Гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

ВВЕДЕНИЕ…3−5

ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…6−13

1.1 Гендерная лингвистика: понятие и периодизация…6−9

1.2 Основные направления гендерной лингвистики…9−10

1.3 Гендерные исследования в отечественной лингвистике…10−13

ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЙ КОНТРАСТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖОНА ГРЕЯ…14−26

2.1 Основные гендерные различия в произведениях Джона Грея…14−17

2.2 Социальные и генетические различия мужчин и женщин…17−22

2.3 Вербальные и невербальные отличия мужчин и женщин в произведении Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»…22−26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…27−32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ИСТОЧНИКОВ…33−35

Учеными установлено, что у каждого человека существует два типа пола: биологический пол (sex) и социокультурный (gender).

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств).

Категория gender была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х -начале 70-х годов нашего века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания в целом. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные «последствия», является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

3 стр., 1237 слов

Глава 1: «Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез»;

... изложения. Источниковедческий синтез сосредотачивает внимание исследователя на воссоздании целостности произведения. Глава 3: «Классификация исторических источников»; Можно выделить 2 задачи источниковедения ... 5: «Функционирование произведения в культуре»; Раздел 6: «Интерпретация источника»; Раздел 7: «Анализ содержания»; Раздел 8: «Источниковедческий анализ». Глава 3: «Классификация ...

В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а «конструируются» обществом (doinggender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации. Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами. Основные теоретико-методологические положения (гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации;; а также самоидентификация личности. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение, в том числе и речевое, личности и на процессы ее языковой социализации.

Термин гендер, таким образом, использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов «женского» в сравнении с «мужским», то есть «при выделении всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин и мужчин». В этот период речь шла преимущественно о женских исследованиях (womensstudies).

Гендерная лингвистика, или лингвистическая гендерология — это раздел лингвистики или, соответственно, раздел гендерологии, изучающий особенности речи представителей разных полов. Заметим, что различают два вида пола: биологический и социокультурный (или гендер).

3 стр., 1097 слов

Исследование психолога

... инструкций психологом в условиях выраженного сужения объёма слухоречевого запоминания. Гнозис. Исследование слухового, зрительного, тактильного восприятия производится на соответствующем стимульном материале. ... , тактильной, двигательной, других видов памяти. Замечание. Непосредственно перед началом исследования высших психических функций целесообразно выявление объёма слухоречевой памяти, а также ...

Биологический пол — это комплекс анатомических и физиологических особенностей, позволяющих определить принадлежность индивидуума к конкретному полу. Социокультурный пол — это комплекс социальных норм, ожиданий, реакций, ценностей, формирующих отдельные черты личности. Гендерная лингвистика изучает языковые различия именно социокультурных полов, которые не всегда совпадают с биологическими.

Цель данной работы: рассмотреть особенности возникновения гендерной лингвистики, ее понятие, а также исследовать гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1. Дать понятие гендерной лингвистики

2. Рассмотреть периоды развития гендерной лингвистики

3. Рассмотреть гендерные исследования в отечественной лингвистике

4. Исследовать гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе дается понятие гендерной лингвистики, рассматриваются и анализируются периоды развития гендерной лингвистики, а также возникновение гендерной лингвистики в нашей стране и ее развитие. Во второй главе исследуется гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

1. Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2011- 221 с.

2. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» М.: МЦГИ, 2010 — 147 с.

3. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2010.- 214 с.

4. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. — 204 с.

15 стр., 7032 слов

Гендерные различия в особенностях вербальной и образной креативности во взрослом возрасте

... является беглость. Кирилина Л. В. Развитие гендерных исследований. Москва 1998. - С. 143 Гендерные различия в особенностях ... языку придается исключительно важное значение, а лингвистика становится одной из центральных наук. Если ... становится деятельность, построенная на основе определенной конфигурации этих ресурсов. Постиндустриальное пространство перенасыщено информацией. Человеческое - массовое, ...

5. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2011. — 318 с.

6. Гендер как интрига познания: Сб. ст., составитель А.В. Кирилина — М., 2012. — 314 с.

7. Крейдлин Г. В. Кинесика //Словарь языка русских жестов. — Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2011. — С. 248 с.

8. Крейдлин Г. Е., Чувилина Е.А. Улыбка как жест и как слово (к проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов) //ВЯ. — 2013. — № 4. — С. 93.

9. Баженова И.С. Экспрессия эмоций в контексте гендерных исследований // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции. Часть 4. Слово в тексте. — Смоленск: СГПУ, 2011. — С. 104.

10. Кирилина А.В. Гендер: Лингвистические аспекты. — М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2014 — 431 с.

11. Горошко Е.И. Особенности мужских и женских ассоциаций / Е.И. Горошко // Пол и его маркировка в речевой деятельности / Под ред. Е.Н. Шовгеля. — Кривой Рог: МИЦ ЧЯКП, 2011. — С. 188.

12. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения: (Психолингвист. анализ): Автореф. дис.. канд. филол. наук / Е.И. Горошко; РАН. Ин-т языкознания. — М., 2012. — 127 c.

13. Кирилина А.В. Гендерные стереотипы, речевое общение и «деловая» лексика / А.В. Кирилина // Имидж женщины-лидера. — Иваново, 2014. — С. 285.

14. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты (монография) / А.В. Кирилина. — М., 2014. — 147 с.

15. Об основных принципах взаимоотношения мужчин и женщин [Электронный ресурс] URL: 19_41 854_ob-osnovnih-printsipah-vzaimootnosheniya-muzhchin-i-zhenshchin.html

16. Гендерные различия [Электронный ресурс] URL: 8_75 980_gendernie-razlichiya.html

17. Гендерные различия в психической деятельности и поведении. [Электронный ресурс] URL: 2−55 773.html

7 стр., 3394 слов

Коммуникационные образовательные ресурсы

... в коммуникативной форме, педагог создает новый тип ресурсов электронной образовательной среды. Информационные ресурсы сетевой среды есть ресурсы жесткие, малоизменяемые, базовые, они составляют фундамент ... социальном пространств. В качестве обобщенных выводов, отметим, что информационные ресурсы электронной образовательной среды уже принятое понятие. Однако вопросы, каким образом осуществляются ...

18. 100 различий между мужчиной и женщиной [Электронный ресурс] URL: blog/43 879 415 473/100-razlichiy-mezhdu-muzhchinoy-i-zhenschinoy?domain=mirtesen.ru&mid=36EBFAE5E16345A1867FE1D364552D88&pad=1&page=2

19. Различия между мужчинами и женщинами — это социализация, а не генетика [Электронный ресурс] URL: blogs/razlichiya-mejdu-mujchinami-i-jenschinami--eto-soc/697 635

20. Джон Грей. Мужчины с Марса, женщины с Венеры [Электронный ресурс] URL: knigi/dzhon-grej-muzhchiny-s-marsa-zhenshhiny-s-venery-1992.html

21. Гендерная лингвистика. Отличия мужской и женской письменной речи gendernaja_lingvistika_pismennaya_rech/

22. Гендерная лингвистика. Отличия мужской и женской устной речи gendernaja_lingvistika_ustnaya_rech/

23. Грэй Джон. Мужчины с Марса, женщины с Венеры — М., 2006. — 352 c.

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector