Социально-педагогическая деятельность по предупреждению конфликтов в подростковой среде

Содержание

  • Введение
  • 1. Теоретический анализ конфликтов в подростковой среде
  • 1.1 Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды
  • 1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте
  • Выводы
  • 2. Социально-педагогическая деятельность по предупреждению конфликтов в подростковой среде
  • 2.1 Деятельность педагога социального по выявлению конфликтов в подростковой среде
  • 2.2 Диагностика стилей поведения подростков в конфликтной ситуации
  • 2.3 Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде
  • Выводы
  • Заключение
  • Список использованных источников
  • Приложения

Введение В настоящее время проблема конфликтов подростков актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.).

Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость и агрессивность. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Конфликты занимают существенное место в нашей повседневной жизни. Это нормально и естественно. Говорят даже, что конфликт — это двигатель развития. Назначение конфликта состоит в том, чтобы через его разрешение произошло снятие актуализировавшегося в нем противоречия. Для нашей действительности характерна смена негативного отношения к конфликтам на позитивное. Подростки образуют особую субкультуру со своими нормами, установками, специфическими формами поведения, одеждой, языком, символическими атрибутами и ритуалами. Подростковый возраст — трудное время и для детей, и для родителей, и для педагогов. На мой взгляд, тема конфликта вообще, и подросткового в частности, неисчерпаема.

10 стр., 4981 слов

Гендерные особенности агрессивного поведения подростков

... нашего исследования явилась подростковая агрессия, а предметом, в свою очередь, - гендерные особенности агрессивного поведения подростков. Гипотеза – мы предполагаем, что агрессивное поведение имеет гендерные различия ... формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты. Кроме того, проблема агрессивности мало изучена теоретически. Эта проблема ...

Это одна из проблем, которую можно назвать извечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Именно в это время становления личности ребенок становится «трудным». Как правило, подросткам присущи предельная неустойчивость настроения, поведения, постоянные колебания самооценки, ранимость, неадекватность реакции. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Все это требует от взрослых, окружающих подростка, пристального внимания, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости. Изучением конфликтов и конфликтов в подростковой среде занимались такие ученые, как Т.Ф. Вишнякова, Т.В. Драгунова, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. Цель исследования: выявить основные причины конфликта и разработать рекомендации для профилактики конфликтов в подростковой среде Объект исследования: подростки Предмет исследования: проявление агрессивности и стратегий поведения в конфликтах в общении обучающихся подросткового возраста. Гипотеза исследования: конфликты подростка связаны его с личностными качествами и зависят от и возрастных особенностей развития. Задачи исследования: 1. Изучить историю и современное состояние конфликтов среди подростков. 2. Проанализировать особенности поведения подростков в процессе школьной адаптации. 3. Определить существенные характеристики конфликтной ситуации. 4. Разработать рекомендации по усовершенствованию работы по снижению конфликтного поведения подростков. База исследования: ГУО «СШ № 21 имени Н.Ф. Гастелло г. Минска». Методы исследования: · Анализ литературных источников · Беседа, · Наблюдение · Анкета · Тестирование (описание поведения Томаса) · Анализ полученных данных

1. Теоретический анализ конфликтов в подростковой среде

1.1 Понятие конфликт: причины, функции, типы и виды Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Само понятие конфликт берет свое начало от латинского слова «conflictus» — столкновение. Рассмотрим некоторые из них. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника [1, с.5]. Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения, ибо его сущностью, по мнению автора, выступает столкновение ценностей и интересов различных социальных групп. Английский социолог Э. Гидденс дает такое определение конфликта: «Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы и средства, мобилизуемые каждой из сторон» [4, с.231]. В отечественной литературе большинство определений конфликта носит также социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

конфликт социальный педагог подростковый

5 стр., 2209 слов

Конфликт, конфликтное взаимодействие, возможности регулирования

... отношений в процессе разрешения конфликтов, которое составляют содержание взаимодействия. Регулирование конфликтного взаимодействия возможно при условии четкого выделения и исследования переменных социального конфликта как "точек приложения" регулятивных ...

Российские конфликтологи Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк уточняют понятие конфликта. По их мнению, конфликт — это деятельность людей, и, следовательно, всегда предполагает преследование цели.

Конфликт — это нормальное состояние общества; в любом обществе всегда, во все времена существовали, существуют и будут существовать конфликтные ситуации, по мнению В.А. Ядова.

Конфликт — это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями (Л.Г. Здравомыслов.) [2, с.13].

14 стр., 6844 слов

Конфликт. Классификация конфликтов

... тупиковой ситуации и понимание интересов противостоящей стороны. 11. Новый этап социального взаимодействия. Происхождение конфликтов. Источником обострения конфликтов между большими группами ... ситуация — возникновение объективных причин конфликта конфликтное взаимодействие — инцидент или развивающийся конфликт разрешение конфликта (полное или частичное). Конфликт, независимо от его природы, ...

Конфликт, независимо от его природы, выполняет ряд функций, среди которых наиболее важными являются:

· диалектическая — служит для выявления причин конфликтного взаимодействия;

· конструктивная — вызываемое конфликтом напряжение может быть направлено на достижение цели;

· деструктивная — появляется личностная, эмоциональная окраска взаимоотношений, которая мешает решению проблем. Управление конфликтом можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Внешний аспект управления конфликтами предполагает, что субъектом управления может выступать другой человек [9, с.103].

Для правильного понимания и толкования конфликтов, их сущности, особенностей и последствий важное значение имеет типологизация, т. е. выделение основных типов конфликтов на основе выявления сходства и различия, надежных способов идентификации конфликтов с общностью существенных признаков и отличий.

Существует множество классификаций в зависимости от признака.

На основе классификации определяют виды и разновидности конфликтов. Вид конфликта — вариант конфликтного взаимодействия, выделен по определенному признаку.

Степень выраженности конфликтного противостояния предполагает выделение скрытых и открытых конфликтов.

· Открытые конфликты характеризуются явно выраженным столкновением оппонентов: ссоры, споры, столкновение. Взаимодействие регулируется нормами, соответствующими ситуации и статусу участников конфликта.

· В случае скрытого конфликта отсутствуют внешние агрессивные действия между конфликтующими сторонами, но при этом используются косвенные способы воздействия. Это происходит при условии, что один из участников конфликтного взаимодействия опасается другого, или же у него нет достаточной власти и сил для открытой борьбы [5, с.64].

Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые.

· Внутриличностные конфликты — представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов.

3 стр., 1324 слов

ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

... /Азербайджан - Нагорный Карабах, Таджики стан/Узбекистан - Афганистан и др. Причины возникновения политических конфликтов и предполагаемые цели также весьма многообразны, например: -политическая борьба ... к политической нестабильности в государстве.   ГЛАВА 1. ЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ И ПРИЧИНЫ ИХ ВОЗНИКНОВЕНИЯ Этнос - исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей ...

Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм. На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может потратить много сил и времени, а следовательно, стремительно растет эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым. Видом внутриличностного конфликта является ролевой конфликт, когда в одной личности возникает необходимость одновременного выполнения различных своих ролей, которые к тому же противоречат друг другу. Встает вопрос выбора, что делать.

· Межгрупповые конфликты — конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества. Следует отметить, что эта сплоченность может исчезнуть сразу после прекращения конфликта, но в момент отстаивания общих интересов единство группы может быть достаточно значительными.

· Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон.

Это один из наиболее распространенных видов конфликтов [3, с.346].

В зависимости от нарушенных потребностей выделяют когнитивные конфликты и конфликты интересов.

· Конфликт когнитивный — конфликт взглядов, точек зрения, знаний. В таком конфликте целью каждого субъекта является убедить оппонента, доказать правильность своей точки зрения, своей позиции.

· Конфликты интересов можно представить как противовес конфликта когнитивного, что означает противоборство, основанное на столкновении интересов различных оппонентов (групп, индивидов, организаций) [8, с.34].

Виды конфликтов по последствиям:

· конструктивные, предполагающие рациональные преобразования;

· деструктивные, разрушающие организацию [6, с.57].

Выделяют также виды конфликтов подростков:

1) Конфликты в процессе взаимодействия учителя с учеником. Наиболее часто встречающиеся конфликты в процессе взаимодействия учителей с учащимися, по мнению ряда психологов и педагогов (В.И. Журавлев, М.М. Рыбакова, В.И. Митюк и др.) связаны с не учетом возрастных особенностей школьников, игнорированием их индивидуальных особенностей, нарушением дисциплины преимущественно школьниками и т.

11 стр., 5302 слов

Тема 1.1. Основы теории конфликта. Причины возникновения конфликтов

... Э.Эриксона о причинах внутриличностного конфликта. 8. Межличностный конфликт. 9. Причины межличностных конфликтов по В.Линкольну. 10. Межгрупповой конфликт: сущность, причины, типы. 11. Конфликты в организации: ... конкуренция в творческом коллективе. 13. Психология межличностного конфликта. 14. Психологические доминанты поведения личности в конфликтной ситуации. 15. Двойственный характер функций ...

п. Отношение с подростками некоторые учителя строят таким же образом, как и с младшими классами. Авторитарный стиль управления ими, не желание понять их точку зрения и стремление проявить себя в кругу сверстников, характерное для их возраста, любым способом (даже прибегая к антисоциальным формам поведения) влечет огромное количество межличностных конфликтов. Важно в этом возрасте выявить интересы подростка и направить их в нужное русло с целью коррекции поведения. Не следует в присутствии одноклассников принижать школьника, делать ему замечания и упрекать родителями, выделять некоторых подростков в категорию любимчиков, это провоцирует конфликты между учащимися, ведь они очень остро чувствуют несправедливость.

2) Конфликты между подростками и их родителями. Психологами доказано, что наиболее тяжелым и конфликтным является подростковый возраст школьников. В этот период возникают многочисленные конфликты между ними и родителями. Рассмотрим некоторые причины такого поведения школьников. Подросток становится менее послушным, не всегда адекватно реагирует на замечания родителей, не безоговорочно выполняет поручения.

Реакция родителей естественна, ибо они по-прежнему видят в своем сыне или дочке, уже повзрослевших, маленьких детей. Они не заметили, как быстро они выросли, начали проявлять свою самостоятельность и поэтому игнорируют их возрастные особенности, проявляющиеся в желании проявить свою самостоятельность. Прежнее восприятие повзрослевшего «ребенка» родителями, провоцирует многочисленные конфликты, т. к его обратная реакция на их авторитарные указания негативная.

3) Конфликты в среде школьников. Иногда подросток очень расстраивается из-за того, что между ним и его близким человеком возник конфликт. Чаще всего бывает обидно и досадно, что конфликт возник на пустом месте. Его можно было бы избежать, но не всегда это подросток осознает сразу. Каким образом выйти из сложившейся ситуации, т. е как помириться с человеком, подросток не знаете и напрасно теряет время в ожидании, т.к., возможно, что оппонент также не может найти удачный способ разрешения конфликта. Прежде всего нужно постараться не доводить конфликтную ситуацию до конфликта. Но если все-таки конфликт возник, выберите наиболее удачный способ его разрешения [6, с.21].

Возникновение и развитие конфликтов обусловлено действием четырех групп факторов и причин: объективных, организационно-управленческих, социально-психологических и личностных.

23 стр., 11227 слов

Девиантное поведение подростков 3

... социально-психологические особенности подростков как социально-демографической группы; - выявить причины девиантного поведения подростков; - охарактеризовать современные формы девиантного поведения подростков. Структура курсовой работы ... поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношениями близких. Причиной протеста могут быть конфликты ...

Первые две группы факторов носят в основном объективный характер, третья и четвертая — главным образом субъективный.

К числу объективных причин конфликтов можно отнести главным образом те обстоятельства социального взаимодействия людей, которые привели к столкновению их интересов, мнений, установок.

— Организационно-управленческие причины конфликтов заключаются в несоответствии структуры организации требованиям деятельности, которой она занимается.

Чем больше структура организации не соответствует требованиям деятельности, которой она занимается, тем менее эффективно функционирование организации, тем больше межличностных и межгрупповых конфликтов возникает в ее коллективах.

— Социально-психологические причины конфликтов.

К числу социально-психологических относятся те причины конфликтов, которые обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включения в социальные группы.

Неправильное понимание людьми друг друга может быть основной причиной конфликтов либо усложняет разрешение социальных противоречий, возникших по иным причинам.

Более подробно информационное взаимодействие оппонентов рассмотрено в гл.

Второй типичной социально-психологической причиной межличностных конфликтов является несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения человек или оба человека могут играть не те роли, которые ожидает от каждого из них партнер по взаимодействию.

Личностные причины конфликта.

Личностные причины конфликтов связаны прежде всего с индивидуально-психологическими особенностями его участников. Они обусловлены спецификой процессов, происходящих в психике человека в ходе его взаимодействия с другими людьми и окружающей средой [1, с.136].

Существуют основные причины, по которым подросток сталкивается с различными ситуациями и проблемами, приводящие к конфликту. В педагогической практике, вопреки провозглашавшемуся ранее мнению, имеется ряд оснований для возникновения конфликта. В личности растущего человека происходят определённые изменения, которые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании.

Серьёзные изменения могут происходить с коллективом, членом которого является ребёнок. Таким образом, в учебно-воспитательном процессе возможно несовпадение личных целей, задач, педагогических методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к конфликту между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся познавательного интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе, порождает активное внутреннее торможение у ребёнка. Такой конфликт иногда провоцирует ребёнка на поиски иной среды общения, в которой удовлетворяется потребность к защищённости, ощущении своей полноценности [6, с.78].

Конфликт между отдельными детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой конфликт он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребёнка, консолидации сил коллектива [7, с.35].

1.2 Особенности конфликтного поведения в подростковом возрасте Подростковый возраст — это возраст серьезного кризиса, затрагивающего и физиологическое, и психическое здоровье ребенка.

Кризис этот напрямую связан с периодом полового созревания. В этот период не только происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, но и возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Для этого сложного этапа показательны негативные проявления ребенка, дисгармоничность в строении личности, протестующий характер поведения по отношению к взрослым, а также агрессивность, повышенная тревожность, жестокость [12, с.18]. То есть в подростковом возрасте в силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления, создавая объективные предпосылки для возникновения и проявления агрессивности и конфликтности. В последнее время взрослые все чаще оказываются в тупике, будучи не в силах прекратить агрессивные выходки детей, происходящие на их глазах. Сегодня учителя и родители нуждаются в самых разнообразных психологических знаниях, чтобы быть компетентными при встрече с детской агрессией.

Чтобы сделать менее острыми те трудности, которые испытывает сам подросток, а также его родители и школа, необходимо заранее знать, каковы могут быть проявления асоциальности в этом возрасте [14, с.328]. Отсюда подростковый возраст характеризуется специалистами как переходный, сложный, трудный, критический. Это словно второе рождение, писал В.А. Сухомлинский: «И глаза не те, и голос уже не тот, и это самое главное — восприятие окружающего мира иное, отношение к людям, требования, запросы, интересы всё качественно иное». Отсюда и неадекватность реакций во взаимоотношениях с окружающими, противоречивость в действиях и поступках, которые воспринимаются взрослыми как аномалия, отклонение от общественных правил [17, с.143]. В.А. Сухомлинский, выделяя такие противоречия в духовном развитии подростка, считал их естественными, соответствующими этому периоду возрастного развития ребенка. Это непримиримость к злу, неправде, готовность бороться с несправедливостью и неумение разобраться в сложных явлениях жизни. Это желание быть хорошим, стремление к идеалу и нетерпимость к поучениям, прямому воспитательному воздействию взрослых.

Это желание самоутвердиться и неумение цивилизованно это сделать. Это потребность в совете, помощи и нежелание с этим обратится к взрослым. Это богатство желаний, разнообразие потребностей и ограниченность сил, опыта в их достижении. Это презрение к индивидуализму, эгоизму и чувствительное самолюбие. Это романтическая восторженность и грубые выходки. Это удивление перед неисчерпаемостью научных достижений и легкомысленное отношение к учебе [17, с.144]. Такое поведение и отношение к тому, что подростка окружает, усиливается, а в некоторых случаях и обостряется рядом психофизиологических причин, обусловленных возрастными изменениями. В связи с неравномерностью роста и развития у подростков наступают временная дисгармония в координации движений, определенная неуклюжесть, угловатость, которые со временем проходят. Но резкие изменения параметров тела вызывают у них определенный психологический дискомфорт, который подростки пытаются скрыть, замыкаясь в себе, комплексуя или, наоборот, пытаясь вести себя развязно, вызывающе, не всегда адекватно той ситуации, в которой они оказываются [18, с.13].

В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, лёгких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму «гормональную бурю» [14, с.278]. Чувство взрослости — это особая форма самосознания. Оно проявляется в желании, чтобы все относились к нему как взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений со сверстниками, может быть — учебы. Чувство взрослости связано с этическими нормами поведения, которые усваиваются детьми в это время.

Появляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками. На вооружение берутся чисто внешние стороны взрослости: внешний облик, манеры поведения, кажущаяся свобода в принятии решений [18, с. 207]. Подросток, стремясь подражать взрослым, пытается расширить свои права и возможности, пересмотреть свои отношения к требованиям, которые предъявляют родители, учителя. Но малый жизненный опыт, неоднозначное восприятие социальной ситуации приводят к разногласиям с взрослыми, порождают конфликты между ними. Подростковая самостоятельность выражается в стремлении к эмансипации от взрослых, освобождении от их опеки, контроля и в разнообразных увлечениях. Увлечения — сильные, часто сменяющие друг друга — характерны для подросткового возраста. Как правило, увлечения имеют не учебный характер. Ведущей деятельностью в этот период становится интимно — личностное общение [18, с. 209]. Выделяют четыре группы подростков на основе определенного типа поведения, с учетом направленности их личности.

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс аномальных, аморальных, примитивных потребностей, стремление к потребительскому времяпрепровождению, деформация ценностей и отношений. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, неуживчивость, отсутствие авторитетов являются типичными особенностями этих детей. Они эгоцентричны, циничны, озлоблены, грубы, вспыльчивы, дерзки, драчливы. В их поведении преобладает физическая агрессивность. Вторую группу составляют подростки с деформированными потребностями, ценностями. Обладая более или менее широким кругом интересов, они отличаются обостренным индивидуализмом, желанием занять привилегированное положение за счет притеснения слабых, младших. Их характеризует импульсивность, быстрая смена настроения, лживость, раздражительность. У этих детей извращены представления о мужестве, товариществе. Им доставляет удовольствие чужая боль. Стремление к применению физической силы проявляется у них ситуативно и лишь против тех, кто слабее. Третью группу подростков характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами.

Они отличаются односторонностью интересов, притворством, лживостью. Эти дети не стремятся к достижениям, успеху, апатичны. В их поведении преобладают косвенная и вербальная агрессивность. В четвертую группу входят подростки, которые отличаются слабо деформированными потребностями, но, в то же время, отсутствием определенных интересов и весьма ограниченным кругом общения. Они безвольны, мнительны, заискивают перед более сильными товарищами. Для этих детей типична трусливость и мстительность. В их поведении преобладают вербальная агрессивность и негативизм [19, с.362]. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из — за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении. Вместе с тем на развитие агрессивности подростка могут влиять природные особенности его темперамента, например, возбудимость и сила эмоций, способствующие формированию таких черт характера, как вспыльчивость, раздражительность, неумение сдерживать себя. Естественно, что в состоянии фрустрации подросток с подобной психической организацией ищет выхода внутреннему напряжению, в том числе и в драке, ругани и пр. Кроме того, агрессия может быть вызвана необходимостью защитить себя или удовлетворить свои потребности в ситуации, в которой растущий человек не видит иного выхода, кроме драки, или, по крайней мере, словесных угроз. Наиболее полную картину сущности агрессивного поведения подростков дает анализ его мотиваций. Заметную роль в этой мотивации играют чувства и эмоции негативного характера: гнев, страх, месть, враждебность и т. п. Агрессивное поведение детей подросткового возраста, связанное с этими эмоциями, выражается в драках, побоях, оскорблениях, телесных повреждениях и т. д. [19, с.167] В современном обществе проблема агрессивного поведения является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Психологи выделяют следующие формы агрессивных реакций: · Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица. · Косвенная агрессия — действия, окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), или ни на кого направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, хлопанье дверьми).

· Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму, так и через содержание словесных ответов. · Склонность к раздражению — готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости. · Негативизм — оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства. · Обида — зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания. · Подозрительность — недоверие и осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред [10, с.7]. Агрессивные подростки, как правило, имеют некоторые общие черты. Они обладают низким уровнем интеллектуального развития, неустойчивыми интересами, повышенной внушаемостью, подражательностью, недоразвитостью нравственных представлений и бедностью ценностных ориентаций. Они эмоционально грубы, озлобленны против сверстников и окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка, она может быть как максимально положительной, так и максимально отрицательной. Их отличают повышенная тревожность, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций. Защитные механизмы преобладают над другими механизмами, регулирующими поведение. Но среди агрессивных подростков встречаются и дети, интеллектуально и социально развитые, у которых агрессивность является средством поднятия престижа, демонстрации своей самостоятельности, взрослости. Часто такие подростки находятся в некоторой оппозиции по отношению к взрослым. Возле них собираются не очень разборчивые в целях и средствах компании подростков [13, с.24]. Личность подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Особенно важна роль малых групп, в которой подросток взаимодействует с другими людьми. Прежде всего это касается семьи. На становление агрессивного поведения ребенка влияют степень сплоченности семьи, близость между родителями и детьми, характер взаимоотношений между братьями и сестрами, стиль семейного руководства. Сегодня в нашем обществе имеется серьезный дефицит позитивного воздействия на растущих детей [11, с.83]. Семья не выполняет такие важнейшие функции, как формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности. Здесь нередко имеет место жестокое обращение с подростками, связанное с различными видами наказаний, в том числе физическими. Часть родителей принуждают детей к послушанию; другая часть не интересуется потребностями ребенка; третья — переоценивает ребенка и недостаточно его контролирует. Подростки, которые встречаются с насилием у себя дома и которые сами становятся жертвами насилия, в большей степени склонны к агрессивному поведению. В результате для многих подростков характерна неразвитость нравственных представлений, потребительная ориентация, эмоциональная грубость, агрессивный способ самоутверждения, что связано с повышенной внушаемостью, подражательностью. Следует отметить, что для многих подростков типично умышленное подражание определенным манерам как конкретных людей, так и тех стереотипов, которые предлагаются различными средствами информации. Отсюда обилие «боевиков», «детективов» и т. п. провоцирует агрессивные формы поведения подростка, делая его взрослым в собственных глазах и являясь средством демонстрации своей значимости. Это проявляется и желании занять определенное место в референтной группе, добиться самоутверждения, осознания себя человеком, которого нельзя унижать, подавлять. При этом референтными группами для части подростков становятся различные компании с асоциальной направленностью, где задиристость, агрессивность часто рассматриваются как доказательства «бывалости», «мужественности» [11, с.97]. Имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях, как и системе формальных и неформальных отношений с миром взрослых, обусловливает возникновение отчужденности, грубости, неприязни определенной части подростков, стремления делать все назло, вопреки воли окружающих, что создает объективные предпосылки для появления агрессивности, демонстративного неповиновения, разрушительных действий [11, с.131]. Интенсивное развитие самосознания и критического мышления приводит к тому, что ребенок в подростковом возрасте обнаруживает противоречия не только в окружающем его мире, но и внутри собственного представления о себе, что является основанием для изменения эмоционально — ценностного отношения к себе, проявляясь в резком всплеске недовольства собой и в сочетании таких полярных качеств, как самоуверенность и робость, черствость и повышенная чувствительность, развязность и застенчивость [15, с.36]. Мальчики и девочки по — разному проявляют агрессивность. Наибольшей агрессивностью отличаются 12−15-летние подростки — мальчики. У них преобладает физическая агрессия, которая с возрастом затухает, а у девочек с возрастом наблюдается рост этой формы агрессии. К 15−17 годам у мальчиков происходит всплеск вербальной агрессии. При спаде косвенной агрессии у мальчиков идет значительное увеличение ее у девочек. Негативизм значительно проявляют мальчики во все возрастные периоды [19, с.349]. Таким образом, проведенный анализ литературных источников показал, что в подростковом возрасте наблюдается повышенная агрессивность и конфликтность, вторые обусловлены спецификой протекания данного возрастного периода. Однако, данное утверждение не означает, что это неизменное явление, не подлежащее коррекции. Большинство авторов указывают на высокую вариативность протекания подросткового кризиса и его зависимость от внешне средовых условий таких как, психолого-педагогическое сопровождение, характер идентификации, климат в семье, отношения со сверстниками и учителями и др. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

Выводы Конфликт — это такая характеристика взаимодействия, в которой не могущие сосуществовать в неизменном виде действия взаимодетерминируют и взаимозаменяют друг друга, требуя для этого специальной организации. Вместе с тем любой конфликт представляет собой актуализировавшееся противоречие, то есть воплощенные во взаимодействии противостоящие ценности, установки, мотивы. Можно считать достаточно очевидным, что для своего разрешения противоречие непременно должно воплотиться в действиях в их столкновении. Только через столкновение действий, буквальное или мыслимое, противоречие себя и являет. Для конфликта свойственны противодействие в виде общения, поведения или деятельности, направленных на защиту своих интересов путем ограничения активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба, а также негативное отношение друг к другу. Эмоции доминируют в определении поведения и манеры общения. Конфликт состоит из противоположно направленных действий его участников. Этими действиями реализуются скрытые от внешнего восприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередование взаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны и ограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальность конфликта. Подростковый возраст отличается конфликтностью. Все физиологические особенности подросткового возраста тесно взаимосвязаны с развитием психики. Появление психических новообразований сопряжено со сложностями его перехода из состояния детскости во взрослую жизнь. Подростковый возраст характеризуется повышенной возбудимостью, неустойчивостью эмоций и поведения, подростки плохо контролируют себя, эмоциональны и нестабильны, что приводит к повышению агрессивности и конфликтности, что связано со спецификой протекания данного возрастного периода. Протекание этого периода имеет различные варианты и зависит от внешне средовых условий. В связи с этим актуальным является изучение существующего уровня конфликтности и разработки индивидуальных и групповых мер по снижению конфликтности и агрессивности в подростковом звене.

2. Социально-педагогическая деятельность по предупреждению конфликтов в подростковой среде

2.1 Деятельность педагога социального по выявлению конфликтов в подростковой среде Сферами деятельности социального педагога являются: социально-педагогическая; правозащитная; культурно-просветительская; организационно-управленческая; методическая; пропагандистская; исследовательская. Профессиональная деятельность социального педагога направлена на содействие развитию детей и подростков посредством воспитательной и коррекционной работы с ними в различных социумах. Согласно государственному образовательному стандарту, социальный педагог: · владеет системой знаний о закономерностях общения и способах управления индивидом и группой; · соблюдает права и свободы обучающихся; · владеет умениями психолого-педагогической диагностики; · знает основы социальной политики государства и социально-правовой защиты детства; · знает основы охраны прав несовершеннолетних; · знает теорию и методику диагностики личности и ее микросреды; · владеет инструментарием индивидуальной и групповой коммуникации, психолого-педагогического консультирования; · осуществляет выбор педагогических технологий, приемлемых и результативных в организации социального воспитания детей и подростков; · умеет выявлять интересы и потребности детей и подростков, создавать условия для развития их талантов, умственных и физических способностей; · умеет диагностировать девиантность поведенческих проявлений детей и проводить коррекцию диагностических отклонений в поведении и обучении детей; · умеет организовать практико-ориентированную деятельность детей и подростков; · умеет взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб и др. в оказании помощи детям и подросткам. Социальный педагог должен отдавать себе отчет в том: · как понимать и оценивать себя и своего учащегося в конфликтах; · каковы стратегии и тактики деятельности в напряженных ситуациях; · каковы особенности подростковых конфликтов; · какова специфика преодоления конфликтов с администрацией, учителями, учащимися; · каковы особенности конфликтов с агрессивными подростками; · как можно управлять конфликтной ситуацией; · каким должно быть поведение руководителя при конфликтах; · как управлять психическими состояниями лиц с повышенным уровнем тревожности. Педагогу социальному необходимо при построении работы с учащимися обладать знаниями об особенностях конфликтных ситуаций и использовать воспитательный потенциал конфликтных ситуаций. В процессе социально-педагогической деятельности по выявлению конфликтных ситуаций в подростковой среде можно выявить алгоритм деятельности педагога социального. Рассмотрим этапы деятельности: 1. Выявление причины конфликта, подлинной проблемы; 2. Определение в ситуации момента, когда можно было предупредить перерастания конфликтной ситуации в конфликт; 3. Всесторонний анализ причин возникновения конфликтов, столкновений интересов и позиций; 4. Поиск вариантов, способов решения конфликта и выбор наиболее эффективных стратегий для направления конфликтных ситуации в конструктивное русло; 5. Оценка эффективности выбранной стратегии, дальнейшие действия для предотвращения подобных ситуаций.

2.2 Диагностика стилей поведения подростков в конфликтной ситуации Исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 21 имени Н.Ф. Гастелло г. Минска». В исследовании приняли участие 26 учащихся 9 «А» класса. Цель исследования: определение стилей поведения в конфликтных ситуациях. Для определения стилей поведения в конфликтных ситуациях мы использовали опросник описание стилей поведения Томаса (Приложение 1).

Материал: бланк с перечнем вопроса. Инструкция: Необходимо выбрать из каждой пары суждений то, которое является наиболее типичным для вашего поведения и поставить «+» в соответствующей графе бланка ответов. Результаты исследования показали, что 38% учащихся в конфликтной ситуации выбирают такой стиль поведения как соперничество. (Диаграмма 2.1).

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. У 24% опрошенных школьников выявлена склонность к приспособленческому стилю поведения. (Диаграмма 2.1) Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого. На компромисс в конфликтной ситуации идет 19% подростков. (Диаграмма 2.1) Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. 11% учащихся руководствуются стилем избегания. (Диаграмма 2.1) Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей. И только 8% школьников выбирают стиль сотрудничества в конфликтной ситуации. (Диаграмма 2.1) Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Диаграмма 2.1 Склонность к определенному стилю поведения подростков в конфликтной ситуации. Результаты исследования показали, что только 8% учащихся выбирают стиль сотрудничество в конфликтной ситуации, который предполагает удовлетворения интересов обеих сторон. И больше всего школьников 38% руководствуются стилем соперничества, это говорит о том, что у подростков не сформированы навыки конструктивного разрешения конфликтов. Проанализировав результаты, мы сделали выводы, что дети предпочитают разрешать конфликты, наиболее выгодным для них способом — они не хотят сотрудничать, а наоборот, каждый отстаивает свою точку зрения, опирается на свое мнение и видение ситуации. Рекомендации учащимся: Подросткам средней общеобразовательной школы, следует быть менее импульсивными, проявлять больше терпимости к одноклассникам. Во время возникшего конфликта, следует помнить следующее: обсуждайте не личность, а действия; объективно опишите ситуацию, проблему в ней, как вы это видите; дайте то же самое сделать партнеру; при эмоциональных вспышках партнера подождите, пока он успокоится; разговор следует вести спокойным голосом; предлагайте конкретные варианты выхода из ситуации. Изучение основных причин конфликтов и особенностей взаимоотношений в 9 «А» классе. Для этого нами была разработана специальная анкета (Приложение № 2).

Цель исследования: изучить основные причины конфликта и особенности взаимоотношений в классе. Материал: перечень вопросов. Инструкция: подростку последовательно предлагается ответить на 8 вопросов. Результаты диагностики показали, что только 17% учащихся считают свой класс дружным коллективом, 33% затрудняются ответить и половина класса 50% не считают свой класс дружным (диаграмма 2.2).

Проанализировав результаты, мы увидели, что школьникам свойственен средний уровень коммуникативных и организаторских способностей, то есть они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью. Диаграмма 2.2 Количество учащихся, считающих свой класс дружным коллективом. По этим результатам мы сделали выводы, что класс не сформирован, как коллектив. И нуждается в помощи классного руководителя для сплочения и формирования дружного коллектива. Из учащихся, которые считают свой класс дружным коллективом, 18% показали, что у них хорошие взаимоотношения с одноклассниками, 58% опрошенных ответили, что у них плохие взаимоотношения в классе и 24% затрудняются ответить на этот вопрос (диаграмма 2.3).

Диаграмма 2.3 Взаимоотношения в 9 «А», по мнению самих учащихся Так же было выявлено, что 61% подростков часто вступают в конфликт со своими одноклассниками, 28% редко и 11% школьников ответило, что у них нет для этого повода (диаграмма 2.4).

Диаграмма 2.4 Частота возникновения конфликтов в классном коллективе В ходе исследования нами было установлено, что межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто. Однако данные конфликты не отличаются большой продолжительностью. Подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению. 77% респондентов на вопрос кто является чаще всего инициатором конфликта, ответили, что одноклассники.8% признают свою вину и 15% затрудняются ответить (диаграмма 2.5).

Диаграмма 2.5 Количество учащихся, которые являются инициаторами конфликтов Проанализировав, результаты диагностики, мы сделали выводы, что школьники не умеют брать на себя ответственность за свои поступки. Так же нами было выявлено, что 53% учащихся в ситуации конфликта никогда не прибегают к личным оскорблениям, а 32% подростков редко и только 15% респондентов ответило никогда (диаграмма 2.6).

Диаграмма 2.6 Количество учащихся, прибегающие к личным оскорблениям Анализирую данные результаты, мы сделали выводы, что у подростков не сформирована культура межличностных взаимоотношений. Из числа опрошенных, важно выйти победителем из конфликтной ситуации 59% школьников, затрудняются ответить 37% учащихся (диаграмма 2.7).

По результатам опроса видно, что только 14% респондентов не претендуют на позицию победителя в конфликтной ситуации (диаграмма 2.7) Диаграмма 2.7 Количество учащихся, которым важна позиция победителя в конфликтной ситуации На вопрос «Какие чувства вы испытываете во время конфликта?» 23% учащихся ответили — злость, еще 23% школьников испытывают — злорадство, 19% респондентов ответили, что они испытывают чувство — страха, еще 19% подростков переживают обиду и 15% учащихся ответили ненависть (диаграмма 2.8).

Диаграмма 2.8 Чувства, которые испытывают подростки во время конфликта По результатам опроса, мы видим, что большей процент детей испытывают такие чувства, как злость и злорадства. Это говорит о том, что у подростков не сформировано чувство самоконтроля. Что касается причин, по которым возникают конфликты, то 23% респондентов указали такую причину, как оскорбления, 21% учащихся на этот вопрос ответили — учеба, 15% подростков причиной конфликта назвали — противоположный пол, 24% учащихся указали — поведение одноклассников и 17% школьников конфликтуют из — за разных взглядов на вещи (диаграмма 2.9).

Диаграмма 2.9 Причины возникновения конфликтов Анализируя результаты опроса, мы сделали общие выводы, что у подростков отсутствуют навыки самоконтроля, учащиеся нетерпимы к критике, переоценивают свои возможности, демонстрируют чувство превосходства над теми, кто слабее, многие не сдержаны и импульсивны. Свое исследование мы проводили в течение месяца, и нами были составлена следующая классификация конфликтов, которые возникали между учащимися. В ее основу положен предмет конфликта: конфликты статусов, занимаемых подростками в межличностных отношениях; конфликты из-за оскорблений, сплетен, зависти, уровня личной неприязни друг к другу; конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2−3-х лидеров и их группировок за первенство в классе; конфликты при отсутствии взаимопонимания, солидарности, групповой принадлежности, товарищеской взаимопомощи между учащимися; конфликты, связанные с расхождением моральных, духовных и нравственных ценностей; коммуникативные конфликты, возникающие из-за отсутствия навыков общения; конфликты целей основной деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба; конфликты из-за индивидуально-психологических особенностей личности учащегося, в частности, агрессивность; конфликты проступков, нарушений общешкольного Устава, общепринятых норм поведения; конфликты, связанные с возникновением симпатий к подросткам противоположного пола, у девочек — из-за парней, у парней — из-за девушек. конфликты из-за существующей социально-экономической обстановки в стране, в частности, воспитание учащихся в семьях разного социального статуса (неблагополучных, малообеспеченных, асоциальных и т. д.).

В связи с этим и учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности, педагогам, родителям, психологам при организации и осуществлении воспитательного процесса важно, не подавлять конфликты между подростками, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия. Все это поможет преодолеть высокую конфликтность свойственную подросткам, сделать отношения в подростковых группах более гармоничными, а их воспитательный и развивающий потенциал более высоким.

2.3 Методические рекомендации по профилактике конфликтов в подростковой среде Рекомендации учащимся: Правила, которых необходимо придерживаться для избегания конфликта. Будучи в позиции слушающего: · проявляйте терпимость: не прерывайте, не мешайте; прежде чем что-то сказать, хорошо подумайте, убедитесь, что вы хотите сказать именно это; · не давайте оценок человеку: если вы будете оценивать чувства говорящего, то он станет защищаться или противоречить вам. Избегая оценок, старайтесь действительно эмпатировать и понимать перспективы человека; · не аргументируйте слишком рационально: не старайтесь разрешить, кто прав, а кто виноват, как можно изменить ситуацию; · сосредоточьтесь на точке зрения говорящего в течение всего времени, пока вы слушаете; · не давайте советов: помните, что лучшие решения в конфликте — это те, к которым участники приходят сами, а не те, которые им кто-то подсказал. Часто бывает трудно побороть желание дать совет, особенно когда собеседник может рассчитывать на него с самого начала. Будучи в позиции говорящего: · не обвиняйте! Не говорите, что все произошло из-за чьих-то недостатков, и не обвиняйте кого-то еще в том, что случилось; · не придумывайте! Не говорите другому человеку, что вы думаете о том, каковы его мотивы и желания, раньше, чем он сам о них что-то скажет; · не защищайтесь! Сначала расскажите о своих действиях и о своих мыслях и чувствах; сделайте это открыто и достаточно полно. И только после этого можете ждать, что-то же самое сделает и ваш оппонент; · не характеризуйте! Не описывайте личность оппонента, тем более говоря «вы невнимательны, эгоистичны, неопытны, молоды и т. п.». Старайтесь говорить о том, что вас беспокоит по существу; Не обобщайте! Избегайте использования слов «всегда», «никогда» в описании поведения вашего оппонента. Приводите конкретные факты и ситуации, которые вы оба с оппонентом хорошо помните. Рекомендации классному руководителю для сплочения коллектива: Для того чтобы в коллективе была благополучная психологическая атмосфера, необходимо выполнение следующих условий: · каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности; · у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности; Для того чтобы класс, школа стал таким местом, где дети чувствуют себя как дома, учитель может использовать следующие приемы: · участие детей в организации общего пространства, создание «дизайна» класса. Обсудить с детьми, как можно сделать классную комнату более привлекательной, удобной и уютной. Часть идей воплотить, а некоторые из идей обсудить с детьми, насколько они реалистичны. · создание правил класса. Необходимым условием защищенности и безопасности является наличие правил, по которым функционирует группа. Эти правила должны быть понятны школьниками, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения правил. Подростки должны иметь возможность принять участие в создании правил класса. · создание «дневника класса». Нужно предоставить возможность каждому ученику написать, что-то о себе. Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого учащегося. Важно чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. · совместные походы, прогулки и экскурсии. Подобные мероприятия очень сближают учителя и ученика. При этом важно не забывать о тех, кто по какой — то причине не смог пойти или поехать вместе со всеми. Может быть, стоит привести им какой — то сувенир. · проведение «Дней класса». Стоит придумать с учащимися специальные ритуалы для этого дня и занести их «правила класса». Рекомендации педагогу социальному: В профилактической работе по снижению конфликтного поведения педагог социальный, может использовать следующие формы работы: · ролевые игры: · психогимнастические упражнения; · мини-лекции; · групповые дискуссии; · арт-терапевтические упражнения (групповой рисунок, рисунок чувств); · игры-испытания; · релаксационные упражнения; · приемы сказотерапии; · организация социальной среды учащихся; · активизирование собственных ресурсов подростков; · КТД. Примерные упражнения представлены в Приложении 3. Так же мы рекомендуем педагогу социальному провести опросник Баса-Дарки предназначенный для диагностики агрессивных и враждебных реакций (Приложение № 4).

Данные формы работы социально — педагогической профилактики направлены на снятие агрессивных проявлений, оптимизацию межличностных отношений, обучение конструктивному взаимодействию обучающихся.

Выводы Таким образом, педагог социальный должен стать центральной фигурой в управлении системой общественного воспитания. Сегодня, как никогда, задача педагога социального состоит в том, чтобы помочь подростку научиться конструктивно строить свои отношения с окружающими его людьми. Результаты диагностики показали, что в школе работа по профилактике конфликтов ведется, но пока не на достаточном уровне. Поэтому необходимо уделять этой проблеме больше внимания и работа должна вестись как с учащимися, так и с их родителями. Гипотеза исследования подтвердилась, конфликты подростка связаны его с личностными качествами и зависят от и возрастных особенностей развития.

Заключение Подростковый возраст — период формирования основ нравственности и морали, социальных установок, взаимоотношений с социумом, стабилизации форм межличностных отношений. Ведущим видом деятельности становится общение со сверстниками, а мотивационные линии связаны с активным стремлением к самопознанию, самовыражению и самоутверждению в обществе. Вместе с тем, конфликтные ситуации, возникающие при взаимодействии подростков, оправданы. С одной стороны, они обусловлены особенностями психофизиологического развития (неустойчивостью психики, эмоциональной незрелостью, вспыльчивостью), с другой — особенностями социального развития подростков (несформированностью «Я-концепции», недостаточностью опыта социальных отношений).

Чтобы профилактическая работа дала нужные результаты, она должна быть непрерывным процессом, проводиться в системе, состоять из ряда взаимосвязанных этапов. Результаты исследования показали, что межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто, 64% респондента подтвердили это. При этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки 23% и оскорбления 24%. Для большинства подростков характерна активная позиция поведения в конфликте, целью которой является стремление при взаимодействии настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы, занятие жесткой позиции непримиримого соперничества в случае сопротивления. Наименее характерными стратегиями для подростков являются стратегия соперничество (38%) и приспособление (24%).

Список использованных источников 1. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебник для высших учебных заведений / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. — СПб.: Питер, 2006. — 288 с. 2. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — СПб.: Питер, 2008. — 496 с. 3. Анцупов, А.Я. Конфликтология: учебник для высших учебных заведений 2-е изд., перераб. и доп. / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. — М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2004. — 591с. 4. Бабосов, Е.М. Конфликтология: учебное пособие 2-е изд., стереотип. — Мн.: «ТетраСистемс», 2001. — 464 с. 5. Богданов, В.Н. Психология личности в конфликте: учебник для высших учебных заведений / В.Н. Богданов, В.Г. Зазыкин. — СПб.: Питер, 2004. — 211 с. 6. Бодалев, А.А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / А.А. Бодалев, — М.: СПб, 1986. — 230 с. 7. Валаханович, С.А. Эффективные приемы управления своим поведением / С.А. Валаханович // Сацыяльна-педагагiчная работа. — 2010. — № 10. — С.34−39. 8. Вишнякова, Н.Ф. Конфликтология: Учеб. пособие. — Мн.: Университетское, 2000. — 246 с. 9. Гришина, Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина, СПб.: Питер, 2008. — 464 с. 10. Журлова, Н.В. Работа социального педагога с агрессивными детьми / Н.В. Журлова // Сацыяльна-педагагiчная работа. — 2010. — № 7. — С.3−8. 11. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах / Я.Л. Коломинский. — М.: Академия, 2006. — 350 с. 12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Развитие ребёнка от рождения до 17 лет / И.Ю. Кулагин. — М.: Издательство УРАО, 1997. — 176 с. 13. Лесун, Л.И. Агрессивное поведение подростков / Л.И. Лесун, Л.В. Шклярова // Сацыяльна-педагагiчная работа. — 2012. — № 12. — С.22−25. 14. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. — М.: Академия, 1997. — 456 с. 15. Ничишина, Т.В. Предупреждение и проведение сквернословия несовершеннолетних / Т.В. Ничишина // - 2010. — № 7. — С.34−37. 16. Ничишина, Т.В. Тренинговые упражнения в профилактике коммуникативных девиаций несовершеннолетних / Т.В. Ничишина, М.П. Осипова // Сацыяльна-педагагiчная работа. — 2012. — № 7. — С. З1−35. 17. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. — М.: Академия, 2005. — 450 с. 18. Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. — М.: Аспект-Пресс, 2006. — 460 с. 19. Семенюк, Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции / Под ред.Д.И. Фельдштейн. — М.: НПО МОДЭК, 2006. — 450 с. 20. Стреж, А.Л. Снижение уровня агрессивности с помощью метода культотерапии / А.Л. Стреж // Сацыяльна-педагагiчная работа. — 2010. — № 5. — С.24−27.

Приложения

Приложение № 1

Опросник К. Томаса Инструкция: Вам предлагается выбрать из каждой пары суждений то, которое является наиболее типичным для Вашего поведения и поставить «+» в соответствующей графе бланка ответов.

1.

А: Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

Б: Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

2.

А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.

3.

А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

4.

А: Я стараюсь найти компромиссное решение.

Б: Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

5.

А: Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

6.

А: Я пытаюсь избежать возникновения неприятности для себя.

Б: Я стараюсь добиться своего.

7.

А: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

Б: Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы в другом добиться своего.

8.

А: Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

Б: Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

9.

А: Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

Б; Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

10.

А: Я твердо стремлюсь добиться своего.

Б: Я пытаюсь найти компромиссное решение.

11.

А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

12.

А: Зачастую я избегаю позиции, которая может вызвать споры.

Б: Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

13.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.

14.

А: Я сообщаю другому мою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

Б: Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

15.

А: Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.

Б: Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.

16.

А: Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б; Я стараюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

17.

А: Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.

Б: Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

18.

А: Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

Б: Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.

19.

А: Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.

Б: Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.

20.

А: Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

Б: Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

21.

А: Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

Б: Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.

А: Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей позицией и точкой зрения другого.

Б: Я отстаиваю свои желания.

23.

А: Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

Б: Иногда я предоставляю возможность другим взять ответственность за решение спорного вопроса.

24.

А: Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.

Б: Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.

25.

А: Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

Б: Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.

26.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

27.

А: Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

Б: Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

28.

А: Обычно я стремлюсь добиться своего.

Б: Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.

29.

А: Я предлагаю среднюю позицию.

Б: Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.

30.

А: Я стараюсь не задевать чувств другого.

Б: Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Ключи

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

соперничество

сотрудничество

компромисс

избегание

приспособление

1

А

Б

2

Б

А

3

А

Б

4

А

Б

5

6

Б

А

7

Б

А

8

А

Б

9

Б

А

10

А

Б

11

А

Б

12

Б

А

13

Б

А

14

Б

А

15

Б

А

16

Б

А

17

А

Б

18

Б

А

19

А

Б

20

А

Б

21

Б

А

22

Б

А

23

А

Б

24

Б

А

25

А

Б

26

Б

А

27

А

Б

28

А

Б

29

А

Б

30

Б

А

Интерпретация результатов

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.

Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тeнденции к достижению собственных целей

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Приложение № 2

Анкета

1) Считаете ли вы свой класс дружным коллективом?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

2) Вы считаете свои взаимоотношения с одноклассниками ???

А) хорошими;

Б) плохими;

В) затрудняюсь ответить.

3) Часто ли вы конфликтуете со своими одноклассниками?

А) часто

Б) редко

В) у меня нет для этого повода

4) Если у вас возникает конфликт, то кто является чаще всего его инициатором?

А) я

Б) одноклассники

В) затрудняюсь ответить

5) В ситуации конфликта, вы прибегаете к личным оскорблениям своего оппонента?

А) всегда

Б) редко

В) никогда

6) Вам важно выйти победителем из конфликтной ситуации?

А) да

Б) нет

В) затрудняюсь ответить

7) Какие чувства вы испытываете во время конфликта?

8) Причиной конфликта зачастую становится?

Приложение № 3

Упражнение 1. «Рисунок моего настроения»

Участникам группы предлагается нарисовать свое настроение на листе бумаги. Подчеркивается, что рисунок может быть как конкретным, так и абстрактным. Предлагаются различные изобразительные материалы (гуашь, акварельные краски, пастель, восковые мелки, карандаши, фломастеры)

После того как все участники выразили себя на листе бумаги, предлагается показать рисунки друг другу, рассказать о том, что именно изображено на рисунке и какое настроение отражает данный рисунок.

Упражнение 2. «Руки» (класс делится на 2−3 группы, при выполнении другого упражнения участники меняют состав групп).

Ведущий просит участников встать в круг, подняв правую руку. Он соединяет между собой руки участников и просит не разжимать их. После этого, ведущий просит каждого из участников поднять левую руку и соединяет их друг с другом поверх уже соединенных правых, следя за тем, чтобы руки не держали соседи, и чтобы не оказалось, что два участника держат друг друга за обе руки. После этого ведущий просит участников распутаться в один большой круг, не расцепляя рук.

Упражнение считается выполненным, если это удалось или если вместо круга участники распутались в восьмерку.

Упражнение 3. «Лава»

Необходимый материал: круглые коврики диаметром 24−27 см, стулья.

Инструкция

«Я предлагаю вам отправиться в путешествие, в горы. Перед вами котлован с кипящей лавой. Нужно перебраться через него, обогнув горную гряду (преграда из стульев) на другую сторону. Для того, чтобы вы могли выполнить задание вам предлагаются огнеупорные коврики. Вы можете вставать на них и идти по лаве. Но, внимание, коврики без соприкосновения с человеческим телом оставлять нельзя, и передавать их можно только вперед. Осторожнее с горами. Прикасаться к ним также нельзя. В случае нарушения правил, вся команда возвращается назад и начинает выполнение упражнения снова. Все ли понятно?»

Если участники не поняли инструкцию, ведущий объясняет все это еще раз, показывая какой именно путь нужно пройти и как можно вставать на коврики.

В упражнении важно следить за тщательным соблюдением правил. Упражнение должно быть выполнено правильно от начала до конца. Только тогда оно поможет группе сплотиться, используя свои групповые ресурсы.

После упражнения обязательно обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

1. Что вам больше всего понравилось в ходе выполнения этого упражнения?

2. Что больше всего не понравилось?

3. как вы думаете, почему ваша группа смогла выполнить это упражнение?

4. Что ей мешало его выполнять?

5. Как вы чувствуете себя сейчас, после того как упражнение выполнено?

Упражнение 4. «Импульс»

Необходимый материал: секундомер.

Группа встает в круг, взявшись за руки. Выбирается ведущий, который начнет игру. В начале игры ведущий посылает «импульс»: он пожимает руку своему правому, либо левому соседу, который передает импульс дальше по кругу, пока сигнал не возвращается к ведущему.

После нескольких попыток группа приступает к выполнению задания. Опытным путем группа должна определить наименьшее время, за которое она сможет передавать импульс по кругу. Педагог может помочь игрокам, замеряя секундомером время передачи импульса.

Теперь импульс передается в другом направлении. Педагог предоставляет игрокам возможность поэкспериментировать и выбрать подходящий темп, замеряя время по секундомеру.

Наконец группа переходит к следующему этапу, на котором импульс передается с закрытыми глазами. Ведущие на каждом этапе должны меняться. На последнем этапе задача еще более усложняется: теперь импульс передается сразу по двум направлениям: влево и вправо. Теоретически оба импульса должны встретиться на равном расстоянии от ведущего и вернуться обратно. Группе нужно дать время поупражняться, если один или оба импульса были «потеряны». Пусть игроки обсудят, какой из импульсов передается быстрее, и заметят время, за которое они могут быстро и правильно передавать импульсы в обе стороны одновременно.

Приложение № 4

Опросник Басса-Дарки

Опросник Басса-Дарки предназначен для диагностики агрессивных и враждебных реакций. Под агрессивностью понимается свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-объектных отношений. Враждебность понимается как реакция, развивающая негативные чувства и негативные оценки людей и событий. Создавая свой опросник, дифференцирующий проявления агрессии и враждебности, А. Басc и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия — использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет».

ОПРОСНИК

? Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим

да

нет

? Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю

да

нет

? Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь

да

нет

? Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню

да

нет

? Я не всегда получаю то, что мне положено

да

нет

? Я не знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной

да

нет

? Если я не одобряю поведение друзей, я даю им это почувствовать

да

нет

? Когда мне случалось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести

да

нет

? Мне кажется, что я не способен ударить человека

да

нет

? Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами

да

нет

? Я всегда снисходителен к чужим недостаткам

да

нет

? Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его

да

нет

? Другие умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами

да

нет

? Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал

да

нет

? Я часто бываю несогласен с людьми

да

нет

? Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь

да

нет

? Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу ему

да

нет

? Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверями

да

нет

? Я гораздо более раздражителен, чем кажется

да

нет

? Если кто-то воображает себя начальником, я всегда поступаю ему наперекор

да

нет

? Меня немного огорчает моя судьба

да

нет

? Я думаю, что многие люди не любят меня

да

нет

? Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной

да

нет

? Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины

да

нет

? Тот, кто оскорбляет меня и мою семью, напрашивается на драку

да

нет

? Я не способен на грубые шутки

да

нет

? Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются

да

нет

? Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались

да

нет

? Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится

да

нет

? Довольно многие люди завидуют мне

да

нет

? Я требую, чтобы люди уважали меня

да

нет

? Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей

да

нет

? Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их «щелкнули по носу»

да

нет

? Я никогда не бываю мрачен от злости

да

нет

? Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь

да

нет

? Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю внимания

да

нет

? Хотя я и не показываю этого, меня иногда гложет зависть

да

нет

? Иногда мне кажется, что надо мной смеются

да

нет

? Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям

да

нет

? Мне хочется, чтобы мои грехи были прощены

да

нет

? Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня

да

нет

? Когда получается не по-моему, я иногда обижаюсь

да

нет

? Иногда люди раздражают меня одним своим присутствием

да

нет

? Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел

да

нет

? Мой принцип: «Никогда не доверять «чужакам»

да

нет

? Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать, что я о нем думаю

да

нет

? Я делаю много такого, о чем впоследствии жалею

да

нет

? Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь

да

нет

? С детства я никогда не проявлял вспышек гнева

да

нет

? Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться

да

нет

? Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко работать

да

нет

? Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-нибудь приятное для меня

да

нет

? Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ

да

нет

? Неудачи огорчают меня

да

нет

? Я дерусь не реже и не чаще чем другие

да

нет

? Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее

да

нет

? Иногда я чувствую, что готов первым начать драку

да

нет

? Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной несправедливо

да

нет

? Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю

да

нет

? Я ругаюсь только со злости

да

нет

? Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть

да

нет

? Если для защиты своих прав мне нужно применить физическую силу, я применяю ее

да

нет

? Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу кулаком по столу

да

нет

? Я бываю грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся

да

нет

? У меня нет врагов, которые бы хотели мне навредить

да

нет

? Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает

да

нет

? Я часто думаю, что жил неправильно

да

нет

? Я знаю людей, которые способны довести меня до драки

да

нет

? Я не огорчаюсь из-за мелочей

да

нет

? Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня

да

нет

? Я часто только угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение

да

нет

? В последнее время я стал занудой

да

нет

? В споре я часто повышаю голос

да

нет

? Я стараюсь обычно скрывать свое плохое отношение к людям

да

нет

? Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить

да

нет

При составлении опросника использовались принципы:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам следующим образом:

I. Физическая агрессия:

«да» = 1, «нет"-0: 1,25,31,41,48,55,62,68, «нет» =1, «да» = 0: 9,7

2. Косвенная агрессия:

«да» — 1, «нет» = 0: 2, 10, 18, 34,42, 56, 63, «нет» = 1, «да» — 0: 26,49

3. Раздражение:

«да"=1, «нет"=0: 3, 19,27,43, 50, 57,64,72, «нет» = 1, «да» =0: II, 35,69

4. Негативизм:

«да» == 1, «нет» = 0: 4, 12, 20, 28, «нет» — 1, «да» = 0: 36

5. Обида:

«да"= 1,"нет» — 0: 5, 13, 21,29,37,44,51,58

6. Подозрительность:

«да"=1, «нет"=0: 6,14,22,30,38,45,52,59, «нет» = 1, «да» = 0: 33, 66,74,75

7. Вербальная агрессия:

«да» = 1, «нет» = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73, «нет» — 1, «да»=0: 33,66,74,75

8. Чувство вины: «да"-1, «нет"=0: 8, 16, 24, 32, 40, 47,54,61,67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалу, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности — 6,5−7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector