а необходимо внедрение гендерного подхода во все сферы жизнедеятельности социума.