Стереотипы и эффекты межгруппового восприятия и поведения

Под стереотипом (понятие было введено политическим комментатором У.Липпманом в 1922г., которого интересовало, почему люди используют устаревшие, не отвечающие действительности представления о членах разных социальных групп) понимается набор черт, приписываемых членам определённой социальной группы. То есть, стереотип – это когнитивный компонент социальной установки по отношению к членам стереотипизированной группы.

Методики измерения стереотипов (и предрассудков).

3 типа методик:

1.Изучение содержания стереотипов и предрассудков (вербальные и невербальные методики).

Вербальные методики рассчитаны на фиксацию стереотипов, содержание которых осознаётся их носителями.

-методики со списком черт — список личностных черт, из которых респондент должен выбрать характерные для члена аутгруппы (при измерении гетеростереотипов) или ингруппы (при измерении аутостереотипов).

-методики с использованием шкал — ряд субъективных (лёгкий — тяжёлый…) и объективных (вес, рост…) шкал, по которым респонденты должны оценить членов ин- или аутгруппы. С большей вероятностью стереотипы проявляются при оценке по объективным шкалам. Объективные шкалы инициируют межгрупповое сравнение, а субъективные — внутригрупповое (межиндивидуальное).

-анализ стиля речи — члены высокостатусных групп воспринимают членов низкостатусных как некомпетентных людей и, разговаривая с ними, непроизвольно подчёркивают эту некомпетентность.

Невербальные методики рассчитаны на анализ представлений и отношения, которые не осознаются респондентами или о которых они отказываются рассказывать. Это мимика, жесты и пр.

2.Изучение «истинности» стереотипов.

-их соответствия тем особенностям, которыми обладают члены стереотипизированной группы.

2 вида методик:

1)Изучение соответствия между содержанием стереотипов и оссобенностями членов стереотипизированной группы (анализ содержания стереотипов и измерение индивидуальных особенностей членов стереотипизированной группы — самооценка, личностные черты..)

10 стр., 4900 слов

Техники и методики фокус групп

... -вительностью к происходящему. При этом важно учитывать следующие моменты: Методики и техники фокус-группового исследования 9 – активное «слушание» ... перечень тем или целей, которые предполагается реализовать в фокус-группе, представлен ключевыми словами или словосочетаниями, схематично обозначающими соответствующие блоки ... близком как респондентам, так и модератору); Методики и техники фокус-групп

2)Измерение гомогенности стереотипов (выявление оценки гомогенности (подобия) членов стереотипизированной группы и соотнесение её с «истинной» однородностью этой группы)

3.Изучение функций, условий актуализации и изменения стереотипов (и предрассудков).

Косвенные показатели наличия стереотипов:

-время реакции на слова, ассоциативно связанные с содержанием стереотипов — быстро;

-качество запоминания стереотипной информации — более точно;

-качество её воспроизведения — более точно;

-направление каузальной атрибуции (например, наличие в составе стереотипа такой черты как «лень» повышает вероятность внутренней атрибуции неудачи и внешней — успеха члена стереотипизированной группы);

-описание типичного дня объекта стереотипа;

-характер вопросов к объекту восприятия (носитель стереотипов при общении с их объектом выбирает вопросы, ответы на которые позволяют сделать вывод о наличие у него стереотипных черт)

-фиксация готовности к определённому поведению в отношении объекта стереотипа

Использование косвенных показателей основано на предположении о том, что стереотипы влияют на восприятие, запоминание, воспроизведение информации и на поведение в отношении объекта стереотипа.

Основные свойства стереотипов: (Липпман)

1.«Истиность» стереотипов.

2 точки зрения:

1)содержание стереотипов не соответствует действительности (в состав каждой социальной группы входят разные люди, которые не могут быть описаны с помощью одного и того же списка черт; кроме того, содержание стереотипов часто не соответствует даже характеристикам, присущим большинству членов группы)

2)содержание стереотипов соответствует действительности, то есть в состав стереотипов входят те особенности, которые сильно выражены у членов стереотипизированной группы.

2.Сложность стереотипов.

Факторы:

-размер группы;

Структура представлений о группе зависит от её размера. Большие группы представлены в сознании людей с помощью ряда примеров, а маленькие — с помощью прототипа. Стереотипы по отношению к членам больших групп имеют более сложную структуру, чем сформированные по отношению к членам маленьких.

-количество информации;

Чем меньшей информацией относительно членов стереотипизированной группы обладает носитель, тем проще сформированные стереотипы.

-подобие между стереотипизированной группой и группой носителя стереотипа (для гетеростереотипов).

Чем меньше похожи члены этих групп, тем более просты сформированные стереотипы.

3.Валентность стереотипов.

По мнению сторонников Липпмана, стереотипы включают в себя негативно эмоционально окрашенные черты. Однако в настоящее время установлено, что валентность стереотипов зависит от следующих факторов:

-особенности стереотипизированной группы (ин- или аутгруппа и размер группы)

9 стр., 4136 слов

Стереотипы и инерции мышления потребителя в деятельности дизайнера

... работе У.Липпман выделил две важные, на его взгляд, причины, которые оказывают влияние на формирование стереотипов. Первая причина - использование принципа экономии усилий, характерного для повседневного человеческого ... зафиксирован в том или ином виде и выполняется большинством членов группы». Ю.А. Сорокин определяет стереотип как некоторый процесс и результат общения (поведения) согласно определё ...

-особенности носителя стереотипов (ценности, количество информации, степень идентификации с ингруппой)

-особенности контекста оценки (ситуация, конфликтность отношений между стереотипизированной группой и группой носителя стереотипа, интенсивность и характер контакта между группами — позитивный/негативный)

Функции стереотипов:

  1. Влияние на восприятие происходящего:

1)Влияние на восприятие и оценку членов ингруппы и аутгруппы.

Актуализация стереотипов:

-способствует приписыванию членам определённой социальной группы стереотипных черт

-улучшает воспроизведение той информации о человеке, которая соответствует стереотипам и затрудняет воспроизведение контрстереотипной.

Однако в более поздних исследованиях были найдены свидетельства того, что контрстереотипная информация воспронимается и запоминается лучше, чем соответствующая стереотипам.

Кроме того, если поведение человека соответствует стереотипам, субъект восприятия:

-реже объясняет его поведение, чем если бы оно нарушало стереотипы;

-реже даёт объяснения связанные с его членством в определённой группе, чем когда оно нарушает стереотипы, осуществляется в необычной для члена стереотипизированной группы ситуации;

-переоценивает вероятность совершения им подобных поступков и получения соответствующего результата в дальнейшем;

-более позитивно оценивает его и его поведение, чем если бы оно нарушало стереотипы.

2)Влияние на восприятие человека с неизвестной групповой принадлежностью

3)Влияние на восприятие ситуации в целом

Сторонниками изучения стереотипов выделяется 3 типа влияния стереотипов на оценку особенностей человека и ситуации в целом:

-Влияние стереотипа и поступающей контрстереотипной информации при вынесении суждения комбинируется.

-Стереотип оказывает на оценку человека более сильное влияние, чем вновь поступающая, несоответствующая стереотипам, информация о нём, так как носитель стереотипов хуже воспринимает информацию об индивидуальных особенностях объекта восприятия, которые отличают его от других членов его группы.

-Вновь поступающая контрстереотипная информация оказывает на оценку человека более выраженное влияние, чем стереотип.

Сознательность использования стереотипов (и предрассудков) .

2 точки зрения:

1)Стереотипы и предрассудки оказывают влияние на происходящее помимо сознания их носителей, и интенсивность их проявления на бессознательном уровне не соответствует степени их демонстрации на сознательном. 2 показателя бессознательного влияния: а)актуализация стереотипов посредством тех стимулов, которые человек не в состоянии опознать; б)актуализация стереотипов помимо воли их носителя — исследователи полагают, что возможной причиной этого эффекта является распространённость стереотипов в рамках культуры.

13 стр., 6151 слов

Влияние возраста людей на уровень их агрессивности, враждебности ...

... направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека или группы людей. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию ... прочих. Социальные и биологические науки пришли к тому, что, возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывают средовые факторы. К таковым можно ...

2)Интенсивность проявления стереотипов на бессознательном уровне соответствует степени их демонстрации на сознательном.

  1. Поддержка самооценки носителей стереотипа.

Эта функция активируется при:

  • возникновении угрозы для самооценки.

Исследователи полагают, что, когда социальная идентичность людей находится под угрозой, они формируют стереотипы, содержание которых говорит о превосходстве ингруппы над аутгруппой. В этих стереотипах они подчёркивают те характеристики ингруппы, которые выгодно отличают её от аутгруппы, максимизируя различие между ними.

  • возникновении аутгрупповой дискриминации, осуществлённой членами ингруппы.

Люди используют стереотипы для легитимации социально-экономических различий в положении разных групп. Стереотипы выполняют функцию оправдания дискриминационного поведения ингруппы по отношению к аутгруппе.

  • возникновении дискриминации ингруппы, осуществляемой членами социальных меньшинств

Существующая в обществе долговременная дискриминация группы приводит к оправданию её членами своего подчинённого положения. Это оправдание проявляется в формировании членами низкостатусной группы негативных аутостереотипов и использовании стратегии аутгруппового фаворитизма и в изменении уровня социального сравнения.

  1. Демонстрация носителем стереотипа своей принадлежности к определённой социальной группе.

Показателями этой функции являются результаты исследований, согласно которым люди склонны поддаваться влиянию тех одногруппников, которые активно используют стереотипы, и считают, что похожи на них.

  1. Провокация соответствующего поведения его носителя.
  • Люди воспроизводят содержание стереотипов в своём поведении.
  • Стереотипы определяют характер поведения их носителей по отношению к членам стереотипизированной группы.
  1. Влияние на поведение членов стереотипизированной группы.

Этот эффект получил название «самосбывающегося пророчества»: члены стереотипизированной группы демонстрируют ожидаемое от них поведение в результате действий, осуществляемых по отношению к ним носителем стереотипа.

Пример исследования (Снайдер и Сван):

Одного из участников предупреждали о том, что в ходе эксперимента он вступит во взаимодействие с агрессивным и бессчувственным (первое экспериментальное условие) или с миролюбивым и эмоциональным (второе экспериментальное условие) респондентом. Второй респондент действительно участвовал в эксперименте, однако он не соответствовал сделанному описанию. В ходе исследования оба участника выполняли серию тестов, которые допускали повышение уровня шума, затрудняющего действия партнёра.

14 стр., 6832 слов

Объект – восприятие дошкольника

... моего исследования - как воспринимает ребенок дошкольного возраста литературные произведения. Объект – восприятие дошкольника. Предмет – восприятие дошкольников литературных произведений. Цель - изучение восприятия литературных произведений детьми дошкольного возраста Задачи: изучение специфики ...

Результаты показали, что респонедент, полагавший, что работает с агрессивным партнёром, в начале эксперимента использовал больший уровень шума, чем счиатющий второго участника миролюбивым человеком. Возможно, эта мера носила защитный характер. Второй участник, не получивший предварительной информации об особенностях своего партнёра, но наблюдавший за его поведением, тоже повышал уровень щума. Его действия подтверждали ожидания первого, который таким образом убеждался в правильности своих предположений и вновь повышал уровень шума. Эта ситуация повторялась несколько раз. Вероятно, наиболее деструктивный результат влечёт за собой последний шаг этого процесса: член стереотипизированной группы принимает стереотип в качестве самоописания.

Этот эффект возникает при следующих условиях:

1)Индивидуальные особенности объекта стереотипа.

-знание человеком содержания стереотипов;

-понимание человеком связи между содержанием стереотипов и качеством выполнения деятельности;

-самокатегоризация в стереотипизированную группу;

-идентификация человека с низкостатусной группой;

-членство в нескольких низкостатусных группах;

-важность характеристики, связанной с выполняемой деятельностью, для Я-концепции человека;

-внутренний локус контроля;

-отсутствие объяснений возможной неудачи;

-представление об устойчивости особенностей членов низкостатусных групп.

2)Особенности ситуации выполения деятельности.

-наличие в ситуации выполнения задания представителей высокостатусной группы;

-отсутствие в ситуации выполнения задания других членов ингруппы;

-отсутствие указания на неадекватность стереотипов;

-отсутствие указания на неприменимость стереотипов.

Условия использования стереотипов.

1.Особенности контекста вынесения суждения. (увеличение вероятности использования стереотипов)

1.1Вероятность использования стереотипов увеличивается в условиях когнитивной нагрузки.

Пример исследования: (Макри и др.)

Участники смотрели 7-минутное видеоинтервью с женщиной, о которой было известно только то, что она врач (первое экспериментальное условие) или парикмахеры (второе экспериментальное условие).

Она рассказывала о своей жизни и интересах. Половина её утверждений были стереотипными, а половина — контрстереотипными. Когнитивная нагрузка была представлена в виде дополнительного задания, которое респонденты должны были выполнить одновременно с основным. В конце эксперимента участники должны были описать эту женщину.

Результаты показали, что при наличии когнитивной нагрузки стереотипная информация запоминалась респондентами лучше, чем контрстереотипная. Например, респонденты чаще вспоминали, что женщина-врач более умная, чем женщина-парикмахер, и что её родители были богатыми.

Стадии использования стереотипов:

Первая стадия: категоризация объекта восприятия. Эта стадия не требует серьёзных когнитивных усилий со стороны носителя стереотипа, а потому мало подвержена воздействию когнитивной нагрузки.

12 стр., 5585 слов

Влияние гендерных стереотипов на восприятие в современном обществе

... положении женщины проявляется в обществе на подсознательном уровне, вне зависимости от сознательного восприятия. Это стереотип хорошо освещен в статье И. С. Клециной (1999), ниже дается ее ... взаимоотношениях с другими людьми. Большая эмоциональность женщин является одним из устойчивых гендерных стереотипов. Для лица мужского пола проявить чувства — значит, нарушить норму мужественности. В ...

Вторая стадия: активация стереотипа (актуализация представления о стереотипизированной группе, соответствующего выбранной социальной категории, вспоминаются черты, присущие её членам).

Требуются когнитивные усилия, прохождение этой стадии зависит от когнитивной нагрузки и целей обработки информации.

Третья стадия: приложение стереотипа к конкретному объекту — сравнение характеристик объекта стереотипа с чертами, образующими стереотип. Здесь опять не требуется серьёзныз когнитивных усилий — малая подверженность когнитивной нагрузке.

Четвёртая стадия: подавление стереотипа. Субъект восприятия анализирует информацию об индивидуальных особенностях члена стереотипизированной группы. Требуются когнитивные усилия со стороны носитля стереотипов, по\тому эффективность их подавления зависит от когнитивной нагрузки.

Влияние когнитивной нагрузки на активацию стереотипов:

2 объяснения:

1)Стереотипы — это фильтры, которые способствуют восприятию, сохранению и воспроизведению стереотипной информации, а операции с контрстереотипной информацией требуют дополнительных усилий. При введении когнитивной нагрузки когнитивных ресурсов человека не хватает на обработку контрстереотипной информации, и поэтому воспринимается и запоминается, в основном, стереотипная.

2)В условиях когнитивной нагрузки субъект восприятия направляет на анализ контрстереотипной информации дополнительные когнитивные ресурсы.

1.2Активация соответствующего «ярлычка» или содержания стереотипа.

1.3Направление оценки объекта восприятия.

Член стереотипизированной группы более стереотипно оценивается по основаниям, непосредственно связанным с его базоваой деятельностью, и менее стереотипно — по другим параметрам.

1.4Позитивное отношение к использованию стереотипов со стороны окружающих.

1.5Межгрупповой контекст общения.

Способствует актуализации социальной идентичности субъекта восприятия, что повышает вероятность использования им стереотипов при оценке окружающих.

2.Особенности носителя стереотипа. (Увеличение вероятности использования стереотипов)

-условия угрозы позитивной самооценке носителя стереотипа;

-физиологическое и эмоциональное возбуждение носителя стереотипа (часто при тревоге);

-выраженность у носителя стереотипа потребностей в предсказуемости и контроле;

-цели носителя: люди в целом (а не их отдельные свойства); поиск подобия между людьми; достижение согласия с окружающими; когда нет цели вынесения точного суждения; нет цели контролировать свои стереотипы и предрассудки.

Однако попытка контроля стереотипов и предрассудков может привести и к их подавлению, и к эффекту «бумеранга» (подавление стереотипов в один момент времени приводит к их усилинному использованию в другой).

22 стр., 10624 слов

Социальные стереотипы поведения молодежи

... всех ее представителей. Впервые термин «социальный стереотип» ввел в употребление У. Липпман (13, c. 184), имеющегося знания о предмете на его восприятие и оценку при непосредственном контакте. ... его усилия при восприятии сложных социальных объектов и защищают его ценности, позиции и права. С тех пор было предложено огромное количество конкретных определений социального стереотипа. В зависимости от ...

-ценности носителя: его вера в неизменность личностных черт; ценность «равенства»; профессиональная принадлежность носителя; возраст (у пожилых чаще); склонность к стереотипизации; предрассудки (слабо выражены предрассудки — меньше стереотипов);

-позиция носителя — люди реже используют стереотипы, когда играют роль объекта стереотипа, чем когда выступают с позиции наблюдателя.

3.Особенности объекта стереотипа . (Увеличение вероятности использования стереотипов)

-групповая принадлежность объекта стереотипа и позитивность осуществляемого им поведения — с помощью стереотипов объясняется то поведение, с которым их ноитель сталкивается достаточно часто: позитивное поведение членов ингруппы и негативное — членов аутгруппы;

-представление о гомогенности или гетерогенности группы — объекта стереотипа. Стереотипы интенсивнее используются при оценке гомогенной группы.

4.Взаимозависимость объекта и носителя стереотипа .

Люди, зависящие от объекта восприятия, запоминают больше контрстереотипной информации о нём, чем те, кто независим от него, поскольку они заинтересованы в осуществлении контроля за действиями партнёром.

Эффекты межгруппового восприятия. Межгрупповая дифференциация

Это феномен межгруппового восприятия — различие оценок, данных субъектом восприятия членам ингруппы и аутгруппы, а также его чувств и поведения по отношению к ним.

Проявляется как ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация. При чём появление одного из них не всегда сопровождается появлением второго. (Напр., американцы европейского происхождения оценивают афроамериканцев ниже, чем членов ингруппы по позитивным чертам — ингрупповой фаворитизм — но не выше по негативным — отсутствие аутгрупповой дискриминации.)

МД возникает в группе:

-при наличии в поле зрения субъекта восприятия представителей нескольких социальных групп и при этом субъект не взаимодействуе с ними.

-при ожидании этого взаимодействия

-и при непосредственном взаимодействии субъекта с членами разных социальных групп.

Важно, что не любая межгрупповая ситуация приводит к межгрупповой дифференциации.

Виды МД по 2 классификациям:

1 классификация.

2 вида МД:

1)Дифференциация между ингруппой и аутгруппой.

2)Дифференциация между аутгруппой и субъектом восприятия.

В основе этого различия — эмпирически найденная закономерность: член группы меньшинства замечает дискриминацию, отрицая, что он также является её жертвой. Такой эффект возникает у людей со слабой ингрупповой идентификацией и из-за абстрактности объекта сравнения (человек сравнивает себя с типичным челном ингруппы, а не с конкретными её представителями).

2 Классификация.

Виды МД:

1)МД между ингруппой и аутгруппой.

6 стр., 2590 слов

2.Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения

... проблемы – все это заботы социальной работы. Задача социальной работы с семьей – научить семьи самопомощи и взаимопомощи. Субъекты социальной работы: 1.Главный субъект социальной работы – государство с его ... людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию». 2.Органы исполнительной власти – основной субъект социальной защиты населения В системе государственного управления особое место занимают проблемы ...

2)МД между аутгруппами.

Структура межгрупповой дифференциации.

Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая дискриминация проявляются на аффективном, когнитивном и поведенческом уровнях.

Компоненты ингруппового фаворитизма.

Аффективный компонент.

-более позитивное отношение к членам ингруппы

-большая злость в ответ на дикриминация члена ингруппы

Когнитивный компонент.

-более позитивная оценка информации, связанной с местоимениями «я», «мы», чем «они»

-воспроизведение более благоприятных сведений о членах ингруппы, отзывы об их позитивных особенностях, качествах и т.п.

-более позитивная оценка члена ингруппы, критикующего ингруппу, чем критика из аутгруппы

-приписывание членам ингруппы способностей и эмоций

(примеры такого эффекта можно посмотреть в книге Гулевич О.А.)

Поведенческий компонент.

-выделение членам ингруппы большего вознаграждения, желание оказать помощь и кооперрироваться с ними при необходимости

-использование иного, «своего» коммуникативного стиля при общении с членами аутгруппы, подчёркивание тем самым своей социальной идентичности

Кроме того, при общении с членами аутгруппы люди меньше обращают внимание на сообщение и больше — на самого собеседника, более напряжены и меньше способны выразить собственную мысль.

Компоненты аутгрупповой дискриминации.

Когнитивный компонент :

-приписывание членам аутгруппы негативных черт.

Аффективный компонент:

-большая выраженность негативных эмоций по отношению к членам аутгруппы.

Поведенческий компонент:

-выделение большего количества «негативных» ресурсов, более серьёзное наказание, большая социальная дистанция.

Аутгрупповая дискиминация также проявляется в коммуникативном стиле.

Крайний вариант А/д — делегитимация — категоризация людей в негативно оцениваемую социальную группу, которая не рассматривается субъектом как часть человечества. Её следствием является отказ действовать к членам аутгруппы с позиции специфических человеческих ценностей и норм.

Один из показателей МД — каузальная атрибуция.

Основные показатели каузальной атрибуции в межгрупповом контексте — причины, приписываемые поведению членов ингруппы и аутгруппы и описывающие поведение термины.

3 Основные закономерности каузальной атрибуции в межгрупповых отношениях:

1.Противопоставление личностных и ситуационных причин.

-социально нежелательное поведение членов аутгруппы объясняется наличием у них определённых личностных черт, а социально желательное поведение — стечением обстоятельств.

-социально желательное поведение членов ингруппы объясняется личностными качествами, а нежелательное — стечением обстоятельств.

3 стр., 1465 слов

Объекты и субъекты социальной работы

... рассмотрение некоторыми авторами этих компонентов социальной работы в последовательности «субъекты -- объекты». Кроме того, характеристику субъектов социальной работы необходимо рассматривать с учетом ... процесс (учебные дисциплины в области социальной работы). Субъектами социальной работы являются: 1) прежде всего организации, учреждения, социальные институты общества: * государство со своими ...

2.Противопоставление особенностей группы в целом и её отдельного члена.

-социально желательное поведение члена аутгруппы атрибутируется его индивидуальными характеристиками, а нежелательное — ообенностями, присущами всем членам аутгруппы

-член ингруппы — наоборот

Проявление описанных закономерностей атрибуции затрудняется их взаимодействием с фундаментальной ошибкой атрибуции.

3.Противопоставление стабильных/нестабильных, контролируемых/неконтролируемых, рациональных/ нерациональных причин. Мнение и поведение членов аутгруппы, противоречащее мнению ингруппы, объясняется стабильными, контролируемыми и рациональными причинами.

Феномен лингвистической предвзятости.

Для описаний действий членов разных групп используюся термины разной степени абстрактности. Существуют 2 мнения:

1)Абстрактные термины используются для подчёркивания стабильности, а конкретные — случайности социально желательного/нежелательного поведения членов ин- и аутгруппы;

2)Использование абстрактных терминов является показателем личной атрибуции совершенного поведения, а конкретных — ситуационной.

В качестве показателя МД может выступать и атрибуция ответственности и вины.

-членам ингруппы приписывается меньщая ответственность за социально нежелательное поведение, чем членам аутгруппы.

-члены ингруппы реже признаются виновными в содеянном, чем члены аутгруппы.

Основные методики измерения МД .

Измерение когнитивного компонента:

-биполярные или униполярные шкалы для оценки характеристик и ценностей (умный/глупый).

Показаетель МД — различие в оценках членов ингруппы и аутгруппы.

-оценка подобия членов ингруппы и аутгруппы по ряду шкал

-выбор черт, присущих членам ин- и аутгруппы, из списка

-приписывание причин поведения членам обеих групп

-описание поведения членов ин- и аутгруппы

-утверждения, сопровождающиеся шкалой Лайкерта. Степень согласия с утверждениями.

-выбор человека, осуществляющего позитивное или негативное поведение.

Измерение поведенческого компонента:

-утверждения по шкале Лайкерта

-проективные методики

-распределение вознаграждения между членами ингруппы и аутгруппы

-выбор стратегий поведения в дилеммах

Измерение аффективного компонента:

-биполярные или униполярные шкалы

-утверждения о чувствах субъекта восприятия при столкновении с обеими группами (шкала Лайкерта)

-выбор эмоциональных состояний, возникающих у субъекта восприятия при столкновении с группами

-изображение членов ингруппы и аутгруппы

Функции МД :

(Выделяются сторонниками теории социальной идентичности и самокатегоризации)

1.Инструментальная: МД способствует объединению группы и достижения групповых целей.

2.Функция повышения с/оценки: С/оценка человека зависит от принятой им социальной идентичности. В основе МД лежит желание человека сохранить позитивный образ «Я» путём защиты своей социальной идентичности.

В основе этой функции лежит ассоциация, которую люди устанавливают между своим «Я» и ингруппой.

3.Функция сохранения психического здоровья. Демонстрация МД позволяет человеку компенсировать ощущение относительной депривации — неудовлетворённости положением ингруппы по сравнению с аутгруппой.

4.Функция социальой категоризации. МД — способ познания и категоризации социальных объектов. Согласно принципу мета-контраста, несколько человек будут отнесены к одной и той же социальной группе, если различие между ними меньше, чем их отличие от членов других социальных групп, участвующих в данной ситуации. В процессе социальной категоризации субъект восприятия выделяет различия, существующие между членами ингруппы, с одной стороны, и членами аутгруппы — с другой, чтобы подчеркнуть свою групповую принадлежность.

Факторы, влияющие на выраженность МД.

3 Группы факторов:

1.Особенности субъекта восприятия (ценности, мотивация, степень идентификации с группой, эмоциональное состояние).

2.Характеристики участвующих во взаимодействии групп (статусы групп, размеры групп, легитимность статуса ингруппы, сплочённость ингруппы, степень подобия между группами).

3.Особенности ситуации межгруппового воспрития (конфликтность, очевидность критериев межгруппового сравнения, ясность оценок…).

Последствия аутгрупповой дискриминации.

А/д приводит к изменению психологического состояния жертв дискриминации, её виновников и сторонних наблюдателей.

Последствия для жертв дискриминации:

1.Психологические последствия.

-уменьшение самооценки и ухудшение психологического состояния (тревога, депрессия…)

-изменение ингрупповой идентификации (по разным данным, может быть и усиление, и ослабление)

-уменьшение предрассудков

2.Поведенческие последствия.

Основные поведенческие последствия:

-обнародование факта дискриминации

-сопротивление воздействию аутгруппы и отказ общаться с её представителями, ответная дискриминация её виновников

-изменение стратегии самопрезентации (в некоторых случаях люди предпочитают создать образ, который позволяет им дистанцироваться от от подвергающейся дискриминации ингруппы)

Последствия для наблюдателей:

-возникновение чувства вины. Чувство вины (как желание видеть членов ингруппы хорошими) становится тем сильнее, чем сильнее свидетель идентифицирует себя с группой — источником дискриминации.

-желание вступить во взаимодействие с жертвой дискриминации

-желание оказать помощь жертве дискриминации

Последствия для виновников:

-возрастание чувства вины и уменьшение дискриминации в дальнейшем

Однако чувство вины может снижаться из-за привыкания к дискриминации.

Эффекты гомогенности аутгруппы, «чёрной овцы» и сверхисключения.

Эффект гомогенности аутгруппы.

-оценка членов группы как более похожих друг на друга, чем члены ингруппы.

2 типа объяснений эффекта:

Когнитивные объяснения.

(Из исследований категоризации и самокатегоризации)

а)Структура социальной категории

-аутгруппа представлена в сознании субъекта восприятия как единое целое, а образ ингруппы распадается на ряд подкатегорий.

-основным элементом категории-аутгруппы является протитип-образ её наиболее типичного члена. А в состав категории-ингруппы входит не только прототип, но и примеры её отдельных членов.

б)Контекст сравнения

-при оценке ингруппы субъект восприятия производит межличностное сравнение, а при оценке аутгруппы — межгрупповое.

Следовательно, эффект гомогенности аутгруппы является результатом межгруппового сравнения, проведённого субъектом восприятия.

Мотивационные объяснения.

Эффект гомогенности аутгруппы — рузультат удовлетворения потребностей субъекта восприятия. Эффект служит для:

-повышения сплочённости и координации усилий членов ингруппы (инструментальная функция)

-поддержания самооценки субъекта восприятия (функция поддержания самооценки).

В основе эффекта гомогенности аутгруппы лежит желание человека сохранить позитивный образ «Я» путём защиты своей социальной идентичности.

-облегчения аугрупповой дискриминации

-удовлетворения потребности в контроле. Восприятие членов аутгруппы как похожих друг на друга создаёт иллюзию предсказуемости действий каждого из них.

Эффект гомогенности аутгруппы является одной из четырёх стратегий оценки однородности ингруппы и актгруппы. (Остальные 3 стратегии — индивидуализация, деперсонализация, восприятие гомогенности ингруппы)

Эффект «чёрной овцы».

Член ингруппы, следующий социальным нормам, оценивается более позитивно, чем следующий им член аутгруппы, а нарушающий нормы член ингруппы — более негативно, чем нарушающий их член аутгруппы. То есть, оценка членов ингруппы более поляризирована, чем оценка членов аутгруппы — либо очень позитивная, либо очень негативная.

Эффект «чёрной овцы» возникает только в том случае, когда речь идёт о выполнении норм, которые специфичны для ингруппы.

Объяснения эффекта :

1.Потребность в поддержании высокой самооценки.

Желание субъекта восприятия сохранить высокую самооценку путём защиты своей социальной идентичности.

В процессе принятия социальной идентичнсоти человек начинает позитивно оценивать ингрупповой прототип. Это сопровождается:

-самостереотипизацией, при которой прототип становится частью образа «Я» субъекта восприятия;

-возникновением зависимости между самооценкой и оценкой ингруппы;

-его восприятием своей взаимозаменяемости с другими членами группы;

-копированием их поведения.

Так, негативно оценивая «чёрную овцу», субъект восприятия поддерживает позитивность оценки ингруппы и, значит, своей самооценки.

2.Необходимость легитимации групповых норм.

«Чёрная овца», являющаяся членом ингруппы и нарушающая её нормы, подчёркивает их нелегитимность и необязательность, нарушает утверждение о доминантном положении ингруппы. Реакция группы на это нарушение — особенно негативная оценка её поведения. Напротив, член аутгруппы, нарушающий нормы своей группы и следующий нормам ингруппы, подчёркивает превосходство последних и, таким образом, подтверждает предположение о легитимности доминирующего положения ингруппы.

3.Изменение настроения субъекта восприятия.

«Гипотеза нарушения ожиданий»: объект восприятия, нарушающий ожидания субъекта восприятия, получает экстремальную оценку в зависимости от направления нарушения: если субъект восприятия позитивно оценивает ингруппу и ожидает от неё социально желательных поступков, то нарушение норм одним из членов группы воспринимается им особенно негативно. Если же субъект негативно оценивает аутгруппу и ожидает социально нежелательного поведения, то нарушение ожидания — совершение членом аутгруппы поступка, соответствующего ингрупповым нормам — приводит к позтивной оценке этого члена аутгруппы.

4.Особенности процесса социальной категоризации (функция социальной категоризации).

Упорядочивание субъектом восприятия своего социального окружения, распредение по группам-категориям. При этом субъект восприятия игнорирует индивидуальные особенности членов ин- и аутгруппы и подчёркивает отноительную гомогенность каждой из них. Так, в процессе социальной категоризации субъект восприятия выделяет различия, существующие между членами ин- и аутгрупп. «Чёрная овца» мешает установлению такого различия, так как её появление «размывает» для субъекта восприятия границы ингруппы. Всё это приводит к негативной оценке «чёрной овцы».

Факторы, влияющие на эффект «чёрной овцы».

1.Особенности субъекта восприятия.

-степень ингрупповой идентификации — чем она сильнее, тем больше вероятность эффекта «чёрной овцы».

-настроение — появлениею резко негативной оценки «чёрной овцы» способствует плохое настроение субъекта восприятия.

2.Характеристики групп.

-эффект возникает тогда, когда субъект восприятия считает группу гетерогенной.

3.Особенности ситуации межгруппового взаимодействия.

-тип нарушенных норм. Некоторые исследователи выделяют 2 типа социальных норм: 1)установление различия между ин- и аутгруппой; 2)подтверждение легитимности высокого статуса ингруппы. Эффект «чёрной овцы возникает в том случае, если субъект восприятия узнаёт, что «овца» нарушила нормы второго типа, и что поведение члена аутгруппы соответствовало им.

-важность параметров межгруппового сравнения. Эффект возникает тогда, когда основания межгруппового сравнения важны для субъекта восприятия.

Эффект сверхисключения.

При определении групповой принадлежности окружающих человек предпочитает исключить из ингруппы членов ингруппы, но не включить в неё членов аутгруппы. Такой эффект является резльтатом:

а)защиты субъектом восприятия своей самооценки, стремления сузить количество членов ингруппы, «таких же хороших, как я»;

б)стремления осуществить правильную категоризацию окружающих и последующей перестраховки.

На выраженность эффекта оказывают влияние индивидуальные особенности субъекта восприятия:

-степень его ингрупповой идентификации (высокая)

-наличие у него предрассудков в отношении членов аутгруппы

Эффекты социального влияния и социального сравнения в межгрупповом контексте.

Многие аспекты существования группы зависят от особенностей межгрупповой ситуации.

Эффекты социального влияния и социального сравнения, возникая в рамках одной социальной группы, трансформируются при межгрупповом взаимодействии.

Эффекты социального влияния.

1.Влияние на эффективность убеждающего сообщения групповой принадлежности коммуникатора.

Коммуникатор, являющийся членом ингруппы, оказывает на аудиторию большее влияние, чем коммуникатор — член аутгруппы.

Несколько объяснений этого эффекта:

-теория социальной идентичности: согласие субъекта восприятия с мнением ингруппового коммуникатора позволяет ему продемонстрировать свою принадлежность к определённой группе, а поддержка аутгруппового коммуникатора разрушает его социальную идентичность.

-теория самокатегоризации: в ходе социальной категоризации субъект восприятия признаёт своё подобие членам ингруппы и отличие от членов аутгруппы. Это позволяет ему приписать мнение члена аутгруппы его интересам, отличающимся от интересов членов ингруппы, результатом чего становится недоверие его точке зрения. Вместе с тем, восприятие реципиентом своего подобия ингрупповому коммуникатору приводит к тому, что он задумывается над предлагаемой ему позицией и в конце концов принимает её.

-стратегии анализа убеждающего сообщения: субъект уделяет сообщению ингруппового коммуникатора большее внимание, чем сообщению аутгруппового коммуникатора. Если сообщение ингруппового коммуникатора хорошо обосновано, оно оказывает на слушателя большее влияние, чем сообщение аутгруппового.

Выраженность большего влияния ингруппового коммуникатора зависит от:

-статуса ингруппы (ингруппа позитивно оценивается окружающими)

-сложности общения (если сообщение ингруппового коммуникатора проще)

-оценки ингруппы, заложенной в сообщении (если аутгрупповой коммуникатор негативно оценивает ингруппу)

-публичности выступления коммуникатора (большая аудитория — большее влияние, а аутгрупповой коммуникатор оказывает большее влияние, если выступает перед каждым человеком отдельно)

-публичности выражения мнения аудитории (респонденты чаще соглашаюся с ингрупповым коммуникатором при публичном выражении своего мнения, а с аутгрупповым — при приватном)

-типа решаемой субъектом восприятия задачи (когда речь идёт о проблеме, имеющей несколько вариантов решения и касающейся не фактов, а мнений)

2.Зависимость влияния большинства от групповой принадлежности его членов.

2 аспекта воздействия межгруппового контекста на степень влияния большинства и его следствия — конформизма:

1)Конформизм субъекта восприятия зависит от степени его ингрупповой самокатегоризации и идентификации. Чем выше уровень самокатегоризации и идентификации, тем чаще субъект восприятия соглашается с мнением большинства — рост конформизма.

2)Люди с высокой степенью конформности реже отказываются от членства в низкостатусной ингруппе, и поэтому у них чаще возникает плохое настроение и чувство собственной неполноценности.

3.Зависимость влияния меньшинства от групповой принадлежности его членов .

2 аспекта воздействия межгруппового контекста на степень влияния меньшинства:

1)Степень влияния ингруппового меньшинства на ингрупповое большинство зависит от ингруппового контекста.

В частности, когда члены большинства ингруппы не знакомы с точкой зрения членов аутгруппы или не видят её (внутригрупповой контекст), они рассматривают позицию ингруппового меньшинства как сильно отличающуюся от их собственной и отвергают её. Влияние меньшинства может стать заметным только через какое-то время.

Однако, если ингрупповое большинство знакомо с точкой зрения аутгруппы (межгрупповой контекст), его члены воспринимают ингрупповое меньшинство как часть ингруппы, а его позицию как отражение групповой. Меньшинство может оказать в этом случае быстрое влиняие.

2)Степень влияния ингруппового меньшинства отличается от степени влияния аутгруппового меньшинства. 2 противоположных исследования:

-ингрупповое меньшинство оказывает большее влияние на мнение большинства, чем аутгрупповое меньшинство (из-за ингруппового фаворитизма или просто восприятия ингруппы своих членов как более компетентных — 2 разных объяснения)

-ингрупповое меньшинство оказывает меньшее влияние на мнение большинства, чем аутгрупповое меньшинство (из-за эффекта «чёрной овцы» или из-за разной интенсивности анализа информации, поступающей от коммуникатора — так как благодаря доверию группы ингрупповому коммуникатору его сообщения анализируются менее тщательно, хорошо аргументированное сообщение аутгруппового коммуникатора может оказать большее влияние)

Эффекты группового принятия решения .

Социальная леность в межгрупповом контексте .

Работая в группе, человек прикладывает меньше усилий, чем выполняя это же задание в одиночестве.

Ослаблению социальной лености способствуют те условия, которые ведут к усилению ингрупповой самокатегоризации и идентификации субъекта восприятия. Поэтому введение межгруппового контекста уменьшает вероятность её возникновения.

Групповая поляризация в межгрупповом контексте .

Решение, вынесенное группой, более экстремально, чем среднее от индивидуальных решений её членов. Два полюса групповой поляризации:

-«сдвиг-к-риску»

-«сдвиг-к-осторожности»

По мнению некоторых авторов, эффект групповой поляризации является результатом осуществления основного принципа социальной категоризации — мета-контраста. Несколько объектов могут быть отнесены к одной категории, если различие между ними меньше, чем их отличие от другой группы объектов. Поляризацией группового решения является желание участников подчеркнуть единство и уникальность ингруппы.

Таким образом, степень групповой поляризации зависит от наличия межгруппового контекста, порождающего:

-ингрупповую самокатегоризацию субъекта восприятия: чем выше степень самокатегоризации, тем большее групповая поляризация;

-ингрупповую идентификацию субъекта восприятия;

-восприятие различия между мнениями разных подгрупп одной и той же группы;

-межгрупповую конкуренцию: межгрупповая конкуренция порождает эффект «сдвига-к-риску».

План ответа.

Стереотипы.

-определение стереотипа

-стереотипы необходимо отличать от предрассудков, которые входят в состав аффективного компонента аттитюда к социальной группе

-методы изучения стереотипа

-свойства стереотипов

-функции стереотипов

-условия использования стереотипа (вероятность)

Эффекты межгруппового восприятия.

-межгрупповая дифференциация (виды, структура, методы измерения, функции, факторы, флияющие на неё)

-эффект чёрной овцы

-эффект сверхисключения

-эффекты социального влияния и социального сравнения в межгрупповом контексте

-эффекты группового принятия решения

Литература для более подробного анализа:

Гулевич О.А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования. Часть 1 — Когнитивный подход. 2006г.

Гулевич О.А. Межгрупповые отношения: направления социально-психологического исследования. Часть 2 — эффекты межгруппового восприятия и способы оптимизации межгрупповых отношений. 2006г.