Особенности социально-психологической помощи семьям «Группы риска»

Оглавление

План теоретической части

Введение…………………………………………………………………..……….3

I. Теоретические подходы к исследованию проблем семей «Группы риска»

1.1. Зарубежные и отечественные исследования

проблем семей «Группы риска»………………………………………….………6

1.2. Понятие семья «группы риска»………………………..…………..……..11

1.3. Особенности семей «Группы риска»…………………………………….15

Выводы по первой главе…………………………………………………………19

II. Теоретические подходы к исследованию социально-психологической помощи семьям «Группы риска»……………………………………………….20

2.1. Зарубежные и отечественные исследования

социально -психологической помощи семьям «Группы риска»…………20

2.2. Структура и задачи социально-психологической

помощи семьям «Группы риска»……………………………………………26

Вывод по второй главе……………………………………………….………….36

Заключение……………………………………………………………………….37

Список литературы………………………………………………………………39

Приложение………………………………………………………………………42

Введение

Актуальность темы обусловлена произошедшей за последние десятилетия трансформацией в общественно-государственном устройстве страны, что привело к серьезным изменениям в жизни российских семей. Значительное число семей испытывает негативное воздействие социально-экономических реформ, что обусловило ухудшение группового социально-психологического климата семьи, негативную групповую динамику у значительного числа российских семей.

Статистика неумолима: практически в каждом классе из общего числа учащихся двое или трое детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом неблагополучия. Тысячи детей состоит на учете в подразделениях по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних. Около 200 тыс. подростков ежегодно совершают преступления, иногда такие страшные, на которые, по мнению полицейских и психологов, не решаются рецидивисты. Характер «семейной болезни» приобрел алкоголизм. За последние семь лет в 2 раза увеличилось число детей, больных этим страшным недугом. Детей токсикоманов стало в 3,3 раза больше, а наркоманов — в 17,5 раза. Распространение наркомании повлияло и на рост ВИЧ-инфицированных. Ежегодно растет их число среди беременных и детей. Анализ социального влияния на личность показал, что у 40% людей в их жизни решающее влияние оказала семья, у 30% средства массовой информации. Только у 20% школа, у 10% улица [20].

6 стр., 2826 слов

Семья группы риска как социально-педагогическая проблема

... семьи «группы риска». Предмет исследования: содержание и формы социально-педагогической работы с «семьей группы риска». Цель исследования: выявление специфики работы социального педагога с «семьей группы риска». Задачи исследования: 1. Выявление актуальных проблем жизнедеятельности ребенка в семье группы риска. ...

В настоящее время все чаще в педагогике и психологии употребляется понятие «семья группы риска» — это та категория семей, которая в силу определенных обстоятельств подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что является причиной дезадаптации детей и взрослых. Семья в своей воспитательной деятельности стала все более нуждаться в помощи, как со стороны общества, так и со стороны специалистов.

Проблемы социально-психологической помощи семье были всегда актуальны как для отечественных, так и зарубежных ученых. По мнению отечественных социальных психологов Г. М. Андреевой, А. В. Петровского, социально-психологическая работа с семьей является важной задачей, от решения которой находится в принципиальной зависимости будущее страны. Отечественные специалисты по работе с семьей (О.А. Карабанова, В.М. Минияров, Г.В. Семья, Е. И. Холостова, В.М. Целуйко, Э. Г. Эйдемиллер указывают на необходимость социально-психологической помощи семье. К проблемам семьи также обращались зарубежные психологи: Э. Берн, К. Рудестам, В. Сатир.

О необходимости оказания семье социально — психологической помощи говорится в ряде работ (А.Н. Елизарова, Е.И. Холостовой и другие), в которых подчеркивается что неблагополучная семья нуждается в различных видах помощи: материальной, правовой, медицинской, психолого-педагогической и др. Эффективность оказания помощи семье во многом зависит от тесного взаимодействия и сотрудничества социально-психологической службы учебного заведения с различными государственными учреждениями и общественными организациями.

Цель исследования – определить особенности социально – психологической помощи семьям «группы риска».

Объект исследования: семья «группы риска».

Предмет исследования: направления социально – психологической помощи семьям «группы риска».

Задачи исследования:

1.Рассмотреть теоретические подходы к исследованию проблем семей «Группы риска».

2. Дать понятие семья «Группы риска».

3.Показать особенности семей «Группы риска».

4.Изучить теоретические подходы к исследованию социально-психологической помощи семьям «Группы риска».

5. Рассмотреть зарубежные и отечественные исследования социально -психологической помощи семьям «Группы риска»

6. Показать структуру и задачи социально-психологической помощи семьям «Группы риска».

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; сравнительно — сопоставительный анализ изучаемого материала…………….

Список литературы

1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное консультирование. -М. : ВЛАДОС — ПРЕСС, 2008. – 278 с.

2. Безопасность в семье. Безопасность на улице. Безопасность в обществе: методический сборник в помощь специалистам государственных и общественных структур. – Арзамас, 2006. – 194 с.

5 стр., 2176 слов

Психолого-педагогическая поддержка детей группы риска

... подростков способствуют их попаданию в группу риска? - Какие внешние обстоятельства способствуют попаданию подростка в группу риска? - Какие меры следует ... взгляды в подвергались критике за игнорирование социального и психологического (не сводимого к биологии) аспекта личности. В ... не отличается от среднего правши ни по результатам учебы, ни по поведению. Однако педагоги пали жертвой древнего ...

3. Гаранина Е.Ю. Семьеведение : учеб. пособие / Е.Ю. Гаранина. — М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 311 с.

4. Дружинин В.И. Психология семьи / В.И. Дружинин. – М. : Академия, 2006. – 293 с.

5. Дулинова Л., Кумпль Ф., Холостова Е. Развитие социальных услуг в сельских местностях Австрии и Германии. – М. : Дашков и К, 2008. — 42c.

6. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Т.С. Зубкова, Н.В. Тимошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.

7. Елизаров А.Н. Специфика работы психолога с семьями группы риска // Материалы Всероссийской научно — практической конференции «Психологическое обеспечение профилактики социального сиротства и отклоняющегося поведения детей и юношества» 13–15 апреля 2004 года. – М.: Консорциум «Социальное здоровье России», 2004. – С. 114–115.

8. Иванцова А. О работе с проблемными семьями. // Воспитание школьников. -2000 — №10.- С. 18-20.

9. Карабанова. О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учеб. Пособие О.А. Карабанова. — М.: Гардарики, 2009. – 320 с.

10. Кочетов А.И. Начала семейной жизни. Мужчина и женщина» / А. И. Кочетов, А. А. Логинов. – М. : ВЛАДОС, 2005. – 197 с.

11. Липский И.А. Педагогическое прогнозирование / И.А. Липский, Л.Е. Никитина. – М. : Издательство: НОУ ВПО МПСИ, 2008. – 2888 с.

12. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов / Под. Ред. М.А.Галагузовой, Л.В. Мардахаева. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 192 с.

13. Минияров В. М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект) / В.М. Минияров. — М. : Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 256 с. (Серия «Библиотека школьного психолога»).

14. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Я. Олиференко, Т.И. Шульга, И.Ф. Дементьева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 256 с.

15. Основы психологии семьи и семейного консультирования : учебное пособие./ Под. Общ. Ред. Н.Н.Посысоева. – М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2010. – 290 с.

16. Павленок П.Д. Технологии социальной работы с различными группами населения : учеб. пособие / П.Д.Павленок, М.Я.Руднева. — М. : ИНФРА-М, 2009. – 272 с.

17. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В. Петровский. — М.: ЮНИТИ, 2004. — 255 с.

18. Сатир В. Как строить себя и свою семью / В. Сатир. – М. : Академия, 2006. – 178 с.

19. Семья Г.В. Основы психологической защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Развитие личности. — №1. – 2004. – С.12.

20. Состояние и основные направления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних // Ежегодный государственный доклад «О положении детей в Российской Федерации. 2010» / Под ред. Г.Н. Кареловой. — М.: Синергия, 2011. — С. 52.

21. Социальная политика Швеции.- М. : Социальная работа, 2009 – 54 c.

22. Холостова Е. И. Социальная работа с семьей : учебное пособие / Е.И. Холостова. – М. : Дашков и К, 2007. -212 с.

9 стр., 4397 слов

Рабочая программа учебной дисциплины возрастная психология и психология семьи

... Учебное итоговое тестовое задание по курсу: «Возрастная психология и психология семьи» 11 Введение. Современная психология располагает богатейшим материалом, открывающим и объясняющим становление человека ... новорожденности. Условия возникновения, структура, генезис. Его значение для психического развития ребенка. Основные закономерности развития сенсорных процессов в младенческом возрасте. Периоды ...

23. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей // Понятие и типы неблагополучных семей / В.М. Целуйко. – М. : Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. – 272 с.

24. Целуйко В.М. Психология современной семьи / В.М. Целуйко. – М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 2007. – 134 с.

25. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для ВУЗов / М.В. Шакурова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с.

26. Эйдемиллер, Э.Г. Психология и психотерапия семьи [Текст]/ Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис; СПб.: