Тема 9. Психическое развитие взрослого человека

(2 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных знаний об особенностях психического развития в периодах зрелости и старости

2. Формирование умений самопознания и саморазвития в контексте построения собственных планов профессионального развития

3. Овладение способами психолого-педагогической поддержки и способом профессионального проектирования на основе теоретических психологических знаний

Вопросы для обсуждения и методы работы:

1. Взрослость как предмет акмеологии и как этап психического развития человека (сообщения студентов с последующим написанием эссе).

2. Кризис середины жизни: проявление общих закономерностей психического развития на этапе зрелости (управляемая дискуссия)

3. Старость и задача адаптации к условиям снижения активности в социальной жизни, перестройка структуры и качества жизни, изменение физических ресурсов (групповая работа с элементами проектирования).

Материалы для текущего контроля

1. Участие в дискуссии.

2. Эссе  « Зрелость как вершина жизни».

3. Проект рекомендаций для людей пенсионного возраста по старости «Психологические условия долголетия жизни, или «Как жить долго и счастливо!».

Литература

Обязательная

1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учебник доля вузов. / Г.С. Абрамова. –М.: Юрайт , 2010 – 811с.ISBN978-5-9916-0155-9

2. Акмеология: учебник 2-е издание / под ред. Деркача А.А. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 422 с. Серия: Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской ФедерацииISBN: 5-7729-0202-4

3. Крайг, Г. Психология развития/ Г.Крайг, Д. Бокум.– 9-е изд. – СПБ: Питер, 2010. – ISBN 978-5-49807-639-3 (Серия Мастера психологии)

4. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учебник для вузов. – М.: Высшее образование; МГППУ, 2006. – 460 с. – (Основы наук).

ISBN: 5-9692-0024-7

5. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная

1. Гамезо, М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости. / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова. – М., 2001.

2. Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. – СПб., 2002. – С. 319–396.

3 стр., 1335 слов

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

... кривляние). Обобщение переживаний и возникновение внутренней психической жизни. Способность и потребность в социальном функционировании, в ... инстанции – Самосознание – Самооценка – Практическое овладение речью, развитие функций речи. Способность к замещению, символическая функция сознания, условно ... прожитой жизни как центральная проблема возраста; кризис 50 дет. Пути и способы преодоления возрастных ...

3. Степанова, Е.И. Психология взрослых. Экспериментальная акмеология. / Е.И. Степанова. – СПб., 2000.

.

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-teor-exp.html Лабораторию теоретических и экспериментальных проблем психологии развития ПИ РАО
http://www.ipd.ru/ Институт развития личности РАО
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/razvit.html Кафедра возрастной психологии факультета психологии МГУ
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/personal.html Кафедра психологии личности факультета психологии МГУ
http://elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Семинар 10.

Тема 10. Предмет, задачи и методы педагогической психологии

(2 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных знаний о предмете педагогической психологии, методах научного исследования и решения актуальных психолого-педагогических задач.

2. Формирование умений учитывать различные контексты (культурные, социальные, национальные), в которых протекают процессы образования; системно анализировать и выбирать образовательные концепции.

3. Овладение современными способами и средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности (слайд-презентация, профессиональная дискуссия, групповое проектирование).

Вопросы для обсуждения и методы работы:

1. История педагогической психологии, основные: этапы ее становления и характеристика современного состояния (обсуждение подготовленных сообщений студентов, терминологический диктант).

2. Понятие и сущность феномена «образование» каксоциального института, процесса и системы (управляемая дискуссия по статье И.С. Гессена «Введение. Проблема педагогической науки).

3. Актуальные проблемы современной педагогической психологии (групповая защита учебно-профессиональных исследовательских проектов по теме «Современные исследования в педагогической психологии»).

.

Материалы для текущего контроля

4. Участие в обсуждении, текст терминологического диктанта.

5. Рабочие материалы по статьеИ.С. Гессена: список самостоятельно составленных проверочных вопросов, глоссарий, письменный развернутый ответ на вопросы по статье.

6. Презентация (слайды с комментариями) группового проекта «Современные исследования в педагогической психологии»

Литература

Обязательная

1. Габай, Т.В. Педагогическая психология: Уч.пос.для студ.высш.уч. зав. -/ Т.В. Габай. – М.:Академия, 2010.-240с.

2. Гессен, И.С. Введение. Проблема педагогической науки. Предварительное определение образования и педагогики / И.С. Гессен //Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М., 1995.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А. Зимняя. М.: Логос, 2004 – 384 с.

4. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М., Владос –Пресс, 2006 – 400 с. ISBN: 5-305-00083-1

5. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

 

Дополнительная

1. Асмолов, А.Г. Мир образования / А.Г. Асмолов // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – М.; Воронеж, 1996.

2. Гессен, И.С. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / И.С. Гессен. – М., 1995.

3. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: учеб.пособие / авт.-сост. И.Ю. Алексашина. – СПб., 1995.

4. Джуринский, А.Н. Развитие образования в современном мире / А. Н. Джуринский. – М., 1999.

5. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология в дореволюционной России. — Дубна: Феникс, 1995. — 336 с.

 

Сервер, посвященный Л.С. Выготскому
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО

 

Семинар 11.

Тема 11. Современные психологические теории обучения.

Психологическая теория учебной деятельности

(4 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных знаний о психологической основе развивающего обучения, опсихологической структуре учебной деятельности.

2. Формирование умения осуществлять психолого-педагогическую диагностику личности учащегося для решения конкретных профессиональных задач.

3. Овладение способами создания психологически целесообразной и психологически безопасной образовательной среды (психологический анализ урока).

Вопросы для обсуждения и методы работы:

1. Проблемы развивающего обучения в контексте проблем современного образования(управляемая дискуссия по материалам статьи А. А. Леонтьева«Педагогика здравого смысла») 

2. Психологическая теория учебной деятельности (обсуждение статьи Д.Б. Эльконина «О структуре учебной деятельности», терминологический диктант по раскрытым в данной статье понятиям).

3. Психолого-педагогическая карта учащегося в работе педагога и психолога(самостоятельная психолого-педагогическая диагностика личности учащегося и презентация результатов).

4. Современный урок: задачи, структура и принципы психологического анализа урока(обсуждение результатов самостоятельной работы по составлению психологического анализа урока).

Материалы для текущего контроля

1. Рабочие материалы по статье А.А. Леонтьева «Педагогика здравого смысла»: письменный развернутый ответ на вопросы по статье; характеристика развивающего обучения.

2. Участие в обсуждении психологической структуры учебной деятельности.

3. Текст терминологического диктанта по статье Д.Б. Эльконина.

4. Материалы психолого-педагогической диагностики личности учащегося: протокольная запись проведенных диагностических процедур, развернутый детальный анализ полученных результатов, психолого-педагогическая характеристика личности учащегося.

5. Психолого-педагогический анализ урока: протокольная запись одного урока, развернутый детальный анализ данного урока, выводы о соответствии урока принципам развивающего обучения.

Литература

Обязательная

1. Давыдов, В.В. Теории развивающего обучения / В. В. Давыдов. – М., 1996.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 2004.

3. Леонтьев, А.А.Педагогика здравого смысла / А.А. Леонтьев // Школа 2000. – № 1.

4. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М., Владос –Пресс, 2006 – 400 с. ISBN: 5-305-00083-1

5. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная

1. Занков, Л. В. Обучение и развитие / Л. В. Занков. – М., 1975.

2. Педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова. – М., 1998.

3. Талызина, Н. Ф. Педагогическая психология / Н. Ф. Талызина. – М., 2004.

4. Эльконин, Б. Д. Образовательное пространство как пространство развития / Б. Д. Эльконин // Вопросы психологии. – 1993. – № 1.

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html Лаборатория психологии учения ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-ob-raz.html Группа психологии обучения и развития младших школьников ПИ РАО
Материалы по развитию общеучебных умений и навыков
Сайт, посвященный системе развивающего образования обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова
http://www.zankov.ru/center Сайт Федерального научно-методического центра им. Л.В. Занкова
Сайт средней московскую общеобразовательную школу № 91

Семинар 12.

Структура и особенности педагогического труда.

Психологическая характеристика педагогической деятельности

(4 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных знаний о структуре и особенностях педагогического труда и технологии его реализации в форме педагогической деятельности.

2. Формирование умения осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений.

3. Овладение способами психолого-педагогической поддержки и сопровождения, а также способом педагогической рефлексии собственного пути профессионального образования.

Вопросы для обсуждения и методы работы:

1. Психологическая природа педагогического труда: компоненты профессиональной компетентности (кейс-метод: обсуждение видеоматериалов и художественных текстов, демонстрирующих структуру и психологические особенности педагогического труда).

2. Психологические проблемы профессионального образования и становления педагога(дискуссия по статье А.А. Вербицкого «Активность личности в обучении»,).

3. Психологические особенности обучения взрослых(групповая работа по выработке принципов обучения взрослых с последующим обсуждением).

Материалы для текущего контроля

1. Участие в обсуждении и дискуссии.

2. Рабочие материалы по статье А.А. Вербицкого: список самостоятельно составленных вопросов на понимание прочитанного, глоссарий, письменный развернутый ответ на вопросы по статье.

3. Графический организатор (по выбору студента) – сравнительная характеристика интерактивных и традиционных методов обучения.

4. Список сформулированных принципов обучения взрослых.

Литература

Обязательная

1. Вербицкий, А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. – М., 1991.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 2004.

3. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л.М. Митина. – М.: Академия, 2004 – 319 с. ISBN: 5-7695-1666-6

4. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М., Владос – Пресс, 2006 – 400 с. ISBN: 5-305-00083-1

5. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. — М.: ЮНИТИ, 2003. — 415 с.

6. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

 

Дополнительная

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1996.

2. Идеи Л.С. Выготского в истории моего профессионального становления: материалы науч.-практ. конф. – Новосибирск, 1997.

3. Кузьмина, Н.В., Профессионализм педагогической деятельности. / Н.В. Кузьмина, А.А.Реан. – СПб., 1993.

4. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993.

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-prof.html Лабораторию профессионального развития личности ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-ps-not.html Лаборатория психологических основ новых образовательных технологий ПИ РАО
http://elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/industr.html Кафедра психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ

 

 

Семинар 13.

Личность педагога: педагогическая направленность, эмоциональная устойчивость, индивидуальный стиль деятельности.

Понятие о педагогических способностях и условиях их развития

(4 часа)

 

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных знаний о психологических предпосылках, условиях и факторах успешного профессионального педагогического образования, становления и развития профессионального мастерства.

2.   Формирование умений совершенствовать профессиональные знания и умения, повышать профессионально-педагогическую компетентность.

3. Овладение способами профессионального самопознания и саморазвития(оценивать уровень педагогической компетентности, индивидуальный стиль педагогической деятельности, уровень тревожности, конфликтности, агрессивности, самооценки, педагогических способностей).

Вопросы для обсуждения и методы работы:

1. Идеальный образ педагогики с точки зрения психолога: психологические требования к личности педагога (управляемая дискуссия по статье Л.С. Выготского «Психология и учитель»).

2. Психологические ресурсы успешного профессионального становления и развития личности педагога(тренинг способностей)

3. Рефлексия процесса и результатов профессионального педагогического образования(эссе на тему «Рольпсихологических курсов  в процессе моего профессионального образования»).

Материалы для текущего контроля

1. Рабочие материалы по статье Л.С. Выготского «Психология и учитель»: письменный развернутый ответ на вопросы по статье.

2. Текст эссе на тему «УчительXXIвека: психологические размышления…»

3. Письменный анализ роли психологических курсов  в процессе профессионального образования студента.

4. Материалы проведения самодиагностики личности студента: протокольная запись проведенных диагностических процедур, развернутый детальный анализ полученных результатов, письменная развернутая характеристика личности в контексте готовности осуществлять педагогическую деятельность.

 

Литература

Обязательная

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1996.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 2004

3. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М., Владос –Пресс, 2006 – 400 с. ISBN: 5-305-00083-1

4. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная

1. Идеи Л.С. Выготского в истории моего профессионального становления: материалы науч.-практ. конф. – Новосибирск, 1997.

2. Лукьянова, М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова. – Ульяновск; Томск, 2003.

3. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993.

4. Митина, Л.М. Учитель как личность и профессионал / Л.М. Митина. – М., 1994.

5. Митина, Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М.: Академия, 2004 – 319 с. ISBN: 5-7695-1666-6

6. Педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1998.

7. Рогов, Е.И. Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. – Ростов н/Д, 1996.

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-fak.html Группа исследования факторов формирования индивидуальности ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-uchen.html Лаборатория психологии учителя ПИ РАО
http://elite.far.ru/index.phtml?page=book5314000822 Сайт кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ
http://www.psy.msu.ru/about/kaf/industr.html Кафедра психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ

 

Семинар 14.

Психология педагогического общения

(2часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных знаний о специфике педагогического общения как компонента психологической структуры педагогического труда.

2. Формирование умения бесконфликтного общения с различными субъектами образовательного процесса.

3. Овладение способами установления контакта и педагогического взаимодействия с различными субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной среды.

Вопросы для обсуждения и методы работы:

1. Роль педагога в построении конструктивных отношений в детском коллективе (дискуссия по статье Ш.А. Амонашвили «Гуманно-личностный подход к детям»).

2. Конфликт в педагогической деятельности и общении (элементы социально-психологического тренинга).

3. Способы построения межличностных отношений в группах разного возраста(проектирование психолого-педагогических рекомендаций).

Материалы для текущего контроля

1. Участие в дискуссии.

2. Тезисы индивидуального доклада по книге Ш.А. Амонашвили.

3. Проект психолого-педагогических рекомендаций для взрослых (педагогов, родителей) по конструктивному построению межличностных отношений с детьми младшего школьного, подросткового и юношеского возраста.

Литература

Обязательная

1. Амонашвили, Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш.А. Амонашвили. – М.; Воронеж, 1998.

2. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 1999.

3. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А.К. Маркова. – М., 1993.

4. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М., Владос –Пресс, 2006 – 400 с. ISBN: 5-305-00083-1

5. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная

1. Амонашвили, Ш.А. Улыбка моя, где ты? / Ш.А. Амонашвили. – М., 2003.

2. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. — М.: Академия, 2005. — 368 с.

3. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 1997.

http://www.psy.msu.ru/about/lab/semantec.html Лаборатория психосемантики и общения факультета психологии МГУ
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/g-obsch.html Группа «Психология общения, развития и реабилитации личности» ПИ РАО
http://www.avpu.ru/proect/sbornik2004/161.htm Статья А. Иванова, Н.Н. Немцова, «Общение в педагогическом процессе»
http://www.serdcevedenie.narod.ru/pedagog/amon.htm)   Сайт Центра Гуманной Педагогики Амонашвили

(

Семинар 15.

Психология воспитания

(2 часа)

Образовательные задачи:

1. Освоение системы научных знаний о психологической природевоспитательного процесса, о психологической специфике семейного и общественного воспитания.

2. Формирование умения координировать действия социальных партнеров по организации внеучебной деятельности детей различного возраста

3. Овладение психологически целесообразными способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений.

Вопросы для обсуждения и методы работы

1. Особенности социального партнерства в системе образования(управляемая дискуссия и с последующим письменным обобщением в виде эссе)

2. Семейное воспитание и его роль в формировании личности ребенка(кейс-метод: обсуждение психологического опыта, моделей семейного воспитания в семье в XIX – XXIвеках по художественным текстам и текстам воспоминаний).

3. Психологические проблемы в воспитании детей определенного возрастаи различных индивидуально-типологических групп, порождаемые современной социокультурной ситуацией (групповая работа с последующей презентацией списка проблем).

 

 

Материалы для текущего контроля

1. Текст эссе «Как современному учителю найти социальных партнеров?»

2. Тексты письменных работ по одной из выбранных тем«Психологические проблемы воспитания современных подростков (или — одаренных детей, детей-мигрантов, детей- инвалидов, приемных детей, детей с девиантным поведением, детей-сирот)».

2. Участие в обсуждении художественных текстов.

Литература

Обязательная

1. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. – М., 2004.

2. Педагогическая психология: учебник для вузов / под ред. Н.В. Клюевой. – М., Владос –Пресс, 2006 – 400 с. ISBN: 5-305-00083-1

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов. 5е издание, исправленное и дополненное. / А.В. Мудрик. – М.: Академия, 2005

4. Чепель, Т.Л. Психология в 2ч.: Ч.2.: Возрастная и педагогическая психология: учебно-методический комплекс/ Т.Л. Чепель, Ю.Б. Шахова, Ж.Н. Истюфеева. – Новосибирск: НГПУ, 2007. – 268 с. + CD-ROM

Дополнительная

1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 1988.

2. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М., 1996.

http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l_det_p.html Лаборатория научных основ детской практической психологии ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-sozn.html Лаборатория социально-психологических проблем сознания ПИ РАО
http://www.psy.msu.ru/about/lab/ht.html Центр психологического и профориентационного тестирования «Гуманитарные технологии» факультета психологии МГУ
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-hudog.html Лаборатория психологических проблем художественного воспитания ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/lab-tvor.html Группа диагностики творчества ПИ РАО
http://www.pirao.ru/strukt/lab_gr/l-samor.html Лаборатория психологии саморегуляции ПИ РАО

ПРОГРАММА УЧЕБНОГО
 КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ».