Гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3-5

ГЛАВА 1. ГЕНДЕРНАЯ ЛИНГВИСТИКА КАК НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………….6-13

1.1 Гендерная лингвистика: понятие и периодизация……………………..6-9

1.2 Основные направления гендерной лингвистики……………………..9-10

1.3 Гендерные исследования в отечественной лингвистике……………10-13

ГЛАВА 2. ГЕНДЕРНЫЙ КОНТРАСТ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ДЖОНА ГРЕЯ………………………………………………………………………….14-26

2.1 Основные гендерные различия в произведениях Джона Грея………14-17

2.2 Социальные и генетические различия мужчин и женщин…………..17-22

2.3 Вербальные и невербальные отличия мужчин и женщин в произведении Джона Грея «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»……………………22-26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..27-32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И

ИСТОЧНИКОВ……………………………………………………………..33-35

Учеными установлено, что у каждого человека существует два типа пола: биологический пол (sex) и социокультурный (gender).

Важную роль в развитии и поддержании гендерной системы играет сознание людей. Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей (например, ярлыки «мужеподобная женщина» или «мужик, а ведет себя как баба» весьма болезненно переживаются людьми и могут вызывать не только стрессы, но и различные виды психических расстройств).

Категория gender была введена в понятийный аппарат науки в конце 60-х -начале 70-х годов нашего века и использовалась сначала в истории, историографии, социологии и психологии, а затем была воспринята и в лингвистике, оказавшись плодотворной для прагматики и антропоориентированного описания в целом. Гендерный фактор, учитывающий природный пол человека и его социальные «последствия», является одной из существенных характеристик личности и на протяжении всей ее жизни определенным образом влияет на ее осознание своей идентичности, а также на идентификацию говорящего субъекта другими членами социума.

3 стр., 1237 слов

Глава 1: «Источниковедческий анализ и источниковедческий синтез»;

Аннотация к статье О. М. Медушевской «Метод источниковедения и междисциплинарные аспекты», опубликованной в учебном пособии РГГУ «Источниковедение». Москва, 2000 г. Статья О.М. Медушевской «Метод источниковедения и междисциплинарные аспекты» состоит из 4 глав. В учебном пособоии РГГУ «Источниковедение» она располагается с 122 страницы по 168, насчитывая тем самым 46 страниц. Содержание статьи: ...

В отличие от категории sexus гендерный статус и, соответственно, гендерная иерархия и гендерно обусловленные модели поведения задаются не природой, а «конструируются» обществом (doinggender), предписываются институтами социального контроля и культурными традициями. Гендерные отношения являются важным аспектом социальной организации. Они особым образом выражают ее системные характеристики и структурируют отношения между говорящими субъектами. Основные теоретико-методологические положения ( гендерного концепта основаны на четырех взаимосвязанных компонентах: это культурные символы; нормативные утверждения, задающие направления для возможных интерпретаций этих символов и выражающиеся в религиозных, научных, правовых и политических доктринах; социальные институты и организации;; а также самоидентификация личности. Гендерные отношения фиксируются в языке в виде культурно обусловленных стереотипов, накладывая отпечаток на поведение, в том числе и речевое, личности и на процессы ее языковой социализации.

Термин гендер, таким образом, использовался для описания социальных, культурных, психологических аспектов «женского» в сравнении с «мужским», то есть «при выделении всего, что формирует черты, нормы, стереотипы, роли, типичные и желаемые для тех, кого общество определяет как женщин и мужчин». В этот период речь шла преимущественно о женских исследованиях (womensstudies).

Гендерная лингвистика, или лингвистическая гендерология — это раздел лингвистики или, соответственно, раздел гендерологии, изучающий особенности речи представителей разных полов. Заметим, что различают два вида пола: биологический и социокультурный (или гендер).

Биологический пол — это комплекс анатомических и физиологических особенностей, позволяющих определить принадлежность индивидуума к конкретному полу. Социокультурный пол — это комплекс социальных норм, ожиданий, реакций, ценностей, формирующих отдельные черты личности. Гендерная лингвистика изучает языковые различия именно социокультурных полов, которые не всегда совпадают с биологическими.

Цель данной работы: рассмотреть особенности возникновения гендерной лингвистики, ее понятие, а также исследовать гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

2 стр., 906 слов

Гендерные различия особенностей мотивации к обучению старшеклассников

Содержание Введение …………………………………………………………….3 Глава 1 Развитие гендера. Исторические сведения………………………5 1.1.Гендер……………………………………………………………………..5 1.2. Представления о маскулинности и феминности………………………8 Глава 2 Определение мотивации и ее значение в процессе обучения……13 2.1 Определение мотивации как процесса………………………………….13 2.2. Стадиальность мотивационного процесса……………………………..15 2.3. ...

В соответствии с поставленной целью необходимо решение следующих задач:

1. Дать понятие гендерной лингвистики

2. Рассмотреть периоды развития гендерной лингвистики

3. Рассмотреть гендерные исследования в отечественной лингвистике

4. Исследовать гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

Поставленные цели и задачи предопределили следующую структуру работы. В первой главе дается понятие гендерной лингвистики, рассматриваются и анализируются периоды развития гендерной лингвистики, а также возникновение гендерной лингвистики в нашей стране и ее развитие. Во второй главе исследуется гендерный контраст в произведениях Джона Грея.

………….

1. Теория и методология гендерных исследований. М.: МЦГИ, 2011- 221 с.

2. Хрестоматия по курсу «Основы гендерных исследований» М.: МЦГИ, 2010 – 147 с.

3. Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2010.- 214 с.

4. Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. – 204 с.

5. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2011. – 318 с.

6. Гендер как интрига познания: Сб. ст., составитель А.В. Кирилина — М., 2012. – 314 с.

7. Крейдлин Г.В. Кинесика //Словарь языка русских жестов. — Москва-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2011. — С. 248 с.

8. Крейдлин Г.Е., Чувилина Е.А. Улыбка как жест и как слово (к проблеме внутриязыковой типологии невербальных актов) //ВЯ. — 2013. — №4. — С. 93.

9. Баженова И.С. Экспрессия эмоций в контексте гендерных исследований // Разноуровневые характеристики лексических единиц. Сборник научных статей по материалам докладов и сообщений конференции. Часть 4. Слово в тексте. — Смоленск: СГПУ, 2011. — С. 104.

11 стр., 5363 слов

Особенности речи мужчин и женщин (о понятии «гендерная лингвистика»)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет» Новокузнецкий институт (филиал) Факультет русского языка и литературы реферат по Теории языка (Введение в языкознание) Выполнила студентка 1 курса 1 группы Хамовой Юлии Максимовны Работа сдана на ...

10. Кирилина А.В. Гендер: Лингвистические аспекты. — М.: Изд-во «Институт социологии РАН», 2014 — 431 с.

11. Горошко Е.И. Особенности мужских и женских ассоциаций / Е.И. Горошко // Пол и его маркировка в речевой деятельности / Под ред. Е.Н. Шовгеля. — Кривой Рог: МИЦ ЧЯКП, 2011. — С. 188.

12. Горошко Е.И. Особенности мужского и женского вербального поведения: (Психолингвист. анализ): Автореф. дис. . канд. филол. наук / Е.И. Горошко; РАН. Ин-т языкознания. — М., 2012. — 127 c.

13. Кирилина А.В. Гендерные стереотипы, речевое общение и «деловая» лексика / А.В. Кирилина // Имидж женщины-лидера. — Иваново, 2014. — С. 285.

14. Кирилина А.В. Гендер: лингвистические аспекты (монография) / А.В. Кирилина. – М., 2014. – 147 с.

15. Об основных принципах взаимоотношения мужчин и женщин [Электронный ресурс] URL: 19_41854_ob-osnovnih-printsipah-vzaimootnosheniya-muzhchin-i-zhenshchin.html

16. Гендерные различия [Электронный ресурс] URL: 8_75980_gendernie-razlichiya.html

17. Гендерные различия в психической деятельности и поведении. [Электронный ресурс] URL: 2-55773.html

18. 100 различий между мужчиной и женщиной [Электронный ресурс] URL: blog/43879415473/100-razlichiy-mezhdu-muzhchinoy-i-zhenschinoy?domain=mirtesen.ru&mid=36EBFAE5E16345A1867FE1D364552D88&pad=1&page=2

19. Различия между мужчинами и женщинами – это социализация, а не генетика [Электронный ресурс] URL: blogs/razlichiya-mejdu-mujchinami-i-jenschinami—eto-soc/697635

20. Джон Грей. Мужчины с Марса, женщины с Венеры [Электронный ресурс] URL: knigi/dzhon-grej-muzhchiny-s-marsa-zhenshhiny-s-venery-1992.html

21. Гендерная лингвистика. Отличия мужской и женской письменной речи gendernaja_lingvistika_pismennaya_rech/

22. Гендерная лингвистика. Отличия мужской и женской устной речи gendernaja_lingvistika_ustnaya_rech/

23. Грэй Джон. Мужчины с Марса, женщины с Венеры — М., 2006. — 352 c.