Для группы 614 (1)

БИЛЕТ 15

1. Понятие типологии книги

(Это вы уже записывали)

Типология книги – раздел книговедения, изучающий принципы образования и систематизации различных категорий книги (книга, литература, издание, произведение печати, произведение письменности, произведение и т.д.).

Объект типологии книги при таком понимании – книга в целом и ее категории. Предмет – сравнительный анализ различных категорий книги, их группировка и систематизация, создание научных классификаций. (Объект – это то, на что направлена мысль, предмет – то, чем в рамках данного объекта мы занимаемся; объект шире, чем предмет).

Есть еще один подход к типологии книги, он гораздо шире первого (это подход, разрабатываемый в Московском университете печати Беловицкой и Омелянчуком).

Типология книги понимается как наука о составе (что именно входит) и структуре (как между собой соотносится) книговедения. Тогда объект типологии книги понимается как всё мно­гообразие книги, книжного дела и книговедения, а предмет как систематиза­ция книги (книжного дела, книговедения), выяснение закономерностей фор­мирования книги как системы в процессе ее производства, распространения и использования в обществе.

От термина «типология» следует отличать термин «типизация» (распределение различных произведений или изданий по заранее выделенным категориям, представленным в типологических схемах, разработанных типологией; упорядочение подготовки и выпуска изданий в соответствии с категориями, выявленными типологией книги).

Способы типологического познания книги – классификация, систематизация, типологизация.

В основе классификации лежит деление объема понятия – в общем понятии выделяются группы (виды, классы).

Систематизация – это способ ргуппировки явлений, обнаруживающий взаимосвязи между отдельными элементами системы. Типологизация – это классификация, делящая общее понятие на типы (в тип явления или предметы объединяется на основании наличия нескольких общих признаков).

2. Читателеведение и искусствознание как смежные с книговедением дисциплины.

Читателеведение и искусствознание – самостоятельные дисциплины, они не входят в состав общего книговедения и частных книговедческих дисциплин, но это пересекающиеся с книговедением области знания, смежные с книговедением дисциплины. (Под смежными с книговедением понимаем дисциплины, знание в области которых необходимо для эффективного осуществления того или иного вида практической книговедческой деятельности в книгоиздательском, книготорговом, библиотечном, библиографическом деле и для адекватного отражения в теории способов существования, функционирования книги как объекта книговедения.)

7 стр., 3206 слов

Типология объектов недвижимости

... парке «Лосиный остров»; Многолетние насаждения ботанического сада РАН. Глава 1. Теоретические основы типологии объектов недвижимости Впервые термин "недвижимое и движимое имущество" появился в законодательстве Российской империи ... дороги. Под движимым имуществом понимались всякого рода мореходные и речные суда, книги, рукописи, картины, экипажи, земледельческие орудия, а также все то, что из ...

Читателеведение наука относительно новая — исследования читателя начались еще в дореволюционный период.

В «Словарном указателе по книговедению» А.В. Мезьер отражены различные направления изучения читателя и чтения в дореволюционные годы и в первые десятилетия Советской власти (социология и психология чтения, история читателя, методика руководства чтением. Изучение читательских интересов – еще не до конца разработанная проблема, часто читатель изучался в отрыве от социальных условий его жизни.

Термин «читателеведение» появился в начале 70-х годов ХХ века в статье В.П. Таловова. Этот автор сделал обстоятельный аналитический обзор отечественной литературы об изучении читателя и чтения.

В.П. Таловов определяет важнейшую проблематику читателеведения:

1) изучение законов развития читательской психологии;

2) изучение таких компонентов психологии читателя, как читательские интересы, читательские установки и читательский спрос;

3) выявление присущих читателеведению функций исторического, теоретического, мировоззренческого и прикладного характера;

4) выявление форм и методов использования современного научного читателеведческого знания.

Социологическое изучение современного читателя активно ведется в Государственной библиотеке им. В.И. Ленина.

Рассмотрение читателеведения как книговедческой дисциплины основывается на функциональной трактовке состава объекта книговедения: «книжное дело — книга — читатель». При этом читателеведение соответственно выступает третьей, относительно самостоятельной составляющей книговедческого знания. И.Е. Баренбаум пишет: «Книговедческий подход требует изучения книги в связи с реальным или предполагаемым читателем. Акцентируя вторую часть формулы книга — читатель, мы тем самым подчеркиваем своеобразие и специфику читателеведения как одной из органических ветвей книговедческого знания».

Читателеведение тесно связано с социологией, психологией, библиопсихологией, философией, теорией журналистики и другими науками, поэтому сложно сконструировать книговедческую дисциплину «читателеведение» (в том числе раскрыть сущность основных читателеведческих категорий «читатель», «чтение», «читателеведение»).

Из-за отсутствия фундаментальных разработок читателеведческих проблем и по причине необходимости иметь знание о читателе читателеведческими проблемами часто занимаются в рамках книговедения.

Читателеведение следует пока квалифицировать как комплексную междисциплинарную проблему. Готовое знание, полученное этой дисциплиной, должно быть активно и разносторонне использовано книговедением и практикой книжного дела.

Искусствознание (=искусствоведение) также смежная с книговедением область. Это комплекс общественных наук, изучающих художественную культуру общества в целом и отдельные виды искусства, их специфику и отношение к действительности, их возникновение и закономерности развития, роль в истории общественного сознания, взаимосвязи с социальной жизнью.

5 стр., 2092 слов

Типология к.Г.Юнга и супружеская совместимость

... по способам восприятия и способам переработки информации. В основе этой типологии лежат четыре двоичных критерия. Критерий интуиция/сенсорикаописывает разницу психических механизмоввосприятия.Интуитивные типы ... Исключением является масштабное исследование супругов П.Тайгера и Баррон-Тайгер, авторов нескольких книг, помещённое на их сайте www.personalitytype.com. Обследовав несколько сот супружеских ...

Объект книговедения – книга – в то же время является и произведением искусства. Искусство книги (часть искусствоведения) — «единство видов художественной, творческой деятельности по задумыванию (проектированию), воплощению (художественному решению) и воспроизведению (полиграфическому тиражированию) книжного издания» — традиционно рассматривается в границах книгоиздательского дела как один из его неотъемлемых процессов.

В искусстве книги как практической деятельности в процессах книгоиздательского дела и искусствоведении книги как знании больше заинтересовано книговедение и книгоиздательское дело, чем собственно искусствоведение.

Первая отечественная монография по теории искусства книги написана в 1971 году В.Н. Ляховым (1925-1975).

Книжное издание — объект деятельности художника-конструктора, художника-графика и художника-технолога представлено Ляховым в виде более конкретной модели, которая состоит из «ядра книги» — текстового сообщения и пяти «служб» (смысловой организации, материально-конструктивной организации, зрительной ориентации, наглядной информации и рекламно-пропагандистской службы).

В качестве объекта научной дисциплины (история, теория, методика книжного искусства) В.Н. Ляхов обосновывает художественно-конструктивную и материально-полиграфическую модель книжного издания как эстетически осознанную целостность. Основной задачей дисциплины «искусство книги» выступает теоретическое осмысление книжного издания как объекта книжного искусства, а предмет формируется через познание эстетических закономерностей создания и совершенствования «книжной формы» (т.е. художественно-графической и материально-конструктивной формы книжного издания).

Благодаря исследованиям В.Н. Ляхова теорию, историю и методику книжного искусства можно квалифицируют как специфическую искусствоведческую дисциплину, очень тесно связанную с книговедческими дисциплинами.

Объект искусствоведения книги представляет собой часть объекта книговедения — теоретическая модель книжного издания в книгоиздательском деле. Методологической базой специальной искусствоведческой дисциплины объективно должно стать общекниговедческое представление о книге как объективном явлении социальной действительности, о сущности книги, способах и формах ее существования (книжное искусство как практика имеет дело с книжным изданием — материальной, предметной формой существования книги и его формами в книгоиздательском деле).

БИЛЕТ 14

1. Книга в системе понятий «контекст», «текст», «произведение».

Это разбирали на последнем занятии.

Контекстом называем единство семантической (смысловой) информации и осознанного отношения человека к ней. Способ существования «контекста» есть процесс его движения в «сознании».

13 стр., 6355 слов

Карен Хорни и её книга Невротическая личность нашего времени

... решения конфликта разнонаправленных тенденций. Также оно должно отклоняется от общепринятого в данной культуре образца. Глава 2 . ЧТО ПОБУЖДАЕТ НАС ГОВОРИТЬ О «НЕВРОТИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ... конфликты порождаются главным образом социальными факторами. В 1937 г. вышла ее первая книга — «Невротическая личность нашего времени», посвященная анализу роли социальных факторов в возникновении ...

Преходящий промежуточный результат выражения контекста есть «текст» в самом широком, категориальном смысле слова. Текстом вообще следует называть любой материальный способ выражения «контекста».

Диалектическое единство «контекста» и выражающего его «текста» следует квалифицировать как «произведение» в самом широком значении данного понятия.

(Книга как произведение возникает в контексте культуры.)

Содержанием «культуры» как способа социальной коммуникации становится «контекст», выраженный либо средствами материального производства (материальная культура), либо средствами знаковой системы «язык» (духовная культура).

И с этой точки зрения «культура» может рассматриваться в качестве «произведения» (а не только в качестве «контекста»), контекстом которого является общественное сознание, существующее в таких формах, как идеология, наука, право, мораль, этика, искусство, религия и т.д. Текстом становится, с одной стороны, материально-техническое производство, его виды и формы, а с другой — семиотическая система «язык» и такие ее подсистемы, как «письменность», «литература», «музыка», «изобразительное искусство».

«Культура» есть способ существования и движения «произведения» в обществе.

В «произведении» обе составляющие («контекст» и «текст») существуют только в диалектическом единстве, вне которого «произведения» нет.

У книги почти всегда есть автор – носитель индивидуального сознания.

Индивидуальное сознание не существует вне сознания общественного. Общей формой существования «контекста» является «культура». На уровне индивида принято говорить об «индивидуальном контексте» — отношении человека к окружающему миру: природе, ее процессам и явлениям, к общественной жизни, социальной действительности, к науке, литературе, искусству, музыке и т.д. — к социальной информации и формам ее отражения в коммуникационном процессе «сознание». Это индивидуальное отношение, выраженное в обыденном сознании, представлении, мировоззрении, морали, этике, знаниях человека (индивидуальный контекст) и актуализированное в его поступках, суждениях — во всех формах проявления личности (в предельно широком смысле — текст индивидуального контекста), есть индивидуальная культура как действительное индивидуальное сознание. Степень его развития определяет общественную ценность личности.

На уровне общественного сознания «произведением» будет сама «культура», литература (естественно, не только художественная), музыка, изобразительное искусство, а на уровне индивидуального контекста, индивидуальной культуры эта форма есть авторское произведение — диалектическое единство индивидуального контекста и индивидуальной, единичной формы его выражения (авторский текст).

Так понимается произведение в науке, искусстве, литературе, музыке.

Вне единого общественного контекста (всеобщее — «культура») не может существовать контекст индивидуальный (единичное — культура личности), а следовательно, и индивидуальный текст (конкретное произведение).

Вне культуры, вне общественного контекста, произведение не существует и понятно быть не может, потому что вне общественного сознания не существует и не может существовать сознание индивидуальное.

7 стр., 3224 слов

Методы изучения музыкальных произведений крупной формы в старших ...

... находки учителя музыки СШ № 18 ДежиковойЛюдмилы Геннадьевны. Метод изучения музыкального произведения – такой способ работы с музыкальнымпроизведением, в процессе которого ученик, наиболее полно воспринимаетфактическое, акустическое, ... жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальнуюкультуру как часть их духовной культуры». Более того, авторы новых программопираются также на нее, но проблемы ...

«Литература» есть способ существования словесного произведения в «культуре». Литература (а также музыка, изобразительное искусство) есть способ социальной коммуникации, т.е. внутренний уровень развития способа коммуникации «культура».

Вместе с тем литература есть также способ организации «контекста» в контекст словесного произведения средствами естественного языка, способ организации контекста словесного произведения в текст словесного произведения.

Содержание социальной информации, организованное в контексте литературы (единство этого содержания, контекстов литературных произведений и отношения общественного сознания к ним), отражаясь в сознании автора (в его творчестве), предопределяет контекст нового произведения, его место в контексте литературы.

Появление контекста нового произведения в литературе как системе ее контекстов приводит к количественному или качественному изменению всей системы, к возникновению нового контекста литературы.

Изменение контекста литературы происходит не только с появлением каждого нового произведения, но с изменением отношения общества к уже существующим произведениям.

  1. Система библиографического знания (библиографоведение).

    Библиографическое описание книги.

Библиографоведение — научная дисциплина, изучающая закономерности библиографической деятельности. Библиографоведение включает следующие разделы: теория, история, организационная структура, методика библиографии. (Т.е. это система, состоящая из подсистем – теории библиографии, истории библиографии и т.д.)

Термин «библиографоведение» был предложен в 1975 году О. П. Коршуновым, разработавшим системно-деятельностную концепцию библиографической деятельности. По инициативе О. П. Коршунова с начала 80-х гг. 20 века были изданы первые учебные пособия и началось обучение библиографоведению как научной дисциплине на библиотечных факультетах институтов культуры. Тогда же в номенклатуру научных специальностей была введена специальность «Библиотековедение и библиографоведение».

Основоположникам русской библиографии —  В.Г. Анастасевич и  В.С. Сопиков. Когда они начали вести свои научные разработки, преобладало отождествление библиографоведения и книговедения. В работах  Н.М. Лисовского и  А.М. Ловягина мы видим осознание относительной самостоятельности библиографоведения в системе книговедения как обобщающей науки о книге и книжном деле.

9 стр., 4181 слов

Рабочая программа дисциплины общая психология 2

... Академия, 2006 Дополнительная Локк Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. М., 1960. (с.129–131, 140) Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта/Психология эмоций. ... закономерностей функционирования и развития психики. Компоненты компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины: знание основных закономерностей функционирования и развития психики; знание стихийных механизмов ...

Есть и такой взгляд на книжное дело. Книжное дело представлено тремя блоками (группами) относительно самостоятельных научных дисциплин. Первый (центральный) блок представляет библиографоведение. Второй (книгопроизводство, или издательское дело) включает три научные дисциплины: автороведение, теорию и практику редактирования, художественное конструирование книги («искусство книги»).

Особый вопрос связан с необходимостью разработки обобщающей научной дисциплины, изучающей книгопроизводство, т.е. издательское дело. Третий блок (книгоиспользование, или книгораспространение, или книгопотребление) составляют также три научные дисциплины — библиополистика, библиотековедение и читателеведение. И здесь возникает вопрос формирования единой научной дисциплины, изучающей книгопотребление. В целом книговедение, согласно этому взгляду, на современном этапе состоит из семи научных дисциплин, центральное место среди которых занимает библиографоведение. (Т.е. библиографоведение входит в качестве подсистемы в систему книговедческих дисциплин.)

Ряд ученых считает, что объектом (в довольно широком смысле слова «объект») всех книговедческих дисциплин, включая и библиографоведение, являются книжное дело как процесс и книга как способ его материализации и существования в пространстве, времени и обществе. Различие книговедческих дисциплин определяется особенностями их предметов.

Библиографоведение в настоящее время настолько специализировано, что имеет самостоятельное, а не вспомогательное значение, как и его объект — библиография в системе книжного дела.

Библиографоведение на своих внутренних уровнях взаимодействует с информатикой, статистикой книги (печати), экономикой научно-информационной деятельности и другими дисциплинами.

Без библиографического описания сложно представить сферу книгораспространения (каталоги в библиотеках, например).

Библиографическое описание составляют по определенным правилам.

Основное у вас есть в распечатках. Эти распечатки надо будет взять с собой на экзамен, чтобы суметь составить библиографическое описание книги (с него вы начнете третье задание билета).

Библиографическое описание составляют, как правило, на языке текста издания. В России издания на других языках допускается описывать на русском языке (тогда язык издания оговаривается в примечаниях).

ОБЩАЯ СХЕМА:

Фамилия автора И.О. Название книги: Сведения, относящиеся к заглавию (Учебное пособие, например) / Сведения об ответственности (например, Под ред. И.О. Фамилия). – Сведения об издании (например, 2-е изд., перераб. и доп.). – Город.: Издательство, год. – 555 с. – (Серия; номер выпуска серии).