Психология группы

Психология группы

План:

1. Понятие группы. Виды групп. Функции группы.

2. Групповая сплоченность и напряженность

3. Феномен лидерства

4. Групповые роли

Понятие группы. Виды групп. Функции группы

Каждый из нас значительную часть времени проводит в различных группах. Группа — объединение двух и более людей, взаимодействующих друг с другом, объединенных общей целью и воспринимающих себя как «мы». Психологические характеристики группы:

  1. мнения
  2. интересы
  3. ценности
  4. групповые нормы
  5. цели
  6. потребности

Дж. Морено предложил метод для исследования внутригрупповых процессов — метод социометрии («социального измерения»).

Наиболее распространенные классификации групп:

— по размеру:

  1. Большие (больше 30 человек)
  2. Малые (от 4 до 30 человек)

Связи между членами групп, состоящих из 5-10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности группах.

  1. Микрогруппы (диады и триады)

Диада отличается более высокой удовлетворенностью ее членов ихрупкостью.

В триаде отмечается тенденция объединения двух против одного.

— по непосредственности взаимосвязей группы бывают:

I. реальные — объединения людей, действительно связанных определенными отношениями

П. условные — это объединения людей, не имеющих непосредственных взаимоотношений, прямых контактов друг с другом. Различаются по характеру деятельности, полу, возрасту, национальности и т.д.

— по общественному статусу выделяют такие группы:

а).

официальныеб).

неофициальные

— по характеру структуры группы:

а).

формальные б).

формальные

Признаки

Неформальные группы

Формальные группы

Регламентация структуры

внутренняя

внешняя

Взаимоотношения

неофициальные

официальные

цель

удовлетворение потребностей в общении, привязанности, дружбе, уважении, получении помощи, доминировании и т.д.

выполнение определенных официальных задач

объект внимания

человек (личность)

должность

источник власти лидера

исходит от группы

делегируется руководством

— по уровню развития бывают:

  • группы низкого уровня развития (диффузные группы)
  • группы высокого уровня развития (коллектив)

— по значимости различают:

А).

референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат дляличности образцом

Б).

группы членства

— по времени существования группы бывают:

  1. временные 2. постоянные

Почему люди объединяются у группы и нередко дорожат своим членством в них? Американский социолог Н. Смелзер выделяет 4 функции группы:

  • функция социализации: именно в группе (семье) индивид овладевает рядом необходимых социальных умений и навыков.
  • инструментальная функция состоит в осуществлении той или иной совместной деятельности людей (конвейерная бригада, футбольная команда, отряд спасателей, хореографический ансамбль)
  • экспрессивная функция состоит в удовлетворении потребностей людей в одобрении, уважении и доверии.
  • поддерживающая функция проявляется в том, что люди стремятся к объединению в трудных для них ситуациях

Групповая сплоченность и напряженность

Групповая сплоченность и напряженность являются значимыми моментами в понимании явления групповой динамики.

К. Левин определил сплоченность как тотальное поле сил, заставляющих участников оставаться в группе. Сплоченность, по мнению И. Ялома, является условием достижения группового успеха. Остальные психологи подтверждают факт того, что групповая сплоченность способствует эффективности и действенности групповой работы. Только сплоченная группа помогает самораскрытию участников и допускает открытую конфронтацию мнений.

Чем сплоченнее группа, тем жестче групповой контроль над взглядами и поступками ее членов, тем строже в ней соблюдаются групповые нормы и тем выше степень принятия индивидами групповых ценностных установок.

Осознавая значимость групповой сплоченности, О. Евтихов определяет факторы, влияющие на ее формирование. Итак, групповой сплоченности содействуют:

  • соперничество с другими группами;
  • правильно организованная совместная деятельность в направлении принятых целей и решении личностно значимых для участников задач;
  • удовлетворение личных потребностей участников, связанных с групповой деятельностью;
  • дружеская располагающая атмосфера в группе;
  • позитивные взаимоотношения и симпатии между участниками;
  • ожидание несомненной пользы от совместной деятельности;
  • престиж группы и ее лидера;

Групповая сплоченность является стабилизирующим фактором в группе. Под ее влиянием члены группы чувствуют поддержку и определенную безопасность. Групповая сплоченность позволяет сдерживать проявления напряженности и сохранять группу от распада.

Отрицательной стороной чрезмерной сплоченности группы может быть нежелание ее членов мыслить критически и принимать серьезные решения.

Групповое напряжение в контексте групповой динамики является противоположностью групповой сплоченности. Если групповая сплоченность -это центростремительная сила, направленная на сближение участников и создающая прочные и устойчивые отношения, то групповое напряжение -центробежная сила, разъединяющая участников.

Определим, что приводит к возникновению группового напряжения. Анализ литературы показывает, что групповое напряжение возникает в следующих случаях:

  • несовпадение ожиданий участников с реальной групповой ситуацией;
  • несовпадение актуальных личных устремлений участников;
  • появление неудовлетворенности характером и особенностями межличностного взаимодействия в группе;
  • групповой конфликт и столкновения между участниками;

Групповую напряженность, тем не менее, не следует понимать как нечто негативное и нежелательное в группе. Напряженность является ресурсным и побуждающим фактором. Она ведет к неудовлетворенности и стремлению участников к изменениям.

Феномен лидерства

Каждый из нас, находясь в группе, имеет свой статус и выполняет определенную роль. В литературе чаще остальных статусных ролей рассматривается лидер.

По сравнению с остальными участниками лидер обычно более активен и в большинстве случаев является источником ценностей и норм, составляющих групповое мировоззрение. Поскольку лидер отражает интересы группы, он является и своего рода контролером соответствия действий членов группы общим интересам и поддержания единства группы.

У. Реддин: «Лидер — член группы, чей авторитет, власть и полномочия безоговорочно признаются остальными членами группы, готовыми следовать за ним».

Теоретические подходы к исследованию лидерства:

Характерологический подход — акцент на личных атрибутах;

Универсальный набор черт лидера: высокий уровень энергичности, устойчивость к стрессу, эмоциональная зрелость, честность, уверенность в себе; Мотивация лидера: потребность во власти, в достижении, в аффилиации.

  • Поведенческий подход — акцент на умении построить отношения, оказывать влияние на других, принимать решения, навыках предоставлении и запроса информации;
  • Ситуационный подход — акцент на ситуации, в которой возникает необходимость в руководстве;

Существует множество классификаций лидеров.

В рамках одного из подходов психологический тип лидера складывается из следующих компонентов: эмоциональность, деловитость, информированность. Соответственно выделяются три типа лидеров: эмоциональный, информационный и деловой тип.

Лидер выполняет 3 основные функции: постановка цели, распределение обязанностей, контроль (текущий и итоговый).

В зависимости от того, каким образом реализуются эти функции, выделяют:

  • авторитарных лидеров (ведущим является контроль; цель не ставится)
  • демократических лидеров (все 3 функции гармонично выполняются)
  • либеральных лидеров (контроль отсутствует; ведущим является постановка цели)

Групповые роли

Группа формирует свою структуру, приписывая каждому своему члену одну из ролей. Роль — это набор способов поведения и выполняемых функций, которые представляются уместными и реализуются в данном социальном контексте.

Как зарубежными, так и отечественными авторами рассматривается репертуар групповых ролей в группе.

Л.Г. Почебут и В.А. Чикер отмечают, что структура группы представляет собой иерархическую систему, которая формируется на основе межличностных отношений и состоит из следующих статусных позиций: лидер, принятые, изолированные, отвергнутые.

Лидер — член группы, который имеет наиболее высокий положительный статус: пользуется авторитетом у остальных и имеет на них влияние, определяет алгоритм решения стоящих перед группой задач.

Принятые — члены группы, имеющие средний положительный статус и, как правило, поддерживающие лидера в его усилиях решить задачу.

Изолированные — члены группы, имеющие нулевой статус и самоустранившиеся от участия в групповом взаимодействии. Причиной самоустранения могут быть личностные особенности.

Отвергнутые — члены группы, имеющие отрицательный статус, сознательно или бессознательно отстраненные от участия в решении групповых задач.

Шиндлер выделяет такие групповые роли: лидер; поддерживающий лидера; эксперт; оппозиционер; отверженный.

Р. Бейлз, наблюдая за психокоррекционными группами, выявил два типа поведения, которые необходимы для успешного существования группы: «решение задач» и «оказание поддержки». В соответствии с 2 типами поведения было выделено 2 группы ролей.

Таблица. Классификация групповых ролей Р. Бэйлза.

Роли, связанные

с решением задачи

Роли, связанные

с оказанием поддержки

Инициатор

Предлагает новые идеи и подходы к проблемам и целям группы. Предлагает способы преодоления трудностей и решения задач

Вдохновитель

Поддерживает начинания других, выказывает понимание чужих идей и мнений

Разработчик

Детально прорабатывает идеи и предложения, выдвинутые другими членами группы

Гармонизатор

Служит посредником в ситуациях, когда между членами группы возникают разногласия, и таким образом сохраняет в группе гармонию

Координатор

Комбинирует идеи и предложения и пытается координировать деятельность других членов группы

Примиритель

Поступается в чем-то своим мнением, чтобы привести в соответствие мнения других, и таким образом поддерживает в группе гармонию

Контролер

Направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, и выявляет отклонения от намеченного курса

Диспетчер

Создает возможности для общения, побуждая к нему других членов группы и помогая им, регулирует процессы общения

Оценщик

Критически оценивает работу группы и предложения других, сравнивая их с существующими стандартами выполнения поставленной задачи

Нормировщик

Формулирует или применяет стандарты для оценки происходящих в группе процессов

Погонщик

Стимулирует группу и подталкивает ее членов к действиям, к новым решениям и к тому, чтобы сделать больше уже сделанного

Ведомый

Пассивно следует за группой. Выступает в роли зрителя и слушателя в групповых дискуссиях и при принятии решений

Белбин изучал структуру команды, пришел к выводу, что эффективные команды состоят из людей, роли которых различны и определяются наличием определенных умственных способностей и личностных качеств. Белбин пришел к выводу о необходимости 8 ролей.

Таблица. Командные роли в соответствие с 4 командными функциями

Функция

Роль

Описание роли

Лидерство внутри команды

Лидер

Отвечает за успешность команды в целом, осознает ее сильные и слабые стороны, следит за тем, чтобы команда в полной мере использовала потенциал каждого участника

Организатор

Влияет на усилия команды, обращает внимание на постановку целей и выстраивание приоритетов, стремится структурировать результат ее деятельности. Вместе с лидером определяет направление и конечный продукт деятельности команды

Выполнение работы

Исполнитель

Превращает понятия и планы в практические трудовые процедуры, систематически и эффективно реализует согласованные планы

Генератор идей

Предлагает новые идеи и стратегии, акцентируя наиболее важные моменты, пытается найти новые способы решения проблем, стоящих перед командой

«Отделочник»

Ведет активный поиск аспектов работы, которые нуждаются в особом внимании, а также поддерживает в команде ощущение неотложности, настоятельной необходимости

Внутреннее поддержание команды

«Душа» команды

Поддерживает остальных членов в их сильных сторонах, помогает им компенсировать свои недостатки, улучшает коммуникацию между участниками, развивая командный дух

Контролер-оценщик

Анализирует проблемы, оценивает идеи и предложения, критикует, что необходимо для сосредоточения команды на задаче

Связь с людьми и ресурсами вне команды

Исследователь ресурсов

Связан с идеями, разработками, ресурсами вне команды. Устанавливает внешние контакты, которые могут быть полезны команде в ее деятельности

Важно помнить, что в чистом виде какие-либо роли встречаются довольно редко. Кроме того, «роли и их распределение меняются, а иногда это происходит несколько раз».