Гендерные различия в управленческой деятельности

Содержание

Введение 3

1 Проблема гендерных различий в психологии 5

2 Гендерные различия в управленческой деятельности 9

3 Качества женщины, определяющие ее высокую эффективность в управлении 12

Заключение 15

Литература 16

Введение

Последние десятилетия во многих странах характеризуются активным завоеванием женщинами лидирующих позиций в бизнесе и политике. В России происходят аналогичные процессы – отмечено все более активное освоение женщинами этих новых для них областей общественной жизни. Рыночный этап развития России не только коренным образом повлиял на экономические процессы, но и способствовал смягчению консервативных установок относительно многих сфер жизнедеятельности. Однако представления о женской деловой активности и, тем более, лидерстве и руководстве до сих пор остаются под влиянием социальной и культурной инерции. В рамках патриархальной культуры все еще сохраняющей большое влияние во всем мире и практически доминирующей в России, управление и руководство считаются мужской прерогативой. Такой подход значительно ограничивает возможности женщин в самореализации, затрудняет их адаптацию в кризисных социально-экономических условиях, препятствует освоению ими высших позиций в менеджменте.

Проблема психологических особенностей женщин-руководителей представляет существенный интерес для исследователей на протяжении длительного времени. Психологические различия мужчин и женщин рассматривали в своих работах отечественные (О.А. Воронина, Н.М. Римашевская, О.М. Здравомыслова, Т.А. Клименкова, М.М. Малышева, 3.А. Хоткина, Е.А. Баллаева и др.) и зарубежные исследователи (Т. Хилтон, К. Бенбоу, Дж. Стенли, Л. Вудфилд, М. Хорнер, Д. Спенс, Р. Хольмрайх).

Изучению гендерных особенностей в управленческой деятельности посвящены работы Э. Криттенден, Дж. Роузнер, М. Хеннинг. Исследованием социально-психологических характеристик российских женщин-предпринимателей занимаются С.Ю. Барсукова, Г.Г. Силласте, А.Е. Чирикова. Вместе с тем, активные социально-экономические, политические, идеологические преобразования в обществе влекут за собой изменения сис-темы ценностей общества и отдельного индивида, вызывают изменения в сфере менеджмента, меняют отношение к «женскому» стилю руководства. Систематическое изучение проблемы влияния гендерных факторов на управленческие процессы находится на начальном этапе развития, а исследование управленческой деятельности с позиций гендерного подхода немногочисленны и носят локальный характер, в связи с чем изучение психологических особенностей женщин-руководителей представляет актуальность для современной науки.

22 стр., 10924 слов

Гендерные особенности ценностных ориентаций личности

... в возрасте от 20 до 33 лет (11 мужчин и 9 женщин). 1. Гендерные особенности ценностных ориентаций личности 1.1 Ценности и ценностные ориентации личности Личность - саморегулируемая ... потребностях и практических действиях [12, c.179]. Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к ...

Необходимость систематизации результатов гендерных исследований применительно к управленческой деятельности определила направление настоящей работы, ее объект, предмет, цели и задачи.

Объект исследования – гендерные различия в управленческой деятельности.

Предмет исследования – психологические особенности женщин-руководителей.

Цель исследования – изучить психологические особенности женщин-руководителей.

Задачи исследования:

1. провести теоретический анализ работ по проблеме психологии гендерных различий;

2. проанализировать различия «мужского» и «женского» стилей руководства;

3. рассмотреть психологические особенности женщин-руководителей.

Методологическая база и методы исследования. Исследование данной проблемы предполагает комплексный междисциплинарный подход и опирается на общенаучные принципы: принцип системности, принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности.

В качестве основного метода исследования в настоящей работе использован метод анализа литературных источников по проблеме психологических особенностей женщины-руководителя и результатов эмпирических исследований в области социологии, психологии личности, социальной психологии, истории, культурологи и социальной философии.

1 Проблема гендерных различий в психологии

Психологические характеристики маскулинности и фемининности в зарубежной психологии исследовали Ж. Спенс, Р. Хейнрейг, Э.Томсон, Ж. Плек, Т. Хилтон, К. Бенбоу, Дж. Стенли, Л. Вудфилд, М. Хорнер и др.

Что касается российских исследований по гендерной проблематике, то в отечественной науке до последнего времени проблема гендера была представлена слабо, и лишь в последние годы ситуация стала меняться.

Фундаментальные исследования психологии гендерных различий представлены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, В.Е. Кагана, И.С. Кона, В.М. Русалова. Вопросам профессиональной деятельности женщин и сочетанию их общественных и семейных ролей посвящены работы С. Голода, Е. Груздевой, С. Седельникова, В. Солодникова, А. Харчева, В. Ядова, Б. Языковой, З. Янковой. В настоящее время проблема гендерных различий активно разрабатывается такими российскими исследователями как О.А. Воронина, Н.М. Римашевская, О.М. Здравомыслова, Т.А. Клименкова, М.М. Малышева, 3.А. Хоткина, Е.А. Баллаева и др.

По данным Н.Н. Обозова, мужчинам присуща объективность при оценке восприятия мира, в то время как для женщин характерна субъективность и впечатлительность, так как при восприятии мира они больше ориентированы на свое состояние, настроение. Об этом же говорят и данные исследования И.В. Тельнюк: мужчины более критично оценивают результаты своей деятельности, тогда как у женщин преобладает эмоциональная оценка своих результатов……………….

12 стр., 5689 слов

Методы исследования педагогической психологии

... учение об идейных позициях науки, логике её развития и методах исследования.          Теория – это совокупность взглядов,  умозаключений, представляющих собой результат ... в образовательном процессе. И педагогическая и возрастная психология основываются на знании общей психологии, которая «… вскрывает общие психологические закономерности, изучает ...

Литература

1. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. – 2000. – № 1. – С. 87-95.

2. Бендас Т.В. Гендерная психология. – СПб: Питер, 2006. – 431 с.

3. Берн Ш. Гендерная психология. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. – 320 с.

4. Буракова М. Маскулиность и феминность: конструирование «настоящих» мужчин и женщин // Иной взгляд: международный альманах гендерных исследований. – Минск, 2000. – С. 18-21.

5. Василенко И.В. Гендерные аспекты мотивации: региональное социально-политическое настроение женщин // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. – Иваново: Издат центр «Юнона», 2000. – С. 20-24.

6. Визгина А.В., Пантилеев С.Р. Проявление личностных особенностей в самоописаниях мужчин и женщин // Вопросы психологии. – 2001. – № 3. – С. 14.

7. Гиллиган К. Место женщины в жизненном цикле мужчины // Хрестоматия феминистских текстов / Под ред. Е. Здравомысловой и А. Темкиной. – СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 2000. – С. 166-186.

8. Горчакова В.Г. Психология женщины-профессионала: Автореф. дис…. д-ра психол. наук. – СПб., 2000. – 36 с.

9. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии // Социс. – 2000. – № 11. – С. 23-31.

10. Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис. …канд. – СПб., 2001. – 24 с.

11. Прокофьева Л., Фести П., Мурачева О. Профессиональная карьера мужчин и женщин // Вопросы экономики. – 2000, №3. – С. 5-9.

12. Рябова Т.Б. Гендерные стереотипы и гендерная стереотипизация в Российском обществе: к постановке проблемы // Женщина в российском обществе. – 2001. № 3.

13. Самарцева О., Фомина Т. Гендерные особенности менеджмента в сфере бизнеса // Российское предпринимательство: стратегия, власть, менеджмент. М.: ИСРАН, 2000. – C. 162-175.

14. Сафонова М, В. Социально-психологические особенности женщин, успешных в карьере: автореф. дисс. канд. пс. н. – СПб., 2000. – 24 с.

15. Сидоренко Ю.И. Биологические детерминанты социально-психологических особенностей мужчины и женщины // Гендерные исследования в гуманитарных науках: современные подходы. Материалы международной научной конференции. – Иваново: Издат. центр «Юнона», 2000. – С. 33-37.

16. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения: 2-е изд. – СПб.: Речь, 2001. – 864 с.

17. Ходырева Г.Л. Женщины в менеджменте // Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2001. – С. 215.

18. Хорни К. О психологии женщины // Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. – М.: Юристъ, 2005. – С. 191-272.

19. Чирикова А.Е. Мужчина и женщина как топ-менеджеры российских компаний // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 74-75.

20. Щербич Л. И. Карьера женщины: ее смысл и значение // Социальная феноменология. – Самара: Изд-во СГУ., 2007. – С. 11-23.

6 стр., 2599 слов

Албегова И.Ф. Исследование мотивации социальных работников. М., 2005. 4 с

... залоге, описание собственных успехов через подчеркивание неудач и несостоятельности других. Исследование мотивации социальной работы осуществлялось и среди сотрудников администрации Ярославской области, департаментов ... сопереживать, заботливость, что вполне совпадает со стереотипны- ми представлениями о женщинах. "Настоящему" же мужчине лучше заниматься делами, которые оцениваются в обществе как ...